Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 28.02.2006)".
2.1. Итоги выполнения Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы Реализация Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы <4> и принятых в последние годы решений Правительства Москвы по развитию агропромышленной интеграции и формированию устойчивой сырьевой базы снабжения в регионах России, созданию современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка, защите экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе, совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержке предприятий, развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и ряда других направлений позволила добиться положительных результатов в деле укрепления продовольственной безопасности столицы. Рост реальных доходов и покупательной способности населения в условиях насыщенного продовольственного рынка Москвы обеспечил повышение уровня потребления основных продуктов питания в семьях москвичей <5>. Улучшился качественный состав рациона питания за счет более ценных продуктов питания. Объем розничного товарооборота продовольственных товаров в Москве в 2004 году составил 562,1 млрд. руб., или 22,1% от соответствующего показателя в целом по России. На продовольственном рынке города наблюдается тенденция снижения темпов роста потребительских цен. При фактическом росте потребительских цен и тарифов в городе в 2004 году на 11,5% цены на продовольственные товары возросли на 9,9%, в то время как в среднем по России рост цен на продовольствие составил 12,3%. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в столице за 2004 год возросла на 9,6%, тогда как в среднем по России - на 12,7%. Социологические опросы населения свидетельствуют о достаточно высокой оценке москвичами качества продуктов питания отечественного производства и их предпочтении импортному продовольствию. В пользу российских товаров высказываются свыше 90% опрошенных жителей города. За счет отечественного производителя в настоящее время полностью обеспечивается потребность города в молоке и товарном яйце, практически полностью формируются продовольственные ресурсы по картофелю и овощам, в значительной степени - по маслу растительному, рыбной продукции, сахару, зерну, крупе. За последние три года увеличились объемы поставок в город из российских регионов мяса и мясопродуктов - в 2,5 раза (со 107 до 265 тыс. тонн), масла животного - в 3,7 раза (с 6,3 до 23,4 тыс. тонн). Доля импортных поставок мяса и мясопродуктов за этот период в общем объеме завоза снизилась с 84 до 65%, масла животного - с 87 до 61%. В целом оборот оптовой торговли продовольствием в Москве возрос с 7,8 млн. тонн в 2001 году до 9,14 млн. тонн в 2004 году (или на 17,2%). При этом в реализации задач повышения уровня потребления продуктов питания, насыщения продовольственного рынка и создания благоприятной ценовой конъюнктуры на основные продовольственные товары решающую роль сыграло развитие в городе системы организованных поставок продовольствия, объемы которых возросли с 6,64 млн. тонн в 2001 году до 7,90 млн. тонн в 2004 году (или на 19,0%). На долю Москвы приходится более 40% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций. Сеть действующих предприятий оптовой торговли продовольствием в Москве имеет следующие основные характеристики: - инфраструктура оптовой торговли представлена 96 оптовыми предприятиями, складскими комплексами и базами, в том числе: 13 мясомолочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью единовременного хранения 196,5 тыс. тонн; 22 оптовыми плодоовощными предприятиями, располагающими с учетом филиалов в Московской области общими емкостями единовременного хранения на 915,6 тыс. тонн, в том числе с охлаждением - 520,5 тыс. тонн; 7 крупными общетоварными базами, имеющими 120,2 тыс. кв. м складской площади; - через оптовую торговлю осуществляется снабжение более 9,7 тыс. предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Общая емкость продовольственной розничной сети Москвы составляет порядка 4,6 млн. кв. м при уровне обеспеченности в расчете на тысячу жителей - 354 кв. м общей площади; - оптовая торговля обеспечивает деятельность 469 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города, в том числе 6 мелькомбинатов и мельниц, 28 хлебозаводов, 17 мясокомбинатов, 6 молокозаводов, 7 кондитерских фабрик. Эти предприятия, в свою очередь, являются активными участниками оптового продовольственного рынка и реализуют свою продукцию не только в Москве, но и в регионах России; - на долю 13 холодильников и хладокомбинатов с учетом коммерческих организаций, арендующих складские площади на этих предприятиях, приходится около 40% от общих объемов оптовых поставок в Москву мяса и мясопродуктов, 42% масла животного, 61% пищевой рыбной продукции и др.; - группа оптовых плодоовощных предприятий с учетом арендаторов обеспечивает в настоящее время порядка 40% от общих объемов реализации в Москве картофеля и основных видов овощей, а на 13 из них размещается на межсезонное хранение городской заказ на картофель и овощи (в объемах продукции урожая 2004 года - 66,0 тыс. тонн); - оптовая торговля продовольствием в городе поддерживается, кроме предприятий оптового звена, распределительными складами и холодильниками предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур; в этих секторах товаропроводящей сети имеется порядка 320,0 тыс. кв.м складской площади и до 65,0 тыс. тонн холодильных емкостей; - на продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области, общая емкость которой в настоящее время составляет порядка 290 тыс. тонн. В рамках Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы осуществлялось развитие материально-технической базы действующих оптовых предприятий. В указанный период на их основе введено в эксплуатацию 11 распределительных центров и 15 комплексов оптовой торговли продовольствием. Модернизация оптовых предприятий позволила значительно повысить эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Рост объемов оптового оборота указанных предприятий составил 43,3%; налоговые платежи в бюджет города возросли на 78,5%. Для обеспечения свободного доступа на оптовый продовольственный рынок региональных товаропроизводителей, минуя многочисленных посредников, осуществляются мероприятия по созданию новых современных объектов оптовой торговли в зоне МКАД <6>. Определены инвесторы по 7 земельным участкам, разработана исходно-разрешительная документация по 6 участкам. Перспективное развитие и размещение предприятий оптовой торговли увязано с реализацией новых градостроительных концепций, схемами градостроительного и функционального зонирования территории города, планами развития административных округов. Этим целям служит разработанная Генеральная схема размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 30.11.2004 N 827-ПП. Генеральная схема основывается на приоритетных направлениях продовольственной политики Правительства Москвы и учитывает происходящие объективные изменения в системе продовольственного обеспечения города, включая агропромышленную сферу. В 2004 году в Москву из регионов России поставлено в организованном порядке 6,2 млн. тонн сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. Более 90% от этих объемов составили поставки по долговременным устойчивым хозяйственным связям (кооперация и интеграция) между предприятиями оптового продовольственного комплекса города и региональными товаропроизводителями. Наиболее активно по двусторонним договорам о кооперации развивается сотрудничество Москвы с областями Центрального федерального округа, из которых в город поступает до 70% мяса и масла животного от общего объема российских поставок, более 90% молока, картофеля и овощей. В 2003-2004 гг. 19 московских предприятий оптового продовольственного комплекса создали интегрированные структуры в форме агрохолдингов с товаропроизводителями в 19 регионах России. Общий объем инвестиций в агрохолдинги составил более 5 млрд. руб., в том числе за счет льготных долгосрочных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города, - 1,3 млрд. руб. В настоящее время в области животноводства в составе 6 агрохолдингов участвуют 8 свинокомплексов, 2 комплекса по откорму крупного рогатого скота, 9 птицефабрик, 9 мясокомбинатов в регионах России по забою и первичной переработке мяса. В 2004 году общий объем поставок в Москву мяса и мясопродуктов интегрированными структурами составил 75 тыс. тонн, молока - 20 тыс. тонн. В плодоовощном комплексе Москвы 9 оптовых предприятий в настоящее время интегрированы с 11 сельхозпроизводителями Московской области, Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, которые располагают в общей сложности 58 тыс. га посевных площадей. Объем поставок в Москву картофеля и овощей агрохолдингами в 2004 году составил 184 тыс. тонн. В целях реализации основных направлений инвестиционной политики Правительства Москвы в агропромышленной сфере разработана Целевая программа интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы <7>, которой предусматривается увеличение в 2006 году поставок в Москву интегрированными предприятиями мяса и мясопродуктов - до 190 тыс. тонн, молока - до 60 тыс. тонн, плодоовощной продукции - до 237 тыс. тонн, зерна и крупы - до 484 тыс. тонн. С 2003 года существенно изменился финансовый механизм формирования и обслуживания городского продовольственного фонда <8>. В соответствии с новым порядком финансирования произошел переход от кредитования разовых договоров поставки к финансовой поддержке годовых программ закупок основных видов продовольствия с размещением в их составе оборачиваемых запасов предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. Годовые программы формируются исходя из конъюнктуры продовольственного рынка и реализуются в основном за счет внебюджетных источников и при финансовой поддержке из средств городского бюджета. Так, реализация годовых программ 2004 года с общим объемом поставок продовольствия 1,56 млн. тонн на 73% обеспечивается за счет внебюджетных источников, а уровень их финансовой поддержки в целом составляет 27%. Как показала практика 2003-2004 годов, данный механизм обеспечивает непрерывное финансирование поставок в течение года, а закупленные объемы продовольствия в рамках годовых программ более чем в 2 раза превышают объемы поставок за счет бюджетных средств в предыдущие годы. Важным направлением продовольственной политики Правительства Москвы стала защита экономических и имущественных интересов города и предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. В этих целях утвержден перечень 55 предприятий, работа которых связана с обеспечением продовольственной безопасности столицы, с присвоением им статуса "Предприятие городского значения" <9>. Профиль деятельности и имущественный комплекс предприятий городского значения находятся под контролем Оперативного штаба, который принимает меры по их защите от недружественного поглощения и при необходимости оказывает организационную, правовую и административную поддержку. Реализована система мер по финансовому оздоровлению и санации оптовых продовольственных предприятий. В том числе завершена работа по акционированию 5 государственных унитарных предприятий с последующей продажей или передачей в доверительное управление части городского пакета акций, с обязательным условием погашения задолженности предприятий. Проведена реструктуризация просроченной задолженности по бюджетным средствам предприятий, принимающих участие в создании современных объектов оптовой торговли. Реализован пилотный проект по выводу ценных бумаг ЗАО "Новые Черемушки" на фондовый рынок. Эти меры позволили не только существенно сократить число предприятий, имеющих неудовлетворительное финансовое положение, но и повысить инвестиционную активность в продовольственном комплексе города. В рамках создания информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы в 2003 году введен в эксплуатацию головной Информационно-маркетинговый центр системы на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Формируется сеть современных локальных информационных центров на предприятиях оптового продовольственного комплекса города. С 2004 года функционируют подсистема мониторинга товародвижения и подсистема формирования и мониторинга годовых программ поставок основных видов продовольствия на предприятиях, имеющих Генеральные соглашения о сотрудничестве с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы. Налажено взаимодействие информационно-аналитической системы с информационными службами Минсельхоза России, органами управления АПК в ряде регионов России, входящих в состав Центрального федерального округа. Организованы автоматизированные рабочие места в Департаменте продовольственных ресурсов для участия в электронных биржевых торгах по реализации продукции городского резерва и городского заказа. Информационно-аналитическая система позволяет осуществлять мониторинг движения партий товаров на основе первичных товаросопроводительных документов и сертификатов о соответствии качества продукции, что обеспечивает возможности ее использования для информационной поддержки системы технического регулирования качества и безопасности пищевых продуктов. С 2004 года для этих целей введены в действие Реестр складских помещений города Москвы и Региональная система добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Основной задачей указанных инструментов государственной координации оптовой торговли является противодействие "теневым" каналам поступления продовольствия на московский рынок. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 28.02.2006)".