О ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Постановление. Правительство Москвы. 11.08.09 774-ПП

Фрагмент документа "О ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6.3.2. Развитие материально-технической базы
             оптового продовольственного комплекса города
                         в Московском регионе

     6.3.2.1. Концептуальные  подходы  исходят  из  учета  объективных
тенденций  и  факторов  развития  оптовой  торговли  продовольствием и
связанных с этим структурных  изменений  в  организации  и  размещении
объектов товаропроводящей сети и опираются на мировой опыт обеспечения
продовольственной безопасности крупных городов - мегаполисов.
     Организация оптовой  торговли  должна  отвечать  с  одной стороны
запросам товаропроизводителей  и  розничных  операторов,  а  с  другой
стороны  возможностям  транспортно-логистической ситуации в Московском
регионе.
     Предполагается, что  в перспективе основные структурные изменения
в сельском  хозяйстве  Российской  Федерации под воздействием научно -
технического  прогресса,  внедрения  и  распространения  прогрессивных
технологий и форм организации производства будут связаны с:
     - формированием   и   развитием   зон   товарной    специализации
производства в регионах России;
     - повышением  удельного  веса  крупно  товарного  производства  в
объемах валовой и товарной продукции сельского хозяйства,  в том числе
в  отраслях  с  традиционно  высоким  удельным  весом  производства  в
хозяйствах населения: картофелеводстве, овощеводстве, садоводстве (4).
     Важным фактором,   который   может   сказаться    на    структуре
сельскохозяйственного   производства,  является  возможное  вступление
России в ВТО.
---------------------
     (4) Справочно.  В 2008 году в Российской Федерации  на  хозяйства
населения   приходилось   около  90%  от  общего  объема  производства
картофеля и 79% - овощей.

     География поступления  сельскохозяйственной  продукции  в   город
Москву  (включая транзит) и товаропроводящая сеть в Московском регионе
в перспективе претерпят также определенные изменения,  в том числе  за
счет  реализации  Концепции  таможенной политики Российской Федерации,
связанной с перемещением  таможенного  оформления  грузов  на  границы
России.
     Основные структурные     сдвиги     в     розничной      торговле
продовольственными товарами в перспективе будут связаны с:
     - ускоренным  развитием  системных,  в  том  числе  сетевых  форм
организации  торговли,  доля которых в объеме розничного товарооборота
продовольственных товаров возрастет,  по имеющимся оценкам,  с  29%  в
2008 году до 44-47% в 2012 году и до 75-85% к 2025 году;
     - ростом количества и удельного веса на  продовольственном  рынке
крупных предприятий розничной торговли;
     - сокращением в объеме розничного  товарооборота  удельного  веса
различных форм неорганизованной торговли.
     Таким образом,  с учетом прогнозируемых структурных  изменений  в
сфере  производства и розничной торговли продовольствием в перспективе
речь идет о возрастании роли (удельного веса) крупного опта в  системе
оптового  продовольственного  обеспечения  Москвы  на фоне ускоренного
развития каналов прямых поставок продукции от  товаропроизводителей  в
розничную торговую сеть города.
     6.3.2.2. Концептуальные   подходы   определяют   целесообразность
выделения  и  рассмотрения  в градостроительной практике трех основных
классов  объектов  инфраструктуры  оптовой  торговли  продовольствием,
выполняющих различные функции в системе товародвижения:
     - объекты,  обеспечивающие  преимущественно   хранение   сезонных
запасов  сельскохозяйственной  продукции  (картофель,  овощи  и др.) с
развитыми  функциями  первичной  переработки  и  товарной   подработки
продукции, а также ее возможной дистрибуции;
     - объекты,  выполняющие  в  основном  дистрибуторские  функции  и
непосредственно      обслуживающие      товаропоток     продовольствия
(территориальные и сетевые распределительные  центры,  оптовые  рынки,
комплексы оптовой торговли и т.д.);
     - объекты,  выполняющие транспортно-грузоперерабатывающие функции
(транспортные  и логистические терминалы,  грузовые дворы,  таможенные
терминалы и т.д.).
     При этом   разделение   функций   хранения   сезонных  запасов  и
обслуживания  товаропотоков  продовольствия,  соответствующее  мировой
практике организации оптовой торговли, имеет принципиальное значение в
формировании   оптимальной   модели   оптового   звена    города,    а
соответствующие   объекты   проектирования   и   нового  строительства
существенным образом отличаются  от  большинства  действующих  оптовых
предприятий, построенных в дореформенный период.
     6.3.2.3. Действие объективных градостроительных,  экономических и
иных   факторов  обусловливает  тенденцию  формирования  в  Московском
регионе (город Москва, Московская область) взаимоувязанной транспортно
- складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия. Эта
тенденция в настоящее время проявляется в:
     - увеличении   товаропотоков   продовольствия   между  городом  и
областью;
     - развитии   процессов   агропромышленной  интеграции  московских
предприятий  с   хозяйствами   области,   обеспечивающей   возможности
перемещения   базы   хранения   сезонных  запасов  продукции  в  места
производства;
     - развитии  в Московской области инфраструктуры оптовой торговли,
ориентированной на поставки продовольствия в город.
     В долгосрочной  перспективе развитие указанной тенденции приведет
к  формированию  модели  оптового  звена,  базирующейся  на  следующих
положениях:
     - хранение (за исключением городского резерва и  части  продукции
городского   заказа),  первичная  переработка  и  товарная  подработка
продукции осуществляются в зонах производства,  в том числе в аграрных
подразделениях   московских  агрохолдингов  и  в  хозяйствах,  имеющих
договора  о   совместной   деятельности   с   предприятиями   оптового
продовольственного комплекса города;
     - мощности складской инфраструктуры по хранению продовольствия на
территории  города  Москвы  должны  обеспечивать  возможность хранения
городского резерва и определенной части продукции городского заказа;
     - основные    логистические    грузоперерабатывающие    терминалы
преимущественно   располагаются   в   зоне    Центральной    кольцевой
автомобильной дороги (ЦКАД);
     - мощности  распределительной  (дистрибуторской)   инфраструктуры
оптовой  торговли,  обслуживающей  товаропоток  продовольствия в город
Москву и располагающейся на территории города и области,  должны  быть
достаточны  для  обеспечения  прогнозируемого  роста  объемов оптового
оборота  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольственных
товаров.
     При этом:
     (*) новые     крупные     распределительные    центры,    оптовые
продовольственные рынки и комплексы оптовой торговли  продовольствием,
как  правило,  должны  размещаться  между  МКАД  и  ЦКАД и в отдельных
случаях - на внутренней стороне МКАД;
     (*) в   производственных   зонах  города  между  МКАД  и  третьим
транспортным кольцом размещаются относительно небольшие (до 10 тыс.кв.
м)   территориальные  и  сетевые  распределительные  центры,  а  также
магазины-склады и другие объекты мелкооптового распределения.
     По предварительным  оценкам,  с  учетом  данных  демографического
прогноза  и  исходя  из  целевых  показателей  потребления  населением
продовольствия  на  уровне  норм,  рекомендуемых  Российской академией
медицинских наук для жителей города, а также технических характеристик
проектов   нового   строительства  и  реконструкции  объектов  оптовой
торговли и ожидаемого уровня организации логистики,  в перспективе  до
2025   года   потребности  в  мощностях  складской  инфраструктуры  на
территории города в пределах МКАД  будут  составлять  порядка  800-850
тыс. кв.  метров  складских  площадей (5).  Кроме того,  в этом случае
около  850-900  тыс.  кв.  метров  складских  площадей,  обслуживающих
товаропотоки продовольствия в город,  должны размещаться на территории
Московской области и в  административных  границах  города  Москвы  за
пределами МКАД.
     6.3.2.4. Оптимальная   модель   оптового   звена  предусматривает
необходимое  типовое  (по  режимам  хранения)  и  видовое  (по  формам
организации   торговли)   разнообразие   объектов   оптовой  торговли.
Концептуальные  подходы  исходят  из   необходимости   обеспечения   в
среднесрочной  перспективе  баланса между структурой мощностей оптовой
торговли по типам хранения и ожидаемой  товарной  структурой  оптового
оборота   продовольствия   и   ликвидации   прогнозируемого   дефицита
низкотемпературных емкостей,  который составит к 2012  году  с  учетом
вывода  из  эксплуатации  ряда  хладокомбинатов  города порядка 80-100
------------------------
     (5) Справочно.  По оценкам общая складская площадь инфраструктуры
оптовой  торговли  продовольствием  в  городе Москве в настоящее время
превышает 2,2 млн.кв.  метров.  Кроме того,  до 8-10% от общего объема
оптового оборота продовольствия осуществляется через,  так называемые,
"неприспособленные  помещения":  склады  промышленных  предприятий   и
различного рода нежилые помещения. тыс. тонн единовременного хранения.

     Ожидается, что   за   счет  реализации  мероприятий  Программы  в
рассматриваемый  период  будет  достигнуто  близкое   к   оптимальному
соотношение    мощностей    оптового    звена,    при    котором    на
низкотемпературные емкости  будет  приходиться  около  15%  от  общего
объема  мощностей,  на  емкости  с  охлаждением  -  30%,  емкости  без
охлаждения - 55% (6).
     Оптимальное сочетание  объектов  оптовой торговли продовольствием
предусматривается достичь после 2012 года.
     С учетом  опыта  организации  оптовой  торговли  в  странах  ЕС и
ожидаемых структурных сдвигов в розничной торговле  продовольственными
товарами  в  городе  Москве  к  2025  году  в структуре оптового звена
порядка 20-23%  от  общего  объема  мощностей  должно  приходиться  на
объекты  инфраструктуры,  выполняющие  функции  организаторов оптового
оборота (оптовые продовольственные рынки,  комплексы оптовой  торговли
продовольствием), 30-35% - на сетевые распределительные центры, 44-48%
-  на  логистические  терминалы  и  территориальные  распределительные
центры (7).
     6.3.2.5. Концептуальные    подходы    предусматривают    внесение
изменений   в   Методические  рекомендации  по  осуществлению  оборота
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предприятиях
оптового продовольственного комплекса города Москвы в части требований
к  организации  работы  данных  предприятий  (передача  информации   о
товародвижении продовольствия,  в том числе арендаторов в ЕГА ИАС ОПР,
передача информации о наличии документов,  удостоверяющих  качество  и
безопасность  продовольствия,  усовершенствованию  формы  обслуживания
клиентов,  перевод работы на круглосуточный режим доставки и  отправки
грузов и пр.).
     6.3.2.6. На  перспективу  до  2012  года  Концептуальные  подходы
Устанавливают   следующие    приоритеты   в   решении   задач развития 
материально-технической     базы     товародвижения     и     оптового 
продовольственного комплекса города (рис.6):
--------------------
     (6) Справочно.   В  2008  году  в  структуре  мощностей  оптового
продовольственного комплекса города Москвы на долю  низкотемпературных
емкостей  приходилось  11,7%  от  общего  размера  складских площадей,
емкостей с охлаждением - 32,3%, без охлаждения - 56,0%.
     (7) Справочно.   В  2008  году  в  структуре  мощностей  оптового
продовольственного   комплекса   города   Москвы   на   долю   оптовых
продовольственных рынков и комплексов оптовой торговли продовольствием
приходилось,  по имеющимся оценкам,  порядка  37%  от  общего  размера
складских   площадей,   сетевых   распределительных   центров   -  7%,
современных территориальных распределительных центров и  логистических
терминалов  -  21%,  немодернизированной  складской  инфраструктуры  и
неприспособленных   помещений   -   35%.   

     - поддержание   баланса   между   объемами    оптового    оборота
продовольствия  и  мощностями  материально-технической  базы  оптового
продовольственного комплекса с учетом их выбытия и  ввода.  Ликвидация
дефицита низкотемпературных емкостей;
     - формирование       взаимоувязанной        транспортно-складской
инфраструктуры  и  товаропроводящей  сети  продовольствия в Московском
регионе (город Москва, Московская область);
     - развитие   системных   форм  организации  и  логистики  оптовой
торговли продовольствием.
     6.3.2.7. Для  поддержания баланса между объемами оптового оборота
продовольствием и  мощностями  материально-технической  базы  оптового
продовольственного  комплекса  в период 2010-2012 годов предполагается
осуществить (рис.7):
     - проектирование  и  строительство 6-ти распределительных центров
класса  "А"  с  низкотемпературными  отделениями  с  общей   складской
площадью   91,7   тыс.кв.   метров   на  новых  земельных  участках  в
соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли
продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года;
     - проектирование и  строительство  современных  объектов  оптовой
торговли классов "А" и "В" на 7-9-ти действующих предприятиях оптового
продовольственного комплекса с общей складской площадью  64,0  -  77,0
тыс. кв. метров;
     - мероприятия по техническому перевооружению оптовых предприятий,
в  том  числе  реконструкции  систем  холодообеспечения  с  заменой  и
сокращением объемов содержания аммиака в  целях  повышения  химической
безопасности предприятий.
     6.3.2.8. Концептуальные   подходы   опираются   на   преимущества
развития  транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети
продовольствия в Московском регионе, включая возможное замещение части
мощностей  оптового  продовольственного  комплекса  города  на объекты
складской  инфраструктуры,  находящиеся  или  вновь   размещаемые   на
территории Московской области.
     В этих целях предусматривается (рис.8):
     - разработка   совместно   с  органами  исполнительной  власти  и
заинтересованными  организациями  Московской   области   долгосрочного
прогноза,   концепции   и  программы  развития  товаропроводящей  сети
Московского региона;
     - разработка   совместно   с   органами   исполнительной   власти
Московской   области   (в   порядке   эксперимента)   интегрированного
продовольственного  баланса Московского региона,  отражающего реальные
процессы миграции и приобретения  продовольственных  товаров  жителями
города и области;
     - вовлечение  современных   объектов   складской   инфраструктуры
(включая   объекты   незавершенного   строительства)   на   территории
Московской  области   для   организации   распределительных   центров,
ориентированных на поставки продовольствия в Москву;
     - подбор земельных участков на территории Московской  области,  в
том числе на землях федеральных государственных унитарных предприятий,
подведомственных   Министерству   сельского    хозяйства    Российской
Федерации,  и  ОАО "Российские железные дороги",  для проектирования и
строительства объектов оптовой торговли,  ориентированных на  поставки
продовольствия в Москву, с возможным приобретением некоторых земельных
участков в собственность города;
     - развитие  базы хранения сельскохозяйственной продукции в местах
её производства.
     6.3.2.9. Основные мероприятия Концептуальных подходов по развитию
системных форм организации и логистики оптовой  и  розничной  торговли
продовольственными товарами включают (рис.9):
     - организацию современных логистических  центров  на  действующих
предприятиях оптового продовольственного комплекса;
     - развитие     инфраструктуры     мелкооптового     распределения
продовольственных  товаров  для  организации снабжения аккредитованных
магазинов,  магазинов шаговой  (пешеходной)  доступности,  предприятий
общественного питания, организаций социальной сферы города;
     - содействие  созданию   территориальных   ассоциаций   магазинов
шаговой   (пешеходной)   доступности  по  торговле  продовольственными
товарами с централизацией закупочных функций;
     - развитие   предпродажной   подготовки   и  товарной  подработки
продукции,   транспортной   и   складской    логистики,    современных
логистических     схем    управления    на    предприятиях    оптового
продовольственного комплекса.
     6.3.2.10. Общий  объем  прямых  инвестиций  (без  учета стоимости
обслуживания   привлекаемых    кредитных    ресурсов)    в    развитие
материально-технической   базы   товародвижения   и  оптовой  торговли
продовольствием в 2010-2012 годах оценивается в 8700-9100 млн.рублей и
финансируется  из  средств предприятий и иных внебюджетных источников.
Объем потребности в средствах бюджета города Москвы будет определен  в
процессе разработки Программы.

Фрагмент документа "О ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа