О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 07.04.05 142/974-4

Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

По вопросу N 6:

     6.  Согласны  ли Вы с тем, что в Российской Федерации должно быть
обеспечено  право  каждого  гражданина  на  общедоступное и бесплатное
дошкольное, среднее и высшее образование, а также установлен запрет на
сокращение   бесплатных   (бюджетных)   учебных   мест   и  бесплатных
(бюджетных)  учебных  часов  на  одного обучающегося в образовательных
учреждениях всех типов?
     В  соответствии  с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации
от  10  июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует
гражданам   общедоступность  и  бесплатность  дошкольного,  начального
общего,  основного  общего,  среднего  (полного)  общего образования и
начального   профессионального  образования,  а  также  на  конкурсной
основе,     бесплатность     среднего    профессионального,    высшего
профессионального   образования  и  послевузовского  профессионального
образования   в   государственных   и   муниципальных  образовательных
учреждениях  в  пределах  государственных  образовательных стандартов,
если  это  образование  гражданин  получает впервые, что соответствует
статье 43 Конституции Российской Федерации.
     Вопрос  N  6 предполагает установление обязанности государства по
обеспечению права каждого гражданина на бесплатное высшее образование,
что   расширяет   гарантии,  предусмотренные  Конституцией  Российской
Федерации. Такое расширение конституционных гарантий допустимо, вместе
с  тем  оно  потребует  от  государства дополнительных расходов, в том
числе на выплату стипендий.
     В  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23
апреля  2004  г. N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных
положений  Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О
федеральном  бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год"
и   приложений   к   ним"  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
сформулировал  правовую  позицию, согласно которой федеральный закон о
федеральном   бюджете   создает   надлежащие  финансовые  условия  для
реализации  норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до
его    принятия,    и   предусматривающих   финансовые   обязательства
государства,  то есть предполагающих предоставление каких-либо средств
и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.
     Исходя  из  данной  правовой  позиции,  финансовые  обязательства
государства  определяются нормами, закрепленными в федеральных законах
и  предполагающими  предоставление  каких-либо  средств и материальных
гарантий и необходимость соответствующих расходов.
     Таким  образом,  вопрос  N 6 затрагивает финансовые обязательства
Российской Федерации.
     Кроме  того, вопрос N 6 состоит из нескольких вопросов: участники
референдума  должны  определиться,  согласны ли они, во-первых, с тем,
что  в  Российской  Федерации  должно  быть  обеспечено  право каждого
гражданина  на общедоступное и бесплатное дошкольное, среднее и высшее
образование,   во-вторых,   с   установлением  запрета  на  сокращение
бесплатных  (бюджетных)  учебных мест и бесплатных (бюджетных) учебных
часов на одного обучающегося в образовательных учреждениях всех типов,
что  не  позволяет  однозначно  высказать  свою позицию тем участникам
референдума, которые согласны, например, со вторым утверждением, но не
согласны с первым.
     Необходимо  отметить, что понятие "бесплатный (бюджетный) учебный
час"   в   законодательстве   Российской   Федерации  отсутствует,  из
постановки  вопроса не ясно, какое содержание вкладывают в это понятие
инициаторы референдума.
     С  учетом  того, что получение образования на бюджетной основе не
предполагает  каких-либо  затрат  за  счет  обучающихся,  то  есть все
учебные  часы  являются  бесплатными,  запрет на сокращение бесплатных
(бюджетных)  учебных  часов  может  подразумевать запрет на сокращение
учебных планов применительно к лицам, обучающимся на бюджетной основе,
однако прямо это из анализируемого вопроса не вытекает.
     Следовательно,    не   исключается   возможность   множественного
толкования   вопроса  N  6  и  неопределенность  правовых  последствий
принятого на референдуме решения.
     Исходя  из  изложенного,  в  соответствии  с  пунктом 6 части 5 и
частью  7  статьи 6 Федерального конституционного закона вопрос N 6 не
может быть вынесен на референдум Российской Федерации.

Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа