О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 07.04.05 142/974-4

Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

По вопросу N 10:

     10.  Согласны  ли  Вы  с  тем, что в Российской Федерации законом
должно  быть  предусмотрено  право  избирателей  на  отзыв  депутатов,
избираемых  руководителей органов исполнительной власти всех уровней и
Президента Российской Федерации?
     Конституция  Российской Федерации не исключает возможности отзыва
депутатов  законодательных  (представительных) органов государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации,   а   также   депутатов
представительных  органов  муниципальных  образований, членов выборных
органов  местного  самоуправления,  выборных  должностных лиц местного
самоуправления.
     Что  касается  отзыва депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, то необходимо иметь в виду следующее.
     В   Конституции   Российской  Федерации  прямо  установлено,  что
Федеральное   Собрание   Российской   Федерации   является   постоянно
действующим   органом   (часть  1  статьи  99).  В  отдельных  статьях
Конституции   предусмотрены  порядок  и  сроки  исполнения  депутатами
Государственной  Думы  своих  полномочий,  приведен  закрытый перечень
оснований  роспуска  Государственной  Думы (статьи 95, 97, 98, 99, 109
Конституции Российской Федерации).
     Конституция  Российской Федерации прямо не устанавливает характер
мандата   депутатов   Государственной   Думы,  при  этом  умолчание  в
Конституции   Российской  Федерации  1993  года  об  институте  отзыва
депутатов  является  принципиальным. Системный анализ положений статей
глав  1  и  5  Конституции  Российской  Федерации  говорит  о том, что
конституционный  статус  депутата  Государственной  Думы  предполагает
самостоятельность    депутата    в   определении   направления   своей
деятельности,  что  обеспечивает  активную, независимую и свободную от
воли  избравших  его граждан позицию при голосовании в Государственной
Думе, что нашло свое развитие в федеральном законодательстве.
     Так,  принцип  свободного  мандата  депутата Государственной Думы
закреплен  в  части  2  статьи  1 Федерального закона "О статусе члена
Совета  Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской  Федерации",  из  которой  следует,  что  депутат
Государственной Думы является представителем всего народа.
     При  этом  следует  также учитывать, что институт отзыва не может
быть  применен  адекватно  при  использовании смешанной либо полностью
пропорциональной   избирательной  системы.  При  применении  института
отзыва при смешанной избирательной системе не обеспечивается равенство
статуса депутатов.
     В   законодательстве  зарубежных  стран  практически  отсутствуют
примеры института отзыва парламентариев, избранных по пропорциональной
системе.
     При    этом    в    соответствии    с   действующим   федеральным
законодательством  по  смешанной системе избираются не только депутаты
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и
депутаты  законодательных  (представительных)  органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Законодательство ряда субъектов
Российской  Федерации  предусматривает  возможность избрания на основе
смешанной  избирательной  системы и депутатов представительных органов
муниципальных образований.
     Формулировка   анализируемого   вопроса   также   предусматривает
возможность  отзыва  Президента  Российской  Федерации.  Вместе  с тем
конституционно-правовой   статус   Президента   Российской   Федерации
закрепляется  исключительно  в Конституции Российской Федерации. Более
того,   в   части   2   статьи  92  Конституции  Российской  Федерации
предусмотрен закрытый перечень оснований, в связи с которыми Президент
Российской  Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно. Отзыв
Президента   Российской   Федерации  избирателями  как  основание  его
досрочного прекращения полномочий в Конституции не предусмотрен.
     Изменение  указанного  положения  возможно  только путем внесения
поправок  в Конституцию Российской Федерации в соответствии с главой 9
Конституции Российской Федерации.
     Таким  образом,  вопрос об отзыве Президента Российской Федерации
избирателями  не может быть вынесен на референдум Российской Федерации
как противоречащий Конституции Российской Федерации.
     Анализируемый  вопрос  предусматривает  также  установление права
избирателей  на  отзыв избираемых руководителей органов исполнительной
власти  всех  уровней. Полагаем, что предложенная формулировка вопроса
при  положительном  ответе  может  повлечь  неопределенность  правовых
последствий,  постольку  под  "руководителями  органов  исполнительной
власти  всех  уровней"  могут  пониматься не только высшие должностные
лица    субъектов    Российской    Федерации    (руководители   высших
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации), но и иные лица (например, главы муниципальных образований,
главы местных администраций).
     При  этом отмечаем, что в настоящее время высшие должностные лица
субъектов  Российской  Федерации  (руководители  высших исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации) не
избираются  населением,  а  наделяются  полномочиями  законодательными
(представительными)    органами   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
     Кроме  того,  неопределенность  правовых последствий принятого на
референдуме  решения  по  указанному  вопросу  заключается  в том, что
закон,  предусматривающий  право  избирателей  на отзыв, необходимость
принятия  которого  вытекает  из  постановки вопроса, может содержать,
например,    иные    основания    для   отзыва,   чем   те,   которыми
руководствовались участники референдума, голосуя за данный вопрос.
     Также  необходимо отметить, что вопрос N 10, по существу, состоит
из   трех   вопросов,   однако   по  ним  возможен  однозначный  ответ
(положительный   либо   отрицательный)   только  одновременно  на  все
указанные вопросы.
     Таким  образом,  в  силу  частей  6  и  7  статьи  6 Федерального
конституционного   закона  вопрос  N  10  не  может  быть  вынесен  на
референдум Российской Федерации.

Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа