Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".
ЗАНЯТИЕ 3 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА" ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 2.0 ПЛАН ПИТАНИЯ 3.0 ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить пациента и его родителей самостоятельно планировать свое питание. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Научить пациента и его родителей составлению индивидуального меню, сбалансированного по калорийности и биологической ценности. 2.2. Научить пациента и его родителей равноценной замене углеводсодержащих продуктов, учитывая количество и качество входящих в них углеводов (по хлебным или углеводным единицам), а также по содержанию в продукте пищевых волокон. 2.3. Научить пациента питаться "вне дома". 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Ознакомить пациента и его родителей с характеристикой продуктов питания по содержанию в них основных пищевых веществ. 3.2. Объяснить пациенту и его родителям, как рассчитать физиологическую потребность в энергии, в основных пищевых ингредиентах, как рассчитать сахарную ценность пищи. 3.3. Ознакомить пациента и его родителей с понятием гликемического эффекта пищи. 3.4. Объяснить пациенту и его родителям, какие факторы влияют на гликемический эффект пищи. 3.5. Объяснить пациенту и его родителям, что такое пищевые волокна, их значение в процессах пищеварения и обмена веществ. Как составить меню, обогащенное пищевыми волокнами. 3.6. Объяснить необходимость приема пищи в определенное время. 3.7. Объяснить пациенту и его родителям, что такое эквивалентная замена продуктов, как пользоваться таблицами эквивалентной замены продуктов. 3.8. Практическая работа по составлению индивидуального меню для каждого больного. 3.9. Решение ситуационных задач по планированию питания. 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 6 шт. 2. Наглядное пособие "Энергетическая ценность пищевых веществ". 3. Таблица содержания основных пищевых веществ в суточном рационе. ПЛАН ПИТАНИЯ 2.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 2 шт. 2. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащих продуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 3.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 8 шт. 2. Таблица эквивалентной замены углеводсодержащих продуктов. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащих продуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 12 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по хлебным или углеводным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащих продуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Наглядное пособие "Заменители сахара". ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 5 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по углеводным или хлебным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащих продуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Ситуационные задачи - 18 шт. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - значение диеты в лечении сахарного диабета; - что такое белки, жиры и углеводы и какие продукты можно отнести к преимущественно белковым, жировым или углеводным; - как определить необходимое пациенту суточное количество калорий в зависимости от возраста, физического развития и физической нагрузки; - как распределить приемы пищи в течение дня; - что такое сахарная ценность пищи, "хлебная единица", "углеводная единица"; - какие продукты можно употреблять сверх рассчитанных калорий; - значение пищевых волокон в питании. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - пользуясь специальными таблицами, составлять план питания на сутки и на каждый прием пищи; - заменять одно блюдо другим с учетом содержания в нем белков, жиров и углеводов (по "хлебным" и "углеводным" единицам), а также с учетом содержания в продукте пищевых волокон; - составить "свое" меню при питании вне дома. ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 СООБЩИТЬ: все продукты питания делятся в зависимости от преимущественного содержания в них основных пищевых веществ на 3 большие группы: 1. УГЛЕВОДсодержащие, например: САХАР, ХЛЕБ, КРУПА, ФРУКТЫ, КАРТОФЕЛЬ. 2. БЕЛОКсодержащие, например: РЫБА, МЯСО, ЯЙЦО. 3. ЖИРОсодержащие, например: СЛИВОЧНОЕ И РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, САЛО. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям привести примеры углеводных, белковых или жировых продуктов. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам рисунки-"тарелочки" с изображением различных продуктов питания. ПОПРОСИТЬ подразделить предложенные продукты на богатые жирами, белками или углеводами. УКАЗАТЬ: ребенок, заболевший сахарным диабетом, может есть столько же углеводов, белков и жиров, сколько и его здоровый сверстник. При этом исключаются "сладкие" углеводсодержащие продукты, и в соответствии с режимом питания вводится инсулин! СПРОСИТЬ: какие из пищевых веществ обладают наибольшим влиянием на содержание сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: в основном на повышение содержания сахара в крови влияют УГЛЕВОДЫ. Однако САХАРНАЯ ЦЕННОСТЬ пищи зависит и от содержания в ней БЕЛКОВ. Чтобы рассчитать сахарную ценность продукта надо "сложить" углеводы и 50% белка, входящих в состав данного продукта. СООБЩИТЬ: для определения количества основных пищевых веществ в Вашем плане питания необходимо сначала рассчитать т.н. ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ Вашей диеты. Расчет суточного калоража для ребенка, учитывая высокие энергетические затраты детского организма, проводится по формуле: 1000 ккал + 100 ккал х возраст ребенка. Таким образом, уже в самом начале планирования питания учитываются индивидуальные ВОЗРАСТНЫЕ потребности Вашего ребенка. ДОПОЛНИТЬ: в подростковом возрасте потребность в калориях у юношей увеличивается, а у девушек - уменьшается. УКАЗАТЬ: количество углеводов как основного энергетического материала должно "покрывать" 50% суточного калоража, количество белков и жиров соответственно - 20% и 30%. СПРОСИТЬ: какое количество энергии (калорий) "дают" организму жиры, белки и углеводы? СООБЩИТЬ: 1 грамм белка - 4 калории; 1 грамм жира - 9 калорий; 1 грамм углеводов - 4 калории. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Энергетическая ценность основных пищевых веществ". ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей рассчитать их суточный калораж питания. ИСПОЛЬЗОВАТЬ для контроля ответов пациентов таблицу расчета суточной калорийности питания в зависимости от возраста. СООБЩИТЬ: если ребенок до диабета имел избыточный вес, то расчет суточного калоража проводится на "идеальный" вес. При этом нужно ограничить в питании жиры и углеводы и шире включать в рацион различные овощи (ссылка на таблицу "Энергетическая ценность основных пищевых веществ"). ДОПОЛНИТЬ: если у Вас при хорошем обмене веществ нормальные показатели содержания жира в крови, то Вы можете не ограничивать жиры в диете, но отдавайте предпочтение растительным маслам. СООБЩИТЬ: режим питания диабетика предусматривает 3 основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и 3 дополнительных "перекуса" (2-й завтрак, полдник и "поздний" ужин). На основные приемы пищи приблизительно приходится по 25% (на обед - 30%) суточного калоража, а на дополнительные - по 5 - 10%. ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей рассчитать калорийность, количество основных пищевых веществ, сахарную ценность каждого из приемов пищи (завтрака, обеда, ужина и "перекусов"). ПРЕДЛОЖИТЬ проверить расчеты по таблице содержания основных пищевых веществ в суточном рационе при различных возрастных калоражах. ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей составить меню отдельных приемов пищи (завтрака, обеда, ужина и "перекусов"). ОБСУДИТЬ составленные пациентами "завтраки", "обеды", "ужины" и "перекусы". ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей изменить набор продуктов соответственно собственным пищевым привычкам семьи. СООБЩИТЬ: углеводы содержатся во всей растительной пище, а из продуктов животного происхождения - только в молоке и молочных продуктах. ДОПОЛНИТЬ: к углеводсодержащим продуктам питания относятся как обычный "пищевой" сахар, так и крахмал. Однако, сахар - это легкоусвояемый (простой) углевод и поэтому после его употребления уровень сахара в крови быстро и "высоко" повышается. Крахмал относится к "трудноусвояемым" углеводам (сложным) - поэтому содержание сахара в крови после его употребления повышается медленно и менее значительно. ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей привести примеры углеводсодержащих продуктов, которые по-разному влияют на уровень сахара в крови. ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ОБСУДИТЬ. ПОДЧЕРКНУТЬ: при составлении меню нужно научиться взаимозаменять углеводсодержащие продукты, учитывая как содержание, так и вид входящих в них углеводов! СООБЩИТЬ: диабетику важно различать 2 группы углеводсодержащих продуктов: 1. Которые можно не учитывать при планировании питания. 2. Которые необходимо учитывать. СПРОСИТЬ: какие углеводсодержащие продукты Вы можете не учитывать? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: все виды овощей (кроме картофеля и сахарной свеклы) Вы можете употреблять в привычном объеме и не учитывать. СПРОСИТЬ: кто из Вас ест охотно овощные блюда? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. СООБЩИТЬ: когда в продуктах питания содержится большое количество балластных веществ (пищевых волокон или клетчатки), то сахар в крови повышается медленно. Кроме того, употребление в пищу овощей и фруктов, содержащих высокое количество пищевых волокон, благоприятно действует на функцию желудочно-кишечного тракта и способствует выведению "вредного" для сосудов холестерина. ПОДЧЕРКНУТЬ: чем медленнее всасываются углеводы из продуктов - тем более вероятен сахароснижающий "эффект" каждой единицы инсулина! На Вашем столе всегда должны быть овощи! ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям рассмотреть таблицы УВ-содержащих продуктов с указанием содержания в них пищевых волокон. ПОПРОСИТЬ пациентов составить "завтрак", "обед" или "ужин" с учетом включения в них 10 - 15 грамм пищевых волокон. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. СПРОСИТЬ: какие же факторы влияют на повышение сахара крови после приема пищи? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: на повышение сахара крови влияют следующие факторы: - количество и вид углеводов в продукте; - содержание балластных веществ (клетчатки или пищевых волокон); - время "поглощения" пищи: чем медленнее Вы едите, тем менее интенсивно будет происходить повышение содержания сахара у Вас в крови; - содержание в блюде жиров и белков, которые образуют с углеводами сложные комплексы - в результате углеводов всасываются медленнее. ПРИВЕСТИ примеры напитков, которые нужно учитывать: молоко, кефир, фруктовые соки. ПРИВЕСТИ различные примеры напитков, которые можно не учитывать: вода, черный кофе и чай, газированные напитки без сахара. УКАЗАТЬ примеры напитков, которые можно употреблять при гипогликемиях: фруктовые соки с обычным сахаром, сладкие газированные напитки. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям потренироваться в идентификации продуктов питания, которые можно не учитывать при подсчете углеводов: свежие овощи, овощные консервы, "свободные" от калорий напитки (чай, кофе, вода). ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям потренироваться в идентификации продуктов питания, которые следует учитывать при подсчете углеводов: картофель, свекла, различные каши, вермишель, печные изделия, фрукты, сладкая кукуруза, молочные продукты, соки. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам оценить содержание и вид углеводов в продуктах на различных примерах, предложив "тарелочки" с различными продуктами. ПОВТОРИТЬ классификацию пищевых веществ БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ (влияющие на сахар крови и не влияющие). СПРОСИТЬ: что нужно сделать, чтобы при изменении набора продуктов сохранить одинаковым гликемический эффект пищи? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: при замене продуктов очень важно учитывать все факторы, определяющие гликемический эффект продуктов! ПОВТОРИТЬ: из всех факторов, влияющих на повышение сахара в крови после приема пищи, наиболее значительным является содержание и вид углеводов в продукте. Поэтому для равноценности гликемического эффекта разной пищи необходимо обязательно учитывать количество и качество содержащихся в ней углеводов! СООБЩИТЬ: замену углеводсодержащих продуктов, влияющих на содержание сахара в крови, облегчает использование специальных таблиц. Большой популярностью пользуется таблица замены УВ-содержащих продуктов по хлебным или углеводным единицам. УКАЗАТЬ: хлебная единица (ХЕ) - это эквивалент замены углеводсодержащих продуктов по содержанию в них 12 граммов углеводов. Углеводная единица (УЕ) - обменный эквивалент на 10 грамм углеводов + 2 грамма балластных веществ в продукте. Т.о., приблизительно 1 ХЕ = 1 УЕ. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам познакомиться с таблицей замены углеводсодержащих продуктов по углеводным или хлебным единицам. РАЗДАТЬ пациентам таблицы замены углеводных продуктов. УКАЗАТЬ: в этих таблицах приведены количества продуктов питания (объем и вес), которые содержат 1 УВ-единицу или 1 ХЕ. ОБСУДИТЬ несколько примеров из таблицы. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям составить меню, рассчитанное по углеводным единицам. СООБЩИТЬ: если Вы регулярно через 1,5 - 2 часа после приема пищи измеряете содержание сахара в крови, сделав перед едой инъекцию короткого инсулина, то Вы можете рассчитать - сколько "пищевого" инсулина требуется ввести в зависимости от времени суток на определенный объем продукта, т.е. на 1 УЕ или 1 ХЕ. УКАЗАТЬ: это достигается путем неоднократного контроля сахара крови в течение длительного времени. В дальнейшем такой ориентировочный расчет позволит Вам варьировать с дозой "пищевого" инсулина в зависимости от запланированного на еду количества УЕ или ХЕ. СПРОСИТЬ: как Вы можете решить, достаточна ли для Вас та доза короткого инсулина, которую Вы ввели перед едой? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: путем самоконтроля сахара крови через 1 - 2 часа после приема пищи: если доза "пищевого" инсулина достаточна, содержание сахара в крови не должно превышать 10 ммоль/л. ПОДЧЕРКНУТЬ: "пик" повышения содержания сахара в крови после еды должен максимально совпадать по времени с "пиком" действия короткого инсулина. Для этого инъекции короткого инсулина делаются в одну и ту же область (лучше в область живота) не менее чем за 30 минут до еды. УКАЗАТЬ: для поддержания хорошего контроля диабета необходимо соблюдать следующее правило: В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЧАС - ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО САХАРНОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩИ! (Или одинаковое по качеству количество УГЛЕВОДНЫХ или ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ.) СПРОСИТЬ: когда можно снизить количество короткого инсулина перед приемом пищи? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ОТВЕТИТЬ: если у Вас перед едой низкое содержание сахара в крови, Вы должны снизить дозу "пищевого" инсулина перед и сократить интервал времени между уколом и приемом пищи. Но при этом обязательно контролируйте содержание сахара у Вас в крови до еды и через 1 - 2 часа после еды! СПРОСИТЬ: кто из Вас употребляет в пищу обычный сахар? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ПОВТОРИТЬ: у диабетиков после "подслащивания" пищи содержание сахара в крови резко возрастает - ведь пищевой сахар относится к легкоусвояемым углеводам. Поэтому Вам не следует есть продукты, в состав которых входит обычный сахар, - конфеты, шоколад, варенье, кондитерские изделия. Если Вы нарушили диету - проконтролируйте содержание сахара у Вас в крови и при регистрации высокого уровня сахара в крови сделайте дополнительно инъекцию короткого инсулина (детям, как правило, достаточно подколоть 2 ед.). СПРОСИТЬ: чем Вы можете заменить обычный сахар для подслащивания пищи? ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Заменители сахара". ОБСУДИТЬ на основе наглядного пособия характеристику сахарозаменителей: - бескалорийные: нет углеводов, отсутствует влияние на содержание сахара в крови, нет вредного побочного действия. К ним относятся вещества типа сахарина, цикламата; - относительно калорийные вещества на белковом базисе, нет углеводов. К ним относится, например, аспартам; - калорийные вещества: содержат столько же углеводов и калорий, сколько и обычный сахар. Имеют побочное вредное действие на почки. К ним относятся фруктовый сахар, сорбит и ксилит. ПРЕДЛОЖИТЬ: назовите торговые наименования продуктов, содержащих данные вещества! ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ, что нежелательно вводить в питание калорийные сахарозаменители типа сорбита, ксилита и фруктового сахара. ОБСУДИТЬ продукты "специально для диабетиков": подразделить эти продукты на те, которые нужно учитывать как имеющие значение (сладкие) и которые можно не учитывать (несладкие диабетические продукты). ОБСУДИТЬ состав продуктов питания по содержанию в них различных питательных веществ: важно, чтобы при таком анализе были выделены продукты, содержащие сахарозаменители. ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям рассмотреть ситуацию приема пищи вне дома. ПРЕДЛОЖИТЬ использовать учебное пособие "ТАРЕЛОЧКИ". ПРЕДСТАВИТЬ СИТУАЦИЮ: сегодня у Вас праздничный ужин в гостях. ВОПРОСЫ: 1) Сколько УЕ Вы обычно съедаете за ужином? 2) Сколько углеводных единиц содержится в выбранных Вами блюдах? (Например, Вы выбрали курицу, картофель и...) 3) Какие блюда Вы можете съесть не подсчитывая? 4) Измените ли Вы дозу инсулина? Почему? ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить аналогичные задачи (день рождения, пикник и т.п.). ОБСУДИТЬ примеры, предложенные пациентами. СПРОСИТЬ: что Вы сделаете, если решили съесть больше, чем обычно? ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. СПРОСИТЬ: что Вы сделаете, если после завтрака у Вас возникла рвота, а инсулин Вы уже ввели? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: если Вы из-за чувства тошноты не можете есть, а инсулин уже ввели, Вы должны выпить стакан чая с сахаром, фруктовый сок, чтобы получить Ваши углеводные единицы. ПОДЧЕРКНУТЬ: обязательно проверьте мочу на ацетон, если Вас беспокоит тошнота или была рвота! Очень важно, чтобы при болезни Вы не прекращали введение инсулина! СПРОСИТЬ: как Вы питаетесь в случае длительной поездки? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: очень важно, чтобы Вы в этом случае чаще контролировали содержание сахара в крови - это поможет не "пропустить" состояние гипогликемии. При появлении первых симптомов низкого содержания сахара в крови нужно съесть продукты, содержащие быстроусвояемые углеводы, например, выпить 1 стакан фруктового сока. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам решить ситуационные задачи. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА" ЗАДАЧА N 1 Выберите правильные ответы по содержанию углеводов, жиров и белков в суточном рационе пациента с сахарным диабетом. ОТВЕТЫ: 1. Углеводов - 40%, белков - 30%, жиров - 30%. 2. Углеводов - 50%, белков - 20%, жиров - 30%. 3. Углеводов - 50%, белков - 30%, жиров - 20%. ЗАДАЧА N 2 Рассчитайте, какое количество калорий должно приходиться на углеводы, если суточная калорийность пищи составляет: 1. 1800 ккал. 2. 1500 ккал. 3. 2000 ккал. ЗАДАЧА N 3 Рассчитайте, какое количество калорий должно приходиться на белки, если суточная калорийность пищи составляет: 1. 1800 ккал. 2. 1500 ккал. 3. 2000 ккал. ЗАДАЧА N 4 Рассчитайте, какое количество калорий должно приходиться на жиры, если суточная калорийность пищи составляет: 1. 1800 ккал. 2. 1500 ккал. 3. 2000 ккал. ЗАДАЧА N 5 Пациенту 6 лет. Он болен сахарным диабетом в течение 2-х лет. В настоящее время находится в состоянии компенсации. ВОПРОС: 1) Какое количество углеводов (в граммах) должен получать больной в суточном рационе? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) 150 грамм; б) 200 грамм; в) 240 грамм. ВОПРОС: 2) Переведите количество углеводов в суточном рационе в углеводные единицы (УЕ). ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) 10 - 12 УЕ; б) 24 - 26 УЕ; в) 18 - 20 УЕ. ЗАДАЧА N 6 Какими из перечисленных ниже продуктов больной сахарным диабетом может заменить мясо (выберите правильные ОТВЕТЫ). ОТВЕТЫ: 1. Рыбой. 2. Яйцом. 3. Творогом. 4. Колбасой. 5. Сметаной. ЗАДАЧА N 7 Какими из перечисленных ниже продуктов больной сахарным диабетом может заменить хлеб (выберите правильные ОТВЕТЫ). ОТВЕТЫ: 1. Крупой. 2. Картофелем. 3. Творогом. 4. Макаронами. 5. Яблоком. ЗАДАЧА N 8 Какому количеству углеводов (в граммах) соответствует 1 углеводная единица? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1. 20 граммам. 2. 10 - 12 граммам. 3. 15 граммам. ЗАДАЧА N 9 На сколько углеводных единиц рассчитывается калораж ребенка 10-ти лет? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) на 10 - 12 УЕ; 2) на 18 - 20 УЕ; 3) на 25 УЕ. ЗАДАЧА N 10 Пациенту 7 лет. Он заболел сахарным диабетом 1 месяц назад. В настоящее время хорошо себя чувствует и имеет нормальные показатели сахара крови в течение дня. ВОПРОС: 1) Какой суточный калораж пищи должен быть у этого пациента? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) 1500 ккал; б) 2000 ккал; в) 1700 ккал. ВОПРОС: 2) На сколько углеводных единиц (УЕ) Вы рассчитаете диету? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) на 12 УЕ; б) на 17 УЕ; в) на 10 УЕ. ЗАДАЧА N 11 Пациентке 10 лет. Она больна сахарным диабетом 3 года. В настоящее время хорошо себя чувствует, в физическом развитии от сверстниц не отстает и имеет нормальные показатели сахара крови в течение дня. ВОПРОС: 1) Какой суточный калораж пищи должен быть у пациентки? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) 2000 ккал; б) 1800 ккал; в) 1500 ккал. ВОПРОС: 2) На сколько углеводных единиц (УЕ) Вы рассчитаете диету? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) на 20 УЕ; б) на 25 УЕ; в) на 10 УЕ - 12 УЕ. ЗАДАЧА N 12 Пациенту 8 лет. Он заболел диабетом 6 месяцев назад. Он хорошо себя чувствует и имеет хорошие показатели обмена веществ. Сейчас он вместе с мамой выбирает фрукты на рынке. Пациент: "Мама, купим виноград!" Мама: "Нет, давай лучше купим разные ягоды!" Пациент: "Ладно, только тогда купим крыжовник и смородину!" ВОПРОС: - Почему мама предпочла купить сыну ягоды, а не виноград? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) потому что в ягодах не содержится углеводов, а в винограде очень много углеводов; 2) потому что в ягодах меньше углеводов, чем в винограде, и значительно больше пищевых волокон. Известно, что пищевые волокна "задерживают" всасывание углеводов - и сахар крови после употребления ягод повысится меньше, чем после винограда. ЗАДАЧА N 13 Пациента с сахарным диабетом пригласили в 17 часов на день рождения. Ежедневный режим инсулинотерапии был следующим: перед завтраком - 2 ед. короткого инсулина и 4 ед. базального инсулина; перед обедом - 2 ед. короткого инсулина; перед ужином (ужинает ребенок в 17.30) - 2 ед. короткого инсулина; на ночь - 4 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Как следует поступить в этой ситуации? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) выбрать из "угощения", предложенного гостям, блюда, эквивалентные по сахарной ценности (или углеводным единицам) обычному вечернему приему пищи; 2) перенести, учитывая изменение времени ужина, вечернюю подколку короткого инсулина на 16.30; 3) по возвращении домой решить вопрос о дополнительном введении 2 - 4 ед. короткого или базального инсулина. Для этого определить содержание сахара в крови; 4) позволить пациенту съесть все, что "понравится" и ничего не изменять в режиме и дозировке инсулина. ЗАДАЧА N 14 Пациенту 7 лет. Он заболел сахарным диабетом 1 месяц назад. До заболевания самым любимым лакомством были шоколадные конфеты. Сейчас он старается "не смотреть в их сторону", но иногда тайком нарушает это правило и не может удержаться. ВОПРОС: - Как доказать больному сахарным диабетом, что ему нельзя есть конфеты? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) разрешить съесть конфету и через 15 - 30 минут определить содержание сахара в крови; 2) категорически запретить есть конфеты и наказать ребенка. ЗАДАЧА N 15 Пациентке 15 лет. Она больна сахарным диабетом в течение 8-ми месяцев. Сейчас она опаздывает в школу и, сделав обычную инъекцию короткого инсулина перед завтраком, быстро пьет чай и отказывается от каши. "Я ведь сделала инсулин как обычно. Что еще нужно? Ладно, что-нибудь съем, например, яйцо!" - спорит она с мамой. ВОПРОС: - Права или нет пациентка в споре с мамой? И почему? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1. Да, права. Ведь после инъекции инсулина больная съест яйцо. 2. Нет, не права. Яйцо не является равноценным каше по содержанию углеводов, поэтому эти продукты не могут взаимозаменяться. ЗАДАЧА N 16 Вера больна сахарным диабетом. Из школы она пришла домой вместе с подругой. Они готовятся обедать. Из диалога на кухне. Вера: "Лена! Что ты хочешь: котлеты с рисом или картофелем?" Лена: "Нет-нет! Я так хочу похудеть, поэтому съем котлеты, но без хлеба и гарнира!" Вера: "А я выберу рис". Лена: "Но у тебя ведь сахарный диабет! Я слышала, что при диабете можно есть только гречневую кашу!" Вера: "Ты не права. Я могу есть и гречневую кашу, и рисовую, и картофель! Они хоть и разные продукты, но равноценны между собой". ВОПРОС: - Как Вы думаете, кто прав в этом споре: Вера или Лена? И почему? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1. Лена. Потому что это совсем разные продукты. 2. Вера. Картофель, рис и гречка могут быть взаимозаменяемы, т.к. эти продукты относятся к одному виду - углеводсодержащим продуктам. ЗАДАЧА N 17 Перед Вами две девятиклассницы. Год назад одна из них заболела сахарным диабетом. Сейчас она себя хорошо чувствует, показатели сахара крови - в пределах допустимых величин. На прогулке во время полдника зашли в кафе. Из диалога в кафе. "Я возьму себе виноградный сок и пирожное с кремом. А ты?" "А я... съем мороженое и выпью минеральной воды". ВОПРОС: 1) Как Вы думаете, кто из них болен диабетом? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) та девочка, что заказала пирожное; б) та девочка, что заказала мороженое. ВОПРОС: 2) А Вы позволили бы себе съесть мороженое? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) да, больной диабетом может позволить себе съесть мороженое вместо полдника, у этого десерта невысокий гликемический эффект. Но необходимо в этот день уменьшить количество жиров в суточном рационе; б) нет, ни в коем случае диабетик не может позволить себе такие "допущения" в диете. Этого ничем не исправишь. ЗАДАЧА N 18 Пациентке 10 лет. Она больна сахарным диабетом в течение 6-ти лет. Сейчас девочка собирается делать инъекцию короткого инсулина перед обедом. Из диалога с мамой на кухне. "Мама, я очень хочу сейчас съесть кисточку винограда вместо яблока - он такой аппетитный!" "Я согласна, но известно, что виноград очень быстро повышает сахар в крови. Как ты думаешь, что нужно сделать?" "Я сделаю на 2 ед. инсулина больше, чем обычно!" "Ну, может быть, ты и права", - отвечает мама. ВОПРОС: - А как думаете Вы? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) никогда не съела бы виноград! 2) я бы съела кисточку винограда, но тогда не буду есть яблоко, и сделаю на 1 - 2 ед. короткого инсулина больше, чем обычно, - при этом еще проконтролирую сахар крови через 2 часа после обеда. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" | | | | ЗАДАЧА N 1. 2 | | ЗАДАЧА N 2. 1) 900 ккал, 2) 750 ккал, 3) 1000 ккал | | ЗАДАЧА N 3. 1) 360 ккал, 2) 300 ккал, 3) 400 ккал | | ЗАДАЧА N 4. 1) 540 ккал, 2) 450 ккал, 3) 600 ккал | | ЗАДАЧА N 5. 1) "б", 2) "в" (200 г / 10 - 12 г) | | ЗАДАЧА N 6. 1, 2, 3, 4 | | ЗАДАЧА N 7. 1, 2, 4 | | ЗАДАЧА N 8. 2 | | ЗАДАЧА N 9. 1 | | ЗАДАЧА N 10. 1) "в", 2) "а" | | ЗАДАЧА N 11. 1) "а", 2) "в" | | ЗАДАЧА N 12. 2 | | ЗАДАЧА N 13. 1, 2, 3 | | ЗАДАЧА N 14. 1 | | ЗАДАЧА N 15. 2 | | ЗАДАЧА N 16. 2 | | ЗАДАЧА N 17. 1) "б", 2) "а" | | ЗАДАЧА N 18. 2 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".