ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.05.97 135

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ЗАНЯТИЕ 5

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ"
     ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.0
     КЕТОАЦИДОЗ 2.0

     1.  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:  научить  пациента  и  его родителей проводить
необходимые  доврачебные  мероприятия  при  состояниях  гипогликемии и
кетоацидоза.
     2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
     2.1.  Научить  пациента  и его родителей распознавать и правильно
дифференцировать состояния гипогликемии и кетоацидоза.
     2.2.  Научить  пациента и его родителей самостоятельно "выходить"
из неотложных состояний.
     3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
     3.1.   Ознакомить   пациента   и   его   родителей   с   понятием
"гипогликемия":
     3.1.1. Какие симптомы характерны для гипогликемии.
     3.1.2.   Какое  содержание  сахара  в  крови  доказывает  наличие
гипогликемии.
     3.1.3. Какие причины могут привести к гипогликемии.
     3.1.4.  Какие  меры  следует  предпринять  при  появлении  первых
признаков гипогликемии.
     3.2. Ознакомить пациента и его родителей с понятием "кетоацидоз":
     3.2.1. Какие симптомы характерны для гипергликемии и кетоацидоза.
     3.2.2.  Как  часто нужно контролировать содержание сахара в крови
при появлении положительной реакции мочи на ацетон.
     3.2.3.   Какие   причины   могут   привести   к  гипергликемии  и
кетоацидозу.
     3.2.4.  Какие  меры  следует  предпринять  при  появлении  первых
признаков гипергликемии и кетоацидоза.
     3.3. Выяснение у каждого пациента и его родителей:
     3.3.1. Были ли у пациента и как протекали состояния гипогликемии.
     3.3.2. Были ли у пациента и как протекали состояния кетоацидоза.
     3.4. Решение ситуационных задач по теме "Неотложные состояния".
     4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
     ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.0
     1. Методические карточки розового цвета - 17 шт.
     2. Доска, мел.
     3.  Наглядное  пособие:  "Признаки  низкого  содержания  сахара в
крови".
     4.  Продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы (фруктовые соки,
кусочки сахара, таблетки глюкозы).
     5. Препарат "ГЛЮКАГОН".
     КЕТОАЦИДОЗ 2.0
     1. Методические карточки розового цвета - 10 шт.
     2. Доска, мел.
     3.  Наглядное  пособие:  "Признаки  высокого  содержания сахара в
крови".
     4. Ситуационные задачи - 8 шт.
     5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
     - основные симптомы гипогликемии и кетоацидоза;
     - основные причины появления неотложных состояний.
     6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
     - дифференцировать симптомы гипогликемии и кетоацидоза;
     - самостоятельно  проводить доврачебные мероприятия при появлении
неотложных состояний.

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ"
     ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.1
     ПРЕДЛОЖИТЬ  пациентам  и  их родителям охарактеризовать состояние
низкого содержания сахара в крови.
     НАПИСАТЬ на доске:

     ГИПО ГЛИК ЕМИЯ
     мало сахара в крови

     СПРОСИТЬ: какое содержание сахара крови считается низким?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:  признаки низкого содержания сахара в крови появляются у
большинства  диабетиков  при сахаре крови ниже 60 - 80 мг/% (3,3 - 4,4
ммоль/л).
     СПРОСИТЬ  ПАЦИЕНТОВ:  какие  признаки низкого содержания сахара в
крови Вы испытывали?
     СПРОСИТЬ  РОДИТЕЛЕЙ: какие признаки низкого сахара крови у Вашего
ребенка можете "увидеть" Вы?
     НАПИСАТЬ ОТВЕТЫ пациентов и их родителей на доске.
     НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ:

----------------------------------------------------------------------
| Замечает сам человек:      | Замечают окружающие:                  |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 1. Сердцебиение            | 11. Бессилие                          |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 2. Потливость              | 12. Нарушение концентрации внимания   |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 3. Беспокойство            | 13. Нарушение речи                    |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 4. Чувство внутр. "дрожи"  | 14. Агрессивность                     |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 5. Слабость в ногах        | 15. Подавленность настроения          |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 6. Чувство голода          | 16. Беспричинный смех                 |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 7. Злость                  | 17. Растерянность, потеря ориентировки|
|----------------------------|---------------------------------------|
| 8. Неприятный вкус во рту  | 18. Сонливость                        |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 9. Нарушение зрения        | 19. Бледность лица.                   |
|----------------------------|---------------------------------------|
| 10. Головная боль          |                                       |
----------------------------------------------------------------------

     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Признаки низкого содержания
сахара в крови".
     ПОДЧЕРКНУТЬ: признаки (симптомы) гипогликемии очень различны и не
обязательно каждый раз одинаково выражены.
     СПРОСИТЬ: что Вы делаете, чтобы наверняка убедится в том, что эти
симптомы вызваны низким содержанием сахара в крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   Вы  обязательно  должны  проверить  тест-контролем
содержание  сахара  в  крови  -  действительно ли он низкий. На основе
собственного  опыта  Вы  должны  решить:  имеется  ли  у  Вас время на
проведение контроля или Вы должны сразу что-нибудь съесть.
     ПОВТОРИТЬ:  признаки низкого содержания сахара в крови появляются
чаще всего, если сахар крови снижается до 60 - 80 мг/%!
     ПОДЧЕРКНУТЬ: если обмен веществ на протяжении длительного периода
времени  был  плохо  компенсирован,  то  признаки  гипогликемии  могут
появиться и при нормальных показателях сахара крови - когда происходит
быстрое снижение сахара крови с высоких цифр до нормальных.
     ПОЯСНИТЬ: если у Вас в течение длительного времени уровень сахара
в  крови  "держался"  на  низких  значениях,  то мозг мог привыкнуть к
такому  содержанию  сахара.  В  этом  случае  Вы  можете почувствовать
признаки  низкого  сахара  крови слишком поздно - в результате "вдруг"
потеряете сознание.
     УКАЗАТЬ:   в  настоящее  время  нет  оснований  считать,  что  на
инъекциях "человеческого" инсулина чаще бывают гипогликемии.
     СПРОСИТЬ: опасен ли недостаток сахара в крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:   небольшое   снижение   сахара   крови   от  нормальных
показателей  неопасно.  К  сожалению,  даже  при  хорошем  контроле за
обменом  веществ могут быть 1 - 2 случая легкой гипогликемии в течение
недели. Если состояния гипогликемии отмечаются часто, то пациент и его
родители  обязательно  должны  посоветоваться  с врачом, чтобы выявить
причины  гипогликемии  и,  может  быть, изменить план лечения. Тяжелая
гипогликемия  (с потерей сознания) встречается гораздо реже: по данным
статистики  случаи  тяжелой гипогликемии отмечаются 1 раз в году у 10%
больных СД 1.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  родственники  диабетиков обязательно должны знать и
уметь  применять  доврачебные  мероприятия  "по  выводу"  больного  из
состояния низкого уровня сахара в крови.
     СПРОСИТЬ: что Вы делаете, если чувствуете низкий уровень сахара в
крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  если  Вы  уверены,  что  ощущаете  резко выраженные
симптомы  снижения  содержания  сахара  в крови, то Вы должны выпить 1
стакан  (200  мл)  фруктового сока или стакан чая с 2 - 3-мя кусочками
сахара  или 1 чайной ложкой меда. После этого обязательно нужно съесть
медленно  усвояемые углеводы (например: кусок хлеба) или выпить стакан
молока.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  для "выхода" из таких экстренных случаев "вне дома"
всегда имейте при себе 3 кусочка сахара!
     СПРОСИТЬ: когда могут возникнуть симптомы низкого сахара крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     НАПИСАТЬ на доске:
     - мало углеводов в питании;
     - введена слишком высокая доза инсулина;
     - пациент получил тяжелую незапланированную физическую нагрузку.
     ОБСУДИТЬ возможные причины низкого сахара крови:
     1) мало углеводов в питании, поэтому:
     - нельзя "голодать";
     - нельзя неправильно оценивать сахарную ценность блюд;
     2) введена слишком высокая доза инсулина из-за того, что:
     - неправильно   оценивались   показатели   цветовой   шкалы   при
тест-контроле сахара крови;
     - перепутали утреннюю и вечернюю дозу инсулина;
     - инсулин по ошибке ввели дважды;
     3)  пациент  получил  "особенную"  (тяжелую  и незапланированную)
физическую нагрузку при:
     - занятиях спортом;
     - любой  физической  работе, например - уборке квартиры, работе в
саду.
     СПРОСИТЬ:  что  должен  делать  тот,  кто  находится рядом с Вами
(родители, друзья, одноклассники), если обнаружит Вас без сознания?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и родителей.
     ДОПОЛНИТЬ:
     Действие 1-е: придать Вам стабильное положение "на боку".
     Действие 2-е: ввести глюкагон!
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   никогда   не  надо  пытаться,  когда  человек  без
сознания,  что-либо  ему вливать в рот - он может захлебнуться! "Сахар
под язык" не помогает!
     СПРОСИТЬ:  кто  может продемонстрировать стабильное положение "на
боку"?  (Если  на занятии присутствуют члены семьи или друзья больных,
попросить продемонстрировать эти действия их.)
     РАЗДАТЬ учебную и оригинальную упаковку глюкагона.
     ОБЪЯСНИТЬ:
     1.  В  упаковке  находятся: один шприц с дистиллированной водой и
насаженной на него канюлей, а также флакон с порошком глюкагона.
     2. Введите воду из шприца во флакон с глюкагоном.
     3. Смешайте содержимое до полного растворения.
     4. Втяните раствор глюкагона в шприц.
     5.  Введите  раствор  глюкагона  в  переднюю поверхность бедра, в
область живота или в предплечье.
     УКАЗАТЬ: глюкагон можно вводить или внутримышечно или подкожно.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  родственники  и  друзья  больных, присутствующие на
занятиях,   должны   потренироваться   с  учебным  пособием,  чтобы  в
экстренных ситуациях не возникало растерянности.
     ОБЪЯСНИТЬ: у каждого человека в специальных клетках поджелудочной
железы  образуется  глюкагон. Глюкагон вызывает расщепление гликогена,
который  накопился  в  печени - в результате содержание сахара в крови
повышается.
     УКАЗАТЬ: для того чтобы пациент при тяжелой гипогликемии пришел в
сознание, достаточно сделать одну инъекцию глюкагона в дозе 1,0 мл.
     УКАЗАТЬ:  после  "пробуждения" диабетика от инъекции глюкагона он
обязательно  должен  выпить  1  стакан  фруктового  сока  (200  мл)  и
дополнительно  съесть медленно усвояемые углеводы (например, 1 кусочек
хлеба), чтобы уровень сахара в крови опять не снизился!
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  в  случае  тяжелой  гипогликемии  нужно обязательно
вызвать  врача!  Помните,  что  самой частой причиной внезапной потери
сознания при 1 типе диабета является именно тяжелая гипогликемия!
     УКАЗАТЬ:  Вы  должны  своевременно  заботиться  о  том, чтобы Вам
выписывались  "свежие"  упаковки глюкагона (срок хранения упаковки - 1
год).
     СПРОСИТЬ:  необходимо  ли  в  случае легкой гипогликемии вызывать
врача?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и родителей.
     УКАЗАТЬ:  при часто возникающих у Вас состояниях гипогликемии Вам
и  Вашим  родителям  необходимо  посоветоваться  с Вашим врачом, чтобы
выявить возможные причины этих гипогликемий и принять необходимые меры
по "профилактике" подобных случаев.
     СПРОСИТЬ  РОДИТЕЛЕЙ: всегда ли Вы можете оценить: низкий у Вашего
ребенка сахар крови или, наоборот, высокий?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы родителей.
     УКАЗАТЬ:   если   Вы  измерили  содержание  сахара  в  крови  при
"предвестниках"  гипогликемии  -  и  уровень  сахара  в крови оказался
низким,  то  Вы  оценили состояние Вашего ребенка достаточно точно. Но
нужно  знать,  что  очень быстро после гипогликемии может определяться
высокий   уровень  сахара  крови  -  это  обусловлено  действием  т.н.
контринсулярных гормонов.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  никогда  не надо надеяться на то, что сахар в крови
может повыситься только за счет действия контринсулярных гормонов. При
высоком уровне инсулина в крови эта взаимная реакция невозможна!
     ОБЪЯСНИТЬ:  высокий  уровень сахара в крови при контроле в ранние
утренние  часы  (натощак)  бывает обусловлен действием контринсулярных
гормонов после "ночных" (скрытых) гипогликемиях.
     УКАЗАТЬ:  чтобы  убедиться  в  этом, необходимо проконтролировать
содержание  сахара  в  крови в поздние ночные или ранние утренние часы
(например, в 2 часа ночи - 5 часов утра).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  "плохой"  (беспокойный) сон, "трудное" пробуждение,
головная   боль  по  утрам  -  частые  признаки  перенесенной  во  сне
гипогликемии.
     ОБСУДИТЬ   возможные  опасения  и  беспокойства  пациентов  и  их
родителей в связи с гипогликемией.

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ"
     КЕТОАЦИДОЗ 2.1
     ПОПРОСИТЬ  пациентов  и  их  родителей рассказать, какие признаки
кетоацидоза они знают.
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   кетоацидоз   -  неотложное  состояние,  с  которым
грамотные пациенты могут справиться самостоятельно. И все-таки, если у
Вашего   ребенка   появились  ярко  выраженные  признаки  кетоацидоза,
необходимо вызвать врача!
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ   И   ОБЪЯСНИТЬ  наглядное  пособие  "Признаки
высокого содержания сахара в крови".
     ПОВТОРИТЬ,  как  должен  проводиться  контроль обмена веществ при
высоком содержании сахара в крови. Если показатели содержания сахара в
крови  превышают 240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании,
необходимо исследовать мочу на ацетон!
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   особенно  важен  данный  анализ,  если  появляются
клинические  признаки  повышения  сахара  в  крови,  жажда,  полиурия,
учащенное мочеиспускание и т.п.
     ОБСУДИТЬ  неотложные  меры,  которые должен предпринять пациент и
его родители самостоятельно при этом состоянии:
     - увеличить дозу инсулина;
     - пить минеральную воду;
     - сделать содовую клизму;
     - открыть  доступ  свежему  воздуху  в  помещение,  где находится
пациент.
     СПРОСИТЬ:  что  может  быть причиной высокого содержания сахара в
крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:
     1. Слишком большое количество углеводов (при нарушениях диеты).
     2. Недостаточная доза инсулина.
     3. Присоединение другого заболевания.
     СПРОСИТЬ: когда следует повысить дозу инсулина?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     УКАЗАТЬ:   если  причиной  высокого  содержания  сахара  в  крови
является недостаточная доза инсулина.
     ОБСУДИТЬ   расчет   повышения   дозы  инсулина  при  кетоацидозе.
Например,   у   пациента  имеются  следующие  жалобы:  несколько  дней
беспокоит   слабость,   повысился   объем   мочи,  появилась  тошнота,
ухудшились показатели контроля, зарегистрирована положительная реакция
мочи  на  ацетон. Получает следующий режим и дозировку инсулина: 6 ед.
короткого инсулина и 8 ед. продленного инсулина перед завтраком, 4 ед.
короткого  инсулина  перед  обедом,  6  ед.  короткого  инсулина перед
ужином,  8  ед. продленного инсулина перед сном. Всего 32 ед. в сутки.
Рекомендуется  суточную  дозу  увеличить  при  кетоацидозе на 20%. Это
составляет  6  ед. Лучше повысить дозу за счет дополнительных подколок
инсулина короткого типа действия в промежуточные часы - например, в 11
часов, в 16 часов, в 6 часов утра (по 2 ед.).
     ДОПОЛНИТЬ: из-за высокого содержания сахара в крови увеличивается
выделение  сахара  с  мочой.  При  потере большого количества жидкости
нужно   пить  минеральную  воду  в  повышенном  объеме.  Кроме  этого,
рекомендуется  сделать содовую клизму (на 1 стакан воды 1 чайную ложку
соды) и открыть окна в помещении, где находится пациент.
     СООБЩИТЬ:  высокое  содержание сахара в крови и наличие ацетона в
моче свидетельствуют о тяжелой декомпенсации сахарного диабета.
     СПРОСИТЬ: когда может возникнуть такое состояние?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: при неотложном состоянии (кетоацидозе) Вы нуждаетесь
в срочной консультации врача!
     УКАЗАТЬ:  если  Вы  заболели,  или у Вас высокая температура - Вы
должны  дополнительно к основной дозе вводить инсулин! (Ориентировочно
из расчета: + 20% от суточной дозы.)
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  в  день  плохого  самочувствия  Вам необходимо чаще
контролировать  содержание сахара в крови, а именно каждые 3 - 4 часа.
При  уровне сахара в крови выше 240 мг/% нужно определить реакцию мочи
на наличие ацетона! Если сахар в крови высокий и имеется положительная
реакция  мочи  на  ацетон,  то  Вам  необходимо повысить суточную дозу
инсулина,   может   быть,  ввести  дополнительные  инъекции  короткого
инсулина. Если содержание сахара в крови снизилось до 240 мг/%, но еще
имеется   положительная  реакция  мочи  на  ацетон,  Вам  также  нужно
продолжать  вводить  дополнительно  короткий  инсулин. Если содержание
сахара  в  крови  снизилось  до  180  мг/%  и  ниже  -  Вам  не  нужно
дополнительные  подколки  инсулина  и  можно  съесть яблоко или другие
легкоусвояемые углеводы на 1 - 2 углеводные единицы.
     ПОМНИТЕ:  при  КЕТОАЦИДОЗЕ  требуется СРОЧНАЯ консультация врача!
Даже  если Вы самостоятельно справились с таким острым состоянием, Вам
все-таки  необходимо  в ближайшее время посоветоваться с врачом, чтобы
найти причину такого осложнения.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  при  присоединении любого заболевания в большинстве
случаев требуется повысить дозу инсулина!
     СПРОСИТЬ:  что  может  привести  к  коме? У Вас была когда-нибудь
кома?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей.
     ОТВЕТИТЬ: при значительном дефиците инсулина в организме сахар не
поступает  в  клетки и содержание его в крови резко повышается. Клетки
испытывают  энергетический голод и в качестве топлива для своей работы
используют  жир. Но при этом образуются вредные для организма продукты
распада  жира  -  ацетон, кетоновые кислоты. Появляется тошнота, может
возникнуть   рвота.  Если  вовремя  не  предпринять  срочных  мер,  то
состояние  становится  более  тяжелым:  возникает спутанное сознание и
кома (потеря сознания).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  диабетическая кома не наступит, если диабетик и его
родные  своевременно  распознают симптомы высокого содержания сахара в
крови и срочно примут необходимые меры!
     ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи.
     ОБСУДИТЬ полученные ответы.

      ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ"

                              ЗАДАЧА N 1

     Выберите  признаки,  характерные  для низкого содержания сахара в
крови  (гипогликемии)  и  характерные для высокого содержания сахара в
крови:
     1) внезапная слабость;
     2) жажда;
     3) побледнение;
     4) сухость во рту;
     5) чувство "внутренней" дрожи;
     6) неадекватное поведение;
     7) запах ацетона в выдыхаемом воздухе;
     8) тошнота;
     9) чувство голода;
     10) потеря веса.

                              ЗАДАЧА N 2

     На приеме у врача-эндокринолога мать рассказывает:
     "Моя  трехлетняя дочь неделю тому назад выписана из больницы, где
было  установлено,  что  она больна сахарным диабетом. Назначены уколы
инсулина.  Я  тщательно  соблюдаю все рекомендации: взвешиваю продукты
для  приготовления  пищи,  вовремя  ввожу инсулин. Меня беспокоит, что
девочка  стала  капризной, кричит по ночам. Постоянно просит есть. Ест
все,  что  попадет  под руку, даже лук. В чем дело? Может быть девочка
стала нервной из-за страха перед уколами, из-за пребывания в больнице,
может быть следует ее показать психоневрологу?"
     ВОПРОСЫ:
     1) Как объяснил врач состояние девочки?
     2)  Какое  обследование  назначил  врач  для подтверждения своего
диагноза?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     а)  врач  объяснил, что такое поведение и чувство голода возможно
связаны с низким уровнем сахара в крови;
     б) врач назначил консультацию психоневролога;
     в)  врач  рекомендовал ежедневно исследовать сахар крови 4 раза в
день и в ночные часы, а также при беспокойстве ребенка.

                              ЗАДАЧА N 3

     У  Вашего  ребенка, больного сахарным диабетом, в течение 3 - 4-х
дней  отмечается  слабость,  быстрая  утомляемость, плохой аппетит. Он
жалуется,  что  его  подташнивает,  возникают позывы на рвоту, реакция
мочи на ацетон - слабо положительная.
     ВОПРОС:
     1) Как Вы расцените такое состояние у ребенка?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     а) имеющиеся у ребенка симптомы связаны с гипогликемией;
     б) имеющиеся у ребенка симптомы связаны с гипергликемией;
     в) похоже, что у ребенка симптомы кетоацидоза.
     ВОПРОС:
     2) Какие действия Вы предпримете до прихода врача?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     а)  будете  контролировать содержание сахара в крови каждые 2 - 4
часа;
     б) увеличите дозу короткодействующего инсулина, если при контроле
содержания сахара в крови Вы определите высокие значения сахара;
     в) дадите щелочное питье;
     г) дадите сладкий чай;
     д) сделаете содовую клизму;
     е) отмените введение инсулина.

                              ЗАДАЧА N 4

     Пациентке 14 лет. Она больна сахарным диабетом в течение 3-х лет.
Сейчас она беседует с одноклассницей по телефону:
     Пациентка: "Нина! Что нам задано по геометрии?"
     Нина: "Ты же была на уроке! Мечтала? Читала роман?"
     Пациентка:  "Не  знаю,  что  со  мной  было...  Сидела  как  "под
колпаком". Вокруг все как в тумане..."
     Нина:  "Говори  четче!  Опять  жуешь?  Что-то ты толстеть начала!
Давай займемся аэробикой с завтрашнего дня!"
     Пациентка:  "Завтра  воскресенье, а я и так не высыпаюсь. Встаю с
ощущением вялости. Лучше я подольше посплю."
     ВОПРОС:
     - Как Вы расцените состояние больной?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     1)  у  пациентки характерные признаки низкого содержания сахара в
крови;
     2)  у пациентки характерные признаки высокого содержания сахара в
крови.

                              ЗАДАЧА N 5

     Пациент  с сахарным диабетом на приеме у врача. Отрывок из беседы
с врачом.
     Врач: "Как Вы себя чувствуете?"
     Пациент: "Хорошо. У меня все в порядке".
     Врач: "Жажда беспокоит?"
     Пациент: "Нет".
     Врач: "В весе прибавили за последний месяц?"
     Пациент: "Да, почти 2 килограмма!"
     Врач: "Беспокоит ли Вас чувство голода в течение дня?"
     Пациент:  "Бывает, особенно после 1-го завтрака и после ужина. По
утрам не хочется вставать. На занятиях часто отвлекаюсь".
     Врач: "Бывает ли ощущение "тумана" или "мушек перед глазами"?"
     Пациент: "Да".
     ВОПРОС:
     1)  Верно  ли  пациент  оценил  свое  состояние в начале беседы с
врачом?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) да;
     б) нет.
     ВОПРОС:
     2)   Какой  вывод  может  сделать  врач  на  основании  беседы  с
пациентом?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) у пациента имеются признаки низкого содержания сахара в крови;
     б)  у  пациента  имеются  признаки  высокого  содержания сахара в
крови.

                              ЗАДАЧА N 6

     Выберите проявления, характерные:
     а) для дефицита инсулина;
     б) для избытка инсулина.
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. Резкая слабость.
     2. Повышенная утомляемость.
     3. Жажда.
     4. Похудание.
     5. Чрезмерная прибавка в весе.
     6. Сухость кожи.
     7. Расчесы на коже.
     8. Сухость языка, губ.
     9. "Заеды" в углах рта.
     10. Потливость.
     11. Повышенный аппетит.
     12. Чувство "внутренней" дрожи
     13. Тошнота, рвота, запах ацетона в выдыхаемом воздухе.
     14. Учащенные, обильные мочеиспускания.

                              ЗАДАЧА N 7

     Пациент  болен сахарным диабетом в течение 8-ми месяцев. Гликемия
натощак  12,5  ммоль/л. Ночью беспокойно спит, кричит во сне. В ночной
порции   мочи   следы   сахара,   но  реакция  мочи  на  ацетон  слабо
положительная.
     ВОПРОС:
     - Чем можно объяснить появление ацетона в моче?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     1.  Доза  инсулина  недостаточна,  что  привело  к  декомпенсации
заболевания и появлению ацетона в моче.
     2.   Доза   инсулина   избыточна,  в  результате  чего  возникают
гипогликемические  состояния и усиливается распад не только гликогена,
но  и  жира,  что  и приводит к положительной реакции мочи на ацетон в
утренней порции.

                              ЗАДАЧА N 8

     Пациент  болен  сахарным  диабетом  в  течение  3-х лет. Получает
комбинированную  терапию  коротко-  и длительно действующих инсулинов.
Неделю  тому  назад  перенес  ОРЗ  с  подъемом температуры, насморком,
кашлем.  Вчера  вечером  ел  селедку.  Сегодня жалуется, что беспокоит
жажда,  участилось мочеиспускание. Ощущает слабость, легкую тошноту. В
окружающем воздухе - запах моченых яблок.
     ВОПРОС:
     1) С чем связано ухудшение состояния пациента?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) с перенесенным ОРЗ;
     б) связано с употреблением в пищу селедки.
     ВОПРОС:
     2) Какие доврачебные мероприятия необходимо сделать пациенту?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     а)  увеличить  суточную  дозу  инсулина,  лучше за счет короткого
инсулина;
     б)  исследовать  сахар  крови  и  реакцию мочи на наличие ацетона
каждые 4 часа;
     в) пить минеральную воду;
     г) сделать содовую клизму.

---------------------------------------------------------------------------
|     ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "ГИПОГЛИКЕМИЯ И КЕТОАЦИДОЗ"      |
|                                                                         |
|             ЗАДАЧА N 1. Для гипогликемии - 1, 3, 5, 6, 9                |
|                         Для кетоацидоза - 2, 4, 7, 8, 9, 10             |
|             ЗАДАЧА N 2. 1) "а", 2) "в"                                  |
|             ЗАДАЧА N 3. 1) "в", 2) "а", "б", "в", "д"                   |
|             ЗАДАЧА N 4. 1                                               |
|             ЗАДАЧА N 5. 1) "б", 2) "а"                                  |
|             ЗАДАЧА N 6. А) 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 14                  |
|                         Б) 1, 5, 10, 11, 12                             |
|             ЗАДАЧА N 7. 2                                               |
|             ЗАДАЧА N 8. 1) "а", 2) "а", "б", "в", "г"                   |
---------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа