ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 12.02.08

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

9. Права человека в сфере миграции и гражданства

     В   отчетном   году   вступили   в  силу  Федеральные  законы  "О
миграционном  учете  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  в
Российской  Федерации"  и "О внесении изменений в Федеральный закон "О
правовом  положении  иностранных  граждан  в  Российской Федерации". В
результате был отменен целый ряд архаичных бюрократических препятствий
для легализации лиц указанных категорий на территории России.
     Отныне их регистрационный учет осуществляется в уведомительном, а
не  разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания,
так  и  по  месту  работы.  Кроме  того,  по  новому законодательству,
ответственность     за     предоставление    иностранному    работнику
неприспособленного  для жилья помещения несет сам работодатель. Именно
с него органы надзора вправе требовать соблюдения соответствующих норм
и  правил.  Все  эти  нововведения  вполне разумны и рациональны: ведь
вопреки  расхожим  представлениям многие проблемы нелегальной трудовой
миграции обусловлены скорее корыстолюбием самих работодателей.
     Существенно упростились и процедуры получения разрешений на право
привлечения  иностранной  рабочей  силы  и  на временное проживание. В
рамках  той  же  логики  планировалось  отменить  и квоты на получение
разрешения  на  временное  проживание  и  на трудовую деятельность для
иностранных  граждан,  прибывших в безвизовом порядке. Однако в январе
2007  года,  то есть еще до вступления нового законодательства в силу,
Государственная  Дума  приняла новые поправки к Федеральному закону "О
правовом   положении  иностранных  граждан  в  Российской  Федерации",
восстановившие   в  полном  объеме  систему  квотирования.  К  моменту
принятия этих неожиданных поправок региональная и федеральная квоты на
получение   разрешения   на   временное   проживание   и  на  трудовую
деятельность  были  уже определены, причем с учетом только иностранных
граждан,  прибывающих  в Российскую Федерацию в визовом порядке. Общая
квота  на  2007  год  в итоге составила всего около 53 тысяч человек и
была вполне предсказуемо исчерпана уже в самом начале года. Попытки же
субъектов   Федерации   добиться  увеличения  своих  квот  закончились
неудачей.
     Впечатление  таково, что части работодателей и "сочувствующих" им
должностных лиц государства не по душе упрощение процедуры легализации
иностранных   работников.  Рабский,  по  сути  дела,  труд  бесправных
нелегальных    иммигрантов    обходится    много    дешевле.    Отсюда
бюрократические  препоны,  демагогия, эксплуатирующая далеко не лучшие
стереотипы   общественного  сознания.  Нередко  приходится,  например,
сталкиваться   с   утверждением   о  том,  что  преступность  в  среде
иностранных  работников  непрерывно  возрастает  и  поэтому,  дескать,
уведомительный порядок их регистрации неприемлем. Подобные утверждения
не соответствуют действительности и противоречат элементарной логике.
     В 2007 году на регистрационный учет в Российской Федерации встало
порядка 7 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть
примерно  в  два  раза больше, чем в 2006 году. При этом, по имеющимся
данным, общее количество прибывающих в нашу страну иностранных граждан
возросло  лишь  незначительно.  Иными  словами,  увеличение количества
иностранцев,  легально  находящихся  в стране, свидетельствует, прежде
всего, о том, что миграционные процессы начали постепенно выходить "из
тени".
     Новая    процедура    учета    иностранных    граждан   позволяет
легализоваться  тем  из  них,  кто  уже находится в России. Впервые же
приехавшие   в   нашу   страну  иностранные  граждане  имеют  реальную
возможность    избежать   превращения   в   нелегальных   иммигрантов.
Принципиально важно понимать, что оформленный должным образом правовой
статус  выступает  в  качестве предпосылки не только более эффективной
защиты   прав   и  свобод  иностранных  граждан,  но  и  повышения  их
ответственности перед российскими законами.
     Имплементация  нового миграционного законодательства сталкивается
и  со  вполне  объективными  трудностями.  По-прежнему  отсутствуют, в
частности,  надлежащие  условия для адаптации иммигрантов. Необходимые
для  этого центры социально-культурной адаптации создаются недопустимо
медленно.  В  целом представляется, что львиную долю организационной и
финансовой ответственности за создание подобных центров могло бы взять
на себя федеральное Правительство.
     В  отчетном  году  в рамках Государственной программы по оказанию
содействия    добровольному   переселению   в   Российскую   Федерацию
соотечественников,  проживающих  за  рубежом,  начали прибывать первые
переселенцы.   Эта   Программа   была   утверждена  Указом  Президента
Российской  Федерации от 22.06.2006 N 637. Реализовывать ее собирались
поэтапно.   На   первом   этапе   (2006  г.)  планировалось  утвердить
региональные   программы  переселения,  решить  нормативно-правовые  и
организационные  вопросы, а на втором этапе (2007 - 2008 гг.) - начать
прием  переселенцев.  К  сожалению,  график  выполнения  Программы был
нарушен.  Первый  ее  этап  завершился только к началу лета 2007 года,
когда   Правительство  Российской  Федерации  с  опозданием  утвердило
региональные   программы  переселения  и  разработало  соответствующую
правовую базу.
     Эти  проволочки вкупе с немедленно обнаружившейся двойственностью
подхода государственных органов к отбору участников Программы не могли
не  отразиться  на настроениях и ожиданиях потенциальных переселенцев.
Им  было  трудно,  в  частности,  понять,  с  какой  главной  целью их
приглашают  переехать  в  Россию.  Для  восполнения естественной убыли
работоспособного  населения  или  в заботе об их праве возвратиться на
историческую родину.
     Со  своей  стороны,  Уполномоченный  убежден, что Государственная
программа   по   оказанию   содействия   добровольному  переселению  в
Российскую   Федерацию  соотечественников  не  должна  превращаться  в
знакомую  по  советским  временам  программу  пресловутого "оргнабора"
специалистов.
     Среди  конкретных  недостатков Программы, явно тормозящих процесс
переселения  соотечественников,  можно  назвать  установленный порядок
решения   их   насущных   потребностей  (в  жилье,  трудоустройстве  и
социальных  гарантиях) в рамках соответствующих региональных программ.
Между  тем,  например,  решение жилищных вопросов переселенцев во всех
региональных  программах  увязано с ипотечным кредитованием. Исходя из
заявленных   в   проектах  региональных  программ  зарплат  участников
Программы  переселения  (от 5 до 12 тыс. рублей), получение банковской
ссуды  для  строительства  полноценного  жилья весьма проблематично. В
итоге   участникам   Программы,  видимо,  придется  приобретать  жилье
самостоятельно  или  соглашаться  на временное размещение в общежитиях
или гостиницах с перспективой прожить так долгие годы.
     Для  соотечественников,  принадлежащих  к  социально незащищенным
категориям (пенсионеров, нетрудоспособных инвалидов и др.), в принятых
региональных   программах   места   не   нашлось   вообще.  Они  могут
рассчитывать только на федеральные компенсационные выплаты (то есть на
оплату  переезда,  провоз багажа и "подъемные"). Все остальные расходы
им придется нести самим.
     В  таких  условиях  к  декабрю 2007 года в рамках Государственной
программы  по  оказанию содействия добровольному переселению переехало
только  82  семьи (207 человек), принять же предполагалось не менее 50
тысяч  человек. При этом 61 семья выбрала для переселения относительно
благополучную  Калининградскую  область. Большинство переселенцев было
вынуждено  решать вопросы трудоустройства и размещения самостоятельно,
ибо  гарантированное  им  региональными программами трудоустройство на
деле оказалось практически невозможно.
     Известно,  что  к числу ключевых критериев для включения того или
иного   субъекта  Российской  Федерации  в  указанную  Государственную
программу  являлась  потребность в привлечении дополнительных трудовых
ресурсов,  поскольку  собственные  возможности региона были исчерпаны.
Тем   больше   недоумения   вызывает   тот   факт,   что  единственный
переселившийся  в Красноярский край участник Программы трудоустроен не
был.  Не  получили  обещанной  "гарантированной"  работы шесть из семи
участников  Программы,  прибывших  в Иркутскую область, члены 10 из 12
семей,  оказавшихся  в  Липецкой  области, 44 из 61 семьи, проживающей
ныне в Калининградской области.
     Неудовлетворительно  обстоит  дело  и  с выполнением государством
своих  обязательств  перед вынужденными переселенцами. По состоянию на
ноябрь  2007 года, из 36,6 тысячи семей вынужденных переселенцев (91,2
тысячи  человек),  состоящих  на  учете  в территориальных органах ФМС
России,  подавляющее  большинство  (34,2  тысячи  семей,  89,4  тысячи
человек)  не имеет на территории России постоянного жилья. Перспектива
обретения  жилья  у  них  весьма  призрачна:  в  2007  году субъектами
Российской  Федерации  выделено  всего  1287  государственных жилищных
сертификатов  на  приобретение  жилья,  а  в  2006 году - 367. В целом
Федеральной   целевой   программой   "Жилище"  на  2002  -  2010  годы
запланированы  средства  в  объеме 5208 млн. рублей. Этой суммы хватит
для  решения  жилищного  вопроса  примерно  в  отношении 5 тысяч семей
вынужденных переселенцев.
     Таким  образом, в настоящее время государство не может обеспечить
выполнение  Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в
части  государственной  поддержки  в жилищном обустройстве вынужденных
переселенцев в период пятилетнего срока действия их статуса.
     В  то  же время ситуация с беженцами и лицами, ищущими убежище на
территории Российской Федерации, в известной мере стабилизировалась.
     На 1 сентября 2007 года территориальными органами ФМС России было
признано беженцами 444 иммигранта. Это несколько больше, чем в прошлом
году,  когда  на  учете  в  органах  миграционной  службы состояло 405
беженцев.  За  этот  же  период в 2007 году временное убежище получили
1147 иммигрантов. В 2006 году временное убежище имело 1020 человек.
     Тем   не   менее,  приведенные  данные  по-прежнему  не  отражают
реального  положения  дел в этой области. К примеру, представительство
Управления  Верховного  Комиссара ООН по делам беженцев в Москве (УВКБ
ООН)  признает  нуждающимися  в  международной защите как минимум 2477
иммигрантов, ищущих убежище в Российской Федерации.
     Как  и  в  2006-м,  в  2007  году  к  Уполномоченному  продолжали
поступать  просьбы  вмешаться  в связи с нарушением права на убежище в
Российской  Федерации  ряда  иностранных  граждан  и  возможностью  их
экстрадиции в государства, где их жизни и здоровью угрожает опасность.
Следует   отметить   конструктивную  позицию  Генеральной  прокуратуры
Российской  Федерации,  которая  отказывает в выдаче другим странам их
граждан,  исходя  из  международных обязательств России, возникающих в
связи   с   присоединением   к   Европейской   конвенции  о  выдаче  и
дополнительным Протоколам к ней.
     К сожалению, даже Генеральная прокуратура Российской Федерации не
всегда  может  гарантировать  соблюдение  прав  иностранных граждан на
территории  России.  В  докладе Уполномоченного за 2006 год приводился
пример,  когда гражданин Республики Узбекистан М. был выслан на родину
с  грубейшими  нарушениями  российского законодательства. По сообщению
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, за незаконные
действия  в отношении М. в 2007 году был осужден один из руководителей
подразделения ГУВД г. Москвы.
     К сожалению, его пример не стал другим наукой.
     К  Уполномоченному обратилась гражданка Российской Федерации Н. с
просьбой  оказать  содействие  в  воссоединении  ее  семьи.  В течение
последних 6 лет она и ее гражданский муж - гражданин КНДР Д. проживали
совместно  и имеют общего сына трех лет. Д. обратился с ходатайством о
предоставлении   ему  статуса  беженца.  Представительство  Управления
Верховного  Комиссара  ООН  по  делам  беженцев  в  Москве признало Д.
нуждающимся  в международной защите. Однако УФМС по Московской области
2  ноября 2007 года отказало Д. в признании его беженцем на территории
Российской   Федерации.   В  соответствии  с  Федеральным  законом  "О
беженцах"   Д.  имел  право  обжаловать  решение  об  отказе  УФМС  по
Московской  области  в  признании  его  беженцем  в  месячный срок и в
течение   этого   времени   должен   был   находиться  под  защитой  и
покровительством ФМС России.
     Как  далее  следовало  из  письма  заявительницы, в тот же день 2
ноября  2007  года  Д.  был  похищен  "неизвестными лицами" и насильно
вывезен  в  Хабаровск  по  чужим  документам.  В Хабаровске Д. удалось
скрыться  от  похитителей  и  спрятаться  у знакомых. О случившемся Д.
сообщил  жене по телефону. Для выяснения ситуации и оказания помощи Д.
в  Хабаровск  вылетели  жена  Д.,  сотрудники УВКБ ООН и представители
правозащитной   организации  "Гражданское  содействие".  На  месте  Д.
оказывали  необходимую  помощь  Уполномоченный  по  правам  человека в
Приморском крае и работники его аппарата.
     По  прибытии  в Хабаровск выяснилось, что обеспечить безопасность
не  только  Д.,  но  и  всех,  кто  участвует  в его деле, не удается.
Неизвестными  лицами  было  организовано  наблюдение  за прибывшими из
Москвы, сопровождение автомобилей Уполномоченного по правам человека в
Приморском  крае, оказывалось давление на хозяев дома, где прятался Д.
При  этом  краевое  руководство УВД и УФСБ заверили Уполномоченного по
правам  человека  в  Приморском крае, что никакие действия в отношении
гражданина КНДР их службы не предпринимали.
     Учитывая неоднозначность ситуации, Д. был вынужден переехать в г.
Владивосток,  где ему и всем его сопровождающим была обеспечена охрана
силами   УВД   по   Приморскому  краю.  После  оформления  необходимых
документов  Д.  был  возвращен  в  Москву,  где с семьей находится под
защитой представительства УВКБ ООН.
     Уполномоченный  обратился  к  Директору  ФСБ  России  с  просьбой
разобраться  в  этом  запутанном деле. На момент подписания настоящего
доклада  дело  о похищении гражданина КНДР Д. оставалось на контроле у
Уполномоченного.
     В  острую проблему прав человека выросла в отчетном году практика
изъятия   паспортов   гражданина   Российской   Федерации,   все  шире
применяемая  ФМС России в отношении бывших граждан СССР, чаще всего по
не  зависящим от них причинам не имеющих документального подтверждения
принадлежности к гражданству Российской Федерации.
     В  связи с многочисленными жалобами граждан Уполномоченный вместе
с коллегами в субъектах Федерации провел проверку действий ФМС России.
Как  выяснилось,  в  подавляющем  большинстве случаев причиной изъятия
паспортов  было  их ненадлежащее оформление самими органами ФМС или их
предшественниками.  В результате стала типичной ситуация, когда бывшие
граждане  СССР,  в  течение  многих  лет добросовестно полагавшие себя
гражданами  Российской Федерации и выполнявшие все вытекающие из этого
обязанности,  внезапно  становятся  лицами  без  гражданства и нередко
лишаются средств существования. Подобные способы "наведения порядка" в
неоднократно  пересматривавшейся  системе паспортизации представляются
неприемлемыми.
     Консолидированное    мнение    федерального   Уполномоченного   и
уполномоченных  по  правам  человека  в субъектах Российской Федерации
состоит   в  том,  что  при  отсутствии  доказанной  вины  конкретного
гражданина  СССР  в  незаконном  получении  российского  гражданства и
паспорта, он должен без каких-либо дополнительных условий признаваться
гражданином Российской Федерации.
     Уполномоченный  обратился  к  Президенту  Российской  Федерации и
Председателю  Правительства  Российской  Федерации  с  предложением  о
пересмотре  подобной  порочной  практики  изъятия  паспортов у граждан
России.  В  декабре  отчетного  года  Уполномоченный  посвятил  той же
проблеме свой очередной доклад.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа