ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 12.02.08

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7.6. Неисполнение решения суда

     Правосудие превратилось бы в юридическую фикцию, если бы судебное
разбирательство  не  предполагало в качестве обязательной составляющей
неукоснительное  исполнение  вступившего  в  законную  силу  судебного
решения.  Тем  не  менее в настоящее время судебные решения нередко не
исполняются.  Около  80%  всех поступающих в Европейский Суд по правам
человека  жалоб  из  Российской  Федерации  связаны  именно с тем, что
решения  российских  судов  остались  не  исполнены.  Со своей стороны
Европейский  Суд по правам человека исходит из того, что неисполненные
решения  суда  нельзя считать состоявшимися, а потому по всем подобным
жалобам    присуждает   заявителям   денежную   компенсацию,   которую
выплачивает государство.
     В  этой связи обращает на себя внимание то, что чисто "житейское"
восприятие решений судов как своего рода "необязательных рекомендаций"
распространено  не  только  в обществе, но и в органах государственной
власти.
     Особо   хотелось   бы  затронуть  проблему  неисполнения  решений
Конституционного   Суда   Российской   Федерации.   К  Уполномоченному
поступают   многочисленные   жалобы   граждан  на  нарушение  их  прав
законодательными,   исполнительными   и,  как  ни  странно,  судебными
органами,  игнорирующими  решения  Конституционного  Суда. Несмотря на
предусмотренный  в законодательстве механизм обеспечения исполняемости
решений    Конституционного   Суда,   включающий   в   том   числе   и
ответственность   за  их  неисполнение,  многие  из  подобных  решений
остаются неисполненными до настоящего времени.
     Сказанное   относится   и   к   упомянутому   выше  Постановлению
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  N 1-П, а также к другим
решениям,  содержащим  предписания  по законодательному урегулированию
возникших проблем. Следует напомнить, что в соответствии с п. 1 ст. 80
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации", в случае если из решения Конституционного Суда
вытекает  необходимость  устранения  пробела в правовом регулировании,
обязанность  по подготовке и внесению законопроектов в Государственную
Думу возложена на Правительство России.
     К  Уполномоченному  обратился  руководитель  Североморского союза
военных  пенсионеров  с  жалобой  на  нарушения прав военнослужащих на
получение  пенсий  и  на  жилище,  выразившиеся в неисполнении решений
Конституционного  Суда  Российской  Федерации.  Конституционный  Суд в
своем Определении от 11.05.2006 N 187-О указал, что в законодательстве
Российской  Федерации  должен  быть  предусмотрен  надлежащий правовой
механизм,  гарантирующий  работающим  по  трудовому  договору  военным
пенсионерам    установление    наряду    с   получаемой   пенсией   по
государственному  пенсионному  обеспечению  страховой  части  трудовой
пенсии  с  учетом  страховых взносов, накопленных на их индивидуальных
лицевых  счетах  в  Пенсионном  фонде  Российской  Федерации. Подобное
правовое регулирование, согласно Определению, необходимо было ввести в
действие не позднее 1 января 2007 года.
     По  состоянию  на  конец  2007  года  изменения в соответствующее
законодательство   внесены   не  были.  В  этой  связи  Уполномоченный
обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой
ускорить  внесение  соответствующих  законопроектов  в Государственную
Думу.   Согласно  ответу,  поступившему  из  Правительства  Российской
Федерации,   работу   над  проектом  указанных  изменений  планируется
завершить   в   2008   году,   а   соответствующие  перерасчеты  будут
осуществлены с 1 января 2007 года.
     Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  некоторых случаях
выносит  решение  в  виде  определения,  в  котором  могут содержаться
правовые  позиции,  определяющие судьбу правового спора по существу. В
практике Уполномоченного имели место случаи, когда по его ходатайствам
о  пересмотре  вступивших  в  законную  силу  судебных постановлений в
порядке  надзора  Верховным  Судом Российской Федерации не учитывались
определения Конституционного Суда.
     Так,  в  докладе Уполномоченного за 2006 год приводился пример по
поводу   вынесенного   Конституционным   Судом   Российской  Федерации
Определения от 02.11.2006 N 444-О "По жалобе Уполномоченного по правам
человека  в  Российской  Федерации  на  нарушение конституционных прав
гражданки  Астаховой Ирины Александровны положением пп. 1 п. 1 ст. 220
Налогового кодекса Российской Федерации".
     В  этом  Определении  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
указал,  что правоприменительные решения, вынесенные по делу Астаховой
И.А.  на  основании  положения  пп.  1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса
Российской Федерации, в истолковании, расходящемся с правовой позицией
Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть пересмотрены в
установленном порядке, если для этого не имеется других препятствий.
     С    учетом    названного   Определения   Конституционного   Суда
Уполномоченный   обратился   13   февраля  2007  года  к  Председателю
Верховного  Суда  Российской  Федерации  с  ходатайством  о пересмотре
вступивших  в законную силу судебных постановлений, вынесенных по делу
Астаховой  И.А.,  в  порядке  надзора  в  целях  обеспечения  единства
судебной практики и законности.
     Ходатайство  Уполномоченного было оставлено без удовлетворения, а
в  ответе  заместителя  Председателя  Верховного  Суда сообщалось, что
доводы   о  расхождении  с  правовой  позицией  Конституционного  Суда
толкования  судами общей юрисдикции нормативных положений, примененных
по  делу  Астаховой  И.А.,  обоснованием  нарушений  единства судебной
практики   не   являются,   в  связи  с  чем  оснований  для  внесения
представления не имеется.
     Форма,   в  которой  вынесено  решение  Конституционного  Суда  -
определение  или  постановление  - стала камнем преткновения в вопросе
обязательности  и  безусловности  его  исполнения  для высшей судебной
инстанции  общей  юрисдикции.  Фактически  Верховный  Суд  исходит  из
необязательности  применения  судами общей юрисдикции правовых позиций
Конституционного Суда, сформулированных им в определениях.
     В этой связи Уполномоченный обратился к Председателю Комиссии при
Президенте   Российской   Федерации   по   вопросам  совершенствования
государственного  управления  и  правосудия с предложением рассмотреть
вопрос  о  внесении  изменений  в  ст. 389 ГПК РФ о порядке пересмотра
судебных  постановлений  по  гражданским  делам  в  целях  обеспечения
единства  судебной  практики  и  законности  для  соблюдения  при этом
конституционных  прав  человека  и верховенства Конституции Российской
Федерации.
     Кроме   того,   Уполномоченный  направил  обращение  Председателю
Верховного  Суда  Российской  Федерации  с предложением рассмотреть на
Пленуме  Верховного  Суда  вопрос  о  дополнении Постановления Пленума
Верховного  Суда  Российской  Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном
решении"  положением  об  учете судами общей юрисдикции при разрешении
гражданских   дел   определений   Конституционного   Суда   Российской
Федерации,   содержащих   конституционно-правовое  толкование  закона,
примененного   в   конкретном  деле.  К  сожалению,  согласно  ответу,
поступившему  из Верховного Суда, включение предложенного дополнения в
текст Постановления признано нецелесообразным.
     Переписка  Уполномоченного  с государственными органами в связи с
участием  в  судебных  делах по жалобам граждан выявила многочисленные
случаи неисполнения Верховным Судом определений Конституционного Суда.
Между   тем   сам   Конституционный   Суд   исходит   из   безусловной
обязательности  исполнения  своих  определений. Налицо, таким образом,
коллизия   в   толковании   правовых  норм  между  Верховным  Судом  и
Конституционным Судом страны.
     Подобное   положение   не   может  не  сказываться  негативно  на
отправлении   правосудия   и,  следовательно,  на  правах  и  законных
интересах всех лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
     Со  своей стороны, Уполномоченный убежден, что исполнение решений
Конституционного  Суда  является обязательным для всех государственных
органов  и  должностных  лиц  независимо  от  того,  в какой форме это
решение принято - определения или постановления.
     Уполномоченный   призывает   все   ветви  государственной  власти
обратить  внимание  на проблему и в пределах своей компетенции принять
меры   по  обеспечению  исполнения  судебных  решений  конституционной
юстиции для устранения коллизии.
     В   процессе   рассмотрения   поступающих   жалоб   и   обращений
Уполномоченному приходится также сталкиваться со случаями неисполнения
российскими  судами  решений  Европейского  Суда по правам человека со
ссылкой на отсутствие необходимых для этого механизмов.
     В  процессе  проверки  ряда  жалоб  на необоснованную конфискацию
предметов  контрабанды  Уполномоченный  посчитал  необходимым выяснить
результаты  аналогичного  дела,  обстоятельства которого исследовались
Европейским  Судом по правам человека в деле "Бакланов против России".
В  соответствии  с  ч.  5  ст.  415  Уголовно-процессуального  кодекса
Российской  Федерации  пересмотр уголовного дела должен в таком случае
осуществляться    Президиумом   Верховного   Суда   по   представлению
Председателя   Верховного   Суда  не  позднее  одного  месяца  со  дня
поступления  такого  представления. Было установлено, что спустя год с
момента принятия решения Европейским Судом уголовное дело, по которому
было  конфисковано  имущество  Бакланова,  так и не было пересмотрено.
Оказывается,  законодатель  не  установил  срок,  в  течение  которого
Председатель  Верховного  Суда должен внести представление в Президиум
Верховного  Суда.  Кроме  того,  процессуальный  закон  не  определяет
инициатора  подобного представления - должен ли им быть гражданин либо
же  сам  Председатель  Верховного  Суда.  В данном конкретном случае с
инициативой  пришлось  выступить  Уполномоченному.  Только после этого
уголовное   дело   было  пересмотрено  в  Президиуме  Верховного  Суда
Российской   Федерации,   и  Бакланову  судебным  решением  возвращено
незаконно конфискованное имущество.
     Проблема неисполнения судебных решений стала предметом обсуждения
на  специальных  совещаниях,  проведенных  с декабря 2006 года по март
2007  года во всех федеральных округах с участием руководства регионов
и  представителей администрации Президента России. Была высказана идея
о  формировании  своеобразного  "национального  фильтра"  - инстанции,
которая  проверяла  бы  все  подаваемые  в  Европейский  Суд по правам
человека  жалобы.  Был  разработан  проект  закона,  в  соответствии с
которым  Верховный  Суд  Российской  Федерации  предлагается  наделить
полномочиями   по   рассмотрению   обращений   граждан   в   отношении
государства.   Целью   заявленных   нововведений   является   создание
механизма, при котором гражданин в тех случаях, когда судебное решение
по какому-то его вопросу не выполняется или слишком затянулось, мог бы
обратиться  в  суд  о  выплате  ему  компенсации  за  нарушение  ст. 6
Конвенции  о  защите  прав  человека  и основных свобод, гарантирующей
право  каждого  на  справедливое  судебное  разбирательство в разумный
срок.
     Уполномоченный  считает  необходимым обратить внимание на то, что
совместные  усилия  должны быть направлены не на формальное сокращение
количества  жалоб  российских  граждан  в  Европейский  Суд  по правам
человека  любыми способами, а на создание условий, при которых поводов
для обращения в международные судебные инстанции было бы меньше.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа