МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ ПОТ РМ-007-98. Постановление. Министерство труда и социального развития РФ. 20.03.98 16


Страницы: 1  2  3  4  5  


     9.26. Выдача взамен средств индивидуальной защиты материалов  для
их изготовления или денежных сумм для их приобретения не допускается.
     При невыдаче в срок средств индивидуальной защиты,  установленных
Типовыми   отраслевыми   нормами,  и  приобретении  их  самостоятельно
работником работодатель обязан  возместить  работнику  затраты  на  их
приобретение.
     9.27. Средства индивидуальной защиты должны отвечать  требованиям
государственных    стандартов,    технических   условий,   требованиям
технической эстетики  и  эргономики  и  обеспечивать  высокую  степень
защитной эффективности и удобство при эксплуатации.
     9.28. Контроль  за  обеспечением  и  правильностью  использования
средств индивидуальной защиты должен возлагаться  на  непосредственных
руководителей работ.

               10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

     10.1. Контроль   за   соблюдением   настоящих   Правил  и  других
нормативных правовых актов по охране труда в организации независимо от
организационно  -  правовой  формы  и формы собственности осуществляют
органы    государственной    инспекции    труда,     госгортехнадзора,
главгосэнергонадзора, государственного санитарно - эпидемиологического
надзора по подконтрольным им объектам,  госпожнадзора  и  др.,  служба
охраны  труда  организации  и органы внутриведомственного контроля (по
подчиненности).
     Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет
профсоюзный  комитет  организации  или иные уполномоченные работниками
представительные органы и техническая инспекция труда профессиональных
союзов.
     Высший надзор за правильным и единообразным исполнением законов о
труде  на  территории  Российской  Федерации  осуществляет Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные ему  органы  прокурорского
надзора.
     10.2. Ответственность за состояние  охраны  труда  в  организации
несет  работодатель.  Ответственность  за  выполнение  правил,  норм и
инструкций по охране  труда,  за  обеспечение  здоровых  и  безопасных
условий труда несут руководители структурных подразделений.
     10.3. Руководители   и   специалисты,   виновные   в    нарушении
законодательства   о   труде   и   правил   по   охране  труда,  несут
ответственность  (дисциплинарную,   административную,   уголовную)   в
порядке,   установленном   законодательством  Российской  Федерации  и
субъекта Российской Федерации.
     10.4. Выдача   должностными   лицами   указаний  и  распоряжений,
принуждающих подчиненных к нарушению требований Правил,  равно  как  и
непринятие  мер  по  устранению  нарушений  Правил,  совершаемых  в их
присутствии подчиненными,  являются грубейшими  нарушениями  настоящих
Правил.
     10.5. За нарушение требований законодательных и иных  нормативных
правовых   актов  по  охране  труда  работники  могут  привлекаться  к
дисциплинарной,  административной  и   уголовной   ответственности   в
порядке,   установленном   законодательством  Российской  Федерации  и
субъекта Российской Федерации.
     10.6. Отказ  работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения
тяжелых  работ  и  работ  с вредными или опасными условиями труда,  не
предусмотренных трудовым договором,  не  влечет  для  него  каких-либо
необоснованных последствий.

                                                          Приложение 1

                               ПОРЯДОК

           ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КЛЮЧ-МАРКИ НА ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
              КРАНЫ И КЛЮЧЕЙ ОТ ВЫХОДОВ НА КРАНОВЫЕ ПУТИ

     1. В  целях  предупреждения   несчастных   случаев   при   работе
грузоподъемных  кранов в результате несогласованных действий машиниста
крана и стропальщиков,  а также работников,  занятых  на  ремонте  или
обслуживании кранов,  исключения возможности включения защитной панели
крана и управления им работниками,  не имеющими на это право, вводится
марочная  система,  определяющая  порядок  допуска на кран крановщика,
помощника крановщика,  работников для  выполнения  ремонтных  работ  и
обслуживания крана, крановых путей.
     2. Марочная система распространяется на  грузоподъемные  краны  с
электрическим приводом.
     3. Вводное устройство  (защитная  панель)  грузоподъемного  крана
оборудуется индивидуальным контактным замком с ключом.
     4. Ключ -  марка  предназначена  для  замыкания  цепи  управления
грузоподъемного крана и относится к приборам безопасности.
     5. Конструкция замка должна  быть  такой,  чтобы  ключ  из  замка
вынимался только при отключенном положении разъединителя.
     6. На ключе -  марке  должен  быть  выбит  регистрационный  номер
грузоподъемного крана.
     7. Приемка грузоподъемного крана крановщиком осуществляется после
получения им ключ - марки.
     8. Ключ - марки неработающих грузоподъемных  кранов  и  ключи  от
входов  на  крановые  пути  должны  храниться  в  специальном  ящике в
кабинете начальника смены.
     9. Ящик  с  ключ - марками должен быть постоянно закрыт на замок.
Ключ от замка ящика должны иметь начальники смен,  механик и энергетик
цеха.
     10. Ключ - марка  выдается  начальником  смены  крановщику  перед
началом смены.
     11. Лица,  ответственные за выдачу ключ - марки,  передают их  по
сменам под расписку.
     12. При  уходе  из  кабины  управления  грузоподъемного  крана  в
течение  смены  крановщик обязан выключить рубильник защитной панели и
вынуть из замка ключ - марку.
     13. Категорически  запрещается  передавать  ключ  - марку другому
лицу, оставлять его в кабине грузоподъемного крана.
     14. По  окончании работы на грузоподъемном кране крановщик обязан
возвратить  ключ  -  марку  на  место  хранения  в   установленном   в
организации порядке.
     15. Перед выводом грузоподъемного крана в  ремонт  ключ  -  марка
передается лицу, ответственному за ремонт крана.
     16. При осмотре и регулировке  механизмов  и  электрооборудования
крана  включение  механизмов  крановщик  должен производить по сигналу
(команде) лица, производящего осмотр.
     17. При   осмотре   (ремонте)   грузоподъемного  крана  работники
(слесарь,  электромонтер) должны вывесить на ручку рубильника защитной
панели  крана  плакат:  "Не  включать  -  работают люди",  и на период
осмотра  (ремонта)  ключ   -   марка   должна   находиться   у   лица,
ответственного за осмотр (ремонт) крана.
     18. После окончания осмотра (ремонта) работники, производящие эти
работы (слесарь,  электромонтер),  обязаны снять плакат "Не включать -
работают  люди",  возвратить  ключ  -  марку  крановщику   или   лицу,
ответственному  за  его  хранение,  и  произвести  запись  в вахтенном
журнале об устранении неисправности.
     19. На  период  проведения  ремонта  (среднего  или капитального)
грузоподъемного  крана  ключ  -  марка  должна  находиться   у   лица,
ответственного за проведение ремонта крана.  Фамилия этого лица должна
быть записана в вахтенном журнале и в наряде - допуске.
     20. Ключами  от  входов на крановый путь разрешается пользоваться
только лицам,  ответственным за  содержание  грузоподъемных  кранов  в
исправном состоянии при выполнении ремонтных работ по наряду - допуску
и начальникам смен в случае эвакуации крановщика через  крановый  путь
при  вынужденной  остановке  грузоподъемного  крана  не  у  посадочной
площадки.
     21. Работники,  обслуживающие  грузоподъемные  краны (крановщики,
слесари,  электромонтеры),  должны быть  ознакомлены  под  расписку  с
настоящим Положением при введении его в действие.
     22. За нарушение  Положения  о  применении  марочной  системы  на
грузоподъемные   краны   или   утерю  ключ  -  марки  виновные  должны
привлекаться   к   ответственности   в   соответствии   с    порядком,
установленным в организации.

                                                          Приложение 2

                 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
           ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ КРАНАМИ ----------------

----------------------------------------------------------------------
|          Операция           |              Сигнал                  |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Поднять груз или крюк       | Прерывистое движение рукой вверх на  |
|                             | уровне пояса, ладонь обращена вверх, |
|                             | рука согнута в локте                 |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Опустить груз или крюк      | Прерывистое движение рукой вниз      |
|                             | перед грудью, ладонь обращена вниз,  |
|                             | рука согнута в локте                 |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Передвинуть кран (мост)     | Движение вытянутой рукой, ладонь     |
|                             | обращена в сторону требуемого        |
|                             | движения                             |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Передвинуть тележку         | Движение рукой, согнутой в локте,    |
|                             | ладонь обращена в сторону            |
|                             | требуемого движения тележки          |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Повернуть стрелу            | Движение рукой, согнутой в локте,    |
|                             | ладонь обращена в сторону            |
|                             | требуемого движения стрелы           |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Поднять стрелу              | Движение вверх вытянутой рукой,      |
|                             | предварительно опущенной до          |
|                             | вертикального положения, ладонь      |
|                             | раскрыта                             |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Опустить стрелу             | Движение вниз вытянутой рукой,       |
|                             | предварительно поднятой до           |
|                             | вертикального положения, ладонь      |
|                             | раскрыта                             |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Стоп (прекратить подъем или | Резкое движение рукой вправо и влево |
| передвижение)               | на уровне пояса, ладонь обращена     |
|                             | вниз                                 |
|-----------------------------|--------------------------------------|
| Осторожно (применяется      | Кисти рук обращены ладонями одна к   |
| перед подачей какого-либо   | к другой на небольшом расстоянии,    |
| из перечисленных выше       | руки при этом подняты вверх          |
| сигналов при необходимости  |                                      |
| незначительного             |                                      |
| перемещения)                |                                      |
----------------------------------------------------------------------

     Рекомендуемая форма стропальщика:  жилет и каска - желтого цвета,
рубашка - голубого, повязка - красного.

                                                          Приложение 3

                                                         Рекомендуемое

             НАРЯД-ДОПУСК N -----------------------------
             НА ПРАВО ВЫХОДА НА КРАНОВЫЕ ПУТИ И ПРОХОДНЫЕ
           ГАЛЕРЕИ МОСТОВЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ КОНСОЛЬНЫХ КРАНОВ
              ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ И ДРУГИХ РАБОТ

     1. Выдан "--" -------------- 19-- г.   в ----- час. ----- мин.
     2. Ответственному  исполнителю работ ----------------------------
                                                   (фамилия, инициалы)
поручается с бригадой в составе ------------------- человек произвести
следующие работы -----------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     3. Место работы (цех, пролет) -----------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     4. Для   обеспечения   техники   безопасности  при  подготовке  и
выполнении работ Вам предлагается выполнить следующие меры:
     а) по предупреждению поражения электрическим током --------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     б) по предупреждению падения с высоты ---------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     в) по предупреждению травмирования действующими кранами ---------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     г) по предупреждению выхода на крановые пути действующих кранов и
кранов смежного пролетов ---------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
     д) предупреждены  с  записью  в вахтенном журнале крановщики всех
смен пролета (цеха) кранов и крановщики смежных пролетов кранов ------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

                            СОСТАВ БРИГАДЫ

----------------------------------------------------------------------
|       Состав бригады      |    Подпись членов бригады после        |
| (фамилия, имя, отчество,  |  ознакомления с условиями работы       |
|         профессия)        |       и мерами безопасности            |
|---------------------------|----------------------------------------|
|                           |                                        |
----------------------------------------------------------------------

                           -------------------------------------------
                               (подпись начальника цеха или прораба, в
                              подчинении которого находятся работники,
                                                 производившие ремонт)

     6. Работы начать в ---- час. ---- мин. "--" ------------- 19-- г.
     7. Наряд-допуск выдал -------------------------------------------
                                      (подпись начальника цеха или его
                                          заместителя по оборудованию)
     8. С  условиями  работы  ознакомлен  и  наряд  -  допуск  получил
ответственный исполнитель --------------------------------------------
                                                             (подпись)

     Примечания. 1. Наряд - допуск на право выхода на рельсовые пути и
проходные галереи мостовых кранов для производства ремонтных и  других
работ  выдается  согласно  приказу  по  организации руководителю работ
(начальнику цеха,  участка,  прорабу,  в подчинении которых  находятся
работники, производившие ремонт).
     2. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах.  Первый экземпляр
выдается  крановщику,  второй  выдается  ответственному  производителю
работ.

                                                          Приложение 4

                                                         Рекомендуемое

                  НАРЯД-ДОПУСК N -------------------
                 НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНОМ ВБЛИЗИ
                   ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

                                    ----------------------------------
                                            (наименование организации)
                                    ----------------------------------

     Наряд выдается  на производство работ на расстоянии не менее 30 м
от крайнего провода линии электропередачи напряжением 42 В и выше.
     1. Крановщику  --------------------------------------------------
                       (фамилия, имя, отчество)
----------------------------------------------------------------------
                  (тип крана, регистрационный номер)
     2. Выделенного  для работы --------------------------------------
                                        (организация, выделившая кран)
     3. На участке ---------------------------------------------------
                             (организация, которой выделен кран, место
----------------------------------------------------------------------
        производства работ, строительная площадка, склад, цех)
     4. Напряжение  линии электропередачи ----------------------------
     5. Условия работы -----------------------------------------------
                                (необходимость снятия напряжения линии
----------------------------------------------------------------------
  электропередачи, наименьшее допустимое при работе крана расстояние
----------------------------------------------------------------------
    по горизонтали от крайнего провода до ближайших частей крана,
----------------------------------------------------------------------
         способ перемещения груза и другие меры безопасности)
     6. Условия передвижения крана -----------------------------------
                                       (положение стрелы и другие меры
----------------------------------------------------------------------
                            безопасности)
     7. Начало работы ----- час. ----- мин. "--" ------------ 19-- г.
     8. Окончание работы ----- час. ---- мин. "--" ---------- 19-- г.
     9. Ответственный за безопасное производство работ кранами -------
----------------------------------------------------------------------
               (должность, фамилия, имя, отчество, дата
                    и номер приказа о назначении)

     10. Стропальщик  ------------------------------------------------
                                              (фамилия, имя, отчество)
----------------------------------------------------------------------
        (номер удостоверения, дата последней проверки знаний)
     11. Разрешение на работу крана в охранной зоне ------------------
                                                         (организация,
----------------------------------------------------------------------
            выдавшая разрешение, номер и дата разрешения)
     12. Наряд выдал главный инженер (энергетик) ---------------------
----------------------------------------------------------------------
                        (организация, подпись)
     13. Необходимые меры безопасности, указанные в п. 5, выполнены --
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

Лицо, ответственное за безопасное производство работ -----------------
                                                             (подпись)

                                            "--" ----------- 19-- года

     14. Инструктаж получил крановщик --------------------------------
                                                             (подпись)

                                            "--" ----------- 19-- года
------------------------------
     Примечания. 1.  Наряд  -  допуск выписывается в двух экземплярах:
первый выдается  крановщику,  второй  -  ответственному  производителю
работ.
     2. Пункт 11 заполняется в случае работы  крана  в  охранной  зоне
линий электропередачи.
     3. Работы вблизи линий электропередачи выполняются в  присутствии
и  под  руководством  лица,  ответственного за безопасное производство
работ кранами.

                                                          Приложение 5

                                                         Рекомендуемое

                                 АКТ

        СДАЧИ-ПРИЕМКИ КРАНОВОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

----------------------------------------------------------------------
                            (организация)

                                       "--" ---------------- 19-- года

Адрес объекта --------------------------------------------------------
Тип, заводской и регистрационный номера крана ------------------------
----------------------------------------------------------------------

                            Рельсовый путь

Длина пути -----------------------------------------------------------
Наличие проектной документации ---------------------------------------
                                                 (разработчик проекта)
Соответствие конструкции рельсового пути проектной документации ------
----------------------------------------------------------------------
Наличие акта сдачи - приемки земляного полотна под устройство верхнего
строения пути --------------------------------------------------------
Произведена обкатка пути проходами крана:
без груза ------------------------------------------------------------
с максимальным рабочим грузом ----------------------------------------
Результаты измерений:
размер колеи, мм -----------------------------------------------------
прямолинейность, мм --------------------------------------------------
продольный уклон -----------------------------------------------------
поперечный уклон -----------------------------------------------------
упругая посадка, мм --------------------------------------------------
Наличие и исправность включающих линеек ------------------------------
Наличие и исправность тупиковых упоров -------------------------------

                           Заземление пути

Конструкция заземления -----------------------------------------------
Место расположения и длина заземления --------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Наименование, тип   и   номер   прибора  для  измерения  сопротивления
заземления -----------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
Место измерения ------------------------------------------------------
Погода в течение последних трех дней и в день производства измерений -
----------------------------------------------------------------------
Сопротивление измерения, Ом ------------------------------------------
Заземление пути:
     удовлетворяет нормам  -------------------------------------------
     не удовлетворяет нормам -----------------------------------------

Заземление рельсового пути выполнил ----------------------------------
                                                         (организация,
----------------------------------------------------------------------
                     должность, фамилия, подпись)
Измерение сопротивления заземления выполнил --------------------------
                                                         (организация,
----------------------------------------------------------------------
                     должность, фамилия, подпись)

Работы по устройству кранового пути выполнил и сдал
---------------------------------------------------
(организация, должность, фамилия, подпись)

Крановый путь принял в эксплуатацию
---------------------------------------------------
(организация, должность, фамилия, подпись)

                                                          Приложение 6

              СХЕМЫ СТРОПОВКИ НЕШТАБЕЛИРУЕМЫХ ГРУЗОВ (*)

     Строповка валов
     Строповка коленчатого вала двигателя
     Строповка барабанов и обечаек
     Строповка шестерен, шкивов, венцов, маховиков, бандажей
     Строповка кубиков и дисков
     Строповка бухт проволоки, короба
     Строповка деталей пресса
     Строповка конусных деталей
     Строповка корпусов и рам
     Строповка оборудования, узлов и деталей
     Строповка малогабаритных ферм
     Строповка арочной фермы балансирной траверсой
     Строповка железобетонной фермы балансирной траверсой
     Строповка легких колонн
     Строповка крупного камня
--------------------------------
     (*) Рисунки не приводятся.


                                                          Приложение 7

               СХЕМЫ СТРОПОВКИ ШТАБЕЛИРУЕМЫХ ГРУЗОВ (*)

     Строповка листового металла групповым стропом
     Строповка листового металла рычажно - эксцентриковыми захватами
     Строповка листового металла с помощью слесарных струбцин
     Подхват для строповки пакета листового металла
     Строповка болванки спаренными клещевыми захватами
     Строповка профильного стального проката
     Строповка пакета траверс высоковольтной опоры
     Строповка пирамидообразной конструкции высоковольтной опоры
     Захват Ларина
     Строповка круглых болванок
     Полуавтоматическая строп - удавка
     Строповка прямоугольной конструкции специальным стропом
     Схема строповки железобетонных изделий
     Строповка лестничного марша
     Строповка перегородки траверсным захватом
     Строповка крупногабаритной плиты специальным траверсом
     Клещевой захват для ящиков
     Захват для деревянных бочек
     Строповка кирпича на поддоне Черны вилочным подхватом
     Строповка кирпича на поддоне Широкова
     Строповка бревен захватом - траверсой
     Строповка подтоварника универсальными стропами
     Строповка бревен облегченным стропом со свободным крюком
     Поштучная строповка бревен
     Строповка пиломатериалов рамным захватом
--------------------------------
     (*) Рисунки не приводятся.

                                                          Приложение 8

                 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ГРУЗОВ

     1. В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы
классифицируются на следующие группы:
     1.1. Штучные нештабелируемые грузы -  металлические  конструкции,
двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и
т.д.  Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее  многочисленна  и
разнообразна  по форме,  поэтому единых типовых способов строповки их,
пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
     1.2. Штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь,  трубы, лесо-
и пиломатериалы,  кирпич,  шлакоблоки, типовые железобетонные изделия,
плиты,  панели,  блоки,  балки,  лестничные марши,  ящики, бочки и др.
изделия геометрически правильной формы.
     1.3. Насыпные   грузы  -  транспортируются  в  таре,  грейферами,
транспортерами и др.  Складируются  в  штабеля,  определяющиеся  углом
естественного  откоса  материала и ограничивающих поверхностей (уголь,
торф,  шлак,  песок,  щебень,  цемент,  известь,  мелкая металлическая
стружка и т.п.).
     1.4. Полужидкие пластичные грузы - грузы, обладающие способностью
некоторое  время  сохранять  приданную  форму  или  с течением времени
затвердевать.  К таким  грузам  относятся  бетонные  массы,  растворы,
известковое  тесто,  битумы,  смазывающие  вещества  и  т.п.  Вязкость
полужидких грузов и зависание их на стенках емкостей  транспортирующих
средств,  способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и
др.  грузы)  затрудняют  их  транспортировку.   Такие   грузы   должны
транспортироваться в специальной таре.
     1.5. Жидкие   грузы  -  грузы,  не  имеющие  определенной  формы,
транспортируются в бочках,  бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д.
(вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики и
т.д.).
     1.6. Газообразные грузы транспортируются обычно под  давлением  в
баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.
     2. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:
     2.1. Легковесные  грузы  -  грузы  массой не более 250 кг.  К ним
относятся такие материалы,  как войлок,  кожа,  пакля,  фанера,  сухая
штукатурка, легкие детали машин и др.
     2.2. Тяжеловесные  грузы  -  грузы,  масса  которых  находится  в
пределах  от  250  кг  до  50  т.  К тяжеловесным грузам относятся все
штабелируемые,  насыпные,  полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы,
масса которых не превышает 50 т.
     2.3.Весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К
ним  относятся  штучные  нештабелируемые грузы.  Строповка этих грузов
разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
     2.4. Мертвые  грузы  - особая категория грузов неизвестной массы.
Мертвыми  считаются  грузы,  закрепленные  на   фундаменте   анкерными
болтами,  зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом,
а также поднимаемые при косой чалке.  Поднимать мертвые  грузы  краном
запрещается.
     3. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на  габаритные
и негабаритные:
     3.1. Габаритный  груз  -  груз,  размеры  которого  не  превышают
габариты  подвижного  состава  железных дорог,  а для автомобильного и
другого вида наземного безрельсового транспорта - норм,  установленных
Правилами дорожного движения Российской Федерации.
     3.2. Негабаритный  груз  -  груз,  размеры  которого  выходят  за
габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового
транспорта.  Негабаритными грузами могут быть большие  котлы,  машины,
трансформаторы  и т.п.  Размеры нарушений габарита не должны превышать
определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет
сокращения  зазора  между габаритами приближения строений и подвижного
состава.
     В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на
пять степеней негабаритности,  каждая из которых имеет свои предельные
очертания.
     На негабаритном  грузе  при  перевозке  его  по  железной  дороге
указывается соответствующая степень негабаритности.
     4. Длинномерные грузы составляют особую группу грузов  (детали  и
узлы крупных машин,  оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые
перевозятся на специальных железнодорожных платформах  или  трайлерах.
Негабаритные,  сверхгабаритные  и  длинномерные  грузы  разрешаются  к
перевозке в вагонах или на платформах только после  утверждения  схемы
погрузки отделением или управлением железной дороги.
     5. Грузы  по  степени  и  характеру   опасности   разделяются   в
соответствии с ГОСТ 19433 на 9 классов опасности (табл. 1).

                                                             Таблица 1

                       КЛАССЫ ОПАСНОСТЕЙ ГРУЗОВ

--------------------------------------------------------------------------
| Класс | Подкласс |              Наименование подкласса                 |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1.                          Взрывчатые материалы (ВМ)                  |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  1.1.    | Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой     |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  1.2.    | Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой        |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  1.3.    | Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся |
|       |          | массой                                              |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  1.4.    | Взрывчатые материалы, не представляющие             |
|       |          | значительной опасности                              |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  1.5.    | Очень нечувствительные взрывчатые материалы         |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2.        Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением          |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  2.1.    | Невоспламеняющиеся неядовитые газы                  |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  2.2.    | Ядовитые газы                                       |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  2.3.    | Воспламеняющиеся (горючие) газы                     |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  2.4.    | Ядовитые и воспламеняющиеся газы                    |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3.                  Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)               |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  3.1.    | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой       |
|       |          | воспламенения менее 18 град. C в закрытом тигле     |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  3.2.    | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой       |
|       |          | воспламенения не менее 18 град. C, но менее         |
|       |          | 23 град. C в закрытом тигле                         |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  3.3.    | Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой       |
|       |          | воспламенения не менее 23 град. C, но не более      |
|       |          | 61 град. C в закрытом тигле                         |
|------------------------------------------------------------------------|
| 4.          Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ)               |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  4.1.    | Легковоспламеняющиеся твердые вещества              |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  4.2.    | Самовозгорающиеся вещества                          |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  4.3.    | Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при      |
|       |          | взаимодействии с водой                              |
|------------------------------------------------------------------------|
| 5.      Окисля   ю щие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)     |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  5.1.    | Окисляющие вещества                                 |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  5.2.    | Органические пероксиды                              |
|------------------------------------------------------------------------|
| 6.        Ядов   и тые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ)      |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  6.1.    | Ядовитые вещества                                   |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  6.2.    | Инфекционные вещества                               |
|------------------------------------------------------------------------|
| 7.                   Радиоактивные материалы (РМ)                      |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  7.1.    | Радиоактивные материалы на подклассы не разделены   |
|------------------------------------------------------------------------|
| 8.                   Едкие или коррозионные вещества                   |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  8.1.    | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие     |
|       |          | кислотными свойствами                               |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  8.2.    | Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие     |
|       |          | основными свойствами                                |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  8.3.    | Разные едкие и коррозионные вещества                |
|------------------------------------------------------------------------|
| 9.                   Прочие опасные вещества                           |
|------------------------------------------------------------------------|
|       |  9.1.    | Газы, не отнесенные к классам 1 - 8                 |
|-------|----------|-----------------------------------------------------|
|       |  9.2.    | Газы, обладающие видами опасности, проявление       |
|       |          | которых представляет опасность при их               |
|       |          | транспортировке навалом водным транспортом          |
--------------------------------------------------------------------------

     6. Для  подъема  груза  должны  быть  известны  его масса,  центр
тяжести и схема строповки, при этом:
     6.1. Определение массы груза может быть произведено по формулам:
     Для простых грузов - Q = mV;
     Для сложных грузов - Q = mEVi; где:
     Q - масса груза,
     m - удельная масса (численно равна плотности) материала,
     V - объем груза,
     EVi - сумма всех частей объемов груза;
     Удельная масса  часто  встречающихся материалов приведена в табл.
2.

                                                             Таблица 2

                      УДЕЛЬНАЯ МАССА МАТЕРИАЛОВ

-------------------------------------------------------------------------
|  Материалы   | Удельная масса,  |     Материалы     | Удельная масса, |
|              |    кг/куб. м     |                   |    кг/куб. м    |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Алюминий     |   2550 - 2700    | Олово             |      7300       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Бетон        |      2200        | Парафин           |       900       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Вода         |      1000        | Свинец            |     11300       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Вольфрам     |     19300        | Сталь:            |                 |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Древесина:   |                  |  твердая          |      7300       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
|  береза      |       700        |  расплавленная    |      7500       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
|  дуб         |       800        | Цинк              |   6900 - 7300   |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Сосна        |       500        | Чугуны:           |                 |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Земля, глина |   1300 - 2500    |  белый            |      7650       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Песчаник     |   2200 - 2500    |  ковкий           |      7300       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Песок:       |                  |  серый            |      7550       |
|  сухой       |   1400 - 1600    | Уголь             |       900       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
|  влажный     |   1900 - 2000    | Кокс              |       450       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Кирпичная    |                  | Азот жидкий       |       790       |
| кладка       |   1420 - 1700    | Бензин            |       700       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Латунь       |      8500        | Воздух (жидкий)   |       860       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Лед          |       900        | Керосин           |       800       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Медь         |      8900        | Кислород (жидкий) |      1140       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Мел          |      2400        | Мазут             |       900       |
|--------------|------------------|-------------------|-----------------|
| Никель       |      8900        |                   |                 |
-------------------------------------------------------------------------

     7. При  выборе  мест  строповки   груза   необходимо   определить
расположение   центра  тяжести  поднимаемого  груза  для  того,  чтобы
избежать  возможной  аварийной  перегрузки  отдельных  ветвей  стропов
грузоподъемных    средств,   потерю   устойчивости   и   опрокидывание
поднимаемого груза.
     Объем и  расположение центра тяжести простых геометрических фигур
приведены в табл. 3 (*).
--------------------------------
     (*) Не приводится.

                                                          Приложение 9

         НОРМЫ БРАКОВКИ СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

     Браковка съемных  грузозахватных  приспособлений,  находящихся  в
эксплуатации,   должна  производиться  согласно  нормативным  правовым
актам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.
     При отсутствии у владельца нормативных  правовых  актов  браковку
элементов  канатных  и  цепных  стропов  производят  в  соответствии с
рекомендациями, приведенными в настоящем Положении.
     Канатный строп  подлежит  браковке,  если  число  видимых обрывов
наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

-------------------------------------------------------------------
|  Стропы из канатов  | Число видимых обрывов проволок на участке |
|   двойной свивки    |          канатного стропа длиной          |
|                     |-------------------------------------------|
|                     |      3d      |      6d      |    30d      |
|                     |--------------|--------------|-------------|
|                     |      4       |       6      |     16      |
-------------------------------------------------------------------

     Примечание. d - диаметр каната, мм.
     Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более  3%
от  первоначального  размера  (рис.  1)  (*) и при уменьшении диаметра
сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2) (*).
--------------------------------
     (*) Не приводятся.


                                                         Приложение 10

             НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

     1. Браковку   канатов   грузоподъемных   машин,   находящихся   в
эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим Приложением.
     Для оценки    безопасности   использования   канатов   используют
следующие критерии:
     а) характер  и  число  обрывов проволок (рис.  1 - 3) (*),  в том
числе наличие  обрывов  проволок  у  концевых  заделок,  наличие  мест
сосредоточения   обрывов  проволок,  интенсивность  возрастания  числа
обрывов проволок;
--------------------------------
     (*) Не приводятся.

     б) разрыв пряди;
     в) поверхностный и внутренний износ;
     г) поверхностная и внутренняя коррозия;
     д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
     е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери
внутреннего сечения);
     ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания
проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
     з) повреждения  в  результате  температурного   воздействия   или
электрического дугового разряда.
     2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками,
следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
     Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а
также   транспортирующих   расплавленный   или   раскаленный   металл,
огнеопасные  и  ядовитые  вещества,  бракуют  при  вдвое меньшем числе
обрывов проволок.
     3. При  уменьшении  диаметра  каната  в результате поверхностного
износа (рис.  4) (*) или коррозии (рис.  5)  (*)  на  7%  и  более  по
сравнению  с  номинальным  диаметром  канат подлежит браковке даже при
отсутствии видимых обрывов проволок.
--------------------------------
   (*) Не приводятся.

                                                             Таблица 1

               ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК, ПРИ НАЛИЧИИ
      КОТОРЫХ КАНАТЫ ДВОЙНОЙ СВИВКИ, РАБОТАЮЩИЕ СО СТАЛЬНЫМИ
                  И ЧУГУННЫМИ БЛОКАМИ, БРАКУЮТСЯ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Число    | Конструкции канатов по  | Тип    |   ГОСТ  |            Группа классификации (режима)                        |
|   несущих   |  ИСО и государственным  | свивки |    на   |                     механизма                                   |
| проволок в  |       стандартам        | ки     |  канат  |-----------------------------------------------------------------|
|  наружных   |                         |        |         |     М1, М2, М3 и М4            |     М5 , М6, М7 и М 8          |
|   прядях    |                         |        |         |--------------------------------|--------------------------------|
|             |                         |        |         |  крестовая    | односторонняя  |  крестовая    | односторонняя  |
|             |                         |        |         |   свивка      | свивка         |   свивка      | свивка         |
|             |                         |        |         |               |                |               |                |
|             |                         |        |         |-----------------------------------------------------------------|
|             |                         |        |         |                      на участке длиной                          |
|             |                         |        |         |-----------------------------------------------------------------|
|             |                         |        |         |  6d   |  30d  |  6d   |  30d   |  6d   |  30d  |  6d   |  30d   |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
|             | 6 x 7 (6/1)             |        |         |   2   |   4   |   1   |   2    |   4   |   8   |   2   |   4    |
| n (= 50     | 6 x 7 (1 + 6) + 1 x     | ЛК-О   | 3066-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 7 (1 + 6)               |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.  | ЛК-О   | 3069-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 8 x 6 (0 + 6) + 9 о.с.  | ЛК-О   | 3097-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
|             | 6 x 19 (9/9/1)*         |        |         |   3   |   6   |   2   |   3    |   6   |   12  |   3   |   6    |
| 51 (= n (=  | 6 x 19 (1 + 9 + 9) +    | ЛК-О   | 3077-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
| 75          | 1 о.с.                  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 19 (1 + 9 + 9) +    | ЛК-О   | 3081-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 7 x 7 (1 + 6)*          |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 76 (= n (=  | 18 x 7 (1 + 6) + 1 о.с. | ЛК-О   | 7681-80 |   4   |   8   |   2   |   4    |   8   |   16  |   4   |   8    |
| 100         |                         |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
|             | 8 x 19 (9/9/1)*         |        |         |   5   |   10  |   2   |   5    |   10  |   19  |   5   |   10   |
| 101 (= n (= | 6 x 19 (12/6/1)         | ЛК-О   | 3066-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
| 120         | 6 x 19 (12/6 + 6F/1)    | ЛК-О   | 3069-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 25FS (12/12/1)*     | ЛК-О   | 3097-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 19 (1 + 6 + 6/6) +  | ЛК-Р   | 14954-80|       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 7 x 7 (1 + 6)           |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 19 (1 + 6 + 6/6) +  | ЛК-Р   | 2688-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 1 о.с.                  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 25 (1 + 6); 6 +     | ЛК-З   | 7665-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 12) + 1 о.с.            |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 25 (1 + 6);         | ЛК-З   | 7667-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6) |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 121 (= n (= | 8 x 16 (0 + 5 + 11) +   | ТК     | 3097-80 |   6   |   11  |   3   |   6    |   11  |   22  |   6   |   11   |
| 140         | 9 о.с.                  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 141 (= n (= | 8 x 19 (12/6 + 6F/1)    |        |         |   6   |   13  |   3   |   6    |   13  |   26  |   6   |   13   |
| 160         | 8 x 19 (1 + 6 + 6/6) +  | ЛК-Р   | 7670-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 1 о.с.                  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 161 (= n (= | 6 x 36 (14/7 + 7/7/1)*  |        |         |   7   |   14  |   4   |   7    |   14  |   29  |   7   |   14   |
|             | 6 x 30 (0 + 15 + 15) +  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
| 180         | 7 о.с.                  | ЛК-О   | 3083-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 36 (1 + 7 + 7/7 +   |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 14) + 1 о.с.*           | ЛК-РО  | 7668-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 36 (1 + 7 + 7/7 +   |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 14) + 7 x 7 (1 + 6)*    | ЛК-РО  | 7669-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 181 (= n (= | 6 x 31 (1 + 6 + 6/6 +   |        |         |   8   |   16  |   4   |   8    |   16  |   32  |   8   |   16   |
|             | 12) + 1 о.с.            |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
| 200         | 6 x 31 (1 + 6 + 6/6 +   |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 7 x 7 (1 + 6)           |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 6 x 37 (1 + 6 + 15 +    | ТЛК-О  | 3079-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 15) + 1 о.с.            |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 201 (= n (= | 6 x 41 (16/8 + 8/8/1)*  |        |         |   9   |   18  |   4   |   9    |   18  |   38  |   9   |   18   |
| 220         |                         |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 221 (= n (= | 6 x 37 (18/12/6/1)      |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
| 240         | 18 x 19 (1 + 6 + 6/6) + | ЛК-Р   | 3088-80 |       |       |       |        |       |       |       |        |
|             | 1 о.с.                  |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 241 (= n (= |                         |        |         |   10  |   21  |   5   |   10   |   21  |   42  |   10  |   21   |
| 260         |                         |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 261 (= n (= |                         |        |         |   11  |   22  |   6   |   11   |   22  |   45  |   11  |   22   |
| 280         |                         |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 281 (= n (= |                         |        |         |   12  |   24  |   6   |   12   |   24  |   48  |   12  |   24   |
| 300         |                         |        |         |       |       |       |        |       |       |       |        |
|-------------|-------------------------|--------|---------|-------|-------|-------|--------|-------|-------|-------|--------|
| 300 (= n    |                         |        |         | 0,04n | 0,08n | 0,02n | 0,04n  | 0,08n | 0,16n | 0,04n | 0,08n  |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------
     Примечания. 1.  n  -  число  несущих  проволок  в наружных прядях
каната; d - диаметр каната, мм.
     2. Проволоки   заполнения   не  считаются  несущими,  поэтому  не
подлежат учету.  В канатах с  несколькими  слоями  прядей  учитываются
проволоки  только  видимого  наружного  слоя.  В  канатах  со стальным
сердечником  последний  рассматривается  как  внутренняя  прядь  и  не
учитывается.
     3. Число обрывов  не  следует  путать  с  количеством  оборванных
концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
     4. Для канатов  конструкции  с  диаметром  наружных  проволок  во
внешних прядях,  превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс
конструкции понижен и отмечен звездочкой.
     5. При   работе  каната  полностью  или  частично  с  блоками  из
синтетического материала или из  металла  с  синтетической  футеровкой
отмечается  появление  значительного  числа  обрывов  проволок  внутри
каната  до  появления   видимых   признаков   обрывов   проволок   или
интенсивного  износа  на  наружной  поверхности  каната.  Такие канаты
отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
     6. Незаполненные  строки  в  графе  "Конструкции канатов по ИСО и
государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов  с
соответствующим  числом  проволок.  При  появлении  таких  конструкций
канатов,  а также для канатов с общим числом проволок более 300  число
обрывов   проволок,  при  которых  канат  бракуется,  определяется  по
формулам,  приведенным в  нижней  строке  таблицы,  причем  полученное
значение округляется до целого в большую сторону.
     7. Канаты   грузоподъемных  машин,  предназначенных  для  подъема
людей,  а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл,
огнеопасные  или ядовитые вещества,  бракуются при вдвое меньшем числе
обрывов проволок.

     При уменьшении   диаметра   каната   в   результате   повреждения
сердечника - внутреннего износа,  обмятия,  разрыва и т.п.  (на 3%  от
номинального диаметра у некрутящихся канатов  и  на  10%  у  остальных
канатов)  канат  подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов
проволок (рис. 6) (*).
     При наличии  у каната поверхностного износа или коррозии проволок
число  обрывов  как  признак  браковки   должно   быть   уменьшено   в
соответствии с данными табл. 2.
     При уменьшении   первоначального  диаметра  наружных  проволок  в
результате износа (см.  рис. 4д) (*) или коррозии (см. рис. 5д) (*) на
40% и более канат бракуется.
--------------------------------
     (*) Не приводятся.

                                                             Таблица 2

                 НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ
                ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

------------------------------------------------------------------
| Уменьшение диаметра проволок |  Число обрывов проволок, % от   |
|  в результате поверхностного |    норм, указанных в табл. 1    |
|    износа или коррозии, %    |                                 |
|------------------------------|---------------------------------|
|            10                |               85                |
|------------------------------|---------------------------------|
|            15                |               75                |
|------------------------------|---------------------------------|
|            20                |               70                |
|------------------------------|---------------------------------|
|            25                |               60                |
|------------------------------|---------------------------------|
|         30 и более           |               50                |
------------------------------------------------------------------

     Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится
с   помощью   микрометра   или   иного   инструмента,  обеспечивающего
аналогичную точность.
     При меньшем,  чем указано в табл.  1,  числе обрывов проволок,  а
также при наличии поверхностного износа проволок без их  обрыва  канат
может  быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его
состоянием при периодических осмотрах с записью результатов  в  журнал
осмотров  и  смены  каната  по достижении степени износа,  указанной в
табл. 2.
     Если груз  подвешен  на  двух  канатах,  то  каждый  бракуется  в
отдельности,  причем допускается  замена  одного,  более  изношенного,
каната.
     4. Для оценки состояния внутренних проволок,  т.е.  для  контроля
потери   металлической   части   поперечного  сечения  каната  (потери
внутреннего  сечения),  вызванных  обрывами,  механическим  износом  и
коррозией  проволок  внутренних  слоев  прядей  (рис.  7)  (*),  канат
необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации
с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5
% и более, канат бракуется.
--------------------------------
     (*) Не приводится.

     5. При обнаружении  в  канате  одной  или  нескольких  оборванных
прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
     6. Волнистость каната характеризуется  шагом  и  направлением  ее
спирали (рис. 8) (*). При совпадении направлений спирали волнистости и
свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки каната
Hк  канат  бракуется  при  dв  )  1,08  dк,  где  dв - диаметр спирали
волнистости, dк - номинальный диаметр каната.
--------------------------------
     (*) Не приводится.

     При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки  каната
и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении
одного из параметров канат подлежит браковке при dв )  4/3  dк.  Длина
рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.
     7. Канаты   не   должны   допускаться  к  дальнейшей  работе  при
обнаружении:  корзинообразной деформации (рис.  9)  (*);  выдавливания
сердечника (рис. 10) (*); выдавливания или расслоения прядей (рис. 11)
(*);  местного увеличения диаметра  каната  (рис.  12)  (*);  местного
уменьшения диаметра каната (рис.  6) (*);  раздавленных участков (рис.
13)  (*);  перекручиваний  (рис.  14)  (*);  заломов  (рис.  15)  (*);
перегибов  (рис.  16)  (*);  повреждений  в  результате  температурных
воздействий или электрического дугового разряда.
--------------------------------
     (*) Не приводятся.

                                                         Приложение 11

                                                         Рекомендуемое

                             ЖУРНАЛ УЧЕТА

           И ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОСМОТРА СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
                     ПРИСПОСОБЛЕНИЙ (СГЭП) И ТАРЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                              Учет                                                                         |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  N   | Наименование | Грузоподъемность | Изготовитель | N паспорта, | Дата | Результат | Должность,       |
| СГЭП | СГЭП или     | СГЭП или тары    |              | дата        |      |           | фамилия, и., о., |
| или  | тары         |                  |              | испытания   |      |           | и подпись        |
| тары |              |                  |              |             |      |           | производившего   |
|      |              |                  |              |             |      |           | осмотр           |
|------|--------------|------------------|--------------|-------------|------|-----------|------------------|
|  1   |   2          |    3             |    4         |   5         |  6   |    7      |        8         |
|------|--------------|------------------|--------------|-------------|------|-----------|------------------|
|      |              |                  |              |             |      |           |                  |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                         Приложение 12

            НОРМЫ И СРОКИ ИСПЫТАНИЙ РУЧНЫХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ
                     МЕХАНИЗМОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  Механизмы и      |    Испытательная нагрузка, H                            | Продолжительность | Периодичность |
| приспособления    |---------------------------------------------------------| статистических    |               |
|                   | при приемочных             | при периодических          | испытаний,        |               |
|                   | испытаниях и               | испытаниях                 | минут             |               |
|                   | пос капитального ремонта   |                            |                   |               |
|                   |----------------------------|----------------------------|                   |               |
|                   | статическая | динамическая | статическая | динамическая |                   |               |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Лебедки ручные    | 1,25 Рн     | 1,1 Рн       | 1,1 Рн      | 1,0 Рн       | 10                | 1 раз         |
|                   |             |              |             |              |                   | в год         |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Тали              | 1,25 Рн     | 1,1 Рн       | 1,1 Рн      | 1,0 Рн       | 10                | 1 раз         |
|                   |             |              |             |              |                   | в год         |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Блоки и           | 1,25 Рн     | 1,1 Рн       | 1,1 Рн      | 1,0 Рн       | 10                | 1 раз         |
| полиспасты        |             |              |             |              |                   | в год         |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Домкраты          | 1,25 Рн     | 1,1 Рн       | 1,1 Рн      | 1,0 Рн       | 10                | 1 раз         |
|                   |             |              |             |              |                   | в год         |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Канаты стальные   | 1,25 Рн     | -            | 1,1 Рн      | -            | 10                | 1 раз в       |
|                   |             |              |             |              |                   | 6 месяцев     |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Канаты пеньковые, | 1,25 Рн     | -            | 1,1 Рн      | -            | 10                | 1 раз в       |
| хлопчато-         |             |              |             |              |                   | 6 месяцев     |
| бумажные,         |             |              |             |              |                   |               |
| капроновые        |             |              |             |              |                   |               |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Стропы, скобы,    | 1,25 Рн     | -            | 1,1 Рн      | -            | 10                | 1 раз в       |
| кольца и          |             |              |             |              |                   | 6 месяцев     |
| подобные им       |             |              |             |              |                   |               |
| приспособления    |             |              |             |              |                   |               |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Предохранительные | 300         | -            | 225         | -            | 5                 | -             |
| пояса,            |             |              |             |              |                   |               |
| страхующие        |             |              |             |              |                   |               |
| канаты            |             |              |             |              |                   |               |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Монтерские        | 180         | -            | 135         | -            | 5                 | -             |
| когти             |             |              |             |              |                   |               |
|-------------------|-------------|--------------|-------------|--------------|-------------------|---------------|
| Лестницы          | 120 -       | -            | 100 -       | -            | 5                 | 1 раз         |
| деревянные        | 200         |              | 180         |              |                   | в год         |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------
     Примечания.
     1. Рн - допустимая рабочая нагрузка, кН.
     2. При  неудовлетворительных  результатах  статических  испытаний
динамические  испытания  не  проводятся.  Статические  и  динамические
испытания выполняются в соответствии с программой испытаний.
     3. При  статическом  испытании  пробный груз должен находиться на
высоте около 100 мм от земли или пола.
     4. При испытаниях канаты (цепи) должны выдерживать  испытательную
нагрузку  без  разрывов  и  заметного  местного  удлинения  у каната и
вытяжки отдельных звеньев у цепей.
     5. Перед  испытанием  подъемные механизмы и приспособления должны
быть проверены (осмотрены) и при необходимости отремонтированы.
     6. Все  механизмы  и  приспособления  после  капитального ремонта
подлежат обязательному испытанию вне зависимости от  очередного  срока
испытания.
     7. Винтовые домкраты  должны  подвергаться  осмотру  1  раз  в  3
месяца.

                                                         Приложение 13

                 ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ БРАКОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ
                         ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

     Элементы грузоподъемных машин  бракуются  при  наличии  следующих
дефектов:
------------------------------------------------------------------------
| 1. Ходовые колеса кранов | 1.1. Трещины любых размеров.              |
|    и тележек             | 1.2. Выработка реборды до 50%             |
|                          |      первоначальной толщины.              |
|                          | 1.3. Выработка поверхности качения        |
|                          |      уменьшением первоначального          |
|                          |      диаметра колеса на 2%.               |
|                          | 1.4. Разность диаметров колес, связанных  |
|                          |      между собой кинематически более      |
|                          |      0,5% (для механизмов с центральным   |
|                          |      приводом).                           |
|--------------------------|-------------------------------------------|
| 2. Блоки                 | 2.1. Износ ручья более 40%                |
|                          |      первоначального его радиуса.         |
|--------------------------|-------------------------------------------|
| 3. Барабаны              | 3.1. Трещины любых размеров.              |
|                          | 3.2. Износ ручья барабана по профилю      |
|                          |      более 2 мм.                          |
|--------------------------|-------------------------------------------|
| 4. Крюки                 | 4.1. Трещины и надрывы на поверхности.    |
|                          | 4.2. Износ зева более 10%.                |
|                          |      первоначальной высоты вертикального  |
|                          |      сечения крюка.                       |
|--------------------------|-------------------------------------------|
| 5. Шкивы тормозные       | 5.1. Трещины и обломы, выходящие на       |
|                          |      рабочие и посадочные поверхности.    |
|                          | 5.2. Износ рабочей поверхности обода      |
|                          |      более 25% первоначальной толщины.    |
|--------------------------|-------------------------------------------|
| 6. Накладки тормозные    | 6.1. Трещины и обломы, подходящие         |
|                          |      к отверстиям под заклепки.           |
|                          | 6.2. Износ тормозной накладки по толщине  |
|                          |      до появления головок заклепок или    |
|                          |      более 50% первоначальной толщины.    |
------------------------------------------------------------------------

                                                         Приложение 14

            ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ
             (В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ) ОТ ПРОЕКТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

--------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |        Показатели    |             Типы кранов                                     |
| п/п |                      |-------------------------------------------------------------|
|     |                      | мостовые | башенные | козловые | портальные | мостовые      |
|     |                      |          |          |          |            | перегружатели |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 1.  | Разность отметок     | 40       | 45 -     | 40       | 40         | 50            |
|     | головок рельсов в    |          | 60 (*)   |          |            |               |
|     | поперечном сечении,  |          |          |          |            |               |
|     | мм                   |          |          |          |            |               |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 2.  | Разность отметок     | 10       | -        | -        | -          | -             |
|     | рельсов на соседних  |          |          |          |            |               |
|     | колоннах, мм         |          |          |          |            |               |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 3.  | Сужение или уширение | 15       | 10       | 15       | 15         | 20            |
|     | колеи рельсового     |          |          |          |            |               |
|     | пути, мм             |          |          |          |            |               |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 4.  | Взаимное смещение    | 2        | 3        | 2        | 2          | 2             |
|     | торцов стыкуемых     |          |          |          |            |               |
|     | рельсов в плане и по |          |          |          |            |               |
|     | высоте, мм           |          |          |          |            |               |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 5.  | Зазоры в стыках      | 6        | 6        | 6        | 6          | 6             |
|     | рельсов (при 0 град. |          |          |          |            |               |
|     | C и длине рельса     |          |          |          |            |               |
|     | 12,5 м), мм          |          |          |          |            |               |
|-----|----------------------|----------|----------|----------|------------|---------------|
| 6.  | Разность отметок     | -        | 40       | 30       | 20         | 30            |
|     | головок рельсов на   |          |          |          |            |               |
|     | длине 10 м рельсового|          |          |          |            |               |
|     | пути                 |          |          |          |            |               |
--------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
     (*) 45 мм - для ширины колеи в 4,5 м;  60 мм - для ширины колеи в
6,0 м.

     Примечания. 1.  Показатели 1 и 3 замеряются с интервалом не более
5 м на всем протяжении кранового пути.
     2. При  изменении  температуры  на  10  град.  C   показатель   5
изменяется на 1,5 мм.

                                                         Приложение 15

             ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ БРАКОВКИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
                       РЕЛЬСОВЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

--------------------------------------------------------------------------------
|   Наименование пути        |    |          Дефекты рельсов                   |
|----------------------------|----|--------------------------------------------|
| Рельсовый крановый         | 1. | Трещины любых размеров                     |
| путь опорных гузоподъемных |----|--------------------------------------------|
| машин                      | 2. | Выколы головки или подошвы рельса          |
|                            |----|--------------------------------------------|
|                            | 3. | Вертикальный, горизонтальный или           |
|                            |    | приведенный (вертикальный плюс половина    |
|                            |    | горизонтального) износ головки             |
|                            |    | рельса более 15% величины соответствующего |
|                            |    | размера неизношенного профиля              |
|                            |----|--------------------------------------------|
|                            | 4. | Отклонения рельсовых путей в плане и       |
|                            |    | профиле выше указанных в Приложении 20     |
|----------------------------|----|--------------------------------------------|
| Рельсовый крановый         | 1. | Трещины и выколы любых размеров            |
| путь подвесных             |----|--------------------------------------------|
| грузоподъемных машин       | 2. | Уменьшение ширины пояса рельса             |
|                            |    | вследствие износа на 5% и более            |
|                            |----|--------------------------------------------|
|                            | 3. | Уменьшение толщины полки рельса            |
|                            |    | вследствие износа на 20% и более при       |
|                            |    | одновременном отгибе полки на 15% и        |
|                            |    | более от ее первоначальной толщины         |
|                            | 4. | Отгиб полки рельса на 25% и более от       |
|                            |    | ее первоначальной толщины при              |
|                            |    | одновременном износе полки на 10% и более  |
--------------------------------------------------------------------------------


                                                         Приложение 16

                                                             Таблица 1

                   МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РАССТОЯНИЯ
            ДЛЯ УСТАНОВКИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ЗДАНИЯХ,
            НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ, ВБЛИЗИ ЛЭП И КОТЛОВАНОВ

----------------------------------------------------------------------------
|  N  |             Нормируемое расстояние                  |  Допустимые  |
| п/п |                                                     |   значения,  |
|     |                                                     | мм, не менее |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
|     | Для грузоподъемных машин (ГПМ), передвигающихся     |              |
|     |          по надземным рельсовым путям               |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 1.  | От верхней точки ГПМ  до  потолка  здания,  нижнего |     100      |
|     | пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных |              |
|     | к  ним,  а  также  до  нижней  точки  другой   ГПМ, |              |
|     | работающей ярусом выше                              |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 2.  | От настила площадок и галерей опорного клапана,  за |    1800      |
|     | исключением настила концевых балок  и  тележек,  до |              |
|     | сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего |              |
|     | пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к |              |
|     | ним,  а  также  до нижней точки крана,  работающего |              |
|     | ярусом выше                                         |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 3.  | От выступающих частей торцов крана до колонн и стен |      60      |
|     | здания, перил проходных галерей                     |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 4.  | От нижней  габаритной  точки  грузоподъемной машины |    2000      |
|     | (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или |              |
|     | площадок,  на  которых  во время работы крана могут |              |
|     | находиться   люди   (за    исключением    площадок, |              |
|     | предназначенных для ремонта крана)                  |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 5.  | Между нижней      габаритной      точкой     кабины |    2000 (*)  |
|     | грузоподъемной машины и полом цеха                  |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 6.  | От нижних выступающих частей грузоподъемной  машины |     400      |
|     | (не     считая     грузозахватного    органа)    до |              |
|     | расположенного в зоне ее действия оборудования      |              |
|-----|-----------------------------------------------------|--------------|
| 7.  | От пола посадочной  площадки  для  входа  в  кабину |    1800      |
|     | управления крана или грузовой электрической тележки |              |
|     | до нижних частей перекрытия или выступающих  частей |              |
|     | конструкций здания                                  |              |

Страницы: 1  2  3  4  5