ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ. Сообщение. Совет Европы. 06.11.97

Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

c. Необходимость всеобъемлющей Конвенции о гражданстве

     11.  С  момента  заключения  в  1930  году  Гаагской конвенции по
некоторым  вопросам,  касающимся коллизии законов о гражданстве, число
международных   документов,   содержащих   положения   о  гражданстве,
значительно возросло <5>. Отсюда и необходимость свести в единый текст
новые  идеи,  которые  возникли  в  результате изменений во внутреннем
законодательстве   и   в  международном  праве.  Статья  14  настоящей
Конвенции,  таким  образом,  допускает  множественное  гражданство для
состоящих  в  браке лиц, имеющих разное гражданство, и их детей. Кроме
того, ряд положений, включенных в Конвенцию, имеют целью содействовать
прогрессивному  развитию  международного  права в области гражданства,
например глава VI о правопреемстве государств и гражданстве.
--------------------------------
     <5> Другие важнейшие соглашения включают Всеобщую декларацию прав
человека  1948 года, Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, Конвенцию
1954  года  о  статусе  лиц  без  гражданства,  Конвенцию  1957 года о
гражданстве   замужней  женщины,  Конвенцию  1961  года  о  сокращении
безгражданства,  Факультативные протоколы о приобретении гражданства к
Венской  конвенции  1961  года  о  дипломатических сношениях и Венской
конвенции  1963  года о консульских сношениях, Конвенцию Международной
комиссии   по   актам  гражданского  состояния  1964  года  об  обмене
информацией,   касающейся   приобретения   гражданства,  Международную
конвенцию  о ликвидации расовой дискриминации, Международный пакт 1966
года  о  гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию 1967
года  об  усыновлении детей, Американскую конвенцию 1969 года о правах
человека,  Конвенцию  Международной  комиссии  по  актам  гражданского
состояния   1973  года  о  сокращении  числа  случаев  безгражданства,
Конвенцию  1979  года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин и Конвенцию 1989 года о правах ребенка.
     12.   Если  Конвенция  1963  года  касалась  лишь  множественного
гражданства,   то   настоящая   Конвенция,  за  исключением  вопросов,
связанных  с  коллизией правовых норм, касается всех основных аспектов
гражданства:     принципов,    приобретения,    сохранения,    утраты,
восстановления,   процессуальных   прав,  множественного  гражданства,
гражданства    в   контексте   правопреемства   государств,   воинской
обязанности  и  сотрудничества  между  государствами-участниками.  Это
отражено и в самом названии "Европейская конвенция о гражданстве". Эта
Конвенция  не  изменяет  Конвенцию 1963 года и не противоречит ей. Как
следствие,   обе  Конвенции  могут  существовать  одновременно.  Ввиду
важности этого вопроса в статье 26 новой Конвенции ясно подтверждается
эта совместимость (см. также комментарий к статье 26).
     13.  Важнейшей областью, которую оказалось невозможным включить в
Конвенцию,  является коллизия правовых норм, касающихся множественного
гражданства.   Однако   все   большее   число   стран  вместо  понятия
"гражданства"    используют   в   качестве   связующего   элемента   в
международном  частном  праве  понятие  "постоянного  проживания" (см.
также  Резолюцию (72) 1 о стандартизации правовых концепций "домициля"
и  "проживания").  Это  позволяет устранить целый ряд проблем, которые
могут возникнуть в отношении лиц, имеющих множественное гражданство. В
этой  связи следует подчеркнуть, что понятие "постоянного проживания",
используемое  в  Конвенции, применяется, как правило, к лицам, которые
обычно и действительно проживают в определенном месте.
     14.  Проблемы,  возникшие в результате демократических изменений,
происходящих  в  Центральной и Восточной Европе в период с 1989 года в
еще   большей   степени   подчеркивают  необходимость  принятия  новой
Конвенции  о  гражданстве. Практически всем этим новым демократическим
государствам  пришлось  разрабатывать  новые  законы  о  гражданстве и
иностранцах.  Всеобъемлющая  Конвенция  Совета  Европы  служит  важным
стандартом  в  этой  области.  Это  особенно  верно  в  случае,  когда
происходит   распад   государства.   Поэтому   в  настоящей  Конвенции
рассматриваются  такие  важные вопросы, как избежание безгражданства и
права лиц, постоянно проживающих на соответствующих территориях.
     15. Настоящая Конвенция, и в частности ее статьи 4 - 6, 10 - 13 и
18  - 20, касающиеся приобретения гражданства и неграждан, будет иметь
большое  значение  для  осуществления Рамочной конвенции Совета Европы
1995  года о национальных меньшинствах. Цель этой Рамочной конвенции -
сформулировать   правовые   принципы,  которые  государства  обязуются
соблюдать,  с  тем  чтобы  обеспечить  защиту национальных меньшинств.
Например,  пункт 1 статьи 4 Рамочной конвенции запрещает дискриминацию
по   причине  принадлежности  к  национальному  меньшинству,  то  есть
содержит  норму,  которая  усиливается статьей 5 и пунктом 1 статьи 20
настоящей  Конвенции.  Кроме  того,  настоящая  Конвенция, в частности
своими  статьями  4  -  7  и 18, усилит принципы некоторых соглашений,
заключенных  в  рамках  системы Организации Объединенных Наций, таких,
как  Конвенция  1961  года  о  сокращении  безгражданства  и  статья 7
Конвенции 1989 года о правах ребенка.

Фрагмент документа "ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСТВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа