ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 26.05.06 2813-ВС

Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Главная, ключевая цель кадровой политики
                в здравоохранении Российской Федерации

     3.1.  Стержень  модернизации  ПМСП  - организация общей врачебной
практики.
     Накопленный  практический опыт подтверждает, что внедрение ВОП/СВ
с  одновременной  реорганизацией  амбулаторно-поликлинического сектора
здравоохранения повышает доступность догоспитального этапа медицинской
помощи.  Увеличивается  ее объем, охват населения иммунопрофилактикой,
медицинскими   осмотрами  и  диспансеризацией.  При  этом  уменьшается
количество вызовов скорой помощи, повышается качество и обеспечивается
непрерывность     оказания    медицинской    помощи,    оптимизируется
использование  наличных  ресурсов.  Почти  на  40%  сокращается  число
больных,    направляемых    на    специализированные   консультативные
амбулаторные приемы (за счет уменьшения числа непрофильных пациентов).
Это  улучшает условия оказания специализированной амбулаторной помощи.
ВОП/СВ  могут  взять  на  себя  до  50%  объемов  работы  кардиолога и
ревматолога,  30%  -  гастроэнтеролога,  20%  -  эндокринолога,  45% -
хирурга,  29% - уролога, 30% - травматолога, 35% - оториноларинголога,
29% - офтальмолога, 46% - невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30%
-   акушера-гинеколога.   Роль   специалистов   смещается   в  сторону
консультативной помощи общепрактикующим врачам и фельдшерам.
     Уменьшается нагрузка на стационарный сектор. Расширение диапазона
амбулаторно-поликлинических        услуг       при       использовании
стационарзамещающих   технологий,  контроль  ВОП  за  госпитализацией,
сокращение  объема госпитализации стимулирует реструктуризацию коечной
сети.
     В итоге совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи:
     - уменьшаются  показатели  заболеваемости  населения и улучшаются
демографические показатели;
     - с   ростом  ответственности  за  здоровье  пациента  повышается
авторитет медицинских работников среди населения;
     - меняется       характер      работы      всех      специалистов
амбулаторно-поликлинического звена.
     Подушевое  финансирование по численности обслуживаемого населения
с частичным фондодержанием является оптимальным для ВОП/СВ.
     В  проблемных  регионах  с  низкой плотностью населения - горных,
степных,  таежных,  Крайнего  Севера,  особенно  в сельской местности,
доступность  первичной  медицинской  помощи  уже обеспечивается врачом
общей практики, а также институтом фельдшерской помощи.
     Однако  вопреки  программе  "Общая врачебная (семейная) практика"
большинство  поликлиник  оказывают первичную медицинскую помощь силами
участковых  терапевтов,  с одной стороны, и профильных специалистов, с
другой, при соотношении их численности 1:3,8. С 1995 г. подготовлено в
клинической   ординатуре   и   на  циклах  повышения  квалификации  по
специальности  "Общая  врачебная  практика  (семейная медицина)" более
8000  врачей,  но  в  системе  Минздравсоцразвития  России  в  2004 г.
работало    лишь   3940   врачей.   Следовательно,   несколько   тысяч
подготовленных    специалистов    продолжают    работать   участковыми
терапевтами.
     Темпы   внедрения   практики  ВОП/СВ  широко  варьируют.  Активно
работают    в    этом    направлении    органы    здравоохранения   г.
Санкт-Петербурга,  Тульской,  Самарской  областей,  Республик Бурятия,
Мордовия, Чувашия, Татарстан, Ставропольского края.
     Важно  увеличить  объемы  подготовки  и  медицинских сестер общей
практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек.
     Внедрению  ВОП/СВ препятствует отсутствие муниципального заказа и
системы   распределения  молодых  специалистов.  Президент  Российской
Федерации  Путин В.В. на совещании по проблемам малых городов 17.07.03
допустил возможность возрождения распределительной системы.
     Ускорить  внедрение института ВОП/СВ может изменение его статуса;
перестройка  отношений  между  врачами общей практики и администрацией
ЛПУ в виде субподрядного договора на реализацию муниципального заказа.
     3.2.   Организацию   работы  лечебно-профилактических  учреждений
первичного   звена   здравоохранения   в  сельской  и  труднодоступной
местности определяют:
     - ландшафтные  и  климатические  особенности района обслуживания,
протяженность  территории (степные районы), сезонная труднодоступность
поселений  (горные  районы,  районы  Крайнего Севера), сочетание обоих
факторов (таежные районы);
     - неравномерное  расселение  малочисленного  населения. Поселения
удалены  от  мест оказания медицинской помощи. Дороги или отсутствуют,
или в плохом состоянии и труднопроходимы в осенний и весенний сезоны;
     - особенности труда и быта работников агропромышленного комплекса
в различных сельскохозяйственных зонах;
     - медико-техническая   и   материально-техническая   маломощность
сельских     ЛПУ     ограничивают    пределы    квалифицированной    и
специализированной  помощи  больным,  затрудняют внедрение современных
диагностических и лечебных технологий.
     Медицинскую помощь сельскому населению обычно оказывают работники
ФП  и  ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Эти
учреждения сокращаются как из-за уменьшения численности обслуживаемого
населения, так и вследствие отсутствия кадров медработников. В 2004 г.
первичную  медицинскую  помощь  жителям  сельской местности Российской
Федерации   оказывали   почти   7,8  тыс.  амбулаторно-поликлинических
учреждений,  в  т.ч. более 4 тыс. врачебных амбулаторий, а также более
42,5 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, скорую помощь
-  почти  1,3  тыс.  отделений  (станций).  Число  вакантных врачебных
должностей  по  сельским  учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает
8,2  тыс., а среднего медицинского персонала - 8,4 тыс. В течение года
не  были  укомплектованы медицинскими кадрами 2,5% ФАПов, 10% сельских
участковых больниц, 14,5% сельских врачебных амбулаторий.
     В  сельской  местности  работает всего 521 ВОП/СВ (около 13%). Из
289 сельских врачебных амбулаторий в 5 работало только по одному врачу
общей  практики  (семейному).  Активно  готовятся врачи сельской общей
(семейной)  практики  в  Чувашской Республике, в Республике Карелия, в
Саратовской, Самарской, Тульской, Тверской, Мурманской областях.
     В   Кировской,  Самарской,  Саратовской  областях  накоплен  опыт
создания  на  базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий
филиалов   отделений   (станций)   скорой   и   неотложной   помощи  с
круглосуточным закреплением санитарного транспорта.
     Развитие  выездных форм специализированной помощи приближает ее к
сельскому  населению.  В  частности, практикуются такие формы оказания
ее, как:
     - выездная работа врачей центральных районных больниц (ЦРБ);
     - постоянно  действующие  при  ЦРБ выездные бригады, обеспеченные
транспортом и медицинской аппаратурой;
     - межрайонные специализированные выездные бригады;
     - плановая    консультативная    помощь    областных    (краевых,
республиканских) больниц и диспансеров;
     - выездная работа специалистов межрайонных учреждений.
     Стационарзамещающие  технологии внедрены и развиваются в сельской
местности    Воронежской,    Самарской,   Саратовской,   Владимирской,
Мурманской областей, в Республиках Бурятия и Татарстан. Обеспеченность
стационарзамещающими  койками  должна  составлять  1,4  -  1,5 на 1000
населения.

Фрагмент документа "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа