Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".
ЗАНЯТИЕ 4 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА": ПРЕПАРАТЫ ИНСУЛИНА 1 ТЕХНИКА ИНЪЕКЦИЙ ИНСУЛИНА 2 ИНСУЛИНОВАЯ СТРАТЕГИЯ 3 ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПОГЛИКЕМИИ 4 ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПЕРГЛИКЕМИИ 5 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомление пациентов и их родителей с современными представлениями об инсулинотерапии сахарного диабета 1 типа; мотивация пациентов и их родителей на самостоятельную коррекцию дозы инсулина соответственно состоянию углеводного обмена. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Ознакомить пациентов и их родителей с разновидностями коммерческих препаратов инсулина. 2.2. Научить пациентов и их родителей технически правильно делать инъекции инсулина. 2.3. Познакомить пациентов и их родителей с современными представлениями об инсулинотерапии и мотивировать на многоразовый режим инъекций инсулина. 2.4. Научить пациентов и их родителей самостоятельной коррекции дозы инсулина. 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Разновидности коммерческих препаратов инсулина: краткие сведения о классификации препаратов инсулина по источнику сырья, по длительности действия, по "пику" максимального действия, по антигенным свойствам. 3.2. Техника введения инсулина. Влияние места инъекции инсулина на активность его всасывания. 3.2.1. Как пользоваться одноразовыми шприцами. 3.2.2. Как пользоваться специальными шприцами-"ручками". 3.2.3. Липодистрофии: методы их предупреждения и лечения. 3.2.4. Общие представления о паракорпоральных системах введения инсулина (биостатор, носимый дозатор и др.). 3.3. Главные принципы инсулинотерапии при сахарном диабете: 3.3.1. Имитация физиологического ритма секреции инсулина. 3.3.2. Совпадение по времени "пика" посталиментарной гликемии с максимальным эффектом действия инсулина. 3.4. Потребность в инсулине в зависимости от давности заболевания, в периоде полового созревания, во время интеркуррентных заболеваний, в период кетоацидоза. Доврачебные мероприятия при неотложных состояниях. 3.5. Выяснение у каждого из пациентов: 3.5.1. Обеспеченности препаратами инсулина. 3.5.2. Режима инсулинотерапии. 3.5.3. Разновидности получаемых препаратов. 3.5.4. Правильно ли пользуется одноразовыми шприцами или шприцами-"ручками". 3.6. Решение ситуационных задач по инсулинотерапии. 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: ПРЕПАРАТЫ ИНСУЛИНА 1.0 1. Методические карточки голубого цвета - 6 шт. 2. Наглядное пособие "Инсулин снижает сахар в крови". 3. Доска, мел. 4. Флаконы с инсулином. ТЕХНИКА ИНЪЕКЦИЙ ИНСУЛИНА 2.0 1. Методические карточки голубого цвета - 11 шт. 2. Инсулиновые шприцы. 3. Инсулиновые флаконы. 4. Инсулиновые шприцы-"ручки". 5. Наглядное пособие "Места инъекций инсулина". ИНСУЛИНОВАЯ СТРАТЕГИЯ 3.0 1. Методические карточки голубого цвета - 11 шт. 2. Наглядные пособия: - "Инсулин снижает сахар в крови!"; - "Инсулиновая стратегия". 3. Доска, мел. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПОГЛИКЕМИИ 4.0 1. Методические карточки голубого цвета - 12 шт. 2. Доска, мел. 3. Оверхет, прозрачные пленки. 4. Карандаш для рисования на пленке ситуационных примеров. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПЕРГЛИКЕМИИ 5.0 1. Методические карточки голубого цвета - 22 шт. 2. Доска, мел. 3. Оверхет, прозрачные пленки. 4. Карандаш для рисования на пленке ситуационных примеров. 5. Наглядное пособие "Инсулиновая стратегия". 6. Ситуационные задачи - 14 шт. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - физиологию секреции инсулина в здоровом организме; - наиболее рациональные режимы инсулинотерапии при сахарном диабете 1 типа; - перечень коммерческих препаратов инсулина; разновидность их по времени максимального действия и продолжительности сахароснижающего эффекта; - как определить среднесуточную потребность в инсулине в зависимости: а) от давности заболевания; б) от степени компенсации углеводного обмена; в) от периода физического и полового развития; - меры по предупреждению липодистрофий; - основные правила техники введения инсулина. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - правильно пользоваться одноразовыми шприцами и шприцами-ручками; - самостоятельно технически правильно сделать инъекцию инсулина; - избежать развития липодистрофий в местах введения инсулина; - определить среднесуточную потребность в инсулине в зависимости от длительности течения диабета, от периода физического и полового развития, от степени компенсации углеводного обмена; - совместить время максимального действия инсулина с "пиком" гликемии; - изменить дозу инсулина соответственно показателям гликемии. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА" ПРЕПАРАТЫ ИНСУЛИНА 1 СПРОСИТЬ: какие препараты инсулина Вы знаете? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: инсулин получают из поджелудочных желез свиней или быков. По химическому составу "свиной" инсулин наиболее близок к инсулину человека. В 80-х годах начато производство инсулина, который имеет такой же химический состав, как человеческий. Получают его или за счет преобразования свиного инсулина, или когда "заставляют" кишечные бактерии или дрожжи синтезировать инсулин такого же химического состава, как человеческий. В настоящее время для лечения сахарного диабета у детей используется преимущественно человеческий инсулин. СПРОСИТЬ: знаете ли Вы, как различаются препараты инсулина по длительности действия? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: по длительности действия различают "короткий" инсулин и "продленный" инсулин. Когда "короткий" инсулин вводится под кожу, то он быстро всасывается в кровь и поэтому его сахароснижающее действие очень эффективно. "Продленные" инсулины содержат вещества, которые связывают инсулин в растворе, и поэтому он медленно всасывается в кровь. Сахароснижающий эффект у пролонгированного инсулина ниже, однако он действует более длительно, чем "короткий" инсулин. СПРОСИТЬ: какие другие названия "короткого" и "продленного" инсулинов Вы знаете? НАПИСАТЬ ОТВЕТЫ пациентов и их родителей на доске: --------------------------------------------------------------- | "КОРОТКИЙ" | "ПРОДЛЕННЫЙ" | |-----------------------------|-------------------------------| | регуляр-инсулин | NPH-инсулин | |-----------------------------|-------------------------------| | традиционный | депо-инсулин | |-----------------------------|-------------------------------| | быстродействующий | базальный | |-----------------------------|-------------------------------| | "инсулин к еде" | "ночной инсулин" | |-----------------------------|-------------------------------| | нормальный | пролонгированный | |-----------------------------|-------------------------------| | актрапид | протафан | |-----------------------------|-------------------------------| | хоморап | хомофан | |-----------------------------|-------------------------------| | "пищевой" инсулин | Н-инсулин | --------------------------------------------------------------- СООБЩИТЬ: в 1 шприце можно смешивать инсулины короткого и длительного действия, произведенные одной фирмой. Однако это может отразиться на эффективности действия короткого инсулина. Поэтому делать это нежелательно. ПОЯСНИТЬ на доске: ------------------------------------------------------------ | | КОРОТКИЙ | ПРОДЛЕННЫЙ | |---------------------|----------------------|-------------| |LILLY | ХУМУЛИН R | ХУМУЛИН NPH | |---------------------|----------------------|-------------| |NOVO-NORDISK | АКТРАПИД НМ | ПРОТАФАН НМ | |---------------------|----------------------|-------------| |HOECHST | R-ИНСУЛИН | BASAL-H | ------------------------------------------------------------ СПРОСИТЬ: как различаются инсулины по времени максимального эффекта и общей продолжительности действия? ПОЯСНИТЬ на доске: ----------------------------------------------------------------------------- | | КОРОТКИЙ | ПРОДЛЕННЫЙ | |---------------------------|---------------------|-------------------------| |НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ | ЧЕРЕЗ 20 - 30 МИНУТ | ЧЕРЕЗ 2 ЧАСА | |---------------------------|---------------------|-------------------------| |ПИК ДЕЙСТВИЯ | ЧЕРЕЗ 2 - 4 ЧАСА | ЧЕРЕЗ 6 - 8 ЧАСОВ | |---------------------------|---------------------|-------------------------| |ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ | ОКОЛО 8 ЧАСОВ | В ТЕЧЕНИЕ 10 - 12 ЧАСОВ| ----------------------------------------------------------------------------- УКАЗАТЬ: длительность действия введенного инсулина - величина дозозависимая, поэтому если Вы введете большую дозу инсулина, то он будет действовать длительнее. СООБЩИТЬ: инсулин производится в различных концентрациях. В России инсулин закупается во флаконах, где в 1 мл содержится 40 единиц инсулина. Во флаконах для шприцев-"ручек" в 1 мл содержится 100 единиц инсулина. УКАЗАТЬ: длительность хранения инсулина ограничена. На каждом флаконе обязательно имеется указание срока хранения препарата. Запасы инсулина можно длительно хранить в холодильнике (но не замораживать!). Флаконы с инсулином, которыми Вы пользуетесь непосредственно, Вы должны иметь при себе. Когда Вы совершаете путешествия, инсулин должен быть в ручной сумке. ТЕХНИКА ИНЪЕКЦИЙ ИНСУЛИНА 2 СПРОСИТЬ: какими свойствами обладает специальный шприц для инъекций инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: 1. Острая тонкая игла. 2. Хорошо "читаемая" шкала. 3. Небольшое "мертвое" пространство. РАЗДАТЬ различные модели шприцов, чтобы были видны различия. СООБЩИТЬ: в России наиболее часто для введения инсулина используются 40-единичные шприцы. Во многих других странах используются 100-единичные шприцы. ПОДЧЕРКНУТЬ: инсулиновые шприцы при надлежащем уходе могут использоваться многократно (несколько дней). Инсулиновые 40-единичные шприцы не используйте для введения инсулина из ампул для шприцев-"ручек": в этих ампулах инсулин 100-единичной концентрации! Вам необходимо обратить внимание на это, чтобы Вы никогда не ошибались в дозе введенного инсулина. СПРОСИТЬ: каким образом Вы делаете инъекции инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: 1. Подготовить флакон с инсулином и шприц. 2. "Мутный" (продленный) инсулин хорошо перемешать (покрутить флакон между ладонями). 3. Набрать в шприц столько инсулина, сколько Вы собираетесь ввести (предварительно нужно ввести во флакон воздух). 4. Освободить место, куда Вы будете делать инъекцию. 5. Большим и указательным пальцем "сделать" складку на коже. 6. Вколоть иглу у основания складки перпендикулярно поверхности кожи или под углом 45 градусов (у детей и худых пациентов). Нажать поршень шприца до упора вниз. При этом шприц нужно держать крепко, чтобы поршень не был сдвинут. При технически правильно сделанной инъекции инсулина вся доза будет введена под кожу. СПРОСИТЬ: как Вы смешиваете короткий и пролонгированный инсулины в одном шприце? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: 1. Флакон с продленным инсулином покрутить между ладонями, чтобы раствор стал равномерно мутным. 2. Сначала набрать в шприц короткий инсулин. 3. Затем набрать в шприц продленный инсулин. УКАЗАТЬ: "смешивание" в 1 шприце инсулинов короткого и длительного действия, даже произведенные одной фирмой, может отразиться на эффективности действия короткого инсулина. Поэтому смешивать инсулины нежелательно. СПРОСИТЬ: куда Вы делаете инъекции инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: в подкожно-жировую ткань на: животе, передней поверхности бедра, наружной поверхности плеча. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Места инъекций инсулина". ПОЯСНИТЬ: инсулин из различных областей туловища всасывается с различной скоростью: например, после инъекции в область живота инсулин всасывается быстрее, чем при инъекции в плечо или в бедро. Поэтому, для того чтобы сахар в крови после еды снизился быстро, нужно вводить инсулин в живот! ДОПОЛНИТЬ: в одни и те же часы инсулин необходимо делать в одну и ту же область. Например, инъекции короткого инсулина перед едой рекомендуется делать в область живота, а инъекции "продленного" инсулина - в плечо или бедро. Если Вы сделаете инсулин в мышечную ткань, то он будет действовать быстрее. Нагревание места инъекции ускоряет всасывание инсулина, а охлаждение - замедляет. ПОДЧЕРКНУТЬ: для профилактики возникновения "припухлостей" или "ямок" (т.н. липодистрофий) в месте инъекции инсулина Вам необходимо делать уколы не в одну и ту же точку, а по диаметру "круглой монеты". СООБЩИТЬ: теперь поговорим о шприцах-"ручках". Это специальные приборы для инсулиновых инъекций. Многие диабетики считают их более удобными, чем одноразовые шприцы. Используются "ручки" различных фирм в соответствии с инсулиновыми патронами. УКАЗАТЬ: шприц-"ручка" для инъекций инсулина вводит лекарство при нажатии кнопки. Инсулиновые патроны содержат раствор инсулина в концентрации 100 ед./мл. ПОКАЗАТЬ И ПОЯСНИТЬ различные "ручки" для инъекций инсулина: 1. Шприц-"ручка" "B-D". 2. Новопен 1. 3. Новопен 2. 4. Оптипен 1. 5. Оптипен 2. 6. Актрапид-новолет. 7. Протафан-новолет. ОБСУДИТЬ инсулиновые пумпы ("насосы", носимые дозаторы). ПОЯСНИТЬ: с помощью инсулиновой пумпы (насоса) для создания (имитации) базальной инсулинемии постоянно небольшими дозами вводится короткий инсулин. Эта "базовая" доза инсулина необходима для поддержания содержания сахара в крови на нормальном уровне между приемами пищи. Перед едой необходимо ввести дополнительную дозу инсулина. ОБСУДИТЬ преимущества инсулиновых насосов: - постоянная базальная доза инсулина (что исключает подъем сахара в крови в ранние утренние часы); - (почти) свободный выбор времени и количества приема пищи; - при занятиях спортом можно снизить "подачу" инсулина. ПОВТОРИТЬ на основе наглядного пособия "Инсулин снижает сахар в крови!" как происходит секреция инсулина у здоровых людей. СПРОСИТЬ: в каком режиме Вам нужно делать инъекции инсулина, чтобы максимально имитировать секрецию инсулина у здорового человека? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: Вам нужно получать инсулин в режиме, наиболее похожем на секрецию инсулина у здоровых людей. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Инсулиновая стратегия". СПРОСИТЬ: какой рисунок (график введения инсулина) "похож" на процесс секреции инсулина у здорового человека? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОЯСНИТЬ на основе наглядного пособия "Инсулиновая стратегия": 1. Утром - короткий инсулин и продленный инсулин, в обед - короткий инсулин, вечером - короткий инсулин, на ночь - продленный. 2. Утром - короткий и продленный инсулин, в обед - короткий инсулин, вечером - короткий и продленный инсулин. 3. Введение инсулина с помощью инфузомата: в течение всего дня только короткий инсулин + дополнительное введение инсулина перед приемом пищи. 4. Утром - короткий инсулин и продленный инсулин, вечером - короткий инсулин + продленный инсулин. 5. Утром - короткий и продленный инсулин. СПРОСИТЬ: какие преимущества и недостатки имеют отдельные стратегии? ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: наиболее рациональными являются 1, 2 и 3 стратегии, потому что такие режимы введения инсулина позволяют максимально имитировать секрецию инсулина здоровой поджелудочной железы. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам рассмотреть их режим инъекций инсулина. СПРОСИТЬ: как рассчитать необходимую дозу инсулина на целый день? ОТВЕТИТЬ: суточная потребность в инсулине рассчитывается: 1) В зависимости от длительности заболевания. Например: на 1-ом году заболевания, когда еще сохранена "остаточная" секреция инсулина, диабетику требуется 0,5 ед. инсулина на 1 кг его массы тела. В дальнейшем, когда собственная секреция инсулина полностью истощается, потребность в лекарстве возрастает и составляет у большинства диабетиков 0,7 - 0,8 ед./кг массы тела. 2) В подростковом возрасте, в состоянии кетоацидоза и во время "присоединения" другого заболевания потребность в инсулине может повышаться до 1 единицы и более на 1 кг массы тела. СПРОСИТЬ: как распределяется суточная доза инсулина между "коротким" инсулином и пролонгированным? УКАЗАТЬ: примерно половина суточной потребности в инсулине покрывается за счет базального инсулина, другая часть - "инсулином перед едой". ДОПОЛНИТЬ: "утренняя" доза пролонгированного инсулина у большинства диабетиков одинакова с его "ночной" дозировкой. ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей рассмотреть в соответствии с этими рекомендациями их суточную дозу инсулина и ее распределение. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. СПРОСИТЬ: в какие часы нужно измерить содержание сахара в крови для того, чтобы оценить "правильность" дозы пролонгированного инсулина, введенного вечером (перед ужином или на ночь)? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: базальная потребность в инсулине (доза пролонгированного инсулина) устанавливается измерением содержания сахара в крови в ранние утренние часы (натощак). ПОЯСНИТЬ: "базовое" содержание инсулина в крови требуется для поддержания нормального уровня сахара в крови между приемами пищи. СПРОСИТЬ: в какие часы нужно измерить содержание сахара в крови для того, чтобы оценить "правильность" дозы (или адекватность) "пищевого" инсулина, введенного: 1) перед завтраком? 2) перед обедом? 3) перед ужином? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: для того чтобы оценить адекватность дозы короткого инсулина, введенного перед приемом пищи, необходимо измерить содержание сахара в крови или через 1 - 2 часа после еды (на "пике" всасывания сахара из продуктов питания в кровь), или через 6 - 8 часов после инъекции короткого инсулина (как помог "пищевой" инсулин усвоению углеводов клетками). Измерение содержания сахара в крови непосредственно перед следующей инъекцией короткого инсулина (например, перед ужином) не только помогает Вам оценить адекватность дозы "обеденного" короткого инсулина, но и ориентирует Вас в подборе дозы "вечернего" короткого инсулина. СООБЩИТЬ: у большинства диабетиков количество "пищевого" инсулина, которое требуется ввести для "усвоения" 1 УГЛЕВОДНОЙ (или ХЛЕБНОЙ) ЕДИНИЦЫ, немного различается в зависимости от времени дня. ПОЯСНИТЬ на доске: утром на 1 УЕ - 1 - 2 ед. "короткого" инсулина; в обед на 1 УЕ - 1 ед. "короткого" инсулина; в ужин на 1 УЕ - 1 ед. "короткого" инсулина. УКАЗАТЬ: это примерные потребности в коротком инсулине. При помощи грамотного и постоянного самоконтроля и стабильном течении диабета Вы можете установить, какова Ваша потребность в "пищевом" инсулине для усвоения 1 УЕ в зависимости от времени дня. ПОДЧЕРКНУТЬ: в начале заболевания диабетику требуется меньше инсулина для усвоения 1 УЕ. СПРОСИТЬ: когда Вам нужно принимать пищу после инъекции инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: Через 30 - 40 минут после инъекции короткого инсулина! ОБСУДИТЬ с пациентами показатели их самоконтроля для оценки адекватности дозы инсулина. СПРОСИТЬ: какие еще показатели доказывают, что контроль диабета хороший? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: 1. HbAl на верхней границе нормы. 2. Нет тяжелых гипогликемий. 3. В течение недели не больше 1 - 2 легких гипогликемий. 4. Нормальные темпы физического и полового развития. СПРОСИТЬ: какие средства имеются у диабетика, чтобы поддерживать нормальный уровень сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: 1. Для снижения сахара крови: ИНСУЛИН. 2. Для повышения сахара крови: УГЛЕВОДЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПОГЛИКЕМИИ 4 ПОВТОРИТЬ причины гипогликемии (написать на доске): 1. Слишком мало углеводов. 2. Непредусмотренная значительная физическая нагрузка. 3. Введена слишком высокая доза инсулина. СПРОСИТЬ: когда следует снизить дозу инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ, когда причиной низкого содержания сахара в крови является избыточная доза инсулина (а не п. п. 1 - 2). ДОЛОЖИТЬ: теперь обсудим отдельные примеры, требующие снижения дозы инсулина. ОБСУЖДЕНИЕ каждого примера проводится по следующей схеме: 1. В чем заключается проблема? 2. Над чем следует подумать? ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям рассмотреть примеры по следующей схеме: 1. Проблема состоит в том, что... 2. Исключить следующие возможные причины гипогликемии: 2.1. Слишком мало углеводов. 2.2. Тяжелая физическая нагрузка. 3. Провести повторный контроль на следующий день. 4. Снизить соответствующую дозу инсулина (на 5 - 10%, округлив до целых чисел). 5. Решение в каждом случае записывается на доске или на пленке. ОБСУДИТЬ каждый пример. Желательно нарисовать условие задачи на пленке (для оверхета) или на доске. УКАЗАТЬ: эти примеры рассматриваются как помощь для получения фактических навыков по коррекции дозы инсулина. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям сформулировать соответствующие примеры на основе собственных режимов инсулинотерапии и результатов самоконтроля. ПРИМЕР 1. Гипогликемия в дообеденное время. Решение: снижение утренней дозы короткого инсулина. ПРИМЕР 2. Гипогликемия после обеда. Решение: А) снижение обеденной дозы короткого инсулина; Б) при отсутствии подколки короткого инсулина перед обедом - снижение дозы пролонгированного инсулина перед завтраком. ПРИМЕР 3. Гипогликемия в позднее вечернее время. Решение: снижение вечерней дозы короткого инсулина. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПОГЛИКЕМИИ 4 ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 1: гипогликемия в утреннее время. ------------------------------------------------------------------------ |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ | | |---------------|----------|--------------------|----------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|10 |6 |8 |12 |12 |110 |50 |130 |140 |+ |12.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ВТОРНИК |10 |6 |8 |12 |12 |150 |80 |140 |130 |+ |11.30| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |СРЕДА | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу утреннего короткого инсулина. ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |8 |6 |8 |12 |12 |120 |90 |140 |150 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |8 |6 |8 |12 |12 |110 |100 |150 |130 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 2: гипогликемия в послеобеденное время - вариант А: имеется подколка короткого инсулина перед обедом. ------------------------------------------------------------------------ |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ | | |---------------|----------|--------------------|----------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|4 |6 |6 |8 |8 |120 |100 |100 |90 |+ |16.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ВТОРНИК |4 |6 |6 |8 |8 |150 |110 |140 |130 |+ |15.30| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |СРЕДА | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу короткого инсулина перед обедом. ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |4 |4 |6 |8 |8 |120 |130 |120 |120 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |4 |4 |6 |8 |8 |140 |100 |120 |110 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 2: гипогликемия в середине дня - вариант Б: подколка короткого инсулина перед обедом не делается. ------------------------------------------------------------------------ |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ | | |---------------|----------|--------------------|----------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|4 |- |4 |8 |4 |140 |50 |170 |110 |+ |13.30| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ВТОРНИК |4 |- |4 |8 |4 |130 |60 |160 |130 |+ |14.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |СРЕДА | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу утреннего продленного инсулина. ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |4 |- |4 |6 |4 |150 |100 |130 |90 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |4 |- |4 |6 |4 |130 |120 |80 |110 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ВОПРОС: как Вы считаете, рационален ли такой режим инсулинотерапии? Может быть, следует ввести подколку короткого инсулина перед обедом, уменьшив дозу утреннего пролонгированного инсулина? РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу утреннего продленного инсулина и ввести подколку короткого инсулина перед обедом. ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |4 |2 |4 |4 |4 |150 |100 |130 |90 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |4 |2 |4 |4 |4 |130 |120 |80 |110 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 3: гипогликемия в вечернее время. ------------------------------------------------------------------------ |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ | | |---------------|----------|--------------------|----------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|6 |6 |8 |8 |8 |120 |130 |100 |90 |+ |20.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ВТОРНИК |6 |6 |8 |8 |8 |150 |120 |140 |80 |+ |20.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |СРЕДА | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу вечернего короткого инсулина ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |6 |6 |6 |8 |8 |100 |130 |90 |120 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |6 |6 |6 |8 |8 |140 |80 |120 |110 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ОБСУДИМ другие примеры: ПРИМЕР 4. Гипогликемия в ночные часы. Решение: снижение вечерней дозы продленного инсулина. ПРИМЕР 5. Гипогликемия в ночные часы, содержание сахара в крови в утренние часы высокое. Решение: снижение вечерней дозы продленного инсулина. ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 4: гипогликемия ночью (сахар крови натощак - нормальный). ------------------------------------------------------------------------ |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ | | |---------------|----------|--------------------|----------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |6 |6 |10 |12 |80 |110 |90 |130 |+ |24.00| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ВТОРНИК | | | | | |110 | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу вечернего продленного инсулина. ------------------------------------------------------------------------ |СРЕДА |8 |6 |6 |10 |10 |110 |140 |120 |90 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|-----| |ЧЕТВЕРГ |8 |6 |6 |10 |10 |100 |120 |140 |110 |- | | ------------------------------------------------------------------------ ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 5: гипогликемия ночью (сахар крови натощак повышен). ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------|---------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ|ГИПО|ЧАСЫ| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|----| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |6 |8 |10 |12 |200 |90 |120 |120 |+ | | | | | | | | | | | | |(?) | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |10 | | | | |260 | | | |Гол. боль| | | | | | | | | | | |утром | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу вечернего продленного инсулина. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |8 |6 |8 |10 |10 |120 |130 |120 |100 |100 |2.00| ----------------------------------------------------------------------- СПРОСИТЬ: что может быть причиной высокого содержания сахара в крови? ОТВЕТИТЬ: 1. Слишком большое количество углеводов. 2. Малоподвижный образ жизни. 3. Недостаточная доза инсулина. СПРОСИТЬ: когда следует повысить дозу инсулина? ОТВЕТИТЬ: если причиной высокого содержания сахара в крови является недостаточная доза инсулина (не п. п. 1 - 2). ДОЛОЖИТЬ: теперь обсудим отдельные примеры, требующие повышения дозы инсулина. ОБСУЖДЕНИЕ каждого примера проводится по следующей схеме: 1. В чем заключается проблема? 2. Над чем следует подумать? ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям рассмотреть примеры по следующей схеме: 1. Проблема состоит в том, что... 2. Исключить следующие возможные причины высокого содержания сахара в крови: 2.1. Слишком много углеводов. 2.2. Малоподвижный образ жизни. 3. Провести повторный контроль на следующий день. 4. Повысить соответствующую дозу инсулина (на 10%, округлив до целых чисел). 5. Решение в каждом случае записывается на доске или на пленке. ОБСУДИТЬ каждый пример. Желательно нарисовать условие задачи на пленке (для оверхета) или на доске. УКАЗАТЬ: эти примеры рассматриваются как помощь для получения практических навыков по коррекции дозы инсулина. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям сформулировать соответствующие примеры на основе собственных режимов инсулинотерапии и показателей самоконтроля. ИЗМЕНЕНИЕ ДОЗЫ ИНСУЛИНА ПРИ ГИПЕРГЛИКЕМИИ 5.5 ПРИМЕР 1. Высокий сахар крови в дообеденное время. Решение: повысить утреннюю дозу короткого инсулина. ПРИМЕР 2. Высокий сахар крови в позднее вечернее время. Решение: повысить вечернюю дозу короткого инсулина. ПРИМЕР 3. Высокий сахар крови после обеда и перед ужином. Решение: повысить дозу короткого инсулина перед обедом. ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 1: высокое содержание сахара в крови перед обедом. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------|---------| | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| |ЧАСЫ| |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |6 |8 |12 |12 |100 |190 |140 |110 |Сухость | | | | | | | | | | | |во рту | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |8 |6 |8 |12 |12 |120 |200 |160 |120 |+ | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: повысить дозу утреннего короткого инсулина. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |8 |6 |6 |10 |10 |110 |140 |120 |90 |- | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|----|----| |ЧЕТВЕРГ |8 |6 |6 |10 |10 |100 |120 |140 |110 |- | | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 2: высокое содержание сахара в крови после ужина. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |6 |4 |8 |10 |130 |90 |110 |200 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |8 |6 |4 |8 |10 |140 |100 |120 |210 | | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: повысить дозу вечернего короткого инсулина. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |8 |6 |6 |8 |10 |150 |100 |100 |130 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ЧЕТВЕРГ |8 |6 |6 |8 |10 |100 |90 |120 |110 | | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 3: высокое содержание сахара в крови после обеда и перед ужином. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|6 |3 |6 |8 |8 |110 |120 |230 |150 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |6 |3 |6 |8 |8 |100 |110 |220 |140 | | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: повысить дозу короткого инсулина перед обедом. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |6 |4 |6 |8 |8 |100 |90 |120 |100 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ЧЕТВЕРГ |6 |4 |6 |8 |8 |90 |110 |130 |120 | | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУДИМ другие примеры: ПРИМЕР 4. Высокий сахар крови в утренние часы, сахар крови ночью нормальный. Решение: "разделение" вечерних инъекций короткого и продленного инсулина. ПРИМЕР 5. Высокий сахар крови в утренние часы, содержание сахара в крови ночью высокое. Решение: повысить вечернюю дозу продленного инсулина. ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 4: высокое содержание сахара в крови утром, сахар крови в ночные часы нормальный. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |6 |4 |8 |10 |230 |180 |80 |100 |В 2.00 - | | | | | | | | | | | |120 | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |10 |6 |4 |8 |10 |210 |100 |90 |110 |-"- | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: "разделить" вечерние инъекции короткого и продленного инсулина, и подколку продленного инсулина вводить перед сном. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |10 |6 |4 |8 |10 |220 |80 |110 |130 | | | | | | | |позже| | | | | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ЧЕТВЕРГ |8 |6 |8 |8 |10 |100 |70 |140 |110 | | | | | | | |позже| | | | | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПЯТНИЦА |8 | | | | | |110 | | | | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 5: высокое содержание сахара в крови утром, сахар крови измерялся ночью и был повышен. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|6 |4 |4 |8 |6 |230 |100 |150 |130 |3.00 - | | | | | | | | | | | |160 | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |6 |4 |4 |8 |6 |240 | | | |3.00 - | | | | | | | | | | | |200 | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: увеличить дозу вечернего продленного инсулина. ----------------------------------------------------------------------- |СРЕДА |8 |4 |4 |8 |8 |230 |110 |140 |120 |3.00 - | | | | | | | | | | | |120 | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ЧЕТВЕРГ |6 |4 |4 |8 |8 |110 |100 |80 |100 |3.00 - | | | | | | | | | | | |110 | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУДИМ другие примеры: ПРИМЕР 6. Изменение дозы короткого инсулина в каждую инъекцию. ПРИМЕР 7. Коррекция инсулина при длительной физической нагрузке (например, при походе). ПРИМЕР 8. Коррекция инсулина на игру в футбол. ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 6: изменение дозы короткого инсулина в каждую инъекцию соответственно уровню сахара в крови. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|10 |5 |8 |12 |12 |110 |80 |140 |120 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |8 |7 |6 |12 |12 |120 |200 |80 |130 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |СРЕДА |7 |6 |5 |12 |12 |80 |120 |70 |100 | | ----------------------------------------------------------------------- ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 7: поход в среду на целый день. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|8 |4 |6 |10 |8 |110 |90 |120 |130 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |8 |4 |6 |10 |8 |120 |110 |100 |140 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |СРЕДА |4 |2 |3 |6 |4 |130 |100 |90 |120 |Поход! | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу инсулина короткого и пролонгированного действия в день похода на 50%. Контроль гликемии обязателен! ОБСУЖДЕНИЕ ПРИМЕРА 8: игра в футбол после ужина во вторник. ----------------------------------------------------------------------- |ДЕНЬ НЕДЕЛИ| К. ИНСУЛИН |П. ИНСУЛИН| САХАР В КРОВИ |ЗАМЕЧАНИЯ| | |---------------|----------|--------------------| | | |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|УТРО|НОЧЬ |УТРО|ОБЕД|ВЕЧЕР|НОЧЬ| | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ПОНЕДЕЛЬНИК|6 |6 |6 |10 |8 |110 |90 |130 |140 | | |-----------|----|----|-----|----|-----|----|----|-----|----|---------| |ВТОРНИК |6 |6 |3 |10 |6 |130 |100 |120 |100 |19.30 - | | | | | | | | | | | |игра | ----------------------------------------------------------------------- РЕШЕНИЕ: уменьшить дозу короткого инсулина перед ужином, когда пациент будет играть в футбол. В этот день контроль гликемии обязателен перед сном! СООБЩИТЬ: для решения вопроса об изменении вводимой дозы короткого инсулина в зависимости от "исходных" показателей содержания сахара в крови можно пользоваться следующими рекомендациями: 1) Детям дошкольного возраста, а также детям более старшего возраста, но при склонности их к гипогликемии, нужно дополнительно к "отработанной" дозе "пищевого" инсулина вводить инсулин при "исходных" показателях содержания сахара в крови (до еды), когда они превышают 180 - 200 мг/%! При этом на каждые "лишние" 50 мг/%: - детям дошкольного возраста рекомендуется дополнительно ввести не больше 0,25 ед. инсулина; - школьникам - 0,5 - 1 ед.; - подросткам - 1 - 2 ед. 2) Детям старшего возраста (без склонности к гипогликемиям) нужно вводить короткий инсулин дополнительно к "отработанной" дозе "пищевого" инсулина при "исходном" содержании сахара в крови (до еды) свыше 150 мг/%! При этом на каждые "лишние" 50 мг/%: - школьникам - 0,5 - 1 ед.; - подросткам - 1 - 2 ед. УКАЗАТЬ: это ориентировочные правила изменения дозы инсулина! УКАЗАТЬ: с помощью самоконтроля сахара крови Вы можете установить, на сколько мг/% снижается у Вас сахар крови при повышении дозы инсулина на 0,5 ед. - 1 ед. - 2 ед. ПОДЧЕРКНУТЬ: при высоком исходном содержании сахара в крови требуется более значительное повышение дозы инсулина! Каждый диабетик по-разному может реагировать на повышение дозы инсулина! СООБЩИТЬ: высокое содержание сахара в крови и наличие ацетона в моче свидетельствует о тяжелой декомпенсации сахарного диабета. СПРОСИТЬ: когда возникает такое состояние? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: если Вы заболели, или у Вас высокая температура, - Вы должны дополнительно к основной дозе вводить инсулин! (Ориентировочно - из расчета + 20% от суточной дозы.) При неотложном состоянии (кетоацидозе) Вы нуждаетесь в срочной консультации врача! ОБСУДИТЬ пример расчета дозы инсулина при кетоацидозе. Диабетик получает следующий режим и дозировку инсулина: 6 ед. короткого инсулина и 8 ед. продленного инсулина утром; 4 ед. короткого инсулина перед обедом; 6 ед. короткого инсулина перед ужином; 8 ед. продленного инсулина перед сном. Всего 32 ед. в сутки. От данной дозы 20% составляет 6 ед. Таким образом, Вам необходимо дополнительно ввести 6 ед. инсулина. Рекомендуем вводить инсулин короткого типа действия в "промежуточные" часы - например, в 11 часов, в 16 часов, в 6 часов утра. ДОПОЛНИТЬ: из-за высокого содержания сахара в крови увеличивается выделение сахара с мочой. Вы теряете много жидкости и должны поэтому пить минеральную воду в повышенном объеме. Кроме этого, Вам нужно сделать содовую клизму (на 1 стакан воды 1 чайную ложку соды) и открыть окна в помещении, где Вы находитесь. ПОДЧЕРКНУТЬ: если Вы плохо себя чувствуете, то Вам необходимо чаще контролировать содержание сахара в крови (желательно каждые 3 - 4 часа). При уровне сахара в крови выше 240 мг/%: - определить реакцию мочи на наличие ацетона! Если содержание сахара в крови высокое и имеется положительная реакция мочи на ацетон, то Вам необходимо повысить суточную дозу инсулина, может быть, "ввести" дополнительные инъекции короткого инсулина. При снижении уровня сахара в крови до 240 мг/% при положительной реакции мочи на ацетон Вам также нужно вводить дополнительно короткий инсулин. Если содержание сахара в крови снизилось до 180 мг/% и менее - дополнительные подколки инсулина можно отменить, но следует также пить минеральную воду и дополнительно съесть яблоко на 1 - 2 углеводные единицы. ПОМНИТЕ: при КЕТОАЦИДОЗЕ требуется СРОЧНАЯ консультация врача! Даже если Вы самостоятельно справились с таким "острым" состоянием, Вам все-таки необходимо в ближайшее время посоветоваться с врачом, чтобы найти причину такого осложнения. ПОДЧЕРКНУТЬ: при присоединении любого заболевания в большинстве случаев требуется повысить дозу инсулина! ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА" ЗАДАЧА N 1 Пациенту 11 лет. Он заболел сахарным диабетом 8 месяцев тому назад. Получает инсулин в следующем режиме: перед завтраком - 4 ед. инсулина короткого действия и 4 ед. инсулина длительного действия; перед ужином - 2 ед. инсулина короткого действия и 4 ед. инсулина длительного действия. Перед обедом инсулин не вводит. Суммарная доза инсулина = 0,3 ед./кг массы тела. В последнюю неделю ощущает жажду в дневное время и ночью, начал вставать ночью мочиться. Суточное количество мочи увеличилось до 2,5 литров. Ухудшились показатели содержания сахара в крови и увеличилось выделение сахара с мочой. Реакция мочи на ацетон - отрицательная. В местах инъекций инсулина появились незначительно выраженные "припухлости" (липодистрофии). ВОПРОС: 1) Чем можно объяснить ухудшение самочувствия пациента, если учесть, что он последние 6 месяцев не переносил никаких заболеваний; соблюдал диету; не менял режим дня; не имел каких-либо переживаний? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) в связи с прогрессированием и увеличением срока заболевания, приближающегося к 1 году, у больного увеличилась потребность в инсулине; б) ухудшение самочувствия связано только с тем, что в местах липодистрофий нарушено всасывание инсулина. ВОПРОС: 2) Какую тактику в отношении инсулинотерапии нужно выбрать? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) увеличить дозу инсулина; б) уменьшить дозу инсулина; в) перед обедом ввести подколку инсулина короткого типа действия. ВОПРОС: 3) Какая максимальная суточная доза инсулина более подходит пациенту в связи с ухудшением его состояния, если учесть, что кетоацидоза нет? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) 1 ед. на 1 кг массы тела; б) 0,5 ед. на 1 кг массы тела; в) 0,7 ед. на 1 кг массы тела; г) 0,2 ед. на 1 кг массы тела. ЗАДАЧА N 2 Пациентке 6 лет. Она больна сахарным диабетом в течение 2-х лет. Получает следующий режим инсулинотерапии: перед завтраком - 2 ед. инсулина короткого типа действия и 4 ед. инсулина длительного типа действия; перед обедом - 2 ед. инсулина короткого типа действия; перед ужином - 2 ед. инсулина короткого типа действия и 4 ед. инсулина длительного типа действия. В настоящее время больна гриппом с повышением температуры до 38 градусов, кашлем, насморком. Появилась небольшая жажда днем. Суточная глюкозурия возросла, реакция мочи на ацетон - положительная. ВОПРОС: 1) Как должен проводиться контроль углеводного обмена на фоне простудного заболевания? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) проводить контроль содержания сахара в крови перед каждым приемом пищи и через 2 часа после еды; б) контролировать сахар крови только натощак и при плохом самочувствии. ВОПРОС: 2) Какова должна быть тактика в отношении терапии? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) не изменять дозу инсулина; б) увеличить дозу инсулина соответственно показателям сахара в крови; в) проводить лечение, рекомендованное врачом по поводу гриппа; г) пить минеральную воду; д) сделать содовую клизму. ЗАДАЧА N 3 Пациенту 13 лет, его вес 50 кг. Болен сахарным диабетом в течение 5 лет. Получает следующий режим инсулинотерапии: перед завтраком - 4 ед. инсулина короткого типа действия и 8 ед. длительного типа действия; перед обедом - 4 ед. короткого типа действия; перед ужином - 4 ед. короткого типа действия и 8 ед. длительного типа действия. После перенесенного острого респираторного заболевания ощущает слабость, жажду днем и ночью, зуд кожи. В выдыхаемом воздухе ощущается запах ацетона, появилась тошнота. Сахар крови натощак - 16 ммоль/л, суточное количество мочи - 3 литра, в моче - 5% сахара, резко положительная реакция мочи на ацетон. ВОПРОС: 1) Какие меры нужно предпринять для компенсации состояния пациента? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) госпитализировать; б) проводить контроль сахара крови и анализ мочи на ацетон перед каждым приемом пищи и через 2 часа после еды; в) увеличить только дозу пролонгированного инсулина; г) в период до госпитализации увеличить суточную дозу получаемых препаратов инсулина до 1 ед. на 1 кг массы тела (эффективнее за счет короткого инсулина); д) ввести дополнительные подколки инсулина короткого типа действия. ЗАДАЧА N 4 Пациенту 17 лет. Он болен в течение 2-х лет сахарным диабетом. В течение последних 3-х дней отмечает повышенную утомляемость, сегодня появился насморк, "ломота" во всем теле, температура 39 градусов. Получает следующий режим инсулинотерапии: перед завтраком - 8 ед. короткого инсулина и 12 ед. базального инсулина; перед обедом - 8 ед. короткого инсулина; перед ужином - 8 ед. короткого инсулина и 16 ед. базального инсулина. На данном режиме и дозах инсулина был в состоянии компенсации. ВОПРОС: 1) Какие меры нужно предпринять в отношении лечения больного до прихода врача? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) контролировать сахар крови 4 - 6 раз в день; б) контролировать реакцию мочи на ацетон; в) дозу инсулина оставить прежней; г) увеличить суточную дозу инсулина; д) уменьшить суточную дозу инсулина. ЗАДАЧА N 5 Пациент с сахарным диабетом приехал отдыхать с семьей на дачу. Сегодня впервые после завтрака планируется 2-часовая прогулка в лес на велосипеде (с 9.30 до 11.30). Режим питания больного: 1 завтрак - в 9 час. утра; 2 завтрак - в 12 часов; обед - в 14 часов; полдник - в 16 часов; ужин - в 20 часов. Режим инсулинотерапии: перед завтраком - 6 ед. короткого инсулина и 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 6 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина и 6 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Что нужно изменить в режиме питания или введения инсулина, чтобы предотвратить гипогликемию во время прогулки? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) Оставить прежний режим и дозу инсулина и изменить содержание углеводов в рационе питания следующим образом: а) уменьшить содержание углеводов в завтрак; б) увеличить содержание углеводов в завтрак; в) увеличить содержание углеводов в обед; г) уменьшить содержание углеводов в обед. 2) Не изменять питание, но изменить дозу вводимого инсулина следующим образом: а) уменьшить дозу короткого инсулина перед завтраком; б) увеличить дозу короткого инсулина перед завтраком; в) уменьшить дозу пролонгированного инсулина перед завтраком; г) увеличить дозу пролонгированного инсулина перед завтраком. 3) Во время прогулки дать дополнительно 1 яблоко. ЗАДАЧА N 6 Пациент с сахарным диабетом должен быть с 17 до 18 часов на занятии в спортивной секции по теннису, но занятия не состоялись - заболел тренер. Режим питания во второй половине дня: полдник - 16.30 час. (+ дополнительно 1 яблоко в день занятий спортом); ужин - 19 час. Инсулинотерапия: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. У больного - состояние компенсации. ВОПРОС: - Как следует поступить в этой ситуации? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) проследить, чтобы пациент получил в обычные часы занятий спортом достаточную физическую нагрузку; 2) предложить пациенту почитать книгу вместо спортивного занятия; 3) если адекватную физическую нагрузку пациент не получит, то нужно: а) уменьшить углеводы на полдник; б) увеличить углеводы на полдник; в) не изменять углеводы в полдник. ЗАДАЧА N 7 Пациент всегда обедает после школы в 14 часов. Сегодня после уроков проводится школьный час и домой он придет в 15.30 - 16 часов. Последнее время хорошо себя чувствовал и имел хорошие показатели обмена веществ на следующем режиме инсулинотерапии: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 8 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Что Вы посоветуете сделать пациенту в данной ситуации? И почему? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) взять с собой бутерброд и яблоко и съесть их перед началом школьного часа - потому что в это время наступает "пик действия" пролонгированного инсулина, введенного перед завтраком; 2) по возвращении домой проконтролировать содержание сахара в крови и соответственно полученным показателям сделать инъекцию короткого инсулина перед обедом. ЗАДАЧА N 8 Пациент с сахарным диабетом получает перед завтраком 4 ед. короткого инсулина и 8 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина и перед ужином - 4 ед. короткого инсулина и 12 ед. базального инсулина. Отмечает, что сон беспокойный, пробуждается с трудом, до завтрака - слабость, головная боль. В трехразовом профиле мочи: с утра до обеда - глюкозурия 20 грамм; с обеда до ужина - глюкозурия 15 грамм; с ужина до утра - глюкозурия 2 грамма. Сахар крови натощак - 15,2 ммоль/л. ВОПРОС: 1) Как Вы считаете, рационально ли распределен инсулин в течение дня? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) инсулин распределен правильно; б) инсулин распределен неправильно. ВОПРОС: 2) С чем связано плохое самочувствие пациента утром? И почему? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) плохой сон, головные боли и слабость по утрам могут быть связаны с состоянием низкого сахара в крови в ночные часы в результате передозировки "вечернего" пролонгированного инсулина; б) плохое самочувствие обусловлено высокой гликемией из-за недостатка инсулина в ночное время. ВОПРОС: 3) Почему у больного высокий сахар крови натощак? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) в результате передозировки инсулина в ночные часы (феномен "постгипогликемической", гипергликемии); б) в результате дефицита инсулина в ночные часы. ВОПРОС: 4) Какая будет Ваша тактика в отношении инсулинотерапии? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) уменьшить дозу базального инсулина перед ужином; б) увеличить дозу базального инсулина перед ужином; в) не изменять дозу инсулина. ЗАДАЧА N 9 Пациенту 10 лет. Болен сахарным диабетом с 6-летнего возраста. Получает следующий режим инсулинотерапии: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 8 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. Нарушений в режиме дня не допускает, но после обеда часто появляется слабость, головная боль, потливость, дрожь. ВОПРОС: 1) Как расценить состояние пациента после обеда? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у пациента имеются признаки высокого содержания сахара в крови; б) у пациента имеются признаки низкого содержания сахара в крови. ВОПРОС: 2) Какие меры Вы посоветуете пациенту предпринять сегодня? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) ничего не делать; б) проверить содержание сахара в крови через 1 - 2 часа после обеда; в) съесть дополнительно легкоусвояемые углеводы при плохом самочувствии. ВОПРОС: 3) Что нужно предпринять на следующий день, если содержание сахара в крови при контроле в послеобеденные часы окажется низким? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) увеличить дозу базального инсулина перед завтраком; б) уменьшить дозу базального инсулина перед завтраком; в) увеличить дозу короткого инсулина перед обедом; г) уменьшить дозу короткого инсулина перед обедом; д) ничего не изменять в дозировке вводимого инсулина. ЗАДАЧА N 10 Какие изменения в терапию сахарного диабета следует внести при присоединении интеркуррентного заболевания? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Увеличить только дозу пролонгированного инсулина. 2. К основной дозе вводимого инсулина добавить подколки инсулина короткого типа действия. 3. Уменьшить дозу вводимого ранее инсулина. 4. Оставить все без изменения. ЗАДАЧА N 11 У пациента с сахарным диабетом на фоне ОРЗ появился запах ацетона изо рта, по кето-тесту - положительная реакция мочи на ацетон. ВОПРОС: - Какую доврачебную помощь нужно оказать больному? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) увеличить дозу инсулина за счет введения дополнительных подколок инсулина короткого действия; 2) ничего не предпринимать до прихода врача; 3) отменить жиры в диете; 4) дать сливочное масло дополнительно; 5) увеличить в питании количество легкоусвояемых углеводов; 6) уменьшить в питании количество легкоусвояемых углеводов; 7) хорошо проветрить комнату; 8) дать щелочное питье; 9) сделать содовую клизму. ЗАДАЧА N 12 Пациенту 12 лет. Он болен сахарным диабетом в течение 2-х лет. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 4 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина; перед сном - 6 ед. базального инсулина. В школе во время урока физкультуры в 12 часов он почувствовал резкую слабость, мелькание "мушек" перед глазами, стали "ватными" ноги. Мальчик съел яблоко и через 10 - 15 минут почувствовал себя лучше. ВОПРОС: 1) Как Вы думаете, какое состояние отмечал у себя пациент во время физкультуры? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у больного сахарным диабетом отмечалось на физическую нагрузку состояние "низкого" сахара крови (гипогликемия); б) ухудшение самочувствия пациента можно объяснить обычной физической усталостью. ВОПРОС: 2) Нужно ли изменить дозу инсулина перед обедом, если в этот день при контроле сахара в крови перед обедом у больного отмечаются высокие показатели? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) нет, не нужно; б) пациент должен увеличить дозу короткого инсулина перед обедом в этот день соответственно показателям контроля. ЗАДАЧА N 13 Пациенту 10 лет. Он болен сахарным диабетом 3 года. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина; перед сном - 8 ед. базального инсулина. Уже вторую ночь его мама отмечает, что ребенок кричит во сне, на ее попытки разбудить реагирует с трудом. Утром больной просыпается с головной болью, с чувством "разбитости". При контроле сахара крови натощак уровень его = 18,7 ммоль. ВОПРОС: 1) Как Вы расцените "ночное" состояние мальчика? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) ухудшение самочувствия связано с низким сахаром крови в ночные часы; б) высокий уровень сахара крови натощак говорит о том, что доза "ночного" инсулина недостаточна. ВОПРОС: 2) Что бы Вы посоветовали сделать пациенту в отношении инсулинотерапии? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) увеличить дозу "ночного" базального инсулина на ночь; б) уменьшить дозу "ночного" базального инсулина на ночь. ЗАДАЧА N 14 Пациент болен сахарным диабетом 3 года. Сегодня в 12 часов идет на пешеходную экскурсию, которая продлится 1,5 часа. Завтрак у пациента был в 8 часов утра. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 6 ед. короткого инсулина + 10 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 6 ед. короткого инсулина; перед сном - 8 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Как в этот день пациент будет себя вести? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) он уменьшит дозу короткого инсулина перед завтраком на 2 ед.; 2) пациент не будет изменять дозировку инсулина, а перед началом экскурсии съест бутерброд. Во время экскурсии может съесть яблоко или выпить 1/2 стакана сока. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: | | "ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА" | | | | ЗАДАЧА N 1. 1) "а", 2) "а", "в", 3) "в" | | ЗАДАЧА N 2. 1) "а", 2) "б", "в", "г", "д" | | ЗАДАЧА N 3. "а", "б", "г", "д" | | ЗАДАЧА N 4. "а", "б", "г" | | ЗАДАЧА N 5. 1) "б", 2) "а", 3 | | ЗАДАЧА N 6. 1), 3) "а" | | ЗАДАЧА N 7. 1, 2 | | ЗАДАЧА N 8. 1) "б", 2) "а", 3) "а", 4) "а" | | ЗАДАЧА N 9. 1) "б", 2) "б", "в", 3) "г" | | ЗАДАЧА N 10. 2 | | ЗАДАЧА N 11. 1, 3, 5, 7, 8, 9 | | ЗАДАЧА N 12. 1) "а", 2) "б" | | ЗАДАЧА N 13. 1) "а", 2) "б" | | ЗАДАЧА N 14. 2 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".