Фрагмент документа "О ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА".
6.3.2. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города в Московском регионе 6.3.2.1. Концептуальные подходы исходят из учета объективных тенденций и факторов развития оптовой торговли продовольствием и связанных с этим структурных изменений в организации и размещении объектов товаропроводящей сети и опираются на мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности крупных городов - мегаполисов. Организация оптовой торговли должна отвечать с одной стороны запросам товаропроизводителей и розничных операторов, а с другой стороны возможностям транспортно-логистической ситуации в Московском регионе. Предполагается, что в перспективе основные структурные изменения в сельском хозяйстве Российской Федерации под воздействием научно - технического прогресса, внедрения и распространения прогрессивных технологий и форм организации производства будут связаны с: - формированием и развитием зон товарной специализации производства в регионах России; - повышением удельного веса крупно товарного производства в объемах валовой и товарной продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях с традиционно высоким удельным весом производства в хозяйствах населения: картофелеводстве, овощеводстве, садоводстве (4). Важным фактором, который может сказаться на структуре сельскохозяйственного производства, является возможное вступление России в ВТО. --------------------- (4) Справочно. В 2008 году в Российской Федерации на хозяйства населения приходилось около 90% от общего объема производства картофеля и 79% - овощей. География поступления сельскохозяйственной продукции в город Москву (включая транзит) и товаропроводящая сеть в Московском регионе в перспективе претерпят также определенные изменения, в том числе за счет реализации Концепции таможенной политики Российской Федерации, связанной с перемещением таможенного оформления грузов на границы России. Основные структурные сдвиги в розничной торговле продовольственными товарами в перспективе будут связаны с: - ускоренным развитием системных, в том числе сетевых форм организации торговли, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров возрастет, по имеющимся оценкам, с 29% в 2008 году до 44-47% в 2012 году и до 75-85% к 2025 году; - ростом количества и удельного веса на продовольственном рынке крупных предприятий розничной торговли; - сокращением в объеме розничного товарооборота удельного веса различных форм неорганизованной торговли. Таким образом, с учетом прогнозируемых структурных изменений в сфере производства и розничной торговли продовольствием в перспективе речь идет о возрастании роли (удельного веса) крупного опта в системе оптового продовольственного обеспечения Москвы на фоне ускоренного развития каналов прямых поставок продукции от товаропроизводителей в розничную торговую сеть города. 6.3.2.2. Концептуальные подходы определяют целесообразность выделения и рассмотрения в градостроительной практике трех основных классов объектов инфраструктуры оптовой торговли продовольствием, выполняющих различные функции в системе товародвижения: - объекты, обеспечивающие преимущественно хранение сезонных запасов сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи и др.) с развитыми функциями первичной переработки и товарной подработки продукции, а также ее возможной дистрибуции; - объекты, выполняющие в основном дистрибуторские функции и непосредственно обслуживающие товаропоток продовольствия (территориальные и сетевые распределительные центры, оптовые рынки, комплексы оптовой торговли и т.д.); - объекты, выполняющие транспортно-грузоперерабатывающие функции (транспортные и логистические терминалы, грузовые дворы, таможенные терминалы и т.д.). При этом разделение функций хранения сезонных запасов и обслуживания товаропотоков продовольствия, соответствующее мировой практике организации оптовой торговли, имеет принципиальное значение в формировании оптимальной модели оптового звена города, а соответствующие объекты проектирования и нового строительства существенным образом отличаются от большинства действующих оптовых предприятий, построенных в дореформенный период. 6.3.2.3. Действие объективных градостроительных, экономических и иных факторов обусловливает тенденцию формирования в Московском регионе (город Москва, Московская область) взаимоувязанной транспортно - складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия. Эта тенденция в настоящее время проявляется в: - увеличении товаропотоков продовольствия между городом и областью; - развитии процессов агропромышленной интеграции московских предприятий с хозяйствами области, обеспечивающей возможности перемещения базы хранения сезонных запасов продукции в места производства; - развитии в Московской области инфраструктуры оптовой торговли, ориентированной на поставки продовольствия в город. В долгосрочной перспективе развитие указанной тенденции приведет к формированию модели оптового звена, базирующейся на следующих положениях: - хранение (за исключением городского резерва и части продукции городского заказа), первичная переработка и товарная подработка продукции осуществляются в зонах производства, в том числе в аграрных подразделениях московских агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договора о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса города; - мощности складской инфраструктуры по хранению продовольствия на территории города Москвы должны обеспечивать возможность хранения городского резерва и определенной части продукции городского заказа; - основные логистические грузоперерабатывающие терминалы преимущественно располагаются в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД); - мощности распределительной (дистрибуторской) инфраструктуры оптовой торговли, обслуживающей товаропоток продовольствия в город Москву и располагающейся на территории города и области, должны быть достаточны для обеспечения прогнозируемого роста объемов оптового оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. При этом: (*) новые крупные распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы оптовой торговли продовольствием, как правило, должны размещаться между МКАД и ЦКАД и в отдельных случаях - на внутренней стороне МКАД; (*) в производственных зонах города между МКАД и третьим транспортным кольцом размещаются относительно небольшие (до 10 тыс.кв. м) территориальные и сетевые распределительные центры, а также магазины-склады и другие объекты мелкооптового распределения. По предварительным оценкам, с учетом данных демографического прогноза и исходя из целевых показателей потребления населением продовольствия на уровне норм, рекомендуемых Российской академией медицинских наук для жителей города, а также технических характеристик проектов нового строительства и реконструкции объектов оптовой торговли и ожидаемого уровня организации логистики, в перспективе до 2025 года потребности в мощностях складской инфраструктуры на территории города в пределах МКАД будут составлять порядка 800-850 тыс. кв. метров складских площадей (5). Кроме того, в этом случае около 850-900 тыс. кв. метров складских площадей, обслуживающих товаропотоки продовольствия в город, должны размещаться на территории Московской области и в административных границах города Москвы за пределами МКАД. 6.3.2.4. Оптимальная модель оптового звена предусматривает необходимое типовое (по режимам хранения) и видовое (по формам организации торговли) разнообразие объектов оптовой торговли. Концептуальные подходы исходят из необходимости обеспечения в среднесрочной перспективе баланса между структурой мощностей оптовой торговли по типам хранения и ожидаемой товарной структурой оптового оборота продовольствия и ликвидации прогнозируемого дефицита низкотемпературных емкостей, который составит к 2012 году с учетом вывода из эксплуатации ряда хладокомбинатов города порядка 80-100 ------------------------ (5) Справочно. По оценкам общая складская площадь инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в городе Москве в настоящее время превышает 2,2 млн.кв. метров. Кроме того, до 8-10% от общего объема оптового оборота продовольствия осуществляется через, так называемые, "неприспособленные помещения": склады промышленных предприятий и различного рода нежилые помещения. тыс. тонн единовременного хранения. Ожидается, что за счет реализации мероприятий Программы в рассматриваемый период будет достигнуто близкое к оптимальному соотношение мощностей оптового звена, при котором на низкотемпературные емкости будет приходиться около 15% от общего объема мощностей, на емкости с охлаждением - 30%, емкости без охлаждения - 55% (6). Оптимальное сочетание объектов оптовой торговли продовольствием предусматривается достичь после 2012 года. С учетом опыта организации оптовой торговли в странах ЕС и ожидаемых структурных сдвигов в розничной торговле продовольственными товарами в городе Москве к 2025 году в структуре оптового звена порядка 20-23% от общего объема мощностей должно приходиться на объекты инфраструктуры, выполняющие функции организаторов оптового оборота (оптовые продовольственные рынки, комплексы оптовой торговли продовольствием), 30-35% - на сетевые распределительные центры, 44-48% - на логистические терминалы и территориальные распределительные центры (7). 6.3.2.5. Концептуальные подходы предусматривают внесение изменений в Методические рекомендации по осуществлению оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса города Москвы в части требований к организации работы данных предприятий (передача информации о товародвижении продовольствия, в том числе арендаторов в ЕГА ИАС ОПР, передача информации о наличии документов, удостоверяющих качество и безопасность продовольствия, усовершенствованию формы обслуживания клиентов, перевод работы на круглосуточный режим доставки и отправки грузов и пр.). 6.3.2.6. На перспективу до 2012 года Концептуальные подходы Устанавливают следующие приоритеты в решении задач развития материально-технической базы товародвижения и оптового продовольственного комплекса города (рис.6): -------------------- (6) Справочно. В 2008 году в структуре мощностей оптового продовольственного комплекса города Москвы на долю низкотемпературных емкостей приходилось 11,7% от общего размера складских площадей, емкостей с охлаждением - 32,3%, без охлаждения - 56,0%. (7) Справочно. В 2008 году в структуре мощностей оптового продовольственного комплекса города Москвы на долю оптовых продовольственных рынков и комплексов оптовой торговли продовольствием приходилось, по имеющимся оценкам, порядка 37% от общего размера складских площадей, сетевых распределительных центров - 7%, современных территориальных распределительных центров и логистических терминалов - 21%, немодернизированной складской инфраструктуры и неприспособленных помещений - 35%. - поддержание баланса между объемами оптового оборота продовольствия и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса с учетом их выбытия и ввода. Ликвидация дефицита низкотемпературных емкостей; - формирование взаимоувязанной транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия в Московском регионе (город Москва, Московская область); - развитие системных форм организации и логистики оптовой торговли продовольствием. 6.3.2.7. Для поддержания баланса между объемами оптового оборота продовольствием и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в период 2010-2012 годов предполагается осуществить (рис.7): - проектирование и строительство 6-ти распределительных центров класса "А" с низкотемпературными отделениями с общей складской площадью 91,7 тыс.кв. метров на новых земельных участках в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года; - проектирование и строительство современных объектов оптовой торговли классов "А" и "В" на 7-9-ти действующих предприятиях оптового продовольственного комплекса с общей складской площадью 64,0 - 77,0 тыс. кв. метров; - мероприятия по техническому перевооружению оптовых предприятий, в том числе реконструкции систем холодообеспечения с заменой и сокращением объемов содержания аммиака в целях повышения химической безопасности предприятий. 6.3.2.8. Концептуальные подходы опираются на преимущества развития транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия в Московском регионе, включая возможное замещение части мощностей оптового продовольственного комплекса города на объекты складской инфраструктуры, находящиеся или вновь размещаемые на территории Московской области. В этих целях предусматривается (рис.8): - разработка совместно с органами исполнительной власти и заинтересованными организациями Московской области долгосрочного прогноза, концепции и программы развития товаропроводящей сети Московского региона; - разработка совместно с органами исполнительной власти Московской области (в порядке эксперимента) интегрированного продовольственного баланса Московского региона, отражающего реальные процессы миграции и приобретения продовольственных товаров жителями города и области; - вовлечение современных объектов складской инфраструктуры (включая объекты незавершенного строительства) на территории Московской области для организации распределительных центров, ориентированных на поставки продовольствия в Москву; - подбор земельных участков на территории Московской области, в том числе на землях федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, и ОАО "Российские железные дороги", для проектирования и строительства объектов оптовой торговли, ориентированных на поставки продовольствия в Москву, с возможным приобретением некоторых земельных участков в собственность города; - развитие базы хранения сельскохозяйственной продукции в местах её производства. 6.3.2.9. Основные мероприятия Концептуальных подходов по развитию системных форм организации и логистики оптовой и розничной торговли продовольственными товарами включают (рис.9): - организацию современных логистических центров на действующих предприятиях оптового продовольственного комплекса; - развитие инфраструктуры мелкооптового распределения продовольственных товаров для организации снабжения аккредитованных магазинов, магазинов шаговой (пешеходной) доступности, предприятий общественного питания, организаций социальной сферы города; - содействие созданию территориальных ассоциаций магазинов шаговой (пешеходной) доступности по торговле продовольственными товарами с централизацией закупочных функций; - развитие предпродажной подготовки и товарной подработки продукции, транспортной и складской логистики, современных логистических схем управления на предприятиях оптового продовольственного комплекса. 6.3.2.10. Общий объем прямых инвестиций (без учета стоимости обслуживания привлекаемых кредитных ресурсов) в развитие материально-технической базы товародвижения и оптовой торговли продовольствием в 2010-2012 годах оценивается в 8700-9100 млн.рублей и финансируется из средств предприятий и иных внебюджетных источников. Объем потребности в средствах бюджета города Москвы будет определен в процессе разработки Программы. |
Фрагмент документа "О ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА".