О РЕГЛАМЕНТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Редакция на 12.02.2003) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 30 января 2002 г. N 33-СФ (ЮИАИ) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ с последующими изменениями и дополнениями. 3. Поручить Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с комитетами и постоянными комиссиями Совета Федерации подготовить и внести на рассмотрение Совета Федерации проект новой главы Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, регулирующей вопросы ведения комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации. 4. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. МИРОНОВ 30 января 2002 г. N 33-СФ Приложение РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. 2. Совет Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. 3. Совет Федерации, являясь субъектом права законодательной инициативы, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики. 4. Совет Федерации действует на постоянной основе. Статья 2. Состав Совета Федерации 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. 2. Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - члены Совета Федерации). Статья 3. Основы деятельности Совета Федерации 1. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата может проводить закрытые заседания. 2. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановления Совета Федерации) и настоящим Регламентом. 3. В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. Статья 4. Права, обязанности и основные гарантии деятельности члена Совета Федерации 1. Члену Совета Федерации обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". 2. Член Совета Федерации имеет право избирать и быть избранным на выборные должности и в органы Совета Федерации. 3. Член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы, которое он реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Гарантии беспрепятственного осуществления членами Совета Федерации своих полномочий устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом. 5. Член Совета Федерации обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации, комитета (комиссии), членом которого он является. 6. Член Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации, комитета (комиссии) палаты, членом которого он является, информирует соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации), председателя комитета, комиссии о невозможности присутствовать по уважительной причине на заседании палаты, комитета, комиссии. 7. Член Совета Федерации принимает личное участие в заседаниях Совета Федерации и совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях комитетов, комиссий палаты. Член Совета Федерации пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, комитетом (комиссией) палаты, членом которого он является. 8. Член Совета Федерации вправе участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на заседаниях палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации и на парламентских слушаниях, обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства Российской Федерации, иным лицам, приглашенным на заседание палаты, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению палаты, и по порядку голосования. 9. Член Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вправе запрашивать и получать информацию (в том числе на машиночитаемых носителях), необходимую для осуществления его деятельности в Совете Федерации, документы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации и их органами. Статья 5. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации 1. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 2. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 3. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. 4. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Статья 6. Направление в Совет Федерации документов о полномочиях члена Совета Федерации 1. Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" направляется в Совет Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в пятидневный срок. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. 2. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в пятидневный срок. Статья 7. Подтверждение начала и прекращение (досрочное прекращение) полномочий члена Совета Федерации 1. Вопрос о подтверждении начала или прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. 2. Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проверяет соответствие документов, подтверждающих начало полномочий члена Совета Федерации либо устанавливающих основания прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации, положениям Федеральных законов "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По результатам проверки указанных документов Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности готовит заключение. 3. В заключении Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности приводится перечень документов, удостоверяющих полномочия члена Совета Федерации и предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", указывается дата начала или прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации. 4. Вопрос о подтверждении начала или прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. 5. Рассмотрение вопроса о подтверждении начала или прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации начинается с доклада председателя либо по его поручению первого заместителя или заместителя председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. 6. Решение о подтверждении начала или прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации принимается без обсуждения большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Обсуждение допускается в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Статья 8. Неприкосновенность члена Совета Федерации 1. Член Совета Федерации в течение всего срока своих полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". 2. Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается палатой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. 3. Представление Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, которые готовят заключения. 4. Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и (или) Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. На заседание Совета Федерации может быть приглашен Генеральный прокурор Российской Федерации. 5. Член Совета Федерации, в отношении которого поступило представление Генерального прокурора Российской Федерации о лишении неприкосновенности, вправе дать пояснения при рассмотрении этого вопроса на заседаниях Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Совета Федерации. 6. По результатам рассмотрения представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности Совет Федерации может принять решение дать согласие на личный досмотр, задержание, арест и допрос члена Совета Федерации, проведение в отношении него обыска, привлечение члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении члена Совета Федерации уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации. 7. Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением палаты, не требующим специального голосования. Решение Совета Федерации должно быть мотивировано. Решением Совета Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. 8. Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации. Статья 9. Органы Совета Федерации. Должностные лица Совета Федерации 1. Органами Совета Федерации являются: Совет палаты; комитеты Совета Федерации; комиссии Совета Федерации. 2. Должностными лицами Совета Федерации являются: Председатель Совета Федерации; первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - первый заместитель Председателя Совета Федерации); заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Совета Федерации); председатель комитета, комиссии Совета Федерации; первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации; заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации (председатель подкомитета, подкомиссии); член комитета, комиссии Совета Федерации. 3. Председатель Совета Федерации назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Деятельность указанных полномочных представителей регулируется положением, утверждаемым Советом палаты. 4. Член Совета Федерации, помимо должностей члена комитета и (или) комиссий Совета Федерации, вправе занимать в Совете Федерации еще не более одной должности, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом. Статья 10. Почетный Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва 1. Совет Федерации может избрать Председателя Совета Федерации, прекратившего свои полномочия на этом посту, почетным Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - почетный Председатель Совета Федерации). Решение об избрании почетного Председателя Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. 2. Звание почетного Председателя Совета Федерации является пожизненным. 3. Почетному Председателю Совета Федерации, а также Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва (далее - Председатель Совета Федерации первого созыва) отводятся специальные места в Зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании Совета Федерации. 4. Почетный Председатель Совета Федерации и Председатель Совета Федерации первого созыва имеют специальные удостоверения и нагрудные знаки. 5. Почетный Председатель Совета Федерации и Председатель Совета Федерации первого созыва имеют право: принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, а также в работе парламентских слушаний, в заседаниях "круглых столов" и иных мероприятиях, проводимых в Совете Федерации; получать документы и материалы, иную информацию, предоставляемую членам Совета Федерации на заседаниях палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации, на парламентских слушаниях и иных мероприятиях. Статья 11. Заместитель Председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Член Совета Федерации, избранный заместителем Председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы, по условиям материально - технического обеспечения приравнивается к заместителю Председателя Совета Федерации. Статья 12. Участие членов Совета Федерации в работе комиссий, образуемых органами государственной власти Российской Федерации Члены Совета Федерации по решению палаты могут участвовать в качестве представителей Совета Федерации в работе согласительных, специальных, наблюдательных и иных комиссий, образуемых органами государственной власти Российской Федерации. Решение Совета Федерации о направлении членов Совета Федерации в указанные комиссии принимается в порядке, установленном статьей 112 настоящего Регламента. Статья 12.1. Работа членов Совета Федерации с обращениями граждан 1. Члены Совета Федерации рассматривают индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации, а также осуществляют прием граждан в Приемной Совета Федерации согласно графику приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, утвержденному Председателем Совета Федерации. 2. Организационное, информационное и документационное обеспечение работы членов Совета Федерации с индивидуальными и коллективными обращениями граждан осуществляют соответствующие структурные подразделения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат Совета Федерации). Статья 13. Некоторые понятия, используемые для определения результатов голосования В настоящем Регламенте для определения результатов голосования используются следующие понятия: общее число членов Совета Федерации - 178; число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, - число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации; число членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, - общее число членов Совета Федерации, проголосовавших по данному вопросу "за", "против", "воздержался"; простое большинство голосов - число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации (90 голосов) или от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании; квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее три четверти - 134 голоса, две трети - 119 голосов или три пятых - 107 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Глава 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 14. Общий порядок избрания Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации 1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. В случае внесения кандидатур первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования Совет Федерации может принять решение о проведении открытого голосования. 2. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности, указанные в части 1 настоящей статьи. Статья 15. Срок полномочий Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации 1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть избран повторно, на новый срок, но не более двух сроков подряд. Статья 16. Порядок избрания Председателя Совета Федерации 1. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. 2. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации принимается без обсуждения и голосования. 3. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования. 4. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. 5. В случае, если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. 6. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. 7. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур. 8. Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации. Статья 17. Порядок избрания первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации 1. Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. 2. Кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. 3. По каждой из предложенных кандидатур на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации проводятся обсуждение и раздельное голосование в порядке, предусмотренном частями 2 - 6 статьи 16 настоящего Регламента. 4. В случае, если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность первого заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов, процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур. 5. В случае, если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, процедура выборов на вакантные должности заместителей Председателя Совета Федерации повторяется начиная с выдвижения кандидатур. 6. Совет Федерации может избрать первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования. 7. В единый список для голосования могут быть включены кандидатуры на все либо на отдельные вакантные должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, а также председателей, первых заместителей председателей комитетов, постоянных комиссий палаты. 8. Единый список для голосования выдвигается Председателем Совета Федерации. 9. В единый список для голосования включается по одной кандидатуре на должности, указанные в части 7 настоящей статьи. Члены Совета Федерации, давшие согласие баллотироваться на соответствующие должности, подтверждают свое согласие устно на заседании Совета Федерации. Если кандидат на соответствующую должность, включенный в единый список для голосования, заявляет о самоотводе, его фамилия исключается из списка. Затем список с образовавшейся вакансией ставится на голосование либо снимается с голосования Председателем Совета Федерации, после чего формируется новый единый список. 10. Единый список для голосования оглашается Председателем Совета Федерации на заседании палаты и раздается членам Совета Федерации. 11. После оглашения Председателем Совета Федерации единого списка для голосования проводится представление включенных в него кандидатур. 12. Голосование по избранию первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации единым списком проводится тайно с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. 13. Все кандидаты на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, включенные в единый список для голосования, считаются избранными, если за этот список проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. 14. Решения об избрании первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации оформляются постановлениями Совета Федерации. Статья 18. Полномочия Председателя Совета Федерации 1. Председатель Совета Федерации: а) созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные; б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации; в) ведет заседания палаты; г) подписывает постановления Совета Федерации; д) приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации; е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; ж) распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации; з) организует работу Совета палаты и ведет его заседания; и) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации; к) направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации; л) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации; м) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации; н) направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы; о) направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы; п) направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств; р) представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств; с) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; т) координирует организацию парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации; у) утверждает график приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, а также направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации; ф) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами; х) осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность; ц) утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации; ч) утверждает штатную численность Аппарата Совета Федерации; ш) с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Руководитель Аппарата Совета Федерации), а также по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и иных работников Аппарата Совета Федерации в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; щ) подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; э) по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту Российской Федерации представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами; ю) подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства Российской Федерации и иным лицам в порядке, установленном статьей 77 настоящего Регламента; я) возглавляет работу по планированию деятельности палаты; я.1) подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом Российской Федерации; я.2) назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; я.3) утверждает инструкцию о делопроизводстве в Совете Федерации; я.4) дает поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации; я.5) дает поручения членам Совета Федерации. 2. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. 3. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - распоряжение Председателя Совета Федерации), противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту. 4. Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления. 5. Председатель Совета Федерации представляет на утверждение Совета Федерации смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении. Статья 19. Полномочия первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации 1. Первый заместитель Председателя Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации, установленным Председателем Совета Федерации: а) замещает Председателя Совета Федерации в его отсутствие; б) по поручению Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы; в) по поручению Председателя Совета Федерации подписывает постановления палаты, издает распоряжения, вручает награжденным Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; г) по поручению Председателя Совета Федерации осуществляет другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты. 2. Заместители Председателя Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации, установленным Председателем Совета Федерации: а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и в отсутствие первого заместителя Председателя Совета Федерации; б) по поручению Председателя Совета Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; в) по поручению Председателя Совета Федерации осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты. Статья 20. Порядок освобождения от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации 1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации могут быть освобождены от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. 2. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации. 3. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации без голосования и обсуждения включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации. 4. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации им должно быть предоставлено слово для выступления. 5. Решение об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации оформляется постановлением палаты. 6. В случае принятия Советом Федерации решения о прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации, являющегося Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, его освобождение от должности оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования. Глава 3. СОВЕТ ПАЛАТЫ Статья 21. Статус Совета палаты 1. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. 2. Совет палаты является постоянно действующим органом Совета Федерации. Статья 22. Состав Совета палаты В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Статья 23. Полномочия Совета палаты Совет палаты: а) утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; б) обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации; в) рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации; г) формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; д) утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей, указанных в части 3 статьи 9 настоящего Регламента; е) принимает решения о проведении парламентских слушаний; ж) рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, а также определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации и расходы на командирование; з) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации; и) принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; к) принимает решения о направлении Президенту Российской Федерации представлений о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами; л) заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, указанным в части 1 статьи 81 настоящего Регламента, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации; м) периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе Аппарата Совета Федерации; н) решает иные вопросы в соответствии с настоящим Регламентом. Статья 24. Заседания Совета палаты 1. Совет палаты собирается на заседания, как правило, по вторникам в 12 часов. 2. Председательствует на заседании Совета палаты Председатель Совета Федерации либо в соответствии со статьей 19 настоящего Регламента - первый заместитель Председателя Совета Федерации или один из заместителей Председателя Совета Федерации. 3. В заседаниях Совета палаты вправе участвовать: полномочные представители Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, а также полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; член Совета Федерации по поручению комитета, комиссии Совета Федерации или председателя комитета, комиссии Совета Федерации; член Совета Федерации - автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты; полномочный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации); полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации); полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации). 4. Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания. 5. Не входящие в состав Совета палаты лица, принимающие участие в заседаниях Совета палаты, вправе задавать вопросы, давать справки, по решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления. 6. На заседании Совета палаты вправе присутствовать члены Совета Федерации. 7. На заседании Совета палаты присутствуют Руководитель Аппарата Совета Федерации, первые заместители (первый заместитель) Руководителя Аппарата Совета Федерации, заместители Руководителя Аппарата Совета Федерации, начальники управлений Аппарата Совета Федерации. Статья 25. Решения Совета палаты 1. Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. 2. Члены Совета Федерации информируются обо всех вопросах, рассмотренных Советом палаты, и принятых по ним решениях. 3. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты. Глава 4. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ Статья 26. Комитеты Совета Федерации. Постоянные и временные комиссии Совета Федерации 1. Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. 2. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. 3. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. 4. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. 5. Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав. 6. В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации. 7. Совет Федерации принимает решение о прекращении деятельности временной комиссии Совета Федерации по истечении срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи. Статья 27. Полномочия комитета, комиссии Совета Федерации 1. Комитет, комиссия Совета Федерации: а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним; б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения; в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам; г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы; д) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; е) рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение; ж) принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; з) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств; и) организует проведение парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий по вопросам своего ведения; к) участвует в подготовке и проведении "правительственного часа" на заседании Совета Федерации; л) решает вопросы организации своей деятельности; м) вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; н) вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации; о) организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами комитета, комиссии в соответствии с вопросами своего ведения; п) рассматривает иные вопросы, отнесенные к его (ее) ведению Советом Федерации. 2. Комитет, комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. 3. Комитет, комиссия Совета Федерации в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации, настоящим Регламентом, решениями Совета палаты, распоряжениями Председателя Совета Федерации, а также его письменными поручениями. 4. Комитет, комиссия Совета Федерации по предложению председателя комитета, комиссии рассматривает и утверждает распределение обязанностей между председателем, первым заместителем председателя и заместителями председателя комитета, комиссии Совета Федерации. 5. Комитет, комиссия Совета Федерации разрабатывает план своей работы. Статья 28. Порядок формирования комитета и комиссии Совета Федерации 1. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Член Совета Федерации должен войти в состав комитета Совета Федерации в течение одного месяца со дня подтверждения начала его полномочий. 2. Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Если состав комитета Совета Федерации становится менее семи человек, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации. 3. Член Совета Федерации, являющийся членом комитета, комиссии Совета Федерации, после прекращения своих полномочий члена Совета Федерации выбывает из состава комитета, комиссии палаты без принятия соответствующего решения Советом Федерации. 4. Комитет, постоянная комиссия Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты, подкомиссии. При этом в состав подкомитета, подкомиссии должны входить не менее трех членов Совета Федерации. Председателем подкомитета, подкомиссии, как правило, является заместитель председателя комитета, комиссии палаты. Статья 29. Порядок избрания на должность и освобождения от должности председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя комитета, комиссии Совета Федерации 1. Совет Федерации может избрать непосредственно на заседании палаты председателей, первых заместителей председателей комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации единым списком в порядке, установленном частями 6 - 13 статьи 17 настоящего Регламента. 2. Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета, комиссии Совета Федерации, как правило, избираются на заседании комитета, комиссии палаты большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Председатель, первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации утверждаются палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. 3. Председатель, первый заместитель председателя, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации избираются на срок их полномочий в качестве членов Совета Федерации - представителей от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 4. Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. 5. Комитет, комиссия Совета Федерации численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15 членов - не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов - не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии. 6. Комитет, комиссия Совета Федерации вправе освободить председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя комитета, комиссии от должности большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Освобождение от должности председателя, первого заместителя председателя комитета, комиссии палаты утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации. 7. В случае принятия Советом Федерации решения о прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации, являющегося председателем, первым заместителем председателя комитета, комиссии Совета Федерации, его освобождение от должности председателя, первого заместителя председателя комитета, комиссии оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования. Статья 30. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации, образуемые палатой, вопросы их ведения 1. Совет Федерации образует: Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам; Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике; Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления; Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; Комитет Совета Федерации по бюджету; Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; Комитет Совета Федерации по международным делам; Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; Комитет Совета Федерации по социальной политике; Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту; Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Комитет Совета Федерации по промышленной политике; Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям; Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; Комитет Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике; Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; Комиссию Совета Федерации по информационной политике; Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. 2. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты. 3. В состав Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации входят первые заместители председателей комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации по должности. 4. Координацию деятельности Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации осуществляет Председатель Совета Федерации. Решения Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации. 5. Совет Федерации может принять решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов и постоянных комиссий либо об образовании новых комитетов и постоянных комиссий. Такое решение принимается в порядке, установленном главой 32 настоящего Регламента. 6. К ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству относятся вопросы законодательного обеспечения: а) порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации; б) поправок к Конституции Российской Федерации; в) защиты прав и свобод человека и гражданина; г) государственного устройства Российской Федерации; д) конституционного права; е) избирательного права. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству предварительно обсуждает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации и обеспечивает взаимодействие Совета Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации по организации участия представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел. К ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству могут относиться иные конституционно - правовые вопросы по согласованию с соответствующими комитетами и комиссиями Совета Федерации. 7. К ведению Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам относятся вопросы: а) судебной системы, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, нотариата; б) уголовного права; в) уголовно - процессуального права; г) уголовно - исполнительного права; д) гражданского права; е) гражданско - процессуального права; ж) арбитражно - процессуального права; з) исполнительного производства; и) административного права; к) административно - процессуального права; л) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, членов Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации; м) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; н) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств; о) предварительного отбора кандидатур представителей общественности и формирования списка кандидатур для назначения членами Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; п) предварительного рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - представителей общественности, назначенных Советом Федерации; р) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; с) предварительного обсуждения вопросов об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. К ведению Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам относятся также иные правовые и судебные вопросы по согласованию с соответствующими комитетами и комиссиями Совета Федерации. 8. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике относятся вопросы законодательного обеспечения: а) федеративного устройства Российской Федерации; б) государственной национальной и региональной политики; в) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации; д) изменения границ между субъектами Российской Федерации; е) общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 9. К ведению Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления относятся вопросы законодательного обеспечения: а) государственной политики в области совершенствования местного самоуправления; б) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; в) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; г) взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; д) финансовых основ местного самоуправления; е) регулирования особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, в закрытых административно - территориальных образованиях и городах федерального значения; ж) установления федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления; активизации участия населения в местном самоуправлении; з) развития гражданского общества; и) совершенствования основ муниципальной службы; к) регулирования порядка передачи объектов федеральной государственной собственности в муниципальную собственность. Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления оказывает правовое, методическое и организационное содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии местного самоуправления в экономической и социальной сферах. 10. К ведению Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности относятся вопросы законодательного обеспечения: а) вопросов войны и мира; б) внутренней и внешней безопасности Российской Федерации; в) военного строительства; г) охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, воздушного пространства Российской Федерации, национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Мировом океане; д) финансирования военной организации государства и ее компонентов, обороны страны и безопасности государства; е) международного военного и военно - технического сотрудничества; ж) статуса военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других специальных служб, работников оборонно - промышленного комплекса, а также их семей; з) военно - патриотической и военно - шефской работы; и) борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков; к) гражданской и территориальной обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; л) использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. 11. К ведению Комитета Совета Федерации по бюджету относятся вопросы законодательного обеспечения: а) федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования; б) межбюджетного регулирования, взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации; в) государственного долга, формирования источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета; г) налогового регулирования; д) таможенного регулирования; е) формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; ж) государственного финансового контроля, бухгалтерской и финансовой отчетности; з) государственного фонда формирования, хранения, отпуска и использования драгоценных металлов и драгоценных камней. К ведению Комитета Совета Федерации по бюджету относятся вопросы сметы расходов по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по бюджету предварительно рассматривает: а) федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения; б) кандидатуры представителей Совета Федерации в коллегиальных органах управления федеральных министерств, ведомств и организаций, ведающих вопросами финансовой политики, а также государственных финансово - кредитных учреждений и Центрального банка Российской Федерации. 12. К ведению Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению относятся вопросы законодательного обеспечения: а) деятельности Центрального банка Российской Федерации, иных банков и кредитных организаций; б) денежно - кредитной политики; в) системы платежей и расчетов; г) рынка ценных бумаг; д) инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; е) валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций; ж) сферы страхования, ипотечного кредитования и лизинга; з) бухгалтерского учета и аудита; и) оборота драгоценных металлов и драгоценных камней; к) участия Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций, а также финансового мониторинга. Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению предварительно обсуждает и вносит на рассмотрение Совета Федерации: а) кандидатуры на должности членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации, представляющих Совет Федерации; б) кандидатуры на должности членов коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций"; в) кандидатуры представителей Совета Федерации в наблюдательных советах банков с государственным участием. 13. К ведению Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации относятся вопросы: а) законодательного обеспечения государственного финансового контроля; б) осуществления финансового контроля за исполнением федерального бюджета; в) предварительного рассмотрения отчетов Счетной палаты Российской Федерации и представления Совету Федерации проектов постановлений палаты по результатам рассмотрения отчетов Счетной палаты Российской Федерации; г) обобщения предложений комитетов и комиссий Совета Федерации о поручениях Счетной палате Российской Федерации и внесения на рассмотрение Совета Федерации соответствующего проекта постановления; д) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации. 14. К ведению Комитета Совета Федерации по международным делам относятся вопросы: а) предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ею международных обязательств, в том числе по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; б) подготовки предложений о проектах запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; в) содействия развитию межпарламентских связей субъектов Российской Федерации; г) подготовки в установленном порядке проектов обращений и заявлений Совета Федерации по вопросам внешней политики Российской Федерации; д) предварительного обсуждения по поручению Председателя Совета Федерации составов направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации и их полномочий для внесения вопроса на рассмотрение Совета палаты; е) предварительного рассмотрения в установленном порядке проектов договоров о сотрудничестве между Советом Федерации и парламентами иностранных государств. 15. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств относятся вопросы законодательного обеспечения: а) сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; б) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; в) межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно - территориальными образованиями государств - участников Содружества Независимых Государств; г) прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, развития связей с общественными организациями соотечественников; д) миграционной политики Российской Федерации в отношении граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. 16. К ведению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности относятся вопросы: а) законодательного обеспечения порядка формирования Совета Федерации, статуса члена Совета Федерации; б) Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, порядка работы и организации парламентской деятельности Совета Федерации; в) законодательного процесса и законодательных процедур в Совете Федерации; г) соблюдения в Совете Федерации норм парламентской этики; д) реализации положений законодательства Российской Федерации при избрании должностных лиц Совета Федерации и освобождении их от должности; е) планирования и анализа парламентской деятельности по реализации конституционных полномочий Совета Федерации; ж) взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения комиссии. 17. К ведению Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации относятся вопросы: а) конституционного статуса Совета Федерации, его места и роли в системе высших органов государственной власти Российской Федерации; б) Совета Федерации как субъекта государственно - правовой стратегии; в) системы полномочий Совета Федерации, видов деятельности члена Совета Федерации, их методологического обеспечения; г) методологических основ законотворческой деятельности Совета Федерации; д) концепции и программ законодательных инициатив Совета Федерации; е) методологии развития федерализма как конституционной основы российской государственности, принципов взаимодействия с субъектами Российской Федерации; ж) концепции представительских функций Совета Федерации, членов Совета Федерации; з) анализа и прогноза эффективности законодательного процесса; мониторинга правоприменительной практики; и) оптимизации взаимодействия органов Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации; к) сотрудничества с научными, экспертными коллективами, выработки программ деятельности палаты. 18. К ведению Комитета Совета Федерации по социальной политике относятся вопросы законодательного обеспечения: а) социального развития; б) формирования и исполнения бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов; в) пенсионного обеспечения граждан; г) социального страхования граждан; д) труда и занятости населения, политики доходов, социального партнерства; е) социального обеспечения и обслуживания отдельных категорий граждан; ж) государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; з) охраны здоровья граждан; и) профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, наркомании; к) социальных аспектов миграционной политики. 19. К ведению Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии относятся вопросы законодательного обеспечения: а) научной (научно - исследовательской) деятельности, государственной научно - технической политики, инновационной деятельности; б) охраны интеллектуальной собственности; в) культуры, туризма; г) образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; д) общественных и религиозных объединений; е) здравоохранения, оборота и использования лекарственных средств, санитарии и гигиены, медицинского страхования; ж) экологии; з) экологического образования, экологической культуры и экологической науки; и) экологии водной и воздушной среды, природно - культурных ландшафтов и проблем обращения с отходами; к) экологической безопасности; мониторинга, аудита, экспертизы, лицензирования, нормирования и страхования в области экологии; л) экологии человека; м) разграничения предметов ведения в области экологии; н) бюджетного финансирования науки, культуры, образования, здравоохранения и мероприятий в области экологии. 20. К ведению Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту относятся вопросы законодательного обеспечения: а) государственной молодежной политики; б) государственной поддержки детских общественных объединений, молодежи и молодых семей; в) социального обеспечения молодых граждан; г) государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; д) развития физической культуры, спорта и туризма. 21. К ведению Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности относятся вопросы законодательного обеспечения: а) прогнозирования, индикативного регулирования экономического развития Российской Федерации, основ государственного регулирования экономики, в том числе предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечивающих устойчивое развитие экономики страны; б) формирования и развития организационных форм хозяйствующих субъектов, соответствующих рыночной экономике; в) общих принципов разработки государственных федеральных и региональных целевых и инвестиционных программ, защиты прав инвесторов, реализации соглашений о разделе продукции; г) развития среднего и малого бизнеса; д) антимонопольного регулирования, конкуренции и регулирования процедур банкротства; е) организации и функционирования свободных экономических и особых экономических зон на территории Российской Федерации; ж) регулирования экспорта и импорта товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности; з) оценки национальных богатств, оценочной деятельности, ипотеки, лицензирования и управления собственностью и активами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. К ведению Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности относятся также вопросы: а) экономического обоснования бюджетной политики и отдельных разделов федерального бюджета, ценовой и тарифной политики в Российской Федерации; б) сотрудничества Российской Федерации со Всемирной торговой организацией. 22. К ведению Комитета Совета Федерации по промышленной политике относятся вопросы законодательного обеспечения: а) функционирования, развития, реформирования, ресурсо- и энергообеспечения отраслей промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов, развития конкурентных отношений и организации рынков в области производства, распространения и реализации товаров и услуг; б) защиты прав собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг, в том числе интеллектуальной собственности; в) защиты отечественных производителей товаров и услуг, в том числе в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, международного сотрудничества и научно - технического взаимодействия в области производства, распространения и реализации товаров и услуг; г) безопасности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг; д) районирования промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов, в том числе проблем закрытых административно - территориальных образований, градообразующих предприятий, создания и функционирования особых экономических зон; е) разрешительной деятельности государства, лицензирования и обязательного страхования в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг; сертификации продукции, товаров и услуг, стандартов, эталонов; ж) государственного участия, контроля над доходами от государственной собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг; з) инвестиционной политики в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг; и) развития и совершенствования корпоративного управления, трудовых отношений в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг. 23. К ведению Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям относятся вопросы законодательного обеспечения: а) прав граждан и законных интересов потребителей продукции и услуг естественных монополий в условиях их деятельности и реформирования; б) государственных интересов и интересов субъектов Российской Федерации, в том числе с точки зрения экономической безопасности в условиях деятельности и реформирования естественных монополий; в) взаимодействия естественных монополий с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе с органами государственной власти, обеспечивающими обороноспособность, правопорядок и безопасность; г) бюджетной, тарифной, кредитной, инвестиционной, страховой политики в деятельности естественных монополий; д) внутреннего рынка, экспорта и импорта товаров и услуг естественных монополий, антимонопольных вопросов и внешнеэкономической деятельности; е) управления естественными монополиями, в том числе в условиях их реформирования, приватизации, банкротства. 24. К ведению Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды относятся вопросы законодательного обеспечения: а) владения, пользования и распоряжения природными ресурсами Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; б) изучения, сохранения, воспроизводства природных ресурсов (земли, недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира, водных биоресурсов, а также атмосферного воздуха); в) охраны окружающей среды; г) разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды; д) ведения государственных кадастров природных ресурсов и отходов; е) лицензирования видов деятельности, связанных с использованием земли, недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира, водных биоресурсов, а также с охраной окружающей среды; ж) налогообложения природопользования и налогообложения в сфере охраны окружающей среды; з) государственного регулирования инвестиционной политики, совершенствования экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. 25. К ведению Комитета Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике относятся вопросы законодательного обеспечения: а) аграрной политики, собственности и институциональных преобразований; б) продовольственной политики, регулирования агропромышленного производства, пищевой, перерабатывающей промышленности и аграрных рынков, продовольственной безопасности; в) социального развития села; г) научно - технического обеспечения агропромышленного комплекса; д) лесного хозяйства, лесоустройства, управления в области использования и охраны лесных ресурсов, учета лесов, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций; е) охотничьего хозяйства; ж) рыбохозяйственного комплекса; з) сохранения плодородия, охраны почв, мелиорации земель и агрохимии; и) земельного законодательства, землеустройства, землепользования, управления земельными ресурсами, оценки и мониторинга земель; к) материально - технического обеспечения агропромышленного комплекса; л) финансово - кредитной, налоговой, тарифной и таможенной политики в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; м) качества и сертификации сельскохозяйственной и пищевой продукции; |