Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".
c. Необходимость всеобъемлющей Конвенции о гражданстве 11. С момента заключения в 1930 году Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве, число международных документов, содержащих положения о гражданстве, значительно возросло <5>. Отсюда и необходимость свести в единый текст новые идеи, которые возникли в результате изменений во внутреннем законодательстве и в международном праве. Статья 14 настоящей Конвенции, таким образом, допускает множественное гражданство для состоящих в браке лиц, имеющих разное гражданство, и их детей. Кроме того, ряд положений, включенных в Конвенцию, имеют целью содействовать прогрессивному развитию международного права в области гражданства, например глава VI о правопреемстве государств и гражданстве. -------------------------------- <5> Другие важнейшие соглашения включают Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, Конвенцию 1954 года о статусе лиц без гражданства, Конвенцию 1957 года о гражданстве замужней женщины, Конвенцию 1961 года о сокращении безгражданства, Факультативные протоколы о приобретении гражданства к Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях, Конвенцию Международной комиссии по актам гражданского состояния 1964 года об обмене информацией, касающейся приобретения гражданства, Международную конвенцию о ликвидации расовой дискриминации, Международный пакт 1966 года о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию 1967 года об усыновлении детей, Американскую конвенцию 1969 года о правах человека, Конвенцию Международной комиссии по актам гражданского состояния 1973 года о сокращении числа случаев безгражданства, Конвенцию 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию 1989 года о правах ребенка. 12. Если Конвенция 1963 года касалась лишь множественного гражданства, то настоящая Конвенция, за исключением вопросов, связанных с коллизией правовых норм, касается всех основных аспектов гражданства: принципов, приобретения, сохранения, утраты, восстановления, процессуальных прав, множественного гражданства, гражданства в контексте правопреемства государств, воинской обязанности и сотрудничества между государствами-участниками. Это отражено и в самом названии "Европейская конвенция о гражданстве". Эта Конвенция не изменяет Конвенцию 1963 года и не противоречит ей. Как следствие, обе Конвенции могут существовать одновременно. Ввиду важности этого вопроса в статье 26 новой Конвенции ясно подтверждается эта совместимость (см. также комментарий к статье 26). 13. Важнейшей областью, которую оказалось невозможным включить в Конвенцию, является коллизия правовых норм, касающихся множественного гражданства. Однако все большее число стран вместо понятия "гражданства" используют в качестве связующего элемента в международном частном праве понятие "постоянного проживания" (см. также Резолюцию (72) 1 о стандартизации правовых концепций "домициля" и "проживания"). Это позволяет устранить целый ряд проблем, которые могут возникнуть в отношении лиц, имеющих множественное гражданство. В этой связи следует подчеркнуть, что понятие "постоянного проживания", используемое в Конвенции, применяется, как правило, к лицам, которые обычно и действительно проживают в определенном месте. 14. Проблемы, возникшие в результате демократических изменений, происходящих в Центральной и Восточной Европе в период с 1989 года в еще большей степени подчеркивают необходимость принятия новой Конвенции о гражданстве. Практически всем этим новым демократическим государствам пришлось разрабатывать новые законы о гражданстве и иностранцах. Всеобъемлющая Конвенция Совета Европы служит важным стандартом в этой области. Это особенно верно в случае, когда происходит распад государства. Поэтому в настоящей Конвенции рассматриваются такие важные вопросы, как избежание безгражданства и права лиц, постоянно проживающих на соответствующих территориях. 15. Настоящая Конвенция, и в частности ее статьи 4 - 6, 10 - 13 и 18 - 20, касающиеся приобретения гражданства и неграждан, будет иметь большое значение для осуществления Рамочной конвенции Совета Европы 1995 года о национальных меньшинствах. Цель этой Рамочной конвенции - сформулировать правовые принципы, которые государства обязуются соблюдать, с тем чтобы обеспечить защиту национальных меньшинств. Например, пункт 1 статьи 4 Рамочной конвенции запрещает дискриминацию по причине принадлежности к национальному меньшинству, то есть содержит норму, которая усиливается статьей 5 и пунктом 1 статьи 20 настоящей Конвенции. Кроме того, настоящая Конвенция, в частности своими статьями 4 - 7 и 18, усилит принципы некоторых соглашений, заключенных в рамках системы Организации Объединенных Наций, таких, как Конвенция 1961 года о сокращении безгражданства и статья 7 Конвенции 1989 года о правах ребенка. |
Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".