Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
3.1. Целостность государства и региональная политика Укрепление государства - прежде всего укрепление его территориальной целостности и единства. Проблема не сводится только к обеспечению нерушимости государственных границ и защите страны от внешних угроз. При всей важности этих задач тревожат проявления дезинтеграции страны, внутренние тенденции, угрожающие ее территориальной целостности. Опасения обусловлены тем, что коренные преобразования в экономической и политической сферах совпали с кризисом унитаризма, который себя изжил. Для России, начавшей демократические преобразования, единственно реальный способ ее укрепления - создание современного федеративного государства. Задача федеральных властей - найти такую форму государственного устройства, чтобы естественное стремление регионов к большей самостоятельности не создавало угрозы целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Сама Конституция была подготовлена при непосредственном участии субъектов Федерации. В процессе Конституционного совещания удалось устранить многие противоречия и найти компромиссные юридические формулы, ставшие основой дальнейшего продвижения вперед. Регионы активно налаживают координирующие и управленческие связи друг с другом. Заработал механизм "самонастройки", благодаря которому в России начинают складываться новые социально-экономические комплексы, не разделенные административными границами. Появились и прообразы межрегиональных структур управления, взявшие на себя часть функций, которые ранее исполнял унитарный центр. Это - межрегиональные ассоциации, охватившие своей деятельностью всю Российскую Федерацию. Рост самостоятельности регионов и сокращение полномочий федеральной власти не означают ослабления государственности, не создают угрозы единству страны. В Конституции заложены базовые принципы, гарантирующие: - незыблемость территориальной целостности государства; - равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; - единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов государственности, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); - свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства (внутренние административные границы не могут быть превращены в государственные или экономические); - верховенство федерального законодательства; - недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации. Как и все остальные статьи федеральной Конституции, эти принципы обязательны для выполнения властями и гражданами в любом регионе России. Во всем, что не противоречит этим принципам и не отнесено к компетенции Российской Федерации, регионы свободны в своем развитии. Время борьбы регионов с "центром" за свои права уходит в историю. Конституция предоставила всем регионам России широкие права. Те региональные политики, которые все еще требуют полномочий, ломятся сквозь стену рядом с открытой дверью. Главная проблема в том, чтобы скорее приступить к реальному освоению своих прав. Широкая передача властных полномочий в регионы вовсе не означает, что федеральные власти устраняются от какого бы то ни было воздействия на региональную жизнь российского общества. Напротив, в новых условиях возрастает необходимость разработки и проведения в жизнь новой региональной стратегии российского государства. Такая задача была поставлена Президентом еще в апреле прошлого года, однако до преодоления конституционного кризиса ее решение было затруднено. Основные принципы и цели региональной стратегии состоят в следующем: - преодоление резких различий между районами по уровню жизни, по условиям развития; - развитие межрегионального сотрудничества и максимальное использование потенциала разнообразия регионов; - использование стимулирующих и регулирующих методов, отказ от администрирования; - благополучие граждан; - переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным - целям; - обеспечение территориальной справедливости (ни один регион не должен получать каких-либо неоправданных привилегий). Важным инструментом совершенствования основ федерализма должен стать закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Федерации. В политической сфере гарантия региональной самостоятельности - прямые выборы региональных властей. Региональные власти должны подчиняться не федеральным властям, а федеральной Конституции. Гарантией экономической самостоятельности регионов должно стать разделение источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и местным уровнями. Тогда каждый уровень государственной власти будет по-настоящему независим от других. В качестве налогоплательщиков могут выступать граждане и предприятия. Одним из важнейших условий сохранения территориальной целостности является обеспечение прав местного самоуправления. В компетенции его органов - удовлетворение самых насущных, повседневных, жизненно необходимых потребностей людей, что не под силу ни федеральной, ни даже региональной власти. Местное самоуправление имеет глубокие исторические корни в российской политической культуре в виде земства. Для молодой российской демократии местное самоуправление может стать эффективным средством активизации граждан, средством вовлечения их в конструктивную политическую работу, которая дает реальные практические результаты. Именно на уровне местного самоуправления могут получить практическое воплощение различные формы национально-культурного развития народов России. Перед федеральной властью стоит важнейшая задача - строго разграничить функции, права, обязанности и ответственность между органами государственной власти и местного самоуправления. Одновременно предстоит разделить их материально-финансовые источники. С этой целью необходимо принять федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Опираясь на него, органы власти субъектов Федерации должны будут принять правовые акты, регулирующие структуру и полномочия органов местного самоуправления в своих регионах с учетом национальных и местных традиций. В разработке и реализации региональной политики должны участвовать Президент, Федеральное Собрание, Правительство, субъекты Федерации. Возможности для полноценного взаимодействия законодательной и исполнительной властей в этой сфере теперь имеются. Появление Совета Федерации - первой в истории России "палаты регионов" - поможет существенно повысить уровень обсуждения региональной проблематики. Высока роль этой палаты в законотворчестве, связанном с решением всего круга региональных проблем страны. И в Совете Федерации, и в Государственной Думе созданы комитеты по делам Федерации и региональной политике. В ходе развития подлинного федерализма наверняка возникнут новые проблемы, и надо быть готовыми к их решению. Одна из них - возможный рост противоречий между регионами. Они были и раньше, но решались административным порядком в Москве. Теперь же регионам предстоит в основном самим преодолевать эти противоречия. В тупиковых ситуациях Президент будет использовать согласительные процедуры, создавать согласительные комиссии для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равно как и между органами власти самих субъектов Федерации. Важнейшим механизмом самонастройки федеративных отношений выступают договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Договор такого типа был подписан с Республикой Татарстан. Особую проблему представляет урегулирование отношений между федеральной властью и Чеченской Республикой. Основой для этого могут стать проведение в Чечне свободных демократических выборов и переговоры по разграничению полномочий с федеральной властью. Ближайшая задача - разработка и принятие базовых законов, позволяющих перевести конституционные принципы новых федеративных отношений в реальную правоприменительную практику. Необходимы законы: - о принципах разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между федеральным "центром" и субъектами Федерации; - о порядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта или образовании в ее составе нового субъекта; - о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".