ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА. Правила. Министерство морского флота СССР. 17.09.91 РД 31.81.10-91

Фрагмент документа "ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7.3. Наливные суда

     7.3.1. Общие положения
     7.3.1.1. Все специалисты, направляемые на наливные суда (танкеры,
газовозы   и   химовозы),  должны  проходить  специальное  обучение  и
тренировку по использованию средств индивидуальной защиты (дыхательных
аппаратов),   о   чем   делается   запись   в   их  удостоверениях  по
специальности.
     7.3.1.2.  До  начала грузовых операций капитан обязан получить от
грузоотправителя   все   сведения  о  вредных  для  здоровья  человека
свойствах груза и назначить руководителя грузовых операций.
     7.3.1.3.  Перед  началом  погрузки  старший  или  второй помощник
капитана  обязан  проинструктировать  членов  экипажа,  участвующих  в
грузовых операциях:
     (01) о свойствах груза;
     (02) о правилах безопасности при погрузочно-разгрузочных работах,
перевозке, мойке и очистке танков;
     (03)  о  безопасности  при  ремонтных  работах  в районе грузовых
танков и помещений грузовых механизмов;
     (04) о мерах в случае утечки или расплескивания груза;
     (05)  о  мерах  оказания первой помощи при контакте с перевозимым
грузом;
     (06)  о  мерах  по  борьбе  с  пожаром  и  использованию  средств
пожаротушения;
     (07)  о  виде  и  обозначении ярлыков опасности, установленных на
крышках расширительных горловин.
     После  проведения  инструктажа  администрация судна, перевозящего
опасные грузы наливом, должна провести проверку знаний об особенностях
и  опасностях перевозимого груза и, по возможности, обеспечить учебную
тренировку  по  методам  борьбы на случай утечки, перелива, возгорания
груза,  научить  членов экипажа пользоваться средствами индивидуальной
защиты,  о  чем  делается  запись  в  журнале  инструктажа  по технике
безопасности.
     7.3.1.4.  До  начала  грузовых  операций все двери, иллюминаторы,
отверстия,  через  которые пары вредных газов груза могут проникнуть в
судовые помещения, должны быть закрыты. Эти требования действуют также
при  приеме  балласта  в  недегазированные танки, освобождении от газа
грузовых танков и дегазации грузовых помещений.
     7.3.1.5.  Входить и находиться в помещениях грузовых механизмов и
постов    управления    грузовыми    операциями   разрешается   лицам,
непосредственно участвующим в проведении грузовых операций.
     На  дверях  этих  помещений  должна  быть  надпись: "ПЕРЕД ВХОДОМ
ПРЕДУПРЕДИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА И ВКЛЮЧИ ВЕНТИЛЯТОР!".
     Примечание.  Искусственная  вентиляция должна включаться не менее
чем за 10 мин. до входа в помещение.

     7.3.1.6.  При  нахождении людей в опасных для здоровья помещениях
вахтенный  помощник  капитана  обязан  установить  с ними переговорную
связь. Связь прекращается после выхода людей из помещения.
     Руководитель  работ обязан доложить вахтенному помощнику капитана
о выходе людей из помещения.
     7.3.1.7.  На  видном  месте  внутри жилой надстройки судна должна
вывешиваться  Карта  опасностей, соответствующая перевозимому грузу, в
которой  должны  быть  отражены:  основные  физико-химические свойства
груза,  ярлык опасностей; меры по оказанию первой помощи пострадавшему
от контакта с грузом; приемы тушения в случае пожара и другие действия
экипажа в аварийных ситуациях, а также ПДК для данного груза.
     7.3.1.8.  Перед  началом  грузовых операций или приема балласта в
недегазированные танки необходимо удостовериться, что:
     (01) системы аварийной остановки, аварийной сигнализации и другие
устройства  безопасности,  а  также  основные  управляющие  устройства
испытаны и готовы к действию;
     (02) судовая система газового анализа работает исправно;
     (03) несовместимые грузы подаются через отдельные трубопроводы;
     (04)  проверены,  готовы  к  действию  и  размещены в необходимых
местах  средства  индивидуальной  защиты,  в  том  числе два комплекта
изолирующих  воздушных дыхательных аппаратов находятся около помещения
грузовых механизмов (грузовое насосное, компрессорное отделение);
     (05)  судовой  экипаж  и береговые специалисты оповещены о начале
операции;
     (06) установлены предупредительные знаки на судне и на берегу;
     (07)  двери, иллюминаторы и другие отверстия помещений бака жилых
надстроек плотно закрыты;
     (08)  раструбы вентиляционных головок развернуты в соответствии с
направлением  ветра,  а  воздухозаборные отверстия, в том числе систем
кондиционирования   воздуха,   расположенные   в   опасной   от  паров
перевозимого груза зоне, закрыты;
     (09)  закрыты  и  закреплены штатными устройствами крышки сходных
люков,  моечных горловин, смотровых лючков и пробки замерных устройств
грузовых танков;
     (10)  поддоны расположены под фланцами, где возможны утечки из-за
смещения шланговых соединений, патрубков, заглушек и т.п.
     7.3.1.9.  Во  время  перевозки  груза  должно  вестись постоянное
наблюдение  за состоянием груза во всех грузовых помещениях (давление,
температура и уровень).
     7.3.1.10.  При  производстве судовых работ, связанных с возможной
утечкой  газов  или  пара,  когда  возможны отравление, обмораживание,
ожоги  людей,  воспламенение или взрыв смеси газов и паров, необходимо
применять технологические карты, утвержденные в установленном порядке.
     В случаях, когда такие карты отсутствуют на судне, указанные виды
работ   разрешается   проводить  при  наличии  разработанного  старшим
помощником  капитана  и утвержденного капитаном плана организации этих
работ,  который  должен  предусматривать  необходимые  мероприятия  по
технике безопасности, а также тип и порядок применения СИЗ.
     7.3.1.11.  Лица,  у  которых  обнаружены неисправные газозащитные
средства   или   признаки  противопоказания  к  работе  в  изолирующем
воздушном  дыхательном  аппарате  в  данный момент (утомление, кашель,
повышенная  температура  и  т.д.),  к  работе  в  газовой атмосфере не
допускаются.
     7.3.1.12.  При  работе  с  опасным  грузом обязательно применение
спецодежды.  В  перерывах  и  по  окончании  работы ее следует хранить
отдельно  от  личной  одежды.  Хранение  спецодежды в жилых помещениях
запрещается.
     По   окончании   работы  сухую  спецодежду,  перчатки,  рукавицы,
фартуки,  нарукавники, обувь, защитные очки следует тщательно очистить
от  грязи и пыли: сырую спецодежду - проветрить и просушить; ее стирка
производится  механическим  путем  при  постоянной работе вентиляции в
прачечной.
     7.3.1.13.  Перед  стиркой  сильно загрязненную или облитую грузом
спецодежду  предварительно  необходимо  обработать  растворителями  (в
зависимости   от   класса   химического   продукта)   либо  в  паровой
дезинфекционной камере.
     Технология  стирки  спецодежды  должна  строго соблюдаться. После
закладки  спецодежды  в машину вскрытие машины разрешается после того,
как  одежда  будет  тщательно  прополоскана. Запрещается промежуточное
вскрытие машины.
     7.3.1.14.   На  танкере  в  специально  отведенном  месте  должен
находиться  запас  медицинского  кислорода  в  баллонах  и кислородных
подушках для оказания помощи в случае отравления.
     7.3.1.15. Очистные работы в судовых емкостях должны производиться
в   соответствии   с  действующими  технологическими  инструкциями  по
различным видам очистных работ.
     7.3.1.16.  Непосредственное руководство подготовкой и проведением
очистных  работ  в танках наливных судов осуществляет старший помощник
капитана.
     7.3.1.17.   Руководство   дегазационными  работами,  выполняемыми
судовым экипажем, осуществляет старший (главный) механик.
     7.3.1.18.   До   начала   очистных  работ  электромеханик  должен
проверить   исправность   взрывозащищенных   фонарей  и  электрических
воздуходувок  для  подачи  воздуха,  состояние  заземляющих  перемычек
грузовых, моечных и зачистных трубопроводов и обеспечение освещенности
района очистных работ в соответствии с нормами.
     7.3.1.19.  При  мойке  танков,  заполненных  инертными газами, их
давление должно быть выше атмосферного на протяжении всей мойки, чтобы
предотвратить поступление наружного воздуха внутрь танка.
     7.3.1.20.   В   ночное   время   район  работ  должен  освещаться
прожекторами с мостика.
     Когда  нет  возможности  освещать  палубу  прожекторами,  следует
применять  взрывозащищенные фонари. Применение переносных светильников
с электрическим кабелем запрещается.
     7.3.1.21.  Перестановку моечных машинок следует производить после
прекращения подачи моечной воды и при отсутствии давления в рукавах.
     7.3.1.22.  Перед  входом  людей в танк, в который опущены моечные
машинки,   должны   быть   перекрыты   отсечные   клапаны,  к  которым
присоединены моечные рукава с машинками. На перекрытых клапанах должны
быть вывешены таблички с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ".
     7.3.1.23. При химико-механизированной мойке разрешается применять
только  химические  препараты, одобренные и признанные безопасными для
применения  на  морских  судах  органами  государственного санитарного
надзора.
     7.3.1.24.   При   ветре   во   время  заливки  моющего  препарата
работающему следует стоять с наветренной стороны.
     7.3.1.25.  При  взятии  на анализ проб раствора моющего препарата
необходимо  защищать  глаза  и  открытые поверхности тела от попадания
брызг раствора.
     7.3.1.26.  В  случае попадания раствора моющего препарата в глаза
следует  немедленно  осторожно  промыть  глаза чистой пресной водой до
исчезновения боли и обратиться к судовому врачу.
     7.3.1.27. Моющие препараты должны храниться в отдельном помещении
и  выдаваться  с  разрешения  старшего  помощника  капитана. Емкости с
моющим препаратом следует хранить в закрытом помещении.
     7.3.1.28.  В пустые пространства, окружающие грузовые цистерны, в
помещения для работы с химическим продуктом, а также и другие подобные
помещения  вход  членам  экипажа  разрешен  в средствах индивидуальной
защиты.
     7.3.2. Газовозы
     7.3.2.1.  Жилая  надстройка газовоза является местом коллективной
защиты   экипажа.   Контроль   за  герметичностью  контура  надстройки
обеспечивает вахтенный помощник капитана.
     7.3.2.2.  До  начала  грузовых  операций  капитан  и  специалисты
береговых  организаций  обязаны  составить  акт  о  готовности судна и
береговых технических средств к производству грузовых операций.
     7.3.2.3.   Технология   выполнения   грузовых  операций,  включая
аварийные   операции,  должна  быть  согласована  между  руководителем
грузовых   операций   судового  экипажа  и  ответственными  лицами  на
береговых  объектах.  В  процессе производства грузовых операций между
ними должна поддерживаться постоянная связь.
     Руководитель  грузовых  операций  обязан  организовать  обходы  и
осмотры  газовой  системы  и механизмов для своевременного обнаружения
возможных утечек газа.
     7.3.2.4. На судах-газовозах за каждым членом экипажа закрепляются
специально  подобранные  по размерам воздушный изолирующий дыхательный
аппарат  и  респиратор  (или  противогаз),  правильному  использованию
которых  члены  экипажа  должны быть обучены на занятиях, периодически
проводимых под руководством старшего помощника капитана.
     7.3.2.5.   Перед   началом  приема  (выдачи)  груза  руководитель
грузовых  операций  должен удостовериться, что средства индивидуальной
защиты  проверены, баллоны изолирующих воздушных дыхательных аппаратов
наполнены  и  у  респираторов или противогазов имеются соответствующие
перевозимому грузу патроны.
     7.3.2.6. Члены экипажа, заступающие на вахту, обязаны убедиться в
исправности    изолирующего    воздушного    дыхательного    аппарата,
размещенного на его рабочем месте.
     7.3.2.7.  Для использования в аварийных ситуациях на судне должно
быть   размещено   дополнительное   количество  изолирующих  воздушных
дыхательных аппаратов:
     в штурманской рубке - 4;
     в машинном отделении - 4;
     у входа в помещение грузовых механизмов - 2;
     в радиорубке - 1;
     под баком - 1;
     в помещении несения постоянной вахты на стоянке - 1.
     7.3.2.8.  В  аварийных  случаях  для  работы  в заполненном газом
помещении  используются  комплекты  полного  газозащитного снаряжения,
количество  которого  должно  соответствовать  числу  членов аварийной
партии  плюс  запасной  комплект,  но  не  менее  шести комплектов для
газовозов  вместимостью  до  25000  куб.  м  и  восьми - для газовозов
большей вместимости.
     7.3.2.9.  Работать  в  шерстяной одежде в атмосфере, где возможно
присутствие паров сжиженных газов, не допускается.
     7.3.3. Химовозы
     7.3.3.1.  Грузы,  способные вступать в реакцию с водой, не должны
помещаться  в  грузовые  помещения,  смежные  с  водяными  и грузовыми
танками, содержащими балласт или воду.
     7.3.3.2.  Отсеки  двойного  дна,  двойного корпуса и коффердамы в
районе  грузовых  цистерн могут заполняться и откачиваться посредством
насосов,  расположенных в главном машинном отделении, при условии, что
химические продукты перевозятся во вкладных цистернах.
     7.3.3.3.  В пространства, окружающие грузовые цистерны, помещения
для работы с химическим продуктом, а также в другие подобные помещения
вход членам экипажа разрешен в средствах индивидуальной защиты.
     7.3.3.4.  Запрещается погрузка химического продукта одного вида в
танк,  не  освобожденный  от  остатков другого вида химического груза.
Перед  погрузкой химического продукта в дегазированный танк необходимо
еще  раз  проверить  газоанализатором  отсутствие  остаточных  опасных
газов.
     7.3.3.5.   При  погрузке  химического  продукта  наливом  следует
принимать во внимание возможное максимальное расширение груза в рейсе.
     7.3.3.6.  Мойку  танков  разрешается  производить  при отсутствии
качки  судна. Во время грозы с атмосферными разрядами моечные работы в
недегазированных   танках  должны  быть  прекращены  и  все  горловины
задраены.
     7.3.3.7.   При   мойке   танков  переносными  моечными  машинками
необходимо  применять  резиновые  рукава  антистатической конструкции.
Соединения  рукавов  между  собой  и  с  моечной  машинкой должны быть
выполнены  так,  чтобы  обеспечивался  надежный  электрический контакт
между  моечной  машинкой  и корпусом судна. При отсутствии специальных
рукавов  моечные  машинки  необходимо  заземлять  на  корпус судна при
помощи медного проводника.
     7.3.3.8. Опускание и подъем рукавов с моечными машинками в танках
необходимо производить при помощи специальных кронштейнов, исключающих
трение   рукавов  о  комингс  горловины,  выброс  струй  на  палубу  и
обеспечивающих надежное закрепление рукавов в нужном положении.
     7.3.3.9.   Вводить   моечные  машинки  в  недегазированный  танк,
заполненный   паром,   следует   после  вентилирования  танка.  Нельзя
заполнять паром танки, в которые опущены моечные машинки.
     7.3.3.10. Во время мойки танков моечные горловины следует держать
закрытыми,  за  исключением  тех,  которые  необходимы  для вентиляции
танков.
     7.3.4. Ручная домывка танков и выборка неоткачиваемых остатков
     7.3.4.1.  Для  входа  людей в грузовые танки с целью производства
работ по ручной домывке и выборке твердых остатков должен быть получен
допуск  к работе от старшего помощника капитана, а в топливные танки -
от старшего механика.
     7.3.4.2.  Работы  по  ручной  домывке в одном танке рекомендуется
производить  одновременно  двумя мойщиками. Вода должна подаваться при
давлении  не  более  6  кгс/кв.  см  и температуре не выше плюс 45 ёС.
Производить  ручную  домывку  с применением в качестве моющей жидкости
растворителей (керосин, дизельное топливо, сырая нефть) запрещается.
     7.3.4.3.  Необходимые  для  работы  инструмент  и  приспособления
должны  быть  заранее  опущены  в танк в брезентовом мешке. Переносной
фонарь  рекомендуется крепить к поясу спускающегося в удобном для него
положении.
     7.3.4.4.  При  ручной  выборке  остатков  из  танка ведра следует
заполнять на 3/4 высоты.
     7.3.5.   Зачистные   работы   в   танках   из-под   этилированных
нефтепродуктов
     7.3.5.1.  Вход  и  работа  людей  в  танках  из-под этилированных
нефтепродуктов допускаются с разрешения санэпидстанции.
     7.3.5.2.  Загрязненные этилированными нефтепродуктами поверхности
(палуба,  тара, машины или их части, одежда, защитные приспособления и
т.п.) подлежат обязательному обезвреживанию или дегазации.
     7.3.5.3.   Зачистка   металлических   поверхностей   производится
тщательной  двукратной  протиркой ветошью, смоченной в неэтилированном
керосине или бензине, с последующим обмыванием водой.
     7.3.5.4.   Зачистка  деревянных  палуб  и  площадей,  не  имеющих
металлических покрытий, производится смазыванием хлорной известью (1/3
извести  на  2/3  воды)  с  последующим обмыванием водой через 30 мин.
после смазывания.
     7.3.5.5.  При  образовании на поверхностях остатков этилированных
нефтепродуктов  они  посыпаются  древесными  опилками,  которые  затем
собираются в металлическую тару и уничтожаются.
     7.3.5.6.  Работы  по  зачистке  различного рода предметов, тары и
спецодежды  производятся  в  специально отведенных для этого местах на
открытом    воздухе    или   в   помещениях   при   наличии   надежной
приточно-вытяжной вентиляции.
     7.3.6. Работы с использованием зачистных станций
     7.3.6.1.  При  производстве  зачистных  работ в судовых емкостях,
выполняемых  членами экипажей, ответственность за соблюдение правил по
технике   безопасности  возлагается  на  инженера-технолога  зачистной
станции.
     В   рабочих   сменах,  в  которых  инженер-технолог  отсутствует,
обязанности   по   обеспечению   безопасности   при  очистных  работах
возлагаются на сменного помощника капитана.
     7.3.6.2.   До  начала  зачистных  работ  администрация  зачистной
станции совместно с администрацией судна, подлежащего зачистке, должны
обеспечить:
     (01) надежные средства сообщения между станцией и судном;
     (02)  свободный  доступ  ко всем горловинам зачищаемых грузовых и
топливных  танков,  а также открытие их. Должны быть открыты все трюмы
над  топливными  танками  и  произведена проверка исправности трапов в
трюмах и очистных танках;
     (03)  уборку  с грузовой палубы или настила двойного дна в районе
производства работ всех посторонних предметов;
     (04) надлежащее безопасное освещение рабочих участков и проходов;
     (05)  работу  имеющихся на судне зачистных механических средств и
вентиляцию зачищаемых емкостей.
     7.3.6.3.   Прокладка   рукавов   между   зачистной   станцией   и
обрабатываемым    судном   должна   быть   выполнена   под   контролем
инженера-технолога.
     В   местах   временных   соединений  паровых  шлангов  необходимо
выставить  ограждения  и  знаки,  запрещающие  хождение людей в районе
опасной зоны.
     7.3.7. Инертизация цистерн и танков
     7.3.7.1.  Заполнение  грузовых  танков инертными газами (двуокись
углерода,  азот,  дымовые  газы)  производится  специальной  станцией,
оборудованной   автоматическими   газоанализаторами   с   устройствами
звуковой   сигнализации,   срабатывающей   при   предельно  допустимой
концентрации газов.
     7.3.7.2.  На  входных  люках  инертизируемых емкостей должны быть
вывешены  таблички  с  надписью:  "ВОСПРЕЩАЕТСЯ  ВХОД", которые должны
оставаться весь период содержания в емкостях инертного газа.
     7.3.7.3. Во время погрузки, приема балласта или дегазации танков,
когда  из  них  вытекает  инертный  газ,  все  иллюминаторы  и  двери,
выходящие  на  грузовую  палубу,  должны  быть  закрыты  во  избежание
загазованности судовых помещений.
     Необходимо принять меры, предупреждающие попадание инертного газа
в общесудовую вентиляцию через палубные приемники воздуха.
     7.3.7.4.  Перед  спуском людей в танки для осмотра или проведения
работ  необходимо  проверить  закрытие  клапанов,  через которые может
подаваться  инертный  газ,  и  убедиться,  что  танк  не  сообщается с
другими, заполненными инертным газом.
     7.3.7.5. Во время нахождения людей в танке туда должен подаваться
свежий  воздух. Контрольные проверки на загазованность производятся не
реже чем через 30 мин.
     7.3.7.6.  Во  время  предремонтной  подготовки  поверхности  всех
незачищенных  и  не  заполненных  инертным  газом  или  водой  цистерн
очерчиваются  желтой  краской  и  маркируются  надписью: "ОГНЕОПАСНО -
ТОПЛИВО!".  При постановке судна в док цистерны очерчивают и маркируют
по наружному корпусу судна.
     7.3.7.7.  Безопасность  производства  работ по заполнению цистерн
инертным  газом  и  поддержание  в  них необходимых параметров газовой
среды  обеспечивает администрация судна или судоремонтного предприятия
в  зависимости  от  того,  в  чьем ведении находится станция инертного
газа.
     Станция  (установка)  приводится  в  рабочее  состояние только по
приказу лица, ответственного за безопасное проведение огневых работ.
     7.3.7.8.  Заполнение  цистерн  инертным  газом  можно производить
после  окончания  зачистки,  дегазации  и  вывода людей из всех других
цистерн судна.

Фрагмент документа "ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа