ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 09.02.07

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Взаимодействие с уполномоченными по правам человека
                   в субъектах Российской Федерации

     Взаимодействие  Федерального Уполномоченного по правам человека с
его коллегами в субъектах Российской Федерации осуществляется в целях:
     - координации  действий в конкретных ситуациях, возникших в связи
с индивидуальными или массовыми нарушениями прав и свобод человека;
     - обмена  опытом  государственной  правозащитной  деятельности, а
также  выработки  общих  концептуальных  и методологических подходов к
проблемам  обеспечения  прав  и  свобод  человека  на  всей территории
Российской Федерации.
     Принципиально важно подчеркнуть, что, взаимодействуя с коллегами,
Федеральный   Уполномоченный   не  выступает  в  качестве  вышестоящей
директивной  инстанции.  В  соответствии  с федеральным и региональным
законодательством  все  уполномоченные по правам человека независимы и
неподотчетны каким-либо государственным органам или должностным лицам.
     Основой  взаимодействия  уполномоченных  по правам человека стало
соглашение,  подписанное  ими  6  октября  2000  года  в г. Астрахани.
Соглашением,  в  частности,  предусматриваются  совместный  мониторинг
положения  дел  с  правами  человека  в целом по стране и по отдельным
регионам,  обмен  текущей информацией, работа по правовому просвещению
граждан  в  области  прав  человека.  В  развитие этого соглашения год
спустя на очередной встрече уполномоченных в г. Смоленске было принято
решение о создании их совещательного органа - координационного совета.
Кроме  того,  в  последнее время многими уполномоченными высказывается
мнение  о необходимости создания аналогичных координационных советов в
федеральных  округах.  Такие советы уже возникли в Южном и Центральном
федеральных  округах.  Также  планируется  учреждение координационного
совета уполномоченных и в Северо-Западном федеральном округе.
     В  отчетном  году  общероссийский  координационный  совет работал
весьма активно.
     В  апреле  центральной  темой  очередного  заседания  совета стал
вопрос  о  правах  и  законных интересах граждан в связи с проведением
жилищно-коммунальной  реформы. О фактах нарушения этих прав сообщается
в обращениях, поступающих ко всем уполномоченным.
     Приглашенный   на   заседание   Министр   регионального  развития
Российской  Федерации В. Яковлев откровенно рассказал об объективных и
субъективных  трудностях,  которые  возникают в процессе осуществления
реформы, а также о перспективных планах развития жилищно-коммунального
хозяйства.
     На  заседании совета в сентябре обсуждались возможные новые формы
сотрудничества  уполномоченных. Было решено наладить оперативный обмен
информацией  по  наиболее острым вопросам обеспечения прав человека, в
том  числе  с  целью  выработки  совместных  обращений к руководителям
федеральных органов власти.
     На  последнем  заседании совета в декабре присутствовали директор
Федеральной   миграционной   службы   К.   Ромодановский   и  директор
департамента  по  работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.
Чепурин. Обсуждались вопросы миграции в свете принятых летом 2006 года
федеральных законов.
     Не   остались   без  внимания  вопросы  приобретения  российского
гражданства  и  документирования  постоянно  проживающих  за  границей
россиян   полноценными  паспортами  граждан  Российской  Федерации,  в
обиходе известными как "внутренние паспорта".
     В  2006  году  уполномоченные  по  правам  человека  в  субъектах
Российской  Федерации не раз обращались к Федеральному Уполномоченному
за содействием в решении отдельных вопросов.
     В  частности,  Уполномоченный  по  правам человека в Красноярском
крае  И.  Жмаков  выразил  обеспокоенность  по  поводу  ряда положений
Федерального   закона   "Об   общих   принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации", согласно которым правозащитные
и  иные  общественные  организации  должны  будут  выкупать  у органов
местного  самоуправления  помещения,  ныне  занимаемые ими по договору
аренды.
     Рассмотрев  обращение своего красноярского коллеги и согласившись
с   его   доводами,   Федеральный   Уполномоченный   направил   запрос
председателю   Комитета  Государственной  Думы  по  вопросам  местного
самоуправления  В.  Мокрому  с  просьбой  инициировать соответствующие
изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
     По просьбе Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.
Вислогузова Федеральный Уполномоченный подготовил заключение на проект
Концепции  обеспечения  и защиты прав и свобод человека и гражданина в
Алтайском   крае   на   2006   -   2009  годы,  разработанный  краевой
администрацией.
     Экспертное  заключение  Федерального Уполномоченного по вопросу о
законности    подписания    соглашений    о    сотрудничестве    между
уполномоченными  по правам человека в субъектах Российской Федерации и
омбудсманами   иностранных  государств  направлено  Уполномоченному  в
Республике Башкортостан по правам человека Ф. Тукумбетову.
     В  отчетном  году  Федеральным  Уполномоченным  совместно  с  его
региональными коллегами и московским представительством Фонда имени К.
Аденауэра  проведены  четыре  семинара по проблемам обеспечения прав и
свобод  человека  для  представителей  органов  власти  и общественных
организаций   в  городах  Суздаль  (февраль),  Волгоград  (май),  Сочи
(сентябрь), Архангельск (октябрь).
     В  течение  ряда  лет  в  аппарате  Федерального  Уполномоченного
осуществляется   анализ   правоприменительной  практики  по  отдельным
проблемам  обеспечения  прав  и  свобод  человека.  В  целях  оказания
методической помощи региональным уполномоченным регулярно направляются
обобщенные материалы анализа. В отчетном году были разосланы материалы
по следующим темам:
     - право  на  свободу передвижения, выбор места пребывания и места
жительства;
     - реализация прав граждан на социальное обеспечение;
     - право на уважение семейной жизни.
     По  результатам  этой  работы  предполагается  издать сборник под
условным  названием  "Использование  судебных механизмов защиты прав и
свобод человека".
     Плодотворный  обмен  опытом осуществляется также в рамках учебных
семинаров  повышения квалификации сотрудников аппаратов уполномоченных
по   правам   человека   при  поддержке  Федерального  Уполномоченного
совместно     организуемых     Московской     Хельсинкской    группой,
Санкт-Петербургским  гуманитарно-политическим  центром  "Стратегия"  и
Учебным  центром  подготовки  руководителей  Министерства  образования
Российской Федерации.
     Считая  важным  учреждение  института  уполномоченного  по правам
человека  в тех субъектах Российской Федерации, где он пока не создан,
Федеральный  Уполномоченный  в  отчетном году неоднократно обращался с
соответствующим  предложением  к  руководителям  их  законодательной и
исполнительной  власти.  Полной  поддержки  у региональных властей эти
обращения,  к  сожалению, не встретили, видимо, по причине "застарелой
аллергии"   ряда   руководителей   субъектов  Российской  Федерации  к
институту  уполномоченного по правам человека. То ли они убеждены, что
с  правами  человека во вверенных им регионах все в полном порядке, то
ли,   что   более  вероятно,  не  хотят  допускать  в  свою  "вотчину"
независимого контролера, которым по закону является уполномоченный.
     Однако  следует упомянуть и об успехах. В отчетном году законы об
уполномоченном по правам человека были приняты в Чеченской Республике,
Республике   Дагестан,  Кабардино-Балкарской  Республике,  Хабаровском
крае, Иркутской области, а также в Ненецком автономном округе.
     В соответствии с этими законами на должность Уполномоченного были
избраны: в Чеченской Республике - Н. Нухажиев, в Республике Дагестан -
У. Омарова, в Хабаровском крае - Ю. Березуцкий.
     Одной  из  важнейших  прерогатив  деятельности  уполномоченных по
правам  человека в субъектах Российской Федерации является обобщение и
оценка  информации о положении дел с правами и свободами человека в их
регионах.  Существенную  роль  в  этом  играет  подготовка ежегодных и
специальных   докладов  уполномоченных,  представляемых  руководителям
региональных органов власти и подлежащих обязательной публикации.
     Каких-либо  единых  стандартов  подготовки  указанных докладов не
существует, хотя на практике все они имеют немало общего. В частности,
в  том, что неизбежно акцентируют внимание читателей на недоработках и
прямых  нарушениях прав и свобод человека, допускаемых органами власти
в  регионах.  Далеко  не  все  региональные  руководители  привыкли  к
нелицеприятной  критике  со  стороны  "своих" уполномоченных по правам
человека,   финансирующихся  из  региональных  бюджетов.  В  отдельных
регионах  публикация  докладов  уполномоченных  вызывает  неприятие  у
региональных  руководителей.  Между  тем,  публикуя свой доклад, любой
уполномоченный  по правам человека стремится в меру своих возможностей
отразить  реальную  обстановку  в  регионе, выступая в качестве своего
рода  зеркала.  Выводы  уполномоченного  власти могли бы опровергнуть,
лишь  проведя  еще более тщательный анализ ситуации. Голословно пенять
на них негоже.
     Федеральный   Уполномоченный   внимательно   изучает   и  активно
использует  в  своей  работе  регулярно  поступающие  к  нему  доклады
уполномоченных  по  правам  человека в субъектах Российской Федерации.
При  этом  он  не  считает  возможным  выступать в качестве рецензента
указанных  докладов,  каждый  из которых представляется информативным,
профессиональным   и   заслуживающим   пристального   внимания.  Особо
Федеральный   Уполномоченный   хотел   бы   отметить  успешное  начало
информационно-аналитической  деятельности  Уполномоченного  по  правам
человека в Чеченской Республике, за короткий срок подготовившего целый
ряд  ценных  материалов,  посвященных  таким  проблемам, как похищение
людей,  нарушения  прав  человека  в  ходе дознания и предварительного
следствия,  при  выплате  компенсации  за  утраченное  жилье  и многим
другим.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа