Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
По вопросу N 8: 8. Согласны ли Вы с тем, что земли поселений должны быть закреплены в государственной и муниципальной собственности с восстановлением права граждан на бесплатное бессрочное пользование земельных участков под жилыми домами, дачами, садовыми и приусадебными участками и гаражами? Конституция Российской Федерации закрепляет многообразие форм собственности в Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, при этом, как следует из части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации). В соответствии с указанными положениями Конституции Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы устанавливают правовой режим земель различных категорий, закрепляются положения, регулирующие сделки с земельными участками, в том числе сделки по приватизации, продаже, аренде и пользованию земельными участками. Как следует из части 6 статьи 6 Федерального конституционного закона, вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Положительный ответ на вопрос N 8 может повлечь неопределенность правовых последствий, поскольку, например, в соответствии с действующим законодательством в определенных случаях граждане обладают правом бесплатного бессрочного пользования земельными участками (статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации), следовательно, такое право невозможно "восстановить". Из формулировки вопроса также не ясно, земли каких поселений должны перейти в федеральную государственную собственность, в государственную собственность субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность, то есть формулировка вопроса не исключает возможности его неоднозначного толкования. Таким образом, в силу частей 6 и 7 статьи 6 Федерального конституционного закона вопрос N 8 не может быть вынесен на референдум Российской Федерации. |
Фрагмент документа "О ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫМ ДЛЯ ВЫНЕСЕНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГРУППОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".