Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
По вопросу N 6: 6. Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации должно быть обеспечено право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное, среднее и высшее образование, а также установлен запрет на сокращение бесплатных (бюджетных) учебных мест и бесплатных (бюджетных) учебных часов на одного обучающегося в образовательных учреждениях всех типов? В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе, бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если это образование гражданин получает впервые, что соответствует статье 43 Конституции Российской Федерации. Вопрос N 6 предполагает установление обязанности государства по обеспечению права каждого гражданина на бесплатное высшее образование, что расширяет гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Такое расширение конституционных гарантий допустимо, вместе с тем оно потребует от государства дополнительных расходов, в том числе на выплату стипендий. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним" Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия, и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Исходя из данной правовой позиции, финансовые обязательства государства определяются нормами, закрепленными в федеральных законах и предполагающими предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Таким образом, вопрос N 6 затрагивает финансовые обязательства Российской Федерации. Кроме того, вопрос N 6 состоит из нескольких вопросов: участники референдума должны определиться, согласны ли они, во-первых, с тем, что в Российской Федерации должно быть обеспечено право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное, среднее и высшее образование, во-вторых, с установлением запрета на сокращение бесплатных (бюджетных) учебных мест и бесплатных (бюджетных) учебных часов на одного обучающегося в образовательных учреждениях всех типов, что не позволяет однозначно высказать свою позицию тем участникам референдума, которые согласны, например, со вторым утверждением, но не согласны с первым. Необходимо отметить, что понятие "бесплатный (бюджетный) учебный час" в законодательстве Российской Федерации отсутствует, из постановки вопроса не ясно, какое содержание вкладывают в это понятие инициаторы референдума. С учетом того, что получение образования на бюджетной основе не предполагает каких-либо затрат за счет обучающихся, то есть все учебные часы являются бесплатными, запрет на сокращение бесплатных (бюджетных) учебных часов может подразумевать запрет на сокращение учебных планов применительно к лицам, обучающимся на бюджетной основе, однако прямо это из анализируемого вопроса не вытекает. Следовательно, не исключается возможность множественного толкования вопроса N 6 и неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 7 статьи 6 Федерального конституционного закона вопрос N 6 не может быть вынесен на референдум Российской Федерации. |
Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".