Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ".
2.4. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Региональный ФФПР создается в составе бюджета субъекта Российской Федерации с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов. 2.4.1. Объем фонда Объем регионального ФФПР, так же как и регионального фонда финансовой поддержки поселений, целесообразно сделать максимально стабильным, закрепив порядок формирования фонда законом субъекта Российской Федерации. Общие правила и возможности по расчету объема регионального ФФПР аналогичны предложенным для регионального ФФПП. 2.4.2. Особенности расчета поправочного коэффициента расходных потребностей муниципальных районов Для оценки расходных потребностей бюджетов муниципальных районов и городских округов, относительной мерой которых является поправочный коэффициент расходных потребностей, помимо общих методов, предложенных для регионального ФФПП, можно использовать метод репрезентативной системы расходов <*>. Этот метод предполагает, что все муниципальные образования предоставляют своему населению бюджетные услуги по единому перечню, однако спрос на бюджетные услуги в разных муниципалитетах разный в зависимости от демографического состава населения, социально-экономической ситуации, климатических условий и прочих факторов. Таким образом, центральным моментом в применении этого метода является выбор показателей, позволяющих соизмерять объективную потребность в бюджетных услугах в разных муниципалитетах. ------------------------------------ <*> Этот же метод можно использовать и в целях распределения региональных ФФПП. Численность лиц, фактически являвшихся получателями бюджетных услуг в базовом году, не может считаться объективным показателем потребности, поскольку степень охвата населения бюджетными услугами может зависеть от политики местных властей или от обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры. Обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры, содержание которых финансируется из местных бюджетов, не может считаться объективной мерой расходных потребностей, поскольку "мощность" или "пропускная способность" имеющейся сети таких учреждений часто не соответствует реальному спросу населения на услуги подобных учреждений. Объективным показателем спроса на бюджетные услуги (показателем, отражающим потребность в бюджетных расходах) является численность тех категорий населения, на удовлетворение потребности которых направлена та или иная услуга. Таким образом, для расчета расходных потребностей муниципалитетов методом репрезентативной системы расходов необходимо, прежде всего, определить репрезентативный перечень бюджетных услуг или функций и для каждого вида бюджетных услуг, включенных в этот перечень, определить целевую группу потребителей. Соотношение численностей целевых групп потребителей по каждому виду услуг в разных муниципалитетах и будет служить мерой относительной потребности каждого муниципалитета в соответствующих услугах. Так, если численность детей школьного возраста в одном муниципалитете в два раза больше, чем в другом, то потребность в услугах школьного образования в первом муниципалитете будет в два раза выше, чем в другом. Помимо относительной численности целевых групп потребителей каждого вида услуг на объем потребности в предоставлении услуг или их стоимости в расчете на одного жителя могут влиять другие факторы. Например, если та или иная категория населения предъявляет повышенный спрос на бюджетные услуги, как, например, дети и пенсионеры предъявляют повышенный спрос на услуги здравоохранения, то для таких демографических групп следует вводить повышающий коэффициент. То же относится и к жителям муниципалитетов, в которых спрос на бюджетные услуги по объективным причинам выше, чем в других. Например, при более длительном, чем в других муниципалитетах, отопительном сезоне повышающий коэффициент может быть применен к численности всех жителей данного муниципалитета, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг. Так, потребителями услуг начального и среднего образования естественно считать детей в возрасте от 6 до 16 лет. В качестве удорожающих факторов можно использовать коэффициент, учитывающий малокомплектность школ в сельских районах, а также, возможно, коэффициент цен (для регионов, в которых наблюдаются существенные различия в уровнях цен по территории региона). В случае использования коэффициента малокомплектности он должен рассчитываться исходя из существующей системы расселения (плотности населения), а не фактической численности учащихся. Потребителями услуг транспортного обслуживания следует считать все население. В случае применения метода репрезентативной системы расходов необходимо определить репрезентативный перечень бюджетных услуг, оказываемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые будут учтены при расчете распределения средств регионального ФФПР. Данный перечень не должен включать виды услуг, оказываемых в рамках исполнения полномочий делегированных региональными и федеральными органами власти. По каждому виду услуг (включенных в репрезентативный перечень) должна быть определена категория потребителей, а также перечень удорожающих факторов, влияющих на стоимость (объем) предоставляемых услуг в расчете на одного потребителя. Некоторые варианты категорий потребителей и ценовых факторов, применяемых в расчете промежуточных (отраслевых) корректирующих коэффициентов бюджетных расходов, приведены в нижеследующей таблице. ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование полномочия |Категория |Показатели для расчета | | |потребителей |промежуточных корректирующих | | |бюджетных услуг |коэффициентов бюджетных расходов | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация в границах |население |доля городского и сельского | | муниципального района | |населения, стандарты стоимости | | электро- и газоснабжения | |предоставления | | поселений | |жилищно-коммунальных услуг | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | содержание и строительство |население |стоимость фиксированного набора | | автомобильных дорог общего | |товаров и услуг, плотность | | пользования между населенными| |автомобильных дорог | | пунктами, мостов и иных | | | | транспортных инженерных | | | | сооружений вне границ | | | | населенных пунктов в границах| | | | муниципального района, за | | | | исключением автомобильных | | | | дорог общего пользования, | | | | мостов и иных транспортных | | | | инженерных сооружений | | | | федерального и регионального | | | | значения; создание условий | | | | для предоставления | | | | транспортных услуг населению | | | | и организация транспортного | | | | обслуживания населения между | | | | поселениями в границах | | | | муниципального района | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация охраны |население |стоимость фиксированного набора | | общественного порядка на | |товаров и услуг, доля городского | | территории муниципального | |и сельского населения, районные | | района муниципальной милицией| |коэффициенты к заработной плате | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация предоставления |население, дети в |стоимость фиксированного набора | | общедоступного и бесплатного |возрасте от 6 до |товаров и услуг, доля городского | | начального общего, основного |16 лет, дети |и сельского населения, районные | | общего, среднего (полного) |дошкольного |коэффициенты к заработной плате, | | общего образования по |возраста |стандарты стоимости | | основным общеобразовательным | |предоставления | | программам, за исключением | |жилищнокоммунальных услуг | | полномочий по финансовому | | | | обеспечению образовательного | | | | процесса, отнесенных к | | | | полномочиям органов | | | | государственной власти | | | | субъектов Российской | | | | Федерации; организация | | | | предоставления | | | | дополнительного образования и| | | | общедоступного бесплатного | | | | дошкольного образования на | | | | территории муниципального | | | | района, а также организация | | | | отдыха детей в каникулярное | | | | время | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация оказания на |население |стоимость фиксированного набора | | территории муниципального | |товаров и услуг, доля городского | | района скорой медицинской | |и сельского населения, доля | | помощи (за исключением | |населения младшего возраста и | | санитарно-авиационной), | |лиц пенсионного возраста, | | первичной медико-санитарной | |районные коэффициенты к | | помощи в | |заработной плате, стандарты | | амбулаторнополиклинических и | |стоимости предоставления | | больничных учреждениях, | |жилищно-коммунальных услуг | | медицинской помощи женщинам в| | | | период беременности, во время| | | | и после родов | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | опека и попечительство |население, лица |стоимость фиксированного набора | | |младшего возраста |товаров и услуг, доля городского | | |и лица пенсионного|и сельского населения, доля | | |возраста |населения младшего возраста и | | | |лиц пенсионного возраста, | | | |районные коэффициенты к | | | |заработной плате, стандарты | | | |стоимости предоставления | | | |жилищно-коммунальных услуг | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация утилизации и |население |стоимость фиксированного набора | | переработки бытовых и | |товаров и услуг, доля городского | | промышленных отходов | |и сельского населения, стандарты | | | |стоимости предоставления | | | |жилищно-коммунальных услуг | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация библиотечного |население |стоимость фиксированного набора | | обслуживания поселений | |товаров и услуг, доля населения | | (обеспечение услугами | |дошкольного, школьного возраста, | | библиотечного коллектора) | |районные коэффициенты к | | | |заработной плате | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | Наименование полномочия |Категория |Показатели для расчета | | |потребителей |промежуточных корректирующих | | |бюджетных услуг |коэффициентов бюджетных расходов | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация в границах |население |доля городского и сельского | | поселения электро-, тепло, | |населения, стандарты стоимости | | газо- и водоснабжения | |предоставления | | населения, водоотведения, | |жилищно-коммунальных услуг | | снабжения населения топливом | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | содержание и строительство |население |стоимость фиксированного набора | | автомобильных дорог общего | |товаров и услуг, плотность | | пользования, мостов и иных | |автомобильных дорог | | транспортных инженерных | | | | сооружений в границах | | | | населенных пунктов поселения,| | | | за исключением автомобильных | | | | дорог общего пользования, | | | | мостов и иных транспортных | | | | инженерных сооружений | | | | федерального и регионального | | | | значения | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | обеспечение малоимущих |население |уровень среднедушевых доходов | | граждан, проживающих в | |населения, стоимость | | поселении и нуждающихся в | |фиксированного набора товаров и | | улучшении жилищных условий, | |услуг, стандарты стоимости | | жилыми помещениями в | |предоставления | | соответствии с жилищным | |жилищно-коммунальных услуг | | законодательством, | | | | организация строительства и | | | | содержания муниципального | | | | жилищного фонда, создание | | | | условий для жилищного | | | | строительства | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация сбора и вывоза |население |стоимость фиксированного набора | | бытовых отходов и мусора; | |товаров и услуг, доля городского | | организация освещения улиц и | |и сельского населения, стандарты | | установки указателей с | |стоимости предоставления | | названиями улиц и номерами | |жилищно-коммунальных услуг | | домов | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | организация библиотечного |население |стоимость фиксированного набора | | обслуживания населения; | |товаров и услуг, доля населения | | создание условий для | |дошкольного, школьного возраста, | | организации досуга и | |районные коэффициенты к | | обеспечения жителей поселения| |заработной плате | | услугами организаций | | | | культуры; обеспечение условий| | | | для развития на территории | | | | поселения массовой физической| | | | культуры и спорта | | | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | Наименование полномочия |Категория |Показатели для расчета | | |потребителей |промежуточных корректирующих | | |бюджетных услуг |коэффициентов бюджетных расходов | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | Финансовое обеспечение |дети в возрасте от|доля городского и сельского | | образовательного процесса в |6 до 17 лет |населения, стандарты стоимости | | учреждениях начального | |предоставления | | общего, основного общего, | |жилищнокоммунальных услуг, | | среднего (полного) общего | |районные коэффициенты к | | образования | |заработной плате, стоимость | | | |фиксированного набора товаров и | | | |услуг | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | Выплата субсидий на оплату |население |среднедушевой доход населения, | | жилья и коммунальных услуг | |стандарты стоимости | | | |предоставления | | | |жилищно-коммунальных услуг | |------------------------------|------------------|---------------------------------| | Предоставление пособий |дети |стоимость фиксированного набора | | отдельным категориям граждан,|соответствующих |товаров и услуг | | имеющих детей |категорий граждан | | ------------------------------------------------------------------------------------- 2.4.3. Методика распределения средств Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны предоставлять больший объем социально значимых услуг (в частности, услуг образования и здравоохранения), чем поселения, а также, возможно, должны будут осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, целесообразно осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (и городских округов) более интенсивно, чем выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Переходный период В период с 2006 по 2008 гг. часть средств регионального ФФПР может распределяться с использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов). В 2006 г. указанная часть может составлять до 40% объема регионального ФФПР, в 2007 г. - до 30%, в 2008 г. - до 20%. |
Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ".