Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
3. Главная, ключевая цель кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации 3.1. Стержень модернизации ПМСП - организация общей врачебной практики. Накопленный практический опыт подтверждает, что внедрение ВОП/СВ с одновременной реорганизацией амбулаторно-поликлинического сектора здравоохранения повышает доступность догоспитального этапа медицинской помощи. Увеличивается ее объем, охват населения иммунопрофилактикой, медицинскими осмотрами и диспансеризацией. При этом уменьшается количество вызовов скорой помощи, повышается качество и обеспечивается непрерывность оказания медицинской помощи, оптимизируется использование наличных ресурсов. Почти на 40% сокращается число больных, направляемых на специализированные консультативные амбулаторные приемы (за счет уменьшения числа непрофильных пациентов). Это улучшает условия оказания специализированной амбулаторной помощи. ВОП/СВ могут взять на себя до 50% объемов работы кардиолога и ревматолога, 30% - гастроэнтеролога, 20% - эндокринолога, 45% - хирурга, 29% - уролога, 30% - травматолога, 35% - оториноларинголога, 29% - офтальмолога, 46% - невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30% - акушера-гинеколога. Роль специалистов смещается в сторону консультативной помощи общепрактикующим врачам и фельдшерам. Уменьшается нагрузка на стационарный сектор. Расширение диапазона амбулаторно-поликлинических услуг при использовании стационарзамещающих технологий, контроль ВОП за госпитализацией, сокращение объема госпитализации стимулирует реструктуризацию коечной сети. В итоге совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи: - уменьшаются показатели заболеваемости населения и улучшаются демографические показатели; - с ростом ответственности за здоровье пациента повышается авторитет медицинских работников среди населения; - меняется характер работы всех специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Подушевое финансирование по численности обслуживаемого населения с частичным фондодержанием является оптимальным для ВОП/СВ. В проблемных регионах с низкой плотностью населения - горных, степных, таежных, Крайнего Севера, особенно в сельской местности, доступность первичной медицинской помощи уже обеспечивается врачом общей практики, а также институтом фельдшерской помощи. Однако вопреки программе "Общая врачебная (семейная) практика" большинство поликлиник оказывают первичную медицинскую помощь силами участковых терапевтов, с одной стороны, и профильных специалистов, с другой, при соотношении их численности 1:3,8. С 1995 г. подготовлено в клинической ординатуре и на циклах повышения квалификации по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" более 8000 врачей, но в системе Минздравсоцразвития России в 2004 г. работало лишь 3940 врачей. Следовательно, несколько тысяч подготовленных специалистов продолжают работать участковыми терапевтами. Темпы внедрения практики ВОП/СВ широко варьируют. Активно работают в этом направлении органы здравоохранения г. Санкт-Петербурга, Тульской, Самарской областей, Республик Бурятия, Мордовия, Чувашия, Татарстан, Ставропольского края. Важно увеличить объемы подготовки и медицинских сестер общей практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек. Внедрению ВОП/СВ препятствует отсутствие муниципального заказа и системы распределения молодых специалистов. Президент Российской Федерации Путин В.В. на совещании по проблемам малых городов 17.07.03 допустил возможность возрождения распределительной системы. Ускорить внедрение института ВОП/СВ может изменение его статуса; перестройка отношений между врачами общей практики и администрацией ЛПУ в виде субподрядного договора на реализацию муниципального заказа. 3.2. Организацию работы лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения в сельской и труднодоступной местности определяют: - ландшафтные и климатические особенности района обслуживания, протяженность территории (степные районы), сезонная труднодоступность поселений (горные районы, районы Крайнего Севера), сочетание обоих факторов (таежные районы); - неравномерное расселение малочисленного населения. Поселения удалены от мест оказания медицинской помощи. Дороги или отсутствуют, или в плохом состоянии и труднопроходимы в осенний и весенний сезоны; - особенности труда и быта работников агропромышленного комплекса в различных сельскохозяйственных зонах; - медико-техническая и материально-техническая маломощность сельских ЛПУ ограничивают пределы квалифицированной и специализированной помощи больным, затрудняют внедрение современных диагностических и лечебных технологий. Медицинскую помощь сельскому населению обычно оказывают работники ФП и ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Эти учреждения сокращаются как из-за уменьшения численности обслуживаемого населения, так и вследствие отсутствия кадров медработников. В 2004 г. первичную медицинскую помощь жителям сельской местности Российской Федерации оказывали почти 7,8 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, в т.ч. более 4 тыс. врачебных амбулаторий, а также более 42,5 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, скорую помощь - почти 1,3 тыс. отделений (станций). Число вакантных врачебных должностей по сельским учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает 8,2 тыс., а среднего медицинского персонала - 8,4 тыс. В течение года не были укомплектованы медицинскими кадрами 2,5% ФАПов, 10% сельских участковых больниц, 14,5% сельских врачебных амбулаторий. В сельской местности работает всего 521 ВОП/СВ (около 13%). Из 289 сельских врачебных амбулаторий в 5 работало только по одному врачу общей практики (семейному). Активно готовятся врачи сельской общей (семейной) практики в Чувашской Республике, в Республике Карелия, в Саратовской, Самарской, Тульской, Тверской, Мурманской областях. В Кировской, Самарской, Саратовской областях накоплен опыт создания на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий филиалов отделений (станций) скорой и неотложной помощи с круглосуточным закреплением санитарного транспорта. Развитие выездных форм специализированной помощи приближает ее к сельскому населению. В частности, практикуются такие формы оказания ее, как: - выездная работа врачей центральных районных больниц (ЦРБ); - постоянно действующие при ЦРБ выездные бригады, обеспеченные транспортом и медицинской аппаратурой; - межрайонные специализированные выездные бригады; - плановая консультативная помощь областных (краевых, республиканских) больниц и диспансеров; - выездная работа специалистов межрайонных учреждений. Стационарзамещающие технологии внедрены и развиваются в сельской местности Воронежской, Самарской, Саратовской, Владимирской, Мурманской областей, в Республиках Бурятия и Татарстан. Обеспеченность стационарзамещающими койками должна составлять 1,4 - 1,5 на 1000 населения. |
Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".