ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 09.12.05 2188-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
                    решения программными методами

     В условиях  формирования  новой  модели  экономического  развития
стратегические  интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее
экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль
в  этом  должен сыграть транспорт.  Экспорт транспортных услуг может и
должен  быть  столь  же  важной  составляющей  валового  национального
продукта, как и экспорт товаров.
     Геополитическое и   геоэкономическое   положение   страны   самым
непосредственным  образом  зависит  от  параметров  функционирования и
развития транспортной системы - схемы транспортных сетей,  направлений
и  объемов  основных  грузопотоков,  соотношения транзита и внутренних
перевозок, структуры перевозимых грузов.
     Инновационно-активный сценарий  социально-экономического развития
Российской Федерации  предполагает  постепенный  переход  от  экспорта
сырья   к   экспорту   готовой   продукции   и  услуг.  Доля  экспорта
энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов,  доля машин  и
оборудования  возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в
2004 году.  Однако следует признать,  что до  2010  года  в  структуре
экспорта  сохранится  все еще высокая доля энергоносителей и металлов.
Следовательно,  задача обеспечения деятельности российских экспортеров
сырья  остается  для  транспортной  отрасли  одной  из  приоритетных в
среднесрочной перспективе.
     Экспорт транспортных   услуг  составлял  в  2004  году  около  17
процентов общего объема транспортных  услуг.  В  последние  годы  этот
показатель  имеет  тенденцию  к  росту - предполагается увеличение в 2
раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году.
Таким  образом,  роль  отрасли  в  обеспечении  положительного баланса
текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.
     Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических
прогнозов  структуры  производства  и   потребностей   транспортоемких
отраслей,  подходов  к  развитию  инфраструктуры  и  с  учетом  оценки
конкурентоспособности   российских   магистралей   для   транзита   по
направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции
транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной  системой  и
обеспечения    соответствия    работы   транспортной   системы   новым
требованиям,  обусловленным  изменениями   геополитической   ситуации,
задачами  развития экономики государства и укрепления его национальной
безопасности.
     Существенное увеличение   объемов   внешней  торговли  привело  в
настоящее   время   к   возникновению   дефицита    специализированных
производственных  мощностей  морских  портов  и  к нехватке пропускных
возможностей  железнодорожных  и  автомобильных   подъездов   к   ним.
Переориентация  экономики  с  импорта  на  экспорт  и выход Российской
Федерации  на  новые   международные   рынки   предполагают   развитие
инфраструктуры  всех  видов транспорта,  обеспечивающих внешнеторговую
деятельность.
     Сохраняется определенная    зависимость   внешней   торговли   от
иностранных коммуникаций и перевозчиков,  поскольку значительная часть
флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в
иностранных  судовых  реестрах,   мощности   портовой   инфраструктуры
позволяют    обеспечивать    не   более   75   процентов   переработки
внешнеторговых   грузов,   а   существующая   система    магистральных
трубопроводов   не  полностью  отвечает  современной  и  перспективной
структуре экспортных грузопотоков.  Отставание в решении этой проблемы
может  создать  реальные  ограничения  реализации  потенциала  внешней
торговли России.
     Российская Федерация,  занимающая  более  30 процентов территории
Евразии и располагающая высокоразвитой транспортной системой, является
естественным  мостом,  обеспечивающим транзитные связи между Европой и
Азией.  Однако в  настоящее  время  транзит  через  территорию  России
составляет менее 1 процента существующего товарооборота между странами
Европы и Азии, то есть используется только 5 - 7 процентов транзитного
потенциала России.
     Иностранными государствами  инициируется  ряд  крупных  проектов,
предусматривающих  реализацию евро-азиатских связей в обход территории
Российской Федерации. За счет средств международных организаций начато
финансирование строительства транспортного коридора "Европа - Кавказ -
Азия" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море -
Туркмения  -  Узбекистан  -  Киргизия  -  восточное  побережье Китая).
Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике  страны  и  ее
политическим интересам.
     Следовательно, Российская  Федерация  имеет   минимальный   запас
времени для разработки и реализации подпрограммы по транзиту.
     Увеличение транзита   потребует   качественно   нового   развития
транспортных  узлов  и таможенных переходов.  Вместе с тем в настоящее
время государственная таможенная политика  не  стимулирует  таможенную
систему  активно  и  быстро  переходить  на  новые высокоэффективные и
удобные  для  пользователей  технологии,  обеспечивающие  качественное
оформление и пограничный контроль с минимальными издержками.
     Наряду с   этим   экономические   условия    работы    российских
международных  перевозчиков  соответствуют  ситуации  на международных
рынках транспортных услуг.  Снижение конкурентоспособности  российских
операторов   грозит  не  только  потерей  рыночной  доли  и  снижением
национального дохода,  но при определенных  условиях  транспортной,  а
затем и экономической изоляцией страны.
     Таким образом,   основной   проблемой   реализации   конкурентных
преимуществ   Российской   Федерации   на   мировом   рынке   является
несоответствие российской транспортной системы  условиям,  сложившимся
на мировом рынке товаров и услуг, в том числе:
     недоиспользование транзитного потенциала Российской Федерации;
     несоответствие экспортной       транспортной       инфраструктуры
потребностям внешней торговли;
     низкая конкурентоспособность  российских  перевозчиков на мировом
рынке.
     Основными причинами      противоречия     между     конкурентными
преимуществами  Российской   Федерации   на   мировом   рынке   и   их
использованием являются:
     отсутствие комплексного макроэкономического подхода к  реализации
крупных  мультимодальных  проектов.  В  настоящее время инвестиционное
планирование осуществляется по видам транспорта  в  рамках  отраслевых
подпрограмм.  Одним  из  важных  элементов  бюджетной реформы является
переход к многолетнему бюджетному планированию,  которое создает новые
возможности для повышения эффективности программных методов;
     недостаточный уровень  бюджетного   финансирования   транспортной
инфраструктуры, связанный во многом с финансированием отрасли в период
инвестиционно-структурного кризиса конца прошлого века по  остаточному
принципу;
     неразвитость конкурентной  среды  при  создании  и   эксплуатации
инфраструктурных объектов. При значительном дефиците бюджетных средств
на  содержание  и  развитие   объектов   транспортной   инфраструктуры
государство  не  имеет действенных механизмов взаимодействия с частным
капиталом,  основанных  на   открытом,   правовом   и   взаимовыгодном
сотрудничестве;
     неподготовленность пограничной и  приграничной  инфраструктуры  к
прозрачному  режиму  в  отношении  транспортных  и  товарных  потоков.
Чрезвычайно велики сверхнормативные простои судов  в  морских  портах,
связанные   с  выполнением  таможенных  и  пограничных  процедур,  что
сказывается  на  конкурентоспособности  как  флота,  так  и   портовой
индустрии;
     неразвитость отношений    в     сфере     страхования     грузов,
ответственности  перевозчика,  ограниченность  инвестиций  в  развитие
объектов   транспортно-технологического   обеспечения    международных
транспортных коридоров, без которых невозможен современный транзит.
     Факторами, определяющими необходимость  решения  данной  проблемы
программными методами, являются:
     многоаспектность и комплексность проблемы,  требующей координации
деятельности  органов исполнительной власти всех уровней,  организаций
различного профиля независимо от организационно-правовой формы;
     развитие законодательной базы и поэтапность решения проблемы;
     отработка координационных  процедур,  связанных  с  перспективами
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
     невозможность комплексного   решения    проблемы    в    условиях
формирующегося  рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых
мероприятий  без  государственного  регулирования  и   государственной
поддержки;
     сложность геополитических,                 международно-правовых,
научно-технических и экологических аспектов проблемы.
     Реализация мероприятий     подпрограммы     даст     значительный
социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли, так и
в других отраслях экономики в целом.
     Существующие экономические    предпосылки    реализации   крупных
инвестиционных   проектов   инфраструктурного   характера    позволяют
рассчитывать  на  успешную  реализацию  подпрограммы  при  условии  ее
адекватной организационной и ресурсной обеспеченности.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа