ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.05.97 135

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ЗАНЯТИЕ 1

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ:-2 "ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ"
     1.0-2 "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" 2.0

     1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: выяснение исходного уровня знаний пациентов и их
родителей   по   сахарному   диабету   и   самоконтролю   заболевания.
Ознакомление пациентов и их родителей с современными представлениями о
природе сахарного диабета.
     2.  ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: дать представление пациентам и их родителям о
физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.
     3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
     3.1. Организационные вопросы:
     3.1.1.  Знакомство  с  пациентами  (Ф.И.О., возраст, длительность
заболевания,  какие  препараты  инсулина  получает,  обучался ли ранее
самоконтролю   заболевания,   какие   имеет   трудности   в   связи  с
заболеванием, ЧТО привело пациента и его родителей в "Школу диабетика"
и т.д.).
     3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий.
     3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов и их родителей
по сахарному диабету.
     3.2. Природа болезни:
     3.2.1.  Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы
в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза).
     3.2.2.  Что  такое  инсулин  и  механизм его действия, физиология
секреции  инсулина  (ритмы  выделения  инсулина у здорового человека и
нарушение  его  секреции  у  больного);  выбор терапевтической тактики
(имитация  физиологической  секреции инсулина многоразовыми инъекциями
инсулина).
     3.2.3.   Симптомы   сахарного  диабета  и  их  патогенез  (почему
возникает  увеличение  объема  мочи,  жажда, учащенное мочеиспускание,
слабость,  похудание).  Что  такое  "почечный  порог" для глюкозы, что
такое "ремиссия" сахарного диабета.
     4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
     ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0
     1. Методические карточки белого цвета - 5 шт.
     2.  Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного
уровня знаний пациентов и их родителей (43 вопроса).
     3. Именные ("визитные") карточки для пациентов.
     4. Блокноты для записей (для пациентов).
     5. Шариковые ручки для пациентов.
     ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0
     1. Методические карточки белого цвета - 19 шт.
     2. Доска, мел.
     3. Наглядные пособия:
     - "Содержание сахара в крови";
     - "Клеткам нужен сахар!";
     - "Инсулин снижает сахар в крови";
     - "Признаки высокого содержания сахара в крови";
     - "Почечный" порог для сахара".
     5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
     - общие   представления  об  этиологии,  патогенезе  заболевания,
физиологии  действия  инсулина  в  организме,  "нормальном"  ритме его
секреции.
     6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
     - распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ:-2 "ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ"
     ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ пациентов и их родителей.
     ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов (или их родителей) представиться и
рассказать:
     - как долго ребенок болеет сахарным диабетом;
     - как он до сих пор лечился;
     - какие проблемы возникают у пациентов или у их родителей в связи
с тем, что ребенок болен диабетом;
     - с какой целью решили посещать занятия;
     - кто посоветовал посещать занятия.
     СПРОСИТЬ:  как  Вы  считаете,  изменятся  ли Ваши представления о
сахарном   диабете  после  курса  обучения  самостоятельному  контролю
заболевания?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ДОПОЛНИТЬ: знание современных принципов лечения сахарного диабета
и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно
регулировать свое лечение.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  хороший  контроль  сахарного  диабета  является  на
сегодняшний  день  единственной  мерой по предупреждению возникновения
сосудистых осложнений!
     УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.
     НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.
     СООБЩИТЬ,   что  могут  быть  учтены  пожелания  пациентов  и  их
родителей по изменению расписания.
     ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациенты и их родители могут задавать вопросы во
время занятия.
     ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе!
     ОБСУДИТЬ с пациентами и их родителями организационные вопросы:
     - как будет построен режим питания пациентов во время обучения;
     - в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови.
     ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля
содержания сахара в крови будет корригироваться доза инсулина.
     ПРЕДЛОЖИТЬ  пациентам  и  их  родителям  ответить  на контрольные
вопросы для оценки исходного уровня знаний по сахарному диабету.
     СООБЩИТЬ:  Ваши  ответы  позволят  нам  узнать, каким темам нужно
уделить особое внимание на занятиях.
     ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы.
     РАЗДАТЬ   пациентам  блокноты  для  записей,  ручки  и  попросить
ответить на контрольные вопросы.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  у  Вас  будет  достаточно  времени  во  время курса
обучения найти ответы на все эти вопросы.

           КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПАЦИЕНТОВ
                 ПО САХАРНОМУ ДИАБЕТУ И САМОКОНТРОЛЮ

                  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

     1) Каким типом сахарного диабета Вы страдаете?
     2) Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?
     3) Знаете Вы основные симптомы сахарного диабета?
     4) Если больной ИЗСД не будет вводить инсулин, то...
     5) Какие осложнения сахарного диабета Вы знаете?

                             САМОКОНТРОЛЬ

     1) Назовите значения сахара крови у здорового человека.
     2) Назовите "хорошие" для диабетика значения сахара крови.
     3) Как часто Вы измеряете содержание сахара в крови?
     4)  Как  часто  нужно  проводить самоконтроль содержания сахара в
крови?
     5)  Как  часто  Вы  измеряете  содержание сахара в моче и в каких
порциях?
     6)  Какая  порция  мочи отражает содержание сахара крови в данный
момент?
     7) Что такое "почечный порог" для глюкозы?
     8) Когда появляется ацетон?
     9) В каких случаях следует проверять мочу на ацетон?
     10) Знаете ли Вы, что такое "гликированный" гемоглобин? Как часто
Вы его оцениваете?

                               ПИТАНИЕ

     1) Какие основные пищевые вещества Вы знаете?
     2) Назовите несколько УГЛЕВОДсодержащих продуктов.
     3) Назовите несколько БЕЛКОВОсодержащих продуктов.
     4) Назовите несколько ЖИРОсодержащих продуктов.
     5) Что такое ХЛЕБНАЯ ЕДИНИЦА или УГЛЕВОДНАЯ ЕДИНИЦА?
     6) Сколько углеводов (в граммах) содержится в 1 ХЕ или в 1 УЕ?
     7) Какие продукты содержат ХЕ или УЕ?
     8)  Какие  УГЛЕВОДсодержащие  продукты можно есть без ограничения
больным сахарным диабетом?
     9) Что такое энергетическая ценность пищи?
     10) Что такое сахарная ценность пищи?
     11)  Какие  сахарозаменители  Вы  знаете? Какие из них калорийны?
Какие из них "относительно" калорийны?

                               ИНСУЛИН

     1) Что такое инсулин?
     2) Где в организме вырабатывается инсулин?
     3) За сколько времени до еды нужно вводить инсулин?
     4) Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего?
     5) Как нужно набирать инсулин в шприц?
     6) Знаете ли Вы пики действия инсулина?
     7)  Изменяете ли Вы самостоятельно дозу инсулина? Если изменяете,
то как часто?

                             ГИПОГЛИКЕМИЯ

     1) Что такое гипогликемия?
     2) Знаете ли Вы основные признаки гипогликемии?
     3) Знаете ли Вы основные причины возникновения гипогликемии?
     4) Какие из продуктов нужно съесть при гипогликемии?
     5) Что такое глюкагон?

                   ПРАВИЛА ИЗМЕНЕНИЯ ДОЗЫ ИНСУЛИНА

     1)  Что  нужно  сделать, если через 1,5 - 2 часа после завтрака у
больного сахарным диабетом имеются симптомы гипогликемии?
     2)  Что нужно сделать, если у больного сахарным диабетом в ночные
часы бывает состояние гипогликемии?
     3)  Что  нужно  сделать,  если  перед  обедом у больного сахарным
диабетом высокое содержание сахара в крови?
     4)  Что  нужно сделать, если у больного сахарным диабетом высокое
содержание сахара в крови натощак?
     5)  Что  нужно  сделать,  если  больной сахарным диабетом заболел
простудным заболеванием?

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" 2.0
     СПРОСИТЬ: у каждого человека имеется сахар в крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: да, у каждого человека есть сахар в крови.
     СПРОСИТЬ:  какие  показатели  содержания сахара в крови считаются
нормальными?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     НАПИСАТЬ  НА  ДОСКЕ  нормальные  показатели  содержания  сахара в
крови:
     - натощак 60 - 100 мг/дл или 3,3 - 5,5 ммоль/л;
     - после приема пищи: максимально до 140 мг/дл или до 7,7 ммоль/л.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови".
     СПРОСИТЬ: для чего сахар нужен организму?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:  все  клетки организма должны получать энергию для своей
работы!  А  сахар  является  наиболее  доступным,  быстрым  и  удобным
источником  энергии  для  любой  деятельности  организма, чтобы клетки
головного мозга "думали", а мышечные клетки не "уставали работать".
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  и  объяснить наглядное пособие "Клеткам нужен
сахар!"
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  сахар  нужен  организму как основной энергетический
источник!
     СПРОСИТЬ: откуда поступает сахар в кровь?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ДОПОЛНИТЬ:   сахар   в  кровь  поступает  из  продуктов  питания,
содержащих  углеводы,  - это "внешний источник" сахара. Этот сахар "из
пищи"  называется  экзогенной  глюкозой.  Большая часть этой глюкозы с
помощью  инсулина откладывается в печени в виде печеночного гликогена,
меньшая  часть  также  с  помощью инсулина поступает в мышцы и жировые
клетки.   Клетки   головного  мозга  получают  глюкозу  независимо  от
инсулина. По мере необходимости из "запасного депо" (гликогена печени)
сахар  поступает в кровь. Этот сахар из "внутреннего источника" самого
организма называется эндогенной глюкозой.
     СПРОСИТЬ:  каким  образом  сахар,  который  "собирается" в крови,
может попасть в клетки?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: при помощи ИНСУЛИНА!
     СПРОСИТЬ: что такое ИНСУЛИН? Где он образуется?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ДОПОЛНИТЬ: ИНСУЛИН - это ЕДИНСТВЕННЫЙ гормон в организме, который
помогает сахару проникнуть в клетки печени, мышечные и жировые клетки.
Он образуется в специальных, т.н. "бета-клетках" поджелудочной железы.
     СПРОСИТЬ:   где   находится  поджелудочная  железа  в  организме?
(Желательно попросить показать пациентов.)
     ПОВТОРИТЬ  на  основе  наглядного  пособия "Инсулин снижает сахар
крови".
     С  помощью инсулина, как с помощью "ключа", сахар из крови входит
в  различные  клетки организма (мышечные, печеночные, жировые) - таким
образом клетки получают энергию для своей работы.
     РАССКАЗАТЬ  о  нормальном ритме секреции инсулина в течение дня у
здорового  человека  (базальное выделение инсулина + секреция инсулина
"на еду").
     НАРИСОВАТЬ на доске график секреции инсулина у здорового человека
в зависимости от приема пищи.
     СПРОСИТЬ:   что   происходит   при   диабете,  когда  отсутствует
собственная секреция инсулина?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: сахар в крови повышается!
     УКАЗАТЬ:  у  диабетика повышение сахара в крови после приема пищи
обязательно должно "сглаживаться" предварительной инъекцией инсулина!
     ПОДЧЕРКНУТЬ  необходимость  имитации нормальной секреции инсулина
многоразовыми инъекциями инсулина.
     СПРОСИТЬ:  какое  было содержание сахара у Вас в крови, когда Вам
поставили диагноз "Сахарный диабет"?
     НАПИСАТЬ  на  доске ответы пациентов (или их родителей) в порядке
возрастания уровня сахара в крови.
     УКАЗАТЬ  на  высокие  показатели  содержания  сахара  в  крови  у
пациентов, написанные на доске.
     СПРОСИТЬ:  как  Вы  себя чувствовали, когда у Вас диагностировали
диабет?
     НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ответы пациентов (или их родителей).
     ДОПОЛНИТЬ   на   основе  наглядного  пособия  "Симптомы  высокого
содержания сахара в крови":
     - много мочи;
     - жажда;
     - сухость кожи;
     - слабость;
     - отсутствие аппетита;
     - похудание;
     - запах ацетона (похожий на "яблочный") в выдыхаемом воздухе;
     - боли в животе.
     СПРОСИТЬ:  почему появляются эти симптомы (например, много мочи и
жажда)?
     ПОЯСНИТЬ  на  основе  наглядного  пособия  "Почечный  порог"  для
сахара".  Когда содержание сахара в крови становится очень высоким, то
почки  не  могут  больше "удерживать" его - и сахар появляется в моче.
Сахар  в  организме  связан  с жидкостью, поэтому выделение мочи из-за
присутствия   в  ней  сахара  резко  увеличивается.  Из-за  усиленного
мочевыделения (потери жидкости) у больного возникает жажда.
     УКАЗАТЬ: у большинства больных диабетом сахар в моче определяется
при  повышении  содержания сахара в крови свыше 180 мг/% (10 ммоль/л).
Этот показатель называется "почечным порогом" для глюкозы.
     ОБЪЯСНИТЬ:  Вы можете определить свой "почечный порог", когда при
ежедневном  контроле  содержания сахара в крови через 1 - 2 часа после
еды  (т.е. в предполагаемые часы максимального подъема уровня сахара в
крови) одновременно исследуете "свежую" порцию мочи на наличие сахара.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: в норме в моче не должно быть сахара!
     СООБЩИТЬ:   известны  2  типа  диабета,  которые  различаются  по
причинам возникновения и методам лечения.

---------------------------------------------------------------------------
|                     |      СД 1 ТИПА        |         СД 2 ТИПА         |
|-------------------------------------------------------------------------|
|        Для 2-х типов характерно высокое содержание сахара в крови       |
|-------------------------------------------------------------------------|
|Причины              |Разрушение бета-клеток |Нарушение действия инсулина|
|---------------------|-----------------------|---------------------------|
|Возраст              |У детей и в молодом    |После 40 лет               |
|                     |возрасте               |                           |
|---------------------|-----------------------|---------------------------|
|Вес                  |Нет избытка массы тела |Избыточный вес             |
|---------------------|-----------------------|---------------------------|
|Провоцирующие факторы|Вирусы (?), инфекции   |Избыточный вес             |
|                     |(?)                    |                           |
|---------------------|-----------------------|---------------------------|
|Лечение              |Инсулин! Физ. нагрузки,|Нормализация веса,         |
|                     |таблетки               |планирование питания,      |
|                     |                       |физические нагрузки,       |
|                     |                       |инсулин?                   |
---------------------------------------------------------------------------

                      ОЧЕНЬ ВАЖЕН САМОКОНТРОЛЬ!

     СПРОСИТЬ: что такое "ремиссия" сахарного диабета?
     ОТВЕТИТЬ:  после начала лечения инсулинпродуцирующие клетки могут
опять начать "работать" и собственного инсулина оказывается достаточно
для поддержания нормального уровня сахара в крови.
     СПРОСИТЬ: как распознать ремиссию?
     ОТВЕТИТЬ:   при   ремиссии   диабетик  нуждается  в  очень  малом
количестве  вводимого инсулина (около 0,3 - 0,2 ед./кг массы тела), но
при  этом  имеет  нормальные показатели содержания сахара в крови до и
после еды!
     СПРОСИТЬ: как долго может длиться ремиссия?
     ОТВЕТИТЬ:  ремиссия  может  длиться несколько месяцев и даже лет.
Она  заканчивается  - и сахар в крови опять повышается, т.к. инсулин в
организме больного больше не образуется.
     СПРОСИТЬ: имеются ли случаи выздоровления от диабета?
     ОТВЕТИТЬ: нет.
     СПРОСИТЬ:  как Вы считаете, Вы могли бы что-нибудь сделать, чтобы
предотвратить возникновение диабета?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ИСПРАВИТЬ: на сегодняшний день это невозможно!
     УКАЗАТЬ на генетическую предрасположенность к сахарному диабету 1
типа и действие провоцирующих факторов.
     ПОЯСНИТЬ:  диабет  1  типа  возникает  в  связи  с  тем,  что  по
неизвестным  причинам  в  организме  начинают  вырабатываться антитела
против    собственных    инсулинпродуцирующих    клеток   (бета-клеток
поджелудочной железы).
     СПРОСИТЬ:  слышали  ли  Вы  о лекарствах, с помощью которых можно
повлиять на иммунные процессы в организме?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОЯСНИТЬ:  в  настоящее  время  не  известно  лекарств  подобного
действия,   которые   не   имели   бы   вредного   побочного  эффекта.
Экспериментальное  применение  иммуносупрессоров, к сожалению, не дало
ожидаемых длительных эффектов и, кроме того, оказывало неблагоприятное
воздействие на почки.
     СПРОСИТЬ:  если один из родителей болен сахарным диабетом 1 типа,
обязательно ли заболеет диабетом их ребенок?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     СООБЩИТЬ:  если  один  из  родителей  болен сахарным диабетом, то
вероятность  возникновения  диабета  у  ребенка равняется 5%. Если оба
родителя  имеют  диабет  1  типа,  то риск возникновения его у ребенка
увеличивается  до  10  -  20%. Привести данные о частоте диабета среди
населения:  40 из 1000 людей имеют СД 2 типа и только 3 из 1000 - СД 1
типа.

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа