ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ. Инструкция. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 28.12.98 ЦП-628

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ И ОПОРЫ

     6.1.  При  содержании  металлических  пролетных  строений  и опор
необходимо   обращать   особое  внимание  на  предупреждение  коррозии
металла,  проверять состояние металла, заклепочных, сварных и болтовых
соединений    (выявление   трещин,   повреждений,   слабых   заклепок,
ослабленных   и   лопнувших   болтов   и  т.д.),  состояние  элементов
конструкции  (искривления,  погнутости  и  т.д.)  и  принимать  меры к
своевременному устранению появившихся дефектов и повреждений.
     6.2.   Металлические   пролетные   строения  и  опоры  необходимо
содержать  в  чистоте  для  предупреждения  коррозии металла. Наиболее
подвержены  засорению  проезжая  часть,  коробки  нижних  поясов ферм,
верхние  пояса  ферм  при  езде  поверху,  фасонки  продольных связей,
опорные узлы, а также имеющиеся пазухи в конструкциях.
     6.3. Для предупреждения скопления воды в коробках нижних поясов и
других  местах  должны  быть  в  достаточном  количестве, своевременно
прочищаемые,  отверстия  диаметром  не  менее  23 мм с раззенкованными
сверху краями.
     6.4.   При   распучивании  элементов  (вследствие  большого  шага
связующих  заклепок) необходимо удалить ржавчину из щели на глубину не
менее  1  см  и  заделать щель герметикой с последующей окраской. Если
этих  мер недостаточно и распучивание продолжается, то проводят ремонт
по специальному проекту.
     6.5.  Все  металлические  части  пролетных строений и опор, кроме
катков,  плоскостей  катания  и скольжения опорных частей, должны быть
окрашены.  Окраска  должна  своевременно возобновляться. Сроки окраски
различных   частей   необходимо   устанавливать   в   соответствии   с
периодичностью  (Приложение  2  к  настоящей  Инструкции)  и  с учетом
состояния защитного лакокрасочного покрытия.
     Части  металлических  пролетных  строений и опор, особенно сильно
подверженные  коррозии  (например,  пояса балок проезжей части, нижние
коробчатые пояса ферм, фасонки продольных связей, плохо проветриваемые
места, а также места, подверженные действию дымовых газов), необходимо
окрашивать  чаще других, применяя при этом особо устойчивые краски или
защитные  покрытия.  При повреждении лакокрасочного покрытия только на
отдельных  участках  элементов необходимо, не ожидая сплошной окраски,
производить частичную подкраску.
     Окрасочные работы должны производиться полимерными лакокрасочными
материалами  и  масляными  красками  в соответствии с Технологическими
правилами   окраски   эксплуатируемых   железнодорожных   мостов.   На
электрифицированных участках очистку и окраску поверхностей элементов,
находящихся на расстоянии менее 2 м от токонесущих частей, разрешается
выполнять  только после снятия напряжения с контактной сети и проводов
ВЛ.
     6.6.  Лакокрасочные  материалы и системы покрытий, не указанные в
Технологических   правилах   окраски  эксплуатируемых  железнодорожных
мостов,  могут  применяться  только  с  разрешения Департамента пути и
сооружений МПС России.
     Элементы проезжей части, фасонки и другие сильно ржавеющие детали
мостов     следует     защищать     от    коррозии    комбинированными
металлизационно-лакокрасочными  покрытиями: металлизация с последующим
нанесением  пропитывающего  слоя лакокрасочного материала. Срок службы
таких  комбинированных  цинковых,  алюминиевых  или  цинко-алюминиевых
покрытий толщиной 200 мкм в сочетании с нанесенным пропитывающим слоем
лакокрасочных материалов составляет не менее 50 лет.
     6.7.  Очищенные  поверхности  металла  подлежат  приемке мостовым
мастером, а при небольшом объеме работ - мостовым бригадиром. При этом
производится  тщательный  осмотр  металла  с  целью  выявления трещин,
расслоений  и  других  дефектов.  Приемку очистки и результаты осмотра
пролетных  строений оформляют актом. По выявленным дефектам необходимо
принимать соответствующие меры.
     На   работников,   выполняющих  окраску,  должна  быть  возложена
обязанность сообщать о всех замеченных ими дефектах в металле.
     6.8.   При  окраске  элементов  моста  необходимо  сохранять  или
возобновлять   имеющуюся  на  них  нумерацию  узлов,  маркировку  мест
установки  нивелировочных  реек,  отметку  поврежденных мест и т.п. По
окончании  окрасочных  работ  на  портальной  раме  сквозных ферм и на
вертикальном  листе сплошных главных балок должна быть поставлена дата
окраски.  В Книгах искусственного сооружения указываются дата окраски,
тип и марка лакокрасочных материалов, условия окраски, способы очистки
и окраски.
     Во  время  производства  окрасочных  работ мостовой мастер должен
обеспечить  ведение  журнала,  в  котором  делают приемочные записи по
этапам  работ  и  форма которого приводится в Технологических правилах
окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов.
     6.9.  В  процессе эксплуатации металлических пролетных строений в
металле  элементов,  узлов, стыков и прикреплений могут образовываться
трещины,  как  правило,  усталостного  характера.  Появлению  трещин в
клепаных  конструкциях  обычно предшествует расстройство заклепок. При
осмотрах  клепаных  пролетных  строений  и опор особое внимание должно
быть  обращено  на  выявление  трещин  в  металле  конструкций, слабых
заклепок  и т.п. При этом следует руководствоваться Памяткой мостовому
мастеру   по   содержанию   старых  металлических  пролетных  строений
железнодорожных мостов.
     Чаще всего расстраиваются заклепки и возникают трещины:
     в прикреплениях раскосов, работающих на знакопеременные усилия, и
шпренгелей  преимущественно  в  верхних  узлах  ферм  при прикреплении
элементов  односрезными  заклепками (трещины образуются по первому или
второму ряду заклепок);
     в прикреплениях подвесок к верхним узлам;
     в   прикреплениях   и   пересечениях  гибких  элементов  (плоских
раскосов, диагоналей связей и т.п.);
     в  прикреплениях  продольных  балок  и  их  консолей к поперечным
балкам, а также в "рыбках";
     в  вертикальных  и  горизонтальных полках верхних поясных уголков
продольных  балок  пролетных  строений  со  сплошной стенкой и верхних
поясах сквозных ферм (при опирании мостовых брусьев непосредственно на
пояса);
     в  полках  уголков  и  горизонтальных  листах  в  местах разрывов
продольных балок;
     в прикреплениях соединительной решетки элементов;
     в  местах  опирания  продольных  балок на поперечные и поперечных
балок  на  пояса  ферм  при  этажной  проезжей  части  (как правило, в
горизонтальных полках поясных уголков);
     в опорных узлах пролетных строений.
     Трещины  могут  возникать также в клепаных элементах, усиленных с
применением   сварки,   например   в   поясах   балок,  где  приварены
горизонтальные  листы.  Появлению  трещин  способствуют  также местные
концентраторы  напряжений:  необработанные  после газовой резки кромки
элементов, пробоины, вмятины и надрывы (особенно у кромок) и т.д.
     Усталостные  разрушения заклепок (болтов) происходят чаще всего в
уголках  прикреплений  продольных  балок  к  поперечным при отсутствии
"рыбок".
     6.10.   В   сварных   конструкциях   трещины  могут  возникать  и
развиваться  как в сварных швах, так и в основном металле вблизи швов.
Особо  тщательно нужно осматривать места наиболее вероятного появления
трещин:
     места  резких  изменений  сечения  элементов,  в частности обрывы
листов, неплавное изменение их толщины или ширины;
     концы  швов  вертикальных и горизонтальных ребер жесткости, места
их пересечений и основной металл стенки в этих зонах;
     швы,  прикрепляющие  фасонки  связей к балкам и элементы связей к
фасонкам;
     места прикрепления опорных ребер к нижним поясам;
     швы  малой  длины  и  участки металла между близко расположенными
сварными швами;
     места примыкания диафрагм, фасонок и всякого рода накладок; концы
сварных швов и места с изменением их толщины и формы;
     концы фланговых швов нахлесточных соединений;
     все стыковые швы;
     швы,  направленные поперек усилия в элементе, их околошовные зоны
и линии сплавления;
     швы в накладках, обваренных по контуру;
     сварные швы с технологическими дефектами:
     непроварами,   несплавлениями   по   кромкам,  подрезами  кромок,
наплывами, шлаковыми включениями, порами, прожогами, незаделанными или
невыведенными кратерами;
     неплавные   усиления   швов,   создающие   высокую   концентрацию
напряжений.
     В  сплошностенчатых  балках появлению трещин может способствовать
изгиб  стенки из плоскости, вызываемый воздействием временной нагрузки
и колебаниями тротуарных консолей и консолей убежищ.
     При  осмотрах  сварных  пролетных  строений,  сварных элементов и
соединений  следует руководствоваться Указаниями по осмотру и усилению
сварных эксплуатируемых пролетных строений.
     6.11.  При  обследовании  соединений  и прикреплений элементов на
высокопрочных   болтах,  а  также  высокопрочных  болтов  в  смешанных
клепано-болтовых и болтосварных соединениях надлежит обращать внимание
на  состояние головок болтов, гаек и шайб. В головках болтов, гайках и
шайбах  не  должно быть трещин. Высокопрочные болты со следами сварных
швов   или   прихваченные   сваркой  в  эксплуатацию  не  допускаются.
Высокопрочные  болты,  гайки  и шайбы с трещинами подлежат немедленной
замене.
     При  обследовании высокопрочных болтов в прикреплениях продольных
балок  к  поперечным  в  конструкции  без  "рыбок" наряду с состоянием
головок болтов, гаек и шайб следует проверять затяжку болтов в крайних
рядах  прикреплений.  В  этих местах высокопрочные болты проверяются и
затягиваются  до  расчетного  усилия  тарированными динамометрическими
ключами.  В  других  соединениях  проверку  натяжения  болтов  следует
производить  только  при  возникновении  сомнений  в  достаточности их
натяжения  (наличие трещин в краске по торцам элементов и по периметру
шайб, потеков ржавчины из-под шайб и т.п.).
     При  обследовании  соединений  на  высокопрочных  болтах  следует
руководствоваться  Инструкцией  по  применению  высокопрочных болтов в
эксплуатируемых мостах.
     6.12.   Выявление  трещин  в  металле  осуществляется  визуальным
осмотром,  в необходимых случаях - с использованием лупы и специальных
микроскопов, а также с помощью дефектоскопов.
     Для   определения   остаточной   толщины   металла  целесообразно
использовать ультразвуковые толщиномеры.
     При  визуальном осмотре необходимо обращать внимание на трещины в
краске,  подтеки  и следы проступающей ржавчины, являющиеся косвенными
признаками трещин в металле. Такие места должны быть очищены от краски
и  осмотрены  с  применением  лупы или микроскопа. В случае сомнения в
наличии трещины необходимо узким острым зубилом срубить тонкую стружку
с   поверхности   металла   по   направлению  предполагаемой  трещины.
Раздваивание  стружки  подтверждает наличие трещин в данном месте. При
работе с зубилом нельзя допускать зарубок металла. Очищенные от краски
участки  металла,  а  также  металл  в  местах образования усталостных
трещин   рекомендуется  окрасить  белилами  или  светлой  краской  для
облегчения последующих наблюдений.
     Места  наиболее  вероятного  появления  трещин при каждой окраске
металлических  конструкций  необходимо  очищать  от  старой  краски до
металла   (независимо  от  состояния  окрасочного  слоя)  и  тщательно
осматривать металл.
     6.13. Все выявленные в металлических пролетных строениях и опорах
дефекты,  снижающие  прочность и устойчивость элементов конструкции, -
трещины,  повреждения  соединительной  решетки сжатых элементов (отрыв
диагоналей)   и   другие  подобные  дефекты,  должны  быть  немедленно
устранены.  Влияние  других  повреждений  на  прочность и устойчивость
элементов  конструкции  при  необходимости устанавливается расчетом, и
если   они  не  снижают  требуемой  грузоподъемности,  то  могут  быть
устранены в плановом порядке.
     Поверхностные  дефекты  и  острые  подрезы  на  глубину  до  2 мм
необходимо  исправить плавной зачисткой металла с помощью шлифовальной
машинки.  Глубина  подреза  на  торце  стыкового  шва  определяется по
изготовленному макрошлифу.
     За  усталостными  трещинами длиной до 20 мм необходимо установить
наблюдение.
     Усталостные  трещины  длиной  более  20  мм  для  прекращения  их
дальнейшего  развития необходимо засверливать по концам на всю толщину
поврежденного  металла  сверлом  диаметром  18 - 23 мм. При этом центр
отверстия  должен располагаться на расстоянии половины диаметра сверла
за  концом трещины. Отверстие следует раззенковывать с обеих сторон на
глубину  2  -  3 мм. Если позволяет место, рекомендуется устанавливать
высокопрочный болт диаметром 22 мм и затягивать его с усилием до 20 т.
     За  засверленными  трещинами необходимо установить наблюдение и в
случае  их  дальнейшего  развития  производить усиление конструкции по
проекту.
     Треснувшие  уголки  прикрепления  продольных  балок  к поперечным
подлежат  замене  новыми.  Трещины  в поясных уголках продольных балок
следует  перекрывать  уголковыми  накладками; при большом числе трещин
поясные уголки нужно заменять.
     Для  предупреждения  появления  усталостных  трещин  в  пролетных
строениях  необходимо  производить  усиление элементов, имеющих низкую
грузоподъемность с учетом выносливости, по специальным проектам.
     Применение  сварки  для  устранения  повреждений  допускается  по
специальным  проектам, согласованным с Департаментом пути и сооружений
МПС России.
     6.14.  Качество заклепок нужно проверять путем наружного осмотра,
простукивания и в необходимых случаях - срубки отдельных заклепок. Для
слабых заклепок характерны подтеки ржавчины и трещины в краске.
     6.15. Все слабые заклепки подлежат замене на высокопрочные болты.
Заклепки  с  головками,  пораженными  коррозией  более чем на половину
высоты,  должны  быть  заменены  в  зависимости  от  общего  состояния
заклепочного соединения и напряженности его работы.
     После замены заклепок на высокопрочные болты необходимо проверить
состояние   расположенных  рядом  заклепок  и  в  случае  расстройства
заменить  их на высокопрочные болты. Головки вновь поставленных болтов
должны  быть  загрунтованы  и  окрашены.  Замена  заклепок должна быть
зафиксирована  в  Книге  искусственного  сооружения  с указанием даты,
количества и места замены.
     6.16. При замене дефектных заклепок в прикреплении, имеющем до 10
заклепок,  допускается одновременно удалять не более одной заклепки, а
в  прикреплении  с  большим количеством заклепок - не более 10% общего
числа  заклепок данного прикрепления. Возможность одновременной замены
большего числа заклепок должна быть подтверждена расчетом.
     Головки  дефектных  заклепок,  во  избежание расшатывания смежных
заклепок  и  порчи  металла,  рекомендуется  удалять  газовой  резкой,
высверливанием  или  фрезерованием.  Стержень  заклепки выбивается или
высверливается. Замену заклепок производят в интервале между движением
поездов.
     При  замене  заклепок  следует  руководствоваться  Инструкцией по
применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах.
     6.17.  В  сквозных  пролетных  строениях  необходимо  следить  за
прямолинейностью и жесткостью элементов ферм. При этом особое внимание
следует  обращать  на  состояние  соединительной решетки (планок) и их
прикреплений в сжатых и сжато-вытянутых элементах.
     Если   стрела  искривления  сжатых  и  сжато-вытянутых  элементов
превышает  для  двухстенчатых элементов 1/30 высоты сечения элемента в
плоскости фермы и 1/15 - из плоскости фермы, для одностенчатых сечений
-  1/30  высоты  сечения  как в плоскости, так и из плоскости фермы, а
растянутых  элементов - более 1/10 высоты сечения, то необходимость их
выправления или усиления определяется на основании расчета.
     За искривленными элементами и состоянием соединительной решетки в
них   должны   быть   установлены   наблюдения,   результаты   которых
записываются в Книгу искусственного сооружения.
     Дефектные   и   слабые  элементы  соединительной  решетки  должны
заменяться  при  отсутствии  поезда  поочередно  по  одной  диагонали,
распорке  или  планке.  При внезапном выпучивании, например вследствие
механических   повреждений   сжатого   раскоса,   должны   приниматься
немедленные  меры  по  временному  усилению  и замене деформированного
элемента.
     6.18. В связях между фермами необходимо проверять прямолинейность
элементов  и  состояние  прикреплений.  Особое  внимание на связи и их
прикрепления  следует  обращать  при  наличии  значительных  колебаний
пролетных  строений  и  самих связей при проходе поездов. Искривленные
элементы  связей (если стрела превышает 1/300 длины хорды) должны быть
выправлены, а при необходимости - усилены.
     6.19.   В  металлических  пролетных  строениях  с  железобетонной
плитой, включенной в работу, необходимо следить за сопряжением плиты с
металлической  конструкцией,  а  также  за  состоянием  бетона  плиты,
обращая  при  этом особое внимание на участки плиты у концов пролетных
строений  и  на стыки сборных плит. При обнаружении в указанных местах
трещин  и других повреждений нужно произвести специальное обследование
пролетных строений мостоиспытательной станцией.
     Плиты,  не  включенные  в  совместную  работу,  в  том  числе  на
пешеходных  мостах, должны быть надежно прикреплены и плотно оперты на
пролетные  строения.  При  осмотре таких конструкций, помимо состояния
плит,  необходимо  обращать  внимание  на  коррозию  металла  в местах
опирания плит.
     6.20.   В   болтосварных  пролетных  строениях  с  герметическими
замкнутыми  сварными коробчатыми элементами (типовой проект N 1293) не
допускается наличие воды внутри коробчатых элементов.
     При  наличии  в  элементе  воды  следует  провести  ревизию  всех
соединений  элемента  и  устранить  неплотности,  которые способствуют
поступлению  наружного воздуха во внутреннюю полость и образованию там
воды. Если в течение 5 лет после ремонта вода продолжает накапливаться
в  элементе,  то  следует  обследовать  внутреннюю поверхность металла
элемента  на  коррозию  и  при  необходимости устраивать в нем сливные
отверстия, закрывающиеся винтовыми пробками. Все эти работы проводятся
в  соответствии  с Инструкцией по содержанию эксплуатируемых пролетных
строений   с  герметически  замкнутыми  элементами  и  Инструкцией  по
применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах.
     6.21. О выявленных дефектах в металлических пролетных строениях и
опорах  делаются  записи в Книге искусственного сооружения с указанием
наименования,   местоположения,  характеристики  дефектов  и  принятых
мерах. Для трещины указываются длина, направление и раскрытие.
     Для  последующего  наблюдения  дефектные места обводят по контуру
масляной краской и нумеруют; отмечают границы распространения трещин и
указывают  дату  осмотра.  Отметку  и нумерацию краской делают рядом с
повреждением, не закрашивая его.

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа