О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 31.03.09 253-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
           проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
               использования программно-целевого метода

     Город Москва по праву относится к лидерам регионального  развития
малого     предпринимательства.     Уже     с    момента    зарождения
предпринимательского движения в стране, городская власть уделяла этому
сектору экономики самое пристальное внимание и оказывала ему широкую и
активную поддержку,  результаты которой сегодня представлены одним  из
самых развитых региональных сегментов малого предпринимательства.
     По состоянию на начало 2008  года  в  Москве  насчитывалось  1501
среднее  предприятие,  более  214  тыс.  малых  предприятий и 124 тыс.
индивидуальных  предпринимателей.  На  предприятиях  среднего  бизнеса
занято  240  тыс.  человек,  малого бизнеса - 2046 тыс.  человек,  что
составляет более 35%  всего экономически активного  населения  Москвы.
При  этом  оборот  московских малых предприятий в 2007 году превысил 4
641 500 млн.  рублей,  что более 30%  оборота всех  малых  предприятий
России,  а оборот средних предприятий Москвы за тот же период составил
более 983 млрд.  рублей.  Налоговые поступления  от  субъектов  малого
предпринимательства в бюджеты всех уровней превысили 392 млрд. рублей,
в том числе 73 млрд.  рублей в городской бюджет,  что  составило  6,3%
всех  доходов  бюджета  Москвы.  Те  же показатели по среднему бизнесу
составили соответственно 83 млрд. рублей и 19 млрд. рублей.
     Достижение высоких      результатов      в     секторе     малого
предпринимательства Москвы в  немалой  степени  связано  с  поддержкой
малого   предпринимательства,   которая  осуществляется  в  городе  на
протяжении многих лет,  при этом с 1994 года эта поддержка оказывается
на  комплексной  программной основе.  Ежегодно на развитие и поддержку
малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,30%  расходов
московского бюджета.  Следует отметить,  что актуальность мероприятий,
на  реализацию  которых  направляются  эти  средства,   подтверждается
активным  участием  в  них  представителей негосударственного сектора,
который софинансирует их в объеме, как правило, в 3-4 раза превышающем
бюджетное финансирование.
     Поддержка малому бизнесу предусматривает широкий спектр  услуг  и
мероприятий, реализуемых в рамках программ по следующим направлениям:
     - правовое,   организационное   и    аналитическое    обеспечение
деятельности субъектов малого предпринимательства;
     - пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса;
     - имущественная поддержка малого предпринимательства;
     - финансовая поддержка малого предпринимательства;
     - информирование, консультирование и обучение;
     - расширение деловых возможностей малого бизнеса;
     - поддержка        приоритетных        направлений       развития
предпринимательства;
     - совершенствование  деятельности инфраструктуры поддержки малого
бизнеса.
     Однако в  городе  сохраняется  актуальность  решения  целого ряда
проблем в формировании  благоприятной  среды  для  развития  малого  и
среднего предпринимательства.
     Наиболее острой остается проблема  доступности  и  обеспеченности
малых  предприятий  офисными  и  производственными  площадями,  причем
препятствием выступают как высокая арендная плата,  так  и  отсутствие
самих  площадей.  Более  половины (58%) предпринимателей считают,  что
подходящее  помещение  найти  крайне  сложно.  Наиболее   востребованы
небольшие  помещения  офисного  типа площадью до 200 кв.м.  Средний же
метраж одного помещения, используемого предприятием - 157 кв.м.
     Особо критично  ситуация в этой сфере складывается в промышленном
секторе для  малых  предприятий.  Более  половины  из  них  испытывают
потребности в дополнительных производственных площадях до 600 кв.  м и
складских до 300  кв.  м,  а  в  целом  по  Москве  такая  потребность
составляет   порядка  5,5  млн.  кв.  м,  притом,  что  общая  площадь
технопарков в Москве к 2010 г.  составит около 3  млн.  кв.  м.,  т.е.
потребность   промышленных   малых   предприятий   в  производственных
помещениях  значительно  превышает  этот   показатель.   Невозможность
решения  этой  проблемы  заставляет все большее количество таких малых
предприятий рассматривать целесообразность вывода  своего  бизнеса  за
пределы города.
     Большинство московских  малых  предприятий  с  высоким  интересом
рассматривают   возможность   использования  помещений  в  специальных
комплексах для малых предприятий.  При этом выказывается готовность не
только  арендовать  их,  но  и  принять  участие в строительство таких
комплексов (около 40% опрошенных).
     Концентрируясь на  поддержке  реального сектора малого и среднего
бизнеса   в   сфере   промышленного    производства    наукоемкой    и
высокотехнологичной   продукции   необходимо   продолжить   работу  по
строительству имущественных комплексов  для  предпринимателей.  Объемы
этого  строительства  должны  быть  не менее 2,0 - 2,5 млн.  кв.  м за
период с 2010 по 2012 годы.  Разворачивающийся финансовый кризис может
негативно  повлиять на достижимость таких планов,  когда девелоперские
компании практически уйдут с рынка коммерческой недвижимости,  а  сами
предприниматели будут не в состоянии инвестировать свободные ресурсы в
строительство.  В пессимистическом варианте развития ситуации придется
уменьшить плановые показатели до 0,5 - 1,0 млн.  кв.  м,  притом,  что
городу придется взять на себя дополнительную  финансовую  нагрузку  по
строительству имущественных комплексов для малого бизнеса.
     Не менее актуальна и проблема финансового обеспечения развития  и
текущей деятельности малых предприятий.
     По данным опросов около 7% малых предприятий были готовы привлечь
на развитие бизнеса от 1 до 5 млн. руб. заемных денег на действовавших
на рынке кредитных ресурсов до начала финансового кризиса условиях. На
удовлетворение  этих  потребностей  потребовалось бы от 40 до 75 млрд.
руб.  Потребность  в  микрофинансовых  кредитах  (меньших  по  объему)
оценивается в объёмах от 16 до 40 млрд.  руб.  Итого общая потребность
малого бизнеса  Москвы  в  кредитных  ресурсах  оценивается  суммой  в
минимальном  значении  55  млрд.  рублей,  в максимальном значении 115
млрд.  руб. Недостаток финансовых ресурсов сдерживает в первую очередь
развитие  производственного  малого бизнеса.  Начальные затраты на его
открытие превышают аналогичные показатели иных  отраслей  примерно  на
треть.  При этом следует отметить,  что объем необходимых для открытия
нового бизнеса средств (стартовая сумма) возросла с 288 тыс.  долл.  в
2006 году до 374 тыс. долл. в 2007 году.
     В результате  принимаемых  городом  мер  поддержки  в  2007  году
субъекты  малого  предпринимательства  Москвы  смогли  воспользоваться
кредитами,  займами и лизинговыми услугами на суммы свыше 3  900  млн.
рублей  и получили поручительств на сумму более 1 700 млн.  рублей.  В
2008  году  было  создано  и  начало   свою   деятельность   агентство
"МИКРОФИНАНС",  которое  предлагает предприятиям малого бизнеса Москвы
кредиты (микрозаймы) до 350  тыс.  рублей  на  срок  до  двух  лет  по
упрощенной процедуре.  В 2008 году микрокредитов будет выдано на 7 500
млн.  рублей и предоставлено поручительств по ним еще на  4  500  млн.
рублей, что превышает более чем на три четверти аналогичные показатели
предыдущего   года.   Итого   достигнуты   показатели   удовлетворения
потребностей  малых  предприятий  в  привлеченных  кредитных  ресурсах
примерно на 20% от оцениваемого на минимальном уровне общего объема.
     Тем не   менее,  несмотря  на  высокие  темпы  роста  этого  вида
поддержки,  говорить об их  достаточности  в  условиях  развивающегося
финансового   кризиса   не   представляется   возможным.   С   высокой
вероятностью следует ожидать в ближайший период существенных изменений
на финансовом рынке (сокращение и удорожание предложения заемных денег
при  возрастании  спроса  на  финансовые   ресурсы),   которые   могут
продлиться,  по  оценкам некоторых экспертов,  от года до трех и более
лет. В этой ситуации устойчивость бизнеса многих малых предприятий без
масштабной  поддержки  окажется  на  критически  низком уровне и может
привести к банкротству части из них.
     Одним из  последствий  кризиса,  который затронет практически все
хозяйствующие   субъекты,   неизбежно    станет    увеличение    числа
высвобождаемых   сотрудников   на   тех  предприятиях,  которые  будут
вынуждены сокращать свою  деятельность.  Это  в  свою  очередь  окажет
стимулирующее  воздействие  на  часть  уволенных  сотрудников к началу
собственной предпринимательской деятельности или поиску работы,  в том
числе  и на малых предприятиях города.  В связи с этим можно ожидать в
ближайшее время  существенное  увеличение  спроса  на  образовательные
услуги,    позволяющие    получить    необходимые   знания   в   сфере
предпринимательства или для овладения новыми профессиями.
     Кроме того,   около   900  тыс.  студентов  и  300  тыс.  старших
школьников столицы стремятся временно  трудоустроиться,  что  наиболее
вероятно    для    этой   категории   соискателей   в   сфере   малого
предпринимательства.
     Для производственных  малых  предприятий Москвы кадровые проблемы
особенно актуальны, при этом наибольшее значение имеют:
     - высокий уровень заработных плат на рынке;
     - сложности с подбором персонала  (что,  безусловно,  связано  со
следующей по значимости проблемой);
     - нехватка квалифицированных специалистов.
     Таким образом,  проблема дефицита квалифицированных кадров - одна
из  самых  острых  кадровых   проблем   для   малых   производственных
предприятий (ее отмечают 72%  производственных малых предприятий).  Из
возможных предложенных мер по  улучшению  кадрового  обеспечения  чаще
всего предприниматели отмечали помощь по подбору персонала.
     За последний   год   сотрудники   половины    малых    московских
производственных предприятий проходили обучение или переподготовку.  В
большинстве  случаев  оплату  обучения  персонала   производило   само
предприятие (88%). Около половины предприятий испытывают потребность в
подобных программах обучения сотрудников.  Около 60%  из них отмечают,
что   по   итогам   обучения  им  потребуются  сертификации/аттестации
обученных кадров.
     В 2007  году в рамках поддержки было реализовано более 50 учебных
программ,  по  которым  в  числе  других   прошли   обучение   2   728
руководителей   и   специалистов  московских  малых  предприятий,  625
начинающих предпринимателей из числа  учащейся  молодежи,  617  женщин
после  декретного  отпуска  или  отпуска  по  уходу  за ребенком,  120
преподавателей школ и колледжей города Москвы,  занятых в эксперименте
по  внедрению  в  учебных заведениях курса "Основы предпринимательской
деятельности".
     Тем не   менее,  как  показывает  практика  и  с  учетом  влияния
финансового   кризиса   на    состояние    рынка    труда    и    рост
предпринимательской     активности    населения,    следует    ожидать
существенного  увеличения  спроса   на   государственные   услуги   по
подготовке   и   переподготовке   кадров   для   малого   и   среднего
предпринимательства.
     По экспертным  оценкам  порядка  20%  малых  и  микро предприятий
испытывают потребности в налаживании и  расширении  межрегиональных  и
международных связей.  Основные направления интересов производственных
и научно-технических малых предприятий в этой сфере - это  продвижение
своей  продукции  на региональных и зарубежных рынках,  поиск торговых
партнеров,  поставщиков сырья,  материалов  и  комплектующих  Торговые
предприятия   заинтересованы   в   налаживании   устойчивых  связей  с
поставщиками и потребителями товаров из других регионов и стран.
     Наряду с тем, что малый и средний бизнес Москвы является активным
и  крайне  заинтересованным  участником  процесса  межрегиональной   и
международной интеграции экономики Москвы, практически все предприятия
при решении задач выхода на  новые  рынки  сталкиваются  с  проблемами
внутреннего и внешнего характера.
     К внутренним  проблемам,   возникающим   и   действующим   внутри
предприятий, следует отнести:
     - финансовую  -  ограниченные  возможности  оплаты  маркетинговых
мероприятий   по   продвижению   товаров,  программ  поиска  торговых,
кооперационных и инвестиционных партнеров;
     - информационную - недостаток сведений о состоянии региональных и
международных товарных рынков,  о конкурентной ситуации, о сложившихся
на данный момент потребительских предпочтениях;
     - образовательную    -    недостаточный    уровень    компетенции
руководителей   самих  малых  предприятий  для  выработки  эффективных
маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий  и
производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.
     Наряду с   внутренними   проблемами   существуют    и    внешние,
сформировавшиеся под влиянием складывающихся экономической конъюнктуры
и рыночных условий. К ним следует отнести:
     - наблюдающийся   крен  потребительских  предпочтений  россиян  в
пользу товаров крупных российских и зарубежных производителей;
     - недостаточную конкурентоспособность продукции малых предприятий
в условиях растущего давления со стороны импортных товаров  и  крупных
отечественных предприятий;
     - неразвитость     рыночно     ориентированных      малобюджетных
маркетинговых технологий,  позволяющих решать проблемы малых и средних
предприятий, связанных с освоением новых рынков;
     - значительные  региональные  и  структурные диспропорции уровней
спроса и предложения продукции малого и среднего бизнеса.
     Все эти  проблемы  внутреннего  и  внешнего  свойства и создают в
своей совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные
и  международные  рынки,  перейти  через  который  столичному малому и
среднему бизнесу без поддержки и помощи со стороны  государства  и,  в
частности,  Правительства Москвы в обозримом будущем не представляется
возможным.
     Существенной проблемой  для  всех  предприятий,  а  для  малых  в
особенности,  является получение достоверной и оперативной информации,
необходимой  для  рациональной организации бизнеса.  При этом характер
востребованной  информации  самый  разнообразный:   от   правовой   до
маркетинговой.  Для  повышения  качества  управления бизнесом в рамках
поддержки малого предпринимательства в Москве создана и  функционирует
целая сеть находящихся в открытом свободном доступе специализированных
Интернет-ресурсов,  в которую входит 46  сайтов  практически  по  всем
вопросам предпринимательской деятельности. За год к размещенной на них
информации  поступает   более   15   млн.   обращений,   а   аудитория
пользователей  выходит далеко за пределы Москвы и составляет свыше 800
тыс. абонентов.
     Однако предоставление   доступа  к  информации  не  всегда  может
оказаться достаточным.  Для  правильной  интерпретации  и  корректного
использования   зачастую   необходимо   воспользоваться  консультацией
высококвалифицированного специалиста.  Такие консультации на  льготной
или возмездной основе предоставляются в рамках городских мер поддержки
малого предпринимательства (в 2007 году было предоставлено  более  200
тыс. консультаций).
     Решение вышеперечисленных проблем лежит в основном  в  плоскостях
финансовой,   информационной,   консультационной   и   образовательной
поддержки.  Решать  эти  проблемы  необходимо   комплексно,   совмещая
общедоступную  и  адресную  поддержку  по  различным  ее направлениям,
организуя участие предпринимателей в  сотнях  и  тысячах  мероприятий.
Обеспечить     это    возможно    исключительно    с    использованием
программно-целевого метода формирования и  выполнения  соответствующих
разделов   разрабатываемой   Программы.  Финансовая  поддержка  должна
предполагать предоставление государственных гарантий по обязательствам
перед  кредиторами,  микрофинансирование,  субсидирование части затрат
малых и микро-предприятий на приобретение основных  средств  и  аренду
помещений,  финансирование  начинающих,  компенсацию  части  затрат на
энергоприсоединение, сертификацию продукции, участие в деловых миссиях
и выставочно-ярмарочных мероприятиях и пр.  Информационное обеспечение
предпринимательской  деятельности  должно   предусматривать   создание
консультационных  пунктов  и  электронных  площадок  для представления
информации по порядку создания  и  защиты  бизнеса  от  противоправных
действий,    применению    гражданского,    налогового,    таможенного
законодательства продвижению своей  продукции,  размещению  заявок  на
партнерство    в   целях   поддержки   интерактивного   взаимодействия
предпринимателей разных стран через каналы Интернета.
     В качестве   отдельного  направления  консультационной  поддержки
следует рассматривать помощь производственным предприятиям в  создании
брендов  их  продукции,  с  организацией  продвижения отраслевых групп
малых предприятий под специально разработанными для них  коллективными
брендами.
     В сфере образовательной поддержки необходимо продолжать работу по
ознакомлению   и  обучению  предпринимателей  современным  подходам  к
вопросам  создания  и   развития   бизнеса,   общего   и   финансового
менеджмента, использования инструментов маркетинга.
     Представленные данные   свидетельствуют,   что   деятельность   и
развитие  сектора  малого и среднего предпринимательства не могут быть
сведены   к   отдельным   отраслевым   направлениям   или    элементам
предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных
проблем в секторе малого и среднего предпринимательства  определяет  в
качестве  единственно  возможного программно-целевой метод их решения,
предполагающий  увязку  в  рамках   единой   программы   значительного
множества  мероприятий по целям,  содержанию работ,  их исполнителям и
ресурсам.  В противном случае даже при  неполном  решении  проблем  по
отдельности суммарные затраты на это значительно превысит те,  которые
потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа