ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ). Послание. Президент РФ. 24.02.94

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.1. Целостность государства и региональная политика

     Укрепление    государства   -   прежде   всего   укрепление   его
территориальной  целостности и единства. Проблема не сводится только к
обеспечению  нерушимости  государственных  границ  и  защите страны от
внешних  угроз.  При  всей  важности  этих  задач  тревожат проявления
дезинтеграции    страны,    внутренние    тенденции,   угрожающие   ее
территориальной целостности.
     Опасения   обусловлены   тем,   что   коренные  преобразования  в
экономической  и  политической  сферах  совпали с кризисом унитаризма,
который    себя    изжил.   Для   России,   начавшей   демократические
преобразования,  единственно  реальный способ ее укрепления - создание
современного федеративного государства.
     Задача  федеральных  властей - найти такую форму государственного
устройства,   чтобы   естественное   стремление   регионов  к  большей
самостоятельности не создавало угрозы целостности России.
     Первые  шаги  на  этом  пути  уже  сделаны. Сама Конституция была
подготовлена  при  непосредственном  участии  субъектов  Федерации.  В
процессе   Конституционного   совещания   удалось   устранить   многие
противоречия   и  найти  компромиссные  юридические  формулы,  ставшие
основой дальнейшего продвижения вперед.
     Регионы  активно налаживают координирующие и управленческие связи
друг  с другом. Заработал механизм "самонастройки", благодаря которому
в   России   начинают   складываться   новые   социально-экономические
комплексы,  не  разделенные  административными  границами. Появились и
прообразы  межрегиональных  структур управления, взявшие на себя часть
функций, которые ранее исполнял унитарный центр. Это - межрегиональные
ассоциации, охватившие своей деятельностью всю Российскую Федерацию.
     Рост   самостоятельности   регионов   и   сокращение   полномочий
федеральной   власти  не  означают  ослабления  государственности,  не
создают   угрозы  единству  страны.  В  Конституции  заложены  базовые
принципы, гарантирующие:
     - незыблемость территориальной целостности государства;
     - равноправие  членов  Федерации  между  собой  и  по отношению к
федеральным органам государственной власти;
     - единство   основ   государственного  строя  (соблюдение  каждым
регионом   таких  основополагающих  принципов  государственности,  как
народовластие,    разделение    властей,    многопартийность,   равные
избирательные права граждан);
     - свободу   передвижения   людей,   распространения   информации,
перемещения товаров и денег по всей территории государства (внутренние
административные  границы  не  могут быть превращены в государственные
или экономические);
     - верховенство федерального законодательства;
     - недопустимость    действий,   направленных   на   одностороннее
изменение статуса субъекта Федерации.
     Как  и все остальные статьи федеральной Конституции, эти принципы
обязательны  для  выполнения  властями  и  гражданами  в любом регионе
России.  Во  всем,  что не противоречит этим принципам и не отнесено к
компетенции Российской Федерации, регионы свободны в своем развитии.
     Время борьбы регионов с "центром" за свои права уходит в историю.
Конституция  предоставила  всем  регионам  России  широкие  права.  Те
региональные  политики,  которые  все  еще требуют полномочий, ломятся
сквозь  стену  рядом  с открытой дверью. Главная проблема в том, чтобы
скорее приступить к реальному освоению своих прав.
     Широкая передача властных полномочий в регионы вовсе не означает,
что федеральные власти устраняются от какого бы то ни было воздействия
на региональную жизнь российского общества. Напротив, в новых условиях
возрастает   необходимость  разработки  и  проведения  в  жизнь  новой
региональной стратегии российского государства.
     Такая  задача  была  поставлена Президентом еще в апреле прошлого
года,  однако  до преодоления конституционного кризиса ее решение было
затруднено.
     Основные   принципы  и  цели  региональной  стратегии  состоят  в
следующем:
     - преодоление  резких различий между районами по уровню жизни, по
условиям развития;
     - развитие   межрегионального   сотрудничества   и   максимальное
использование потенциала разнообразия регионов;
     - использование  стимулирующих  и  регулирующих методов, отказ от
администрирования;
     - благополучие граждан;
     - переход  от  узкоэкономических к более широким - общественным и
социальным - целям;
     - обеспечение  территориальной  справедливости (ни один регион не
должен получать каких-либо неоправданных привилегий).
     Важным  инструментом  совершенствования  основ федерализма должен
стать   закон   об  общих  принципах  организации  представительных  и
исполнительных органов государственной власти в субъектах Федерации.
     В  политической  сфере  гарантия региональной самостоятельности -
прямые   выборы   региональных  властей.  Региональные  власти  должны
подчиняться не федеральным властям, а федеральной Конституции.
     Гарантией  экономической  самостоятельности регионов должно стать
разделение   источников   налоговых   поступлений  между  федеральным,
региональным  и местным уровнями. Тогда каждый уровень государственной
власти   будет   по-настоящему   независим   от   других.  В  качестве
налогоплательщиков могут выступать граждане и предприятия.
     Одним из важнейших условий сохранения территориальной целостности
является  обеспечение  прав местного самоуправления. В компетенции его
органов   -  удовлетворение  самых  насущных,  повседневных,  жизненно
необходимых  потребностей  людей,  что  не под силу ни федеральной, ни
даже региональной власти.
     Местное   самоуправление  имеет  глубокие  исторические  корни  в
российской   политической   культуре   в  виде  земства.  Для  молодой
российской  демократии  местное самоуправление может стать эффективным
средством    активизации    граждан,   средством   вовлечения   их   в
конструктивную политическую работу, которая дает реальные практические
результаты.
     Именно   на   уровне   местного   самоуправления  могут  получить
практическое   воплощение   различные   формы  национально-культурного
развития народов России.
     Перед   федеральной  властью  стоит  важнейшая  задача  -  строго
разграничить  функции,  права,  обязанности  и  ответственность  между
органами    государственной    власти   и   местного   самоуправления.
Одновременно  предстоит разделить их материально-финансовые источники.
С  этой  целью необходимо принять федеральный закон об общих принципах
организации  местного  самоуправления. Опираясь на него, органы власти
субъектов  Федерации  должны будут принять правовые акты, регулирующие
структуру   и  полномочия  органов  местного  самоуправления  в  своих
регионах с учетом национальных и местных традиций.
     В   разработке   и   реализации   региональной   политики  должны
участвовать  Президент,  Федеральное Собрание, Правительство, субъекты
Федерации. Возможности для полноценного взаимодействия законодательной
и исполнительной властей в этой сфере теперь имеются. Появление Совета
Федерации  -  первой  в  истории  России  "палаты  регионов" - поможет
существенно  повысить  уровень  обсуждения  региональной проблематики.
Высока роль этой палаты в законотворчестве, связанном с решением всего
круга   региональных  проблем  страны.  И  в  Совете  Федерации,  и  в
Государственной   Думе   созданы   комитеты   по   делам  Федерации  и
региональной политике.
     В  ходе развития подлинного федерализма наверняка возникнут новые
проблемы,  и  надо быть готовыми к их решению. Одна из них - возможный
рост  противоречий  между  регионами.  Они  были и раньше, но решались
административным  порядком  в  Москве.  Теперь же регионам предстоит в
основном  самим  преодолевать  эти противоречия. В тупиковых ситуациях
Президент   будет  использовать  согласительные  процедуры,  создавать
согласительные  комиссии  для  разрешения  разногласий  между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти ее субъектов, равно как и между органами власти самих субъектов
Федерации.
     Важнейшим   механизмом   самонастройки   федеративных   отношений
выступают  договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о
разграничении  предметов ведения и полномочий. Договор такого типа был
подписан с Республикой Татарстан.
     Особую   проблему  представляет  урегулирование  отношений  между
федеральной  властью  и Чеченской Республикой. Основой для этого могут
стать   проведение   в   Чечне  свободных  демократических  выборов  и
переговоры по разграничению полномочий с федеральной властью.
     Ближайшая   задача  -  разработка  и  принятие  базовых  законов,
позволяющих  перевести  конституционные  принципы  новых  федеративных
отношений в реальную правоприменительную практику. Необходимы законы:
     - о   принципах   разграничения  предметов  ведения  и  взаимного
делегирования  полномочий  между  федеральным  "центром"  и субъектами
Федерации;
     - о  порядке  принятия в Российскую Федерацию нового субъекта или
образовании в ее составе нового субъекта;
     - о  порядке  изменения конституционно-правового статуса субъекта
Российской Федерации.

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа