МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ. Рекомендации. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). --.--.--

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И ФОРМИРОВАНИЙ

     В  соответствии  со  статьей  1 Федерального закона от 22 августа
1995   г.   N  151-ФЗ  "Об  аварийно-спасательных  службах  и  статусе
спасателей" (далее - Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ)
аварийно-спасательная  служба  -  это совокупность органов управления,
сил  и  средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и
ликвидации  чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую
систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
     Аварийно-спасательное  формирование  -  это  самостоятельная  или
входящая    в    состав    аварийно-спасательной   службы   структура,
предназначенная  для  проведения  аварийно-спасательных  работ, основу
которой  составляют  подразделения спасателей, оснащенные специальными
техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
     К  аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные,
горноспасательные,  газоспасательные, противофонтанные работы, а также
аварийно-спасательные  работы, связанные с тушением пожаров, работы по
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
     В  соответствии  со  статьей  6 Федерального закона от 22 августа
1995  г.  N  151-ФЗ  основными  задачами  аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований являются:
     поддержание     органов     управления,     сил     и     средств
аварийно-спасательных   служб,  аварийно-спасательных  формирований  в
постоянной  готовности  к  выдвижению  в  зоны чрезвычайных ситуаций и
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     контроль  за  готовностью  обслуживаемых  объектов и территорий к
проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно
с контрольными органами;
     ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  на обслуживаемых объектах или
территориях.
     Кроме       того,      на      аварийно-спасательные      службы,
аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
     участию   в   разработке   планов   предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов
взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах
и территориях;
     участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению
номенклатурного  состава  и объемов резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     пропаганде  знаний  в  области  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций,  участию  в  подготовке населения и работников
организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
     участию   в   разработке   нормативных   документов  по  вопросам
организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
     выработке предложений органам местного самоуправления по вопросам
правового       и      технического      обеспечения      деятельности
аварийно-спасательных   служб,   аварийно-спасательных   формирований,
социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований.
     В  соответствии  со  статьей  7 Федерального закона от 22 августа
1995  г.  N 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования могут создаваться:
     на     постоянной     штатной     основе    -    профессиональные
аварийно-спасательные  службы,  профессиональные аварийно-спасательные
формирования;
     нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
     общественных   началах   -   общественные   аварийно-спасательные
формирования.
     Профессиональные  аварийно-спасательные  службы, профессиональные
аварийно-спасательные формирования создаются:
     в   организациях,   занимающихся  одним  или  несколькими  видами
деятельности,  при  осуществлении которых законодательством Российской
Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
     в  органах  местного самоуправления - по решению органов местного
самоуправления,   если   иное   не   предусмотрено   законодательством
Российской Федерации.
     Нештатные     аварийно-спасательные     формирования    создаются
организациями  из  числа своих работников в обязательном порядке, если
это  предусмотрено  законодательством  Российской  Федерации,  или  по
решению   администраций   организаций   в   порядке,   предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
     Общественные    аварийно-спасательные    формирования   создаются
общественными   объединениями,  уставными  задачами  которых  является
участие  в  проведении  работ  по  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.
Методические   рекомендации  по  созданию  и  содержанию  общественных
аварийно-спасательных формирований приведены в Приложении N 8.
     Состав      и      структуру     аварийно-спасательных     служб,
аварийно-спасательных  формирований  определяют  создающие  их  органы
местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя
из   возложенных   на   них   задач  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций, а также требований законодательства Российской
Федерации.
     В  состав  аварийно-спасательных  служб  входят органы управления
указанных    служб,    аварийно-спасательные   формирования   и   иные
формирования,      обеспечивающие      решение      стоящих      перед
аварийно-спасательными     службами    задач.    В    профессиональные
аварийно-спасательные  службы,  профессиональные аварийно-спасательные
формирования  на должности спасателей, в образовательные учреждения по
подготовке  спасателей  для  обучения  принимаются  граждане,  имеющие
среднее   (полное)   общее  образование,  признанные  при  медицинском
освидетельствовании   годными   к   выполнению   работы   спасателя  и
соответствующие установленным требованиям по уровню профессиональной и
физической   подготовки,  а  также  требованиям,  предъявляемым  к  их
морально-психологическим качествам.
     К   непосредственному   исполнению   обязанностей   спасателей  в
профессиональных   аварийно-спасательных   службах,   профессиональных
аварийно-спасательных  формированиях  допускаются  граждане, достигшие
возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие
обучение   по   программе  подготовки  спасателей  и  аттестованные  в
установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
     Готовность    профессиональных    аварийно-спасательных    служб,
профессиональных  аварийно-спасательных формирований к реагированию на
чрезвычайные  ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется
в  ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах
своих  полномочий  органами  управления, специально уполномоченными на
решение  задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
     Все     аварийно-спасательные    службы,    аварийно-спасательные
формирования    подлежат   аттестации   в   порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
     Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования,
не  прошедшие  аттестацию  или  не  подтвердившие в ходе проверок свою
готовность  к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ
по   их   ликвидации,   к  обслуживанию  организаций  по  договору  не
допускаются    и   к   проведению   аварийно-спасательных   работ   не
привлекаются.
     Привлечение  аварийно-спасательных  служб,  аварийно-спасательных
формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
     в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами,
аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
     в   соответствии   с   планами   взаимодействия   при  ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
     в    соответствии   с   установленным   порядком   действий   при
возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
     по   решению   уполномоченных  на  то  должностных  лиц  местного
самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих
руководство   деятельностью   указанных  аварийно-спасательных  служб,
аварийно-спасательных  формирований  либо  имеющих на то установленные
законодательством  Российской  Федерации  полномочия на основе запроса
органов  местного  самоуправления,  организаций, на территории которых
сложились  чрезвычайные  ситуации  или  к полномочиям которых отнесена
ликвидация   указанных   чрезвычайных   ситуаций,  на  основе  запроса
руководителей  ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с
указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Привлечение    профессиональных    аварийно-спасательных   служб,
профессиональных   аварийно-спасательных   формирований  к  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц
должно   сопровождаться  обязательным  принятием  мер,  обеспечивающих
установленный    законодательством    Российской   Федерации   уровень
защищенности   от   чрезвычайных   ситуаций   объектов  и  территорий,
обслуживаемых указанными службами и формированиями.
     Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  и  организацию их взаимодействия осуществляют
руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Руководители  аварийно-спасательных  служб, аварийно-спасательных
формирований,   прибывшие   в   зоны  чрезвычайных  ситуаций  первыми,
принимают  на  себя  полномочия  руководителей ликвидации чрезвычайных
ситуаций   и   исполняют   их  до  прибытия  руководителей  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   определенных   планами   предупреждения   и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  или  назначенных органами местного
самоуправления,  руководителями  организаций,  к  полномочиям  которых
отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
     Решения    руководителей    ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
направленные    на    ликвидацию   чрезвычайных   ситуаций,   являются
обязательными  для  всех  граждан  и  организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных  ситуаций,  если  иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
     Полномочия    руководителя   ликвидации   чрезвычайной   ситуации
определяются    органами    местного    самоуправления,   руководством
организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Руководители     ликвидации    чрезвычайных    ситуаций    вправе
самостоятельно принимать решения:
     о проведении эвакуационных мероприятий;
     об   остановке  деятельности  организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных ситуаций;
     о   проведении   аварийно-спасательных   работ   на   объектах  и
территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
     об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
     о  разбронировании  резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  организаций,  находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций;
     об   использовании  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской  Федерации,  средств  связи,  транспортных  средств и иного
имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
     о  привлечении  к  проведению  работ  по  ликвидации чрезвычайных
ситуаций  нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований,
а  также  спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при
наличии  у  них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение
аварийно-спасательных работ;
     о   принятии  других  необходимых  мер,  обусловленных  развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
     В    случае   крайней   необходимости   руководители   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций  могут  принимать  решение  о  привлечении  на
добровольной  основе  населения к проведению неотложных работ, а также
отдельных  граждан,  не  являющихся  спасателями,  с  их  согласия,  к
проведению аварийно-спасательных работ.
     Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все
меры   по  незамедлительному  информированию  соответствующих  органов
местного  самоуправления,  руководства  организаций  о  принятых ими в
случае крайней необходимости решениях.
     Руководители   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,  руководители
аварийно-спасательных  служб, аварийно-спасательных формирований имеют
право  на  полную  и  достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях,
необходимую для организации работ по их ликвидации.
     В  случае  технологической  невозможности проведения всего объема
аварийно-спасательных   работ   руководители  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных
работ  в  целом  или  их  части,  приняв  в первоочередном порядке все
возможные  меры  по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций
людей.
     Возмещение  расходов  на  перевозку  и  размещение привлекаемых к
проведению     работ     по     ликвидации    чрезвычайных    ситуаций
аварийно-спасательных   служб,   аварийно-спасательных   формирований,
материально-техническое,  финансовое  и  иное  обеспечение, а также на
оплату  труда  спасателей,  работников  аварийно-спасательных  служб и
аварийно-спасательных   формирований,   выплату   им   вознаграждений,
предоставление   дополнительных   оплачиваемых  отпусков,  медицинское
обеспечение  и  выплаты  по  временной  нетрудоспособности спасателям,
пострадавшим   при   проведении   указанных   работ,   производится  в
соответствии  с договорами на обслуживание организаций или из средств,
выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
     Органы  местного  самоуправления  и организации обязаны оказывать
всемерное        содействие       аварийно-спасательным       службам,
аварийно-спасательным  формированиям,  следующим  в  зоны чрезвычайных
ситуаций  и  проводящим  работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в
том  числе  предоставлять  им  необходимые транспортные и материальные
средства.
     Оперативный   транспорт   профессиональных  аварийно-спасательных
служб,   профессиональных  аварийно-спасательных  формирований  должен
иметь  светографическую раскраску установленного образца и специальные
звуковые и световые сигналы.
     В   целях   обеспечения  оперативности  действий  при  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    нормативными   правовыми   актами   органа
исполнительной   власти   субъекта   Российской  Федерации  необходимо
определить   порядок  при  следовании  к  месту  проведения  работ  по
ликвидации     чрезвычайных     ситуаций.     Оперативный    транспорт
профессиональных    аварийно-спасательных    служб,   профессиональных
аварийно-спасательных       формирований       пользуется       правом
беспрепятственного   проезда,   правом   первоочередного   обеспечения
горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях,
в  морских  и речных портах, а также правом первоочередного проведения
ремонтных  работ  на станциях технического обслуживания, аэродромах, в
морских и речных портах независимо от форм их собственности.
     В   целях   обеспечения  постоянной  готовности  профессиональных
аварийно-спасательных  служб,  профессиональных  аварийно-спасательных
формирований  к  проведению  работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований могут призываться на военные сборы в сроки, согласованные
с руководителями указанных служб и формирований.
     Координацию   деятельности   всех   аварийно-спасательных  служб,
аварийно-спасательных  формирований  на  территориях  органов местного
самоуправления  осуществляют  органы  управления  при органах местного
самоуправления,  специально  уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Основаниями     для     перемещения     в    другую    местность,
перепрофилирования  на  другой  вид  аварийно-спасательных  работ  или
ликвидации      профессиональных      аварийно-спасательных     служб,
профессиональных   аварийно-спасательных  формирований,  а  также  для
ликвидации  нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное
создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации,
являются  прекращение  функционирования  обслуживаемых ими организаций
или  устранение  опасности  возникновения  чрезвычайных  ситуаций, для
предупреждения  и  ликвидации которых предназначены указанные службы и
формирования.
     Решения   о   перемещении,   перепрофилировании   или  ликвидации
профессиональных    аварийно-спасательных    служб,   профессиональных
аварийно-спасательных  формирований,  а  также  решение  о  ликвидации
нештатных  аварийно-спасательных  формирований,  обязательное создание
которых    предусмотрено   законодательством   Российской   Федерации,
принимают  создавшие их органы местного самоуправления, организации по
согласованию  с  органами  управления,  специально  уполномоченными на
решение  задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,   на  которые  возложены  функции  координации  деятельности
указанных служб и формирований.
     При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных
формирований,   созданных  по  решению  администраций  организаций,  и
общественных    аварийно-спасательных    формирований    администрации
указанных   организаций   и   руководство   общественных   объединений
информируют  органы местного самоуправления, специально уполномоченные
на   решение   задач  в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций,  на  которые  возложены  функции  координации
деятельности указанных формирований.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 Г. N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа