ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ. Инструкция. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 28.12.98 ЦП-628

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ, БЕТОННЫЕ И КАМЕННЫЕ
                      ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ И ОПОРЫ

     7.1. При содержании железобетонных, бетонных и каменных пролетных
строений и опор особое внимание должно быть обращено на предупреждение
застоя воды в балластных корытах, на подферменных площадках и в других
местах;  обеспечение исправного состояния изоляции; защиту арматуры от
ржавления;  на  предупреждение  образования и развития трещин и других
повреждений.
     7.2.  Поверхности сооружений, на которых может застаиваться вода,
должны  иметь продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие сток воды
непосредственно   или  через  водоотводные  приспособления  -  трубки,
желоба,   дренажи.   Если  уклоны  для  отвода  воды  отсутствуют  или
недостаточны,  при  ремонте  сооружений  нужно  увеличить  уклоны, как
правило,  не  менее  чем до 0,03 укладкой соответствующего слоя бетона
или цементного раствора с нанесением на него гидроизоляции.
     7.3. Подферменные площадки опор должны иметь сливы с уклоном, как
правило,  не  менее  0,1,  которые  надлежит  содержать  в  чистоте  и
исправности.
     В  случае  появления  трещин или скопления воды сливы должны быть
своевременно отремонтированы.
     7.4.  Водоотводные  трубки  во  избежание  засорения и заполнения
льдом должны иметь диаметр не менее 150 мм, без колен и перегибов. Для
возможности  осмотра  и  очистки  они должны располагаться вне путевой
решетки, а сверху закрываться колпаками, обкладываемыми крупным щебнем
или галькой.
     Водоотводным    трубкам    и    желобам   должны   быть   приданы
соответствующие   направления   и  вынос,  чтобы  вытекающая  вода  не
смачивала  и  не  загрязняла  наружных поверхностей сооружений. Трубки
должны  выходить  из кладки не менее чем на 150 мм. Для предупреждения
смачивания   и  загрязнения  пролетных  строений  водой,  стекающей  с
поверхности  балластного  слоя,  в  нижней  части  бортиков необходимо
устраивать "слезники".
     В   процессе   содержания   гидроизоляции  пролетных  строений  с
односкатным  отводом воды необходимо обеспечивать защиту бетона плиты,
боковых  поверхностей  балок  и диафрагм от воздействия влаги, а также
беспрепятственный сток воды в зазоры.
     Системы   водоотвода  без  водоотводных  трубок  должны  отвечать
требованиям проектов, утвержденных МПС России.
     7.5.  Воду  из  насыпи  за  устоями  с  обратными  стенками и при
необходимости  в  других  случаях отводят при помощи дренажей, которые
должны  содержаться в исправном состоянии. При наличии застоев воды за
устоями,  появлении  на  кладке устоев мокрых пятен и потеков, пучении
грунта  за  устоями  необходимо  в  плановом  порядке принимать меры к
обеспечению  нормального  водоотвода путем замены загрязненного грунта
на дренирующий, восстановления или устройства новых дренажей.
     При  постановке  пути  на  щебень  подстилающему  слою в пределах
обратных стенок должен быть придан уклон в сторону насыпи.
     7.6.  Для предупреждения проникания атмосферных и грунтовых вод в
кладку  опор  все  внутренние  поверхности  балластных корыт пролетных
строений  и  опор мостов должны быть защищены надежной гидроизоляцией.
Гидроизоляция  должна быть водонепроницаемой, прочной и эластичной (не
должна  повреждаться при деформации конструкции от нагрузки, изменений
температуры),  морозо-  и теплостойкой (не должна давать трещин зимой,
размягчаться летом), долговечной и защищать конструкцию от агрессивных
вод.
     Особое  внимание при укладке изоляционного ковра во время ремонта
гидроизоляции  должно  быть  уделено  сопряжению  его  с водоотводными
трубками. В местах, где гидроизоляцией перекрывают деформационные швы,
нужно устраивать компенсаторы, обеспечивающие сплошность изоляции.
     В  каменных  мостах  с засыпкой между щековыми стенками изоляцией
покрываются внутренние поверхности свода (или бетонного заполнения над
ними) и поверхности стенок.
     Наружные поверхности бетонных и железобетонных пролетных строений
и  опор, не покрытые гидроизоляционным слоем, рекомендуется окрашивать
специальными   красками  для  бетона  согласно  Указаниям  по  ремонту
бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых мостов и труб.
     7.7.  Поверхности балластных корыт, на которые укладывается новый
гидроизоляционный слой, должны иметь необходимый уклон (не менее 0,03)
для обеспечения стока воды к водоотводным устройствам.
     Для  предохранения  от механических повреждений гидроизоляционный
слой  балластных корыт должен быть покрыт защитным слоем толщиной 40 -
50  мм  из  цементного  раствора,  армированного сеткой. Защитный слой
может   быть   выполнен   также   из   заранее  заготовленных  сборных
железобетонных плиток.
     7.8.   В  случае  обнаружения  в  кладке  мокрых  пятен,  потеков
выщелачивающегося  раствора  или иных следов просачивания влаги должны
быть  выяснены  причины  обводнения кладки (путем вскрытия балластного
слоя,  закладки  шурфов)  и  в  плановом  порядке  устранены имеющиеся
повреждения  (вплоть  до укладки новой или замены дефектной изоляции).
При ремонте опор с обнажением кладки наносится новая гидроизоляция или
возобновляется старая при неудовлетворительном ее состоянии.
     7.9.   Работы   по   замене   и   ремонту   гидроизоляции  должны
производиться в соответствии с проектом.
     Учитывая  большую  сложность  и  трудоемкость  замены  изоляции с
устройством  разгружающих  пакетов,  а также необходимость обеспечения
высокого  качества  изоляционных работ, рекомендуется во всех случаях,
когда  это  возможно, производить замену изоляции с закрытием движения
поездов.
     7.10.  В  железобетонных  и  бетонных  конструкциях мостов и труб
могут  быть  силовые,  усадочные  и  температурные  трещины,  а  также
вызванные коррозией арматуры.
     При  содержании  железобетонных  и  бетонных  конструкций мостов,
имеющих трещины, необходимо руководствоваться следующим:
     силовые   трещины  в  растянутой  зоне  конструкций  из  обычного
железобетона  раскрытием  до 0,1 мм (отдельные трещины - до 0,2 мм), а
также   усадочные   трещины   раскрытием   до  0,2  мм  в  бетонных  и
железобетонных  конструкциях не представляют опасности для прочности и
долговечности   конструкции,  однако  при  большом  количестве  трещин
следует производить окраску наружных поверхностей конструкций;
     за  силовыми  трещинами в растянутой зоне конструкции из обычного
железобетона  раскрытием  0,2  мм и более, а также за всеми трещинами,
заходящими  в  сжатую  зону,  должны  быть  установлены  наблюдения  в
соответствии с п. 7.11 настоящей Инструкции с последующим ремонтом;
     наличие   поперечных  трещин  в  растянутой  зоне  предварительно
напряженных  железобетонных  конструкций  указывает на недостаточность
или потерю предварительного напряжения;
     при   наличии  трещин,  вызванных  ржавлением  арматуры  (трещины
располагаются   вдоль   арматуры),   в  случае  достаточной  прочности
защитного  слоя  необходимо  принимать  меры по предупреждению доступа
влаги  к  арматуре  путем  нанесения  на поверхность гидроизоляционных
покрытий с предварительной заделкой трещин;
     при  появлении  в  опорных узлах пролетных строений и в оголовках
опор    температурных    трещин,   вызываемых   обычно   недостаточной
подвижностью  опорных  частей, необходимо принимать меры по увеличению
их подвижности, ремонту или замене пролетных строений в зависимости от
состояния,  ремонту  опор  и  при  необходимости, устройству на опорах
железобетонных поясов;
     при  наличии в бетонных опорах больших усадочных трещин требуется
их   заделка   для   предупреждения  попадания  воды  в  кладку  и  ее
размораживания;  в  необходимых  случаях нужно устраивать (по проекту)
железобетонные пояса или рубашки.
     7.11.  При  появлении  трещин  в  пролетных  строениях или опорах
следует  выяснить  причины  их  образования.  Для  этого в необходимых
случаях  должны  быть установлены регулярные наблюдения за трещинами с
измерением их раскрытия и протяженности, а также с постановкой маяков.
В  зависимости  от  характера трещин и причин их появления должны быть
своевременно  выполнены  ремонтные работы, а при необходимости приняты
неотложные меры по обеспечению безопасности движения поездов.
     Трещины,  за  которыми установлены наблюдения (поставлены маяки),
должны   быть   пронумерованы   и   зарисованы  на  эскизных  чертежах
конструкции  с  указанием размеров трещин (длины, величины раскрытия).
Эскизы  прикладываются  к  Книге искусственного сооружения, в которой,
кроме того, должны быть указаны время появления трещин, дата установки
маяков, температура воздуха (при которой измерялась величина раскрытия
трещин).   На  самом  сооружении  масляной  краской  отмечают  границы
распространения  трещин  с  указанием  даты. Все изменения в характере
трещин, выявленные при дальнейших наблюдениях, должны также отмечаться
в Книге искусственного сооружения, на эскизах и самом сооружении.
     Наблюдения  за  трещинами следует производить при помощи лупы или
микроскопа  с  измерительной  шкалой, щелемеров и других приборов. Для
определения  глубины  и  характера  распространения  трещин необходимо
производить тщательное исследование кладки посредством щупов, вскрытия
облицовки,  нагнетания подкрашенных жидкостей и т.п. На больших мостах
необходимо  периодически  обследовать  подводную  часть опор. В случае
деформации    опор   необходимо   исследовать   основание   сооружения
посредством бурения, заложения штолен, шурфов.
     7.12. Если причиной образования трещин в опорах является слабость
облицовки,  плохая  перевязка  ее с бутовой кладкой или слабость самой
кладки,  необходимо  в  зависимости от характера и степени повреждения
производить цементацию кладки, торкретирование по металлической сетке,
частичную  перекладку  облицовки, устройство железобетонных прокладных
рядов, железобетонных рубашек или поясов, перекладку всей поврежденной
части сооружения.
     При  появлении  трещин  в  устое  вследствие пучения грунта между
обратными  стенками, кроме ремонта кладки, необходимо заменить засыпку
дренирующим  грунтом  или  закладывать  пространство  между  обратными
стенками сухой кладкой с устройством дренажей за устоем.
     Опоры  из бетонных блоков при наличии развивающихся трещин в швах
и  самих  блоках необходимо отремонтировать посредством расшивки швов,
заделки трещин в блоках, цементации кладки и устройства железобетонных
поясов или сплошной железобетонной рубашки (при низком качестве бетона
блоков). В случае стабильных трещин, не увеличивающихся в течение ряда
лет, можно ограничиться тщательной расшивкой швов и заделкой трещин.
     7.13. При обнаружении обнаженной арматуры, сколов бетона, раковин
в  железобетонных  пролетных  строениях  и  опорах эти дефектные места
необходимо отремонтировать.
     7.14.  В случае значительного поверхностного разрушения облицовки
или  бетонной  (бутовой)  кладки  опор  и  щековых стен арочных мостов
рекомендуется   торкретирование   (нанесение  набрызгбетона)  наружной
поверхности  по  металлической сетке. При наличии указанного дефекта в
сводах    арочных    мостов    необходимо    проверить   расчетом   их
грузоподъемность и произвести усиление по проекту. Если бутовая кладка
опор  и  массивных мостов имеет пустоты, трещины, недостаточно связана
раствором  или  раствор выщелочился, следует произвести инъектирование
кладки.
     7.15.  Подферменники  с  трещинами  и  сколами,  расположенными в
пределах  распределения  давлений  от  опорных частей, подлежат замене
новыми  или  укреплению железобетонными обоймами. В качестве временной
меры  разрешается  устанавливать  объемлющие  металлические  хомуты. В
случае  отсутствия  на  опорах железобетонных оголовков при замене или
усилении     подферменников    рекомендуется    устройство    сплошной
железобетонной плиты (прокладного ряда).
     7.16. При содержании железобетонных мостов со сборными пролетными
строениями   и  опорами  необходимо  обращать  внимание  на  состояние
омоноличенных   стыков  элементов.  Появление  здесь  трещин,  сколов,
раздавливание  бетона  может  указывать  на недостатки конструкции или
низкое  качество  производства  работ.  Причины  появления  дефектов и
эффективный   способ   их   устранения  устанавливаются  на  основании
детального обследования.
     7.17.   В   пролетных  строениях  и  опорах,  бетонировавшихся  в
несколько   приемов,   не   исключено   появление   трещин   по   швам
бетонирования. При стабильном состоянии такие трещины раскрытием более
0,3  мм  следует заделывать. При развитии трещин в пролетных строениях
необходимо   предусматривать   их   замену,   в   опорах  -  детальное
обследование и ремонт.
     7.18.  В  зависимости  от  характера  и  степени  развития трещин
рекомендуется применять следующие способы ремонта конструкции:
     при наличии поверхностных трещин раскрытием до 0,3 мм - нанесение
защитных пленок и покрытий;
     при  наличии  дышащих  от нагрузки и изменения температуры трещин
раскрытием   более   0,3   мм   -   герметизацию  (заполнение)  трещин
водонепроницаемым эластичным материалом;
     при  наличии  сквозных недышащих трещин раскрытием более 0,3 мм -
прочностная заделка жестким составом.
     Различного  рода  дефекты  защитного  слоя  (обнаженная арматура,
сколы  бетона,  раковины)  рекомендуется заделывать полимеррастворами,
полимербетонами,  цементными  растворами  с  подготовительным слоем из
полимеррастворов,   а   также   набрызгбетоном.   Допускается   защита
обнаженной  арматуры  от коррозии путем окраски. Устранение дефектов в
бетонных   и   железобетонных  конструкциях  должно  осуществляться  в
соответствии   с  Указаниями  по  ремонту  бетонных  и  железобетонных
конструкций эксплуатируемых мостов и труб.
     7.19.  Работы  по  торкретированию  (набрызгбетону)  и цементации
кладки опор и пролетных строений должны производиться в соответствии с
Технологическими    правилами    торкретирования   кладки   инженерных
сооружений    и    Технологическими    правилами   цементации   кладки
искусственных  сооружений.  Результаты  цементации  кладки должны быть
записаны  в  Журнал ведения работ с указанием даты производства работ,
номера  и  характеристики  скважин, состава смеси, рабочего давления и
расхода  цементного  раствора,  а  также  температуры воздуха во время
производства работ.
     7.20.   В   каменной   кладке   мостов   необходимо  своевременно
производить  расшивку  швов.  Наибольшему разрушению подвержен раствор
швов  в  пределах  колебания  горизонта  вод и в подводной части опор,
особенно  в  районе  ледорезов.  Расшивка  швов должна производиться в
соответствии  с  Правилами  и технологией работ по текущему содержанию
искусственных сооружений.
     7.21.  В  балочных  мостах между смежными пролетными строениями и
между  концами  пролетных  строений  и шкафными стенками устоев должны
быть  зазоры, обеспечивающие свободное перемещение пролетных строений.
Зазоры,  а  также  деформационные швы сооружений должны быть перекрыты
металлическими  листами с гидроизоляционным антикоррозионным покрытием
в соответствии с проектом.
     7.22.   В   железобетонных   балочных  пролетных  строениях  надо
проверять: плотность опирания на опоры каждой из балок; наличие трещин
и  сколов  бетона  в  опорных узлах балок вследствие их неравномерного
опирания;  наличие  трещин  в  примыкании  диафрагм к балкам и в самих
диафрагмах,   также   вызываемых  неравномерным  опиранием  пролетного
строения на опоры и неудовлетворительным омоноличиванием диафрагм. Все
обнаруженные  дефекты  должны  быть  устранены.  При  этом неплотности
опирания пролетных строений необходимо устранять безотлагательно.
     7.23.   При  нарушении  сопряжения  моста  с  насыпью  вследствие
осыпания  (оползания) конусов необходимо: удлинять устои установкой за
ними  железобетонных  коробов  или  иных  ограждений  в соответствии с
действующими  типовыми  проектами;  досыпать  конусы с устройством при
необходимости  небольших  подпорных  стенок  в основании или проводить
другие мероприятия по проектам.
     7.24.  Пазухи сводов, а также надсводные части арочных мостов под
балластным  слоем  должны  быть  заполнены  бетоном, сухой кладкой или
щебнем.  Толщина  щебеночной  засыпки  над верхом свода в ключе должна
быть не менее 0,7 м (считая от подошвы шпалы).
     7.25.  В  случае обнаружения смещения или наклона опор (что имеет
особое  значение для арочных, неразрезных и рамных мостов) должны быть
выяснены   причины   деформаций   с  установлением  при  необходимости
регулярных  инструментальных  наблюдений  за положением опор и приняты
меры по обеспечению безопасности движения.
     Признаками,  указывающими  на  появление  деформаций  опор, могут
быть:  изменение  плана  и профиля пути на мосту и подходах; изменение
величин   зазоров  между  смежными  пролетными  строениями  или  между
пролетным  строением  и  устоем;  наклон  секторов  или срезных катков
опорных  частей, а также выход катков из-под верхних балансиров и сход
их  с  опорных  плит;  трещины  в  конструкциях арочных, неразрезных и
рамных мостов; деформации мощения конусов и т.д.
     Мероприятия   по   ремонту   мостов  с  деформированными  опорами
устанавливаются   проектом   в   зависимости   от  причин  деформаций,
конструкции и состояния сооружения.
     При  морозном  пучении  опор необходимо проводить противопучинные
мероприятия    в   виде   противопучинных   обсыпок,   утепления   или
предусматривать переустройство опор.
     7.26.  По  всем  мостам  и  трубам, расположенным на вечномерзлых
грунтах,  в  Книгах  искусственных сооружений и карточках на основании
проектной   документации  должен  быть  указан  принцип  использования
вечномерзлых грунтов:
     принцип  1  - грунты основания используются в мерзлом состоянии в
течение всего периода эксплуатации;
     принцип  2  -  грунты  основания  используются  в  оттаявшем  или
оттаивающем состоянии.
     7.27.  При  содержании  мостов  и  труб  на вечномерзлых грунтах,
используемых   по  принципу  1,  необходимо  следить  за  температурой
грунтов,  а  также  за  исправностью  имеющихся  охлаждающих установок
(трубчатые  охлаждающие  установки,  каменные  обсыпки  и  т.п.).  Для
наблюдения  за  состоянием  грунтов  на всех сооружениях, как правило,
должны  быть  термометрические трубки (не менее одной у каждой опоры).
Измерения температуры необходимо производить не реже одного раза в год
(при  осеннем осмотре) с записью результатов в ведомости, вкладываемые
в  Книги  искусственных  сооружений.  В  случае,  если  наблюдения  за
температурой вечномерзлых грунтов проводятся научно-исследовательскими
или  другими  организациями,  в  Книги искусственных сооружений должны
заноситься  результаты  этих  наблюдений.  Кроме измерения температуры
грунтов   основания,   необходимо  производить  нивелировку  опор  для
выявления  возможных  просадок  или кренов, а также нивелировку лотков
труб.  Нивелировку  опор  необходимо  производить по четырем точкам на
каждой  опоре  относительно  неподвижного  репера,  а лотков труб - по
концам трубы, оси пути и не менее чем в двух промежуточных точках.
     В  случае  повышения  в течение ряда лет температуры вечномерзлых
грунтов или нарастающих осадок и кренов опор необходимо принимать меры
по   восстановлению   и  сохранению  вечномерзлого  состояния  грунтов
основания по проекту.
     При   содержании   мостов   и   труб   на  вечномерзлых  грунтах,
используемых  по  принципу  1,  не  должно допускаться застоя воды под
мостами   и  у  оголовков  труб,  способствующего  оттаиванию  грунтов
основания.
     7.28.  При  содержании мостов и труб, основания которых сооружены
на  вечномерзлых  грунтах,  используемых  по  принципу  2,  необходимо
следить  за  состоянием  русл  под  мостами  и на входе и выходе труб,
конусов и насыпей у мостов; в случае просадок, расстройства укреплений
выполнять  соответствующие работы. При заложении опор мостов и труб на
просадочных  грунтах  ежегодно необходимо производить нивелировку опор
мостов и лотков труб.

Фрагмент документа "ПО СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа