ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ). Послание. Президент РФ. 24.02.94

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.3. Государственная поддержка институтов
                        гражданского общества

     Без   развитого   гражданского  общества  государственная  власть
неизбежно  приобретает  деспотический,  тоталитарный  характер. Только
благодаря   гражданскому   обществу  эта  власть  ставится  на  службу
человеку, становится защитницей свободы.
     Особенность   российской   ситуации   в   том,   что  параллельно
становлению    гражданского    общества    создаются   основы   нового
демократического государства.
     Поскольку   не   может   быть  демократического  государства  без
гражданского   общества,   государство   объективно  заинтересовано  в
оказании  поддержки  общественным  институтам. При этом речь идет не о
вмешательстве государства в жизнь гражданских структур, не о наделении
общественных  объединений  государственно-властными  полномочиями, а о
селективной  помощи  тем  институтам  гражданского  общества,  которые
способны непосредственно усиливать демократический потенциал власти.
     В  формировании  гражданского  общества  неоценима  роль  средств
массовой  информации.  Защита  их  свободы  -  задача  стратегического
значения.  Пока  есть эта свобода, демократия защищена самым важным из
охранительных рубежей.
     Российские   средства   массовой  информации  переживают  сегодня
серьезные  качественные  изменения,  связанные с переходом на рыночные
рельсы. Накопилось немало проблем. По-прежнему, как и в предыдущие два
года,  ключевой  вопрос - финансы. В 1994 году ни в коем случае нельзя
оставлять прессу без дотаций.
     Необходимо  постепенно  переходить  к  разгосударствлению средств
массовой  информации,  в  первую  очередь  газет  и  журналов.  Органы
государственной  власти  должны  передавать  свои  функции учредителей
редакциям, журналистским коллективам.
     Ясно,  что  государство  не  справится  с  финансовым содержанием
телерадиокомпаний.  Пакет  президентских указов по телерадиовещанию от
декабря  минувшего года определил курс государственной политики в этой
сфере. Но важно, чтобы в ходе осуществления практических шагов не было
разорвано  на  куски  и  поделено  информационное пространство России.
Государственный канал телевидения и радио должен сохраниться.
     Пора,   наконец,   развивать  законодательную  базу  деятельности
средств массовой информации. Первым здесь должен быть закон о праве на
информацию.  Необходимо  также подготовить законопроекты, регулирующие
деятельность телерадиокомпаний, тем более что неплохой задел для этого
имеется.
     Один  из  факторов, осложняющих формирование политической системы
демократического типа и гражданского общества, - слабость и аморфность
партий   и  общественных  организаций.  Велика  инерция  межпартийной,
межгрупповой борьбы, в которой интересы граждан отодвигаются на задний
план.
     Прошедшие  в  декабре  1993  года  выборы  в Федеральное Собрание
выявили   значительные   недостатки   в   законодательном  обеспечении
деятельности   партий,   общественных  объединений,  средств  массовой
информации в период избирательной кампании.
     Необходимо,  чтобы очередные президентские и парламентские выборы
прошли  уже  на  основе  новых  законов. Не менее важно на федеральном
уровне определить и основные положения избирательного законодательства
субъектов Федерации.
     Особая  роль  отводится  закону  о  политических партиях, который
наряду с общедемократическими положениями должен дать импульс развитию
многопартийности.
     Важно, чтобы этот закон обеспечил:
     - закрепление  роли  партий  как  основных  каналов  политической
активности, связанной с формированием власти;
     - создание    условий,    стимулирующих   укрупнение   партий   и
формирование стабильной партийной системы;
     - направленность  партийной деятельности на выявление и выражение
мнений различных слоев общества.
     Целесообразно обеспечить согласованность и взаимную дополняемость
закона о политических партиях и законов о выборах.
     Разрабатывать  законы  о выборах следует, опираясь на критическое
осмысление    опыта   первых   многопартийных   выборов,   исходя   из
преимущественного участия в выборах крупных политических блоков.
     Важное   направление  законотворчества  -  порядок  использования
средств массовой информации как в ходе избирательных кампаний, так и в
период   между   выборами.  Здесь  не  обойтись  без  законодательного
регулирования  времени,  отводимого  телевидением  и радиовещанием для
ведения    избирательных    кампаний.   В   этом   случае   бесплатное
предоставление  эфира  государственными средствами массовой информации
должно стать одной из форм государственной поддержки многопартийности.
     Целесообразно  использовать  опыт, накопленный во время последних
выборов.  Третейский  информационный  суд,  а  теперь  Судебная палата
должна  обобщить  этот  опыт  и представить Президенту соответствующие
предложения.
     На  федеральном  уровне  доступ  к  государственной  поддержке, к
участию   в  выборах  надо  открыть  объединениям,  получившим  статус
общероссийских политических партий.
     Принятием   раздельных  законодательных  актов  о  партиях  и  об
общественных  организациях  (объединениях)  будет разведена собственно
политическая   активность   и   деятельность  организаций  и  граждан,
направленная   на   решение   неполитических   проблем.  Это  вовлечет
общественные   организации   в   осуществление   социальной   политики
государства.   Ему   следует   частично   финансировать   деятельность
общественных  объединений,  занятых  решением  приоритетных социальных
задач.  Это  позволит  снять  часть  бремени  с государства, сократить
государственный   аппарат.  Продуманный,  законодательно  закрепленный
порядок     распоряжения     общественными     организациями    частью
государственных    средств    поможет    повысить   эффективность   их
использования.
     Государство  должно оказывать поддержку общественным организациям
в форме:
     - субсидий, предоставляемых на конкурсной основе;
     - наделения правом пользования государственным имуществом;
     - предоставления   налоговых   льгот,   полного   или  частичного
освобождения от платы за услуги государственных предприятий.
     Оказывая  помощь,  государство  должно  иметь  право  контроля за
использованием предоставляемых финансовых и иных средств.
     Такой  механизм должен найти воплощение в законах об общественных
организациях (о свободе ассоциаций), о профессиональных союзах, законе
о   некоммерческих   организациях,   о   благотворительных   фондах  и
благотворительной деятельности.
     Одним  из  признаков  развитого  гражданского  общества  является
система  институтов  самоуправления. Эти институты позволяют придавать
свободной  деятельности  человека  созидательный смысл, связывать ее с
самоответственностью.
     Именно  поэтому  Конституция выделяет отдельную сферу гражданской
самостоятельности  и  активности  - местное самоуправление, определяя,
что органы местного самоуправления не входят в систему государственной
власти,   а   действуют  самостоятельно  и  ответственны  перед  своим
населением.
     Однако   это   не   означает,  что  государство  может  полностью
отстраниться   от   правового   регулирования   структуры,  функций  и
полномочий  местного  самоуправления.  Нельзя не учитывать, что это не
только  сфера  самоорганизации  жителей,  но  и  специфический уровень
власти.

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа