ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 09.02.07

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

9. Защита прав граждан на свободу совести

     В  отчетном  году обращения граждан в связи с нарушением их права
на  свободу  совести  поступали к Уполномоченному в среднем через день
примерно из половины субъектов Российской Федерации. Поскольку едва ли
не  в  каждом  случае  речь  шла  о  правах всех членов того или иного
религиозного  объединения, такое количество обращений следует, видимо,
признать весьма значительным.
     Анализ  указанных обращений позволяет разделить их на две группы.
В  первой  представлены  жалобы  на  действия властей при рассмотрении
традиционно  острых  в  России  вопросов  хозяйственного  обустройства
религиозных  объединений  -  о  возвращении конфискованной в советское
время  церковной  собственности,  об оформлении разрешений и выделении
участков  для  строительства  культовых  зданий.  Обращения  из второй
группы  сигнализируют  о  фактах  некорректного отношения к служителям
культа и представителям церковного актива, а порой и их преследования.
В   отдельных   обращениях   заявители   возражают  против  разработки
неправомерных,    по    их    мнению,   федеральных   и   региональных
законопроектов, регулирующих деятельность религиозных объединений.
     Следует  также  упомянуть  о  том, что, как обычно, с жалобами на
нарушение  их  права  на  свободу совести к Уполномоченному в отчетном
году  обращались  главным  образом  представители  небольших,  или так
называемых   "нетрадиционных   конфессий".  Жалобы  от  представителей
"традиционных  конфессий"  были  крайне  редки.  Ни  одной  жалобы  не
поступило  от  представителей  Русской  православной церкви. Возможно,
такое   распределение  жалоб  по  конфессиям  в  определенной  степени
случайно.  Вместе  с  тем  хотя бы отчасти в нем трудно не усмотреть и
некоторую  закономерность, суть которой, похоже, состоит в том, что не
все  действующие  в  нашей  стране религиозные объединения на практике
равны перед законом, как это предписано российской Конституцией.
     По  жалобам  граждан  Уполномоченный  и  сотрудники  его рабочего
аппарата  обращались  в федеральные министерства и ведомства, в органы
власти  субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой о предоставлении
материалов и разъяснений, а также выезжали в служебные командировки по
стране.   В  ряде  случаев  обращения  направлялись  в  федеральные  и
региональные  органы  власти на основе сообщений СМИ, в частности, для
проверки информации об актах вандализма в отношении молитвенных зданий
мусульманских,   иудейских,   протестантских  общин  в  Ярославской  и
Астраханской областях и в Хабаровском крае.
     В   целом   примерно   в   каждом  третьем  случае  вмешательство
Уполномоченного  побуждало  федеральные  и  региональные органы власти
вернуться  к рассмотрению вопросов, поставленных в обращениях граждан,
и  в  итоге  принять  меры  для  восстановления  их  нарушенных  прав.
Информация  о положительном разрешении обращений граждан по вопросам о
безвозмездной передаче земельных участков религиозным объединениям, об
оказании  этим  объединениям  содействия  в получении помещений для их
нужд,  о возврате культовых зданий поступила из Курской и Владимирской
областей,  Красноярского края, г. Москвы, Республики Северная Осетия -
Алания.
     К  сожалению,  так  происходит далеко не всегда. В частности, уже
девятый  год  власти  г.  Москвы  не  могут  решить вопрос о выделении
земельного  участка  Общине  духовных  христиан-молокан.  Впервые этот
вопрос  попал в поле зрения Уполномоченного около двух лет назад после
обращения  к  нему  руководителей  общины.  Начатая  тогда переписка с
городскими     властями    насчитывает    сегодня    десятки    единиц
корреспонденции.  Постепенно  отношение  властей к нуждам общины стало
более  внимательным  и  участливым.  Судя  по  письму,  поступившему к
Уполномоченному  от  префекта Южного административного округа (ЮАО) г.
Москвы  П.  Бирюкова в декабре 2006 года, власти наконец-то предложили
молоканам  неплохой  участок  и  обещали  содействие  в  его освоении.
Договоренности,  однако,  достичь  не  удалось  в  связи с требованием
общины   вернуть  ей  первоначально  выделенный,  а  затем  отобранный
властями участок.
     Последнее предложение префектуры ЮАО г. Москвы выглядит как будто
вполне  реальным  и  обоснованным.  Впору задуматься о причинах внешне
неконструктивного  отношения  к  нему  общины.  Не  отражает  ли такое
отношение   реакцию   верующих  на  нежелание  властей  признать,  что
первоначально  выделенный  общине  участок был отобран неправомерно, в
частности,  с помощью явно подтасованных результатов опроса жителей. В
своих  обращениях  к  властям  Уполномоченный  ранее  уже  указывал на
подтасовки  результатов опроса. Тем не менее в своем письме от декабря
отчетного  года  префект П. Бирюков вновь ссылается на них как на одно
из  оснований  для  изъятия  первоначально выделенного общине участка.
Искренне  верующие  люди  бывают  порой  весьма  принципиальны в своей
борьбе  за  справедливость.  Об  этом  негоже  забывать представителям
светской власти.
     Знаковым  событием  для  общественной  жизни  России, способным в
перспективе  позитивно  повлиять  на  правовое  разрешение конфликтных
ситуаций  между  органами  власти  и религиозными объединениями, стало
решение  Европейского Суда по правам человека, принятое в октябре 2006
года по жалобе Московского отделения Армии Спасения.
     В  своем  обращении  в Европейский Суд Московское отделение Армии
Спасения    обжаловало    отказ    Управления    юстиции   г.   Москвы
перерегистрировать   его  в  качестве  религиозного  объединения.  Суд
согласился  с  доводами  заявителя  и,  усмотрев  в решении Управления
юстиции г. Москвы факт нарушения статей 9 и 11 Конвенции о защите прав
человека  и  основных  свобод,  обязал  Россию  выплатить религиозному
объединению сумму в 10 тыс. евро в порядке компенсации нематериального
ущерба.
     Решение  Европейского  Суда  подтверждает  обоснованность позиции
Уполномоченного,  ранее  высказывавшегося  за  признание за Московским
отделением   Армии   Спасения  права  на  перерегистрацию  в  качестве
религиозного  объединения. Европейский Суд выявил и охарактеризовал те
неверные  основания,  на  базе  которых  органы власти и суда в России
порой отказывают религиозным объединениям в регистрации. К таковым суд
отнес:  ссылки на "иностранное происхождение" религиозного объединения
или  на несоответствие его внутрицерковной структуры и культа практике
так   называемых  "традиционных  религий";  квалификацию  религиозного
объединения как "нетрадиционного" и некоторые другие.
     Стоит   отметить,   что  на  многие  из  этих  негативных  фактов
указывалось в Докладе Уполномоченного за 2005 год, но, к сожалению, их
устранение  происходит  слишком  медленно.  Перед российскими органами
власти  стоит задача: научиться строго и непредвзято руководствоваться
основаниями, изложенными в статье 14 Федерального закона от 26.09.1997
N  125-ФЗ  "О  свободе  совести и о религиозных объединениях", а также
корреспондирующими  с  этой  статьей  решениями  Европейского Суда при
рассмотрении заявлений граждан о регистрации религиозных объединений.
     В  отчетном году Уполномоченному пришлось уделить немало внимания
рассмотрению коллективных обращений граждан в связи с разработкой ряда
федеральных  и  региональных  законопроектов, регулирующих религиозную
деятельность.
     Один  из них - проект Федерального закона "О внесении изменений в
некоторые   федеральные  законы  в  целях  противодействия  незаконной
миссионерской деятельности".
     В   своих  обращениях  к  Уполномоченному  религиозные  лидеры  и
верующие  целого  ряда  протестантских  объединений из разных регионов
России  выражали  несогласие с теми положениями законопроекта, которые
касаются  порядка осуществления миссионерской деятельности, круга лиц,
имеющих  право  ее  осуществлять, запретов на проведение миссионерской
деятельности.  По  мнению  заявителей, отчетливо ограничительный уклон
законопроекта   объясняется   стремлением   его  авторов  неправомерно
ограничить  деятельность  так  называемых  "нетрадиционных религий" по
субъективным идеологическим и мировоззренческим основаниям.
     Упомянутый  законопроект  вполне  корреспондирует  с  инициативой
московских законодателей, занятых рассмотрением проекта Кодекса города
Москвы   об   административных   правонарушениях.   По  мнению  многих
обратившихся   к   Уполномоченному   граждан,   статья   3.8   проекта
"Приставание  к гражданам в общественных местах" оперирует не имеющими
четкого  правового  содержания  понятиями "приставание" и "религиозная
агитация",  что  создает предпосылки для их произвольного применения в
ущерб правам религиозных организаций.
     Представленная  потенциально  конфликтная ситуация имеет и другую
сторону.  Свою  обеспокоенность  в связи с законодательной инициативой
Московской  городской  Думы  представители  религиозных и общественных
организаций  столицы высказали в письме к депутатам, ответа на которое
они  так  и  не  получили.  И  уже в письме к Уполномоченному граждане
ставят  вопрос,  намерены  ли московские законодатели учитывать мнение
"инаковерующих" москвичей.
     В  отчетном  году  с  особой остротой встал вопрос о допустимости
обязательного    преподавания    в   государственных   (муниципальных)
общеобразовательных школах предметов религиозной направленности.
     Согласно  статье  14  Конституции  Российской  Федерации "никакая
религия  не  может  устанавливаться  в  качестве  государственной  или
обязательной".  Соответственно  российское  законодательство допускает
преподавание религиозных предметов в общеобразовательных школах строго
вне   рамок   обязательной   школьной  программы.  Пункт  4  статьи  5
Федерального  закона  "О свободе совести и о религиозных объединениях"
обусловливает  такую возможность просьбами родителей, согласием детей,
а также согласованием с органами местного самоуправления. Такой подход
в  целом  соответствует  общеевропейской  практике, базовым документам
Совета Европы.
     Вместе  с  тем  российское законодательство предусматривает право
субъектов   Российской  Федерации  вводить  обязательное  преподавание
отдельных  учебных  предметов  в  качестве так называемых региональных
компонентов  государственных  стандартов  общего образования. При этом
ясно,  что  содержание  и направленность учебных предметов, вводимых в
качестве  региональных  компонентов, не могут противоречить российской
Конституции   и   федеральному   законодательству,   в   том  числе  и
конституционному принципу свободы совести.
     В   отчетном  году  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации  по
инициативе  властей  началось  внедрение  в  программы государственных
(муниципальных)  общеобразовательных  школ  предметов,  имеющих  явные
признаки  религиозной  направленности.  Об  этом  с  тревогой сообщали
заявители   из   Белгородской,   Калужской,   Ивановской,  Мурманской,
Пензенской, Псковской, Томской, Челябинской областей.
     Особую    обеспокоенность   вызвала   ситуация,   сложившаяся   в
Белгородской   области,  где  региональным  законом  "Об  установлении
регионального  компонента  государственных  образовательных стандартов
общего  образования  в  Белгородской  области" в качестве обязательной
дисциплины был введен курс "Православная культура".
     После  обращений  Уполномоченного  в  Министерство  образования и
науки  Российской  Федерации  и  Федеральную службу по надзору в сфере
образования  и  науки  с  просьбой  проверить  действия  Белгородского
управления  образования  и  дать  оценку  содержанию  и направленности
учебников  и  пособий по курсу "Православная культура" стало ясно, что
ни  то,  ни  другое  ведомство данных пособий не имели, не читали и не
хотели даже вникать в их содержание.
     По  поручению  Уполномоченного  сотрудники  его рабочего аппарата
выезжали   в  Белгород,  где  встречались  с  представителями  органов
образования,  учащимися и их родителями, присутствовали на занятиях по
предмету   "Православная   культура".  Особое  внимание  было  уделено
изучению  учебных  пособий  и учебников, используемых для преподавания
указанного предмета.
     Предварительный   анализ   учебника   по  предмету  "Православная
культура"  для  учащихся  10  -  11 классов показал, что он имеет ярко
выраженную    религиозную,    а   отнюдь   не   религиоведческую   или
культурологическую направленность.
     Общее  содержание  разделов,  написанных на такой основе, чревато
обострением  неприязни  между  приверженцами  различных религий и, как
представляется,    может    в    перспективе    спровоцировать    рост
межконфессиональной напряженности.
     Крайняя   неоднозначность  первого  опыта  преподавания  предмета
"Православная культура" в Белгородской области, опасения того, что при
бездействии  федеральных  органов  образования  этот  опыт может стать
примером  для  других  регионов, побудили Уполномоченного обратиться к
Председателю  Правительства  Российской  Федерации  с  предложением  о
проведении  серьезного,  беспристрастного  и профессионального анализа
сложившейся   ситуации   на  предмет  ее  соответствия  Конституции  и
законодательству  нашей страны. Нравственное воспитание в школе крайне
необходимо.  Однако очень важно, чтобы оно вело не к разъединению, а к
сплочению  юных граждан Российской Федерации независимо от религиозных
убеждений, сложившихся в их семьях.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа