О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2007-2011 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 января 2007 г. N 54 (СЗРФ 07-7 1202) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы. 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков 29 января 2007 г. N 54 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года N 54 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" на 2007-2011 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы ------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | - федеральная целевая программа | | | "Национальная технологическая база" на | | | 2007-2011 годы | |-------------------------|---------------------------------------------| | Дата принятия решения | - распоряжение Правительства Российской | | о разработке Программы | Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по промышленности, | | заказчики Программы | Федеральное агентство по атомной энергии, | | | Федеральное агентство по науке и | | | инновациям, | | | Федеральное агентство по образованию, | | | Федеральное космическое агентство, | | | Российская академия наук, | | | Сибирское отделение Российской академии | | | наук | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственный | - Министерство промышленности и энергетики | | заказчик - координатор | Российской Федерации | | Программы и | | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство промышленности и энергетики | | Программы | Российской Федерации, | | | Федеральное агентство по промышленности, | | | Федеральное агентство по атомной энергии, | | | Федеральное агентство по науке и | | | инновациям, | | | Федеральное космическое агентство, | | | Российская академия наук | |-------------------------|---------------------------------------------| | Цель и задачи Программы | - цель Программы - обеспечение | | | технологического развития отечественной | | | промышленности на основе создания и | | | внедрения прорывных, ресурсосберегающих, | | | экологически безопасных промышленных | | | технологий для производства | | | конкурентоспособной наукоемкой продукции. | | | Задачи Программы: | | | создание новых передовых технологий и | | | оборудования, необходимого для их | | | реализации, на уровне экспериментальных | | | линий, демонстрационных установок и (или) | | | опытных образцов, подтверждающих | | | готовность технологических решений к | | | промышленной реализации; | | | разработка программ (планов) внедрения | | | разработанных технологий в производство с | | | оценкой необходимых затрат и источников | | | их финансирования; | | | активизация процессов коммерциализации | | | новых технологий; | | | создание перспективного | | | научно-технологического задела для | | | разработки наукоемкой продукции; | | | решение проблем улучшения экологической | | | ситуации в стране | |-------------------------|---------------------------------------------| | Важнейшие целевые | - количество переданных в производство | | индикаторы и показатели | технологий, обеспечивающих | | | конкурентоспособность конечного продукта, | | | - 215-246 (здесь и далее - за весь | | | период действия программы без учета | | | подпрограммы); | | | количество патентов и других документов, | | | удостоверяющих новизну технологических | | | решений и закрепляющих права на объекты | | | интеллектуальной собственности, | | | полученные в ходе выполнения Программы, в | | | том числе права Российской Федерации, - | | | 206-241; | | | количество разработанных технологий, | | | соответствующих мировому уровню или | | | превышающих его, - 195-233 | |-------------------------|---------------------------------------------| | Сроки и этапы | - Программа выполняется в 2007-2011 годах в | | реализации | два этапа: | | Программы | I этап (2007-2009 годы) - выполнение | | | быстрореализуемых проектов, базирующихся | | | на уже имеющемся научно-техническом | | | заделе; | | | II этап (2008-2011 годы) - выполнение | | | сложных комплексных проектов по созданию | | | перспективных прорывных технологий, | | | реализуемых в новых поколениях наукоемкой | | | продукции и ориентированных на | | | недопущение технологического отставания | | | от передовых стран | |-------------------------|---------------------------------------------| | Подпрограмма | - подпрограмма "Развитие электронной | | | компонентной базы" на 2007-2011 годы | |-------------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - всего по Программе (с подпрограммой) - | | финансирования | 99458 млн. рублей (в ценах | | | соответствующих лет), в том числе: | | | а) за счет средств федерального бюджета - | | | 49549 млн. рублей, из них: | | | на научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 35929 | | | млн. рублей; | | | на капитальные вложения - 13620 млн. | | | рублей; | | | б) за счет средств внебюджетных | | | источников - 49909 млн. рублей. | | | Всего на 2007 год - 11200 млн. рублей, в | | | том числе: | | | а) за счет средств федерального бюджета - | | | 6300 млн. рублей, из них: | | | на научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 5100 | | | млн. рублей; | | | на государственные капитальные вложения - | | | 1200 млн. рублей; | | | б) за счет средств внебюджетных | | | источников - 4900 млн. рублей. | | | Всего по подпрограмме - за счет средств | | | федерального бюджета - 23200 млн. рублей | | | (в ценах соответствующих лет), из них: | | | на научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 15880 | | | млн. рублей; | | | на капитальные вложения - 7320 млн. | | | рублей. | | | Всего по подпрограмме на 2007 год - 3800 | | | млн. рублей, из них: | | | на научно-исследовательские и | | | опытно-конструкторские работы - 2600 | | | млн. рублей; | | | на капитальные вложения - 1200 млн. | | | рублей | |-------------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - выполнение Программы в полном объеме | | результаты реализации | позволит: | | программы и показатели | создать промышленно-технологические | | социально- | основы для производства нового поколения | | экономической | конкурентоспособной наукоемкой продукции | | эффективности | мирового уровня в области важнейших | | | технических систем (авиационной и морской | | | техники, машиностроительного и | | | энергетического оборудования, | | | информационно-управляющих систем), | | | электронной компонентной базы, | | | специальных материалов и другой | | | высокотехнологической продукции, что в | | | целом обеспечит технологические аспекты | | | безопасности страны и развитие ее | | | экономики; | | | сформировать технологические предпосылки | | | для повышения темпов экономического роста | | | за счет увеличения в структуре экономики | | | доли продукции с высоким уровнем | | | добавленной стоимости; | | | обеспечить сохранение и создание новых | | | рабочих мест в организациях | | | высокотехнологичных отраслей | | | промышленности; | | | сократить общее технологическое | | | отставание России от передовых стран с | | | сохранением и развитием приоритетного | | | положения отечественных разработок по | | | ряду важных технологических направлений; | | | расширить возможности для равноправного | | | международного сотрудничества в сфере | | | высоких технологий; | | | создать эффективные средства защиты | | | населения от опасных | | | быстрораспространяющихся инфекций и | | | биотерроризма, а также сформировать | | | технологические основы развития и | | | совершенствования систем защиты | | | предприятий, населения и территорий | | | России от поражения токсическими | | | веществами в результате возможных | | | террористических актов, техногенных и | | | природных аварий и катастроф; | | | обеспечить технологические возможности | | | для улучшения экологической обстановки за | | | счет применения высокоэффективных методов | | | и средств контроля и нейтрализации | | | вредных выбросов в окружающую среду; | | | обеспечить в 2007-2011 годах поступление | | | в федеральный бюджет налогов в размере | | | 70848,7 млн. рублей, что превысит размер | | | бюджетных расходов за тот же период и | | | создаст бюджетный эффект в размере | | | 38388,1 млн. рублей; | | | обеспечить индекс доходности | | | (рентабельность) бюджетных ассигнований | | | 2,18, а окупаемость бюджетных | | | ассигнований (период возврата) в течение | | | 1,5 года | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р. Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран. Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались. Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня. Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной. Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы. Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим: развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом; вследствие ряда объективных причин, связанных главным образом с недостаточным финансированием и ограниченным периодом реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, не удалось решить такую важную задачу, поставленную Президентом Российской Федерации, как обеспечение технологической независимости и информационной безопасности Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы, используемой в стратегически значимых системах. Решение этой задачи в полном объеме должно стать одним из главных приоритетов Программы; в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно; обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы. Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач: преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок; развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров; создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции; замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства; обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства; обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях; закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках. Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот. В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса: освоение водородной энергетики; переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика); создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации; обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными веществами; создание нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях; создание перспективных электронных технических систем различного назначения на основе применения отечественной электронной компонентной базы. Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства. При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня. Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям: технологии новых материалов; общемашиностроительные технологии; базовые технологии энергетики; технологии перспективных двигательных установок; химические технологии и катализ; технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний. Кроме того, предусматривается выполнение подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы, входящей в состав Программы (далее - подпрограмма). Необходимость разработки подпрограммы в области электронной компонентной базы диктуется высокой значимостью этого направления для технологической инфраструктуры страны, значительным объемом бюджетного финансирования, комплексностью решаемых проблем, что требует реализации значительного числа взаимосвязанных программных мероприятий, четкой координации и управления в рамках отдельной подпрограммы. Протоколом совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 1 апреля 2006 г., утвержденным Президентом Российской Федерации, предусматривается разработка подпрограммы в составе Программы. Мероприятия Программы и подпрограммы сформированы с учетом необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по другим направлениям, предусмотренным Программой и подпрограммой. Инновационный процесс включает в себя: фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы ("пробирочные" технологии); разработку промышленных технологий; разработку и производство инновационного продукта. Программа реализует второй этап инновационной цепочки - разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности. Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы. Конечным продуктом Программы являются промышленные технологии, предназначенные для применения в коммерческих проектах, связанных с производством конкретного инновационного продукта. Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование других программ технологической направленности. Реализация Программы будет осуществляться на основе следующих принципов: комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны; сосредоточение основных усилий на развитии базовых технологий, имеющих межотраслевое и многоотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности; непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, - от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения; гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого перераспределения бюджетных средств и их концентрация на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы; обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств; конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы; создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств. В Программе используются понятия, которые означают следующее: "технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции; "базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем; "критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития; "национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала их персонала в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающая безопасность и инновационное развитие страны. II. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели Программы Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Для реализации указанной цели будут решены следующие краткосрочные и долгосрочные задачи: создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне пилотных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации; разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их покрытия; активизация процессов коммерциализации новых технологий, в том числе путем введения в хозяйственный оборот прав на эти технологии как на результаты научно-технической деятельности; организация межотраслевой кооперации и обмена информацией, получение синергетического эффекта; создание перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции следующих поколений; решение проблем улучшения экологической ситуации в стране. Выполнение Программы планируется осуществить в 2007-2011 годах. Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и изменения приоритетов в области развития высоких технологий. Программа реализуется в 2 этапа: I этап (2007-2009 годы) - выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе; II этап (2008-2011 годы) - выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных прорывных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление приоритета отечественных разработок по основным стратегически важным направлениям. В качестве целевых индикаторов и показателей реализации Программы выбраны: количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта; количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в ходе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации; количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы (без подпрограммы) представлены в приложении N 1. Достижение цели Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено посредством разовых или краткосрочных действий. Указанное обстоятельство требует специальной организации процедур реализации программных мероприятий в рамках единой системы программно-целевого планирования, начиная с взаимосогласованного формирования требований к технологиям и заканчивая оптимальным распределением ресурсов. Эта задача возлагается на органы управления Программой. III. Перечень программных мероприятий Мероприятия Программы предусматривают проведение работ по развитию значительного числа критических технологий, включенных в утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. Перечень критических технологий Российской Федерации. Основу программных мероприятий составляют 8 базовых технологических направлений. Мероприятия Программы по каждому из этих направлений представлены в приложении N 2. 1. Технологии новых материалов В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) технологии металлов и сплавов, сварки и наплавки. Будут разработаны новые технологии получения конструкционных металлов и сплавов на основе новейших достижений металлургии и металловедения, обладающих высоким уровнем эксплуатационных свойств, которые обеспечат приоритетное развитие базовых отраслей промышленности России (в том числе авиакосмической промышленности, судостроения, топливно-энергетического комплекса) и создание конкурентоспособных образцов новой техники различного назначения. Новые технологии обеспечат создание: высокопрочных экономнолегированных хорошо свариваемых сталей для строительных и судостроительных конструкций, железнодорожного транспорта, грузоподъемного оборудования, военной и специальной техники; хладостойких (в том числе при сверхнизких температурах) низколегированных хорошо свариваемых сталей различного уровня прочности для газо- и нефтедобывающих морских платформ, подводных и наземных трубопроводов высокого давления; коррозионно-стойких азотсодержащих сталей для химической и целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, медицины, военной и специальной техники; сталей, плакированных нержавеющей коррозионно-стойкой сталью, а также двухслойных высокопрочных сталей с плакировкой из стали с высоким сопротивлением коррозионно-механическому разрушению для ледостойких морских буровых платформ, судов ледового плавания, военной и специальной техники; теплоустойчивых, жаростойких, малоактивируемых радиационно стойких сталей и сплавов для энергетического и атомного машиностроения; сплавов на основе цветных металлов для высокопрочного наземного, воздушного и морского транспорта, обладающих повышенными эксплуатационными качествами; 2) технологии аморфных, квазикристаллических материалов, интерметаллидов, функционально-градиентных покрытий и перспективных функциональных материалов. Материалы с аморфной, квазикристаллической и интерметаллидной структурой и функционально-градиентные покрытия обеспечат принципиально новый уровень свойств по сравнению с кристаллическими аналогами. Это позволит создавать конкурентоспособные изделия различного назначения, работающие в экстремальных условиях эксплуатации, в том числе: системы комплексной защиты конструкций, приборов, силовых сетей и персонала от магнитного, электромагнитного и рентгеновского излучения, вибрации, температурных, механических и коррозионных воздействий, воздействия агрессивных сред; устройства для записи и хранения информации; элементы систем управления особо точной техникой; эффективные устройства для накопления и безопасного хранения водорода для транспортных систем и энергетических установок; системы очистки, дезактивации и опреснения воды; теплообменные модули энергетических установок с предельными теплофизическими характеристиками; особо чувствительные сенсорные устройства для измерения физических полей; изделия медицинской техники; функциональные материалы и многослойные структуры на основе материалов с фотонной запрещенной зоной, бактериородопсина, синтетических органических и неорганических фотопреобразующих, фотохромных и светоизлучающих материалов для создания перспективной оптоэлектронной техники, оптических носителей информации, хемососенсоров, регуляторов химических реакций различного типа, компонентов интегральной оптики, а также для применения в перспективных информационных системах и в системах защиты ценных бумаг; 3) технологии полимеро-, керамо- и металломатричных композитов и технологии создания на их основе многофункциональных высокопрочных конструкционных материалов. В рамках реализации этого комплексного проекта предусматривается: разработка полимеро-, керамо- и металломатричных, а также древесно-полимерных композитов, в том числе "интеллектуальных" полимерных композиционных материалов и "интеллектуальных" конструкций для теплонапряженных элементов двигательных установок, пар трения, обеспечит создание многофункциональных конструкционных материалов, обладающих комплексом свойств, недостижимых при использовании традиционных материалов. Особого эффекта следует ожидать при создании конструкций, работающих в экстремальных условиях и входящих в изделия авиационной и ракетно-космической техники, кораблестроения, гидротурбостроения, насосостроения, двигателестроения, тяжелого и транспортного машиностроения, строительной индустрии; разработка высокопрочных размерно-стабильных антифрикционных углестеклопластиков и подшипников скольжения из них, металлополимерных композиционных материалов для ледостойких систем, электрохимической катодной защиты от коррозии металлических конструкций, полимерных и металлополимерных полифункциональных слоисто-армированных и объемно-армированных композитов для корпусных и фундаментных конструкций, керамоматричных композитов для гибридных и керамических подшипников качения, работающих при температурах свыше 2000°С, древесно-полимерных композитов в целях создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции, функционирующей в экстремальных условиях эксплуатации, в том числе: немагнитных радиозащищенных корпусов глиссирующих судов и кораблей нового поколения, экранопланов, морских сооружений для шельфовой добычи углеводородного сырья, крупногабаритных надстроек и башенно-мачтовых конструкций сложной формы, рамных фундаментов для виброактивного оборудования; экологически чистых, размерно-стабильных, высокоскоростных и тяжелонагруженных узлов трения скольжения из антифрикционных углестеклопластиков, работающих при смазке водой и агрессивными жидкостями, рулевых, выдвижных и дэйдвудных устройств судов, надводных и подводных кораблей различных классов и назначения, а также подшипников и торцевых уплотнений вала насосов атомных ледоколов, центробежных насосов поддержания пластового давления нефтегазодобывающих систем, подшипников скольжения направляющих аппаратов гидротурбин, узлов трения скольжения повышенной надежности грузоподъемных машин, шагающих экскаваторов, дробилок щебня и других механизмов, работающих в диапазоне температур от криогенных до 140°С; ударовиброзащитных полимерных композиционных материалов для защитных экранов, корпусов, обтекателей гидро- и радиолокационных комплексов двойного назначения и блоков положительной плавучести для обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов геолого-разведочного, спасательного и военного назначения; узлов трения качения и скольжения из керамоматричных композитов, работающих при температурах свыше 2000°С в составе двигателей нового поколения; ледостойких систем электрохимической защиты от коррозии металлоемких корпусов атомных ледоколов и судов ледового плавания, плавучих и стационарных ледостойких морских буровых платформ для добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе арктических морей России и перспективных объектов Военно-Морского Флота различного назначения; высокопрочных, легких, экологически безопасных, водостойких конструкций на основе древесно-полимерных композиционных материалов для судостроения, железнодорожного транспорта, домостроения; разработка высокотемпературных керамических композиционных материалов, обеспечивающих работоспособность, ресурс и надежность эксплуатации в условиях окислительных сред и продуктов сгорания топлива элементов теплонагруженных конструкций при температурах эксплуатации на 300-400 град.С выше существующих; разработка металлических композиционных материалов для рабочих температур до 1600 град.С за счет армирования матриц на основе интерметаллидов Ti, Ni, Nb тугоплавкими оксидными волокнами, композиционных материалов на основе оксидалюминиевой керамики с рабочей температурой до 1350 град.С и диоксидциркониевой керамики с рабочей температурой до 2000 град.С, работоспособных в окислительных и реакционных средах, повышающих экономическую эффективность изготовления изделий на их основе; разработка экономичных конструкционных и функциональных изотропных металлических композиционных материалов на алюминиевой, титановой, медной, магниевой матрице, армированной порошками (нанопорошками, нановолокнами) высокопрочных соединений и квазикристаллами с повышенными характеристиками прочности, модуля упругости, твердости и расширенным набором триботехнических свойств, позволяющих повысить экологичность широкого класса двигательных установок, снизить шум и эмиссию двигателей на 25-30 процентов; разработка экологически безопасных полимерных композиционных материалов на основе жгутовых, тканых угле-, стекло-, органогибридных наполнителей, отвечающих новым техническим требованиям, в том числе в части функций адаптации, самодиагностики и расширения диапазона рабочих температур, и обеспечивающих при изготовлении трехслойных сотовых и монолитных конструкций уменьшение веса конструкции на 30-50 процентов по сравнению с чисто металлическими, снижение трудоемкости производства изделий в 1,5 раза, влагопоглощения на 15-20 процентов, повышение их герметичности, ресурса, надежности и экономической эффективности применения полимерных композиционных материалов в 1,5 - 2 раза. Ожидаемый объем продаж к 2010-2011 годам функциональных материалов с принципиально новыми свойствами составит 1,1 млрд. рублей в год, композитов и керамических материалов - 500 млн. рублей в год, неметаллических материалов и покрытий - 330 млн. рублей в год. 2. Общемашиностроительные технологии В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) разработка технологий и автоматизированного оборудования для изготовления конструкций из композиционных материалов. Будут созданы отечественные технологии, оборудование, современное опытное производство изделий из композиционных материалов с объемом производства на первом этапе до 1800 млн. рублей с последующим увеличением до 12600 млн. рублей в год. Разработка новых технологий позволит создать конкурентоспособное высокоэффективное оборудование для изготовления конструкций из композиционных материалов при снижении веса конструкций авиационной, морской и наземной транспортной техники на 25-30 процентов и снижении стоимости элементов конструкций транспортной техники на 30-40 процентов. Такое снижение веса и стоимости конструкций позволит повысить экономическую эффективность эксплуатации самолетов гражданской авиации не менее чем на 15-20 процентов. По мере осуществления экспериментальных отработок новые технологии будут внедряться на серийных образцах космической, авиационной, судостроительной и другой техники; 2) создание типоряда термопластоавтоматов нового поколения для различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, космической, оборонной и других). Будут созданы термопластоавтоматы нового поколения производительностью в 1,5 - 2 раза выше существующих; 3) разработка технологий изготовления дисков и валов из жаропрочных сплавов нового поколения, производимых методом порошковой металлургии. Реализация разработанных технологий обеспечит снижение трудоемкости изготовления продукции на 40-70 процентов и рост производительности обработки в 3-10 раз; 4) разработка ресурсосберегающих технологий и создание высокоскоростного, интегрированного оборудования для многокоординатной механообработки и оборудования для обработки металлов давлением. Разработанные технологии позволят создать новое интегрированное оборудование на базе механотронных модулей для высокопроизводительной и высокоскоростной механической обработки деталей сложной формы, обеспечивающее повышение производительности в 3-10 раз, точности обработки в 3-5 раз и высокое качество изготовления деталей. Указанные технологии будут применяться в производстве высокотехнологичной продукции (авиационной, ракетно-космической, морской техники, оборудования для топливно-энергетического комплекса, нефтедобычи, гидротурбостроения); 5) разработка технологической базы машиностроения на основе применения методов адаптивного прецизионного позиционирования инструмента на базе измерений в нанометровом диапазоне. Реализация проекта позволит на 1-2 порядка повысить точность обработки деталей на модернизированных станках и создать новое высокоточное обрабатывающее оборудование для прецизионной обработки -9 деталей с точностью до 10 м, что обеспечит технологическое перевооружение базовых отраслей промышленности Российской Федерации с использованием прецизионного оборудования, повышение конкурентоспособности отечественной станкостроительной продукции, а также создание широкой номенклатуры производимых на этом оборудовании товаров высокого качества; 6) разработка технологий создания автоматизированных систем проектирования, производства и сопровождения наукоемкой техники с использованием электронного документооборота. Будут разработаны комплекс мероприятий по внедрению новых стандартов, обеспечивающих легитимное использование документации в электронной форме, порядок и механизмы использования нормативной базы при осуществлении практической деятельности, необходимые методические материалы и программное обеспечение, проведена промышленная апробация интегрированной системы; 7) создание технологий и оборудования для лазерной обработки, сварки трением интегральных конструкций, лазерного послойного синтеза деталей из металлических порошков, нанесения многофункциональных покрытий, в том числе специализированного оборудования и технологий сварки с использованием энергии трения интегральных конструкций летательных аппаратов, двигателей из алюминий-литиевых и титановых сплавов для авиации, морской техники, атомных и тепловых электростанций производительностью, превышающей в 5-10 раз современный уровень (ресурс изделий сложной техники будет повышен в 3-5 раз); разработка научно-технической, технологической и конструкторской документации на новые технологии сварки интегральных конструкций летательных аппаратов из высокопрочных алюминиевых сплавов; 8) создание технологии и оборудования для лазерного послойного синтеза деталей из металлических порошков. Разработка новой технологии обеспечит создание оборудования, позволяющего сократить продолжительность технологической подготовки производства трудоемких изделий сложной формы в 3-5 раз и ускорить внедрение в производство новых изделий в среднем в 2,5 - 3 раза. 3. Базовые технологии энергетики Технологии неядерной энергетики В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) создание технологий гарантированного электроснабжения для обеспечения безопасности особо ответственных объектов. Работы по данному направлению обеспечат создание высокозащищенных систем внутреннего электроснабжения мощностью от 200 до 15000 кВт для объектов группы 1 (категория 1а) с использованием новых автономных источников энергии. В процессе выполнения работ будет создана демонстрационная энергетическая система и разработана основополагающая элементная база. Будут также разработаны опытные образцы компактных передвижных электростанций мощностью 100-200 кВт на основе генератора - силового преобразователя с микропроцессорным управлением с высокоскоростными (до 100 тыс. об/мин) газовыми турбинами с электромагнитными подшипниками для гарантированного электропитания потребителей. Реализация этих мероприятий позволит обеспечить как гарантированное энергоснабжение особо ответственных потребителей, так и широкое внедрение малой энергетики при строительстве объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных объектов, удаленных от энергосетей; 2) создание технологий и оборудования для изготовления фотоэлектрических преобразователей и фотоприемных модулей на основе многослойных наноструктур. Будут разработаны технологии и оборудование для изготовления фотоэлектрических преобразователей и фотоприемных модулей с коэффициентом полезного действия более 30 процентов и организовано на их основе производство космических солнечных батарей с удельным энергосъемом более 300 Вт/кв. м и увеличенным более чем в 2 раза сроком службы. Для получения "солнечного" электричества в наземных условиях будут разработаны технологии и переданы для промышленного производства наноструктурные фотопреобразователи и модули с коэффициентом полезного действия более 35 процентов при 1000-кратном концентрировании наземного солнечного излучения и в 1,5 - 2 раза меньшей стоимостью по сравнению с существующими преобразователями; 3) разработка ключевых технологий водородной энергетики. Будут разработаны: эффективные и безопасные методы и технологии получения, хранения и использования водорода, научные основы и базовые технологии развития атомно-водородной энергетики, опытные установки для производства синтетического топлива в составе атомно-водородных комплексов; атомно-водородные комплексы и системы получения водорода с использованием возобновляемых источников энергии, включая биотехнологии; энергосистемы малой и средней мощности (до 200 кВт) на базе электрохимических генераторов для транспортных средств и систем энергоснабжения специальных объектов; технологии хранения и распределения водорода, обеспечивающие безопасность эксплуатации водородной инфраструктуры на всех этапах (от производства до использования водорода), включая элементную базу средств контроля и измерения; агрегатная и электротехническая базы, обеспечивающие эффективное и безопасное функционирование всех систем водородной энергетики; 4) разработка базовых технологий силовой электроники - мощных полупроводниковых и вакуумных управляющих элементов и переключателей. Будут разработаны технологии и освоено производство силовой элементной базы нового поколения для выпуска конкурентоспособных силовых полупроводниковых приборов, в которых остро нуждаются различные отрасли народного хозяйства, в том числе электроэнергетика, транспорт, машиностроение, добывающая промышленность, оборонная техника. Будет решена задача импортозамещения и будут разработаны базовые технологии производства наиболее востребованных приборов для современной электропреобразовательной техники, отсутствие отечественного производства которых сегодня ставит под угрозу технологическую независимость и безопасность России, включая IGBT-модули, в том числе на ток до 3000 А и напряжение до 6500 В, запираемые тиристоры с жестким выключением (IGCT) на ток до 6000 А, напряжение до 8000 В, "интеллектуальные" силовые приборы и модули с интегрированными элементами драйверов управления, самозащиты и самотестирования на ток до 2000 А, мощные светоуправляемые приборы с оптоволоконной гальванической развязкой цепи управления. Наряду с силовыми полупроводниковыми приборами будут разработаны технологии вакуумных ключевых приборов, имеющие большую по сравнению с силовыми полупроводниковыми приборами электрическую прочность, быстродействие, стойкость к пробоям и воздействию электромагнитного излучения; 5) разработка технологий и оборудования для создания перспективных высокоэнергетических химических источников тока. Разработка новых технологий и специального технологического оборудования позволит создать производство конкурентоспособных химических источников тока со следующими характеристиками: удельная энергия до 200-600 Вт ч/кг (превышение существующего уровня в 2-5 раз); удельная мощность до 150-1500 Вт/кг (превышение существующего уровня в 3-10 раз); диапазон рабочих температур от минус 50 град.С до плюс 65 град.С; срок сохраняемости до 20 лет, срок службы до 10-12 лет. Реализация этого направления позволит: создать современные высокоэффективные системы автономного электропитания особо ответственных энергопотребителей на промышленных и военных объектах; увеличить сроки активного существования космических аппаратов; повысить сроки функционирования переносных средств управления и связи; увеличить эффективность и время функционирования морских погружных, буксируемых и сбрасываемых средств многоцелевого назначения; повысить напряжение бортовой сети автомобильной и бронетанковой техники до 42 В, расширить температурный диапазон и увеличить время работы при стартерном режиме без снижения мощности; исключить применение драгоценных металлов и сократить использование дефицитных материалов (в том числе иностранного производства) в качестве электроактивных и конструкционных компонентов химических источников тока. Технологии ядерной энергетики нового поколения Указанное технологическое направление предусматривает реализацию следующих комплексных проектов: 1) разработка и создание технологии и оборудования для получения новых видов ядерного топлива, в том числе уранплутониевого для реакторов различного назначения. Реализация этого проекта позволит: повысить конкурентоспособность ядерного топлива российского производства на мировом энергетическом рынке; создать реакторы и ядерное топливо нового поколения повышенной безопасности с увеличением ресурса работы активных зон в 1,5 - 2 раза, способных работать как в стационарном, так и в маневренном энергетическом режиме; снизить на 15-20 процентов себестоимость электроэнергии, вырабатываемой атомными электростанциями, за счет уменьшения доли топливной составляющей; создать высокоэффективные ядерные энергетические установки для флота и малой атомной энергетики, в том числе плавучих энергоблоков, для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера; вовлечь в топливный цикл запасы оружейного плутония, что позволит существенно сократить потребность в уране, снизить затраты на горно-геологические работы и разделение изотопов урана; 2) создание конструкционных материалов, сплавов, соединений и технологий изготовления изделий из них для ядерной техники. Реализация этого проекта позволит: получать чистые по радиогенным и балластным примесям ядерные материалы для их последующего использования в оборонной и гражданской технике; обеспечить прорыв в разработке материалов с особыми физическими свойствами (сверхпроводящий кабель, магнитные материалы со сверхвысокими параметрами, материалы с повышенным поглощением гамма-излучения и другими), что позволит существенно продвинуться в создании современной ядерной техники (ускорители, установки термоядерного синтеза, установки для перевозки ядерного топлива, ядерные энергетические установки различного назначения); разработать новые технологии производства оболочечных и корпусных материалов тепловыделяющих элементов и активных зон реакторов различного назначения с целью повышения полноты выгорания ядерного топлива в 2 раза, увеличения ресурса работы корпусов реакторов до 60 лет и ускоренного снижения уровня наведенной активности; 3) разработка новых экономически и экологически эффективных технологий хранения, транспортировки и переработки отработанного ядерного топлива, других радиоактивных материалов и обращения с радиоактивными отходами. Выполнение работ по указанному проекту позволит: осуществить новый этап реализации концепции замкнутого ядерного топливного цикла, в процессе которого снизится стоимость переработки отработавшего ядерного топлива в 1,4 раза, сократится количество образующихся при этом среднеактивных отходов в 3 раза, высокоактивных в 1,5 раза, расход содовых реагентов в 10 раз, снизится объем продуктовых потоков в 1,5 раза; разработать энергосберегающие, экономически эффективные, экологически безопасные технологии и аппаратуру обращения с высокоактивными отходами, в том числе решить вопросы их иммобилизации в минералоподобные матричные материалы, что позволит сократить объем высокоактивных отходов, подлежащих захоронению, и в несколько раз сократить производственные площади, необходимые для обращения с отходами; 4) разработка уникальных комплексных ядерно-физических технологий с использованием пучков нейтронов, электронов, ионов и лазерной плазмы для решения различных задач оборонного и гражданского назначения. Разработка технологий, предусмотренных в указанном проекте, позволит: создать портативные мобильные комплексы обнаружения взрывчатых делящихся веществ; создать быстродействующие мобильные системы прецизионного таможенного контроля и мостовых конструкций; разработать технологии и оборудование по лазерному обогащению элементов средних масс; разработать новые материалы для изделий атомной промышленности; создать методы и средства радионуклидной томографии для контроля высоконагруженных объектов и принципиально новой безреагентной технологии для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод; 5) усовершенствование стендовой базы атомной энергетики. Реализация проекта позволит: продлить эксплуатацию исследовательского реактора МИР.М1 - уникальной и единственной в отрасли экспериментальной базы для испытаний элементов активных зон, обосновать работоспособность и безопасность вновь создаваемого топлива; продлить ресурс эксплуатации систем и оборудования, повысить безопасность и привести системы органов управления реактора БОР-60 в соответствие с нормативной документацией, обеспечить непрерывную и безопасную эксплуатацию в течение продлеваемого срока. 4. Технологии перспективных двигательных установок В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) разработка критических технологий многоцелевого назначения и демонстрационных узлов для создания перспективных конкурентоспособных газотурбинных двигателей. Разработка новых технологий позволит создавать конкурентоспособные газотурбинные двигатели различного назначения с принципиально новым уровнем основных технических и экономических показателей, включая: повышение топливной экономичности на 20-30 процентов для энергоустановок, на 10-15 процентов для авиадвигателей; приведение экологических характеристик в соответствие с перспективными международными нормами по шуму и эмиссии вредных выбросов; увеличение ресурса двигателей в 2 раза; снижение стоимости разработки, производства и эксплуатации в 1,5 - 2 раза. Новые технологии также будут внедряться на эксплуатируемых образцах техники при их модернизации; 2) разработка критических технологий и образцов - прототипов высокоскоростных воздушно-реактивных двигателей, разработка технологий проектирования и изготовления теплонапряженных конструкций двигателей, охлаждаемых водородом и (или) углеводородным топливом, камер сгорания с рабочей температурой до 3000 К с использованием новых высокотемпературных материалов и покрытий. Разработанные технологии позволят приступить к активному использованию области гиперзвуковых скоростей полета летательными аппаратами следующих типов: трансконтинентальные гиперзвуковые самолеты с глобальной дальностью полета и крейсерской скоростью свыше 5000-8000 км/час; многоразовые авиационно-космические транспортные системы, выводящие на околоземную орбиту полезную нагрузку массой 5-8 тонн с обеспечением принципиально новой техники вывода на орбиту без космодромов и отчуждаемых территорий с сокращением стоимости в 5-10 раз; 3) разработка технологии создания цилиндров низкого давления нового поколения для турбоустановок атомных и тепловых электростанций. Работы по указанному направлению обеспечат создание отечественных конкурентоспособных быстроходных турбин большой и малой мощности для стационарных и судовых энергетических установок, а также для энергообъектов специального назначения, расположенных вдали от источников централизованного энергообеспечения. Потребность российского рынка в газотурбинных двигателях для транспортных и стационарных газотурбинных установок составляет 300-600 млрд. рублей в год. 5. Химические технологии и катализ В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) разработка каталитических процессов и технологий производства отечественных наномодифицированных катализаторов нового поколения для более глубокой переработки нефтяного газового сырья в олефины, ароматические углеводороды и мономеры. Реализация этого проекта позволит обеспечить разработку: катализаторов глубокой переработки нефти и попутного газа, соответствующих мировому уровню, повышающих эффективность расходования природных ресурсов, обеспечивающих снижение загрязнения атмосферы Земли, содержащих значительно меньшее количество драгоценных металлов и имеющих существенно меньшую цену по сравнению с существующими катализаторами; проектной документации по созданию или реконструкции типовых установок получения ароматических углеводородов и олефинов; 2) разработка технологий производства нового поколения полимерных композиционных материалов для экстремальных условий эксплуатации. В рамках этого проекта предусматриваются: разработка технологий производства термопластических резин специального назначения, обеспечивающих сокращение в 2,5 - 3,5 раза капитальных затрат на смесительное оборудование, в 1,5 - 2 раза затрат электроэнергии и производственных площадей по сравнению с существующими производствами; разработка промышленных технологий переработки сверхмолекулярного полиэтилена и создание опытных и опытно-промышленных производств материалов и изделий на его основе. Эти полимерные композиционные материалы необходимы для машиностроения, строительства, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей, электропромышленности, автомобилестроения, авиации, медицины, атомной промышленности и других отраслей. Использование полимерных композиционных материалов позволит сократить в 2 - 2,5 раза капитальные затраты на смесительное оборудование, в 1,5 - 2 раза - затраты на электроэнергию по сравнению с существующими технологиями; 3) разработка мембранно-каталитических материалов и технологий нового поколения. Будут разработаны технологии для производства катализаторов, необходимых для получения высококачественного экологически чистого бензина, фторсодержащей продукции, масложировой продукции, мембранных материалов, используемых в сельском хозяйстве, химической промышленности, в металлургии и металлообработке, в пищевой промышленности и других отраслях. В целом вновь разрабатываемые и осваиваемые катализаторы и технологии обеспечат к 2012 году производство продукции химического и нефтехимического комплекса России на сумму до 14 млрд. рублей ежегодно. 6. Технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях В рамках данного базового технологического направления предусматривается осуществление следующих комплексных проектов: 1) разработка технологий создания и прогнозирования перспективной судовой техники и технологий реализации технических средств XXI века, включая технологии использования в судовых энергетических установках водородного топлива. Учитывая, что к настоящему времени традиционные конструктивные решения в области повышения экологической, конструктивной и навигационной безопасности эксплуатации судов практически исчерпали себя, в рамках этого направления будут разработаны принципиально новые технологические решения по созданию конкурентоспособных высокоэкономичных судов различного назначения, в том числе: морских транспортных судов (универсальных сухогрузных, контейнеровозов, лесовозов, танкеров) в первую очередь ледового плавания с новыми обводами корпусов, конструкцией и материалом корпуса, обеспечивающими снижение энергозатрат при их эксплуатации и весовых характеристик на 10-15 процентов, повышенную на 20-25 процентов ледопроходимость, с увеличенной в 1,2 - 1,4 раза экономической эффективностью перевозок; транспортных судов смешанного плавания с новыми типами движительно-рулевых комплексов, обеспечивающих увеличение скорости судов на 0,5 - 0,6 узла и повышение маневренности и управляемости судов; новых типов автоматизированных промысловых судов (больших, средних и малых) для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов, а также производственно-транспортных рефрижераторов для работы в Мировом океане. Целевыми показателями разрабатываемых технологий создания судов следующего поколения являются: снижение затрат в процессе эксплуатации на 15-25 процентов; повышение коэффициента безопасности эксплуатации судов в 2,5 раза; снижение издержек производства (сокращение трудоемкости работ и сроков постройки судов в 1,5 - 2 раза); 2) разработка технологий создания сложных транспортно-технологических комплексов для работы в экстремальных условиях Арктики. Для ускорения освоения природных и биологических ресурсов морей северных и восточных регионов России, Мирового океана и интенсификации использования трасс Северного морского пути будут разработаны новые передовые технологии и технические средства, обеспечивающие создание специальных судов. Разработанные технологии позволят создать технические сооружения и транспортные средства, которые обеспечат освоение запасов углеводородов и минеральных ресурсов на российском арктическом шельфе, а также создать предпосылки для превращения Северного морского пути в регулярно действующую транспортную магистраль. Будут разработаны новые технологические решения по повышению ледостойкости, ледопроходимости на 20-25 процентов и безопасности морской техники для работы на замерзающем шельфе, будет создан научно-технический задел для разработки перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем; 3) научное обеспечение разработок перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем. Будут разработаны технологии, направленные на снижение сопротивления движению судов и создание высокоэффективных движителей, что должно обеспечить экономию в расходах на топливо до 20 процентов, конструктивную безопасность и снижение уровня аварийности на флоте за счет резкого увеличения ресурса сварных несущих конструкций морской техники, создание перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем; 4) разработка промышленных технологий для обеспечения конкурентоспособности производства компонентов систем водного транспорта. Предусматривается разработка технологий для технического перевооружения и развития производственных мощностей, выпускающих такие технические средства транспортных систем, как транспортные и добывающие суда, плавсооружения, а также комплектующие изделия к ним (судовые энергоустановки, механизмы, устройства, движители, арматура, оборудование и приборы), в том числе на основе малоотходных или безотходных производств. Разработанные промышленные технологии и оборудование позволят в 1,5 - 2 раза сократить продолжительность создания компонентов систем водного транспорта, обеспечив конкурентоспособность отечественных производственных предприятий на мировом рынке судостроительной продукции; 5) разработка технологий, обеспечивающих навигационную и экологическую безопасность вновь создаваемых конкурентоспособных транспортных средств. Указанные технологии направлены на: совершенствование ранее созданной номенклатуры средств автоматизации с целью поддержания объектов транспортных систем в состоянии, удовлетворяющем требованиям национальных регистров, доведения техники до уровня лучших зарубежных образцов и обеспечения возможности замещения импорта; создание новых навигационных комплексов с использованием систем спутниковой связи по направлениям, связанным с аппаратурной интеграцией, созданием развитой системы обеспечения безопасности движения, выполнением требований эргономики для снижения роли человеческого фактора в причинах аварий и катастроф, внедрением экспертной системы "Помощник экипажа в опасных ситуациях" и новых технологий эксплуатации; 6) разработка и развитие технологий моделирования сложных транспортных технических систем в интересах внешнего проектирования и оценки тактико-технико-экономической эффективности транспортных систем (комплексный проект). Будут разработаны новые технологии моделирования (комбинированного и операционно-динамического моделирования), что позволит повысить быстродействие вычислений при сохранении необходимой точности расчетов, обеспечить реализацию современных методов проектирования сложных транспортных систем и существенно сократить сроки их разработки. Реализация базовых технологий направления приведет к снижению энергозатрат на эксплуатацию северного флота на 20-25 процентов, увеличению экономической эффективности перевозок в 1,2 - 1,4 раза, увеличению безопасности эксплуатации в 2,5 раза. Объем реализованной продукции к 2012-2015 годам составит около 140 млрд. рублей. 7. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов: 1) разработка технологий генной и клеточной инженерии для создания средств диагностики, профилактики и защиты человека от опасных заболеваний и биотерроризма. Разработка подходов персонализированной медицины с использованием достижений современной молекулярной медицины (фармакогеномика, протеомика, биоинформатика). Будут созданы эффективные технологии получения современных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний и медицины катастроф, включая: цитокины и их антагонисты (интерфероны, интерлейкины и их рецепторы) - средства первого выбора противоинфекционной защиты и коррекции иммунитета организма для достижения адекватного ответа на патогены (будут разработаны протоколы для индивидуального подбора цитокинов и их индукторов, что обеспечит переход к персонализированной медицине); терапевтические антитела для лечения опухолевых и аутоиммунных заболеваний, в том числе антидоты к наркотикам и отравляющим веществам; генно-инженерные ферменты и препараты на их основе; ростовые факторы и их ингибиторы, в том числе факторы роста сосудов при сердечно-сосудистых заболеваниях и их блокирования при опухолевых процессах; гормоны, в том числе новые аналоги инсулина быстрого и пролонгированного действия, для лечения заболеваний эндокринной системы; генно-инженерные факторы и компоненты крови, крайне необходимые для медицины катастроф и стихийных бедствий; 2) разработка биотехнологий получения принципиально новых медицинских препаратов на основе низкомолекулярных биорегуляторов для профилактики и лечения вирусных и бактериальных инфекций человека. Создание и развитие биотехнологической базы синтеза фармпрепаратов на основе белков, пептидов, нуклеозидов. Будут созданы принципиально новые технологии и средства, основанные на современных достижениях молекулярной биологии, комбинаторной химии, предназначенные для предупреждения и терапии возвращающихся и возникающих инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит, туберкулез, грипп, включая птичий), а также потенциальных агентов биотерроризма (возбудители сибирской язвы, ботулизма и других). Это позволит впервые организовать в России современный и мобильный технологический консорциум, включающий все стадии процесса создания эффективных средств профилактики и защиты человека от опасных инфекций, отвечающий международным тенденциям организации противовирусной и антибактериальной защиты на государственном уровне; 3) разработка технологий обнаружения и нейтрализации особо опасных инфекций и патогенных биотоксинов в живых организмах, продуктах питания и окружающей среде. Будут разработаны: современные технологии мониторинга опасных инфекций, включая чуму, сибирскую язву, сальмонеллез и другие, позволяющие осуществить их быстрое обнаружение и идентификацию; новые технологии обнаружения природных биотоксинов, в том числе ботулинических, стафилококковых, столбнячного, дифтерийного, сибиреязвенного, холерного, рицина, микотоксинов, позволяющие проводить одновременный анализ более чем 10 токсинов; оригинальные диагностические наборы для обнаружения и идентификации карантинных микроорганизмов; средства нейтрализации токсинов в организме человека на основе человеческих антител (сибиреязвенного токсина, ботулинических нейротоксинов и других). В результате будет создана технологическая платформа производства аналитических и терапевтических средств нового поколения против опасных инфекций и природных биотоксинов, попадающих в живые организмы в результате естественного инфицирования, террористических актов, техногенных и природных катастроф; 4) разработка технологий и организация производства современного оборудования для уничтожения опасных химических веществ, бактериальных и вирусных патогенов, находящихся в воздухе закрытых помещений. Будут разработаны стационарные, мобильные, а также встраиваемые в вентиляционные каналы современные системы воздухоочистки на основе технологий фотокатализа для практического использования в закрытых специальных помещениях (клиниках, диспансерах, хирургических блоках, других медучреждениях) и на предприятиях химической, микробиологической промышленности для постоянной очистки воздуха, а также для использования в экстремальных ситуациях; 5) базовые технологии создания перспективных материалов, сорбентов, универсальных поглотителей, катализаторов для систем жизнеобеспечения, средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего и изолирующего типов, кожи человека, средств коллективной защиты, систем водоочистки и водоподготовки, систем промочистки. Реализация мероприятий позволит: устранить отставание от мирового уровня в области средств индивидуальной и коллективной защиты фильтрующего и изолирующего типов; обеспечить возможность разработки и серийного производства средств защиты человека, конкурентоспособных на мировом рынке и имеющих опережающий уровень характеристик по сравнению с зарубежными аналогами (универсальность фильтрующе-поглощающих систем, снижение массогабаритных характеристик в 1,2 - 1,8 раза, снижение тепловых нагрузок на человека в средствах индивидуальной защиты на 50 процентов, увеличение времени безопасного пребывания в зоне заражения в 2-5 раз); решить вопросы импортозамещения по средствам водоочистки и водоподготовки, исключить применение хлора и озона; 6) базовые технологии комплексного контроля экологического состояния окружающей среды на основе качественно новых принципов реализации радиометрического метода дистанционного контроля и метода молекулярных ядер конденсации. Будут созданы: технологии неразрушающего контроля средств индивидуальной и коллективной защиты человека на основе метода молекулярных ядер конденсации; многоцелевые переносные автоматические приборы для осуществления неразрушающего контроля шихтовой части средств защиты фильтрующего типа; многоуровневые системы дистанционного контроля состояния окружающей среды. Разработанные технологии позволят: снизить стоимость системы контроля и расширить область ее применения (контроль фильтро-вентиляционных установок метрополитена, ультрамалых течей, обнаружение скрытых закладок взрывчатых веществ); повысить в 5-10 раз оперативность обнаружения техногенных эксцессов, достоверность информации, точность координатной привязки и оконтуривания зоны чрезвычайных происшествий; обеспечить снижение затрат на 40-50 процентов при формировании единой государственной системы экологического мониторинга; 7) технологии диагностики и профилактики состояния здоровья человека. Реализация программных мероприятий этого направления позволит: повысить качество диагностики различных патологических изменений организма человека; обеспечить оперативный мониторинг течения различных заболеваний в процессе лечения и диспансерного наблюдения; формировать наиболее эффективные комплексные индивидуализированные программы лечения различных заболеваний; объективно оценивать эффективность новых средств профилактики и лечения различных заболеваний, действие экологических (в том числе производственных), физических и химических факторов на организм человека с учетом индивидуальной чувствительности к ним, устанавливать специфику действия на анатомические и функциональные системы; создать принципиально новую технологию лечения человека с помощью физических факторов (световая, ультразвуковая, лазерная и другие технологии), что позволит значительно сократить применение химических лекарственных средств. 8. Системно-аналитические исследования проблемы развития базовых технологий Работы по этому направлению предусматривают: выявление мировых тенденций развития базовых технологий, обоснование приоритетов и разработку рекомендаций по реализации технологических проектов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы; разработку информационных технологий для управления реализацией Программы; разработку предложений по совершенствованию механизмов и нормативного правового обеспечения внедрения в промышленное производство базовых технологий, в том числе в сфере охраны и защиты прав Российской Федерации на разработанные технологии от несанкционированного использования; исследование проблем развития базовых критических технологий; проведение сравнительного анализа уровня развития отечественных технологий по отношению к мировому уровню. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Расходы на реализацию Программы с учетом подпрограммы составляют 99458 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 49549 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 35929 млн. рублей и на капитальные вложения - 13620 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 49909 млн. рублей. Расходы на реализацию Программы без учета подпрограммы составляют 60998 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 26349 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 20049 млн. рублей и на капитальные вложения - 6300 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 34649 млн. рублей. В Программе предусмотрено смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование таких программных мероприятий, как разработка технологий и создание экспериментально-стендовой и опытно-производственной баз. Источниками внебюджетных средств являются собственные средства организаций - исполнителей работ и привлеченные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий). На этапах опытно-промышленного освоения технологий и создания соответствующих производств, требующих капитальных вложений, внебюджетные средства (собственные финансовые средства организаций - разработчиков технологий, в том числе амортизационного фонда, а также средства бизнес-структур, заинтересованных в коммерциализации технологий) используются для разработки проектно-сметной документации, проведения строительно-монтажных работ, модернизации инфраструктуры опытных производств и стендов. Государственные капитальные вложения направляются на модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования, а также на реконструкцию и дооснащение опытного производства, необходимого для создания и освоения новых технологий. Это позволит выполнить на современном уровне предусмотренные Программой научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых технологий и обеспечить возможность внедрения результатов этих работ в производство. Финансирование промышленного освоения новых технологий будет осуществляться с привлечением дополнительных внебюджетных источников в соответствии с разработанными исполнителями работ и согласованными с потенциальными потребителями технологий программами (планами) внедрения этих технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их покрытия. Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 3, объемы финансирования Программы и подпрограммы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников - в приложении N 4, распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам Программы - в приложении N 5. Замещение внебюджетных средств средствами федерального бюджета не допускается. V. Механизм реализации Программы, включающий в себя управление Программой и взаимодействие государственных заказчиков Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), предусматривающих разработку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий по результатам проведения открытого конкурса. Государственным заказчиком - координатором Программы и подпрограммы является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, а государственными заказчиками Программы и подпрограммы - Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное космическое агентство, Российская академия наук и Сибирское отделение Российской академии наук. Государственные заказчики Программы и подпрограммы проводят открытые конкурсы по соответствующим базовым технологическим направлениям и по их результатам заключают государственные контракты (договоры), предусматривающие выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях реализации государственной политики в области технологического развития. Государственные заказчики Программы и подпрограммы обеспечивают реализацию инвестиционных проектов Программы в соответствии с их полномочиями. Руководителем Программы является Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, заместителем руководителя Программы - руководитель Федерального агентства по промышленности. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы. Ответственность организаций - исполнителей программных мероприятий (проектов) предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями государственного контракта (договора). Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, |