должна вестись малыми заходками не свыше 2 м, которые сразу необходимо закреплять. На участке временной крепи должны быть установлены приборы для контроля за температурой замороженных грунтов. 5.9.8. При проходке стволов в искусственно замороженных грунтах в случае, когда ледогрунтовый массив по периметру ствола является несущей временной крепью, а постоянная обделка устанавливается с отставанием от лба забоя не более 1 м, необходимость дополнительной временной крепи определяется проектом. 5.10. Проходка выработок в искусственно закрепленных грунтах 5.10.1. На период искусственного закрепления грунтов и работ в выработках, закрепленных инъекцией химических реагентов, необходимо организовать контроль специализированной лабораторией за загрязнением дренажных вод и рудничного воздуха в подземных выработках и в вентиляционных выбросах. 5.10.2. Работа в выработках с искусственно закрепленными грунтами с использованием химических реагентов разрешается после завершения инъекционных работ и приемки их комиссией под руководством главного инженера организации, закреплявшей грунты, с участием представителей проектной организации, генподрядчика и заказчика. К акту комиссии должны быть приложены: а) план и профиль закрепленного массива с привязкой местоположения инъекторов; б) журналы забивки инъекторов и нагнетания растворов; в) данные лабораторных испытаний химических реагентов; г) данные лабораторных испытаний воздушной среды в зоне инъекционного закрепления на момент составления акта; д) акты контрольных испытаний закрепленного грунта на прочность; е) данные наблюдений за скоростью движения и уровнем грунтовых вод в пьезометрах; ж) данные наблюдений за осадкой поверхности земли, зданий и сооружений в зоне закрепленных грунтов (книга по Приложению 28). 5.11. Содержание подземных выработок 5.11.1. Подземные выработки и их обустройства должны содержаться в исправном состоянии. При появлении деформации в элементах крепи за ними следует установить маркшейдерское наблюдение с периодичностью замеров, установленной главным маркшейдером по согласованию с главным инженером организации. При появлении признаков разрушения крепи работы в выработке должны быть прекращены, люди выведены в безопасное место. 5.11.2. Выработки и их обустройства должны регулярно осматриваться лицами технического надзора: начальником участка - еженедельно; горным мастером - ежесменно до начала работ; механиком участка - ежедневно; другими лицами - в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером организации. Результаты осмотра заносятся в книгу (см. Приложение 6). 5.11.3. Крепь и армировка стволов, служащих для спуска и подъема людей и грузов, должны осматриваться ежесуточно лицами, назначенными приказом по организации. Результаты осмотра заносятся в книгу записи результатов осмотра ствола (Приложение 8). В случае выявления опасных дефектов спуск и подъем людей и грузов должен быть немедленно прекращен. 5.11.4. Замену элементов крепи выработок или обделки, ликвидацию последствий обрушений, прорывов воды или грунтовых масс, все ремонтные работы в стволах шахт, в том числе связанные с заменой элементов армировки, обшивки лестничных или грузовых отделений, а также работы, связанные с расширением поперечного сечения выработок, должны выполняться в соответствии с ППР, утвержденным главным инженером организации. 5.11.5. Работы по проходке сплошных завалов и перекреплению подземных выработок должны производиться по ППР, привязанному к конкретным условиям и утвержденному главным инженером организации. При перекреплении выработки запрещается удалять одновременно больше двух смежных рам или арок до предварительной установки подхватов или снимать гайки более чем на двух поперечных рядах анкеров при анкерном креплении. "Купола" должны быть забучены и заинъектированы раствором. Указанные работы должны выполняться опытными рабочими под руководством лица технического надзора. 5.11.6. Ремонтные работы и работы по перекреплению в стволе шахты должны выполняться в соответствии с ППР, утвержденным главным инженером организации. При этом работы должны вестись с рабочих полков с выходом в лестничное отделение с обязательным устройством защитного полка. 5.11.7. При перекреплении и ремонте тупиковых горизонтальных или наклонных выработок должна быть обеспечена возможность вывода людей в случае внезапного обрушения, прорыва воды. 5.11.8. При очистке зумпфа ствола шахты запрещается движение подъемных сосудов по стволу или выполнение других работ на вышележащих горизонтах. 6. Специальные способы и виды работ 6.1. Бурение скважин с поверхности 6.1.1. При бурении скважин должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные настоящими Правилами, не противоречащими им требованиями других нормативных документов по безопасности труда и промышленной безопасности, инструкциями заводов - изготовителей по эксплуатации буровых установок. Пробуренные скважины должны перекрываться или ограждаться. 6.1.2. Места заложения скважин, расположение оборудования и коммуникаций на местности должны определяться проектом. При этом расстояние по горизонтали от буровой установки до жилых и производственных помещений, охранных зон линии электропередачи, нефте-, газо- и других продуктопроводов, железных и шоссейных дорог должно быть не менее высоты вышки плюс 10 м. Допускается расположение стационарных буровых установок в населенных пунктах на меньшем расстоянии, а работа передвижных буровых установок - в непосредственной близости от зданий и сооружений при условии разработки в ППР мероприятий, обеспечивающих безопасность работ и сохранность зданий и сооружений. В этом случае ППР должен быть согласован с территориальным органом Госгортехнадзора России, владельцами зданий и сооружений, другими заинтересованными организациями. 6.1.3. При расположении буровой установки вблизи отвесных склонов (уступов) расстояние от ее основания до бровки склона должно быть не менее 3 м. Во всех случаях буровая установка должна располагаться вне зоны призмы обрушения. 6.1.4. Каждая стационарная вышка должна быть оборудована звуковой сигнализацией и ограничителем высоты подъема бурового инструмента или грузозахватного приспособления. 6.1.5. Сборка вышки на земле должна производиться на клетях или козлах, подъем и спуск вышек и мачт в установках, не имеющих механизма подъема, - с помощью лебедок, кранов, тракторов. Лебедки, применяемые для подъема таких мачт и собранных на земле вышек, должны иметь не менее чем трехкратный запас прочности канатов по отношению к максимально возможной статической нагрузке и иметь исправную тормозную систему. Подъемные механизмы, служащие для установки буровых вышек (мачт), должны располагаться от оси скважины на расстоянии, равном высоте вышки (мачты). 6.1.6. Для стационарных установок подъем и спуск вышек, буровых мачт, монтаж и демонтаж буровых установок должны производиться по проектам и типовым схемам монтажа под руководством лица технического надзора. Проекты и типовые схемы монтажа должны разрабатываться в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования и настоящими Правилами и утверждаться главным инженером организации. 6.1.7. Запрещается монтаж, демонтаж и перемещение стационарных буровых вышек при скорости ветра более 15 м/с, а также во время ливня, гололедицы, грозы и в ночное время суток. 6.1.8. Передвижение стационарных буровых установок, их разборка и сборка должны производиться под руководством лица технического надзора. Путь передвижения установок (трасса) должен быть утвержден главным инженером организации, выполняющей бурение скважин. На плане трассы должны быть четко указаны участки повышенной опасности и меры безопасности. 6.1.9. Техническое состояние бурового оборудования, вышек (мачт), агрегатов и установок должно проверяться: а) мастером (бригадиром) не реже двух раз в неделю; б) лицами технического надзора организации - не реже одного раза в месяц; в) бурильщиком - при приеме смены или после прекращения работы. Кроме того, техническое состояние вышки (мачты) должно проверяться: а) до начала и после передвижения; б) перед спуском колонны обсадных труб; в) после ветра скоростью более 9 м/с; г) после ремонтных работ. Результаты осмотра мастером (бригадиром) и лицами технического надзора заносятся в буровой журнал (Приложение 16). Обнаруженные неисправности должны устраняться до начала работ. 6.1.10. Работы по проходке скважин могут быть начаты при наличии следующей технической документации: а) ордера на производство работ; б) проекта производства работ; в) акта приемки буровой установки в эксплуатацию; г) приказа на открытие объекта; д) протоколов замеров сопротивления заземления и изоляции электрооборудования и электросетей; е) акта опрессовки насосов. 6.1.11. Буровые насосы, а также трубопроводы, шланги и сальники перед вводом буровой установки в эксплуатацию и после каждого монтажа должны быть опрессованы водой полуторным расчетным максимальным давлением с проверкой срабатывания предохранительного клапана. Результаты испытаний должны быть оформлены актом. 6.1.12. Работы по проходке скважин должны выполняться в соответствии с разрешением администрации населенного пункта (территории) и условиями владельцев коммуникаций и сооружений. При вынужденных перерывах в работе или при их завершении необходимо руководствоваться настоящими Правилами (Приложение 38) и другими нормативными документами, определяющими порядок ликвидации и консервации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. 6.1.13. При спуско - подъемных операциях на барабане лебедки должно оставаться не менее трех витков каната; неподвижный конец талевого каната должен быть закреплен тремя винтовыми зажимами в приспособлении, смонтированном на отдельном фундаменте или на раме основания буровой вышки (мачты); радиус изгиба каната должен быть не менее 9 диаметров каната. 6.1.14. При выполнении буровых работ в охранной зоне объектов (воздушные и кабельные линии электропередачи, газопроводы и т.п.) работающим должен быть выдан наряд - допуск, определяющий безопасные условия их производства. 6.1.15. При ликвидации буровых скважин организация, производящая буровые работы, обязана отражать на топографических планах координаты скважин и их глубину. При погашении буровых скважин они должны быть затампонированы в целях предохранения попадания через них подземных вод в выработки и объединения водоносных горизонтов. 6.2. Искусственное замораживание грунтов 6.2.1. При выполнении работ по искусственному замораживанию грунтов, изготовлению, монтажу, демонтажу, наладке и эксплуатации оборудования и трубопроводов следует руководствоваться ПОС и ППР, настоящими Правилами, а также другими нормативными актами и Инструкцией для персонала, обслуживающего холодильные установки (Приложение 17). ПОС должен быть согласован с территориальным органом Госгортехнадзора России. 6.2.2. Эксплуатация замораживающей станции и рассольной сети разрешается после испытания и приемки ее комиссией с участием представителя территориального органа Госгортехнадзора России. Эксплуатация станции должна осуществляться в соответствии с действующими нормами проектирования и производства работ по искусственному замораживанию грунтов и инструкциями заводов - изготовителей оборудования. На замораживающей станции должен быть организован учет всех показателей ее работы с отметкой в журнале учета работы замораживающей станции (Приложение 9). 6.2.3. Ширина свободных проходов в машинных отделениях вдоль стен и между машинами (установками) должна быть не менее 1,5 м, а высота машинного и аппаратного помещений - не менее 4 м. Указанные требования не распространяются на передвижные холодильные установки (ПХУ) полной заводской готовности. Расстояния между ПХУ, их расположение и расположение другого холодильного оборудования на строительной площадке определяются ППР. 6.2.4. Для трубопроводов циркуляции хладагента должны применяться бесшовные стальные цельнотянутые трубы. Применение для этих целей газовых и чугунных труб не допускается. Запрещается производство сварочных и других огневых работ на трубопроводах и аппаратах, заполненных хладагентом или рассолом. 6.2.5. Рассольная сеть, выполненная из прямого и обратного рассолопроводов, распределителя и коллектора, должна быть размещена в форшахте (устье), допускается размещение сети на поверхности с устройством теплоизоляции. 6.2.6. На рассольной сети должны устанавливаться: манометры - по одному на прямом и обратном рассолопроводах; термометры - на прямом и обратном рассолопроводах в специальных защитных оправах; указатели уровня рассола - на циркуляционном баке с сигнализацией понижения уровня рассола с выводом сигнала в аппаратное отделение. 6.2.7. Помещения машинного и аппаратного отделений замораживающей станции должны располагаться в отдельно стоящем здании и иметь телефонную связь. Допускается эксплуатация передвижных замораживающих станций без устройства в них телефонной связи при условии наличия таковой на территории стройплощадки на расстоянии не более 300 м от замораживающей станции. 6.2.8. Машинное отделение замораживающей станции должно иметь: а) принудительную приточную вентиляцию с двукратным обменом воздуха в час и вытяжную с трехкратным обменом воздуха, а также аварийную вытяжную с семикратным обменом воздуха в час; температуру не ниже 16 ЬC; б) не менее двух выходов, двери и окна, открывающиеся наружу; в) оборудованное место для хранения не более двух баллонов, заполненных хладагентом. Баллон с хладагентом допускается присоединять к системе только на время, необходимое для подзарядки; г) телефонную связь, световую и звуковую сигнализацию с местом производства работ; д) приборы для контроля за содержанием в воздухе вредных веществ; е) средства индивидуальной защиты для каждого работающего на замораживающей станции и аптечку. Кроме того, на замораживающей станции должно быть не менее двух противогазов или изолирующих самоспасателей. 6.2.9. В машинном зале замораживающей станции должны быть вывешены: а) схема циркуляции хладагента и рассола; б) схема циркуляции воды; в) инструкция по эксплуатации холодильных машин; г) инструкция по эксплуатации электрооборудования; д) правила внутреннего распорядка; е) график планово - предупредительного ремонта; ж) должностная инструкция машиниста холодильных машин. 6.2.10. Бытовые помещения при машинном отделении должны иметь свою отдельную систему вентиляции. Электропитание аварийной вентиляции должно быть предусмотрено как от основного, так и от независимого источника энергии. 6.2.11. Все холодильные аппараты (конденсаторы, испарители, масловодоотделители и др.) и трубопроводы должны быть прочно закреплены. На прямых участках трубопроводов длиной более 100 м должны устраиваться компенсаторы. 6.2.12. Система циркуляции хладагента и рассола замораживающей станции (компрессор, конденсатор, испаритель, трубопроводы и др.) по окончании монтажа должна быть испытана на давление, предусмотренное ППР. 6.2.13. Выпуск хладагента через любой предохранительный клапан системы должен производиться по отводящей трубе в соответствии с ППР. Диаметр отводящей трубы должен быть не меньше диаметра условного прохода предохранительного клапана. Допускается присоединение отдельных отводящих труб от предохранительных клапанов к общей отводящей трубе. Площадь поперечного сечения общей отводящей трубы должна быть не меньше суммы сечений присоединенных отводов отдельных предохранительных клапанов, а при количествах таких отводов более четырех может быть не менее 50% этой суммы. 6.2.14. Искусственное оттаивание замороженного грунта разрешается производить согласно проектному решению после полного возведения подземных конструкций. После оттаивания замораживающие трубы должны быть извлечены, а скважины заполнены специальным раствором. При оставлении замораживающих труб в скважинах они также должны тампонироваться. 6.2.15. В местах, где трубопроводы могут подвергаться повреждениям, следует устраивать защитное ограждение. Нагнетательный трубопровод хладагента в местах прохода через сгораемые стены и перекрытия должен быть отделен от них несгораемой изоляцией. 6.2.16. Заполнение системы хладагентом, эксплуатация холодильных машин и компрессоров должны производиться в соответствии с требованиями инструкций, составленных для каждой замораживающей станции, и инструкций заводов - изготовителей оборудования. 6.2.17. Все установленные манометры ежегодно должны подвергаться поверке и иметь клеймо или пломбу госповерителя. Дополнительно, не реже одного раза в шесть месяцев, должна проводиться проверка показаний рабочих манометров путем сравнения с показаниями контрольного манометра. Исправность всех установленных термометров и манометров должна проверяться ежедневно визуально персоналом замораживающей станции с записью об этом в журнале (см. Приложение 9). 6.2.18. При эксплуатации холодильных машин определение места утечки хладагента должно производиться химическим индикатором или другим прибором, предназначенным для этого. При эксплуатации холодильных машин периодически, но не реже одного раза в месяц должна проводиться проверка отводящих из конденсатора воды и рассола на присутствие в них хладагента. 6.2.19. Запрещается открывать цилиндры и картер компрессора, демонтировать аппараты, трубопроводы и запорную арматуру до полного удаления из них хладагента и масла, а также выполнять эти работы без противогаза и резиновых перчаток. 6.2.20. Баллоны с хладагентом должны храниться в огнестойких специальных складах (без окон и отопления) в лежачем положении Б количестве, не превышающем 25% годового потребления. Температура в помещении склада должна быть не выше 25 ЬC. 6.2.21. Склад хранения баллонов с хладагентом должен быть удален от зданий и складов хранения легковоспламеняющихся горючих веществ не менее чем на 50 м и находиться в зоне молниезащиты. Баллоны должны быть защищены от солнечных лучей. 6.2.22. Запрещается совместное хранение баллонов с различными хладагентами или другими сжатыми газами, а также горючими материалами. 6.2.23. Замораживающие колонки рассольной системы должны быть испытаны на герметичность гидравлическим давлением не менее 2,5 МПа в процессе опускания колонки по мере сварки каждого стыка и в сборе по завершении монтажа. После монтажа и промывки рассольная сеть должна быть подвергнута гидравлическому испытанию полуторным проектным давлением рассольного насоса, но не менее чем 0,5 МПа. Рассольный трубопровод и арматура в процессе эксплуатации должны быть герметичны. 6.2.24. Запрещается при наличии давления производить ремонт трубопроводов рассольной системы, а также снимать заглушки с замораживающей колонки после испытания. 6.3. Дополнительные требования при низкотемпературном (азотном) замораживании 6.3.1. До начала азотного замораживания необходимо составить протокол о совместном ведении работ между организацией, ведущей замораживание, и организацией, ведущей работы в подземных выработках. Перед началом азотного замораживания все работы в выработках, прилегающих к зоне замораживания, должны быть прекращены, а работники выведены на поверхность. Возобновление работ разрешается после записи лица технического надзора организации, производящей замораживание, в книге нарядов (см. Приложение 30) организации, ведущей подземные работы, о возможности возобновления работ. 6.3.2. Работы по технологии азотного замораживания должны выполняться по проекту, разработанному специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Персонал, обслуживающий систему, должен быть ознакомлен под расписку с Инструкцией для персонала, обслуживающего систему низкотемпературного (азотного) замораживания и транспортных емкостей с жидким азотом (Приложение 37), в журнале инструктажа. Используемый хладагент должен содержать жидкого азота не менее 99% по объему. 6.3.3. Предельно допустимое рабочее давление в передвижных и стационарных емкостях, а также во всех остальных элементах системы азотного замораживания не должно превышать 0,25 МПа. 6.3.4. Лица, занятые на работах с жидким азотом, должны обеспечиваться специальными защитными средствами от обмораживания: суконными куртками и рукавицами, специальными очками и т.п. Одежда не должна иметь масляных пятен. 6.3.5. Все составляющие систему азотного замораживания элементы и узлы должны быть испытаны на герметичность с оформлением актов. 6.3.6. Сосуды, трубопроводы и запорная арматура должны быть перед использованием проверены на отсутствие нефтепродуктов и предохранены от попадания в них нефтепродуктов в дальнейшем. 6.3.7. Все вентили системы азотного замораживания должны быть обозначены и пронумерованы в соответствии с технологической схемой. Схема наносится несмываемой краской на щит, устанавливаемый в зоне управления системой. Последовательность открытия и закрытия вентилей в процессе работы должна быть указана в ППР и также нанесена на щит вместе со схемой распределения жидкого азота. Все вентили должны быть снабжены трафаретами с нанесенными номерами, надписями и стрелками, указывающими направление вращения маховика при закрытии в случае аварийной ситуации. Вентили, предназначенные для аварийного отключения системы, должны быть окрашены в красный цвет. При проведении азотного замораживания в стволе или горизонтальной выработке схема распределения азота и последовательность переключения вентилей указываются на щите, устанавливаемом около устья замораживающих колонок. 6.3.8. Зона управления сливом азота должна быть обеспечена: знаком аварийной остановки; изолирующими самоспасателями в количестве, превышающем максимальное число работающих в смене людей на 10%; портативными кислородными ингаляторами на случай внезапной потери сознания одним из членов бригады; медицинской аптечкой; электрическим освещением (не менее 50 лк). При инструктаже персонал, занятый на работах с использованием жидкого азота, должен быть обучен правилам пользования газоанализаторами, самоспасателями и ингаляторами, о чем делается запись в журнале инструктажа. 6.3.9. В зоне производства работ во время слива азота в замораживающую систему должен осуществляться экспресс - методом постоянный контроль за содержанием кислорода и не реже одного раза в сутки должны отбираться контрольные пробы воздуха для лабораторного анализа в горноспасательном подразделении. Места контроля воздуха экспресс - методом должны предусматриваться ППР. При содержании кислорода менее 20% по объему слив азота должен быть прекращен и должны быть приняты меры к разгазированию выработок и выявлению и устранению причин аварийной ситуации. Контроль за качеством воздуха производит лицо технического надзора, на которое возложен контроль за безопасностью работ в смене. 6.3.10. При производстве работ по азотному замораживанию грунтов в подземной выработке проектом должна быть предусмотрена вытяжная и приточная вентиляция. 6.3.11. На автотранспортной криогенной емкости должна быть сделана надпись: "Закрывая вентиль выдачи жидкого азота, открой дренаж. ВНИМАНИЕ! Следи за временем, дренаж открыт!". Оператор, работающий на криогенной емкости при сливе азота, должен видеть обустройства, задействованные в распределении сливаемого азота, и лиц, занятых на выполнении этой работы, или иметь с ними двустороннюю постоянную связь. 6.3.12. Совмещение процесса азотного замораживания с проходческими и другими работами недопустимо. Слив жидкого азота возможен только после вывода всех лиц из зоны производства азотного замораживания. Нахождение лиц, не занятых в процессе азотного замораживания, ближе 30 м от места производства работ ЗАПРЕЩЕНО. Нахождение персонала с функциями контроля в зоне замораживания в подземной выработке в процессе слива азота допускается в количестве не менее двух человек и при наличии газоанализаторов и индивидуальных средств защиты для каждого (изолирующий самоспасатель, ингалятор). 6.3.13. При выполнении работ по технологии азотного замораживания запрещается: а) перекрывать одновременно два вентиля в пределах одной замкнутой сети циркуляции до полного испарения жидкого азота при отсутствии на этом участке предохранительных устройств (предохранительный клапан, разрывная мембрана); б) производить сварочные и другие работы с открытым пламенем в элементах сети циркуляции азота, не отсоединенных от технологической сети и не продутых теплым воздухом (азотом) с температурой на выходе 15 - 20 ЬC; в) производить ремонт системы азотного замораживания, в том числе подтяжку крепежа при циркуляции азота; г) курение в зоне управления процессом азотного замораживания, а также при производстве ремонтных работ в этой зоне, о чем должны быть вывешены соответствующие плакаты. 6.3.14. Для монтажа элементов системы замораживания, имеющих непосредственный контакт с жидким азотом, необходимо использовать резьбовые и фланцевые соединения. Сварочные работы допускается производить только на трубопроводах, имеющих контакт с испаренным азотом. Гибкие неметаллические элементы трубопроводов запрещается использовать более трех циклов. Для теплоизоляции гибких питающих элементов системы азотного замораживания не допускается использовать жесткие теплоизоляционные материалы. 6.3.15. Места установки криогенных емкостей на дневной поверхности и пути следования транспортных средств для перевозки жидкого азота определяются ППР в установленном порядке. Пути транспортировки и место установки криогенных емкостей в подземных выработках определяются ППР. 6.3.16. Отогревание трубопроводов и арматуры при их обмерзании допускается производить только снаружи паром или горячей водой. 6.3.17. При замораживании грунтов вблизи существующих капитальных сооружений должен производиться инструментальный маркшейдерский контроль за возможной деформацией сооружений. 6.4. Инъекционное закрепление грунтов 6.4.1. Инъекционные работы по искусственному закреплению грунтов должны производиться в соответствии с ПОС, в котором должны быть предусмотрены: допустимое давление нагнетания, нормы расхода инъекционных растворов, меры безопасности при обращении с используемыми химическими реагентами, контроль за состоянием окружающей среды и возможность совмещения с другими работами. При использовании химических реагентов ПОС должен быть согласован с местным органом санэпиднадзора. 6.4.2. Все работы, связанные с химическим укреплением грунтов, должны производиться под руководством лиц, имеющих опыт производства этих работ и удостоверение на право их ведения. 6.4.3. До начала работ инъекционное оборудование и коммуникации должны быть испытаны под давлением, превышающим в 1,5 раза наибольшее давление нагнетания, но не менее 0,5 МПа, и приняты комиссией под руководством главного инженера специализированной организации, ведущей работы, с составлением акта. 6.4.4. На трубопроводах для инъектирования растворов должны быть установлены предохранительные клапаны, отрегулированные на расчетное давление с устройством для сбора сбросов. 6.4.5. При производстве инъекционных работ: а) не допускается эксплуатация негерметичных всасывающей и нагнетательной линии инъекционной системы, насосов, емкостей и дозаторов; б) транспортировка и хранение смол, жидкого стекла, кислоты и других химических реагентов должны производиться в герметичной металлической таре (заводской упаковке) с плотно закрытыми крышками. На всех используемых емкостях должны быть нанесены надписи с наименованием химического реагента; в) в горных выработках на месте приготовления инъекционных химических растворов запас химреагентов не должен превышать количеств, необходимых для химического закрепления пород на одну заходку; г) агрегаты, используемые для приготовления инъекционных растворов, должны быть оборудованы люками с плотно закрывающимися крышками. Запрещается приготовление растворов в емкостях при открытых крышках; д) оборудование, применяемое для нагнетания растворов (насосы, шланги, инъекторы), должно периодически во время работы и после ее окончания промываться. Продукты промывки и остатки гелеобразующего раствора должны собираться в специальную герметически закрывающуюся тару и вывозиться на поверхность для нейтрализации; е) в местах приготовления растворов (смесительный узел) должна быть вывешена схема управления механизмами с указанием очередности операций пуска и остановки. 6.4.6. Во время производственных работ по инъекционному закреплению грунтов не связанные с ними работы в подземной выработке разрешается производить за пределами опасной зоны, определенной ППР. 6.4.7. Во время работы с химическими реагентами содержание токсических веществ на рабочем месте не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных действующими нормативными документами. На рабочих местах должны находиться чистая вода и 10%-ный раствор питьевой соды и защитные средства для работающих, необходимость которых определена ППР или инструкциями заводов - изготовителей материалов. 6.4.8. Место закрепления грунтов и смесительный узел должны быть связаны между собой телефонной связью и двусторонней сигнализацией (звуковой и световой), а также должно быть определено значение применяемых сигналов. 6.4.9. Установки для приготовления жидкого стекла, а также установки, применяемые для варки и подогрева химических растворов, должны регулярно освидетельствоваться и подвергаться гидравлическим испытаниям согласно требованиям действующих правил. 6.4.10. Для предотвращения возможности прорыва едких растворов наружу при работах с поверхности земли необходимо оставлять пригруз из грунта толщиной 1 - 1,5 м или укладывать слой бетона толщиной не менее 10 см с отверстиями диаметром 5 см для забивки инъекторов. Для выполнения инъекционных работ необходимо разрабатывать специальные инструкции с учетом требований заводов - изготовителей материалов и оборудования, а также санитарных норм. 6.5. Искусственное водопонижение 6.5.1. Буровые работы для водопонижения должны выполняться в соответствии с ПОС и ППР. 6.5.2. Водопонизительные установки должны быть оснащены исправными приборами для определения напора насоса и измерения вакуума. 6.5.3. При работе с эжекторными иглофильтрами каждый иглофильтр с напорной и сливной стороны должен быть оборудован пробковыми кранами. Шланги к коллекторам и иглофильтрам должны крепиться специальными хомутами. 6.5.4. На напорном и сливном трубопроводах должны быть надписи, указывающие их назначение. 6.5.5. При погружении и извлечении иглофильтров люди, не занятые этой работой, должны быть удалены на расстояние не менее полуторной длины колонны труб. Иглофильтры должны извлекаться специальными игловыдергивателями. 6.5.6. Ось иглофильтров (легких и эжекторных) должна находиться не ближе 0,5 м от бровки земляной выемки и не ближе 1 м от контура обделки при закрытом способе работ. 6.5.7. Запрещается эксплуатировать водопонизительные установки, расположенные вблизи подземных водозаборов, без согласования с эксплуатирующей организацией. 6.5.8. Не допускаются гидравлическое погружение, забивка иглофильтров в том случае, если это может вызвать повреждение существующих сооружений и коммуникаций. 6.5.9. Запрещается при демонтаже инвентарных коллекторов на высоте находиться вблизи снимаемого звена и стоять против снимаемой трубы при разболчивании фланцев. 6.5.10. Время работы водопонизительной установки определяется ПОС. В этот период должно организовываться наблюдение за уровнем грунтовых вод, результаты которого заносятся в журнал наблюдений за изменением уровня грунтовых вод при водопонижении (Приложение 10), и инструментальное маркшейдерское наблюдение за зданиями и сооружениями, находящимися в зоне влияния водопонижения, в соответствии с ППР, утвержденным главным маркшейдером. 6.6. Изоляционные работы и антикоррозийная обработка 6.6.1. Изоляционные работы с применением огнеопасных материалов, а также материалов, выделяющих вредные вещества, следует выполнять в соответствии с требованиями действующих строительных норм, настоящих Правил и ППР, утвержденного главным инженером. 6.6.2. Битумоварочные помещения должны быть удалены от жилых и административно - бытовых зданий и складских помещений не менее чем на 50 м, а от бровок котлованов и траншей - на 15 м. Нагрев битума свыше 300 ЬC запрещается, котлы должны быть оборудованы термометрами. Топливо разрешается складировать на расстоянии не менее 10 м от битумоварочных котлов. Место складирования должно быть обеспечено средствами пожаротушения. 6.6.3. Спуск горячего битума в подземные выработки и котлованы допускается только в герметически закрытых емкостях. 6.6.4. При использовании легковоспламеняющихся жидкостей для грунтовки поверхностей следует соблюдать особые меры предосторожности с предупреждением появления в зоне работ открытого огня, искр. Работы следует выполнять под наблюдением лица технического надзора. 6.6.5. При производстве антикоррозийных работ кроме требований настоящих Правил следует выполнять требования других действующих нормативных документов по этому виду работ. 6.6.6. Полимерные материалы для устройства антикоррозийного покрытия и работы по их нанесению должны быть отражены в регламенте, составленном специализированной организацией - разработчиком химических материалов и утвержденном главным инженером строительной организации. Указанный регламент должен содержать мероприятие по анализу воздуха и быть согласован с местным органом санэпиднадзора. 6.6.7. Строительная организация, ведущая работы с применением полимерных материалов в подземных условиях, до начала работ должна письменно уведомить генподрядчика о сроках начала работ с вредными или легковоспламеняющимися веществами. Для производства таких работ должен быть разработан ППР, утвержденный главным инженером организации, выполняющей работы с применением битума или полимерных материалов. 6.6.8. Рабочие места по приготовлению и нанесению битума или полимерных материалов должны быть обеспечены приточно - вытяжной вентиляцией. Порядок контроля воздушной среды определяется ППР, утвержденным главным инженером организации, использующей полимерные материалы. Подогревать битум на рабочем месте разрешается в электробитумоварках с плотными крышками. Применение приборов с открытым огнем запрещается. 6.6.9. Работы по приготовлению и нанесению полимерных материалов должны производиться под непосредственным руководством лица технического надзора. 6.6.10. Обтирочный материал после его использования необходимо собирать в специальную тару для последующей выдачи на поверхность и утилизации. Сжигать использованный обтирочный материал запрещается. 6.6.11. Поверхностные склады для хранения полимерных материалов и тары должны соответствовать требованиям технических условий на указанные материалы. 6.6.12. Возобновление работ и допуск лиц в подземные сооружения после нанесения полимерных покрытий разрешается только после полного удаления из зоны работ вредных или взрывопожароопасных веществ и приведения воздушной среды в надлежащее состояние, подтвержденное анализами. 7. Требования к специальному оборудованию 7.1. Щитовые тоннелепроходческие комплексы и комбайны 7.1.1. Технические характеристики щитовых тоннелепроходческих комплексов, комбайнов, бурового, погрузочного и другого оборудования, занятого на подземных работах, должны соответствовать условиям их работы и требованиям, предъявляемым к выработкам по взрывобезопасности, электробезопасности и др. 7.1.2. По окончании монтажа тоннелепроходческого комплекса производится опробование основных рабочих узлов, систем и технических устройств комплекса, включая устройства обеспечения безопасной эксплуатации с оформлением актов. Руководитель организации или назначенное им лицо технического надзора принимает решение о проходке контрольного участка тоннеля. После окончания проходки первых 50 м тоннелепроходческими комплексами диаметром 3,6 м и более комиссия, назначенная руководителем организации, с участием представителей территориального органа Госгортехнадзора России, других заинтересованных органов государственного контроля и профсоюзной организации принимает решение о готовности оборудования к эксплуатации. 7.1.3. При работе механизированного щита или комбайна должны быть предусмотрены технические устройства для подавления или улавливания пыли, снижающие ее содержание в призабойной зоне до допустимых уровней. Эти устройства должны включаться в работу до пуска рабочего органа. Допускается работа механизированного щита, комбайна без применения специальных устройств для подавления или улавливания пыли при обеспечении средствами вентиляции в призабойной зоне концентрации пыли в воздухе не выше предельно допустимых уровней. 7.1.4. Рабочее место машиниста механизированного щита должно быть оборудовано световой и звуковой сигнализацией, соединенной со всеми рабочими местами на механизмах технологического комплекса. 7.1.5. Двигатели рабочего органа щита, комбайна должны включаться только после того, как машинист лично убедится в отсутствии в забое людей, обрушения породы, остатков крепи или каких-либо других предметов. 7.1.6. При осмотре забоя, рабочих органов щита и приводов все двигатели должны быть обесточены, а на пульте управления должен быть вывешен плакат "Не включать - работают люди!". 7.1.7. При работе на щитовых комплексах, оборудованных кессонными камерами, надлежит выполнять требования настоящих Правил и производственных инструкций по производству работ под сжатым воздухом, согласованных с Госгортехнадзором России. 7.2. Буровое, погрузочное оборудование и оборудование для устройства монолитных бетонных обделок 7.2.1. Выдвижные площадки буровых рам должны иметь ограничители выдвижения, а также устройства, предотвращающие их выпадение. Запрещается нахождение на площадке более двух человек. 7.2.2. Техническое состояние установок должно проверяться согласно инструкции, но не реже чем в следующие сроки: перед началом работ, ежесменно - машинистом; еженедельно - механиком участка; ежемесячно - главным механиком организации. 7.2.3. Передвижение буровой установки из одного забоя в другой допускается только в транспортном положении. 7.2.4. Каждая буровая установка (на рельсовом или пневмоходу) должна быть оснащена рельсовыми захватами или выносными опорами (аутригерами). 7.2.5. Буровые рамы должны быть оборудованы специальными люльками для производства работ по зарядке шпуров, установке временного крепления и т.д. 7.2.6. Запрещается использовать манипуляторы буровых рам, не оборудованных специальными приспособлениями ("рогами"), для монтажа элементов временного крепления, арматурных каркасов, сборных опалубок. 7.2.7. Кабель погрузочной машины должен быть надежно закреплен зажимным хомутом в месте, установленном заводской инструкцией, иметь дополнительную резиновую оболочку на длине 1,0 - 1,5 м от машины, предохраняющую кабель от трения. Кабель не должен быть завален породой. 7.2.8. Все ремонтные работы на пневмонагнетателе, материальном трубопроводе и сопле, удаление пробок можно производить только после отключения сжатого воздуха и снятия давления в системе. 7.2.9. Все трубы и шланги бетонорастворопровода должны соединяться между собой и с нагнетателями только при помощи фланцев или быстроразъемных соединений. 7.2.10. Шланги растворопровода в рабочем положении не должны иметь перегибов под прямым или острым углом и должны крепиться хомутами к надежным конструкциям через каждые 5 м, но не менее чем в двух местах. Запрещается крепление бетоноводов и шлангов проволокой. 7.2.11. Пневмобетононагнетатели (растворонасосы) и трубопроводы должны быть оборудованы опломбированными манометрами и предохранительными клапанами, отрегулированными на давление, превышающее рабочее не более чем на 10%. 7.2.12. Место подачи бетонной смеси с использованием бетононасосов должно быть связано с рабочим местом машиниста бетононасоса двусторонней связью. 8. Подземный транспорт и подъем 8.1. Подземный транспорт по вертикальным выработкам 8.1.1. При проходке и углубке шахтных стволов глубиной более 40 м спуск и подъем грузов и людей должен производиться в проходческих бадьях. Для проходки шахтных стволов глубиной до 40 м для спуска и подъема грузов допускается применение грузоподъемных кранов с лебедками, отвечающими требованиям раздела 8.2 настоящих Правил. При этом спуск и подъем людей в бадье и нахождение людей под грузом запрещается. Для спуска - подъема материалов в фурнели допускается применение грузоподъемных механизмов с тельферной подвеской. В этом случае спуск или подъем людей запрещен. При проходке и эксплуатации стволов, оборудованных одним подъемным сосудом, и при отсутствии лестничного отделения должны быть предусмотрены спасательные лестницы, опускаемые и поднимаемые лебедками с независимым источником питания или с ручным приводом. 8.1.2. Машинист подъемной машины перед началом работы обязан проверить визуально ее исправность. Спуск и подъем людей и грузов разрешается после предварительного перегона подъемных сосудов вхолостую. 8.1.3. На каждую подъемную установку должны быть в наличии: а) технические паспорта: подъемной машины, редуктора, подвесных и прицепных устройств, подъемных сосудов, парашютов, копровых шкивов, подъемного электродвигателя; б) схемы: парашютных устройств с контролируемыми размерами, тормозного устройства с указанием основных размеров, исполнительные электрические (принципиальные, монтажные, заземления); в) инструкции: машиниста подъемной установки, стволового и стволового шахтной поверхности (на рабочем месте); г) отчеты по результатам дефектоскопии, годовой ревизии и наладке, протоколы полугодового технического осмотра и испытаний, маркшейдерской проверки подъемной установки в соответствии с требованиями настоящих Правил, акты испытаний парашютов, акты - сертификаты (заводские) и свидетельства об испытании подъемных канатов; д) прошнурованные книги: книга записи (см. Приложение 8), книга осмотра подъемной установки (Приложение 12), книга осмотра подъемных канатов и их расхода (Приложение 13), книга приема и сдачи смен машинистами подъемной установки (Приложение 14); е) график работы подъема, утвержденный главным инженером организации, с указанием времени производства осмотров, спуска - подъема людей, грузов и др.; ж) схемы рабочей и резервной стволовой сигнализации. 8.1.4. Допуск лиц к управлению подъемной машиной осуществляется в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и назначенных приказом на должность машиниста подъема. 8.1.5. На объекте должны быть назначены приказом по организации стволовые, стволовые шахтной поверхности и лица, ответственные за: организацию спуска, подъема людей и грузов; состояние и осмотр стволов, канатов, подъемных машин, прицепных, предохранительных и других устройств подъемной установки. 8.1.6. Для каждой подъемной установки должна быть разработана и утверждена главным инженером организации инструкция по спуску и подъему длинномерных и негабаритных грузов с конкретным указанием последовательности технологических операций, применяемого вспомогательного оборудования и приспособлений. 8.1.7. Оборудование грузолюдского бадьевого подъема выполняется в соответствии с требованиями ППР, в котором должны быть соблюдены следующие условия: а) подъем осуществляется с постоянным или проходческим копром; б) бадьи для спуска и подъема людей должны быть глухими, высотой не менее 1 м, в паспорте должно быть указано назначение: "для подъема людей и грузов". Применять бадьи самоопрокидные и с открывающимся днищем запрещается; в) бадьи должны двигаться по направляющим или в специальных отделениях ствола, имеющих обшивку на всем протяжении. Движение бадей без направляющих допускается на расстоянии не более 20 м от забоя. При использовании на проходке вертикальных выработок проходческих агрегатов (погрузочных машин, грейферов и др.) расстояние может быть увеличено до 40 м; г) запрещается спуск и подъем людей и грузов в бадьях без направляющих рамок и не оборудованных зонтами. В отдельных случаях при выполнении аварийных и ремонтных работ в стволе допускается спуск и подъем людей и грузов в бадьях без направляющих рамок. Направляющая рамка должна быть надежно закреплена на разгрузочной площадке, разгрузочные ляды должны быть закрыты; д) при спуске и подъеме людей в бадьях на одного человека должно приходиться не менее 0,25 кв. м площади днища; е) посадка людей в бадьи и выход из них должны производиться на нижней приемной площадке со специальных лестниц или по ступенькам бадьи только при закрытых лядах и остановленной бадье; ж) посадка людей в бадьи и выход из них на промежуточных горизонтах и камерах должны производиться с откидных площадок, а на полках только тогда, когда борт остановленной бадьи находится на уровне раструба или пола этажа при наличии дверей в раструбе; з) при спуске и подъеме грузов и людей в бадьях проходческие подъемные установки в случае применения механизированной погрузки породы должны быть оборудованы блокировочными устройствами, исключающими прохождение бадьи через раструб в нижнем полке, когда под раструбом находится погрузочное устройство. 8.1.8. Скорости при подъеме людей и грузов определяются проектом. Максимальные скорости следует принимать в соответствии с данными, приведенными в табл. 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------ | Наименование поднимаемого оборудования |Максимальная скорость| | |спуска - подъема, м/с| | |---------------------| | | людей | грузов | |----------------------------------------------------------------| | 1. Вертикальные выработки | |----------------------------------------------------------------| |1.1. Клеть | | | |глубина: | | | | до 40 м | 2,5 | 2,5 | | от 41 до 100 м | 4,0 | 4,0 | | более 100 м | 6,0 | 6,0 | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.2. Бадья по направляющим | | | |глубина: | | | | до 40 м | 1,0 | 6,0 | | от 41 до 100 м | 1,0 | 6,0 | | более 100 м | 2,0 | 6,0 | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.3. Бадья без направляющих | 1,0 | 2,0 | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.4. Подвесное проходческое оборудование | - | 0,2 | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.5. Негабаритные грузы | - | 1/3 от | | | |номинальной| |------------------------------------------|---------|-----------| |1.6. Спасательная лестница | 0,35 | - | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.7. Осмотр ствола | 0,30 | - | |------------------------------------------|---------|-----------| |1.8. Скип | - | 6,0 | |----------------------------------------------------------------| | 2. Наклонные выработки | |----------------------------------------------------------------| |2.1. Скип | - | 2,0 | |------------------------------------------|---------|-----------| |2.2. Осмотр выработки | 0,30 | - | ------------------------------------------------------------------ 8.1.9. В шахтном подъеме предохранительный тормоз должен обеспечить при его включении полную остановку сосуда с замедлением движения не менее 1,5 м/кв. с при спуске расчетного груза и не более 5,0 м/кв. с при подъеме расчетного груза. В наклонных выработках при предохранительном торможении допускается следующее замедление движения: 5 м/кв. с - при углах наклона 50Ь и более; 1,5 м/кв. с - при углах наклона от 30 до 50Ь; 0,75 м/кв. с - при углах наклона менее 30Ь. 8.1.10. При проходческом двухбадьевом подъеме величина зазора между средними направляющими канатами должна быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средними направляющими канатами не менее: H 250 + ---, мм, 3 где H - глубина ствола, м. Зазор между движущимися бадьями и выступающими частями трубопроводов, коммуникаций и крепи ствола должен быть не менее 400 мм. Зазор между стенками раструба проходческого полка и выступающими частями движущейся направляющей рамки или бадьи должен быть не менее 100 мм, в том числе на нулевой и разгрузочной площадках. 8.1.11. При эксплуатации бадьевого, грузолюдского и грузового подъемов при проходке шахтных стволов дужка бадьи подлежит замене или ремонту при износе ее проушины или сменной втулки в проушине более чем на 5% диаметра оси. Суммарный износ проушины или сменной втулки дужки и оси, соединяющей ее с бадьей, не должен превышать 10% диаметра оси. 8.1.12. Поднимать в бадье на поверхность больного допускается только с сопровождающим. Больной должен быть прикреплен страховочным поясом к дужке бадьи или прицепному устройству. 8.1.13. Погрузка материалов и инструментов в бадью, подвешенную к канату, а также подвеска оборудования или материалов к канату при открытых лядах запрещается. Спуск и подъем материалов без бадьи разрешается только на специальном прицепном устройстве безопасной конструкции. 8.1.14. Бадья должна не догружаться на 100 мм до верхнего края борта. Запрещается пользоваться бадьей без устройств для поддержания дужки в опущенном состоянии с зазором между дужкой и корпусом бадьи не менее 40 мм. При выдаче породы бадьями ствол должен открываться только в части, необходимой для пропуска бадей, при этом ляды должны открываться только для прохода бадьи. Конструкция ляд должна исключать падение в ствол породы или иных предметов при разгрузке бадей. Нахождение людей под бадьевым отделением при спуске и подъеме бадей запрещается. 8.1.15. При подъеме и спуске грузов по стволу без сосуда с прикреплением их непосредственно к канату с помощью прицепного устройства все работающие в забое ствола люди должны быть отведены в безопасное место, предусмотренное ППР. 8.1.16. Проходческий полок должен быть со сплошным перекрытием для защиты работающих в забое от падающих предметов, иметь раструбы высотой не менее 1600 мм для пропуска бадей. 8.1.17. Подвесные полки должны подвешиваться не менее чем в четырех точках с таким расчетом, чтобы исключалось их опрокидывание при обрыве одного из прицепных устройств. Двух- и трехэтажные полки должны подвешиваться на подвесных канатах так, чтобы при спуске и подъеме не нарушалась их устойчивость и была бы исключена вероятность заклинивания. 8.1.18. При перемещении полка, монтаже или демонтаже трубопроводов, подвесного оборудования работы в забое необходимо прекратить и рабочих из забоя вывести на поверхность. 8.1.19. Работы по перемещению полка должны производиться опытными рабочими под руководством лица технического надзора в соответствии с ППР. Лебедки, осуществляющие перемещение полка, должны обеспечить одинаковую скорость движения канатов, а схема их электропитания - одновременное включение, что обеспечит перемещение полка с минимальными перекосами. Перекосы устраняются поочередным включением лебедок по сигналам сопровождающего. Перемещение подвесного полка должно производиться по специальному коду сигналов. 8.1.20. При перемещении полков запрещается: одновременно подавать сигналы на подъемную машину и на лебедки; вести другие работы в забое и на полках; находиться в стволе лицам, не занятым на перемещении полка. 8.1.21. После перемещения полка работы на нем и в забое могут быть возобновлены только после установки полка на выдвижные опоры (не менее трех) или распора домкратов в стенки ствола, центровки полка и натяжной рамы, а также нанесения новых меток на указателе глубины подъемной машины. 8.1.22. Зазор между крепью выработки и полком после установки его в рабочее положение должен быть перекрыт фартуками. 8.1.23. Подвесные полки и люльки с насосами и оборудованием после каждого их перемещения должны надежно крепиться к постоянной или временной крепи ствола. Насосные агрегаты и пусковая аппаратура, в свою очередь, должны быть надежно закреплены к этим полкам и люлькам. Соединение с подъемным канатом подвесных цепей, крюков, полков, насосов, трубопроводов, натяжных устройств и другого оборудования должно исключать возможность их произвольного разъединения. 8.1.24. Лебедки должны быть укреплены на фундаменте или оборудованы балластом, обеспечивающим их устойчивость при нагрузке, в соответствии с ППР. 8.1.25. На полке должна быть вывешена схема его загрузки, должны быть указаны максимально допускаемое число одновременно находящихся на полке людей и перечень материалов или оборудования с указанием их массы и количества. 8.1.26. Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши с открывающимся лазом, а также сплошной прочный пол. Допускается иметь в полу надежно укрепляемые съемные части или откидные ляды для осмотра стопорных устройств. Боковые стороны клетей должны обшиваться на полную высоту сплошными металлическими листами. Запрещается иметь в обшивке клети отверстия против мест расположения проводников. Вдоль длинных сторон клети должны быть устроены поручни. С торцевых сторон клети должны быть устроены двери. Двери должны открываться вовнутрь и запираться засовом, расположенным снаружи. Верхняя кромка двери должна быть выше уровня пола клети не менее чем на 1200 мм, а нижняя - не более 150 мм. Конструкция дверей должна предусматривать стопорные устройства, не допускающие снятие дверей в закрытом положении. В клети должны быть также устроены стопоры и затворы, обеспечивающие надежное удерживание подвижного состава при движении клети. Клети должны иметь подвесные устройства для подъема и спуска крупногабаритного оборудования и длинномерных материалов. 8.1.27. Расстояние от пола до наиболее выступающей под крышей клети части должно быть не менее 1,9 м без учета основного стержня с пружиной. Стержень с пружиной должен быть огражден предохранительным стаканом. Предохранительный стакан обшивают резиной при расстоянии до него от пола клети менее 1,9 м. 8.1.28. Площадь пола в клети должна быть не менее 0,2 кв. м на человека. Число людей, перевозимых клетью, должно быть обозначено в объявлении у рабочих мест стволовых. Клети для спуска и подъема людей должны быть обеспечены надежно действующими парашютами. Парашюты должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в объеме требований Инструкции по испытанию шахтных парашютов подъемных установок (Приложение 15) и осматриваться механиком участка ежедневно. 8.1.29. В качестве грузолюдских подъемов разрешается применять двухклетьевые подъемы, а также одноклетьевые без противовеса и оборудованные противовесом. Канат противовеса должен быть одинаковым с подъемным канатом, а масса противовеса должна быть равна массе клети плюс масса порожней вагонетки. Противовес должен передвигаться в направляющих и быть отгорожен от клетьевого отделения перегородкой из рельсов или канатов, если противовес не оборудован ловителями на случай обрыва каната. 8.1.30. Зазоры между направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и деревянными проводниками при их установке должны составлять 10 мм на каждую сторону (суммарный зазор 20 мм) и 5 мм - при металлических на базовой отметке <*>, а по глубине ствола суммарные зазоры для деревянных проводников должны быть (20 +/- 10) мм, для металлических - (10 +/- 8) мм. -------------------------------- <*> Базовой отметкой является участок проводников от концевого выключателя на копре до верхней приемной площадки. Башмаки подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на сторону. Суммарный износ проводников и башмаков скольжения на сторону не должен превышать при деревянных проводниках 18 мм, при металлических - 10 мм. При износе проводников, достигшем у деревянных 15 мм на сторону и у металлических - 8 мм, а у канатных - на 15% номинального диаметра каната, но не более половины диаметра наружных проволок, изношенные проводники подлежат замене. 8.1.31. Зазоры между наиболее выступающими элементами вагонеток и клети должны быть не менее 50 мм. Зазоры между подъемными сосудами, крепью и расстрелами в стволах вертикальных шахт должны соответствовать размерам, приведенным в табл. 2. Таблица 2 -------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Вид | Вид и | Где |Минимальный| Примечание | |п/п|крепи |расположение |предусмотрен |зазор, мм | | | |ствола | армировки | зазор | | | | | | | | | | | | | | | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |1 |Деревянная |Металлическая - с |Между подъемными |200 |В случаях особо | | | |односторонним |сосудами и | |стесненного | | | |расположением |расстрелами или | |расположения | | | |проводников и |крепью | |подъемных сосудов в | | | |деревянная - с | | |стволе с деревянной | | | |двусторонним | | |армировкой | | | | | | |допускается зазор | | | | | | |не менее 150 мм при | | | | | | |лобовом | | | | | | |расположении | | | | | | |проводников | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |2 |Бетонная, |Металлическая - с |То же |150 | | | |металлическая|одно- и | | | | | | |двусторонним | | | | | | |расположением | | | | | | |проводников | | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |3 |Бетонная, |Деревянная - с |То же |200 | | | |металлическая|двусторонним | | | | | | |расположением | | | | | | |проводников | | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |4 |Деревянная, |Между подъемными |Между двумя |200 |При жестких | | |Бетонная, |сосудами расстрел |движущимися | |проводниках | | |металлическая|отсутствует |подъемными | | | | | | |сосудами | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |5 |Деревянная, |Металлические и |Между подъемными |150 |При особо | | |Бетонная, |деревянные |сосудами и | |стесненном | | |металлическая|расстрелы, не |расстрелами | |расположении | | | |несущие проводников| | |подъемных сосудов в | | | | | | |стволе этот зазор | | | | | | |может быть сокращен | | | | | | |до 100 мм | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |6 |Деревянная, |Одностороннее и |Между расстрелами и|40 |При наличии в | | |Бетонная, |двустороннее |частями подъемных | |подъемном сосуде | | |металлическая|расположение |сосудов, удаленных | |выступающих | | | |проводников |от оси проводников | |разгрузочных | | | | |на расстояние до | |роликов зазор между | | | | |750 мм | |роликом и | | | | | | |расстрелами должен | | | | | | |быть увеличен на 25 | | | | | | |мм | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |7 |Деревянная, |Деревянная, |Между расстрелом, |50 | | | |Бетонная, |расположенная по |несущим проводник, | | | | |металлическая|торцам подъемного |и клетью | | | | | |сосуда | | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |8 |Бетонная, |Канатные |Между расстрелом и |250 | | | |тюбинговая |проводники |клетью | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |9 |Бетонная, |Канатные |Между движущимися |250 + |H - глубина шахты, м| | |тюбинговая |проводники |сосудами |(H/2), | | | | | | |но не | | | | | | |менее | | | | | | |300 | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |10 |Деревянная, |Одностороннее, |Между наиболее |25 |Для проектируемых | | |бетонная, |двустороннее и |выступающими и | |шахт | | |тюбинговая |лобовое |удаленными от | | | | | |расположение |центра частями | | | | | |проводников |сосуда и расстрелом| | | | | | |с учетом износа | | | | | | |проводников и лап и| | | | | | |возможного поворота| | | | | | |сосуда | | | |---|-------------|-------------------|-------------------|-----------|--------------------| |11 |Деревянная, |Металлическая |Между наружной |20 |Для проектируемых | | |бетонная, |армировка |кромкой башмака | |шахт | | |тюбинговая | |подъемного сосуда и| | | | | | |зажимным | | | | | | |устройством для | | | | | | |крепления | | | | | | |металлических | | | | | | |проводников к | | | | | | |расстрелам с учетом| | | | | | |максимально | | | | | | |допустимого износа | | | | | | |проводников и лап | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- Перед пуском вновь навешенного или отремонтированного подъемного сосуда должны проверяться зазоры. 8.1.32. Максимальный угол отклонения (девиации) струны подъемного каната на направляющих шкивах и барабанах грузолюдского подъема не должен превышать 1Ь30`. Для лебедок грузового подъема углы девиации допускаются до 2Ь30`. 8.1.33. В вертикальных выработках ремонт и осмотр ствола разрешается производить стоя на крыше незагруженной клети или со специальной площадки на скипе. Площадка должна иметь площадь не менее 0,6 кв. м и один из линейных размеров не менее 0,4 м, а также ограждение высотой 1,2 м. При этом люди должны быть прикреплены к канату или прицепному устройству предохранительными поясами и защищены зонтами. Запрещается прикрепление поясов к неподвижным конструкциям в стволе. В опрокидных клетях и скипах при спуске и подъеме людей должны быть приспособления, исключающие возможность их подъема в разгрузочные кривые и опрокидывание. 8.1.34. Запрещается спуск и подъем людей в одной клети одновременно с грузом, а также со взрывником, имеющим при себе взрывчатые материалы. 8.1.35. В стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками, предназначенными для спуска и подъема людей и груза, работа грузовых подъемов в часы спуска - подъема людей запрещается. 8.1.36. Лесоспуск на поверхности должен быть огражден барьером на высоту 1 м и иметь ляды, а в околоствольном дворе иметь проем, обеспечивающий свободный прием длинномерных материалов. Проем должен быть закрыт запирающимися воротами. Устья вертикальных и наклонных выработок должны быть постоянно ограждены с нерабочих сторон на высоту не менее 2,5 м, а с рабочих сторон иметь двери или предохранительные решетки. При строительстве коммунальных тоннелей устья стволов и наклонных выработок должны быть ограждены на высоту 1,2 м с устройством двери у входа в лестничное отделение. По всему периметру ограждения на высоту не менее 0,15 м должна быть выполнена сплошная отбортовка, препятствующая случайному падению предметов в ствол. В околоствольных дверях и рассечках проем, обеспечивающий прием длинномерных материалов, в период, когда он не используется, должен быть закрыт запирающими воротами высотой 2 м. 8.1.37. В здании подъемной машины должно быть кроме рабочего электрического и аварийное освещение с питанием от независимого источника электроэнергии. Не допускается применение для аварийного освещения индивидуальных светильников всех типов (аккумуляторных и т.п.). 8.1.38. Проверка состояния шахтных копров должна производиться комиссией под руководством главного инженера организации с оформлением акта: постоянных - один раз в год, а проходческих - два раза в год. 8.1.39. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке должен находиться стволовой шахтной поверхности, а в околоствольном дворе - стволовой. 8.1.40. В околоствольном дворе обязательно устройство обходного ходка. Запрещается загромождать обходной ходок, а также проход людей через подъемные отделения ствола. На рельсовых путях клетевых околоствольных дворов и на приемных площадках на поверхности перед каждым клетевым отделением должны устанавливаться нормально закрытые задерживающие стопоры. При строительстве коммунальных тоннелей допускается устройство людского ходка в сечении ствола шахты при условии наличия сплошной прочной отшивки между подъемным отделением ствола и ходком. Ходок должен иметь прочное защитное перекрытие, обеспечивающее безопасный проход людей. Допускается проезд транспорта и обмен подвижного состава в пределах сечения ствола, если он не оборудован клетевым подъемом. 8.1.41. На приемных площадках, на нулевом горизонте и в околоствольном дворе должны быть установлены предохранительные решетки для предупреждения прохода людей через подъемные отделения, сблокированные с сигнализацией подъема, с тем чтобы предотвратить отправление клети без ограждения проема решеткой. Над рабочим местом стволового должен быть предохранительный козырек. 8.1.42. На всех посадочных пунктах и в машинном отделении должны быть вывешены предупреждающие плакаты по технике безопасности и объявления с указанием: фамилии лица, ответственного за спуск и подъем людей, а также стволовых шахтной поверхности и стволовых; значения применяемых сигналов; расписания подъема и спуска смен; разрешенного числа людей, размещающихся в клети; допустимой загрузки клетей по массе. 8.1.43. Каждый непонятный сигнал должен быть воспринят машинистом подъема, стволовым шахтной поверхности и стволовым как сигнал "СТОП". После остановки возобновление работы подъема разрешается только после личного выяснения машинистом, стволовым шахтной поверхности или стволовым по телефону или по переговорному устройству причины неясного сигнала и после повторения сигнала. 8.1.44. Каждая подъемная установка должна быть снабжена устройством рабочей сигнализации для подачи сигнала от стволового к стволовому шахтной поверхности и от стволового шахтной поверхности к машинисту, а также ремонтной сигнализацией, используемой при осмотре и ремонте ствола. Система ремонтной сигнализации должна обеспечивать возможность подачи сигнала с любой точки ствола. На людских и грузолюдских подъемных установках кроме рабочей и ремонтной сигнализации должна предусматриваться также и резервная сигнализация с питанием по отдельному кабелю, которая по функциональным возможностям не должна отличаться от рабочей сигнализации. Принципиальная электрическая схема стволовой сигнализации должна быть вывешена в здании подъемной машины. Подъемная установка, используемая при проходке стволов, должна иметь не менее двух независимых сигнальных устройств, одно из которых должно выполнять функции рабочей сигнализации, а другое - резервной и ремонтной. Устройство рабочей сигнализации должно обеспечивать возможность подачи сигналов из забоя и с подвесного полка стволовому шахтной поверхности и от стволового шахтной поверхности машинисту, а ремонтной и резервной - с любой точки ствола стволовому шахтной поверхности. Между машинистом подъемной машины и стволовым шахтной поверхности, а также между стволовым шахтной поверхности и стволовым должны быть телефонная связь и переговорные устройства. Сигнализация для проходческих лебедок может быть как электрической, так и механической с использованием звукового сигнала. 8.1.45. При наличии нескольких рабочих горизонтов каждый горизонт должен быть оборудован самостоятельной приемной площадкой, обслуживаемой стволовым. В этом случае должна быть предусмотрена сигнализация, исключающая возможность одновременной подачи сигналов стволовыми с разных горизонтов, а также устройство, показывающее, с какого горизонта подан сигнал. 8.1.46. При использовании приемных площадок на промежуточных горизонтах, в том числе площадки на нулевом горизонте, должны соблюдаться требования: подъемная установка должна быть оборудована блокировкой, включающей сигнал "СТОП" у машиниста при подведенных посадочных кулаках или качающихся площадках на промежуточном горизонте; предохранительная решетка должна быть закрыта, откидные кулаки - открыты и в этом положении (кроме случаев, когда клеть стоит на кулаках промежуточного горизонта) должны быть замкнуты на замок, а ключ должен находиться у ответственного лица, назначенного приказом по организации; световые сигналы с промежуточного горизонта по своим цветам на пульте должны резко отличаться от сигналов стволового. 8.1.47. Высота переподъема для подъемных установок устанавливается: а) не менее 4 м при скорости подъема не свыше 3 м/с - для грузолюдских клетевых подъемных установок; б) не менее 6 м при скорости подъема свыше 3 м/с - для грузолюдских клетевых подъемных установок; в) не менее 2,5 м - для грузовых подъемных установок при подъеме клетями, скипами и платформами; г) не менее 4 м - для бадьевого подъема при спуске и подъеме людей, не менее 2,5 м - при транспортировке грузов. 8.1.48. Высотой переподъема следует считать: а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра; б) для опрокидных клетей при подъеме и спуске людей - высоту, на которую может подняться клеть от нормального положения при посадке людей до начала поворота платформы клети, если не имеется отвода разгрузочных направляющих при подъеме людей. При наличии отвода разгрузочных направляющих высоту переподъема следует считать от верхнего положения при посадке людей, как для неопрокидных клетей; в) для грузовых подъемов в скипах и опрокидных клетях - высоту, на которую может свободно подняться скип или опрокидная клеть от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива самого скипа или опрокидной клети, или отдельных их частей с элементами копра; г) для бадьевого подъема при спуске или подъеме людей - высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с выступающими частями металлоконструкции подшкивной площадки. 8.2. Подъемные машины и лебедки 8.2.1. Грузолюдские подъемные машины и лебедки должны иметь электрический привод, оснащенный системой динамического торможения. Система динамического торможения в случае нарушения ее работы должна воздействовать на предохранительный тормоз и иметь обратную электродинамическую связь. Грузолюдские подъемные машины и лебедки должны иметь резервный электродвигатель. Каждая подъемная машина должна быть оснащена рабочим и предохранительным механическим тормозами с независимым друг от друга включением привода. Указанные виды торможения могут осуществляться одним или двумя тормозными приводами. На подъемных установках должны предусматриваться машины с двумя независимыми тормозными приводами. Предохранительный тормоз должен воздействовать на орган навивки каната. Тормоза должны быть расположены так, чтобы машинист мог свободно управлять ими, не сходя с рабочего места. 8.2.2. На машинах шахтного подъема, используемых для подъема и спуска людей, допускается только однослойная навивка каната. При однослойной навивке каната высота реборд барабанов подъемных машин должна быть не менее 1,5 диаметра каната. При навивке более одного слоя каната реборда должна выступать над верхним слоем не менее 2,5 диаметра каната. За участком каната (критическим) длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и производиться передвижение каната на четверть витка через каждые два месяца. 8.2.3. На наклонных подъемах допускается следующая навивка канатов на барабаны машин: а) двухслойная - для людских и грузолюдских подъемов по выработкам с углом наклона от 30 до 60Ь; б) трехслойная - при подъеме и спуске людей по выработкам с углом наклона до 30Ь; в) многослойная (более трех рядов) - для тихоходных грузовых проходческих лебедок со скоростью подъема не выше 0,2 м/с. 8.2.4. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза подъемной машины не должна превышать 0,5 с. Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза грузовых проходческих лебедок не должна превышать 1,5 с. 8.2.5. Включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим выключением энергии, питающей двигатель подъемной машины. Предохранительный тормоз должен приводиться в действие при срабатывании защиты и от аварийной кнопки машиниста подъема. 8.2.6. На случай регулировки положения барабанов или ремонта тормозного устройства помимо тормоза в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство. 8.2.7. Подъемная машина должна быть обеспечена прибором, показывающим положение сосуда в шахте (указатель глубины), и автоматическим звонком, сигнализирующим машинисту о необходимости начала замедленного движения. Указатель глубины должен выполняться в масштабе не менее 1 см на 1 м глубины. Подъемные машины должны иметь контрольные приборы (амперметр, вольтметр, манометры), показывающие соответствующие параметры энергопитания двигателя и давление в тормозной системе, а также самопишущий скоростемер (для машин со скоростью выше 3 м/с). 8.2.8. Каждая подъемная установка должна быть оборудована следующими предохранительными устройствами: а) подъемные сосуды (противовесы) - концевым выключателем, установленным на копре и предназначенным для включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда (противовеса) на 0,5 м выше уровня верхней приемной площадки (уровня нормального положения для разгрузки скипа), и дублирующим концевым выключателем на указателе глубины подъемной машины; б) аппаратом, автоматически выключающим установку в случае превышения нормальной скорости на 15%; в) предохранительным устройством (ограничителем скорости или регулятором хода), не допускающим подхода подъемного сосуда к нормальному верхнему положению со скоростью выше 1 м/с. Это требование обязательно для клетевых подъемных установок с максимальной скоростью движения выше 3 м/с; г) максимальной и нулевой защитами (для электрических подъемных машин), действующими при перегрузке машин и отсутствии напряжения; д) защитой от зависания подъемных сосудов в разгрузочных кривых; е) устройством, подающим сигнал стволовому или машинисту подъема при выдергивании тормозных канатов в месте их крепления в зумпфе; ж) блокировкой от чрезмерного износа тормозных колодок. Это требование не распространяется на грузовые и проходческие лебедки; з) блокировкой, позволяющей включить двигатель после переподъема сосуда только в направлении ликвидации переподъема; и) блокировкой, не допускающей снятия предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего тормоза не находится в положении "заторможено", а рукоятка аппарата управления (контроллера) - в нулевом положении; к) блокировкой, обеспечивающей остановку бадьи при проходке ствола за 5 м до подхода ее к закрытой ляде, рабочему полку, к забою ствола; л) дуговой блокировкой между контакторами, а также динамического торможения; м) защитой от провисания струны каната; н) блокировкой качающихся площадок, посадочных кулаков и ограждающих решеток, включающей сигнал "СТОП" у машиниста при наложенных качающихся площадках, подведенных кулаках и открытых решетках, а рабочая сигнализация - отключаться, за исключением решеток гильотинного типа; о) дублирующим ограничителем скорости, если основной ограничитель не имеет полного самоконтроля (для людских и грузолюдских подъемов). Сроки оснащения такими ограничителями скорости устанавливаются по согласованию с Госгортехнадзором России. 8.2.9. Проводники перед шкивами должны быть сближены и усилены для заклинивания в них клети на длине, определенной проектом. 8.2.10. В качестве грузовых лебедок разрешается применять лебедки с двумя тормозами при соблюдении требований настоящих Правил. Осмотр проходческих полков и лебедок должен производиться: электрослесарем - ежесменно и перед началом каждой спускоподъемной операции; механиком участка - один раз в неделю; главным механиком организации - один раз в месяц. Результаты осмотра должны вноситься в журнал (см. Приложение 4). При обнаружении неисправностей работа лебедок не допускается. 8.2.11. При техническом освидетельствовании лебедок статическое испытание должно осуществляться в соответствии с установленной методикой нагрузкой, превышающей в два раза их рабочую грузоподъемность, а динамическое - нагрузкой, превышающей на 10% ту же грузоподъемность. 8.2.12. Для перемещения проходческого оборудования при проходке стволов должны применяться лебедки, в конструкции которых предусмотрено рабочее и предохранительное торможение с независимым включением привода, а также храповое устройство. Срабатывание предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза. Коэффициент запаса торможения каждого тормоза (отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему статическому моменту нагрузки) должен быть не менее 2. Лебедки с электрическим приводом должны иметь блокировку, автоматически включающую тормоз при отключении двигателя. Допускается применение ручных лебедок с концевой нагрузкой на канате до 2 т, в конструкциях которых подъем и спуск достигаются вращением рукоятки. Ручные лебедки должны иметь тормоз, стопорное храповое устройство и сдвоенную зубчатую передачу. Рукоятки ручных лебедок после применения должны сниматься, передаваться на хранение машинисту подъемной машины и могут быть выданы только по разрешению лица технического надзора. 8.2.13. Подъемные сосуды, подвесные и прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и другие элементы подъемной установки, аппаратуры защиты и система сигнализации и управления должны осматриваться и проверяться: ежесменно, при приемке смены - машинистом подъема, стволовым шахтной поверхности, стволовым и дежурным электрослесарем в объеме должностных обязанностей; ежесуточно - механиком участка или лицом, назначенным ответственным за состояние и осмотр подъемной установки. Этими же лицами производится ежесуточно осмотр армировки ствола и подъемных канатов; не реже одного раза в 15 дней - начальником участка с участием главного механика организации. При этом дополнительно производится проверка работы предохранительного тормоза и защитных устройств. Все виды осмотров должны проводиться согласно графику, разработанному главным механиком и утвержденному главным инженером организации. Результаты проверок заносятся в соответствующие книги подъемной установки (см. Приложения 12, 13, 14). При обнаружении неисправностей и отклонений от установленных норм работы элементов подъемной установки, проводников и армировки ствола подъем и спуск должны быть немедленно прекращены до полного устранения обнаруженных нарушений. Результаты осмотра неисправностей и принятые меры должны быть занесены механиком участка в книгу (см. Приложение 12). Инструментальная проверка правильности положения копра подъемной установки, направляющих шкивов, зазоров между подъемными сосудами и крепью ствола, проводниками и другими элементами на соответствие проекту и требованиям настоящих Правил должна производиться маркшейдером участка не реже двух раз в год. По результатам проверки составляется акт. 8.2.14. Все вновь монтируемые и реконструируемые шахтные подъемные установки независимо от их типа, назначения и места установки перед вводом в эксплуатацию должны быть подвергнуты ревизии, наладке и испытанию специализированной наладочной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России, с участием представителей электромеханической службы организации в объеме, предусмотренном руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок. Ревизия, наладка и испытания эксплуатируемых подъемных установок производятся специализированной организацией один раз в год. Это требование не распространяется на вспомогательные грузовые лебедки, предназначенные для спуска и подъема оборудования и материалов. При ревизии тормозных устройств и валов, вновь монтируемых подъемных установок необходимо производить их дефектоскопию специализированной организацией. В дальнейшем дефектоскопия должна производиться один раз в три года. Одновременно с ревизией и наладкой выполняются маркшейдерская проверка правильности установки подъемной машины, копровых шкивов и копра, проверка износа проводников. Результаты замеров оформляются актами. После ревизии и наладки подъемной установки главный механик организации, эксплуатирующей установку, с участием наладочной бригады производит ее контрольные испытания. Результаты испытания оформляются протоколом. Через шесть месяцев после ревизии и наладки подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытаниям с участием главного механика организации. Объем технического осмотра и испытания определяются инструкциями заводов - изготовителей и соответствующими инструкциями по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок. Результаты осмотра оформляются актом, результаты испытаний - протоколом контрольных испытаний. Подъемные установки с истекшим сроком эксплуатации, гарантированным заводом - изготовителем, должны ежегодно подвергаться комиссионному обследованию и дефектоскопии под председательством представителя специализированной наладочной организации. Применяемые только для спуска и подъема грузов при проходке |