ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. Правила. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 27.12.91


Страницы: 1  2  3  4  5  



                               ПРАВИЛА
               ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ
                   И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                         27 декабря 1991 года


                                 (Д)


                                                            Утверждены
                                                       Минтрансстроем,
                                              Министерством транспорта
                                                  Российской Федерации
                                                  27 декабря 1991 года
     
                                               ЦК профсоюза работников
                                             автомобильного транспорта
                                                 и дорожного хозяйства
                                                  Российской Федерации
     
                                            Срок введения в действие -
                                                    1 января 1993 года
     
                               ПРАВИЛА
               ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ
                   И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
     
     Содержат основные    требования    техники    безопасности    при
строительстве,  ремонте  и  содержании автомобильных дорог.  Приведены
основные положения системы управления охраной труда;  изложена техника
безопасности   при  работе  на  дорожных  машинах,  при  строительстве
автомобильных  дорог,  начиная  с  подготовительных  работ,  земляного
полотна   различными   средствами,  песчаных  и  гравийных  оснований,
асфальтобетонных   и   цементобетонных    покрытий    широкозахватными
асфальтоукладчиками, высокопроизводительными машинами типа ДС-100.
     Приведены правила   техники   безопасности    при    работе    на
дробильно-сортировочных установках,  на битумных и эмульсионных базах,
на   асфальтобетонных   и   цементобетонных   заводах,   на    заводах
железобетонных  изделий,  а  также на карьерах по добыче и переработке
каменных материалов;  при техническом обслуживании и ремонте  дорожных
машин,    при   работе   с   механизированным   и   немеханизированным
инструментом, токсичными веществами.
     Изложены правила  техники  безопасности  при ремонте и содержании
автомобильных дорог и искусственных сооружений,  а также при работе на
машине  типа  "Ремиксер";  по  использованию  паромов и других средств
переправы, при пропуске ледохода и паводковых вод.
     Внесены Государственным     дорожным     научно-исследовательским
институтом        (Союздорнии),        Государственным        дорожным
проектно-изыскательским    и    научно-исследовательским    институтом
(Гипродорнии), концерном "Росавтодор".
     Взамен "Правил техники безопасности при строительстве,  ремонте и
содержании автомобильных дорог".
     
      1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
                САНИТАРИИ И ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     
                         1.1. Общие положения
     
     1.1.1. Настоящие "Правила охраны труда при строительстве, ремонте
и содержании автомобильных дорог" разработаны в соответствии  со  СНиП
III-4-80, ГОСТами, трудовым законодательством.
     Структура Правил включает все основные виды  дорожно-строительных
работ,  изложенных  в  СНиП  3.05.03-85.  В  них  содержатся  основные
требования по организации  и  обеспечению  безопасных  приемов  труда,
нормы производственной санитарии и трудового законодательства, которые
должны   соблюдаться   при   строительстве,   ремонте   и   содержании
автомобильных    дорог,   на   производственных   базах   и   заводах,
обслуживающих дорожное строительство.
     1.1.2. При  строительстве,  содержании  и  ремонте  автомобильных
дорог необходимо соблюдать меры по рациональному использованию земли и
ее недр, водных и лесных ресурсов, по охране окружающей среды.
     1.1.3. При    введении    новых    приемов    труда,    изменении
технологических  процессов,  применении новых материалов,  новых видов
машин,  приспособлений   и   оборудования,   по   которым   требования
безопасности производства работ не предусмотрены настоящими Правилами,
следует соблюдать требования,  изложенные в инструкциях  и  указаниях,
разработанных и утвержденных в дорожной организации, по согласованию с
местной технической инспекцией труда.
     1.1.4. Организация   обучения  рабочих  и  инженерно-технического
персонала  должна  проводиться  согласно  ГОСТ  12.0.004-90  с  учетом
настоящих Правил.
     1.1.5. Обязанности структурных подразделений  и  должностных  лиц
службы  техники  безопасности  в  организациях  основного (первичного)
звена  управления  строительством  определяются  на  основе   типового
положения  согласно  прил.  1 СНиП III-4-80,  в органах среднего звена
управления строительством - с  учетом  примерного  положения  согласно
прил. 2 упомянутых СНиП.
     1.1.6. На основании  настоящих  Правил  и  стандартов  по  охране
труда, типовых инструкций по охране труда администрация организации по
согласованию со службой охраны труда обязана разработать инструкции по
охране  труда для каждой профессиональной группы и вида работ с учетом
специфики данной организации,  особенностей оборудования и выполняемых
работ.   Такие  инструкции  утверждаются  администрацией  совместно  с
профсоюзным комитетом организации.
     Пересмотр инструкций  по  охране  труда осуществляется один раз в
пять лет.
     
      2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ
     
                        2.1. Общие требования
     
     2.1.1. Дорожные  и  строительные  машины,  а  также  оборудование
должны  иметь  паспорт,  руководство по эксплуатации и соответствовать
требованиям ТУ на их изготовление, ГОСТ 12.2.011-78, ГОСТ 12.2.012-75,
ГОСТ 12.2.026.0-77 и др.
     2.1.2. Машины,  поступившие с заводов-изготовителей или ремонтных
предприятий  с обнаруженными отклонениями от технической документации,
не  обеспечивающие  безопасных  условий  труда,  к   эксплуатации   не
допускаются.
     2.1.3. При   эксплуатации   машин,   оборудования,    инструмента
необходимо   выполнять   требования   инструкций   по  эксплуатации  и
технологических регламентов.
     2.1.4. Машинистами  дорожно-строительных машин могут быть лица не
моложе 18 лет,  прошедшие медицинский осмотр и признанные по состоянию
здоровья годными для управления дорожными машинами.
     2.1.5. К     управлению      дорожно-строительными      машинами,
установленными  не на автомобильном шасси,  допускаются лица,  имеющие
удостоверение на право управления ими.
     2.1.6. К    управлению   специальными   дорожными   машинами   на
автомобильном шасси допускаются  лица,  имеющие,  кроме  удостоверения
машиниста, удостоверение водителя, выданное Госавтоинспекцией.
     2.1.7. К управлению машинами с электроприводами допускаются лица,
имеющие,  кроме удостоверения на право управления ими, соответствующую
квалификационную  группу  по  электробезопасности  согласно  "Правилам
технической  эксплуатации  электроустановок  потребителей" и "Правилам
техники безопасности при эксплуатации электроустановок  потребителей",
утвержденным Главгосэнергонадзором (1984 г.).
     2.1.8. К управлению  машинами  и  оборудованием,  подконтрольными
Госгортехнадзору,  допускаются лица,  имеющие,  кроме удостоверения на
право управления ими,  также удостоверение о прохождении  специального
обучения правилам и инструкциям Госгортехнадзора.
     2.1.9. Закрепление машины за машинистом оформляется приказом.
     2.1.10. Машинисты  дорожных  машин  должны работать в спецодежде,
спецобуви и применять средства индивидуальной защиты в соответствии  с
характером   выполняемой   работы   согласно   "Инструкции  о  порядке
обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью
и    другими    средствами    индивидуальной   защиты",   утвержденной
Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (1983 г.), и другим
соответствующим документам.
     2.1.11. На машинах не должно быть посторонних предметов, а в зоне
работы машин - посторонних лиц.
     2.1.12. В  кабинах  машин  запрещается  хранить  топливо и другие
легковоспламеняющиеся  жидкости,  промасленный  обтирочный   материал.
Кабины  должны быть снабжены исправными ручными пенными огнетушителями
типа ОП-1, ОП-3 или ОП-5; к ним обеспечивается свободный доступ.
     2.1.13. Строительные и дорожные машины,  оборудование  не  должны
работать на расстоянии менее 20 м от открытых складов топлива.
     2.1.14. Топливо  и  смазочные  материалы  следует  перевозить  на
машинах,  оборудованных специальными противопожарными  устройствами  и
заземлением   в   виде  металлической  цепи  для  отвода  статического
электричества. Выхлопная труба должна быть отведена вперед и наклонена
вниз во избежание попадания искр на цистерну.
     2.1.15. Работать  на  машинах  и  механизмах  с  неисправными или
снятыми ограждениями движущихся частей запрещается.
     2.1.16. Транспортирующие   устройства   должны  быть  оборудованы
ограждениями,  исключающими   возможность   падения   транспортируемых
материалов, грузов.
     2.1.17. Рабочие  места  машиниста  машин  и  оборудования следует
содержать в чистоте и обеспечивать обтирочным  материалом,  инвентарем
для  чистки,  которые  должны  храниться  в  специально  оборудованных
местах.  Для обдувки оборудования,  рабочих мест и спецодежды надлежит
применять  пылесосные  установки.  Использовать  для этих целей сжатый
воздух запрещается.
     2.1.18. Монтаж, эксплуатацию и содержание паросилового хозяйства,
паро-   и   газопроводов,  арматуры  и  топочных  устройств,  а  также
ацетиленовых  генераторов,  компрессоров   и   другого   оборудования,
находящихся   под  давлением,  следует  проводить  согласно  "Правилам
устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных  котлов"  и
"Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под
давлением", утвержденным Госгортехнадзором (1987 г.).
     2.1.19. Зона  работы  машин и оборудования должна быть освещена в
соответствии со СНиП II-4-79 и СН 81-80.
     2.1.20. Сигнальная окраска машин,  оборудования, трубопроводов, а
также  знаки  безопасности  должны  соответствовать  требованиям  ГОСТ
12.4.026-76.
     2.1.21. По   окончании   работы   дорожную   машину   отводят  на
специальные   места   (чтобы   не   создавать   препятствий   движению
транспорта), глушат двигатель, выключают муфту сцепления, ставят рычаг
коробки передач в нейтральное положение,  стопорят машину, опускают ее
рабочие органы на землю.
     2.1.22. Работы  и перемещение дорожных машин в опасной зоне линий
электропередачи     следует     производить      под      руководством
инженерно-технического   работника,  фамилия  которого  указывается  в
наряде-допуске.
     2.1.23. Работа    дорожно-строительных    машин,     погрузчиков,
экскаваторов,  стреловых  кранов  и  других  машин непосредственно под
проводами   воздушных   линий   электропередачи,    находящихся    под
напряжением, запрещается.
     2.1.24. При  проезде  под  линиями электропередачи рабочие органы
машины ставятся в транспортное положение. Передвижение машин вне дорог
под  такими линиями следует производить в месте наименьшего провисания
проводов (ближе к опоре).
     2.1.25. Работа  стреловых  кранов  под неотключенными контактными
проводами  городского  транспорта  может  производиться   только   под
руководством   инженерно-технических   работников;  кран  должен  быть
заземлен,  а расстояние между стрелой крана  и  контактными  проводами
соблюдается не менее 1 м.
     Перегон дорожно-строительных машин собственным ходом  допускается
только  после  проверочного  осмотра,  чтобы  убедиться  в  их  полной
исправности.
     2.1.26. При  транспортировании дорожных машин на трейлерах под их
гусеницы или колеса необходимо подложить  тормозные  башмаки,  рабочий
орган опустить, а машину прикрепить к платформе с помощью растяжек.
     2.1.27. Перед движением по мосту нужно  предварительно  проверить
его грузоподъемность и техническое состояние.
     2.1.28. В случае проезда дорожных машин  под  мостами  необходимо
проверить  соответствие  допустимых размеров проезда габаритам данного
типа машин.
     2.1.29. При  переезде  дорожных  машин  через  реки и ручьи вброд
следует убедиться,  что их глубина не превышает  высоты  гусеницы  или
расстояния  до  осей  колесных машин.  Выбранное место переезда должно
иметь твердое основание.
     2.1.30. При движении дорожных машин по дорогам общего пользования
необходимо соблюдать действующие правила дорожного движения.
     2.1.31. Запрещается  оставлять  дорожную  машину  без присмотра с
работающим двигателем.
     
                         2.2. Дорожные машины
     
     2.2.1. При  выборе  машин   для   производства   земляных   работ
необходимо   учитывать   несущую   способность   грунта.   На   сильно
заболоченных участках допустимое давление на грунт  должно  составлять
не более 0,025 МПа, на среднезаболоченных - не более 0,035 МПа.
     2.2.2. При  эксплуатации  дорожных  машин   всех   типов,   кроме
выполнения   требований   безопасности   при  эксплуатации  тракторов,
необходимо соблюдать следующие требования:
     при перемещении  грунта  бульдозером  уклоны  участков  не должны
превышать указанные в паспорте машин (не более 30ё);
     нельзя поворачивать  бульдозер  с  загруженным  или  заглубленным
отвалом;
     при сбросе   грунта   под   откос  отвалом  бульдозер  не  должен
выдвигаться за бровку откоса насыпи;
     при перемещении  грунта бульдозером на подъеме необходимо следить
за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;
     запрещается работать с глинистыми грунтами в дождливую погоду при
уклонах, не обеспечивающих устойчивое движение машин.
     2.2.3. Скорость движения бульдозера на пересеченной местности или
по плохой дороге должна быть не выше второй передачи.
     2.2.4. Переезд  бульдозера  своим  ходом  на  другое место работы
следует производить с поднятым в транспортное положение отвалом.
     2.2.5. Монтаж  навесного  оборудования  бульдозера  на  трактор и
демонтаж его разрешаются только под руководством механика или мастера,
ответственного за производство этих работ.
     2.2.6. Запрещается находиться между трактором и отвалом  или  под
трактором при работающем двигателе.
     2.2.7. При остановке  бульдозера  отвал  должен  быть  опущен  на
землю.
     2.2.8. Резание и набор грунта скреперами разрешается  производить
только  на  прямолинейном  участке.  Повороты скреперов при наполнении
ковшей запрещаются. При всех способах резания набирать грунт скрепером
следует на первой передаче тягача.
     2.2.9. Разрабатывать грунт скреперами на подъеме или  на  уклонах
разрешается при углах наклона не более указанных в паспорте машины.
     2.2.10. Перемещение  тягачом  груженого   скрепера   на   въездах
сооружаемых   насыпей  должно  осуществляться  на  первой  или  второй
передаче.
     2.2.11. Очищать   ковш   скрепера  от  налипшего  на  нем  грунта
разрешается только после полной остановки тягача,  применяя для  этого
лопату и скребок.
     2.2.12. Не разрешается разгружать скрепер при движении назад  под
откос.
     2.2.13. Сцепление тягача со скрепером следует производить  только
с  помощью  специальной  серьги.  Запрещается применять для этих целей
канаты или другие приспособления.
     2.2.14. Буксировку  самоходного  скрепера необходимо осуществлять
только жестким буксиром, закрепленным за оба передних буксирных крюка.
     2.2.15. Во  время стоянки самоходный скрепер следует затормозить,
подложив колодки,  опустить  ковш  и  выключить  двигатель.  Оставлять
скрепер  на  спуске  или  подъеме  запрещается.  Эти  же  меры следует
принимать и при вынужденной остановке.
     2.2.16. При  сооружении  насыпей  скреперами  должны устраиваться
въезды с уклонами не более 7ё для проезда груженого скрепера  и  27  -
30ё - порожнего.
     2.2.17. В   процессе   работы   запрещается   посторонним   лицам
находиться  на скрепере,  между скрепером и трактором,  а также в зоне
действия машины.
     2.2.18. При возведении насыпи из связных грунтов расстояние от ее
бровки  до  гусеницы  (колеса)  бульдозера,  автогрейдера,   скрепера,
автомобиля-самосвала  и  экскаватора  должно  быть  не менее 1 м.  При
работе с несвязными грунтами  опасная  зона  для  перечисленных  типов
машин должна быть увеличена в 1,5 раза.
     2.2.19. При разработке,  транспортировании, разгрузке, планировке
и  уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными машинами
(скреперы, грейдеры, катки, бульдозеры и др.), идущими друг за другом,
необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 5 м.
     2.2.20. При развороте землеройных машин (прицепного  автогрейдера
и  автогрейдера)  в  конце  профилируемого участка,  а также на крутых
поворотах движение их должно осуществляться на  минимальной  скорости.
Радиус  поворота  автогрейдера  должен быть не менее 10 м,  прицепного
грейдера - 9 м.
     2.2.21. Разравнивать  грунт  на  свежеотсыпанных  насыпях высотой
более 1,5 м  необходимо  с  особой  осторожностью  и  под  наблюдением
ответственного  лица.  Расстояние  между  бровкой  земляного полотна и
внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно
быть не менее 1 м.
     2.2.22. Установка откосника и удлинителя,  вынос ножа  в  сторону
для  срезки  откосов,  а  также перестановка ножа должны производиться
согласно инструкции по эксплуатации машин.
     2.2.23. Прицепной  грейдер  на  жестком колесном ходу разрешается
транспортировать в сцепке с трактором со скоростью не выше 7 - 8 км/ч,
на  пневматических  шинах  - в сцепке с автомобилем со скоростью до 20
км/ч в зависимости от типа  покрытия.  Транспортирование  грейдера  на
буксире должно производиться в присутствии на нем рабочего.
     2.2.24. Работа грейдер-элеватора допускается в жесткой  сцепке  с
трактором   путем  непосредственного  присоединения  к  его  прицепной
серьге.
     2.2.25. Изменять углы захвата и резания дискового плуга,  а также
угол наклона транспортера грейдер-элеватора разрешается  только  после
полной остановки машины.
     2.2.26. При погрузке  грунта  в  автомобиль-самосвал  транспортер
грейдер-элеватора   следует  выключить  в  момент  приближения  кабины
автомобиля к потоку грунта.
     2.2.27. Площадка,  на  которой  работает экскаватор,  должна быть
спланирована и иметь  уклон  не  более  5ё;  при  больших  уклонах  во
избежание  самопроизвольного  перемещения он закрепляется специальными
инвентарными упорами.
     2.2.28. Во время работы  экскаватора  запрещается:  менять  вылет
стрелы  при  заполненном  ковше;  подтягивать  груз с помощью стрелы и
регулировать тормоза при поднятом ковше;  производить ремонтные работы
и регулировку узлов;  использовать канаты с износом более допустимого;
находиться  под  ковшом  или  стрелой;  работать  со  стороны   забоя;
перемещать  ковш  над  кабиной автомобиля;  находиться людям в радиусе
действия экскаватора плюс 5 м.
     2.2.29. Расстояние между забоем и  экскаватором  (за  исключением
рабочего органа в любом его положении) должно составлять не менее 1 м.
     2.2.30. Одновременная   работа   двух  экскаваторов  на  уступах,
расположенных один над другим,  допускается только в том случае,  если
интервал  между экскаваторами по фронту работ будет не менее 10 м плюс
радиус действия рабочего оборудования двух экскаваторов.
     2.2.31. В случае обнаружения в грунте  кабеля,  труб  или  других
подземных  коммуникаций  и неизвестных предметов необходимо немедленно
прекратить работу и сообщить руководителю работ.
     При обнаружении  в разрабатываемом грунте крупных камней и других
предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо
ее  остановить и удалить препятствие.  Если крупные камни находятся на
откосах выемок и забоев,  то землеройную  машину  следует  отвести  на
безопасное расстояние, а затем уже устранить их.
     2.2.32. Разработка  грунта  в  выемках,  карьерах  и   сооружение
насыпей   производятся   механизированными   комплексами   в   строгом
соответствии с проектом производства работ.
     2.2.33. При погрузке грунта экскаватором необходимо:
     ожидающие погрузки транспортные средства размещать  за  пределами
радиуса стрелы экскаватора плюс 5 м;
     подъезд автотранспорта под  погрузку  осуществлять  только  после
сигнала машиниста экскаватора;
     загружать транспортные средства только со стороны их заднего  или
бокового борта;
     груженый транспорт  отводить  только  после   сигнала   машиниста
экскаватора.
     2.2.34. При работе драглайна следует:
     не допускать   значительных   отклонений   ковша  от  направления
проекции оси стрелы, что возможно при забрасывании ковша на повороте;
     обходить встречающиеся   на   пути   ковша   при  его  заполнении
препятствия  или  принимать  меры   к   их   устранению;   запрещается
преодолевать препятствия резким рывком ковша.
     2.2.35. Кабина самосвала должна иметь защитный "козырек". При его
отсутствии  водитель  автомобиля-самосвала  во  время  погрузки грунта
обязан покинуть кабину.
     2.2.36. Односторонняя  загрузка,  а также загрузка объема грунта,
превышающего  установленную   грузоподъемность   автомобиля-самосвала,
запрещается.
     2.2.37. Путь,  по которому  продвигается  экскаватор  в  пределах
объекта   производства   работ,   должен   быть   заранее  выровнен  и
спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами и настилом.
     Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу необходимо
устанавливать по направлению хода,  а ковш приподнимать над землей  на
0,5 - 0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с груженым ковшом.
     2.2.38. Во   время   перерывов   в    работе    (независимо    от
продолжительности),  а  также  при  очистке  ковша  стрелу экскаватора
следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
     В случае временного прекращения работ или при ремонте экскаватора
последний должен быть перемещен от края открытой выемки или траншеи на
расстояние  не  менее  2  м.  С обеих сторон гусениц или колес следует
подложить специальные подкладки.
     Трапы и  лестницы,  предназначенные для обслуживания экскаватора,
должны всегда быть в исправном состоянии.
     
             3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
     
                3.1. Валка, трелевка, раскряжевка леса
     
     3.1.1. Вырубку  леса  и  кустарника  на  полосе  отвода земли для
строительства  автомобильной  дороги  следует  выполнять  в  пределах,
определяемых проектами производства работ и СНиП 3.06.03-85.
     Проект организации  строительства  (ПОС)  и  проект  производства
работ   (ППР)   должны   содержать   технические  решения  безопасного
производства  работ  в  любое  время  года,   санитарно-гигиенического
обслуживания   работающих,   освещенности   мест  производства  работ,
пожарной безопасности в соответствии со СНиП 3.01.01-85.
     3.1.2. Валка,  трелевка  и  раскряжевка леса должны проводиться в
соответствии с  "Правилами  техники  безопасности  и  производственной
санитарии  на  лесозаготовках,  лесосплаве  и в лесном хозяйстве" (М.,
1986) и "Правилами по охране труда  при  изысканиях  и  проектировании
автомобильных дорог" (М., 1987).
     3.1.3. При  применении   взрывного   способа   корчевания   пней,
кустарников,   а   также   при   дроблении   крупных  валунов  следует
руководствоваться  "Едиными  правилами   безопасности   при   взрывных
работах" (утверждены Госгортехнадзором, 1967 г.).
     3.1.4. В зоне валки деревьев на расстоянии 50 м от  нее  во  всех
направлениях    должны   быть   установлены   специальные   переносные
предупреждающие знаки единого образца "Проход и проезд запрещен! Валка
леса".
     Ответственность за правильную установку  предупреждающих  знаков,
их   своевременное   перемещение   и   расстановку  сторожевых  постов
возлагается на руководителя работ (прораба, мастера).
     3.1.5. К валке леса не допускаются рабочие моложе 18 лет.
     3.1.6. На лесосеке,  где производится рубка деревьев,  не  должны
находиться    посторонние   лица.   Присутствие   руководителя   работ
обязательно.
     3.1.7. Рабочие,  занятые на валке леса, уборке снега у деревьев и
подготовке лесосек к рубке, должны быть снабжены защитными касками.
     3.1.8. До   начала   валки  дерева  вальщики  должны  подготовить
инструмент и приспособления (клинья,  вилки,  багры,  веревки, блоки),
обеспечивающие безопасность работ.
     При валке леса в зимнее время необходимо предварительно уплотнить
снег вокруг сваливаемого дерева и протоптать дорожки под углом 45ё (от
дерева) длиной 4 - 5 м для обеспечения быстрого  отхода  от  дерева  в
момент его падения.
     3.1.9. Валку  деревьев   диаметром   более   30   см   необходимо
производить  только  путем  подпиливания  или  подруба  с  последующим
спиливанием.
     Подпиливание или  подруб  нужно  делать  только с той стороны,  в
которую намечена валка дерева,  но не с двух  или  нескольких  сторон.
Глубина   подпиливания   или   подруба  прямостоящих  деревьев  должна
составлять не менее 1/4 толщины комля. Их нижняя плоскость должна быть
перпендикулярна  оси дерева,  а верхняя сторона подруба - образовывать
угол с нижней плоскостью 35 - 40ё.
     При подпиливании двумя параллельными резами расстояние между ними
должно составлять не менее 3/4 глубины подпила.
     3.1.10. Плоскость  спиливания  всегда  должна  быть  выше  нижней
плоскости  подруба  и  находиться  на  уровне  верхней кромки подруба.
Запрещается  спиливать  дерево  на  уровне  нижнего  края  подруба  во
избежание  удара  комлем  падающего  дерева.  Подпиливание должно быть
горизонтальным во избежание преждевременного  соскальзывания  комля  в
сторону скоса.
     3.1.11. Деревья,  имеющие  наклон,  валят  в  сторону их наклона.
Подруб следует делать глубиной не менее 1/3 толщины комля во избежание
скола при падении дерева.
     3.1.12. Перед валкой гнилых  и  сухостойных  деревьев  необходимо
проверить шестом их прочность.  Такие деревья следует валить подпилом,
а не подрубом.
     3.1.13. До  выхода  на  подруб недопиливание здоровых деревьев не
должно быть более 2 - 3 см, сухостойных, гнилых и дуплистых деревьев -
4 - 5 см.
     Запрещается пропиливать дерево насквозь.
     3.1.14. В  начальный момент падения дерева вальщик и его помощник
должны отойти  на  расстояние  4  -  5  м  по  заранее  подготовленным
дорожкам.
     3.1.15. Запрещается групповая (батарейная) валка  деревьев  путем
сбивания одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом.
     3.1.16. Запрещается  валка  дерева  на   соседние   деревья,   за
исключением  работ  по  подготовке  лесосек,  выборочных и постепенных
рубок.
     3.1.17. Запрещается валка леса одним вальщиком без помощника:
     при разработке буреломных лесосек и горельников;
     при выборочных рубках;
     при встречном ветре силой более 3 баллов;
     зимой при глубине снежного покрова 0,5 м и более;
     на склонах крутизной более 15ё;
     при валке  крупных  (диаметром  на  высоте  груди  30 см и более)
деревьев без специальных механических приспособлений;
     при валке гнилых, сухостойных и других "опасных" деревьев.
     3.1.18. Снимать зависшие при падении деревья следует  только  под
руководством мастера или бригадира одним из следующих способов:
     стаскиванием дерева сбоку шестами и баграми;
     сталкиванием веревкой и багром;
     перемещением комля дерева в сторону и назад с  помощью  ваг;  все
рабочие при этом должны находиться по одну сторону ствола;
     с помощью ворота, лебедки или трактора.
     3.1.19. При снятии зависшего дерева запрещается:
     рубить дерево, на котором оно зависло;
     обрубать сучья, на которые опирается зависшее дерево;
     сбивать зависшее дерево путем сваливания на него другого дерева;
     подрубать комель или пень.
     3.1.20. Принудительное  сваливание  дерева  применяется   в   тех
случаях,  когда  при  недопиливании на 2 - 3 см дерево не падает и его
приходится сваливать в сторону, противоположную естественному наклону.
     Принудительное сваливание   производится   с   помощью   клиньев,
забиваемых в пропил,  или валочной вилки, насажанной на шест длиной от
5 до 6,5 м.
     3.1.21. Валку леса  в  горной  местности  надлежит  проводить  от
основания склона к вершине и сваливать деревья верхушками под гору.
     Запрещается проводить различные работы ниже места валки  деревьев
по этому склону.
     3.1.22. Валить  лес  на  заснеженных   или   каменистых   склонах
разрешается только после устранения возможности обвала.
     3.1.23. Запрещается валка леса при ветре силой более 3 баллов  (в
горных  условиях  5  баллов),  а  также в ночное время и при видимости
менее 50 м.
     3.1.24. Для   предупреждения   обрывов  проводов  связи  и  линий
электропередачи  падающим  деревом  необходимо  с  помощью  троса  или
веревочных  оттяжек  (не  менее  двух)  оттягивать дерево в сторону от
проводов. Оттяжки прикрепляются к дереву до начала его подруба.
     3.1.25. Запрещается    оставлять   несваленным   подрубленное   и
недопиленное дерево после окончания работы,  при перерывах в работе  и
переходить к валке других деревьев.
     3.1.26. Обрубать сучья разрешается только  на  дереве,  устойчиво
лежащем на земле, на расстоянии не менее 50 м от места валки деревьев,
находясь  на  противоположной  обрубаемым   сучьям   стороне   хлыста.
Запрещается  обрубать  и  спиливать сучья,  стоя на поваленном дереве.
Обрубать сучья у сваленных деревьев следует по направлению от комля  к
вершине, на расстоянии не менее 50 м от места валки деревьев.
     Запрещается обрубать  сучья  в  обратном  направлении,  а   также
обивать обухом топора мертвые сучья, на которые опирается дерево.
     3.1.27. Не занятые обрубкой сучьев рабочие должны  находиться  на
расстоянии не менее 5 м от обрубщика.
     3.1.28. Трелевать лес разрешается только  с  помощью  трелевочных
волоков с участков, расположенных не ближе 50 м к месту валки деревьев
или обрубки сучьев.
     3.1.29. На   пути   следования   трелевочных  тракторов  деревья,
подрост,  кустарники и пр.  должны быть убраны,  а кочки и пни срезаны
заподлицо с землей.
     3.1.30. При трелевке тракторами ширина трелевочных волоков должна
быть  не  менее  5  м.  Расстояние  трелевки  хлыстов  с  лесосеки  до
временного склада должно составлять не более 500 м.
     3.1.31. Раскряжевку хлыстов следует производить на предварительно
расчищенном месте.  Хлыст перед раскряжевкой необходимо плотно уложить
на   подкладки.  Кантовка  хлыстов,  подъем  и  укладка  на  подкладки
производятся только с помощью ваг, аншпугов, цапин.
     
                     3.2. Подготовительные работы
     
     3.2.1. Сооружению   земляного   полотна   должны   предшествовать
подготовительные работы - расчистка и осушение участка,  перестройка и
перенос коммуникаций и сооружений,  установка ограждений и  устройство
подъездных путей.  Параллельное проведение подготовительных и земляных
работ запрещается,  за исключением случаев, специально предусмотренных
ППР.
     3.2.2. Во время работы тракторных корчевальных машин  и  лебедок,
установленных на тракторе, необходимо соблюдать следующие требования:
     крепление канатов на "якорном" и корчуемом пнях должно  исключать
возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этих целей
на пнях необходимо делать зарубки достаточной глубины;
     применяемые канаты   должны   быть   исправны,   а   их  диаметры
соответствовать указанным в таблице 1;
     при корчевке  все  рабочие должны отойти от каната на расстояние,
равное расстоянию между "якорными" и корчуемыми пнями;  у корчевальной
машины  могут  находиться только лица,  непосредственно связанные с ее
работой.
     
                                                             Таблица 1
     
------------------------------------------------------------------
|      Диаметр пня, см       |    Диаметр стального каната, мм   |
|                            |-----------------------------------|
|                            |     тягового    |   "якорного"    |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
|До 35                       |     16 - 20     |        20       |
|35 - 50                     |       25        |        30       |
------------------------------------------------------------------
     
     3.2.3. При  расчистке  полосы  отвода  от кустарника и мелколесья
кусторезом зона его  работы  должна  быть  предварительно  очищена  от
камней,  пней,  а  также  деревьев,  диаметр  которых  на  линии среза
превышает 20 см.
     3.2.4. В   процессе   работы   кустореза  необходимо  следить  за
исправностью   ограждения,   предохраняющего   машиниста   от   ударов
срезаемыми деревьями и кустами.  Во время работы машины с обеих сторон
расчищаемой полосы устанавливаются красные флажки.
     3.2.5. Одновременная  работа  двух  кусторезов  на  одном участке
разрешается  отдельными  полосами  или  на  самостоятельных  участках,
расположенных друг от друга на расстоянии не менее 40 м.
     3.2.6. Подсобные рабочие должны находиться не ближе 25 м к  месту
работы кустореза.
     3.2.7. Работа кустореза запрещается в следующих случаях:
     при наличии   на   участке   деревьев,  сильно  искривленных  или
наклоненных навстречу движению машины;
     на заболоченных (неосушенных) участках;
     в сильнопересеченной местности (овраги и ложбины), после ливневых
дождей до просыхания грунта;
     в темное время суток, а также при видимости менее 50 м.
     3.2.8. Для перегона кустореза на новое место необходимо:
     поднять носовую часть кустореза на  высоту  не  менее  30  см  от
поверхности грунта и зафиксировать ее;
     проверить надежность крепления кустореза к трактору;
     убедиться в  отсутствии  препятствий  (валунов,  крупных  камней,
стволов толстых деревьев, ям) на пути следования.
     3.2.9. Рукоять  управления лебедкой надлежит включать и выключать
плавно.  При  наматывании  каната  на  барабан   лебедки   запрещается
направлять  его  рукой  или каким-либо предметом (ломом или вагой),  а
также касаться каната рукой во время работы лебедки.
     
                  3.3. Сооружение земляного полотна
     
     3.3.1. Земляные   работы   при   сооружении   земляного   полотна
производятся  в  соответствии  с  утвержденными  ППР  и  ПОС,  а также
инструкциями, составленными с учетом требований СНиП 3.06.03-85 и СНиП
III-4-80.
     3.3.2. При ведении  скальных,  земляных  и  других  видов  работ,
связанных    с    устройством   (реконструкцией)   земляного   полотна
(выторфовывание,  рыхление грунта и т.п.),  взрывным способом  следует
соблюдать   требования   "Единых   правил  безопасности  при  взрывных
работах".
     3.3.3. При    применении    средств   гидромеханизации   надлежит
руководствоваться "Правилами безопасности и производственной санитарии
при производстве земляных работ способом гидромеханизации" (утверждены
Минтрансстроем СССР, 1969 г.).
     3.3.4. Движение   автомобилей-самосвалов  задним  ходом  к  месту
погрузки и выгрузки грунта разрешается на расстояние не более 50  м  и
должно сопровождаться звуковым сигналом.
     3.3.5. При выгрузке  грунта  из  автомобиля-самосвала  на  насыпь
расстояние  от  оси  его заднего колеса до бровки естественного откоса
насыпи должно быть не менее 2 м,  а расстояние от бровки  до  внешнего
колеса машины, движущейся по насыпи, - не менее 1 м.
     3.3.6. Очищать  поднятые  кузова  автомобилей-самосвалов  следует
скребками   или   лопатой   с   удлиненной  рукояткой,  обеспечивающей
нахождение рабочего в безопасной зоне.
     3.3.7. При  разгрузке грунта рабочие должны находиться со стороны
водителя машины в его зоне видимости,  но не ближе 5 м к зоне  отсыпки
грунта.
     3.3.8. Разрешается зимняя разработка всех грунтов (за исключением
сухого песчаного) на глубину промерзания без крепления; при дальнейшем
углублении необходимо укреплять часть выемки, постоянно контролируя ее
состояние.  Сухие  песчаные грунты следует разрабатывать независимо от
глубины промерзания только с применением крепления.
     3.3.9. Котлованы и траншеи,  разработанные зимой,  с наступлением
оттепели,  а  также  после  длительных   атмосферных   осадков   вновь
укрепляют.
     3.3.10. Для спуска  и  подъема  рабочих  в  котлованы  и  широкие
траншеи следует устанавливать лестницы-стремянки шириной не менее 0,75
м с перилами,  а для спуска  и  подъема  рабочих  в  узкие  траншеи  -
приставные лестницы согласно ГОСТ 12.2.012-75.
     Запрещается спуск рабочих в траншеи и подъем из них по  распоркам
креплений.
     3.3.11. Разрабатывать   траншеи    в    водонасыщенных    грунтах
разрешается после их замораживания отдельными секциями, оставляя между
ними перемычки из мерзлого грунта толщиной не менее 0,5 м.
     3.3.12. Крутизну  откосов  котлованов и траншей в переувлажненных
глинистых грунтах следует уменьшать до величины естественного  откоса.
Об  этом  составляется  соответствующий  акт  производителем работ или
мастером.  Запрещается  разрабатывать  без  крепления  переувлажненные
песчаные, лессовидные и насыпные грунты.
     3.3.13. Производство работ в котлованах  и  траншеях  с  откосами
(без крепления) согласно табл. 4 СНиП III-4-80 допускается при условии
принятия необходимых мер против его обрушения:
     предварительного осмотра  производителем работ или мастером перед
началом каждой смены состояния грунта и его искусственного обрушения в
местах,  где  обнаружены  "козырьки"  и  трещины у бровок и на откосах
котлованов и траншей;
     осушения грунта выемки при возникновении опасности обвала;
     уменьшения крутизны откоса на участках,  где производство работ в
выемке является неотложным;
     запрещения движения любых транспортных средств и машин в пределах
призмы обрушения;
     размещения разработанного и извлеченного из  котлованов,  траншей
грунта на расстояние не менее 0,5 м от их бровки.
     3.3.14. При  появлении  трещин  следует  принимать  меры   против
внезапного обрушения грунта, заблаговременно удалив рабочих из опасных
мест.
     3.3.15. Вертикальные  стенки котлованов и траншей глубиной до 3 м
следует крепить в соответствии с требованиями табл. 2.
     
                                                             Таблица 2
     
------------------------------------------------------------------
|          Грунтовые условия         |  Глубина   |Тип крепежного|
|                                    | траншеи, м |     щита     |
|------------------------------------|------------|--------------|
|Грунты естественной влажности при   |До 3        |С просветами  |
|отсутствии грунтовых вод или их     |            |              |
|незначительном притоке              |            |              |
|------------------------------------|------------|--------------|
|Грунты песчаные и другие            |Независимо  |Сплошной      |
|грунты повышенной влажности         |от глубины  |              |
------------------------------------------------------------------
     
     Примечание. При сильном притоке грунтовых вод и возможном  выносе
частиц грунта применяется шпунтовое ограждение.
     
     3.3.16. Крепление  котлованов  и  траншей  глубиной до 3 м должно
быть выполнено из инвентарных щитов по типовым проектам.
     3.3.17. При   отсутствии   инвентарных   и  типовых  деталей  для
крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо:
     для крепления  грунтов  естественной  влажности  (кроме песчаных)
применять  доски  толщиной  не  менее  4  см;  а  грунтов  песчаных  и
повышенной  влажности  - не менее 5 см,  закладывая их за вертикальные
стойки по мере углубления вплотную к грунту и укрепляя распорками;
     устанавливать стойки крепления не реже чем через 1,5 м;
     размещать распорки креплений на  расстоянии  одна  от  другой  по
вертикали  не  более  1  м;  под  концами  распорок  (сверху  и снизу)
прибивать бобышки;
     выпускать верхние  доски  креплений  над бровками выемок не менее
чем на 15 см;
     усиливать крепление   (распорки),  на  которые  опираются  полки,
предназначенные  для  переброски  грунта,  и  ограждать  их  бортовыми
досками высотой не менее 15 см.
     3.3.18. При глубине котлованов и траншей 3 - 5 м  устанавливается
сплошное  горизонтальное  крепление,  при  глубине  более  5  м способ
крепления определяется проектом.
     3.3.19. Разборку  дощатого крепления котлованов и траншей следует
вести  только  снизу  вверх  по  мере  обратной  засыпки  грунта   или
возведения фундамента.  Одновременно разрешается удалять не более трех
досок по высоте,  а в сыпучих или неустойчивых  грунтах  -  только  по
одной.   По   мере   удаления  досок  следует  переставлять  распорки;
отслужившие доски можно вынимать лишь после установки новых.
     Разборка креплений    должна   осуществляться   под   наблюдением
руководителя работ.
     3.3.20. Разрабатывать  выемки в водонасыщенных грунтах следует по
индивидуальным   проектам,   предусматривающим   безопасные    способы
производства  работ  (искусственные водоотводы,  шпунтовое крепление и
др.).
     3.3.21. В   местах,   где   разборка   креплений   может  вызвать
повреждение смежных сооружений,  а также в  сыпучих  и  водонасыщенных
грунтах крепление следует частично или полностью оставлять в грунте.
     3.3.22. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными
машинами,   надо   крепить   готовыми   щитами.   Допуск   рабочих   в
незакрепленную выемку запрещается.
     3.3.23. Разработку котлованов и траншей землеройными машинами без
устройства  креплений  необходимо  вести  с  откосами  согласно   СНиП
III-4-80.
     При разработке выемок с  уступами  ширина  последних  зависит  от
глубины  выемок  и  технической характеристики землеройной машины,  но
должна составлять не менее 2,5 м.
     3.3.24. Запрещаются установка и движение построечного транспорта,
прокладка  рельсовых  путей,  размещение  лебедок  в  пределах  призмы
обрушения грунта незакрепленной выемки.
     Установка и движение построечного транспорта  в  пределах  призмы
обрушения  грунта  у  закрепленных  выемок  допускаются  только  после
предварительной  проверки  расчетом  прочности  крепления   с   учетом
величины и динамичности нагрузки.
     3.3.25. Перед  началом  работ  на  оползневых   склонах   следует
установить  реперные  створы  для  наблюдения за величиной и скоростью
оползневых деформаций.  В  случае  обнаружения  подвижек  оползня  все
работы на оползневом склоне должны быть прекращены.
     3.3.26. Угол  наклона  ленты  транспортера  грейдер-элеватора   к
горизонту  не  должен  превышать 26ё.  Если при этом грунт скатывается
вниз,  то величину угла следует  уменьшить.  В  этом  случае  машинист
обязан подать предупреждающий сигнал.
     3.3.27. При погрузке грунта на транспортные средства верхний край
ленты   необходимо   поднять   на   высоту,   обеспечивающую   подъезд
транспортных средств под транспортер.  Зазор  между  верхней  головкой
транспортера  и  уровнем  бортов  транспортных  средств должен быть не
менее 0,5 м.
     3.3.28. Запрещается работа грейдер-элеватора:
     при неисправных механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;
     в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);
     при отсутствии необходимого освещения;
     при наличии людей в кузове транспортных средств.
     3.3.29. Для сохранения устойчивости грейдер-элеватора в  процессе
работы и для предотвращения его опрокидывания необходимо:
     перед увеличением вылета транспортера предварительно выдвинуть до
отказа  правое  заднее  колесо,  что  требуется  также и при работе на
местности с уклоном более 8ё;
     регулировать заглубление  дискового  плуга,  чтобы  не  допустить
перегрузки транспортера;
     производить работу   грейдер-элеватором   на   первой   и  второй
скоростях трактора;
     вести работы на участках с уклоном (продольным и поперечным),  не
превышающим 12ё.
     3.3.30. Во  время  транспортирования грейдер-элеватора в пределах
объекта следует:
     заглушить двигатель грейдер-элеватора;
     поднять до предела транспортер и плужную балку;
     ограничить скорость   трактора   первой   и   второй   передачами
(включение третьей запрещается).
     3.3.31. При   перевозке   грейдер-элеватора  по  дороге  большими
поперечными уклонами,  а также при повороте в конце захватки во  время
работы необходимо принимать следующие меры против его опрокидывания:
     установить минимальный вылет транспортера;
     выдвинуть заднее колесо до отказа;
     ограничить скорость трактора первой передачей;
     уложить при  необходимости  (для большей устойчивости) на плужную
балку дополнительный груз.
     3.3.32. Уплотнение краев высокой насыпи необходимо осуществлять с
подготовленного уплотненного участка (на расстоянии 2 м от бровки),  а
затем  сместить  проходы  катка  на 1/3 его ширины в сторону бровки до
расстояния, равного 0,5 м (от бровки насыпи).
     3.3.33. При  изменении  направления  движения  катков  всех типов
необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.
     3.3.34. При  уплотнении  грунта трамбующими машинами (с падающими
плитами) около бровок насыпи, а также рыхлого грунта нельзя допускать,
чтобы  нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей
трамбующих плит.
     3.3.35. Запрещается  уплотнять грунт машинами с падающими плитами
на участках с уклонами более 7ё и сбрасывать плиты в углубления  более
0,5 м от уровня стоянки трактора.
     3.3.36. При    уплотнении     грунта     трамбующими     плитами,
смонтированными  на  экскаваторах или тракторах,  необходимо соблюдать
следующие требования:
     обеспечить отсутствие   людей   в  радиусе  5  м  от  действующей
трамбующей плиты;
     переместить экскаватор  (или  трактор) с места прежней стоянки по
уплотненному слою грунта.
     3.3.37. Перемещение,  установка  и  работа  машин вблизи выемок с
неукрепленными откосами разрешаются  при  соблюдении  требований  СНиП
III-4-80.
     
                3.4. Отделочные и укрепительные работы
     
     3.4.1. Перед  началом  работ  на  оползневых  склонах должны быть
установлены реперные створы для наблюдения за  величиной  и  скоростью
оползневых  деформаций.  В  случае  обнаружения  подвижек  оползня все
работы на оползневом склоне следует прекратить.
     3.4.2. Необходимо  вести постоянный контроль за состоянием бортов
траншей,  уступов и откосов земляного полотна.  Работы  на  откосах  с
уклоном   более   45ё   осуществляются   под   наблюдением  специально
проинструктированных  лиц;  рабочие  должны  иметь   предохранительные
пояса, закрепленные на надежных опорах.
     3.4.3. Планировка   откоса   движущимся   по   нему   бульдозером
разрешается при крутизне откоса 1:2 и менее.
     3.4.4. Для передвижения рабочих по поверхности откосов и  конусов
необходимо применять деревянные переносные трапы-подмости.
     Запрещается приступать к  укрепительным  работам  на  мокрой  или
мерзлой поверхности откоса.
     3.4.5. При        отделочных        работах,       осуществляемых
экскаватором-планировщиком,  работающим запрещается находиться в  зоне
действия машины, ниже по откосу и у подошвы по фронту работ плюс по 15
м в обе стороны.
     3.4.6. При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом трав
все рабочие должны быть удалены из зоны действия струи гидронамыва.
     3.4.7. Сборные   элементы    следует    выгружать    с    помощью
автомобильного  крана  на  обочину или у подошвы откоса,  но не на его
поверхность.
     3.4.8. Неанкеруемые укрепления, состоящие из отдельных элементов,
разрешается укладывать  только  в  направлении  от  подошвы  откоса  к
вершине.  В  таком  же  порядке  следует  производить  укладку камня в
бетонные ящики и плетневые клетки.
     3.4.9. Монтаж    плит    и    сборных    решеток   осуществляется
автомобильными  кранами,  оборудованными  специальными  траверсами   с
разноплечими  тросами,  для  обеспечения укладки элементов параллельно
откосу.
     3.4.10. При  проведении монтажа сборных конструкций искусственных
сооружений запрещается работа в нижней части откоса людей и механизмов
по длине фронта плюс по 15 м в обе стороны.
     Монтажные работы под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во
время  прохождения  поездов должны быть немедленно прекращены,  а люди
отведены в безопасное место.
     
             4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                    АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА БОЛОТАХ
     
                         4.1. Общие положения
     
     4.1.1. Работы  на  болотах следует производить только при наличии
технологических карт на данную  операцию,  в  которых  устанавливается
порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях,
обеспечивающих  безопасность  работы,  указываются  места  рабочих   и
необходимые средства защиты.
     Технологическая последовательность операций  должна  быть  такой,
чтобы  выполненная  операция  не  являлась источникам производственной
опасности при выполнении последующих.
     4.1.2. Даты  начала  и  конца  прохода,  проезда  и  производства
строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.
     4.1.3. Бесперебойная  работа  строительного  отряда  в  указанных
условиях достигается в том  случае,  если  гарантирована  проходимость
строительной  техники по слабой торфяной почве,  исключающая аварийные
ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.
     4.1.4. Для  обеспечения гарантированной проходимости строительной
техники по слабой торфяной  толще  по  условиям  техники  безопасности
работ до начала их производства необходимо:
     определить несущую способность торфяной залежи;
     назначить минимальную   допустимую   толщину   промерзшего  слоя,
обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;
     установить продолжительность  промораживания  торфяной  залежи на
требуемую глубину;
     назначить допустимые   удельные  давления  на  грунт  гусеничного
трактора;
     установить допустимое  время стоянки землеройной техники на одном
месте  при  отрицательных  температурах  воздуха  в   соответствии   с
величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.
     4.1.5. По     условиям      техники      безопасности      работа
землеройно-транспортной  техники  допускается  на болотистых грунтах с
несущей способностью, приведенной в табл. 3.
     
                                                             Таблица 3
     
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Тип   |Общая          | Основные       |Характер        |Влажность, |Коэффициент|Степень    |Примерная   |Осадка при    |
|болота|характеристика |  внешние       |деформаций      |%          |пористости |разложения,|несущая     |нагрузке 0,5  |
|      |грунта         | признаки       |под             |           |           |%          |способность,|кгс/кв. см, % |
|      |               |                |нагрузкой       |           |           |           |кгс/ кв. см |первоначальной|
|      |               |                |                |           |           |           |            |мощности      |
|      |               |                |                |           |           |           |            |залежи        |
|------|---------------|----------------|----------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------|
|I-А   |Уплотненный    |Осушенный или   |Сжатие при      |< 600      |< 7        |< 60       |> 0,5       |< 30          |
|      |торф,          |уплотненный     |незначительном  |           |           |           |            |              |
|      |обладающий     |вышележащий     |боковом         |           |           |           |            |              |
|      |структурной    |минеральный     |расширении      |           |           |           |            |              |
|      |прочностью     |слой            |                |           |           |           |            |              |
|------|---------------|----------------|----------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------|
|I-Б   |Рыхлый торф,   |Влажность       |То же           |600 -      |< 20       |< 40       |> 0,3       |30 - 50       |
|      |обладающий     |близка к        |                |1500       |           |           |            |              |
|      |структурной    |максимальной.   |                |           |           |           |            |              |
|      |прочностью     |Короткое время  |                |           |           |           |            |              |
|      |               |удерживает      |                |           |           |           |            |              |
|      |               |вертикальные    |                |           |           |           |            |              |
|      |               |откосы          |                |           |           |           |            |              |
|------|---------------|----------------|----------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------|
|I-В   |Аморфный грунт |Торф высокой    |Преимущественно |< 400      |< 5        |> 60       |< 0,3       |При отсутствии|
|      |(торф)         |степени         |выдавливание из |           |           |           |            |вышележащих   |
|      |вязкопластичной|разложения или  |контура         |           |           |           |            |более плотных |
|      |консистенции   |сапропель,      |загружения      |           |           |           |            |слоев - до    |
|      |               |уплотненные     |                |           |           |           |            |полного       |
|      |               |вышележащими    |                |           |           |           |            |выдавливания  |
|      |               |слоями          |                |           |           |           |            |              |
|------|---------------|----------------|----------------|-----------|-----------|-----------|------------|--------------|
|II-Б  |Аморфный грунт |Торф высокой    |Выдавливание из |400 -      |4 - 10     |> 40       |0 <*>       |До полного    |
|      |(торф)         |степени         |контура         |1000       |           |           |            |выдавливания  |
|      |мягкопластичной|разложения или  |загружения      |           |           |           |            |              |
|      |консистенции   |сапропель при   |                |           |           |           |            |              |
|      |               |влажности,      |                |           |           |           |            |              |
|      |               |близкой к       |                |           |           |           |            |              |
|      |               |максимальной    |                |           |           |           |            |              |
|------|---------------|----------------|----------------|-----------------------|-----------|------------|--------------|
|III   |Аморфный грунт |Жидкие слои     |Растекание      |Не ограничены          |-          |0           |Под нагрузкой |
|      |текучей        |сплавинных      |                |           |           |           |            |растекается   |
|      |консистенции   |болот           |                |           |           |           |            |              |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     ------------------------------------
     <*> При отсутствии более прочного покровного слоя.
     
     4.1.6. Нормированная  толщина  промерзшего  слоя торфяной залежи,
обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости  от  ее
грузоподъемности,  не должна быть меньше значений, приведенных в табл.
4.  Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий  по
регулированию  движения  и  усилению  (в случае необходимости) несущей
способности   торфяной   залежи,   соответствующей    массе    тяжелых
транспортных средств в процессе производства земляных работ.
     
                                                             Таблица 4
     
----------------------------------------------------------------------
|                 Тип машины                    | Наименьшая толщина |
|                                               |промерзшего верхнего|
|                                               | слоя болота, см, с |
|                                               |  растительностью   |
|                                               |--------------------|
|                                               | торфяной | моховой |
|-----------------------------------------------|----------|---------|
|Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс,         |  12 - 15 | 15 - 20 |
|гусеничные машины или тракторы массой до 12 т  |          |         |
|-----------------------------------------------|----------|---------|
|Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс,        |  15 - 20 | 25 - 30 |
|гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т    |          |         |
|-----------------------------------------------|----------|---------|
|Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс,     |  25 - 30 | 35 - 48 |
|груженые автомобили с прицепом                 |          |         |
----------------------------------------------------------------------
     
     Примечание. Минимальная  толщина промерзания для торфяного грунта
и тундрового мерзлого грунта,  перемешанного  с  моховыми  покрытиями,
должна быть на 15 - 20% больше приведенных.
     
     4.1.7. Продолжительность   промораживания   торфяной   залежи  на
требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания
работ  по  устройству  промороженного  основания могут быть определены
расчетом в зависимости от температуры воздуха.
     4.1.8. Для  обеспечения  беспрепятственного проезда машин следует
учитывать допустимые  давления  для  того  или  иного  вида  грунта  с
максимальным их превышением на 25 - 30% (табл. 5).
     
                                                             Таблица 5
     
------------------------------------------------------------------
| Характеристика торфа |    Влажность по    |Допустимое давление,|
|                      | отношению к массе  |  МПа (кгс/кв. см)  |
|                      |  сухого торфа, %   |                    |
|----------------------|--------------------|--------------------|
|Очень плотный         |      200 - 400     |    0,060 (0,60)    |
|слабоувлажненный      |                    |                    |
|----------------------|--------------------|--------------------|
|Плотный               |      400 - 600     |    0,042 (0,42)    |
|среднеувлажненный     |                    |                    |
|----------------------|--------------------|--------------------|
|Рыхлый увлажненный    |      600 - 1000    |    0,033 (0,33)    |
|----------------------|--------------------|--------------------|
|Очень рыхлый          |     1000 - 1500    |    0,015 (0,15)    |
|сильноувлажненный,    |                    |                    |
|сапропель             |                    |                    |
|----------------------|--------------------|--------------------|
|Жидкий, сапропель     |       > 1500       |   < 0,007 (0,07)   |
------------------------------------------------------------------
     
     4.1.9. Значения  средних  давлений для отдельных типов гусеничных
машин не должны превышать норм, приведенных в табл. 6.
     
                                                             Таблица 6
     
------------------------------------------------------------------
|Марка |   Масса   | Ширина  | Опорная | Площадь |Среднее        |
|машины|снаряженной|  звена  |  длина  |опирания,|удельное       |
|      |машины, кг |гусеницы,|гусеницы,| кв. см  |давление, МПа  |
|      |           |   мм    |   мм    |         |(кгс/кв. см)   |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|ДТ-54 |5400       |   390   |  1795   |  14000  |0,039 (0,39)   |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|Т-100 |11400      |   500   |  2375   |  23750  |0,048 (0,48)   |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|Т-140 |15100      |   700   |  2570   |  36000  |0,042 (0,42)   |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|ГАЗ-47|3750 + 1000|   390   |  3630   |  28314  |0,017 (0,17)   |
|      |<*>        |         |         |         |               |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|АТЛ   |6300 + 2000|   314   |  3058   |  18910  |0,034 - 0,047  |
|      |<*>        |         |         |         |(0,34 - 0,47)  |
|------|-----------|---------|---------|---------|---------------|
|ГТТ   |8200 + 2000|   540   |  4047   |  43686  |0,020 - 0,024  |
|      |<*>        |         |         |         |(0,20 - 0,24)  |
------------------------------------------------------------------
     
     ------------------------------------
     <*> Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.
     
     4.1.10. Практически можно считать,  что  тракторы  и  экскаваторы
болотной модификации с давлением на грунт 0,025 МПа (0,25 кгс/кв.  см)
могут  работать   с   предусмотренной   технологическими   параметрами
нагрузкой  на  осушенной болотной залежи;  если залежь не осушена,  то
допустим лишь один проход.
     Тракторы и  экскаваторы  общего  назначения,  имеющие давление на
грунт около 0,05 МПа (0,5  кгс/кв.  см),  для  работы  на  поверхности
слабого грунта непригодны.
     4.1.11. Допустимое  время  стоянки  на  промороженном  грунте  не
должно превышать значений, приведенных в табл. 7.
     
                                                             Таблица 7
     
------------------------------------------------------------------
|Коэффициент запаса|         Допустимое время стоянки, ч,        |
|  прочности <*>   |         при температуре воздуха, ёC         |
|                  |---------------------------------------------|
|                  |-5 и выше|от -5 до -10|от -10 до -15|ниже -15|
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,1        |   0,0   |    0,0     |     0,0     |   0,0  |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,2        |   0,0   |    0,1     |     0,2     |   0,5  |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,3        |   0,1   |    0,5     |     2,0     |   4,0  |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,4        |   0,3   |    2,4     |     8,0     |  20,0  |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,5        |   1,0   |    7,0     |    24,0     |  24,0  |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,6        |   2,0   |   18,0     |      -      |    -   |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       1,7        |   5,0   |   24,0     |      -      |    -   |
|------------------|---------|------------|-------------|--------|
|       2,0        |  24,0   |     -      |      -      |    -   |
------------------------------------------------------------------
     
     ------------------------------------
     <*> Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.
     
     4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости
от  типа  болота,  категории дороги и глубины залегания торфяной толщи
предоставлены в табл. 8.
     
                                                             Таблица 8
     
----------------------------------------------------------------------------
| Тип  | Глубина |        Рекомендуемая конструкция земляного полотна      |
|болота|болота, м|                    по категории дороги                  |
|      |         |---------------------------------------------------------|
|      |         |         I    |     II и III      |      IV и V          |
|------|---------|--------------|-------------------|----------------------|
|I-А   |< 2      |Полное        |Полное             |Массивная насыпь,     |
|      |         |выторфовывание|выторфовывание;    |отсыпаемая на         |
|      |         |              |торф в нижней части|поверхность залежи    |
|      |         |              |насыпи             |                      |
|      |---------|--------------|-------------------|----------------------|
|      |2 - 4    |То же         |То же              |То же                 |
|------|---------|--------------|-------------------|----------------------|
|I-Б   |3        |-"-           |Полное             |-"-                   |
|      |         |              |выторфовывание или |                      |
|      |         |              |дренажные прорези  |                      |
|      |         |              |(для плотных       |                      |
|      |         |              |торфов); торф в    |                      |
|      |         |              |нижней части насыпи|                      |
|      |---------|----------------------------------|----------------------|
|      |4        |Вертикальные дрены                |-"-                   |
|      |         |                                  |                      |
|------|---------|----------------------------------|----------------------|
|II-А  |< 2      |Полное        |Полное             |Облегченная плавающая |
|      |         |выторфовывание|выторфовывание;    |насыпь                |
|      |         |              |торф в нижней части|                      |
|      |         |              |насыпи             |                      |
|      |---------|----------------------------------|----------------------|
|      |2 - 6    |Посадка на минеральное дно        |То же                 |
|      |         |болота                            |                      |
|------|---------|----------------------------------|----------------------|
|II-Б  |< 6      |-             |Вертикальные дрены |Земляное полотно      |
|      |         |              |(для плотных       |на промороженном      |
|      |         |              |торфов); торф в    |основании             |
|      |         |              |нижней части насыпи|                      |
|      |---------|--------------|-------------------|----------------------|
|      |6        |Свайная       |Вертикальные дрены |Облегченная плавающая |
|      |         |эстакада      |(для плотных       |насыпь                |
|      |         |              |торфов)            |                      |
|------|---------|----------------------------------|----------------------|
|III-А |< 6      |Посадка насыпи на                 |Плавающие жесткие     |
|      |         |минеральное дно                   |конструкции; усиленные|
|      |         |болота <*>                        |насыпи                |
|------|---------|---------------------------------------------------------|
|III-Б |6        |Свайная       |Прокладка трассы по болоту экономически   |
|      |         |эстакада      |нецелесообразна                           |
----------------------------------------------------------------------------
     
     ------------------------------------
     <*> Для дорог I и III категорий.
     
     4.1.13. Организация   и   технологические   приемы  строительства
земляного полотна на болотах должны быть приведены  в  соответствующих
технологических картах.
     
                     4.2. Подготовительные работы
     
     4.2.1. В  проекте  организации  работ  должен  быть  предусмотрен
комплекс организационно-технических мероприятий по безопасным  методам
работ в зимнее время, включающий:
     подготовку условий работы в  зимнее  время  для  личного  состава
механизированного отряда;
     выбор типа и марки машин;
     подготовку карьеров и резервов;
     подготовительные работы на полосе отвода;
     обустройство рабочей зоны;
     организацию движения по временным дорогам.
     4.2.2. Подготовка  условий  работы  в  зимнее  время  для личного
состава  механизированного  отряда  заключается  в  обеспечении  людей
передвижными  теплыми  помещениями для отдыха,  приготовления и приема
пищи,  средствами связи (рация),  передвижения и  освещения,  а  также
санными  прицепами  с  необходимым  количеством  горючих  и  смазочных
материалов,  запасными частями и оборудованием  для  ремонта  машин  и
механизмов.
     4.2.3. Машины следует выбирать с учетом природно-климатических  и
мерзлотно-грунтовых   условий,   влияющих   на   их   эксплуатационные
показатели и безопасность выполнения работ.
     На земляных работах,  кроме машин обычных модификаций,  применяют
машины в северном исполнении и повышенной проходимости.
     4.2.4. Немеханизированные   подготовительные   работы   (разбивка
местности,  определение опасных зон, изучение общей обстановки и т.д.)
следует  выполнять  под  непосредственным  руководством  и наблюдением
мастера.
     В летнее  время  работы  на  топких  болотах должны производиться
группой рабочих не  менее  чем  из  трех  человек,  оснащенных  шестом
диаметром  5  -  6 см и длиной не менее 5 м.  К поясу каждого рабочего
карабином  прикрепляется  прочная  пеньковая  веревка   (без   узлов),
выдерживающая нагрузку 180 кгс.
     Эти веревки должны храниться в сухом месте  и  перед  применением
должны быть осмотрены мастером.
     Встречающиеся в болотистой местности "окна" (они выделяются своей
яркой сочной зеленью) следует обходить.
     Спасательный шест должен быть изготовлен из сухой ели,  сосны или
дюралюминиевой трубы, заваренной по концам.
     При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати)
из жердей и веток.  В случае провала в "окно" следует не делать резких
движений,  а продолжать держаться за  шест,  положенный  горизонтально
поперек  "окна".  Помощь  надо  оказывать  с  прочного места с помощью
веревки или длинного шеста.
     Передвижение по  топям и марям должно производиться "след в след"
с  интервалами  между  идущими  не  менее  2  -  3  м  с  обязательным
применением "медвежьих лап" или плетеных лыж, охранных веревок, шестов
и других средств.  Крепления "медвежьих лап" и плетеных  лыж  к  обуви
должны   быть  легкосъемными,  а  тесемки  следует  завязывать  узлом,
освобождаемым натягиванием  одного  из  концов  тесемки.  Передвижение
"след  в  след"  по  торфяным болотам,  образовавшимся на месте бывших
озер,  по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается.  Через
зыбкие  торфяные  болота  следует  переходить  при  взаимной страховке
веревкой (связкой) с интервалом 8 - 10 м.
     На лесных  болотах  следует  остерегаться  заклинивания ног между
корнями деревьев.  Кочковатые болота следует переходить  по  кочкам  и
обязательно с шестом.
     4.2.5. Микрорельеф болота дает представление о его  проходимости,
строительном  типе  залежи.  Верховые  болота  относятся  к I типу;  о
степени уплотнения залежи можно косвенно судить  по  наличию  открытой
воды на поверхности, характеру микрорельефа.
     Наличие деревьев хвойных пород указывает на достаточную плотность
торфа (тип I-А). Торфяные залежи, образовавшиеся вследствие зарастания
водоемов, как правило, подстилаются слоями ила и сапропеля. В низинных
торфяниках  степень  разложения  обычно  возрастает по глубине,  и при
высокой влажности их следует относить ко II типу.  Наличие  перекрытых
сплавиной  жидких  образований  III  типа  можно распознать по упругой
подвижности верхнего  слоя,  угнетенности  или  отсутствию  древесного
яруса.
     Особое внимание следует уделить наличию  топей,  в  которых  торф
имеет  крайне  высокую влажность,  иногда разжижен.  Топи представляют
собой как бы "болота во второй степени" и наблюдаются  либо  в  местах
повышенной  интенсивности  внутреннего  стока,  либо  при застое воды.
Крупные застойные топи образуются на водоразделах или  краях  верховых
болот,   проточные   топи   -   в  местах  концентрации  стока:  между
выпуклостями,  в устьях или истоках ручьев и  т.д.  Топи  зачастую  не
имеют   открытых  водных  поверхностей,  поэтому  представляют  особую
опасность.  При  трассировании  дороги  крупные   топи   целесообразно
обходить.
     В болотах, образовавшихся вследствие заторфовывания озер и других
водоемов с застойной водой,  пласты торфа подстилаются более или менее
мощными отложениями органического ила - сапропеля.
     Органический ил  имеет  разнообразную  структуру  и  плотность  в
зависимости от состава и условий  залегания.  Консистенция  его  может
определяться  обычными  для  грунтов терминами - твердый,  пластичный,
текучий.  В залежи (болота типа II-А) наиболее плотный  ил  имеет  вид
пластичной   глины,   а   в  озерных  болотах  (типы  II-Б  и  III)  с
незавершенным развитием может быть текучим.  Также разнообразной может
быть  и  структура  сапропелей - от аморфной,  близкой к обычным типам
грунтов, до чешуйчатой, тонкослоистой или зернистой.
     4.2.6. В   зимнее   время   меры  безопасности  при  обследовании
состояния льда изложены в "Правилах по  охране  труда  при  сооружении
мостов" (утверждены Минтрансстроем, 1990 г.).
     4.2.7. Механизированные подготовительные работы во  всех  районах
II дорожно-климатической зоны следует проводить, как правило, в зимнее
время.
     Перед началом  работы  техники на болоте все непромерзшие участки
должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.
     Производить работы на непромороженном,  необследованном болоте, а
также в темное время суток запрещается.
     На болотах   с  низкой  несущей  способностью  следует  проводить
искусственное промораживание поверхности на глубину  не  менее  40  см
способами,  предусмотренными  проектом  производства работ (очистка от
снега, проминка, намораживание, армирование хворостом и т.п.).
     Обязательными мероприятиями,  обеспечивающими безопасное движение
техники по заболоченной местности, являются:
     предварительное обследование  мест  предполагаемого  передвижения
техники по торфяникам и определение вероятности  опасных  выделений  и
скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;
     снабжение машин на гусеничном ходу люками  в  крыше  кабины  (или
открытые  двери  в  кабине).  Курить  в  кабинах машин при преодолении
заболоченных  участков,  в  частности  торфяных  болот,  категорически
запрещается.
     Транспортные средства должны быть снабжены шанцевым  инструментом
(топор,  пила,  лопата)  и  буксировочным тросом длиной не менее 10 м,
один конец которого  должен  быть  зацеплен  за  фаркоп  транспортного
средства, а другой закреплен на кабине мягкой проволокой.
     Расстояние между машинами должно быть не менее 10 м.
     Производство работ  на  болотах  с  мочажинами  или  вблизи  озер
одиночными машинами не разрешается.
     Заболоченные участки  и  болота  на  гусеничных  машинах  следует
преодолевать,  предварительно  убедившись  в   проходимости   участка,
кратчайшим  путем  и в направлении,  требующем минимального количества
поворотов.  До подхода  к  заболоченному  участку  необходимо  выбрать
оптимальную  передачу,  до  минимума снизив необходимость переключения
скорости.  Во время движения  нельзя  резко  менять  частоту  вращения
двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.
     Запрещается передвижение гусеничных машин с  людьми  по  горелому
лесу  или  лесу  с  большим  количеством сухостойных деревьев.  В этих
случаях люди должны идти за машиной на  расстоянии  не  менее  100  м,
надев защитные каски.
     4.2.8. В состав отряда для разбивки пионерной  траншеи  и  полосы
отвода   обязательно   надо   включать  группу  обследования,  которая
определяет толщину промерзшего слоя грунта бурением через каждые 100 м
на  болотах  I  типа  и  через каждые 50 м - на болотах II типа в трех
точках трассы дороги (по  оси,  влево  и  вправо  на  10  м  от  оси);
оценивает  несущую  способность  толщи;  выявляет полыньи,  пропарины,
возможность опасных выделений и скоплений болотного газа,  газолина  и
других нефтепродуктов.
     Отряд должен   быть   укомплектован   универсальным    тракторным
агрегатом   с   лебедкой,   бульдозером,   корчевателями-собирателями,
двухотвальным снегоочистителем и бензомоторными пилами.
     4.2.9. Землеройная  и  транспортная техника,  занятая на пробивке
пионерной траншеи и подготовительных работах,  должна  иметь  комплект
необходимых  спасательных средств для людей (пояса,  жилеты,  веревки,
шесты, при необходимости лодка).
     4.2.10. За механизированной колонной должна идти бригада рабочих,
которая  ставит  указательные знаки,  обставляет полосу отвода вехами,
устраивает на отдельных участках выравнивающий слой из грунта в  ямах,
образовавшихся после удаления деревьев и пней.
     4.2.11. Расчистку  полосы  отвода от леса,  кустарника и корчевку
пней надлежит выполнять только в дневное время.
     Запрещается производить  расчистку  и  перемещаться  за границами
полосы отвода.
     4.2.12. Валку,  трелевку  и  раскряжевку леса следует проводить в
соответствии с  "Правилами  техники  безопасности  и  производственной
санитарии  на  лесозаготовках,  лесосплаве  и  в  лесном  хозяйстве" и
"Правилами  по  охране   труда   при   изысканиях   и   проектировании
автомобильных дорог".
     4.2.13. На болотах типа  I-А  допускается  применение  кусторезов
Д-174В  и  Д-514  в  виде  навесного  оборудования  к трактору Т-100 с
удельным давлением на грунт около 0,06 МПа (0,6 кгс/кв.  см),  а также
кусторезов  с  граблями  КБ-2,8  на  тракторе ДТ-55 и КБ-4 на тракторе
Т-100Б.
     На болотах   типа   I-Б   используется   сменное  оборудование  к
экскаватору МТП-71.
     4.2.14. Категорически  запрещается  курить в кабинах транспортных
средств, где возможна концентрация болотного газа, вытесненного днищем
машины, а также бросать горящие спички и разводить костры.
     4.2.15. При появлении признаков  пожара  (запах  болотного  газа,
дыма,  гарь,  массовый  перелет  птиц  в  одном  направлении  и  т.п.)
необходимо принять срочные  меры  для  выведения  людей  в  безопасное
место.
     При возникновении пожара следует приступить к тушению  с  помощью
имеющихся  средств,  сообщив  об  этом  руководству  строительством  и
местным органам власти.
     4.2.16. Одним  из  основных мероприятий в период подготовительных
работ является обустройство рабочей зоны для обеспечения  проходимости
землеройных,  транспортных  и других машин и оборудования:  устройство
рабочей  платформы  для  землеройно-транспортных  машин  и  путей  для
безопасного  перемещения  грунта.  Перечень мероприятий записывается в
проекте производства работ  и  должен  отражать  специфику  конкретных
инженерно-геологических условий строительства.
     4.2.17. Для    безопасного    передвижения    экскаватора     при
выторфовывании   следует   применять  переносные  бревенчатые  щиты  и
деревянные настилы  (слани).  Щиты  собирают  из  трех-четырех  бревен
диаметром  18  -  24  см,  скрепленных  болтами.  Щиты перекладывают с
помощью экскаватора, зачаливая их к его ковшу, по направлению движения
гусениц. Заменяют щиты после двух-трех смен работы экскаватора. Расход
леса составляет до 1 куб. м на 1000 куб. м грунта.
     4.2.18. Для   обеспечения  безопасности  движения  транспорта  до
начала дорожных работ должны быть сооружены подъездные пути к карьерам
торфа,  грунта  и  участкам  работ.  Эти  пути  в зимнее время следует
систематически очищать от снега,  а на кривых и  участках  с  уклонами
посыпать песком или грунтом.
     4.2.19. При сооружении временных дорог через болота следует:
     проводить выравнивание  поверхности будущей дороги путем подсыпки
грунта либо укладки древесных остатков, но не срезкой неровностей;
     при отсутствии на полосе будущей дороги целостной моховой дернины
усиливать основание дорожного полотна укладкой хворостяной выстилки;
     прижимать к земле (а не срезать) мелкий лес и кустарник на полосе
под дорогу продольными проходами бульдозера.
     4.2.20. Для организации безопасного движения на временных дорогах
необходимо предусматривать:
     установку предупреждающих  дорожных знаков и вех,  ограничивающих
ширину полотна дороги,  а при снегопадах и метелях - установку  вех  с
двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;
     обеспечение строительных подразделений средствами связи;
     обеспечение дежурными тягачами буксировки машин;
     наличие проводников для  сопровождения  автомобильных  колонн  на
опасных участках;
     контроль за скоростью движения и интервалами между  машинами,  за
состоянием проезжей части;
     устранение дефектов на проезжей части.
     
       4.3. Устройство различных конструкций земляного полотна
     
     4.3.1. В  зимний  период  допускается  устройство  сухих  траншей
выторфовывания и заполнение их минеральным грунтом до отметки на 0,5 м
выше поверхности болота.
     Эти работы  (помимо  общих организационно-технических) имеют свои
особенности:
     в проведении   подготовительных   работ  в  полосе  отвода  и  на

Страницы: 1  2  3  4  5