ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.05.97 135

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ЗАНЯТИЕ 2

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" 1.0
     "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА" 2.0

     1.  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:  мотивировать  пациентов  и  их  родителей  на
проведение самостоятельного контроля углеводного обмена.
     2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
     2.1. Научить пациентов и их родителей:
     2.1.1.  Самостоятельно  определять  содержание сахара в крови и в
моче   экспресс-методами   с   помощью   глюкометра   и  визуально  по
тест-полоскам.
     2.1.2. Как нужно записывать результаты самоконтроля в дневник.
     2.1.3.  Как  правильно на основе полученных результатов оценивать
адекватность инсулинотерапии.
     2.2.  Ознакомить  пациентов и их родителей с общими сведениями об
осложнениях   сахарного   диабета   и   мерами  по  предупреждению  их
возникновения.
     3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
     3.1. Что такое контроль углеводного обмена.
     3.1.1.  С  какой целью проводиться мониторинг содержания сахара в
крови в течение дня.
     3.1.2. Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким
показателям сахара крови нужно стремиться.
     3.1.3.  В  какие  часы следует контролировать содержание сахара в
крови,  чтобы  оценить  адекватность  режима  инсулинотерапии  и  дозы
инсулина.
     3.1.4.  Значение  определения  сахара  в  моче; можно ли судить о
компенсации углеводного обмена по суточному содержанию сахара в моче.
     3.1.5. Что такое "свежая" или "получасовая" порция мочи; для чего
определяют содержание сахара в получасовой порции мочи.
     3.1.6.  Что  такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на
ацетон;  как  часто  нужно  проводить  определение содержания сахара в
крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон.
     3.1.7. Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели
следует считать хорошими при сахарном диабете.
     3.2. Ознакомление с "Дневником диабетика".
     3.3.  Хороший контроль обмена веществ - самая эффективная мера по
предупреждению диабетических осложнений.
     3.4.   Решение  ситуационных  задач  по  теме:  "КОНТРОЛЬ  ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ".
     4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
     КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 1.0
     1.  Методические  карточки  оранжевого  цвета  по  теме "Контроль
обмена веществ" - 25 шт.
     2. Доска, мел.
     3. Наглядные пособия:
     - "Содержание сахара в крови";
     - "Измерение содержания сахара в крови".
     4. Приборы-глюкометры и тест-полоски для контроля сахара в крови.
     5. Ланцеты для взятия крови на анализ.
     6. Часы с секундной стрелкой.
     7. "Дневник диабетика" для регистрации анализов.
     8. Тест-полоски для определения реакции мочи на содержание сахара
и наличия ацетона.
     9. Ситуационные задачи по теме "Контроль обмена веществ" - 9 шт.
     ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2.0
     1.  Методические карточки желтого цвета по теме "Осложнения" - 15
шт.
     2. Наглядные пособия:
     - "Уход за ногами при сахарном диабете";
     - "Контрольные обследования при сахарном диабете".
     3. Камертон.
     5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
     - в  какие  часы  нужно измерять содержание сахара в крови, чтобы
правильно оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина;
     - когда необходимо определять реакцию мочи на ацетон;
     - как часто нужно контролировать гликированный гемоглобин;
     - причины возникновения осложнений при сахарном диабете;
     - поддержание  хорошего  уровня содержания сахара в крови - самая
эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений.
     6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
     - технически  правильно  осуществлять  забор  крови из пальца для
определения содержания сахара в крови;
     - самостоятельно  определять  с  помощью  глюкометра и визуальным
методом содержание сахара в крови;
     - самостоятельно  определить  с  помощью  тест-полосок содержание
сахара в моче;
     - вести "Дневник диабетика";
     - оценивать  полученные результаты анализов в течение дня с точки
зрения адекватности режима инсулинотерапии и дозы инсулина;
     - оценивать показатели гликированного гемоглобина;
     - правильно ухаживать за ногами.

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" 1.0
     КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ 1.1
     ПОВТОРИТЬ  материал  занятия  "ЧТО  ТАКОЕ  ДИАБЕТ?"  по следующим
основным вопросам:
     1) Какие показатели сахара крови считаются нормальными?
     2)  Какие  показатели  сахара  крови  можно  считать "хорошими" у
диабетика?
     3)  Что  произойдет  с  больным  ИЗСД,  если  он  не будет делать
инъекции инсулина?
     4) Что такое ацетон и когда появляется ацетон в моче?
     СПРОСИТЬ:  почему  содержание  сахара  в крови у диабетика должно
быть хорошо отрегулировано?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ИСПРАВИТЬ неправильные ответы.
     ДОПОЛНИТЬ:
     1.   Хорошее   состояние   обмена   веществ   помогает   избежать
возникновения диабетических осложнений.
     2.  При  плохом  состоянии  обмена  веществ у ребенка и подростка
наблюдается задержка роста.
     3. При плохом состоянии обмена веществ у диабетика чаще возникают
и тяжелее протекают инфекционные заболевания.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  хорошее  самочувствие  - не всегда означает хороший
контроль диабета!
     НАПИСАТЬ  на доске: "ПОКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ
ДНЯ У ДИАБЕТИКА":
     80 - 140 мг/% (4,4 ммоль - 7,7 ммоль) - к этому нужно стремиться;
     80  -  180  мг/%  (4,4  ммоль  -  9,9  ммоль) - это тот диапазон,
которого Вы можете достичь;
     около  140  мг/%  (7,7 ммоль) - отлично, если Вам удалось достичь
таких показателей.
     ДОПОЛНИТЬ:  показатели  содержания  сахара  в крови, которых надо
избегать, - это 200 мг/% (11 ммоль) и выше.
     Если такие показатели регистрируются чаще, чем нормальные, угроза
возникновения диабетических осложнений значительно возрастает.
     СПРОСИТЬ:  чувствуете  ли  Вы,  какое  имеете содержание сахара в
крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов (или их родителей).
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови".
     УКАЗАТЬ:  Вы  можете  почувствовать  изменение  своего  состояния
только  тогда, когда содержание сахара в крови или слишком высокое или
слишком  низкое,  т.е.  в экстремальных случаях. Однако Вы не заметите
никаких изменений в своем самочувствии, если содержание сахара в крови
составляет  200  мг/%  или  280  мг/%.  Но  если Вы не отреагируете на
повышение  уровня  сахара  у  Вас  в крови, то может развиться тяжелое
неотложное состояние кетоацидоза!
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  Помните, что поддержание нормального или близкого к
нормальному  содержания  сахара  в  крови  -  самая  надежная  мера по
предупреждению  возникновения диабетических осложнений! Именно поэтому
так важно постоянно измерять уровень содержания сахара в крови!
     СПРОСИТЬ:  каким образом Вы измеряете содержание сахара крови при
помощи визуальных тест-полосок?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОЯСНИТЬ:  на  основе  наглядного  пособия  "Измерение содержания
сахара в крови" следующие действия:
     1. Подготовить необходимые материалы.
     2. Исследование проводить при хорошем освещении.
     3. Сделать укол ланцетом в боковую поверхность концевой фаланги 4
или 3 пальца.
     4. Выдавить на тест-полоску большую каплю крови.
     5. Сразу посмотреть на часы и отметить это время.
     6. Через 60 секунд каплю крови на тест-полоске хорошо промокнуть.
     7.  Еще  через  60  секунд  сравнить цвет тест-полоски с цветовой
шкалой (сравнивать между двумя близлежащими оттенками).
     СПРОСИТЬ:  в  какие  часы  нужно измерять сахар в крови в течение
дня?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     НАПИСАТЬ на доске:
     - утром натощак;
     - днем перед обедом;
     - вечером перед ужином;
     - на ночь перед сном.
     ОБСУДИТЬ:
     1. Что Вы таким образом оцениваете?
     2. Насколько важны эти измерения?
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  существует  правило: "СНАЧАЛА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ САХАР
КРОВИ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИНЪЕКЦИЮ ИНСУЛИНА, А ПОТОМ ПОЕСТЬ".
     Всегда,  когда  Вы  решаете задачу: сколько нужно ввести инсулина
короткого типа действия - Вы должны знать содержание сахара в крови!
     ДОПОЛНИТЬ: если Вы регистрируете нормальные показатели содержания
сахара   крови   -   значит  доза  инсулина,  введенного  ранее,  была
"достаточна" для усвоения сахара клетками.
     СПРОСИТЬ: Чем Вы делаете укол пальца, чтобы получить каплю крови?
     ОБСУДИТЬ различные виды ланцетов для укола пальца.
     СПРОСИТЬ:  куда  Вы  делаете укол, чтобы получить каплю крови для
анализа?
     УКАЗАТЬ:  не  в  кончик  пальца,  а в боковую поверхность 3 или 4
пальца.  Можно  сделать  укол  в мочку уха. Ни в коем случае не делать
укол в пальцы стоп!
     СПРОСИТЬ: требуется ли предварительная дезинфекция?
     ОТВЕТИТЬ: не требуется. Но нужно предварительно вымыть руки.
     СПРОСИТЬ: сколько раз можно использовать один и тот же ланцет?
     ОТВЕТИТЬ: 1 раз.
     СПРОСИТЬ:  Вы  уже  знакомы  с тест-полосками для контроля сахара
крови?
     ОБСУДИТЬ, что обозначено на флаконе с тест-полосками?
     - Цветовая шкала;
     - срок годности;
     - номер программы тест-контроля.
     ОБСУДИТЬ наглядный материал (различные тест-полоски).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  измерения  сахара крови осуществляются 3 - 4 раза в
день  перед  приемом пищи и перед сном. Очень важно, чтобы Вы заносили
свои  показатели  в  специальный  дневник.  Это  поможет Вам правильно
ориентироваться в различных ситуациях.
     РАЗДАТЬ И ОБСУДИТЬ "Дневник диабетика".
     СПРОСИТЬ:  какие  преимущества  дает  регулярное измерение сахара
крови и занесение их в "дневник"?
     ОТВЕТИТЬ:
     1. Помочь самому себе.
     2. Помочь лечащему врачу.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  с помощью одного из пациентов, как измеряется
содержание сахара в крови.
     ПРАКТИЧЕСКИЕ  НАВЫКИ:  все пациенты самостоятельно измеряют сахар
крови.
     ЗАНЕСЕНИЕ: полученные результаты контроля заносятся в "дневники".
     ПОДЧЕРКНУТЬ: с настоящего времени Вы все время будете параллельно
с  измерением  содержания сахара в крови с помощью глюкометра, которое
будет  проводить  преподаватель, самостоятельно контролировать уровень
сахара  крови  по  изменению  цвета тест-полосок ("на глаз"). Мы будем
сравнивать   полученные  данные  и  обсуждать.  Небольшие  различия  в
результатах  измерения  несущественны. Самое главное, чтобы содержание
сахара в крови у Вас всегда было в нормальных границах!
     ОБСУДИТЬ приборы-глюкометры для измерения сахара в крови. Если Вы
научились  визуально  определять показатели уровня сахара в крови, и у
Вас  нет  расхождений  с  результатами  анализа  на  приборе,  то Ваша
диагностика  достаточно  точна.  Глюкометры  по сравнению с визуальным
анализом, конечно, дают большую точность измерения. Но при этом нельзя
исключить и технических помех.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  Вам  необходимо  надежно  полагаться на собственные
измерения!
     СПРОСИТЬ:   какие  другие  методы  самостоятельного  контроля  Вы
знаете?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ОБСУДИТЬ  различные  анализы  по  определению содержания сахара в
моче.
     СПРОСИТЬ:  с  какой  целью  Вы  исследуете  содержание  сахара  в
"накопившейся"  моче  за  целый  день?  Насколько  информативно  такое
измерение содержания сахара в суточной моче?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:   данный   анализ   показывает  суточную  потерю  сахара
организмом.  Но измерение содержания сахара в моче, собранной за целый
день,  не  дает  Вам  точных  данных  о  том промежутке времени, когда
происходило   выделение  сахара  в  мочу  из-за  дефицита  инсулина  в
организме.  Поэтому  Вы  не  можете  оценить в какое время дня Вам "не
хватало"  инсулина  для  поддержания  нормального  содержания сахара в
крови.
     СООБЩИТЬ:  более информативно измерение содержания сахара в моче,
собранной  за  несколько  часов, например: с утра до обеда, с обеда до
ужина.   Результаты   этого   исследования  дают  возможность  оценить
достаточность   дозы   "пищевого"   инсулина   для  усвоения  клетками
углеводов, полученных в завтрак, в обед или в ужин.
     ДОПОЛНИТЬ: потеря сахара с мочой в ночные часы (т.е. исследование
содержания  сахара в ночной порции мочи) укажет Вам достаточность дозы
"вечернего" инсулина длительного действия.
     СПРОСИТЬ:  какую  порцию  мочи  нужно  исследовать  на содержание
сахара,  чтобы  получить  представление  об  уровне  сахара  в крови в
определенный момент времени?
     УКАЗАТЬ "свежую" (получасовую) порцию мочи!
     СПРОСИТЬ: что означает термин "свежая" моча?
     ОБЪЯСНИТЬ:  это  порция  мочи,  "поступившая" в мочевой пузырь за
небольшой промежуток времени - 15 - 30 минут. Для данного исследования
нужно:
     1. "Освободить" мочевой пузырь.
     2.  Через  15`  -  30`  еще  раз собрать мочу и исследовать ее на
содержание сахара. (Можно выпить 1 стакан воды.)
     СООБЩИТЬ:   как   правильно   оценивать  результаты  исследования
"свежей" порции мочи:
     - если  в  "свежей" порции мочи сахар не определяется, то уровень
сахара в крови не превышает Вашего "почечного" порога.
     СПРОСИТЬ: итак, когда Вы ожидаете, что в моче появится сахар?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ, когда превышен "почечный" порог для сахара!
     УКАЗАТЬ:   у   большинства   диабетиков  "почечным"  порогом  для
проникновения  сахара в мочу является содержание сахара в крови 9 - 10
ммоль/л.
     ПОДЧЕРКНУТЬ,  что  только  при  указанном "почечном" пороге можно
использовать  этот  анализ  для  "непрямого"  контроля уровня сахара в
крови!
     УКАЗАТЬ:   Вы  можете  провести  определение  своего  "почечного"
порога.  Для этого требуется неоднократно исследовать уровень сахара в
крови  через 1 - 1,5 часа после приема пищи (т.е. в часы максимального
подъема содержания сахара в крови) и одновременно провести определение
содержания сахара в "свежей" порции мочи. При сопоставлении полученных
результатов  Вы  сделаете  вывод,  "когда"  (при каком уровне сахара в
крови) появляется у Вас сахар в моче.
     ОБСУДИТЬ  тест-полоски для определения реакции мочи на содержание
в ней сахара.
     УКАЗАТЬ: должны быть проверены:
     - дата изготовления;
     - время экспозиции;
     - цветовая шкала.
     РАЗДАТЬ  пациентам упаковки с тест-полосками для измерения сахара
в моче.
     ОБСУДИТЬ,   как   оценивать   изменение   цвета   тест-полоски  в
соответствии с контрольным цветным эталоном.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  изменение цвета тест-полоски в соответствии с
наличием в жидкости сахара. Для этого:
     - опустить  тест-полоску  в  стакан  воды  с  растворенным  в ней
кусочком сахара;
     - встряхнуть полоску;
     - проверить изменение цвета по цветовой шкале через 2 минуты.
     ПОПРОСИТЬ  кого-либо  из  пациентов  (или  одного  из  родителей)
измерить с помощью тест-полоски содержание сахара в моче.
     ПРОВЕРИТЬ, правильно ли пациент оценивает результат.
     УКАЗАТЬ:  в случае отсутствия сахара в моче или содержании его до
0,5%  проверяют  изменение  цвета  полоски  по  верхней части цветовой
шкалы.  От  1%  до  5%  - проверяют результат по нижней части цветовой
шкалы.
     СПРОСИТЬ:  когда  Вы  должны  обязательно  контролировать мочу на
наличие ацетона?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ДОПОЛНИТЬ:  если  показатели  содержания сахара в крови превышают
240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   особенно  важен  данный  анализ,  если  появляются
клинические  признаки  повышения  содержания  сахара  в  крови: жажда,
полиурия, учащенное мочеиспускание и т.п.
     СПРОСИТЬ: как Вы контролируете мочу на ацетон?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ОБЪЯСНИТЬ:
     1. Тест-полоску подставить под струю мочи.
     2. Встряхнуть.
     3.  Через  1  минуту  сравнить изменение цвета шкалы на полоске с
контрольным эталоном.
     ДОПОЛНИТЬ: отрицательной реакцией называется отсутствие изменение
цвета.  Положительной  называется  реакция, когда происходит изменение
цвета  полоски.  (В ходе объяснения проводится контроль мочи любого из
пациентов.)
     СПРОСИТЬ:  что  означают  показатели  гликированного  гемоглобина
(HbAl и HbAlc)?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:  уровни  гликированного  гемоглобина  Al  и Alc являются
показателями долговременного контроля сахара крови (за последние 2 - 3
месяца).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  необходимо  спросить  врача о верхней границе нормы
применяющейся  в Вашей лаборатории методике исследования, т.к. имеются
различные нормативные диапазоны для этих показателей.
     СООБЩИТЬ: если HbAl составляет от 8% до 9% или HbAlc от 6% до 7%,
то  у  Вас  на протяжении последних 8 - 12 недель был хороший контроль
диабета.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  Вы  должны  обратить  внимание на то, чтобы уровень
гликированного гемоглобина Al измерялся каждые 8 - 12 недель.
     ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи по
теме занятия.
     ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей.

               ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ"

                              ЗАДАЧА N 1

     Выберите  признаки  хорошего  состояния  углеводного  обмена  для
пациента с сахарным диабетом.
     ОТВЕТЫ:
     1. Хорошее самочувствие.
     2. Содержание сахара крови после приема пищи = 8,8 ммоль.
     3. Отсутствие сахара в моче.
     4. Гликированный гемоглобин = 6,7%.
     5. Содержание сахара крови после приема пищи = 12,6 ммоль.
     6. Гликозилированный гемоглобин = 10,6%.
     7. Если диабетом заболел в детском возрасте, то темпы физического
развития соответствуют нормативным показателям.
     8. Отсутствие осложнений.

                              ЗАДАЧА N 2

     Как   часто   пациент   с  сахарным  диабетом  должен  определять
содержание сахара в крови в состоянии компенсации?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. Натощак 1 раз в месяц.
     2. Ежедневно 3 - 4 раза в день.
     3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы: натощак, перед обедом,
перед ужином, перед сном, в ночные часы.

                              ЗАДАЧА N 3

     Как   часто   пациент   с  сахарным  диабетом  должен  определять
содержание сахара в крови в состоянии декомпенсации?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. Натощак 1 раз в месяц.
     2. Ежедневно 4 - 6 раз в день.
     3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы, натощак, перед обедом,
перед ужином, перед сном, в ночные часы.
     4.  При выявлении положительной реакции мочи на ацетон - каждые 2
- 3 часа.

                              ЗАДАЧА N 4

     Контроль диабета можно считать хорошим при показателях содержания
сахара в крови перед приемом пищи:
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. 12 ммоль.
     2. 10 ммоль.
     3. 9 ммоль.
     4. 8 ммоль.

                              ЗАДАЧА N 5

     Для  оценки  адекватности  дозы  инсулина наиболее целесообразным
является  исследование  мочи  на содержание сахара (выбрать правильные
ответы):
     1. В суточном объеме мочи.
     2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи.
     3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи.

                              ЗАДАЧА N 6

     Для   "непрямой"   оценки   уровня   сахара   в   крови  наиболее
целесообразным   является   исследование  мочи  на  содержание  сахара
(выбрать правильные ответы):
     1. В суточном объеме мочи.
     2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи.
     3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи.

                              ЗАДАЧА N 7

     Пациент  1  и  пациент  2  больны сахарным диабетом. При контроле
содержания  сахара  в  крови  в  течение  дня  были получены следующие
показатели:

----------------------------------------------------------------------
|                     | у 1 пациента            |  у 2 пациента      |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|натощак              | 10,2 ммоль/л            |  7,3 ммоль/л       |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|перед обедом         | 9,4  -"-                |  8,5 -"-           |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|перед ужином         | 11,6 -"-                |  9,0 -"-           |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|в 21 час             | 6,0  -"-                |  8,7 -"-           |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|в 24 часа            | 12,0 -"-                |  6,7 -"-           |
|---------------------|-------------------------|--------------------|
|в 4 часа             | 6,0  -"-                |  8,7 -"-           |
----------------------------------------------------------------------

     ВОПРОС: у кого из пациентов контроль диабета лучше?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     1) у 1 пациента;
     2) у 2 пациента.

                              ЗАДАЧА N 8

     Пациент  1  болен  сахарным диабетом в течение 1 года. В суточной
моче  сахар  и  ацетон  не  определяются.  Сахар  крови  натощак = 6,6
ммоль/л, в течение дня - до 7,8 ммоль/л.
     Пациент  2  болен сахарным диабетом 3 года. Самочувствие хорошее.
При  контроле  - сахар крови натощак = 9,8 ммоль/л, в течение дня - до
15,4 ммоль/л. Сахар в моче = 4%, реакция мочи на ацетон отрицательная.
     Пациент  3  сахарным  диабетом страдает 3 месяца. Часто в течение
дня  беспокоит  чувство голода, слабость, отмечает чувство "внутренней
дрожи".  При  контроле  содержания  сахара  в  крови  в  часы  плохого
самочувствия выявлены следующие показатели: 4,4 ммоль/л - 3,2 ммоль/л.
     ВОПРОС:
     1) Оцените, у кого из пациентов состояние сахарного диабета можно
считать хорошим?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) у 1 пациента;
     б) у 2 пациента;
     в) у 3 пациента.
     ВОПРОС:
     2) Почему у 3 пациента возникает чувство голода в течение дня?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) чувство голода возможно связано с гипогликемией;
     б) чувство голода возможно связано с гипергликемией.

                              ЗАДАЧА N 9

     Пациенту  14  лет.  Болен сахарным диабетом 3 года. Суточная доза
инсулина  0,9  ед./кг веса. Содержание сахара в крови в течение дня от
6,7  ммоль/л перед едой, до 10,5 ммоль после приема пищи. Самочувствие
хорошее. За год прибавил в росте 9 см, в весе - 4 кг.
     ВОПРОС:
     1) Как Вы оцените контроль диабета у этого пациента?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) хороший;
     б) удовлетворительный;
     в) плохой.
     ВОПРОС:
     1) Как Вы оцените темпы физического развития пациента?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а)   физическое   развитие   соответствует  нормальному  развитию
подростка;
     б) физическое развитие пациента отстает.

---------------------------------------------------------------------------
|            ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ"            |
|                                                                         |
|                         ЗАДАЧА N 1. 1, 2, 3, 4, 7, 8                    |
|                         ЗАДАЧА N 2. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 3. 2, 4                                |
|                         ЗАДАЧА N 4. 4                                   |
|                         ЗАДАЧА N 5. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 6. 3                                   |
|                         ЗАДАЧА N 7. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 8. 1) "а", 2) "а"                      |
|                         ЗАДАЧА N 9. 1) "а", 2) "а"                      |
---------------------------------------------------------------------------

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА" 2.0
     СПРОСИТЬ:  Вы  слышали когда-нибудь о том, какие осложнения могут
возникнуть  при  высоких показателях содержания сахара в крови? Всегда
ли они появляются? Или это "судьба"?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:  решающим  в  предупреждении возникновения диабетических
осложнений  является  нормальное содержание сахара в крови! Если у Вас
постоянно  хорошие  показатели  контроля обмена веществ, то у Вас риск
развития этих осложнений значительно снижен.
     СПРОСИТЬ: что доказывает это?
     ОТВЕТИТЬ:  у  здоровых  людей,  не  имеющих сахарного диабета, не
возникают специфичных для диабета осложнений.
     ПОЯСНИТЬ:   осложнения  появляются  тогда,  когда  на  протяжении
длительного  времени  сахар  крови  был  выше нормы. Из-за этого белки
организма   "засахариваются",  мелкие  кровеносные  сосуды  становятся
хрупкими  и  могут  "разорваться".  Известен еще фактор риска, который
может   провоцировать   возникновение   осложнений,   -   это  высокое
артериальное давление.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  в  настоящее  время  нет  никаких лекарств, которые
могли бы предотвратить появление осложнений. Самая эффективная мера по
предупреждению  их  возникновения  - это поддержание "хорошего" уровня
сахара в крови!
     СПРОСИТЬ: какие осложнения и в каких органах могут возникнуть?
     НАПИСАТЬ на доске:
     Мелкие сосуды
     Глаза
     Почки
     Нервы
     ПОЯСНИТЬ, что на "глазном дне" происходят следующие изменения:
     1. Просвет кровеносных сосудов суживается.
     2.  Из-за  того,  что  изменяются стенки сосудов, могут произойти
кровоизлияния  (этому способствуют высокое кровяное давление и тяжелая
физическая нагрузка).
     УКАЗАТЬ,   что  появлению  этих  изменений  способствует  высокое
содержание сахара в крови в течение длительного времени.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   начальная   стадия   сосудистых   осложнений   при
нормализации обмена веществ обратима!
     ПОПРОСИТЬ пациентов провести осмотр глазного дна у окулиста.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  если  уже имеются первые признаки изменения сосудов
на  глазном дне - осмотр у окулиста необходимо проводить чаще, не реже
2-х консультаций в год!
     УКАЗАТЬ:  часто  при  ретинопатиях окулистом назначается препарат
ДОКСИУМ.   Однако   это   лекарство  не  излечивает  от  диабетической
ретинопатии. Главное - "хороший" контроль заболевания!
     СООБЩИТЬ: в настоящее время для лечения диабетической ретинопатии
используется метод лазерной коагуляции.
     СООБЩИТЬ:  почки функционируют в организме - фильтр - они очищают
его от шлаков.
     УКАЗАТЬ:  у  здорового человека в моче не обнаруживается белок. У
диабетиков при начальных стадиях поражения почек в моче обнаруживается
немного белка.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  следует  знать,  что эта стадия поражения почек при
хорошем контроле диабета обратима!
     ПОЯСНИТЬ:  общепринятым исследованием, позволяющим оценить работу
почек, является:
     - анализ мочи на наличие белка;
     - исследование содержания креатинина в крови;
     - контроль артериального давления.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  при  имеющейся  патологии  почек  очень важно иметь
нормальные  цифры  АД, т.к. высокое давление ухудшает состояние почек.
Поэтому самоконтроль АД является обязательным.
     СПРОСИТЬ: какие цифры кровяного давления считаются нормальными?
     ОТВЕТИТЬ:  например,  112/74  мм  рт. ст. У Вас АД не должно быть
выше 130/90 мм рт. ст.
     СПРОСИТЬ: почему возникает высокое кровяное давление?
     ОТВЕТИТЬ:  у  больных сахарным диабетом высокое кровяное давление
может   возникнуть   вследствие  поражения  почек  (при  диабетической
нефропатии).
     СПРОСИТЬ:  какие  еще имеются возможности предотвратить появление
сосудистых осложнений?
     ОТВЕТИТЬ: не курить!
     СООБЩИТЬ:  к  осложнениям  сахарного  диабета относится поражение
нервов.    Прежде    всего    нарушение    "чувствительности"   нервов
обнаруживается   на   ногах.  Раннюю  стадию  таких  осложнений  можно
обнаружить   при  помощи  камертона  или  при  исследовании  "болевой"
чувствительности.
     СПРОСИТЬ: кому из Вас врач уже обследовал чувствительность нервов
на ногах?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

                      ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

     Если   в   группе  пациентов  имеется  больной  с  периферической
нейропатией,  проведите  исследование чувствительности его ног (легкие
уколы специальной иголкой по задней поверхности голени).
     УКАЗАТЬ: наличие у Вас периферической нейропатии приводит:
     1. К снижению болевой и температурной чувствительности.
     2. К плохому заживлению ран.
     СООБЩИТЬ:   если   у   Вас   имеется   нарушение   периферической
чувствительности,  Вы  должны  выполнять  основные правила по уходу за
ногами.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Уход за ногами при сахарном
диабете".
     ПОПРОСИТЬ   пациентов   описать   представленные  для  обсуждения
картинки.
     ПОДЧЕРКНУТЬ основные правила ухода за ногами:
     - не подрезать ногти ножницами глубоко по краям;
     - соблюдать осторожность при беге босиком;
     - не носить неудобную обувь;
     - обращать внимание на "внутренние" дефекты обуви;
     - ежедневно тщательно мыть ноги;
     - после мытья хорошо высушивать кожу между пальцами;
     - проводить специальную гимнастику для стоп;
     - внимательно   осматривать   ноги   и   стопы   и  помнить,  что
незначительное повреждение необходимо незамедлительно лечить!
     ПОЯСНИТЬ:  в  понятие диабетической нейропатии включается также и
поражение  вегетативной  нервной  системы: например, нарушение функции
желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.
     СООБЩИТЬ: если имеется автономная нейропатия, то могут возникнуть
следующие симптомы:
     - постоянно учащенный пульс;
     - понос;
     - запоры;
     - нарушение "освобождения" мочевого пузыря.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  наглядное  пособие  "Контрольные обследования
при сахарном диабете".
     ПОЯСНИТЬ:  ноги/нервы: тест с камертоном (для выявления нарушений
вибрационной  чувствительности).  Почки:  мочевой статус, исследование
мочи  на  наличие  белка,  исследование  крови  на креатинин, контроль
кровяного  давления.  Глаза: исследование глазного дна. Дополнительно:
ЭКГ, пульсации на стопах, содержание жиров в крови.
     УКАЗАТЬ:   при  длительности  диабета  свыше  1  года  необходимо
проводить  регулярные  контрольные исследования у специалистов не реже
1-го раза в год.
     ДОПОЛНИТЬ:  при  выявлении  осложнений  контрольные  исследования
проводятся чаще - 1 раз в 6 месяцев.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:
     НА    СЕГОДНЯШНИЙ   ДЕНЬ   ЕДИНСТВЕННО   ЭФФЕКТИВНОЙ   МЕРОЙ   ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ    ДИАБЕТИЧЕСКИХ    ОСЛОЖНЕНИЙ   ЯВЛЯЕТСЯ   ПОДДЕРЖАНИЕ
НОРМАЛЬНОГО УРОВНЯ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА В КРОВИ!

      ГАРАНТИЯ УСПЕХА ВАШЕГО ЛЕЧЕНИЯ - РЕГУЛЯРНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ!

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа