Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ".
2.3. Региональный фонд финансовой поддержки поселений Региональный фонд финансовой поддержки поселений (региональный ФФПП) образуется в составе бюджета субъекта Российской Федерации с целью выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городские округа входят в число получателей дотаций из регионального ФФПП. 2.3.1. Объем фонда В целях обеспечения стабильности межбюджетных отношений в законе субъекта Российской Федерации целесообразно наряду с методикой распределения средств фонда закрепить (возможно, в составе методики) механизм определения объема фонда. Это позволит обеспечить большую предсказуемость объемов доходов бюджетов поселений на долгосрочную перспективу. Размер регионального ФФПП можно определять исходя из разницы в оценках суммарных расходных потребностей и доходных возможностей поселений. Для определения объема регионального ФФПП можно использовать следующую формулу: ФФПП = В x (Р - ПД), где: Р - суммарная оценка расходных потребностей на выполнение полномочий поселенческого уровня; ПД - суммарный прогноз доходов поселений по всем видам местных и закрепленных налоговых и неналоговых доходов; В - доля разницы оценок расходных потребностей и доходных возможностей бюджетов поселенческого уровня, которая будет покрываться из регионального ФФПП. Можно использовать и другие способы расчета объема регионального ФФПП: 1. Закрепленная доля от налоговых (неналоговых, финансовой помощи) доходов бюджета субъекта Российской Федерации. Этот способ позволяет обеспечить наибольшую зависимость между возможностями регионального бюджета и объемом регионального ФФПП. 2. Закрепленная доля от объема расходных полномочий поселенческого уровня. Этот способ позволяет обеспечить наибольшую зависимость между объемом потребности бюджетов поселенческого уровня и объемом регионального ФФПП. 3. Закрепление минимального уровня бюджетной обеспеченности. Этот способ позволяет обеспечить заданный целевой уровень выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. При этом объем регионального ФФПП определяется исходя из потребности в осуществлении заданного выравнивания. 4. Индексация объема регионального ФФПП от уровня прошлого года. Этот способ обеспечивает наиболее стабильный объем средств на обеспечение выравнивания. При использовании любого из способов следует в первую очередь учитывать дифференциацию бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Если этот уровень велик - целесообразно более интенсивно использовать региональный ФФПП. Если же налоговые доходы распределены по муниципалитетам относительно более равномерно, существует возможность для перераспределения меньшего объема финансовых ресурсов в виде средств на выравнивание бюджетной обеспеченности и увеличения объема дополнительно передаваемых муниципалитетам налоговых доходов. В случае если предполагается изъятие "отрицательных трансфертов", то размер фонда увеличивается на суммарный объем таких трансфертов. В целях обеспечения стабильности доходов муниципалитетов объем фонда не должен претерпевать существенных изменений в течение длительного периода. Для этого необходимо закрепление законом субъекта Российской Федерации с неограниченным сроком действия нормы, устанавливающей порядок расчета объема фонда. Основанием для пересмотра этого порядка может послужить только пересмотр Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации налоговых доходов бюджетов поселений или существенные изменения в распределении расходных полномочий между органами местного самоуправления поселений и органами власти субъекта Российской Федерации. Принятие решения о создании районных фондов финансовой поддержки поселений относится к компетенции представительных органов местного самоуправления муниципальных районов. Однако чем большая часть разрыва между оценками расходных потребностей и доходных возможностей бюджетов поселений будет покрыта из регионального фонда финансовой поддержки поселений, тем меньше средств получат бюджеты муниципальных поселений из районного ФФПП, поскольку при определении объема фонда будут учитываться доходы, полученные поселениями из регионального ФФПП. В результате, если будет принято решение полностью обеспечить выравнивание поселенческих бюджетов за счет регионального ФФПП (доля В равна 1), у большинства муниципальных районов (за исключением наиболее высоко обеспеченных) не окажется средств для создания собственных фондов финансовой поддержки поселений. С другой стороны, в создании таких фондов не будет необходимости, поскольку выравнивание бюджетной обеспеченности в достаточной степени будет производиться за счет регионального бюджета. Если же разброс доходных возможностей и, что более важно, расходных потребностей в расчете на одного жителя достаточно существенный, то распределение средств фонда должно производиться по более сложной формуле. Расчет бюджетной обеспеченности должен более детально учитывать различия в расходных потребностях поселений. В этом случае за счет средств регионального ФФПП целесообразно осуществить лишь первичное выравнивание, гарантируя бюджетам поселений определенный минимум доходов, уровень которого устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом более точное выравнивание бюджетной обеспеченности, при расчете которой более детально будут учтены различия в расходных потребностях, будет достигаться за счет средств районных ФФПП. Часть средств регионального ФФПП может передаваться поселениям путем установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц (см. раздел 2.3.3). 2.3.2. Особенности расчета поправочного коэффициента расходных потребностей поселений В случае распределения регионального ФФПП в целях учета удорожающих и удешевляющих факторов стоимости предоставления бюджетных услуг в части полномочий поселенческого уровня предлагается использовать минимальное число факторов. Такой подход позволит обеспечить достаточную прозрачность расчетов. Так, можно использовать только один фактор - доля городского и сельского поселения. Эта корректировка может быть оправдана тем, что в городских поселениях перечень предоставляемых бюджетных услуг, в частности водо- и теплоснабжение, водоотведение, а также спрос на такие услуги, как правило, выше, чем в сельских. Практика учета типа (городское или сельское) поселения имеет место во многих странах мира. В случае, если поправочный коэффициент расходных потребностей учитывает только различный тип поселения (долю городского и сельского поселения), он определяется по следующей формуле: КРП = Г x РГ + С x РС, i i i где: КРП - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го i муниципального образования; Г - доля городского населения муниципального образования i в i общей численности населения муниципального образования i; РГ - поправочный коэффициент расходных потребностей для городского населения; С - доля сельского населения муниципального образования i в общей i численности населения муниципального образования i; РС - поправочный коэффициент расходных потребностей для сельского населения. При этом должны выполняться следующие соотношения: Г + С = 1; i i РГ x Г + РС x С = 1, где: Г - доля городского населения субъекта Российской Федерации (всех муниципальных образований этого типа) в общей численности населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований этого типа); С - доля сельского населения субъекта Российской Федерации (всех муниципальных образований этого типа) в общей численности населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований этого типа). образований То есть если, например, установлено, что расходная потребность в расчете на одного городского жителя превышает расходную потребность на одного сельского жителя на 25% (РГ = РС x 1,25), а доля городского населения составляет 60% от численности всего населения субъекта Российской Федерации, то будут получены следующие значения: 1 = 0,6 x РС x 1,25 + РС x 0,4; РС = 0,870 и РГ = 1,087. В случае, если имеются другие существенные различия в стоимости предоставления бюджетных услуг, при расчете поправочного коэффициента можно также учесть различия в уровне потребительских цен, установленные нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате, региональные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг. В любом случае используется формула общего вида, приведенная в разделе 2.2.2. При этом если для учета ценового фактора отсутствует значение средней величины показателя по всем муниципальным образованиям этого типа, то его можно определить по следующей формуле: К = (SUM {К x Н }) / Н, i i где: К - среднее по субъекту Российской Федерации (всем муниципальным образованиям одного типа) значение показателя, характеризующего величину стоимостного фактора (средневзвешенное е по численности населения); К - значение показателя, характеризующего величину стоимостного i фактора, по муниципальному образованию i; Н - численность населения муниципального образования i; i Н - численность населения субъекта Российской Федерации. 2.3.3. Формы предоставления средств из фонда Делегирование полномочий по расчету и предоставлению дотаций муниципальным районам В новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления муниципальных районов законом субъекта Российской Федерации полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям из бюджета субъекта Российской Федерации. В этом случае региональный ФФПП создается только в части предоставления средств на выравнивание бюджетной обеспеченности городским округам. В составе регионального фонда компенсаций предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных районов на исполнение данных полномочий. При этом объем средств регионального ФФПП городским округам и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, передаваемые муниципальным районам, должны рассчитываться одним способом, в рамках одной методики. Порядок расчета этих субвенций, а также методика, по которой из объема предоставленных субвенций будут выделяться дотации бюджетам поселений, находящихся на территории (в юрисдикции) муниципального района, должны быть установлены законом субъекта Российской Федерации. Указанные субвенции зачисляются в районный фонд финансовой поддержки поселений. Передача средств регионального ФФПП путем установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц Если органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают решение предоставлять средства на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из собственного бюджета, а не путем делегирования муниципальным районам полномочий по расчету и предоставлению дотаций, часть дотаций из регионального ФФПП, согласно новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, может предоставляться бюджетам поселений путем закрепления за ними дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц на очередной финансовый год. Средства, полученные бюджетом поселения по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх или ниже объема, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, не подлежат изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации или компенсации из бюджета субъекта Российской Федерации, а также не могут учитываться при последующем распределении финансовой помощи. Данное положение делает использование этой возможности весьма привлекательным инструментом повышения заинтересованности органов власти поселений увеличивать собираемость налога на доходы физических лиц. В новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается, что значение дополнительного норматива рассчитывается как отношение планируемого объема дотации поселению из регионального ФФПП к рассчитанному по единой методике прогнозному объему поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по территории соответствующего поселения. Если полученный дополнительный норматив превышает максимальное значение норматива, который может быть дополнительно закреплен за бюджетом поселения, следует закрепить максимально возможный норматив, а недостающие средства передать в бюджет поселения в форме дотации. Расчетное значение дополнительного норматива при этом рассчитывается по следующей формуле: Л = 100% x ФП / НДФЛ , i i i где: Л - расчетное значение дополнительного норматива на доходы i физических лиц, передаваемого в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования i; ФП - планируемый объем средств фонда финансовой поддержки для i муниципального образования i; НДФЛ - прогнозируемый на очередной финансовый год объем налога на i доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию i. При этом, если расчетное значение дополнительного норматива на доходы физических лиц, передаваемое в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальному образованию, превышает максимально возможный норматив, разница между планируемым объемом средств фонда финансовой поддержки и передаваемым по дополнительному нормативу налогу на доходы физических лиц определяется по формуле: Ф = ФП - Л x 100% x НДФЛ , i i max i где: Ф - объем средств фонда финансовой поддержки для муниципального i образования i; ФП - планируемый объем средств фонда финансовой поддержки для i муниципального образования i; Л - максимальное значение дополнительного норматива на max доходы физических лиц, передаваемого в целях выравнивания бюджетной обеспеченности (этот норматив может принимать значение не больше 60%, поскольку 40% налога на доходы физических лиц подлежат безусловному зачислению в местные бюджеты); НДФЛ - прогнозируемый на очередной финансовый год объем налога на i доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию i. В результате те муниципалитеты, для которых объем поступлений подоходного налога по максимально возможному нормативу на доходы физических лиц превышает планируемый объем средств фонда финансовой поддержки, не будут получать средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для муниципалитетов, у которых расчетное значение дополнительного норматива превышает максимально возможное, устанавливается максимально возможное значение норматива налога на доходы физических лиц и сохраняется часть планируемого объема средств на выравнивание бюджетной обеспеченности. Прогнозируемый объем поступлений налога на доходы физических лиц по муниципальным образованиям следует рассчитывать в соответствии с положениями раздела 2.2.1. |
Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ".