Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
1.2. Судебная реформа Если в государстве существует сильная судебная система, то сильно и само государство. Сильно потому, что представительные и исполнительные органы власти не тратят огромные силы на борьбу за выполнение принимаемых ими решений, лишаются соблазна действовать неправовыми средствами. Главную роль в защите права везде играет судебная власть. Ее сила в том, что она лишена (во всяком случае, должна быть лишена) каких бы то ни было политических интересов. Ее главный и единственный интерес - право как самостоятельная ценность. В сегодняшней России институты судебной власти фрагментарны, их юрисдикция еще не распространяется на все правовые отношения, законодательная база правосудия во многом устарела и страдает неполнотой. Перед федеральной властью встает, таким образом, насущная задача - как можно скорее завершить судебную реформу. Ее цель - формирование эффективного правосудия, действующего на строгих правовых и демократических началах. Реформа правосудия должна обеспечить: - универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых проявлений произвола и насилия); - доступность правосудия; - оперативность судебной защиты прав и законных интересов; - безусловность исполнения судебных решений. Правовая защищенность граждан слаба. Многие суды не считают конституционные положения нормами прямого действия. Нередко гражданам по разным причинам отказывают в реализации их права на судебную защиту. Судебные решения, прежде всего в гражданско-правовой сфере, зачастую остаются невыполненными, игнорируются теми, кому они адресованы. Принцип независимости судей и их подчинения только закону еще не стал нормой жизни. В руках у чиновников остается немало рычагов давления. Условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения судей во многом зависят от благорасположения местного руководства. Интересы усиления государства требуют возобновления работы Конституционного Суда Российской Федерации. Помимо решения вопроса о доизбрании конституционных судей необходимо доработать и как можно быстрее принять новый закон о Конституционном Суде. При этом должны быть учтены изъяны прежнего закона, которые искажали сущность важного института демократии. Нуждаются в обновлении не только компетенция Конституционного Суда, не только гарантии выполнения его решений, не только статус судей, но и сам процесс конституционного правосудия. Следует также принять законы, закрепляющие новые процессуальные принципы в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводствах, прежде всего принципы состязательности и равноправия сторон в судебном процессе. Суд присяжных - одна из наиболее демократических форм судопроизводства. Поэтому в самые короткие сроки заинтересованные органы должны подвести итоги начавшегося в 1993 году эксперимента и внести предложения о возможности полномасштабного введения этого института в судебную практику. Нужен закон о судоустройстве, устанавливающий общие принципы построения судебной системы в России и особенности правового регулирования различных подсистем судебной власти. Должны быть восстановлены такие прогрессивные институты, как мировые судьи, апелляционное производство. Назрела необходимость выделения административной юстиции в качестве самостоятельной подсистемы. Она должна состоять из судов или судебных присутствий общих судов, рассматривающих дела о законности действий государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Для демократического реформирования деятельности высшего суда в системе общих судов Российской Федерации требуется закон о Верховном Суде Российской Федерации. Для создания эффективного правосудия безотлагательно следует принять законодательный акт, устанавливающий гарантии государственной защиты судей, присяжных заседателей, свидетелей, потерпевших, других участников уголовного процесса. Суды надо финансировать в полном объеме. Это важно не только для поднятия престижа судебной власти, но и для обеспечения полной независимости судов от органов власти всех уровней. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".