ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 09.02.07

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Право на медицинскую помощь

     В  соответствии  со  статьей  41 Конституции Российской Федерации
"каждый   имеет   право  на  охрану  здоровья  и  медицинскую  помощь.
Медицинская  помощь  в  государственных  и  муниципальных  учреждениях
здравоохранения  оказывается  гражданам  бесплатно".  Следует  со всей
ответственностью  заявить,  что это важнейшее в социальном государстве
конституционное  положение  исполняется  в Российской Федерации сугубо
формально.  Фактически  государство  не  обеспечивает  своим гражданам
минимально  достаточный  объем  бесплатной медицинской помощи. Об этом
свидетельствуют  как  поступающие к Уполномоченному обращения граждан,
так  и  данные  Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно
последним,   по   уровню  здравоохранения  Россия  в  настоящее  время
находится на 127-м месте в мире.
     В  государственной  или  муниципальной  клинике  пациент  может в
лучшем  случае  рассчитывать  на  бесплатный медицинский осмотр. Также
бесплатно ему сделают и элементарную инъекцию, препарат для которой он
должен  будет,  однако,  купить  сам. Сплошь и рядом на платной основе
проводятся  и  плановые  операции. Как известно, ВОЗ рекомендует своим
членам,  в  том числе, естественно, и России, выделять не менее 5% ВВП
на  финансирование  здравоохранения. Реально же Россия выделяет на эти
цели около 3% ВВП, в то время как, например, США - около 13%. При этом
даже крайне скупо выделяемые на оказание бесплатной медицинской помощи
средства используются в нашей стране неэффективно.
     В целом, конечно, проблема не только и даже не столько в вопиющей
недостаточности  государственного финансирования, сколько в отсутствии
у  государства  продуманной  и  последовательной  политики  в  области
здравоохранения.   Политика   же   эта,   как  представляется,  должна
охватывать   все   без   исключения   медицинские  учреждения  страны,
государственные, муниципальные и негосударственные.
     Пока  же  на  практике  нередки  случаи,  когда  даже при наличии
соответствующего врача и оборудования гражданам не удается реализовать
-  в  полной  мере  или  частично - свое право на получение бесплатной
медицинской помощи.
     Со  слов  заявительницы  Ф.,  находясь  на отдыхе в санатории, на
территории  которого  проводились  строительные  работы,  она получила
травму  (перелом кости стопы и сильный ушиб левой руки), в связи с чем
была  госпитализирована  в  местную  больницу.  Оказав  Ф.  экстренную
помощь,  медицинское  учреждение  отказало  ей в дальнейшем бесплатном
лечении  со  ссылкой  на то, что оно должно проводиться по постоянному
месту жительства.
     В  действующем  законодательстве  отсутствует  четко  прописанный
правовой  механизм  получения  человеком бесплатной медицинской помощи
вне  его  постоянного места жительства. Нередки случаи, когда граждане
не  могут  получить  бесплатную  медицинскую  помощь  по  месту своего
временного  пребывания.  Более  того, по непонятным причинам отдельные
лечебно-профилактические   учреждения,   главным  образом  в  сельских
местностях,   не   работают   по  системе  обязательного  медицинского
страхования. Такое положение дел напрямую противоречит статье 6 Закона
Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации", нарушает права граждан - потребителей
медицинских услуг. Выход видится в детальной нормативной регламентации
порядка  получения  застрахованным  медицинской помощи вне постоянного
места жительства.
     Качество  оказываемых  медицинских услуг является наиболее важным
показателем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
     По  оценкам  специалистов,  на  качестве  предоставляемой  помощи
весьма  негативно  сказывается  отечественная  система  стандартизации
медицинской  помощи,  ориентированная  главным  образом  на соблюдение
директивных   сроков  лечения,  а  не  на  его  качество.  Медицинские
учреждения  вынуждены  следовать  установленным стандартам, зачастую в
ущерб  здоровью  пациента.  Ведь  отступление от таких стандартов, как
правило,  связано с увеличением стоимости диагностики или лечения, что
сулит  лечащему  врачу  лишь  длительные  и бессмысленные объяснения с
многочисленными  контролирующими  органами,  в том числе страховыми. В
этой ситуации врачу проще следовать стандартам, чем отходить от них.
     Отсутствие  в  медицинских стандартах достаточной степени свободы
для  дифференцированного подхода к диагностике и лечению, позволяющего
врачам   относиться   индивидуально   к   каждому  пациенту,  является
сдерживающим фактором в решении вопроса повышения качества оказываемой
медицинской помощи.
     По-прежнему     острой     остается    проблема    недостаточного
лекарственного обеспечения граждан.
     Не  в  полном  объеме  осуществляется  обеспечение лекарственными
средствами  льготных  категорий  граждан,  предусмотренное  Программой
дополнительного  лекарственного обеспечения. В отчетном году на данные
цели было израсходовано 68 млрд. рублей, что на 24 млрд. больше, чем в
предшествующем.  Однако  и  это  не  привело к существенному изменению
ситуации.
     Не  лучшим  образом  обстоит  дело  с  нормативной регламентацией
системы  закупок  лекарственных препаратов для стационарных учреждений
(по  наименованию  и  качеству), а также со сроками закупок и поставок
лекарств - порой они тянутся до полугода. В результате многие больницы
вынуждены применять морально устаревшие и неэффективные препараты.
     Не  внушает  оптимизма  и обилие фальсифицированных препаратов на
лекарственном  рынке  России.  По оценкам специалистов, с каждым годом
количество    фальсифицированных    препаратов    увеличивается,   что
представляет  серьезную опасность для здоровья граждан. Причиной этого
является отсутствие должного контроля за качеством закупаемых аптеками
у производителя и продаваемых гражданам лекарственных средств.
     В  отчетном  году  в  России была начата реализация приоритетного
национального  проекта "Здоровье". Проект включает в себя два основных
направления:   "Развитие   первичной   медико-санитарной   помощи"   и
"Обеспечение   населения   высокотехнологичной  медицинской  помощью".
Насколько  эффективным  окажется в итоге национальный проект, говорить
преждевременно.  Нельзя,  однако,  не  обратить  внимания  на  то, что
некоторые  из  заявленных  в  нем  реформ  претворяются пока в жизнь с
серьезными упущениями.
     В  частности,  к  крайне неоднозначным последствиям привело давно
назревшее,  но  неумело  осуществленное  повышение уровня оплаты труда
участковых  врачей - терапевтов и педиатров - и их медицинских сестер.
При  этом  оплата  труда  остальных категорий медицинских работников -
врачей   скорой  медицинской  помощи,  школьно-дошкольных  учреждений,
ведомственных  поликлиник, а также врачей узкой специализации, которых
и  так  не  хватало,  осталась  на прежнем уровне. Вполне понятно, что
многие  из  них  стали  в  инициативном  порядке перепрофилироваться в
участковых  врачей.  В  результате нехватка, в частности, врачей узкой
специализации стала еще острее.
     Вызывает  беспокойство  также и то, что повышение оплаты труда не
затронуло     работников     первичного    медико-санитарного    звена
негосударственных  учреждений,  оказывающих помощь населению наравне с
участковыми врачами.
     К   Уполномоченному   обратились   работники   негосударственного
учреждения    здравоохранения    "Узловая   поликлиника   на   станции
Орехово-Зуево  ОАО  РЖД"  с  жалобой  на  нарушение  их трудовых прав,
выразившееся  в  невыплате  им  городской  администрацией  надбавок за
обслуживание местного населения.
     Только     после    вмешательства    Уполномоченного    городская
администрация  "в виде исключения" заключила договор с поликлиникой на
дополнительную  оплату  медицинских  услуг  по  обслуживанию  местного
населения.
     Не   вполне   определены   пока   роль   и   место   в  первичном
медико-санитарном  звене врачей общей практики (семейных врачей). Идея
внедрения  такой  формы  оказания медицинских услуг населению выглядит
заманчиво.  Проблема  лишь  в  том,  что  ее  поспешная и недостаточно
продуманная   реализация  в  городах  может  сопровождаться  закрытием
детских   поликлиник  и  женских  консультаций.  В  итоге  организация
первичной  медико-санитарной  помощи  населению формально станет более
четкой  и  компактной,  но  качество предоставляемых медицинских услуг
может  ухудшиться.  В целом представляется, что унаследованная Россией
от  СССР педиатрическая служба является одним из крупнейших достижений
современной медицины и добровольный отказ от нее был бы неоправдан.
     Напротив,  в  отдаленных,  прежде всего, сельских местностях, где
нехватка  медицинских кадров ощущается особенно остро, институт врачей
общей практики стоило бы внедрять со всей возможной оперативностью.
     К   сожалению,   следует  признать,  что  перечисленные  проблемы
зачастую     являются     следствием    неудовлетворительной    работы
государственных органов, отвечающих за состояние здравоохранения.
     Этих  и  многих  других  трудностей,  вскрывшихся  при реализации
приоритетного  национального  проекта "Здоровье", очевидно, можно было
бы  избежать,  в  частности,  подключив  к  его  детальной  проработке
медицинскую общественность.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа