выбрасывается около миллиона тонн загрязняющих веществ. Основным источником поступления загрязняющих веществ в атмосферу является автотранспорт (83%), при этом автотранспортный парк города потребляет в год около 4 млн. тонн моторного топлива, которое реализуется на 780 АЗС, за ним по степени негативного воздействия следуют выбросы от стационарных источников промышленных предприятий (11%). На объекты теплоэнергетики приходится примерно 6 % от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ. По данным городской системы экологического мониторинга уровень загрязнения атмосферы на территории г. Москвы в 2000-2001 гг., продолжая оставаться высоким, имел устойчивую тенденцию к снижению по сравнению с предыдущими годами. Основными соединениями, загрязняющими атмосферу, как и в предыдущие годы, оказались оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, бенз(а)пирен. В отдельные периоды локально по городу образовывались очаги загрязнения аммиаком, толуолом, бензолом, фенолом, углеводородами. Борьба с загрязнением атмосферного воздуха является важнейшей общегородской задачей и приоритетным направлением экологической программы г. Москвы, поскольку качество воздуха влияет на здоровье каждого без исключения жителя столицы. Прямые замеры концентраций вредных выбросов в атмосфере столицы нередко показывают многократное превышение ПДК по СОх, СНх, NОх. В связи с чем, положение с загрязнением атмосферного воздуха в г. Москве следует рассматривать как близкое к критическому, а организационные, законодательные и технические мероприятия, направленные на снижение поступления загрязняющих веществ должны быть отнесены к числу приоритетных. За последнее время в Москве выполнены следующие мероприятия по снижению воздействия на атмосферный воздух: - открытие и пуск в эксплуатацию 3-го транспортного кольца, что позволило существенно повысить пропускную способность автомагистралей; - оснащение нейтрализаторами отработавших газов свыше 25 тыс. единиц муниципального транспорта; - ужесточение требований к качеству бензина и его энергетическим характеристикам, усиление контроля за выполнением этих требований; - продолжение внедрения газового оборудования на общественном транспорте; - модернизация 19 котлов ПТВМ с повышением производительности котлов на 20% без расширения производственных площадей на тепловых станциях и установлены газоанализаторы на 30 котлах ПТВМ; - ликвидация и реконструкция 8 мелких котельных с устаревшим оборудованием; - вывод из центра (перебазирование) 45 предприятий; Исходя из перечисленных проблем основными направлениями экологической программы 2003-2005 гг. являются: снижение негативного воздействия на воздух автотранспорта, в том числе: - разработка нормативных документов о введении ограничений въезда автотранспорта на отдельные территории города; - разработка мер для идентификации автотранспорта по экологическим характеристикам; - экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот; - повышение эффективности организации движения автотранспорта в Москве за счет завершения строительства 3-го транспортного кольца, строительства дорожных развязок, организации работ по созданию перехватывающих парковок; - ужесточение требований к парковкам и размещению автотранспорта с использованием поступивших от парковок средств на развитие общественного транспорта; - повышение качества моторного топлива, в том числе улучшение экологических характеристик топлива, используемого автотранспортом городского хозяйства; - переоборудование общественного транспорта для использования газообразного топлива; - увязка решения проблем с Московской областью по вопросу воздействия автотранспорта на качество атмосферного воздуха; - развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта; - проведение подробной оценки воздействия на окружающую среду транспортных проектов в городе; - подготовка предложений по внесению изменений в Федеральное законодательство в части ужесточения экологических требований к парковке и эвакуации автотранспортных средств и порядку лицензирования автотранспорта предприятий. снижение негативного воздействия на воздух стационарными объектами источников загрязнения. В подпрограмме приводятся мероприятия по проведению инновационных разработок, которые будут связаны с созданием проекта системы приоритетных мероприятий по обеспечению экологической безопасности автотранспортного комплекса города, разработкой научно-технических обоснований степени возможной автомобилизации города, решением вопросов переоборудования топливной системы городского транспорта для работы на диметиловом эфире и на природном газе, оснащением городских предприятий абсорбционными системами улавливания и рекуперации паров бензина, оснащением муниципального автотранспорта нейтрализаторами отработавших газов, а также разработкой и реализацией проекта "Переменная разделительная полоса на автомагистралях города". Для решения проблемы снижения массы выбросов от стационарных источников до нормативно установленных в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.07.2000 № 571 в рамках "Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы" предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение следующих проблем: модернизация котлов ПТВМ на тепловых станциях, разработка методов по установлению механизмов воздействия слабых электромагнитных полей на процессы горения органического топлива, внедрение глушителей шума на водогрейных котлах тепловых станций и др. В результате выполнения планируемых мероприятий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизится на 64 тыс. тонн за 3 года. 3.2.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Охрана воздушного бассейна города" _____________________________________________________________________________________________________________ N п/п|Цель/мероприятие | Ожидаемый результат | Основание _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 1 |Разработка проекта и создание |Производство 20 тыс. тонн в год диметилэфира на |N 170-ПП от |опытно-производственной |муниципальных предприятиях. Разработка производства|12.03.2002 |установки по производству |двигателей, оборудования для использования | |диметилэфира с |диметилового эфира в качестве моторного топлива | |дальнейшим внедрением | | |этого производства на | | |муниципальных предприятиях | | |города | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 2 |Организация работ по |Промышленное освоение производства оборудованных |N 170-ПП от |переоборудованию городского |для использования диметилэфира двигателей. Снижение|12.03.2002 |транспорта для работы на |выбросов сажи, снижение выбросов СО на 30%, серы на| |диметилэфире. Реализация |80% на переоборудованном транспорте | |мероприятий городской | | |целевой программы | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 3 |Дооснащение и ремонт |Предотвращение выбросов вредных веществ на 15 тыс. |N655-ПП от |нейтрализаторов отработавших |тонн в период действия Программы (по 5 тыс. тонн в |22.08.2000 |газов на муниципальном |год). К 2006 году реализация этих мероприятий |N1171-ПП от |автотранспорте |позволит обеспечить снижение валовых выбросов |25.12.2001 | |вредных веществ на 15 тыс. тонн | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 4 |Переоборудование автобусов |Снижение выбросов вредных веществ от автотранспорта|N 170-ПП |ГУП "Мосгортранс" для |на основных магистралях города на 15% в год |от 12.03.2002 |работы на газообразном | | |топливе | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 5 |Организация и выпуск |Снижение техногенных выбросов в атмосферу и очистка|Инновационные |первой промышленной партии |отходов асфальто-бетонных, мусоросжигательных, |разработки |отечественных |химических, гальванических, нефтеперерабатывающих | |высокотемпературных рукавных |предприятий, очистка водостоков. Производство | |(650 град.) углеродных |позволит полностью отказаться от закупки импортных | |фильтров на основе |угольных фильтров | |принципиально нового | | |углеродного волокнистого | | |материала с защитным | | |покрытием тугоплавкими | | |металлами | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 6 |Оснащение городских объектов |Подготовка к серийному производству, изготовление и|N 655-ПП |абсорбционными системами |установка на муниципальных объектах установок АСУ -|от 22.08.2000 |улавливания и рекуперации |БП-30 и АСУ-БП-120. Снижение выбросов паров бензина| |паров бензина (АСУ-БП) |на объектах на 80% или на 315 тонн в год с | | |рекуперацией | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 7 |Модернизация 6 котлов |Снижение массы выбросов на 5% (на 100 тонн в год) |N 655-ПП |ПТВМ-50 на тепловых станциях | |от 22.08.2000 _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 8 |Дооснащение опытных объектов: |Снижение в продуктах горения концентрации оксидов |Внедрение |ТЭЦ-25 и 3-х автозаправочных |азота на 14-26%, оксида углерода на 13-15% при |энергосберегающих |станций г. Москвы - приборами |обработке нефтепродуктов. Повышение использования |технологий |типа "Т-101" |топлива на 6-10%, снижение расхода топлива на 4-6% | | | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 9 |Разработка и создание |Использование низкопотенциального тепла сбросных |N 655-ПП |теплонасосной установки |вод для экономии топлива и сокращения выбросов |от 22.08.2000 |мощностью 30 Гкал/час на |вредных веществ до 70 тонн в год | |ТЭЦ-23 | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 10 |Внедрение 21 глушителя |Снижение уровня шума от работы котлов на 5-10 дБА, |N 655-ПП |шума на водогрейных котлах |т.е. до нормативного уровня шума |от 22.08.2000 |тепловых станций ГУП | | |"Мостеплоэнерго" | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 11 |Разработка плана совместных |Предотвращение возгорания торфяников и задымления | |мероприятий Правительства |города в летний период | |Москвы и Московской области | | |по предотвращению возгорания | | |торфяников и задымления | | |города в летний период | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 12 |Разработка мероприятий по |Доведение уровня шума до нормативного - на 5-10 дБА|N 666-ПП |снижению шумового | |от 17.07.2001 |дискомфорта, в том числе | | |от аэропортов "Внуково" и | | |"Остафьево", строительных | | |площадок, автомагистралей | | |и пр. | | _____|______________________________|___________________________________________________|____________________ 3.2.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Охрана воздушного бассейна города" _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ N |Наименование мероприятия |Сроки | Объемы и источники финансирования |Привлеченные|Итого|Городской | Исполнитель п/п| |реализации|_________________________________________| | |инвестор | | | | Городской бюджет | ЦБТЭФ | | | | | | |________________________|________________| | | | | | |НИОКР|ПИР |КАП |Текущие|ПИР |КАП |НИОКР| | | | | | | | |ВЛ |расходы| |ВЛ | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 1 |Разработка проекта и |Всего |1,7 |3,3 |3,7 | | | |0,7 |23,4 |32,8 |Департамент науки и |Управление |создание опытно - |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|промышленной политики|транспорта и |производственной установки|2003 | |1,3 | | | | |0,7 |8,9 |10,9 |города Москвы, |связи города |по производству |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|Департамент |Москвы, |диметилэфира с внедрением |2004 |1,7 |2,0 |3,7 | | | | |14,5 |21,9 |природопользования |конкурс |производства на |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|и охраны окружающей | |предприятиях города |2005 | | | | | | | | | |среды города Москвы, | | | | | | | | | | | | |Управление | | | | | | | | | | | | |городского заказа | | | | | | | | | | | | |города Москвы | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 2 |Организация работ по |Всего |2,0 |4,0 | | | | | |20,0 |26,0 |Департамент науки и |Управление |переоборудованию |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|промышленной политики|транспорта и |городского транспорта для |2003 |1,0 |2,0 | | | | | |7,0 |10,0 |города Москвы, |связи города |работы на диметилэфире |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|Управление |Москвы, | |2004 |1,0 |2,0 | | | | | |13,0 |16,0 |городского заказа |конкурс | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|города Москвы | | |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 3 |Дооснащение и ремонт |Всего | | |90 | | |16,9 | | |106,9|Департамент |Управление |нейтрализаторов |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|природопользования |транспорта и |отработавших газов на |2003 | | | | | |16,9 | | |16,9 |и охраны окружающей |связи города |муниципальном |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|среды города Москвы, |Москвы, |автотранспорте |2004 | | |45,0 | | | | | |45,0 |Управление |ГУП "Мосэкопром" | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа | | |2005 | | |45,0 | | | | | |45,0 |города Москвы | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 4 |Переоборудование |Всего | | |35,0 | | | | |20,0 |55,0 |Управление |Управление |автобусов ГУП |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа |транспорта и |"Мосгортранс" для работы |2003 | | | | | | | | | |города Москвы |связи города |на газообразном топливе |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |Москвы, | |2004 | | |15,0 | | | | |10,0 |25,0 | |конкурс | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | |20,0 | | | | |10,0 |30,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 5 |Организация и выпуск |Всего | | |12,5 | |3,5 | |2,5 | |18,5 |Управление | ГУП |первой партии |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа |"Мосэкопром" |отечественных |2003 | | | | |3,5 | |2,5 | |6,0 |города Москвы, | |высокотемпературных |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|Департамент | |рукавных (650 град.) |2004 | | |12,5 | | | | | |12,5 |природопользования | |углеродных фильтров на |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|и охраны окружающей | |основе принципиально |2005 | | | | | | | | | |среды города Москвы | |нового углеродного | | | | | | | | | | | | |волокнистого материала | | | | | | | | | | | | |с защитным покрытием | | | | | | | | | | | | |тугоплавкими металлами | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 6 |Оснащение городских |Всего | | |30,0 | | |58,0 | |30,0 |118,0|Департамент |Управление |объектов абсорбционными | | | | | | | | | | |природопользования |транспорта и |системами улавливания | | | | | | | | | | |и охраны окружающей |связи города |и рекуперации паров |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|среды города Москвы, |Москвы, |бензина (АСУ-БП) |2003 | | |10,0 | | |15,0 | |10,0 |35,0 |Управление |ГУП "Мосэкопром" | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа | | |2004 | | |10,0 | | |25,0 | |10,0 |45,0 |города Москвы | | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | |10,0 | | |18,0 | |10,0 |38,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 7 |Модернизация 6 котлов |Всего | | |185,5| | | | | |185,5|Управление |Управление |ПТВМ-50 на тепловых |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа |топливно - |станциях |2003 | | | | | | | | | |города Москвы |энергетического | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |хозяйства | |2004 | | |98,0 | | | | | |98,0 | |города Москвы | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | |87,5 | | | | | |87,5 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 8 |Дооснащение опытных |Всего | | |9,0 | | | | | |9,0 |Управление |Управление |объектов: ТЭЦ-25 и 3-х |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа |транспорта и |АЗС г. Москвы - приборами |2003 | | | | | | | | | |города Москвы |связи города |типа "Т-101" |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |Москвы, | |2004 | | |6,0 | | | | | |6.0 | |ГУП "Мосэкопром" | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | |3,0 | | | | | |3,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 9 |Разработка и создание |Всего | | | | | | | |9,0 |9,0 |Управление |ГУП "Мосэнерго" |теплонасосной установки |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа | |мощностью 30 Гкал/ |2003 | | | | | | | | | |города Москвы | |час на ТЭЦ-23 |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2004 | | | | | | | |6,0 |6,0 | | | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | | | | | | |3,0 |3,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 10 |Внедрение 21 глушителя |Всего | | |10,0 | | | | |5,0 |15,0 |Управление |Управление |шума на водогрейных |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|городского заказа |топливно - |котлах тепловых станций |2003 | | | | | | | |5,0 |5,0 |города Москвы |энергетического |ГУП "Мостеплоэнерго" |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |хозяйства | |2004 | | |5,0 | | | | | |5,0 | |города Москвы | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | | |2005 | | |5,0 | | | | | |5,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 11 |Разработка плана |Всего | | | | | | | | | | |Департамент |совместных мероприятий |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |природопользования |Правительства Москвы и |2003 | | | | | | | | | | |и охраны окружающей |Московской области по |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| |среды города Москвы |предотвращению возгорания |2004 | | | | | | | | | | | |торфяников и задымления |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | |города в летний период |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 12 |Разработка мероприятий |Всего |0,5 |3,0 |11,5 | | | |0,5 |12,5 |28,0 |Департамент науки и | ГПУ |по снижению шумового |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|промышленной политики|"Мосэкомониторинг", |дискомфорта, в том |2003 | |1,5 |3,0 | | | |0,5 |4,0 |9,0 |города Москвы, | ЦГСЭН |числе от аэропортов |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|Управление | |"Внуково" и "Остафьево", |2004 |0,5 |1,5 |3,5 | | | | |3,5 |9,0 |городского заказа | |строительных площадок, |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|города Москвы, | |автомагистралей и пр. |2005 | | |5,0 | | | | |5,0 |10,0 |Департамент | | | | | | | | | | | | |природопользования | | | | | | | | | | | | |и охраны окружающей | | | | | | | | | | | | |среды города Москвы | ___|__________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ Итого по подпрограмме |Всего |4,2 |10,3|387,2| |3,5 |74,9 |3,7 |119,9 |603,7| | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | |2003 |1,0 |4,8 |13,0 | |3,5 |31,9 |3,7 |34,9 |92,8 | | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | |2004 |3,2 |5,5 |198,7| | |25,0 | |57,0 |289,4| | |__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____| | |2005 | | |175,5| | |18,0 | |28,0 |221,5| | ______________________________|__________|_____|____|_____|_______|____|_____|_____|____________|_____|_____________________|____________________ 3.3. Охрана водного бассейна и очистка сточных вод 3.3.1. Общие положения Комплекс водных объектов г. Москвы - это система, состоящая из более 140 рек и ручьёв, 170 расположенных на них (русловых) водоёмов, 4 озёр и более 400 прудов различного происхождения. Наиболее крупными из этих рек являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р. Москвы, 39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы. Эта сеть водоемов, сильно измененная в процессе градостроительной и иной хозяйственной деятельности, обеспечивает регулирование поверхностного и грунтового стока, несёт рекреационные нагрузки, используется для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также судоходства. Системными водопользователями Москвы являются МГП "Мосводоканал",осуществляющее водоснабжение и канализование города, и МГУП "Мосводосток", осуществляющее сбор, транспортировку, очистку и отведение поверхностного стока с территории г. Москвы.Система водных объектов г.Москвы является частью природной среды города,выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стока. Сброс сточных и поверхностных вод составляет основную часть водопользования на территории города и существенно отражается на состоянии водных экосистем и водных ресурсов бассейна реки Москвы. Необходимо отметить крайне высокую степень антропогенной нагрузки, превышающую природные возможности биологического самоочищения водных экосистем. Вместе с тем в последние годы отмечается некоторая стабилизация основных количественных и качественных показателей состояния водоемов на территории города. Реализуются мероприятия по снижению объемов сбросов загрязнителей в водоемы как за счет уменьшения объемов стоков, так и за счет повышения степени их очистки. Например, осуществлено строительство 2-х канализационных насосных станций общей производительностью 160 тыс. куб.м/сутки (Братеевской и Новокунцевской), выведены на проектные показатели очистные сооружения в Южном Бутово и в Зеленограде общей производительностью 220 тыс. куб. м/сутки, завершена реконструкция сооружений биотермической стабилизации пескового осадка Курьяновской станции аэрации 70 куб. м/сутки, продолжается реализация схемы удаления азота и фосфора на очистных сооружениях Люберецкой и Курьяновской станциях аэрации и т.д. Разработаны и применяются инженерно-технические мероприятия по санации самих водоемов. Например, проведена прочистка русла р. Яузы (район проспекта Мира, Сухонская набережная, Потешная набережная), расчищены русла рек Лихоборка и Каменка в месте впадения в р. Яузу с частичным габионным укреплением берегов и зарегулированием стока с целью исключения сброса в р. Яузу бытового мусора и взвешенных веществ и т.д. В качестве приоритетного направления совершенствования технологий очистки сточных вод на ближайшие годы обозначено удаление биогенных элементов (азота и фосфора). В настоящее время завершены работы по реконструкции 3-й очереди старого блока Люберецкой станции аэрации, создан промышленный полигон по отработке новых технологий удаления биогенных элементов, проведены другие организационно-технические мероприятия по оптимизации процессов очистки сточных вод и внедрению переносных и стационарных приборов контроля, лабораторных приборов экспресс-анализа. В целом все мероприятия подпрограммы являются переходными и их продолжение регламентируется различными постановлениями Правительства Москвы и Московской области, что во многом предопределяет приоритетность мероприятий, а именно: - очистка сточных вод московских станций аэрации, которая приведет к сокращению сброса соединений азота и фосфора в водоемы Москвы; - очистка поверхностных сточных вод основным элементом которой является строительство городских очистных сооружений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП при условии достаточного финансирования этих работ. Однако, до настоящего времени эти средства не выделены; - совершенствование технологий очистки загрязненных сточных вод; Для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход. С этой целью планируется: - подготовка проекта закона "Об охране водных объектов на территории г. Москвы"; - совершенствование нормативной базы, определяющей виды водопользования, требования к спецводопользователям, функциональное назначение водоемов; - создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г. Москве; - подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и г.Москвы; - разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прилегающих территорий; - разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории г. Москвы и вынос границ в натуру; - разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории города; - разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения; - исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть без предварительной очистки; - максимальное стимулирование естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.п.; - инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий; - охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных систем; - разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов; - определение участков, заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние; - разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих водосберегающие и водоохранные технологии; - утверждение Методики расчета ущерба, причиненного в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока; - организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов; - оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета количества и качества сбрасываемых сточных вод. Одним из приоритетных направлений является экологическая реабилитация долин малых рек, ручьев и прудов с учетом бассейнового подхода, комплексного благоустройства с формированием системы городских ландшафтов на основе Схемы размещения по административным округам объектов нового озеленения на территориях Природного комплекса города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 № 413 с привлечением средств инвесторов. Внедрение такого подхода к решению проблем в этой области создаст финансовые возможности для реализации комплексной экологической реабилитации долин малых рек, ручьев и прудов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению, новому (компенсационному) озеленению, рекультивации почвы и благоустройству прибрежных территорий. Важной проблемой остается отсутствие единой системы по контролю за состоянием прудов, четкой программы мер по их экологической реставрации. Необходимо, чтобы городские водные объекты стали "экологическими островками", разделяющими и дополняющими застроенные территории города. Выполнение планируемых мероприятий позволит: - сократить сброс загрязняющих веществ в водные объекты на 5000 тонн в год, в том числе на 4000 тонн в год соединений азота и на 875 тонн в год соединений фосфора - увеличить долю очистки поверхностного стока на 15%, что составит 60% от всего поверхностного стока; - создать дополнительные зоны рекреации для городского населения; - увеличить территорию Природного комплекса г. Москвы; - улучшить качество воды и условий обитания водных биологических видов; - создать условия по сохранению и восстановлению биоразнообразия. 3.3.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Охрана водного бассейна и очистка сточных вод" __________________________________________________________________________________________________________________ N п/п|Цель/мероприятие | Ожидаемый результат | Основание _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 1 |Разработка и утверждение |Обеспечение комплексного подхода к оздоровлению и |Протокол совещания |Концепции восстановления |восстановлению малых рек, очистке воды, восстановлению |у Мэра Москвы от |и реабилитации малых рек | биоразнообразия |11.11.2002 N 40-ОС |г. Москвы | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 2 |Разработка проектов и |Документация, утверждения в установленном порядке, |N 1166-ПП |установление границ |по определению и закреплению границ водоохранных |от 25.12.2001 |водоохранных зон и прибрежных |зон рек Москвы, Сходни, Сетуни, Пономарки, Нищенки, |N 695-ПП |защитных полос водных |Шмелевки, вынос в натуру границ и обеспечение особо |от 27.08.2002 |объектов |го режима регулирования хозяйственной деятельности | | |на территории этих зон | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 3 |Разработка ПСД и проведение |Утвержденная в установленном порядке проектно-сметная |N 101-ПП |дноуглубительных работ, |документация. Проведение строительно-монтажных |от 10.02.98 |берегоукрепление р.Яузы, |работ. Очистка и благоустройство прибрежных территорий |N 124 от 17.02.98 |ее притоков,Лихоборского |р. Яузы |N 833-ПП |обводного канала и | |от 11.09.2001 |р. Чермянки | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 4 |Разработка ПСД и проведение |Снижение в сбросах содержания взвешенных веществ и |N101-ПП |работ по реконструкции |нефтепродуктов на 40% |от 10.02.98 |прудов-отстойников | |N 355-ПП |"Нищенка", "Хапиловка", | |от 17.04.2001 |"Копытовка", "Нагатинский | |N 124 от 17.02.98 |затон", "Капотня", "Тушино-1" | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 5 |Разработка технических |Создание стартовых условий для развития работ по |N101-ПП |заданий и проектно-сметной |улучшению экологического состояния рек и ручьев: |от 10.02.98 |документации на проведение |Сетунь, Очаковка, Самородинка, Натошенка, Раменка, |N 355-ПП |работ по благоустройству |Чечера, Котловка, Битца, Чертановка, Гвоздянка, |17.04.2001 |и оздоровлению долин |Корюшка (Чура), Сходня, Лихоборка, Таракановка, Бусин |N 124 от 17.02.98 |малых рек и ручьев |ка, Пономарка, Нищенка, Жужа, Шмелевка, Городня, | ¦ | |Коршуниха и прилегающих к ним территорий | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 6 |Разработка технических |Экологическая реставрация прудов в г. Москве, преду |N 101 от 10.02.98 |заданий и проектно-сметной |сматривающей их очистку, предотвращение загрязнения, |N 124 от 17.02.98 |документации по оздоровлению |доведение до рекреационных кондиций или иных |N 355-ПП |прудов г. Москвы |форм использования |от 17.04.2001 ¦ ¦ ¦ _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 7 |Экологическая реставрация |Восстановление прудов: Сер-Виноградовского, |N 101-ПП |прудов г. Москвы: очистка |Мазиловского, по 95-му кварталу Кунцево, Мещерского, по |от 10.02.98 |дна и поверхности, |ул. Кравченко, Очаковского, Центрального в Солнцево, |N 355-ПП |реконструкция инженерных |П-Стрешневского, Калитниковского, Кировоградского, |от 17.04.2001 |сооружений с целью |Лефортовских прудов, Братцево, Рождественно, |N 124 от 17.02.98 |предотвращения их загрязнения,|Путяевский, Черкизовский, пруды в Покровское-Стрешнево, | |озеленение и благоустройство |мкр. Курьяново, Северное Медведково, на ручье | |прилегающих территорий |Ржавка, Гольяновский, по Черноморскому бульвару, | | |Щучий в Кузьминках, в Ясенево по ул. Рокотова, в | | |природном парке Москворецкий, Кожуховский затон, по | | |ул. Кутузова, в Свиблово, по ул. Дегунинская, в | | |усадьбе "Малое Голубино", в поселке Малино, и др. | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 8 |Разработка Положения об |Определение экономических механизмов и порядка |N 413 |инвестиционной деятельности |привлечения инвестиций, плана мероприятий, заказчиков, |от 04.06.2002, |в сфере экологической |инвесторов и исполнителей, сроков и графиков разработки |Инновационные |реабилитации территорий |ТЗ, проектов и их реализации, предусматривающих |разработки |водных объектов г.Москвы |проведение комплексной экологической реабилитации | | |городских ландшафтов в долинах малых рек, ручьев и | | |прудов с приданием им функционального назначения | | |(рекреационного, туристического, коммерческого и т.п.). | | |Разработка современной схемы управления и контроля | | |за состоянием водных объектов и их содержания и | | |эксплуатации в надлежащем состоянии | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 9 |Разработка проектно-сметной |Разработка проектной документации на благоустройство |N 399 |документации и проведение |родников, каптирование родников, проведение работ |от 30.05.2000 |работ по благоустройству |по благоустройству прилегающих территорий | |37 родников | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 10 |Строительство очистных |Разработка ПСД, проведение строительно-монтажных |N 115-ПП |сооружений ливнестоков, |работ очистных сооружений ливнестоков для территории |от 11.07.2001 |реконструкция очистных |около 50 га, снижение сброса загрязняющих веществ на: | |сооружений промстоков на |взвешенных - 8,5 т/год, нефтепродуктов - | |территории Северной и |0,8 т/год, ТМ - 15 кг/год, соединений фтора из | |Южной промышленных зон |промстоков - 37 т/год, ТМ из промстоков - 10 т/год | |Зеленограда | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 11 |Завершение строительства |Завершение строительных работ. |N 124 от 17.02.98 |блока биологического |Сокращение в сточных водах соединений азота на 460 | |удаления биогенных элементов |тонн/год, фосфора на 75 тонн/год | |- сооружение доочистки | | |2-го блока Ново-Люберецкой | | |станции аэрации | | |производительностью 500 тыс. | | |м куб/сутки | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 12 |Реконструкция сооружения |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 |биологической очистки |работ по разработанным проектным документам. | |Курьяновской станции |Сокращение в сточных водах соединений азота на 3640 | |аэрации и Люберецкой |тонн/год, фосфора на 800 тонн/год | |станции аэрации с внедрением | | |блока доочистки и | | |обеззараживания сточных | | |вод и технологии удаления | | |биогенных элементов | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 13 |Строительство аварийно - |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 |регулирующего резервуара |работ по разработанным проектным документам. | |при КНС "Черкизовская" |Повышение надежности работы канализационной сети | |объемом 45 тыс.м куб/сутки | | | | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 14 |Строительство напорного |Разработка ПСД и проведение строительно-монтажных |N 124 от 17.02.98 |коллектора Dy=400 мм |работ по разработанным проектным документам | |длиной 5 км от КНС до | | |самотечного канализационного | | |коллектора с разработкой ПСД | | | | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 15 |Строительство канализационных |Исключение сбросов сточных вод в источники питьевого |N 124 от 17.02.98 |коллекторов для |водоснабжения Москвы (долевое участие бюджета г. |NN 463-41, 464-42, |отведения сточных вод в |Москвы, Московской области и абонентов по 33,3% от |465-43 от 01.06.99 |московскую городскую |общей стоимости) |N 6-РСК ¦ ¦ |канализацию в Красногорском, | |от 29.05.2000 |Одинцовском, Мытищинском | | |районах Московской области | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 16 |Проектирование водоохранных |Разработка ПСД. Улучшение экологического состояния |N 124 от 17.02. 98 |зон и прибрежных защитных |Москворецкого (вдхр. Можайское, Рузское, Озернинское, |N 6-РСК |полос 10-ти водохранилищ |Истринское) и Волжского (вдхр. Пяловское, Пестовское, |от 29.05.2000. |и рек Истры, Рузы, |Учинское, Пироговское, Клязьменское, Химкинское) | |Москвы (2-ой этап) |источников питьевого водоснабжения | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ ¦ ¦ ¦ 17 |Проектирование, реконструкция |Разработка ПСД, проведение строительно-монтажных |Градостроительный |и строительство кустовых |работ. Улучшение качества воды поверхностных водоемов |план развития |очистных сооружений на |за счет очистки загрязненных стоков в количестве |территории |водовыпусках МГУП |не менее 2,0 млн. м куб/год и сокращения сброса |Зеленоградского |"Мосводосток" в р. Сходню |загрязняющих веществ в сточных водах: взвешенных - |административного |(4 сооружения) в |на 900 т/год, нефтепродуктов - на 18 т/год, БПК - |округа |Зеленоградском |на 49,5 т/го,. тяжелых металлов - на 70 кг/год |N 296 от 29.04.97 |административном округе города| | |Москвы | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 18 |Создание блок-модульной |Достижение норм сброса загрязняющих веществ в водный |Инновационные |установки очистки сточных |бассейн. Очистка воды без образования вторичных |разработки |вод предприятий легкой |загрязнений. Сокращение площадей, занимаемых очистными | |промышленности, бытовой |сооружениями. Снижение эксплуатационных затрат. | |химии, гальванических |Создание экологически чистой технологии. | |производств, поверхностного | | |стока и реконструкции | | |городских очистных сооружений | | _____|______________________________|________________________________________________________|____________________ 3.3.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Охрана водного бассейна и очистка сточных вод" ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ N |Наименование мероприятия |Сроки | Объемы и источники финансирования |Привлеченные|Итого |Городской | Исполнитель п/п| |реализации|____________________________________________| | |инвестор | | | | Городской бюджет | ЦБТЭФ | | | | | | |__________________________|_________________| | | | | | |НИОКР|ПИР |КАП |Текущие|ПИР |КАП |НИОКР| | | | | | | | |ВЛ |расходы| |ВЛ | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 1 |Разработка и утверждение |Всего | | | | | | | | | | | |Концепции восстановления |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |и реабилитации малых |2003 | | | | | | | | | | | |рек г. Москвы |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2004 | | | | | | | | | | | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 2 |Разработка проектов и |Всего | |3,0 |6,0 | | | | | |9,0 |Департамент |Москомархитектура |установление границ |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |водоохранных зон и |2003 | |1,0 |2,0 | | | | | |3,0 |политики, развития и | |прибрежных защитных |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |полос водных объектов |2004 | |1,0 |2,0 | | | | | |3,0 |города Москвы | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | |1,0 |2,0 | | | | | |3,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 3 |Разработка ПСД и |Всего | |2,7 |17,0 | | | | | |19,7 |Департамент |МГУП "Мосводосток" |проведение |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной |ГУП "Гидромост" |дноуглубительных |2003 | |2,7 | | | | | | |2,7 |политики, развития и | |работ, берегоукрепление |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |р. Яузы, ее притоков, |2004 | | |12,0 | | | | | |12,0 |города Москвы | |Лихоборского обводного |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |канала и р. Чермянки |2005 | | |5,0 | | | | | |5,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 4 |Разработка ПСД и |Всего | |3,0 |30,0 | | | | | |33,0 |Департамент |МГУП "Мосводосток" |проведение работ по |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |реконструкции 6 |2003 | |3,0 | | | | | | |3,0 |политики, развития и | |прудов-отстойников |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | | |2004 | | |15 | | | | | |15,0 |города Москвы | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | |15 | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 5 |Разработка технических |Всего | | | | |50,0 | | |500,0 |550,0 |Департамент |Конкурс |заданий и проектно-сметной|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|природопользования | |документации |2003 | | | | |25,0 | | |250,0 |275,0 |и охраны окружающей | |на проведение работ по |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|среды города Москвы | |благоустройству и |2004 | | | | |25,0 | | |250,0 |275,0 | | |оздоровлению долин малых |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |рек и ручьев |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 6 |Разработка ТЗ и ПСД по |Всего | | | | |50,0 | | | |50,0 |Департамент |Конкурс |оздоровлению прудов г. |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|природопользования | |Москвы |2003 | | | | |25,0 | | | |25,0 |и охраны окружающей | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|среды города Москвы | | |2004 | | | | |25,0 | | | |25,0 | | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 7 |Экологическая реставрация |Всего | | | |190,0 |330,0| | | |520,0 |Управление |Конкурс |прудов г. Москвы: | | | | | | | | | | |городского | |очистка дна и поверхности,| | | | | | | | | | |заказа города Москвы,| |реконструкция |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|Департамент | |инженерных сооружений, |2003 | | | | |90,0 | | | |90,0 |природопользования | |озеленение и | | | | | | | | | | |и охраны окружающей | |благоустройство | | | | | | | | | | |среды города Москвы | |прилегающих территорий |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2004 | | | |70,0 |90,0 | | | |160,0 | | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | | |120,0 |150,0| | | |270,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 8 |Разработка Положения |Всего |1,0 | | | | | |2,0 |15,0 |18,0 |Департамент |Конкурс |об инвестиционной |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|науки и промышленной | |деятельности в сфере |2003 |1,0 | | | | | |2,0 | |3,0 |политики города | |экологической реабилитации|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|Москвы, | |территорий водных |2004 | | | | | | | |10,0 |10,0 |Департамент | |объектов г. Москвы |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|природопользования | | |2005 | | | | | | | |5,0 |5,0 |и охраны окружающей | | | | | | | | | | | | |среды города Москвы | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 9 |Разработка проектно - |Всего | |8,3 | | | | | |70,0 |78,3 |Департамент |Конкурс |сметной документации и |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |проведение работ по |2003 | |2,5 | | | | | |22,5 |25,0 |политики, развития и | |благоустройству 37 |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |родников |2004 | |2,8 | | | | | |21,6 |24,4 |города Москвы | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | |3,0 | | | | | |25,9 |28,9 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 10 |Строительство очистных |Всего | | |10,0 | | | | |10,0 |20,0 |Департамент |ГУП "Мосэкопром" |сооружений ливнестоков, |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |реконструкция |2003 | | | | | | | | | |политики, развития и | |очистных сооружений |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |промстоков на территории |2004 | | |10,0 | | | | |10,0 |20,0 |города Москвы | |Северной и Южной |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |промышленных зон |2005 | | | | | | | | | | | |Зеленоградского | | | | | | | | | | | | |административного округа | | | | | | | | | | | | |города Москвы | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 11 |Завершение строительства |Всего | | |1482,0 | | | | | |1482,0|Департамент |МГП "Мосводоканал" |блока биологического |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |удаления биогенных |2003 | | |148,0 | | | | | |148,0 |политики, развития и | |элементов - сооружение |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |доочистки 2-го блока |2004 | | |700,0 | | | | | |700,0 |города Москвы | |Ново-Люберецкой станции |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |аэрации за счет тарифов |2005 | | |634,0 | | | | | |634,0 | | |производительностью | | | | | | | | | | | | |500 тыс. м куб/сутки | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 12 |Реконструкция сооружения |Всего | |5,0 |105,0 | | | | | |110,0 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |биологической очистки |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |Курьяновской станции |2003 | |5,0 | | | | | | |5,0 |политики, развития и | |аэрации и Люберецкой |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |станции аэрации с |2004 | | |65,0 | | | | | |65,0 |города Москвы | |внедрением блока доочистки|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |и обеззараживания сточных |2005 | | |40,0 | | | | | |40,0 | | |вод и технологии удаления | | | | | | | | | | | | |биогенных элементов | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 13 |Строительство АРР при КНС |Всего | |9,0 |300,0 | | | | | |309,0 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |"Черкизовская" объемом |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |45 тыс. м куб/сутки |2003 | |3,0 | | | | | | |3,0 |политики, развития и | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | | |2004 | |6,0 |127,0 | | | | | |133,0 |города Москвы | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | |173,0 | | | | | |173,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 14 |Разработка ПСД и |Всего | |2,0 |67,0 | | | | | |69,0 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |строительство напорного |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |коллектора от КНС до |2003 | |2,0 | | | | | | |2,0 |политики, развития и | |самотечного |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |канализационного |2004 | | |34,0 | | | | | |34,0 |города Москвы | |коллектора с разработкой |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |ПСД |2005 | | |33,0 | | | | | |33,0 | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 15 |Строительство |Всего | | |19,2 | | | | | |19,2 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |канализационных |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |коллекторов |2003 | | | | | | | | | |политики, развития и | |для отведения сточных |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |вод в московскую городскую|2004 | | |9,6 | | | | | |9,6 |города Москвы | |канализацию в |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |Красногорском, |2005 | | |9,6 | | | | | |9,6 | | |Одинцовском, Мытищинском | | | | | | | | | | | | |районах Московской | | | | | | | | | | | | |области | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 16 |Проектирование |Всего | |11,2| | | | | | |11,2 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |водоохранных зон и |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |прибрежных защитных полос |2003 | |11,2| | | | | | |11,2 |политики, развития и | |10-ти водохранилищ и рек |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |Истры, Рузы, Москвы |2004 | | | | | | | | | |города Москвы | |(2-ой этап) |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | | |2005 | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 17 |Проектирование, |Всего | |2,0 |40,0 | | | | | |42,0 |Департамент |МГП "Мосводоканал" |реконструкция и |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |строительство кустовых |2003 | |2,0 |10,0 | | | | | |12,0 |политики, развития и | |очистных сооружений на |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |водовыпусках МГУП |2004 | | |20,0 | | | | | |20,0 |города Москвы | |"Мосводосток" в р. Сходню |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |(4 сооружениях) в |2005 | | |10,0 | | | | | |10,0 | | |Зеленоградском | | | | | | | | | | | | |административном округе | | | | | | | | | | | | |города Москвы | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 18 |Создание блок-модульной |Всего | | |30,0 | | | |2,2 | |32,2 |Департамент |Конкурс |установки очистки |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|градостроительной | |сточных вод предприятий |2003 | | | | | | |1,2 | |1,2 |политики, развития и | |легкой промышленности, |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|реконструкции | |бытовой химии, |2004 | | |10,0 | | | |1,0 | |11,0 |города Москвы, | |гальванических |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|Департамент | |производств, |2005 | | |20,0 | | | | | |20,0 |природопользования | |поверхностного | | | | | | | | | | |и охраны окружающей | |стока и реконструкция | | | | | | | | | | |среды города Москвы | |городских очистных | | | | | | | | | | | | |сооружений | | | | | | | | | | | | ___|__________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ Итого по подпрограмме |Всего |1,0 |46,2|2106,2 | 190,0|430,0| |4,2 |595,0 |3372,6| | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |2003 |1,0 |32,4|160,0 | |140,0| |3,2 |272,5 |609,1 | | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |2004 | |9,8 |1004,6 | 70,0 |140,0| |1,0 |291,6 |1517,0| | |__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______| | |2005 | |4,0 |941,6 | 120,0|150,0| | |30,9 |1246,5| | ______________________________|__________|_____|____|_______|_______|_____|_____|_____|____________|______|_____________________|____________________ 3.4. Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами. 3.4.1. Общие положения. Исходя из численности постоянно проживающего в городе Москве населения 8 500 тыс.чел., утвержденной нормы накопления 1,68 куб.м. на 1 жителя (твердые бытовые отходы - 1,31 куб.м. и крупногабаритный мусор - 0,37 куб.м.) нормативный объем накопления твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) составляет 14 280 тыс.куб.м. (соответственно 11 138 и 3 145 тыс.куб.м.) или 3100 тыс.тонн. Объемы образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных и коммерческих организаций и учреждений. В количественном отношении потоки составляют: из жилого фонда - 1,9 млн. т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и коммерческих организаций и учреждений 1,2 млн. т/год (40% от всех собираемых ТБО). На долю мусоросжигания приходится 285,5 тысяч тонн в год, на полигоны - более 2,8 млн. тонн в год, причем через мусороперегрузку проходит 544 тыс. тонн в год, мусоросортировку - 100 тыс. тонн в год, т.е менее 3% от всего объема ТБО. Таким образом, на долю мусоросжигательных заводов приходится только 7 % утилизации от нормативного объема накопления ТБО и КГМ. Реально в городе работает два мусоросжигательных завода N 2 и N 3, а МСЗ N 4 находится в стадии подготовки к пуску. При условии своевременного финансирования только к 2006г. производительность трех МСЗ может достигать суммарно 680 тыс. тонн в год ТБО. Основным способом утилизации отходов является их захоронение на 3-х арендуемых муниципальных и некоторых других полигонах Московской области. Для уменьшения объемов захоронения отходов на полигонах, как промышленных, так и ТБО, в Москве создается система их сортировки и переработки. Смонтирована и принята в эксплуатацию мусоросортировочная станция в Южном Бутово, московским заводом "Станкоагрегат" изготовлен и передан для монтажа ГУП "Промотходы" комплект оборудования для еще одной сортировочной линии. Размещение отходов на полигонах становится все более проблематичным из-за высокой стоимости размещения и позиции властных структур Московской области, на территории которой расположены полигоны. Выходом из создавшегося положения представляется создание новых производств и увеличение доли перерабатываемых отходов. В городе не создано единой централизованной системы сбора и переработки таких опасных отходов, как свинцово-кислотные аккумуляторы и электролиты, шины, масла и другие отходы автомобильной промышленности. Не решена проблема переработки полимерных материалов, которых ежегодно образуется десятки тысяч тонн. Следует отметить, что принятая в 1992 г. Правительством Москвы Концепция откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от вредных бытовых отходов до 2010 г. исчерпала свой ресурс. Намеченный в ней переход к 2010 г. на 100% промышленную переработку ТБО не будет реализован. В обозримом будущем строительство новых мусоросжигательных заводов на большую производительность ожидать не приходится (стоимость одного такого завода составит не менее 100 млн. долларов). Мусоропрессование позволит сократить затраты на перевозку ТБО и сэкономить место на полигоне. Одним их основных путей позитивного изменения ситуации является снижение потоков отходов за счет селективного сбора утильных фракций муниципальных отходов с последующей их переработкой (рециклингом). Сбор и переработка вторичного сырья жилого фонда требует создания соответствующей инфраструктуры (наличия контейнеров для раздельного сбора на придомовых площадках, пунктов приема, установок для переработки). Без этой инфраструктуры сбор и переработка утильной фракции ТБО из жилого фонда экономически не оправданы. Целесообразно развивать систему сбора и переработки вторичного сырья из ТБО коммерческих и общественных зданий и учреждений, что позволит сократить поток отходов на полигоны и заводы, - 53 - затраты на вывоз и обезвреживание и получить доход от реализации вторичных ресурсов. Внедрение системы селективного сбора отходов торговых предприятий и предприятий непромышленной сферы позволит без дополнительных затрат увеличить долю промышленной переработки ТБО с 25 до 65% отходов этих хозяйств, что отвечает среднему европейскому показателю. Основными приоритетными видами отходов, подлежащими переработке, являются особо токсичные промышленные отходы, уничтожение которых осуществляется либо методами термического обезвреживания, либо химической нейтрализацией. Для этих видов отходов создание производств по уничтожению безотлагательно. В городе отсутствует сквозная схема информационного и финансово-экономического обеспечения процесса обращения с отходами производства и потребления в Московском регионе. В случае несанкционированного размещения отходов в соответствии с действующим законодательством применяются низкие штрафные санкции, которые не стимулируют выполнение природоохранных требований в обращении с отходами. Формирующийся городской банк данных по отходам по состоянию на 01.01.2003 года содержит данные объёмов образования отходов по основным крупным и средним предприятиям города. Этими предприятиями в год образуется более 6,0 млн. тонн отходов. Программой предусмотрено продолжение создания этого банка данных и ведение кадастра отходов производства и потребления на региональном уровне. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка городского закона "Об отходах", предусматривающего экономические и правовые механизмы, стимулирующие создание новых производств по утилизации, переработке и уничтожению отходов, а также Концепции управления муниципальными отходами Москвы. Для успешного решения проблем муниципальных отходов города необходимо создать конкурентную среду, в том числе следует предусмотреть участие малого и среднего бизнеса, представители которого работая непосредственно с населением, могли бы взять на себя функции раздельного сбора. При этом в Москве необходимо по примеру практически всех столиц стран ЕС ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению ТБО. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была бы организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов. Основные мероприятия подпрограммы направлены на: - создание информационной, организационной и финансово-экономической схемы управления потоками отходов в городе; - развитие новых технологий в области утилизации отходов; - реконструкцию действующих и создание новых производств по переработке отходов; - создание системы селективного сбора отходов, подлежащих переработке; - сокращение площадей, занятых под размещение (хранение) отходов. Выполнение планируемых мероприятий подпрограммы позволит довести уровень переработки отходов до 65%, что составит 9,75 млн. тонн в год. 3.4.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Организация системы управления промышленными и бытовыми отходами" ________________________________________________________________________________________________________________ N п/п| Цель/мероприятие | Ожидаемый результат | Основание _____|___________________________________|___________________________________________________|__________________ 1 |Создание производств по |Разработка ТЭО и проектной документации для |N115 от 11.07.2001 |утилизации автомобильных |отработки технологий по созданию промышленной |N341 от 16.04.96 |шин. Использование продуктов |установки по утилизации (рециклингу) изношенных | |рециклинга отходов |автопокрышек с поручением вторичных ресурсов | |автотранспорта для вторичного | | |использования в городском хозяйстве| | _____|___________________________________|___________________________________________________|__________________ 2 |Проектирование опытно-промышленной |100%-ная переработка поступающих отходов, полное |Инновационные |установки для |разложение вредных соединений, получение дешевых |разработки |высокотемпературного сжигания |углеводородов, аргона, азота, высокопрочных | |различных видов отходов в |строительных и отделочных материалов, попутной | |шлаковом расплаве с |тепловой энергии основного реактора | |криогенным разделением | | |образующихся продуктов сжигания | | _____|___________________________________|___________________________________________________|__________________ 3 |Организация комплексной |Уменьшение вывоза органических отходов на полигоны |N 460-ПП |системы сбора, транспортировки, |на 500 тыс. тонн в год; внедрение технологии |от 18.06.2002 |подготовки, переработки отходов |получения высококачественного компоста и |(п. 4.2. |(в т.ч. органических пищевого |биоудобрений для нужд городского хозяйства. |приложения) |и растительного происхождения |Производство технического грунта под городские | |с получением компоста, |зеленые насаждения, замещение природного грунта для| |биоудобрений для нужд |послойной пересыпки ТБО и рекультивации. | |городского хозяйства) | | _____|___________________________________|___________________________________________________|__________________ 4 |Создание производств по |Снижение нагрузки на подмосковные полигоны по |N571 от 25.07.2000 |сбору, сортировке, приему |захоронению ТБО полимерных отходов, срок разложения|N460-ПП |и переработке полимерных |которых не менее 100 лет. Производство гранулята из|от 18.06.2002 |отходов (в том числе в |ПЭТФ для последующего использования в качестве | |промзоне Внуково ЗАО г. |сырья в городской промышленности. Организация сбора| |Москвы): проектирование, |и переработки ПЭТФ-тары с использованием продуктов | |поставка оборудования, |переработки в промышленных производствах, в т.ч. на| |строительно-монтажные |объектах ГУП "Промотходы", ПК "Втормет", ОАО | |работы и пуск в эксплуатацию |"Вторсырьепереработка", ЗАО "РОССКЭТМАШ",ОАО | | |"Рекстром",ЗАО "РесЭко" | _____|___________________________________|___________________________________________________|__________________ 5 |Внедрение системы сбора и |Создание систем сбора и использование биогаза для |N 460-ПП |утилизации биогаза на |выработки тепло- и электроэнергии на полигонах. Это|от 18.06.2002 |полигонах ТБО |дает доход от экономии тепло- и электроэнергии на |(п. 4.3 приложения | |собственные нужды (компенсация эксплуатационных | | |затрат на сбор и утилизацию биогаза). Разработка | |