Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 20.02.2007)".
2.5. Учет и контроль за работой грузового транспорта Неконтролируемый рост численности парка грузовых автомобилей в г. Москве (в совокупности с ростом числа легковых автомобилей) привел к ряду негативных последствий, в т.ч.: - ухудшению экологической обстановки в городе; - несоответствию пропускной способности дорожной сети парку подвижного состава; - возникновению заторов и росту вероятности дорожно-транспортных происшествий; - повышению времени доставки грузов и пассажиров; - росту затрат из-за излишнего расхода горюче-смазочных материалов и т.п. В городе отсутствует полнообъемная статистическая информация о деятельности отрасли. Официальная статистическая отчетность ведется только по 1565 автотранспортным предприятиям (из 25 тысяч владельцев грузового автопарка), которые рассматриваются как крупные и средние. В собственности данной группы владельцев имеется в наличии 32,3 тыс. ед. грузовых автомобилей, что составляет 14% от городского грузового автомобильного парка, из которых около 30% находится в государственной форме собственности, 1% - в муниципальной, 36% - в частной, 29% - в смешанной российской (без иностранного участия) и 4% - в прочих формах. ГРУППИРОВКА ХОЗЯЙСТВ ПО ЧИСЛУ В НИХ СОБСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА КОНЕЦ 2001 Г. (В ЕД.) ------------------------------------------------------------- | |Число хозяйств, имеющих|В них грузовых | | |грузовые автомобили |автомобилей | |-------------------|-----------------------|---------------| |Всего | 1565 | 32298 | |-------------------|-----------------------|---------------| |В том числе | |Всего/в среднем| |хозяйства с числом | | | |автомобилей: | | | |-------------------|-----------------------|---------------| |1-9 | 995 | 3918/4 | |-------------------|-----------------------|---------------| |10-24 | 322 | 4814/15 | |-------------------|-----------------------|---------------| |25-49 | 115 | 3907/34 | |-------------------|-----------------------|---------------| |Итого от 1 до 49 | 1432 | 12636 | |-------------------|-----------------------|---------------| |50-99 | 65 | 4805/74 | |-------------------|-----------------------|---------------| |100 и более | 68 | 14854/218 | |-------------------|-----------------------|---------------| |Итого от 50 и более| 133 | 19659 | ------------------------------------------------------------- УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ХОЗЯЙСТВ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЧИСЛОМ СОБСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ХОЗЯЙСТВ НА КОНЕЦ 2001 Г. (В %) ------------------------------------------------- | |Число хозяйств, |В них | | |имеющих грузовые|грузовых | | |автомобили |автомобилей| |------------------|----------------|-----------| |Всего | 100 | 100 | |------------------|----------------|-----------| |В том числе | | | |хозяйства с числом| | | |автомобилей: | | | |------------------|----------------|-----------| |1-9 | 63,6 | 12,1 | |------------------|----------------|-----------| |10-24 | 20,6 | 14,9 | |------------------|----------------|-----------| |25-49 | 7,3 | 12,1 | |------------------|----------------|-----------| |50-99 | 4,2 | 14,9 | |------------------|----------------|-----------| |100 и более | 4,3 | 46,0 | ------------------------------------------------- Данные хозяйства, имеющие в собственности менее одной седьмой части зарегистрированного в городе грузового подвижного состава, можно условно охарактеризовать как "организованные", т.к. их деятельность можно в какой-то степени отслеживать по статистической отчетности. Мелкие и средние автохозяйства (к которым можно отнести хозяйства с парком от 1 до 49 единиц подвижного состава) составляют более 90% от общего числа "организованных" хозяйств и владеют почти 40 процентами организованного парка, или 5,6% - общегородского (12,6 тыс. ед. из 224,6 тыс. ед.). Крупные автохозяйства (от 50 и более единиц парка) составляют 8,5% организованных хозяйств, располагают 60 процентами организованного парка, или 8,8% - общегородского (12,6 тыс. ед. из 224,6 тыс. ед.). В подавляющем большинстве это реструктуризированные автопредприятия московских отраслевых объединений, действовавших до начала экономических преобразований конца 80-х годов, и именно они являются наиболее управляемой частью грузового автотранспорта города, несут основную нагрузку по обеспечению нормального функционирования городского хозяйства. В автопредприятиях, представляющих этот вид городского грузового автотранспорта (их число и структура не указываются), сконцентрировано 9,2 тыс. ед. грузовых автомобилей, или 28% организованного парка и 4% - от численности всего общегородского. Именно их провозные мощности в первую очередь привлекаются для решения всех общегородских программ, включая ликвидацию последствий климатических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций. Эти предприятия, практически не имея иных источников доходов кроме перевозочной деятельности и работая в разных стартовых условиях, теряют конкурентоспособность на рынке автотранспортных услуг. Поэтому при росте общегородского парка (в 2001 г. к 2000 г. - на 2,3%, или 5 тыс. ед.) наблюдается явная тенденция к сокращению парка автотранспорта общего пользования: за 2001 год он сократился по сравнению с предыдущим на 8,7%, или на 0,9 тыс. ед. Помощь Правительства Москвы в деле обновления парка подвижного состава автотранспорта общего пользования, изменения его структуры и состава, а также усилия самих автопредприятий в определенной степени стабилизировали обстановку, в результате чего при упомянутом сокращении парка в 1999 г. по сравнению с 1998 г. во внутригородском и пригородном сообщении объем перевозок грузов для городского хозяйства вырос на 4,6%, а в междугородном - на 16,5%. В 2001 г. эти показатели весьма ощутимо сократились до уровня 2000 г. В личной собственности насчитывается 101,4 тыс. ед. подвижного состава, или 45,1% от численности общегородского. Очевидно, что работа лишь 14% грузовых автомобилей в городе (32,3 тыс. ед. из 224,6 тыс. ед.) имеет в разной степени организованный характер и при совершенствовании системы учета и контроля может в какой-то мере анализироваться. В то же время деятельность владельцев 90,9 тыс. автомобилей (40% численности парка), формально зарегистрированных в городе, вообще выпадает из поля зрения официальных органов контроля и управления. Такое положение не дает ответы на следующие вопросы: - кто из владельцев грузовых автомобилей перевозит основные виды грузов - продукты питания (в т.ч. хлеба и молока) в детские сады, школы, больницы, обеспечивает завоз плодоовощной продукции, доставку потребителям топлива и других опасных грузов, обслуживание железнодорожных станций, аэропортов и пристаней, вывоз мусора и т.д.; - кто, помимо московских автоперевозчиков, какими транспортными средствами и в каком объеме осуществляет в городе перевозочную деятельность; - на каких перевозках работает основная масса индивидуальных и мелких владельцев транспортных средств; - насколько законопослушными (в части пополнения бюджета за счет налоговых отчислений, соблюдения правил и условий перевозок различных грузов и т.д.) являются те или иные грузоперевозчики; - какова степень надежности владельцев грузового автотранспорта в отношении выполнения транспортных задач в экстремальных условиях? Не имея никаких гарантий от грузоперевозчиков, большая часть заказчиков автотранспорта рискует не только своими деньгами, но и здоровьем населения. Являясь стратегической отраслью городского хозяйства, грузовой автотранспорт требует к себе повышенного внимания для возможности последующего эффективного воздействия на него. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 20.02.2007)".