ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 12.02.08

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

13. Взаимодействие с уполномоченными по правам человека
                   в субъектах Российской Федерации

     В  соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона "Об
Уполномоченном  по  правам  человека в Российской Федерации", субъекты
Российской  Федерации могут учреждать собственный независимый институт
регионального  уполномоченного  по правам человека. Смысл именно такой
организации  системы  государственной  защиты прав и свобод человека в
том, чтобы обеспечить каждому уполномоченному полную самостоятельность
в  работе  и  в принятии решений. По состоянию на конец отчетного года
эта  норма  Федерального  закона  реализована  всего  в  44  субъектах
Российской  Федерации.  Это,  конечно,  недопустимо  мало.  Проблемы с
соблюдением  прав  человека  возникают  повсеместно.  Какие-то  из них
могут,  а  значит, должны быть разрешены на уровне субъекта Федерации.
Там   же,  где  институт  регионального  уполномоченного  отсутствует,
обращения   граждан   в   связи  с  нарушением  их  прав  направляются
федеральному  Уполномоченному  или,  что  еще  хуже,  вообще никуда не
направляются. Равного доступа граждан к системе государственной защиты
прав и свобод человека, таким образом, не обеспечить.
     Неспешность  процесса  учреждения  института  уполномоченного  по
правам человека в субъектах Российской Федерации отражает порой вполне
искреннее непонимание его необходимости со стороны законодателя. Чаще,
однако,   речь  идет  об  осознанном  нежелании  руководства  субъекта
Федерации   создавать   неподотчетный  ему  орган,  наделенный  правом
оценивать   действия  власти.  Поводы  для  проволочек,  как  правило,
находятся  без особого труда. Ссылаются на нехватку средств или на то,
что глава администрации субъекта Федерации на вверенной ему территории
является  гарантом  прав и свобод граждан. (По такой логике, Президент
России  гарантом прав и свобод всех граждан, видимо, не является, коль
скоро    не    оспаривает    необходимость    института   федерального
Уполномоченного.)  Иногда,  не мудрствуя лукаво, просто говорят, что в
конкретном   субъекте  Федерации  права  человека  не  нарушаются  или
нарушаются недостаточно часто для того, чтобы иметь уполномоченного. К
сожалению,  типичной  в этом контексте выглядит ситуация, сложившаяся,
например,  в  Тюменской области. Областной Закон "Об Уполномоченном по
правам  человека" был принят еще в 1998 году, но уполномоченный до сих
пор  не  назначен.  Областное  руководство  объясняет  это  тем, что в
Тюменской  области  "...практически  отсутствуют  обращения граждан по
вопросам, входящим в компетенцию уполномоченного по правам человека, а
поступающие  в  ограниченном  количестве жалобы оперативно разрешаются
органами   государственной   власти   и   местного   самоуправления  в
соответствии  с  установленным  порядком и определенной компетенцией".
Между тем из Тюменской области к федеральному Уполномоченному ежегодно
поступает  до  400  жалоб на действия органов государственной власти и
местного самоуправления.
     Уполномоченный  считает  необходимым  еще  раз заявить о том, что
институт   уполномоченного  по  правам  человека  необходим  в  каждом
субъекте  Российской  Федерации.  В этой связи следовало бы, возможно,
подумать   о   том,   чтобы   изложить   п.   1   ст.  5  Федерального
конституционного  закона  "Об  Уполномоченном  по  правам  человека  в
Российской Федерации" в такой редакции: "В соответствии с конституцией
(уставом), законом субъекта Российской Федерации учреждается должность
Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации".
     В отчетном году были избраны и приступили к работе уполномоченные
по  правам человека в 10 субъектах Российской Федерации: в Республиках
Алтай,  Кабардино-Балкария и Мордовия, в Иркутской, Омской, Орловской,
Ростовской  и  Тверской  областях,  в г. Санкт-Петербурге и в Ненецком
автономном  округе.  Эффективность  работы  новых  "защитников народа"
будет  зависеть  от  того,  насколько  быстро  они  овладеют непростым
искусством  выступать  независимым и беспристрастным посредником между
обществом  и  властью.  Опыт  показывает, что уполномоченный по правам
человека  не может находиться в конфронтации с властью, но и не должен
позиционировать  себя  как  ее  часть  и  тем  более адвокат. Интересы
демократического    государства    требуют,    чтобы    уполномоченный
последовательно   защищал   общество   от   ошибок  и  злоупотреблений
государственных органов, органов местного самоуправления и должностных
лиц.  В  такой  парадигме  особую  важность  для уполномоченного имеет
тесное   и   доверительное   взаимодействие   с   неправительственными
правозащитными   организациями  и  со  всеми  другими  представителями
гражданского  общества.  К сожалению, приходится констатировать, что у
некоторых  вновь  избранных  уполномоченных  отношения с правозащитным
сообществом пока не вполне складываются. Со своей стороны, федеральный
Уполномоченный  готов  по  возможности  помочь  им в налаживании таких
связей.
     Взаимодействие  федерального  Уполномоченного  с  его коллегами в
субъектах   Российской  Федерации  осуществляется  в  целях  повышения
эффективности единой государственной системы защиты прав человека. При
этом  следует  еще  раз подчеркнуть, что федеральный Уполномоченный не
выступает   в   качестве   вышестоящей   инстанции   для  региональных
уполномоченных по правам человека.
     Основным органом взаимодействия уполномоченных по правам человека
является  их  Координационный  совет,  созданный  6 октября 2000 года.
Заседания  Координационного  совета  уполномоченных по правам человека
обычно проводятся не реже двух раз в год. В рамках указанных заседаний
организуются   встречи  уполномоченных  с  руководителями  и  высокими
должностными  лицами  различных  государственных ведомств, обсуждаются
совместные инициативы уполномоченных, вырабатывается их общий подход к
актуальным проблемам обеспечения прав и свобод человека.
     В отчетном году состоялись три заседания Координационного совета.
На  апрельском заседании в Москве обсуждались вопросы обеспечения прав
человека  в учреждениях пенитенциарной системы, а также взаимодействия
органов  военной  прокуратуры  и  уполномоченных  по правам человека в
субъектах   Федерации.   В   заседании   приняли  участие  заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор
С.Н.  Фридинский,  Директор  Федеральной  службы  исполнения наказаний
Российской  Федерации Ю.И. Калинин, Начальник управления по надзору за
законностью  исполнения  уголовных  наказаний  Генеральной прокуратуры
Российской Федерации С.В. Куденеев.
     В  сентябре  2007 года еще одно заседание Координационного совета
уполномоченных   прошло  в  г.  Сочи.  В  центре  внимания  участников
заседания были вопросы реализации гражданами, проживающими в различных
субъектах  Федерации,  своих  социально-экономических  прав.  При этом
особое  внимание  было уделено общим для всех регионов страны жилищным
вопросам,  таким  как  переселение  людей из ветхих и аварийных домов,
доступность жилья для социально незащищенных категорий граждан, и др.
     Последнее  в  отчетном  году  заседание  Координационного  совета
уполномоченных  состоялось  в  декабре  в  Москве.  Был утвержден план
работы  совета  на  следующий  2008 год. В рамках заседания состоялась
встреча  уполномоченных  с  Председателем  Верховного  Суда Российской
Федерации В.М. Лебедевым.
     Взаимодействие  уполномоченных,  естественно,  не  ограничивается
форматом Координационного совета. В своей текущей работе с обращениями
граждан  уполномоченные  по правам человека нередко объединяют усилия.
Необходимость в такой кооперации возникает в тех случаях, когда защита
прав   конкретного   заявителя   выходит   за   рамки  территориальной
компетенции  регионального  уполномоченного или, наоборот, требует его
оперативного  вмешательства  на  месте события. Соответственно в одних
случаях,  получив  сигнал  от  своих  коллег  в субъектах Федерации, к
работе  подключается  федеральный Уполномоченный. В других случаях уже
уполномоченные   в   субъектах   Федерации  предпринимают  необходимые
действия по просьбе федерального Уполномоченного.
     В  отчетном  году  Экспертный  совет при Уполномоченном по правам
человека   в   Российской  Федерации  совместно  с  уполномоченными  в
субъектах  Федерации  и  при  поддержке  Московского представительства
Фонда   им.   К.   Аденауэра   продолжили   работу  по  обмену  опытом
государственной  правозащитной  деятельности.  В  рамках этого проекта
состоялись  научно-практические  конференции в Республике Татарстан, в
Пермском крае и в Калининградской области.
     Для  оказания  методической  помощи  уполномоченным  в  субъектах
Федерации  в аппарате федерального Уполномоченного в течение последних
лет   проводится  анализ  правоприменительной  практики  по  отдельным
проблемам  обеспечения  прав  и  свобод  человека. В отчетном году при
поддержке  некоммерческой организации "Юристы за конституционные права
и  свободы"  издана  брошюра  "Использование  Уполномоченным по правам
человека  в Российской Федерации судебных механизмов защиты нарушенных
прав     граждан".    В    работе    обобщены    результаты    анализа
правоприменительной  практики по проблемам реализации гражданами права
на  социальное  обеспечение,  на  уважение  семейной жизни, а также на
свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства. Кроме
того,   в  конце  2007  года  региональным  уполномоченным  направлены
аналитические   материалы  по  теме  "Права  человека  в  деятельности
правоохранительных и судебных органов".
     Уполномоченные   по   правам   человека  в  субъектах  Российской
Федерации  обращаются  к  федеральному  Уполномоченному  и за правовой
поддержкой.  Связано  это с тем, что различные государственные органы,
осуществляющие  деятельность  на  территории  субъектов  Федерации,  в
последнее  время  все чаще ставят под сомнение правомерность чрезмерно
широких, по их мнению, полномочий местного омбудсмана. При поступлении
подобных  обращений  федеральный  Уполномоченный  считает  возможным и
целесообразным  направление  в  конкретный  субъект  Федерации  своего
заключения  по  существу возникшего спора. Как правило, это приводит к
его   урегулированию.   В   частности,   в   результате  вмешательства
федерального  Уполномоченного  удалось разрешить конфликт, возникший в
отчетном  году  вокруг Закона Удмуртской Республики "Об Уполномоченном
по  правам  человека  в  Удмуртской  Республике". Внесенный прокурором
Удмуртской   Республики  протест,  содержавший  требование  ограничить
полномочия  омбудсмана  в  отношении  органов местного самоуправления,
отозван.  Более  того,  в марте отчетного года Государственным Советом
Удмуртской  Республики  были  приняты изменения к указанному Закону, в
соответствии с которыми Уполномоченный по правам человека в Удмуртской
Республике   получил   право  законодательной  инициативы,  экспертизы
проектов   нормативно-правовых   актов,   а   также  назначения  своих
общественных помощников.
     Всего  за  отчетный  год федеральный Уполномоченный направил семь
заключений на соответствующие законы субъектов Российской Федерации.
     Законодательство субъектов Российской Федерации, где уже учрежден
институт   уполномоченного   по   правам   человека,   предусматривает
подготовку его ежегодного доклада, представляемого главе администрации
субъекта  Федерации и руководителям местной законодательной и судебной
ветвей  власти.  По  отдельным особо острым вопросам соблюдения прав и
свобод   человека   уполномоченный  может  выступать  со  специальными
докладами.
     В   отдельных   случаях   органы   власти   субъектов   Федерации
воспринимают  доклады  своих  уполномоченных по правам человека весьма
болезненно.  Это  неудивительно, поскольку доклады уполномоченных, как
правило,  содержат  немало фактов нарушений прав человека, совершаемых
должностными  лицами органов власти и местного самоуправления субъекта
Федерации.  Понятно,  что  собственное  изображение  в  зеркале радует
далеко   не   всех.   Отсюда   и  конфликты,  для  разрешения  которых
Уполномоченному  по  правам человека в Российской Федерации приходится
порой  направлять  в  регион  письменные  заключения  на доклады своих
коллег.  Подобные  заключения  являются  сугубо консультативными, а их
подготовка  не  входит  в  круг  предусмотренных  законом обязанностей
федерального  Уполномоченного.  В  то  же  время Уполномоченный всегда
охотно   откликается   на  просьбы  проконсультировать  органы  власти
субъектов  Российской Федерации по вопросам, поднимаемым его коллегами
в  своих  докладах.  Тем более что уровень этих докладов, как правило,
весьма  высок.  Об  этом  федеральный  Уполномоченный  знает отнюдь не
понаслышке. Доклады коллег регулярно поступают в его рабочий аппарат и
детально  изучаются  в  целях  обобщения правозащитной информации. Эта
информация,   равно   как   и  предложения,  содержащиеся  в  докладах
региональных  уполномоченных,  используются федеральным Уполномоченным
при подготовке его собственных докладов и других документов.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа