О МОНИТОРИНГЕ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 августа 2004 г. N 223 (Д) В соответствии с пунктом 2 "Плана действий на 2004-2005 годы по реализации программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. N 1934-р и в целях повышения эффективности и прозрачности формирования финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приказываю: 1. Утвердить прилагаемую методику комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 2. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.): - проводить комплексную оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в обязательном порядке при подаче заявки на получение средств из Фонда реформирования региональных финансов; - осуществлять оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в течение месяца после получения заявки субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на участие в оценке финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования), но не ранее 1 мая каждого года. - проводить оценку финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований только для муниципальных образований - столиц субъектов Российской Федерации, либо муниципальных образований с численностью населения не менее 200 тыс. человек. 3. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.) осуществлять публикацию результатов комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на сайте Министерства финансов Российской Федерации. 4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента межбюджетных отношений А.Г.Силуанова. Министр финансов Российской Федерации А.Л. КУДРИН 2 августа 2004 г. N 223 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 года N 223 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ I. Общие положения Методики оценки финансового положения и качества управления финансами 1. Описание методики В основе Методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения или качества управления финансами. В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, информация и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Если для определения значения какого-либо индикатора финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному индикатору оцениваемый субъект Российской Федерации (муниципалитет) получает наихудшую оценку. 2. Описание расчетов финансового положения и качества управления финансами Оценка финансового положения и оценка качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина финансового положения и качества управления финансами составляет 30 баллов. Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1. Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле: Mi = (Vi - Vmin) / (Vmax - Vmin), где Mi - оценка по индикатору i; Vi - фактическое значение индикатора i; Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами); Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами). В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присвается либо наивысшее значение равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами). Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами. Итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле: P = ? (Mi*Wi), где P - комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) субъекта Российской Федерации (муниципального образования); Mi - оценка по индикатору i; Wi - удельный вес i-го индикатора. II. Оценка финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации 1. Описание Индикаторы оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории. Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации. Ниже представлен сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации. Таблица 1. Перечень индикаторов и веса индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации --------------------------------------------------------------------------- | N | наименование индикатора | удельный вес | | | | индикатора | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Экономика | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P1 | Обеспеченность расходов населения доходами | 0,350 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P2 | Динамика реальных денежных доходов населения | 0,350 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P3 | Динамика реального объема промышленного | 0,750 | | | производства за последние три года | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Финансовая гибкость | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P4 | Доля первоочередных расходов в расходах | 1,500 | | | бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P5 | Доля капитальных вложений в расходах бюджета | 0,250 | | | за последние 3 года | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P6 | Зависимость бюджета от финансовой помощи | 1,000 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P7 | Соотношение роста доходов и текущих расходов | 0,500 | | | бюджета за последние 3 года | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P8 | Объем кредиторской задолженности бюджетных | 1,000 | | | учреждений не превышает 5 % расходов бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P9 | Изменение кредиторской задолженности по оплате | 1,000 | | | труда в течении года | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P10 | Изменение кредиторской задолженности по | 1,000 | | | начислениям на оплату труда | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P11 | Изменение кредиторской задолженности по оплате | 1,000 | | | коммунальных услуг | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Долговая нагрузка | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P12 | Отношение долга без учета гарантий и | 1,000 | | | поручительств к доходам бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P13 | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к | 0,750 | | | доходам бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P14 | Отношение внешнего долга к доходам бюджета | 0,250 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P15 | Отношение объема выданных гарантий | 0,250 | | | (поручительств) к доходам бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P16 | Отсутствие просроченных долговых обязательств | 0,500 | |-------|-----------------------------------------------------------------| | | Выполнение требований федерального законодательства | |-------|-----------------------------------------------------------------| | P17 | Соблюдение ограничения текущих расходов | 0,500 | | | бюджета, установленного Бюджетным кодексом | | | | Российской Федерации | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P18 | Соблюдение ограничения дефицита бюджета, | 0,500 | | | установленного Бюджетным кодексом Российской | | | | Федерации | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P19 | Соблюдение ограничения на объем | 0,500 | | | государственного долга, установленного | | | | Бюджетным кодексом Российской Федерации | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P20 | Соблюдение ограничения расходов на | 0,500 | | | обслуживание долга, установленного Бюджетным | | | | кодексом Российской Федерации | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Финансовая политика | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P21 | Отношение дефицита к доходам бюджета | 0,500 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P22 | Отношение тарифа на электроэнергию для | 0,375 | | | промышленных и приравненных к ним потребителей | | | | к тарифу для населения | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P23 | Отношение тарифа на теплоэнергию для | 0,375 | | | промышленных и приравненных к ним потребителей | | | | к тарифу для населения | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P24 | Отношение прироста недоимки по налоговым | 1,000 | | | платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P25 | Соблюдение рекомендуемого уровня платежей | 0,750 | | | граждан за предоставляемые жилищно- | | | | коммунальные услуги | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P26 | Соблюдение рекомендуемой максимально | 0,750 | | | допустимой доли расходов на оплату жилищно- | | | | коммунальных услуг в совокупном доходе семьи | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Управление расходами | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | Р27 | Количество бюджетных учреждений обслуживаемых | 0,500 | | | органами казначейства | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | Р28 | Численность занятых в бюджетной сфере | 0,500 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | Р29 | Количество бюджетных учреждений | 0,500 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | Р30 | Количество бюджетополучателей | 0,500 | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P31 | Исполнение бюджета по расходам в разрезе | 0,500 | | | статей укрупненной структуры расходов бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P32 | Коррекция объема расходов бюджета в | 0,500 | | | соответствии с исполнением плана по доходам | | | | бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P33 | Ограничение предоставления бюджетных кредитов, | 0,500 | | | гарантий и субсидий предприятиям | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P34 | Доля закупок товаров (работ, услуг) по | 1,000 | | | контрактам, заключенным по результатам | | | | проведения открытых конкурсов, в общем объеме | | | | расходов бюджета | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P35 | Разработка и утверждение системы индикаторов | 0,500 | | | результативности бюджетных расходов | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P36 | Разработка и применение методики оценки | 0,500 | | | эффективности программ (проектов) капитальных | | | | вложений | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Межбюджетные отношения | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P37 | Закрепление нормативов отчислений по | 1,000 | | | регулирующим доходам на долгосрочной основе | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P38 | Установление одинаковых нормативов отчислений | 0,500 | | | по регулирующим налогам для всех муниципальных | | | | образований одного типа | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P39 | Закрепление формулы распределения | 1,500 | | | безвозмездной финансовой помощи на | | | | долгосрочной основе | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P40 | Закрепление методологии предоставления | 0,750 | | | бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на | | | | финансирование временных кассовых разрывов | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P41 | Выравнивание бюджетной обеспеченности | 0,750 | | | муниципальных образований | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P42 | Финансирование государственных расходных | 0,750 | | | полномочий, передаваемых муниципальным | | | | образованиям в объеме фактических расходов | | | | муниципальных образований на реализацию | | | | передаваемых полномочий | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | | Учет, отчетность и прозрачность | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P43 | Выполнение минимальных требований к составу | 0,500 | | | годовой финансовой отчетности | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P44 | Включение в годовую финансовую отчетность | 0,125 | | | информации о контролируемых коммерческих | | | | организациях | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P45 | Оценка потерь бюджета от предоставления | 0,750 | | | региональных налоговых льгот. | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P46 | Накопительный учет стоимости финансируемых из | 0,125 | | | бюджета капитальных вложений | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P47 | Действующий официальный сайт (или раздел на | 0,125 | | | сайте) финансового органа | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P48 | Проведение социологических опросов населения | 0,125 | | | по вопросам, связанным с оказанием бюджетных | | | | услуг | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P49 | Публикация в СМИ и Интернете проектов законов | 0,250 | | | не позднее внесения в орган представительной | | | | власти | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P50 | Организация на регулярной основе курсов | 0,250 | | | повышения квалификации сотрудников финансовых | | | | органов | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P51 | Применение открытых конкурсных процедур для | 0,250 | | | заполнения вакансий финансовых органов | | |-------|--------------------------------------------------|--------------| | P52 | Организация мониторинга социально- | 0,500 | | | экономического положения муниципальных | | | | образований на регулярной основе | | --------------------------------------------------------------------------- Критические значения каждого индикатора и формулы расчета значений индикаторов приведены в Таблице 2. Таблица 2. Значения и формулы расчета индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Индикаторы | формула расчета | минимальный риск |максимальный | пояснение | | | | значения | неплатежеспособности |риск | | | | | индикатора | (наилучший |неплатежеспособности| | | | | | уровень |(минимальный уровень| | | | | | управления |управления | | | | | | бюджетом) |бюджетом) | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P1 | Обеспеченность | V=A/B | 300% | 100% | Индикатор отражает уровень жизни населения, | | | расходов | | | | определяющий различия в потребности расходов | | | населения | A - | | | бюджета на социальную политику. При | | | доходами | среднедушевые | | | необходимости органы власти субъектов | | | | денежные доходы | | | Российской Федерации с высоким уровнем жизни | | | | B - стоимость | | | населения могут устанавливать более высокие | | | | фиксированного | | | ставки налогов, сборов, платежей за оказание | | | | набора | | | бюджетных услуг. В субъектах Российской | | | | потребительских | | | Федерации, где население имеет относительно | | | | товаров и услуг | | | низкие доходы, эта возможность существенно | | | | | | | меньше. В таких субъектах Российской Федерации | | | | | | | население испытывает большую потребность в | | | | | | | социальных расходах, что также оказывает | | | | | | | дополнительное давление на бюджет | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P2 | Динамика | V=A | 110% | 95% | Динамика денежных доходов населения отражает | | | реальных | | | | перспективы роста местной экономики в | | | денежных | A - индекс | | | краткосрочном периоде. Рост реальных денежных | | | доходов | реальных | | | доходов населения свидетельствует о позитивной | | | населения | денежных доходов | | | динамике в местной экономике и является | | | | населения | | | дополнительным фактором роста местной | | | | | | | экономики в связи с последующим ростом | | | | | | | потребительских расходов и (или) сбережений. | | | | | | | Падение реальных денежных доходов приводит к | | | | | | | сужению потребительского спроса, что, в свою | | | | | | | очередь, обуславливает снижение налоговых | | | | | | | доходов и ухудшение сбалансированности бюджета | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P3 | Динамика | V=An*An-1*An-2 | 120% | 100% | Промышленность, являющаяся ключевой отраслью | | | реального | | | | экономики для большинства субъектов Российской | | | объема | A - индекс | | | Федерации, определяет тенденцию развития | | | промышленного | физического | | | региональной экономики в целом. Высокий рост | | | производства | объема | | | промышленного производства по итогам отчетных | | | за последние | промышленной | | | трех лет свидетельствует о позитивной | | | три года | продукции | | | тенденции роста региональной экономики в целом | | | | n - отчетный год | | | в среднесрочном периоде. Сопутствующее | | | | | | | экономическому росту расширение налоговой базы | | | | | | | позволяет увеличивать доходы бюджета без | | | | | | | повышения налоговой нагрузки на экономику | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P4 | Доля | V=(A+B+C)/D | 20% | 70% | Значительная доля первоочередных расходов | | | первоочередны | | | | свидетельствует о недостаточной финансовой | | | х расходов в | A - расходы | | | гибкости. В случае сокращения доходов бюджета | | | расходах | бюджета субъекта | | | субъект Российской Федерации столкнется с | | | бюджета | Российской | | | дилеммой - снижать общий объем расходов на | | | | Федерации на | | | оплату труда, социальные выплаты или | | | | оплату труда и | | | реструктурировать свои долговые обязательства | | | | начисления на | | | | | | | оплату труда; | | | | | | | B - расходы | | | | | | | бюджета субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации на | | | | | | | обслуживание | | | | | | | долга; | | | | | | | C - расходы | | | | | | | бюджета субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации на | | | | | | | выплату | | | | | | | трансфертов | | | | | | | населению; | | | | | | | D - всего | | | | | | | расходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации с | | | | | | | учетом прироста | | | | | | | кредиторской | | | | | | | задолженности за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P5 | Доля | V=(An-2/Bn-2+An- | 15% | 5% | Данный индикатор отслеживает долю расходов, | | | капитальных | 1/Bn-1+An/Bn)/3 | | | которые в случае необходимости могут быть | | | вложений в | | | | сокращены, причем наименее болезненно по | | | расходах | A - капитальные | | | отношению к объему и качеству бюджетных услуг, | | | бюджета за | вложения за счет | | | предоставляемых субъектом Российской | | | последние 3 | бюджета субъекта | | | Федерации. Большая доля капитальных расходов | | | года | Российской | | | свидетельствует о финансовой гибкости субъекта | | | | Федерации | | | Российской Федерации и отражает возможность | | | | (включая целевые | | | значительного сокращения расходов в случае | | | | бюджетные | | | возникновения такой потребности | | | | фонды); | | | | | | | B - всего | | | | | | | расходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации с | | | | | | | учетом прироста | | | | | | | кредиторской | | | | | | | задолженности за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций; | | | | | | | n - последний | | | | | | | отчетный год | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P6 | Зависимость | V=А/B | 5% | 40% | Данный индикатор характеризует зависимость | | | бюджета от | | | | доходов субъекта Российской Федерации от | | | финансовой | A - доходы | | | перечислений из бюджетов других уровней. Чем | | | помощи | бюджета субъекта | | | выше значение данного индикатора, тем выше | | | | Российской | | | риск, связанный с возможным выпадением | | | | Федерации от | | | доходов, в результате уменьшения финансовой | | | | безвозмездных | | | помощи, что может негативно сказаться на | | | | перечислений от | | | сбалансированности бюджета и способности | | | | бюджетов других | | | обслуживать долговые обязательства. | | | | уровней за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций; | | | | | | | B - всего | | | | | | | доходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P7 | Соотношение | V=(An*Bn- | 100% | 90% | Данный индикатор отражает соотношение роста | | | роста доходов | 2)/(Bn*A n-2) | | | доходов и текущих расходов бюджета субъекта | | | и текущих | | | | Российской Федерации. Рост текущих расходов | | | расходов | A - всего доходы | | | бюджета, не превышающий роста доходов, | | | бюджета за | бюджета субъекта | | | свидетельствует о консервативной (осторожной) | | | последние 3 | Российской | | | финансовой политике субъекта Российской | | | года | Федерации за | | | Федерации, основанной на ограничении и | | | | исключением | | | контроле уровня текущих расходов. Если же | | | | средств | | | текущие расходы растут быстрее доходов, то | | | | Федерального | | | такая тенденция приводит к ухудшению | | | | фонда | | | сбалансированности бюджета, что негативно | | | | компенсаций; | | | сказывается на способности обслуживать | | | | B - текущие | | | долговые обязательства. | | | | расходы бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации с | | | | | | | учетом прироста | | | | | | | кредиторской | | | | | | | задолженности за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций. | | | | | | | n - последний | | | | | | | отчетный год | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P8 | Объем | V=A/B | 0% | 5% | Возникновение кредиторской задолженности | | | кредиторской | | | | свидетельствует о низком качестве управления | | | задолженности | A - кредиторская | | | финансами в бюджетных учреждениях субъекта | | | бюджетных | задолженность | | | Российской Федерации или о неадекватном | | | учреждений не | бюджетных | | | финансировании субъектом Российской Федерации | | | превышает 5 % | учреждений | | | собственных бюджетных учреждений. | | | расходов | субъекта | | | Распределение финансовых ресурсов субъекта | | | бюджета | Российской | | | Российской Федерации в ходе бюджетного | | | | Федерации на | | | процесса призвано обеспечить максимальную | | | | конец года; | | | эффективность расходов бюджета для местного | | | | B - объем | | | населения. Достигаемая в ходе бюджетного | | | | расходов бюджета | | | процесса эффективность распределения расходов | | | | субъекта | | | искажается при росте просроченной кредиторской | | | | Российской | | | задолженности из-за несоответствия | | | | Федерации за | | | фактического объема расходов объему расходов, | | | | исключением | | | утвержденному Законом о бюджете | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P9 | Изменение | V=(An1-An1- | 0 | 5% | Данный индикатор позволяет оценить уровень | | | кредиторской | 1)/(B/12); | | | выполнения бюджетных обязательств субъекта | | | задолженности | (An2-An2- | | | Российской Федерации по оплате труда | | | по оплате | 1)/(B/12);:(An12 | | | | | | труда в | -An12-1)/(B/12) | | | | | | течении года | | | | | | | | A - кредиторская | | | | | | | задолженность по | | | | | | | оплате труда на | | | | | | | последнюю | | | | | | | отчетную дату; | | | | | | | B - объем | | | | | | | расходов на | | | | | | | оплату труда; | | | | | | | n - последний | | | | | | | отчетный месяц | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P10 | Изменение | V=(An-An- | 0 | 5% | Данный индикатор позволяет оценить уровень | | | кредиторской | 1)/(B/12) | | | выполнения бюджетных обязательств субъекта | | | задолженности | | | | Российской Федерации по начислениям на оплату | | | по | A - кредиторская | | | труда | | | начислениям | задолженность по | | | | | | на оплату | начислениям на | | | | | | труда | оплату труда на | | | | | | | конец года; | | | | | | | B - объем | | | | | | | расходов на | | | | | | | начисления на | | | | | | | оплату труда; | | | | | | | n - последний | | | | | | | отчетный | | | | | | | бюджетный год | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P11 | Изменение | V=(An-An- | 0 | 5% | Данный индикатор позволяет оценить уровень | | | кредиторской | 1)/(B/12) | | | выполнения бюджетных обязательств субъекта | | | задолженности | | | | Российской Федерации по оплате коммунальных | | | по оплате | A - кредиторская | | | услуг | | | коммунальных | задолженность по | | | | | | услуг | оплате | | | | | | | коммунальных | | | | | | | услуг на конец | | | | | | | года; | | | | | | | B - объем | | | | | | | расходов на | | | | | | | начисления на | | | | | | | оплату | | | | | | | коммунальных | | | | | | | услуг; | | | | | | | n - последний | | | | | | | отчетный | | | | | | | бюджетный год | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P12 | Отношение | V=A/B | 25% | 50% | Для расчета значения данного индикатора | | | долга без | | | | учитывается сумма долговых обязательств, | | | учета | A - долг | | | включающая долг без учета процентных платежей. | | | гарантий и | субъекта | | | Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше | | | поручительств | Российской | | | риск невыполнения долговых обязательств | | | к доходам | Федерации за | | | | | | бюджета | вычетом гарантий | | | | | | | и поручительств | | | | | | | на конец года; | | | | | | | B - всего | | | | | | | доходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации без | | | | | | | учета средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P13 | Отношение | V=A/B | 10% | 20% | Данный индикатор отражает структуру | | | краткосрочного | | | | государственного долга субъекта Российской | | | (до 1 года) | A - объем | | | Федерации по срочности долга. Большая доля | | | к доходам | краткосрочного | | | краткосрочных обязательств свидетельствует о | | | бюджета | (до 1 года) | | | высокой зависимости субъекта Российской | | | | долга субъекта | | | Федерации от рефинансирования долга, что в | | | | Российской | | | совокупности со значительной долговой | | | | Федерации на | | | нагрузкой угрожает стабильности финансов | | | | конец года; | | | субъекта Российской Федерации. В случае | | | | B - всего | | | неспособности рефинансировать долг с помощью | | | | доходов бюджета | | | новых заимствований ситуация с ликвидностью | | | | субъекта | | | такого субъекта Российской Федерации резко | | | | Российской | | | ухудшается в связи с необходимостью погашения | | | | Федерации без | | | всех краткосрочных обязательств за счет | | | | учета средств | | | внутреннего финансирования в полном объеме. В | | | | Федерального | | | случае нехватки внутренних резервов может быть | | | | фонда | | | объявлен дефолт. При одинаковых объемах долга | | | | компенсаций | | | и доходов бюджета риск становится значительно | | | | | | | выше, если основной объем долга должен быть | | | | | | | погашен в пределах ближайшего года. | | P14 | Отношение | V=A/B | 5% | 10% | Данный индикатор корректирует оценку долговой | | | внешнего | | | | нагрузки с учетом величины дополнительного | | | долга к | A - объем | | | валютного риска. Валютный риск связан с | | | доходам | внешнего долга | | | возможным увеличением долговой нагрузки, | | | бюджета | субъекта | | | обуславливаемым колебанием курса рубля | | | | Российской | | | относительно валюты внешних обязательств. В | | | | Федерации на | | | случае значительного изменения курса рубля | | | | конец года; | | | долговая нагрузка по внешним обязательствам | | | | B - всего | | | увеличивается пропорционально падению курса | | | | доходов бюджета | | | рубля. | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации без | | | | | | | учета средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P15 | Отношение | V=A/B | 15% | 30% | Гарантии являются менее рискованным видом | | | объема | | | | долговых обязательств в связи с тем, что | | | выданных | A - объем | | | выплаты по гарантиям могут не наступить, если | | | гарантий | гарантий и | | | заемщик, получивший гарантию, самостоятельно | | | (поручительств) | поручительств | | | исполнит свои обязательства перед кредитором. | | | к доходам | субъекта | | | Поэтому обязательства по гарантиям оцениваются | | | бюджета | Российской | | | как отдельный фактор платежеспособности. Чем | | | | Федерации на | | | выше объем выданных гарантий по отношению к | | | | конец года; | | | доходам бюджета, тем выше потенциальный объем | | | | B - всего | | | выплат в случае неспособности получателя | | | | доходов бюджета | | | гарантии (поручительства) самостоятельно | | | | субъекта | | | обслуживать свои обязательства. | | | | Российской | | | | | | | Федерации без | | | | | | | учета средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P16 | Отсутствие | V=A/B | 0% | 0,5% | Данный индикатор отслеживает практику | | | просроченных | | | | добросовестного (своевременно и в полном | | | долговых | A - просроченная | | | объеме) обслуживания и погашения долговых | | | обязательств | задолженность | | | обязательств субъекта Российской Федерации. | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации на | | | | | | | конец года; | | | | | | | B - объем | | | | | | | доходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации за | | | | | | | последний | | | | | | | отчетный год | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P17 | Соблюдение | V=A/B | 100% | - | Данный индикатор отражает соблюдение | | | ограничения | | | | требования, установленного Бюджетным кодексом | | | текущих | A - текущие | | | Российской Федерации, к текущим бюджета | | | расходов | расходы бюджета | | | субъекта Российской Федерации. В соответствии | | | бюджета, | субъекта | | | с требованиями Бюджетного кодекса текущие | | | установленного | Российской | | | расходы бюджета не могут превышать доходов | | | Бюджетным | Федерации с | | | бюджета субъекта Российской Федерации. | | | кодексом | учетом прироста | | | | | | Российской | кредиторской | | | | | | Федерации | задолженности за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций; | | | | | | | B - всего | | | | | | | доходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации без | | | | | | | учета средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P18 | Соблюдение | V=A/B | -15% | - | Ограничения дефицита бюджета, установленного | | | ограничения | | | | Бюджетным кодексом Российской Федерации. | | | дефицита | A - дефицит | | | Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации | | | бюджета, | бюджета; | | | не может превышать 15% доходов без учета | | | установленного | B - всего | | | финансовой помощи из федерального бюджета и | | | Бюджетным | доходов бюджета | | | средств Федерального фонда компенсаций | | | кодексом | субъекта | | | | | | Российской | Российской | | | | | | Федерации | Федерации без | | | | | | | учета | | | | | | | безвозмездных | | | | | | | перечислений от | | | | | | | бюджетов других | | | | | | | уровней | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P19 | Соблюдение | V=A/B | | - | Индикатор отслеживает выполнение субъектом | | | ограничения | | 100% | | Российской Федерации требования к объему | | | на объем | A - объем | | | государственного долга субъекта Российской | | | долга, | государственного | | | Федерации, установленного Бюджетным кодексом | | | установленного | долга субъекта | | | Российской Федерации. В соответствии с | | | Бюджетным | Российской | | | Бюджетным кодексом объем долга не может | | | кодексом | Федерации | | | превышать объем доходов соответствующего | | | Российской | B - всего | | | бюджета без учета финансовой помощи из | | | Федерации | доходов бюджета | | | бюджетов других уровней и средств Федерального | | | | субъекта | | | фонда компенсаций. | | | | Российской | | | | | | | Федерации без | | | | | | | учета | | | | | | | безвозмездных | | | | | | | перечислений от | | | | | | | бюджетов других | | | | | | | уровней | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P20 | Соблюдение | V=A/B | 15% | - | Бюджетный кодекс Российской Федерации | | | ограничения | | | | устанавливает ограничение для расходов на | | | расходов на | A - расходы на | | | обслуживание долга. Данный индикатор | | | обслуживание | обслуживание и | | | отслеживает выполнение требования Бюджетного | | | долга, | погашение | | | кодекса Российской Федерации, в соответствии с | | | установленного | государственного | | | которым расходы на обслуживание долга субъекта | | | Бюджетным | долга субъекта | | | Российской Федерации ограничиваются 15% | | | кодексом | Российской | | | расходов бюджета. | | | Российской | Федерации | | | | | | Федерации | B -всего | | | | | | | расходов | | | | | | | бюджета без | | | | | | | учета | | | | | | | безвозмездных | | | | | | | перечислений от | | | | | | | бюджетов других | | | | | | | уровней | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P21 | Отношение | V=(A-B)/A | 0% | -5% | Этот индикатор отражает сбалансированность | | | дефицита к | | | | бюджета. Он характеризует возможность | | | доходам | A - всего | | | финансирования всех текущих и капитальных | | | бюджета | доходов бюджета | | | расходов субъекта Российской Федерации за счет | | | | субъекта | | | имеющихся доходов без увеличения объема | | | | Российской | | | заимствований. | | | | Федерации без | | | | | | | учета средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций; | | | | | | | B - всего | | | | | | | расходов бюджета | | | | | | | субъекта | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации с | | | | | | | учетом прироста | | | | | | | кредиторской | | | | | | | задолженности за | | | | | | | исключением | | | | | | | средств | | | | | | | Федерального | | | | | | | фонда | | | | | | | компенсаций | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P22 | Отношение тарифа | V=A/B | 100 % | 150 % | Данный индикатор характеризует тарифную | | | на электроэнергию | | | | политику субъекта Российской Федерации в части | | | для промышленных | A - тариф на | | | сокращения объемов перекрестного | | | и приравненных к | электроэнергию | | | субсидирования. Значительное отклонение | | | ним потребителей | для промышленных | | | тарифов для различных групп хозяйствующих | | | к тарифу для | и приравненных к | | | субъектов приводит к деформированию | | | населения | ним | | | конкурентной среды, увеличению издержек | | | | потребителей; | | | промышленного производства, что отражается на | | | | B - тариф на | | | уровне налоговых доходов. | | | | электроэнергию | | | | | | | для населения | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P23 | Отношение тарифа | V=A/B | 100 % | 150 % | Данный индикатор характеризует тарифную | | | на теплоэнергию | | | | политику субъекта Российской Федерации в части | | | для промышленных | A - тариф на | | | сокращения объемов перекрестного | | | и приравненных к | теплоэнергию для | | | субсидирования. Значительное отклонение | | | ним потребителей | промышленных и | | | тарифов для различных групп хозяйствующих | | | к тарифу для | приравненных к | | | субъектов приводит к деформированию | | | населения | ним | | | конкурентной среды, увеличению издержек | | | | потребителей; | | | промышленного производства, что отражается на | | | | B - тариф на | | | уровне налоговых доходов. | | | | теплоэнергию для | | | | | | | населения | | | | |-------|-------------------|---------------------|-----------------------|--------------------|----------------------------------------------------| | P24 | Отношение | V=A/B | 0% | 10% | Данный показатель рассчитывается как отношение | | | прироста | | | | изменения недоимки по налогам к налоговым | | | недоимки по | A - прирост | | | доходам бюджета за последний отчетный год. С | | | налоговым | недоимки по | | | помощью этого базового индикатора оценивается | | | платежам в | региональным, | | | собираемость налогов. Чем выше отношение | | | бюджет к | местным налогам | | | прироста недоимки к поступившим в бюджет | | | налоговым | и налогу на | | | субъекта Российской Федерации налоговым | | | доходам | прибыль | | | доходам за отчетный период, тем выше риск | | | бюджета | организаций, в | | | осложнения ситуации с ликвидностью из-за | | | | части, | | | недостатка свободных денежных средств для | | | | подлежащей | | | своевременных выплат на обслуживание и | | | | зачислению в | | | погашение долга | | | | территориальные | | | | | | | бюджеты; | | | | | | | B - объем | | | | | | | налоговых | | | | | | | доходов, включая | | | | | | | налоговые доходы | | | | | | | поступающие в | | | | | | | целевые | | | | | | | бюджетные фонды, | | | | | | | бюджета субъекта | | | | | | | Российской | | | | |