перспективу будут являться следующие участки протяженностью 13784 км: Кузбасс - Санкт-Петербург-Сортировочный, Мурманск; Череповец - Костомукша, Ковдор, Оленегорск; Кузбасс - Свердловск - Агрыз - Москва - Смоленск; Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово-Черноморского бассейна; Аксарайская - Волгоград; Стойленская - Чугун; Заозерная - Красноярск. В указанных направлениях учтены перевозки угля, нефти, руды и металла. Кроме того, в перспективе обращение поездов повышенного веса предусматривается на участках направления Тайшет - Тында - Комсомольск - Советская Гавань и на восточной части Транссибирской железнодорожной магистрали. Для организации тяжеловесного движения предусматривается начиная с 2008 года выполнение работ по подготовке инфраструктуры железнодорожного транспорта (путевого хозяйства, системы электроснабжения, системы центральной блокировки, связи и других) для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками до 25 - 30 тонно-сил/ось в зависимости от рода груза на всем протяжении маршрута. Подготовку инфраструктуры для обращения поездов повышенного веса предусматривается осуществлять путем поэтапного усиления (комплексной реконструкции) при выполнении работ по капитальному ремонту и обновлению основных фондов, выработавших ресурс. Принципиально важным для перспективных условий эксплуатации является использование возможностей габарита максимального приближения к объекту при разработке перспективных грузовых вагонов для перевозки, прежде всего угля и руды. При внедрении подвижного состава указанного габарита должна быть реализована осевая нагрузка до 30 тонно-сил/ось. В этом случае на путях длиной 1050 м может быть сформирован состав весом до 8 - 9 тыс. тонн. Применение подвижного состава указанного габарита даст ряд преимуществ по сравнению с эксплуатируемым в настоящее время подвижным составом, а именно: уменьшение количества подвижного состава для перевозки того же объема груза на 20 процентов; прирост производительности вагона на 9,2 процента; увеличение провозной способности железных дорог на имеющейся путевой инфраструктуре, развитой под унифицированную длину на 15 процентов; снижение потребности в локомотивах до 10 процентов и в локомотивных бригадах - до 20 процентов; сокращение эксплуатационных затрат на транспортировку, в том числе удельного расхода электроэнергии из-за увеличения массы поезда до 5 процентов. Такое масштабное развитие железнодорожного транспорта требует соответствующего развития комплексов проектирования и транспортного строительства. Обновление железнодорожного подвижного состава Реализация Стратегии требует обеспечения железнодорожного транспорта промышленной продукцией, в первую очередь подвижным составом. При решении этой задачи следует исходить из того, что: существующие мощности по производству подвижного состава не обеспечивают удовлетворение потребности железнодорожного транспорта в обновлении и расширении парка подвижного состава; технический и технологический уровень значительной части производственного оборудования предприятий транспортного машиностроения не соответствует требованиям, предъявляемым к подвижному составу. Основные направления развития транспортного машиностроения определяются Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года. Основная проблема выражается: в сфере локомотивостроения - в отсутствии серийного производства магистральных грузовых электровозов постоянного тока, магистральных грузовых тепловозов, двухсистемных локомотивов и локомотивов с асинхронным тяговым приводом; в сфере производства моторвагонного подвижного состава - в отсутствии серийного производства высокоскоростных электропоездов с асинхронным тяговым приводом; в сфере производства пассажирских вагонов - в недостаточных производственных мощностях для удовлетворения спроса, связанного с массовым выбытием вагонов по сроку службы и наличием значительного необеспеченного спроса; в сфере производства грузовых вагонов - в необходимости снижения стоимости жизненного цикла продукции за счет увеличения надежности узлов и совершенствования конструкции вагонов. С целью снижения стоимости эксплуатации подвижного состава и повышения надежности функционирования железнодорожного транспорта необходимо до 2015 года улучшить технико-эксплуатационные показатели транспортных средств по следующим показателям: повышение производительности вагона на 16 процентов; повышение производительности локомотива на 18,2 процента; увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза; сокращение удельного расхода электроэнергии на 5 процентов; сокращение удельного расхода топлива на тягу поездов на 6,7 процента; поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов между деповскими ремонтами до 600 тыс. км; поэтапное увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км (на первом этапе) и до 1 млн. км. В России в настоящее время фактически отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню, в том числе отсутствует производство: дизельных двигателей нового поколения, соответствующих перспективным требованиям по эмиссии, расходу топлива, масла и другим эксплуатационным характеристикам; тяговых преобразователей тока для асинхронных тяговых приводов электроподвижного состава; современных тормозных систем; гидродинамических и гидромеханических передач дизельного привода подвижного состава с ресурсом пробега до 1 млн. км; систем управления и диагностики верхнего уровня для подвижного состава, взаимодействующих как единое целое в общей системе управления движением на рельсовом транспорте. Решением этой проблемы может стать разработка совместных инвестиционных программ производителей комплектующих и предприятий транспортного машиностроения и федеральных органов исполнительной власти в рамках частно-государственного партнерства. Для ликвидации технологического отставания отечественного транспортного машиностроения от мирового уровня необходимо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению следующих технологий: а) технологии высокоскоростного движения: производство подвижного состава; производство компонентов подвижного состава; формирование подсистемы инфраструктуры высокоскоростного движения (путь, энергоснабжение, управление движением и диспетчеризация); б) технологии проектирования и производства длинномерных алюминиевых профилей для производства подвижного состава и технологии проектирования подвижного состава с применением длинномерных алюминиевых профилей и композиционных материалов; в) технологии проектирования и производства двухэтажных пассажирских вагонов. Потребность железнодорожного транспорта общего пользования в обновлении подвижного состава при минимальном варианте развития представлена в Приложении N 2, при максимальном варианте развития - в Приложении N 3. Синхронизированная реализация Стратегии и Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года позволит преодолеть наиболее значимые составляющие системной проблемы транспортного машиностроения - недостаток производственных мощностей, техническое и технологическое отставание продукции отрасли, недостаточные объемы инвестиций в обновление основных фондов и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Реализация мер, направленных на развитие рынка продукции транспортного машиностроения, позволит улучшить финансовое состояние предприятий отрасли, повысит их инвестиционную привлекательность. К этим мерам относятся внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции вместо заключения долгосрочных соглашений и государственная поддержка лизинга подвижного состава, направленного на замену подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации, что обеспечит потребность экономики в грузовых и пассажирских перевозках и повысит безопасность на железнодорожном транспорте. К мерам, направленным на повышение конкурентоспособности продукции, относятся финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отрасли на основе принципов частно-государственного партнерства. Государственная поддержка лизинга производственного оборудования в рамках программ технического перевооружения и расширения производства, меры налоговой и таможенной политики будут стимулировать инвестиционные процессы в отрасли. Ожидается более широкое применение норм законодательства Российской Федерации, связанных с предоставлением налоговых каникул и налоговых кредитов для вновь создаваемых производств в соответствии со Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года. Реализация государственной политики по формированию условий привлечения ведущих иностранных производителей к полноценному производству с передачей технологий (а не к крупноузловой сборке) продукции транспортного машиностроения на территории Российской Федерации позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание от ведущих мировых производителей. Мировой опыт и анализ его возможного применения в России показывает, что в интересах национальной экономики наиболее целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми производителями при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции. Такой подход позволит российским производителям в короткие сроки освоить производство высокотехнологичных комплектующих, повысить уровень выпускаемой продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Государство при реализации данного направления формирует условия, обеспечивающие привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций. При этом необходимо сохранение государственного контроля над предприятиями, имеющими стратегическое (оборонное) значение для России. В таких условиях интересам отечественной промышленности будет соответствовать сохранение контроля над активами отрасли, сохранение внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения, развитие технического уровня продукции и технологии производства, экспансия на внешние рынки. Реализация данных положений развития транспортного машиностроения позволит решить системную проблему отрасли и обеспечит потребности железнодорожного транспорта в современном высокоэффективном подвижном составе, динамичное развитие транспортного машиностроения на долгосрочную перспективу. Основные задачи по развитию промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта Развитие предприятий - производителей железнодорожного подвижного состава, будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года. Основными задачами по развитию промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта, являются: развитие на территории Российской Федерации производства для удовлетворения всего спектра потребностей железнодорожного транспорта в современных технических средствах и технологиях, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность на отечественном и зарубежном рынках на долгосрочную перспективу; создание на территории Российской Федерации совместных научно-исследовательских и производственных предприятий для привлечения иностранных технологий, в том числе с использованием специальных таможенных условий и особых экономических зон; привлечение российских и иностранных инвестиций в транспортное машиностроение, развитие конкуренции в этой сфере, повышение требований к безопасности, готовности, надежности, энерго- и ресурсосбережению, экологичности подвижного состава, предельным затратам в период жизненного цикла техники; стимулирование создания и внедрения инновационной продукции и технологий в сфере железнодорожного транспорта, формирование венчурных фондов, усиление защиты интеллектуальной собственности российских разработчиков; активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на прорывных направлениях. Формирование рынка логистических услуг Важной составляющей эффективного и комплексного развития железнодорожного транспорта на отечественном и международном рынках транспортных услуг является развитие логистической деятельности. При этом, учитывая более низкий уровень оснащенности транспортно - логистической инфраструктуры в России, а также уровень качества и комплексности транспортных услуг по сравнению с ведущими европейскими странами, задача эффективного развития логистического рынка является определяющей для всей транспортной системы России. В связи с этим основной целью деятельности в этой области является создание на сети российских железных дорог эффективной логистической системы, элементы которой будут интегрироваться в российскую и международную транспортные системы, и обеспечение выхода отечественных предприятий на новые высокотехнологичные и высокорентабельные рынки логистических услуг. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: формирование и развитие эффективной сбалансированной терминально-складской сети на всей территории России путем создания грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг; внедрение современных логистических технологий управления перевозочным процессом; повышение качества транспортно-логистических услуг путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов "от двери до двери" по принципу "одного окна"; привлечение инвестиций в развитие терминально-складского комплекса; оптимизация использования терминально-складских мощностей; развитие транспортно-логистической и таможенно-брокерской деятельности (формирование условий для осуществления эффективного взаимодействия видов транспорта через логистические центры, организация комплексного обслуживания на железнодорожном транспорте, развитие таможенно-брокерского обслуживания); информационное обеспечение логистической системы. Первоочередным проектом, учитывая сложившийся дефицит современных терминально-складских мощностей в России, является строительство терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах страны. На первом этапе реализации долгосрочной программы планируется создание опорной сети из 35 - 40 терминально-логистических центров, что позволит предложить клиентам новый уровень качества логистических терминально-складских услуг. В первую очередь предполагается создание терминально-логистических центров в г. Москве (Кунцево, Курская), в Московской области (Белый Раст), Ленинградской области (Шушары), в г. г. Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и других городах. Создание сети терминально-логистических центров в крупных транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов. Каждый терминально-логистический центр представляет собой крупный технологический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр дополнительных услуг. Необходимым условием функционирования терминально-логистических центров является возможность участия в процессе формирования единого технологического и информационного пространства всех видов транспорта (морских и автомобильных перевозчиков, портов) и крупных грузовладельцев. Основные направления международной деятельности и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и развитие международной деятельности являются важнейшими стратегическими задачами. На период до 2030 года предусматривается: развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России; транспортное обеспечение внешнеэкономических связей Российской Федерации, в том числе посредством комплексного развития инфраструктуры российских морских портов и подходов к ним; создание транспортных логистических центров за рубежом с продлением железнодорожных линий колеи шириной 1520 мм на территорию государств Европы и Корейский полуостров; углубление сотрудничества с крупнейшими международными транспортными компаниями, реализация с ними совместных проектов, направленных на развитие различных сегментов транспортного бизнеса (грузовые и пассажирские перевозки, локальные инфраструктурные проекты, управленческая логистика, создание современного подвижного состава и другое); участие в международных организациях с целью гармонизации транспортного законодательства, совершенствования технологий пассажирских и грузовых перевозок, формирования унифицированного правового пространства в сфере международных сообщений; развитие партнерства со странами пространства 1520, направленное на выработку совместной стратегии развития железнодорожной сети, снижение транспортной нагрузки на экономику этих стран, развитие преимуществ технологической унификации железнодорожного транспорта, совместной эксплуатации подвижного состава на сети железнодорожных линий колеи шириной 1520 мм, разработку и внедрение прогрессивных технологий и другое; участие в инфраструктурных проектах зарубежных стран, включающих железнодорожное строительство, реализацию конкурентоспособных технологий российских железных дорог и продукции отечественного транспортного машиностроения; приобретение современной зарубежной техники и последующая локализация лицензированных технологий при условии их преимущества перед российскими аналогами; участие в капиталах зарубежных транспортных компаний в целях повышения конкурентоспособности железнодорожных услуг на международном транспортном рынке и формирования взаимовыгодных условий для интенсификации сотрудничества с зарубежными партнерами; расширение международного сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации персонала, фундаментальных и научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Развитие международных транспортных коридоров. Реализация железнодорожного транзитного потенциала Российской Федерации Одним из приоритетных направлений транспортной политики Российской Федерации является создание эффективных, безопасных и надежных наземных международных транспортных коридоров, обеспечивающих устойчивый экономический рост и потребности общества в перевозке пассажиров, движении товаров и услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы страны. Эффективность развития международных транспортных коридоров, в том числе окупаемость капиталовложений, обеспечивается соблюдением следующих принципов: сбалансированное развитие отдельных участков международных транспортных коридоров, включая совместимость технических стандартов, отсутствие "узких мест" по пропускным способностям (с учетом обеспечения местной перевозочной работы); проведение согласованной тарифной политики и обоснованное снижение транспортных затрат; концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях с устранением по возможности деструктивной конкуренции между отдельными международными транспортными коридорами за одинаковую грузовую базу; приоритетное использование существующей транспортной инфраструктуры; повышение уровня транспортного обслуживания за счет развития транспортно - логистической и информационной инфраструктуры перевозок вдоль трассы международных транспортных коридоров. Для повышения конкурентоспособности российских железных дорог в системе международных транспортных коридоров необходимо развивать следующие направления: внедрение современных технологий организации интермодальных перевозок, в частности контейнерных блок-поездов; совершенствование режима транзитных перевозок грузов и пассажиров на основе международных договоров; внедрение систем и устройств для повышения безопасности движения транспортных средств, совершенствование технологий перевозочного процесса с целью сокращения сроков доставки грузов и обеспечения их сохранности; увеличение пропускных и провозных способностей магистральных линий российских железных дорог, соответствующих основным направлениям международных перевозок; устранение "узких мест" на существующей железнодорожной инфраструктуре и внедрение автоматизированных систем управления перевозочным процессом, позволяющих повысить скорость и качество перевозки; увеличение мощностей и совершенствование технического оснащения таможенных пропускных пунктов; приведение российских нормативных правовых актов в области транспорта в соответствие с международными законами и актами; совершенствование технологии и процедур таможенного декларирования, а также создание специальных таможенных режимов для транзитных грузов; разработка и внедрение в железнодорожных перевозках унифицированных форм товаросопроводительной документации по международным стандартам; информатизация перевозок по международным транспортным коридорам, включая информационную поддержку грузоотправителей, внедрение электронного документооборота и электронной подписи; активизация маркетинговой деятельности и развитие агентской сети; создание сети информационно-логистических центров и развитие инфраструктуры интермодальных перевозок; совершенствование тарифной политики в области внешнеторговых перевозок в направлении повышения ее гибкости и формирования "сквозных тарифных ставок"; разработка и внедрение на сети российских железных дорог современного высокопроизводительного подвижного состава, в частности фитинговых платформ повышенной вместимости; активное сотрудничество с зарубежными железными дорогами и транспортными компаниями по развитию перевозок на направлениях отдельных международных транспортных коридоров, в том числе путем создания совместных предприятий; участие в работе Организации сотрудничества железных дорог, Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, Международного союза железных дорог, Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества; развитие партнерства со странами пространства 1520. Учитывая ключевую роль железнодорожного транспорта для перевозки грузов по международным транспортным коридорам, целесообразно расширить возможности интеграции и обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев цепи международной перевозки. Наиболее эффективным решением данных задач является вхождение организаций железнодорожного транспорта в управление крупнейшими морскими портами, паромами, сухопутными терминалами и объектами железнодорожного транспорта на территории других государств, позволяющее обеспечить эффективность и сбалансированность ценовой политики, а также согласованное планирование и диспетчеризацию процесса перевозки. Для реализации преимуществ международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, будет создана логистико - провайдерская сеть, обеспечивающая "сквозной" сервис по транспортировке грузов на рынке евро-азиатских перевозок, что будет способствовать: ускорению товародвижения между Европой, Россией, странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона в результате применения сквозных логистических технологий; повышению привлекательности евро-азиатских перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории Российской Федерации; динамичному развитию интермодальных перевозок и освоению новых географических сегментов рынка; увеличению рабочих мест в регионах, прилегающих к новым маршрутам, в частности за счет строительства новых терминальных мощностей. Борьба за привлечение транзитных грузов становится важнейшим фактором международного позиционирования государств, так как транзит, по своей сути, является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику. Объемы транзитных железнодорожных перевозок во многом определяются масштабами евро-азиатской, а в перспективе - межконтинентальной торговли. Применительно к современной международной торговле ключевыми факторами в выборе схемы доставки товара являются следующие: суммарная величина расходов на транспортировку; продолжительность времени перевозки груза; гарантированность сроков доставки; надежность и безопасность транспортировки товара; сезонность и зависимость от погодных условий. Транссибирская железнодорожная магистраль становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией, имеющим большие потенциальные возможности. Продолжится работа по развитию Транссибирской железнодорожной магистрали. В последние годы на этой магистрали значительно повышены качество транспортного обслуживания и сохранность перевозимых грузов. Упрощены процедуры таможенного оформления грузов, осуществлен ряд других мероприятий, облегчающих процедуру пересечения границы. Введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах, что позволило сократить простой контейнеров на границе с 3 - 5 суток до нескольких часов. Применяемые информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением вагонов и контейнеров в реальном времени. Ускоренные контейнерные поезда позволяют доставлять груз через всю Россию от Тихого океана до западных границ за 11 дней, то есть со скоростью свыше 1000 километров в сутки. Данная технология позволяет не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию. Возможный объем контейнерных грузов евро-азиатской торговли, который можно привлечь с морского маршрута на транспортные коммуникации России, в частности по коридору "Запад - Восток", можно оценить на сегодняшний день в размере 250 - 450 тыс. ДФЭ <*>. -------------------------------- <*> Единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по коридору "Запад - Восток" являются объемы торговли Республики Корея, Японии, а также северных и северо-восточных районов Китая со странами Европы. Плодотворным может стать сотрудничество с Казахстаном для привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами, используя ответвление коридора "Восток - Запад" через Карталы - Астана - Достык. Развитие транзитных перевозок по коридору "Восток - Запад" во многом зависит от реализации проекта восстановления Транскорейской магистрали с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Данный проект позволит обеспечить прямое железнодорожное сообщение между странами Европы с Республикой Корея и значительно повысить привлекательность железнодорожной перевозки южнокорейских контейнерных грузов за счет исключения "морского плеча" (Пусан - Владивосток). Несмотря на увеличение объемов транзита остается ряд системных проблем, требующих скорейшего решения. К ним относятся: неготовность большинства транспортных компаний предоставить "сквозную" услугу высокого качества и со "сквозным" тарифом; технологические и таможенные проблемы, связанные с организацией транзитного контейнеропотока; неготовность грузоотправителей к изменению хорошо отлаженных логистических схем перевозки с участием морского транспорта; отсутствие эффективной системы государственной поддержки развития транзита; формирование альтернативных интермодальных маршрутов с применением железнодорожного транспорта других стран, которые могут создать активную конкуренцию российским транзитным маршрутам. Развитие транзитных перевозок напрямую зависит от уровня внедрения логистических технологий. Логистическое управление международными перевозками грузов и их экспедирование позволяет получить комплексный эффект, обеспечивая взаимодействие пользователей транспортных услуг, перевозчиков и государственных органов. Естественным продолжением Транссибирской железнодорожной магистрали является Международный транспортный коридор N 2, который связывает Россию со странами Европы. В целях расширения транспортных связей с этими странами, создания более привлекательных условий для пассажиров, повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок и сокращения времени в пути предусматривается создание (по максимальному варианту) в рамках международного транспортного коридора N 2 высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Смоленск - Красное. Реализация проекта возможна путем создания международного консорциума. Не менее важным представляется развитие международного транспортного коридора "Север - Юг", являющегося альтернативой морскому маршруту, соединяющему Европу и страны Персидского залива и Индийского океана. Конкурентоспособность международного транспортного коридора "Север - Юг" снижается из-за двойной перевалки грузов на Каспийском море. В связи с этим актуальным вопросом становится создание прямого железнодорожного сообщения по западной ветви коридора. Реализация преимуществ международного транспортного коридора "Север - Юг" требует осуществления мер экономического, организационного и технического характера, создания крупных международных операторских компаний, способных составить конкуренцию морским перевозчикам, использующим традиционный маршрут транспортировки грузов евро-азиатского обмена через Суэцкий канал. Развитие западной ветви коридора требует создания прямого железнодорожного маршрута в Иран. Железными дорогами трех стран (России, Азербайджана и Ирана) в мае 2005 г. было подписано Соглашение о реализации проекта строительства и эксплуатации новой железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская). Со строительством этой линии западная ветвь международного транспортного коридора "Север - Юг" станет кратчайшим железнодорожным маршрутом между портами Балтийского моря и Персидского залива, а в перспективе обеспечит также прямое железнодорожное сообщение с Пакистаном и Индией. Работа над проектом создания Северного транспортного коридора "Восток - Запад" ведется Международным союзом железных дорог. Этот транспортный коридор должен обеспечить грузовое транспортное сообщение в направлении северо-восток США и Канады (Бостон, Галифакс) - Норвегия (Нарвик) - Швеция - Финляндия - Россия - Казахстан - Китай с ответвлением по Транссибирской железнодорожной магистрали до российских портов Приморья. В интересах Российской Федерации реализовывать указанный проект предпочтительнее через российские порты Мурманск и Усть-Луга. Привлекательность этого транспортного коридора для грузовладельцев связана с уменьшением сроков доставки грузов из внутриконтинентальных районов Западного и Центрального Китая в высокоразвитые промышленные районы северо-востока США и Канады за счет более короткого маршрута перевозки и преимущества по скорости железнодорожного транспорта по сравнению с морским сообщением ("морское плечо" сократится до участка Мурманск - Галифакс/Бостон). Это также позволит организовать перевозки в коридоре без дополнительного пересечения границ и смены железнодорожной колеи на шведско-финской границе, что сократит сроки доставки контейнеров. По данным Международного союза железных дорог, объемы перевозок могут составить 190 - 240 тыс. ДФЭ в обе стороны. Повышение эффективности функционирования железнодорожных пограничных переходов Повышение эффективности функционирования железнодорожных пограничных переходов является одним из важнейших аспектов создания надежной системы защиты и охраны государственной границы, отвечающей национальным интересам Российской Федерации в пограничной сфере. Кроме того, эффективное функционирование железнодорожных пограничных переходов является необходимым условием повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации. Международными соглашениями о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в настоящее время установлены 59 железнодорожных пунктов пропуска, из них 45 установлены вновь после распада СССР. Однако результаты проведения паспортизации пунктов пропуска в 2006 году показали, что ни один из пунктов пропуска не оборудован в соответствии с техническими требованиями, необходимыми для осуществления соответствующими контрольными органами пограничного, таможенного и других видов контроля. Низкий уровень развития пограничной инфраструктуры, несоответствие систем пропуска через государственную границу предъявляемым требованиям и недостаточность материально-технической оснащенности железнодорожных пограничных переходов приводит к снижению уровня защиты государственной границы и создает препятствия для развития внешнеэкономических связей Российской Федерации. Железнодорожные пограничные станции, на которых вновь организованы пункты пропуска, не имеют необходимого путевого развития и инфраструктуры. Для эффективного проведения мероприятий по пограничному, таможенному и другим видам досмотра требуется выполнить значительный объем работ по обустройству пограничных переходов, включая строительство зданий и сооружений, путевое развитие, оборудование освещением, ограждением. Кроме того, необходимо создать резервы пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска для обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях колебаний грузопотоков по направлениям сети, которые могут быть вызваны конъюнктурными изменениями мировых товарных рынков. Реализовать указанные мероприятия возможно только на основе комплексного программного подхода к обустройству государственной границы с учетом использования как бюджетных, так и внебюджетных источников. Решение задачи повышения эффективности функционирования железнодорожных пограничных переходов в период до 2030 года должно осуществляться в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ. В рамках международной деятельности открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" предполагается реализация следующих крупных проектов: организация прямого железнодорожного сообщения Москва - Братислава - Вена с использованием колеи шириной 1520 мм и созданием логистико-провайдерского центра в районе г. Вены. По предварительной оценке, к нему будет экономически тяготеть обширная территория Южной Германии, Швейцарии, юго-восточной части Франции, Австрии, Словении, Чехии, Венгрии, Словакии, Сербии, севера Хорватии, севера Италии, юго-западного региона Польши. Это страны и регионы с высоким внешнеэкономическим потенциалом, в значительной своей части ориентированным на Россию, страны СНГ, государства Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока - для обеспечения торговли России с Японией, Республикой Корея и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также для евро-азиатских связей; реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан - Раджин (колея шириной 1520 мм) с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль и создание логистического центра в г. Раджин (Корейская Народно-Демократическая Республика). Развитие человеческих ресурсов в сфере железнодорожного транспорта Задачи развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года будут решены во многом за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области государственного управления и железнодорожного транспорта. Для обеспечения качественного образовательного процесса необходим выход на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе по новым направлениям подготовки в области логистики, межтранспортного взаимодействия, а также по тем направлениям, которые нуждаются в узкой специализации применительно к железнодорожному транспорту (менеджмент, финансы, управление качеством, международные экономические отношения). Основными мероприятиями в области развития человеческих ресурсов являются: обеспечение железнодорожного транспорта (на всех уровнях) профессионально подготовленными рабочими массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте; подготовка специалистов широкого профиля и развитие у персонала железнодорожного транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов и единых технологических цепочек, высоких стандартов качества; содействие созданию корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности, активное участие в технической модернизации и инновационном развитии железнодорожного транспорта. Для выполнения указанных мероприятий необходимо: разработать методику прогнозирования потребностей железнодорожного транспорта в кадрах с учетом уровня требуемого образования, категории и специализации, обеспечивающую планирование и подготовку специалистов, адаптированных к выполнению перспективных задач железнодорожного транспорта, в частности, в сфере развития инфраструктуры и высокоскоростного движения, а также в иных сферах, обеспечивающих инновационное развитие; обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, компаниями железнодорожного транспорта и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала (расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственно - частного партнерства, в том числе с использованием новых финансово - кредитных схем), а также в сфере науки (обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее инновационное развитие железнодорожного транспорта за счет развития фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь на базе университетских комплексов путем укрепления их социальной, материально - технической и научно-лабораторной базы, создания научно - производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии и программного обеспечения); стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов и позволяющих предоставить полный образовательный цикл (начиная с подготовки квалифицированных рабочих и работников со средним профессиональным образованием) и все виды непрерывного обучения; обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте; разработать правовую базу с целью предоставления рабочих мест студентам образовательных учреждений для прохождения производственной и преддипломной практики и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства; развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, стимулировать подготовку научно - педагогических кадров, повышение их квалификации; синхронизировать обучение в образовательных учреждениях с процессом введения новых уровней образования (бакалавриата и магистратуры), но сохранить специализированную подготовку специалистов - железнодорожников, связанных с эксплуатационной деятельностью, а также способствовать введению дистанционных форм обучения на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий; ускорить процесс утверждения государственных образовательных стандартов по новым направлениям подготовки (специальностям) на основе разработанных в отрасли профессиональных (квалификационных) стандартов; укреплять связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности, а также адаптация выпускников - бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в высших учебных заведениях в сфере транспорта, совмещение обучения в высших и средних специальных учебных заведениях с практической работой на рабочих должностях); развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров, иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов; расширять сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов; внедрять интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием компаний транспортного комплекса и образовательных учреждений; проводить эффективную молодежную политику, направленную на стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и установление с ними длительных стабильных трудовых отношений, а также на мотивацию приобретения знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям; использовать в интересах развития кадрового потенциала договоры о социальном партнерстве; проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности железнодорожных профессий; определить и развивать механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный (в части затрат) характер деятельности по управлению человеческими ресурсами в сфере железнодорожного транспорта. IV. Основные принципы и направления координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования При реализации логистической технологии доставки грузов необходима эффективная техническая, технологическая и нормативно - правовая координация развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Координация развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования направлена на: унификацию требований к железнодорожным путям в части осевой и погонной нагрузки подвижного состава, эксплуатируемого как на путях общего, так и необщего пользования; согласование вместимости приемо-отправочных, приемо-сдаточных и выставочных путей станций примыкания и промышленных железнодорожных станций; организацию совместного комплексного технического обслуживания и ремонта подвижного состава; оптимизацию вагонопотоков и маршрутизацию; внедрение единых технологических процессов работы станций примыкания и промышленных железнодорожных станций. Взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что технические условия на примыкание железнодорожных путей необщего пользования (путей промышленных предприятий, грузовых терминалов, логистических центров и других) к железнодорожным путям общего пользования осуществляются с учетом того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), - за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования. Базовым принципом координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования является разработка и внедрение логистических технологий с использованием системного подхода, задача которого состоит в обеспечении оптимизации взаимной технологии. Основы координации стратегического развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования закладываются при определении объемов перевозочной работы. С учетом целевых показателей развития железнодорожного транспорта общего пользования определены целевые показатели работы железнодорожного транспорта необщего пользования, которые приведены в Приложении N 4. Для развития инфраструктуры и парка подвижного состава в 2008 - 2030 годах требуются инвестиции, связанные главным образом с необходимостью строительства и реконструкции железнодорожных путей на рельсах Р65 для увеличения осевых нагрузок и пополнением парка подвижного состава, обусловленным исключением выработавших ресурс локомотивов и вагонов и увеличением объема перевозок грузов. Общая потребность в обновлении подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования приведена в Приложении N 5. Стоимость строительства, реконструкции и модернизации отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава оценена ориентировочно и подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по минимальному варианту на период 2008 - 2030 годов составляет 2798,8 млрд. рублей, а по максимальному варианту - 3119 млрд. рублей. Объем инвестиций для реализации программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования приведен в Приложении N 6. V. Объем необходимых инвестиций для реализации Стратегии Объем необходимых инвестиций для реализации Стратегии по инвесторам и вариантам определен в ценах на 1 января 2007 г. без учета стоимости отвода земель под строительство железнодорожных объектов и затрат на уплату налога на добавленную стоимость. Стоимость строительства, реконструкции и модернизации отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава носит индикативный характер и оценена ориентировочно, поскольку подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов, федеральных целевых и инвестиционных программ. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на 2008 - 2030 годы по минимальному варианту составляет 11447,8 млрд. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5119,5 млрд. рублей (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 954,7 млрд. рублей) и на 2016 - 2030 годы - 6328,3 млрд. рублей. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на 2008 - 2030 годы по максимальному варианту составляет 13812,4 млрд. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5218,9 млрд. рублей (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 1054,1 млрд. рублей) и на 2016 - 2030 годы - 8593,5 млрд. рублей. Инвестиции на реализацию стратегического развития железнодорожного транспорта общего пользования в 2008 - 2015 годах по обоим вариантам будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвесторов, в том числе за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Инвестиции на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования будут полностью осуществляться за счет средств частных инвесторов. Оценка необходимых инвестиций и распределение их по источникам финансирования для реализации минимального и максимального вариантов развития приведены в Приложениях N 7 - 10. Создание опорной транспортной сети приведет к существенному повышению транспортной обеспеченности многих регионов. Это создаст предпосылки к социально-экономическому развитию ряда регионов темпами, превышающими темпы, предусмотренные при формировании долгосрочной программы. Кроме того, в зависимости от динамики регионального развития может возникнуть необходимость строительства дополнительных социально значимых и технологических железнодорожных линий. В этой связи в Стратегии по результатам мониторинга социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон предусматривается возможность дополнения перспективной топологии развития сети железных дорог Российской Федерации до 2030 года новыми железнодорожными линиями. Перечень новых железнодорожных линий, строительство которых предполагается дополнительно в рамках Стратегии, приведен в Приложении N 11. VI. Система управления реализацией Стратегии Основным инструментом реализации Стратегии является реализация долгосрочных целевых программ, предусматривающих мероприятия по развитию железнодорожного транспорта, в отношении которых определены сроки и источники финансирования. Для реализации Стратегии необходимо осуществление таких мероприятий, как: обеспечение государственной поддержки развития инфраструктуры железнодорожного транспорта; формирование специального раздела в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период с учетом расширения сети железных дорог; совершенствование системы государственного регулирования железнодорожной отрасли и цен (тарифов) на регулируемые виды продукции и услуг, дерегулирование конкурентных секторов с учетом степени развития конкуренции для защиты интересов потребителей транспортных услуг, повышения эффективности отрасли и создания условий для опережающего инвестиционного развития железнодорожного транспорта; обеспечение правового, информационного и технического взаимодействия железнодорожных систем Российской Федерации и других государств с учетом перспектив присоединения России к Всемирной торговой организации, необходимости интеграции железнодорожного транспорта Российской Федерации в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в этих целях его транзитного потенциала; совершенствование правового регулирования в части управления имуществом железнодорожного транспорта, не задействованным в обеспечении обороноспособности и мобилизационной подготовке и предполагаемым к вовлечению в оборот в конкурентных сегментах рынка; разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта Российской Федерации. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и выполнения мероприятий по гражданской обороне потребуется: определение органа государственной власти, к компетенции которого относятся функции по руководству мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте, возложению обязанностей по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом, а также по использованию подвижного состава для этих целей на конкретных владельцев инфраструктур, перевозчиков и операторов в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях; разработка механизмов осуществления социально значимых, воинских и специальных перевозок в мирное время и особые периоды, выполнения мобилизационных планов, содержания мобилизационного резерва, проведения мероприятий по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте и повышению ответственности участников рынка железнодорожных транспортных услуг за выполнение требований мобилизационных и оборонных задач, в том числе за проведение мероприятий по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций. В рамках реализации Стратегии возможна ее корректировка, учитывающая возможные изменения макроэкономических показателей социально - экономического развития Российской Федерации. Для формирования приоритетов строительства железнодорожных линий и исключения неэффективных решений в рамках подготовки конкретных инвестиционных программ и проектов будет обеспечен их финансово - экономический и социальный анализ. По результатам мониторинга темпов социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон возможно внесение изменений в перспективную топологию развития железных дорог Российской Федерации до 2030 года с обеспечением их финансирования в соответствии с принципами, изложенными в подразделе "Механизмы обеспечения Стратегии" раздела II Стратегии. VII. Прогнозируемые результаты реализации Стратегии Реализация Стратегии обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта. Будет сформирована инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, созданы условия для ускорения роста российской экономики. Реформирование отрасли обеспечит оптимизацию ее структуры и приток инвестиций для модернизации и расширения российской сети железных дорог. Железнодорожный транспорт общего пользования будет обслуживать 80 из 83 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 24 процента при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности. Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Грузооборот увеличится в 1,6 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23 процента, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3,5 раза. В установленные сроки будет доставляться 97 процентов отправок, что соответствует самым высоким мировым стандартам. Повышение скорости и надежности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале и, следовательно, удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики. Будет решена задача использования уникального географического положения России в качестве трансконтинентального транспортного моста. Железнодорожный транспорт будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2,8 раза. На магистральном полигоне протяженностью 13,8 тыс. км будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов. В результате реализации Стратегии будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении. При росте пассажирооборота на 33 процента будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Участковая скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/ч. Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения (со скоростью до 160 км/ч и выше), полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 км до 10917 км). Планируется создание высокоскоростного пассажирского сообщения (со скоростями до 350 км/ч), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1,5 тыс. км. Для решения задач повышения транспортной обеспеченности и улучшения транспортного обслуживания экономики и населения страны по максимальному варианту на 2008 - 2030 годы в развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования необходимо инвестировать около 13,8 трлн. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5,2 трлн. рублей и на 2016 - 2030 годы - 8,6 трлн. рублей. Будет обеспечено развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, что связано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 году достигнуть 170 процентов среднероссийского уровня заработной платы (это соотношение определяется как российским опытом, так и мировой практикой). Предлагается существенное повышение безопасности, экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов (энергоемкость перевозок) будет сокращен на 14,4 процента, а топлива - на 9,1 процента. На основе повышения эффективности работы модернизированного железнодорожного транспорта при динамичном росте объемов перевозок транспортоемкость внутреннего валового продукта на железнодорожном транспорте будет сокращена в 1,8 раза (с 3,01 до 1,72 коп./рубль), что позволит высвободить к 2030 году финансовые ресурсы в размере 2 трлн. рублей по сравнению с 2006 годом по максимальному варианту и 1 трлн. рублей - по минимальному варианту. За период реализации Стратегии с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации составит около 40 трлн. рублей. Планируется обеспечение разработки и детальной регламентации порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, в том числе воинских и специальных перевозок, в мирное время и особые периоды, а также распределения обязательств по выполнению мобилизационных планов, содержанию мобилизационного резерва, проведению мероприятий по мобилизационной подготовке. Будет сформирована система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры. Вероятность предотвращения актов незаконного вмешательства в функционирование объектов железнодорожного транспорта возрастет до 92 процентов, риск совершения актов противоправного вмешательства снизится на 16 - 17 процентов. Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов. Стратегические риски развития железнодорожного транспорта Стратегические риски развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года приведены в Приложении N 12. В целях ранжирования выявленных рисков по степени значимости и выработки механизма реагирования произведена качественная оценка с использованием критериев вероятности возникновения риска и уровня его воздействия на реализацию Стратегии. Распределение рисков по степени вероятности и уровню воздействия позволяет выявить наиболее критические риски стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года, требующие первоочередных мер, направленных на их предотвращение. Помимо наиболее критических рисков, указанное Приложение отражает риски, характер влияния которых в долгосрочном периоде будет носить значительный характер. Эта группа рисков требует осуществления регулярного мониторинга с целью заблаговременного выявления негативной динамики развития. В целях своевременного выявления и предотвращения рисковых ситуаций формируется система индикаторов риска, позволяющая оценивать и анализировать причины, приводящие к развитию негативных сценариев. Индикаторами макроэкономических рисков стратегического развития железнодорожного транспорта являются определенные тенденции экономики, способные существенно ослабить позиции железнодорожного транспорта. К основным индикаторам макроэкономических рисков относятся опережающая динамика цен в топливной промышленности, черной металлургии и электроэнергетике, отставание динамики показателей технической модернизации основных предприятий машиностроения от интенсивности развития железнодорожного транспорта, а также снижение запланированного объема государственных инвестиций. Основным индикатором возникновения социальных рисков является динамика темпов роста и структуры населения, а также динамика трудоспособного населения в регионах Сибири и Дальнего Востока, где планируется реализация крупных инфраструктурных проектов. Вероятность и степень проявления операционных рисков характеризуется такими индикаторами, как соотношение динамики структуры валового внутреннего продукта и динамики изменений структуры вагонного парка, изменение структуры и объемов перевозок по различным направлениям, динамика показателей износа основных фондов железнодорожного транспорта, соотношение показателей технической оснащенности и уровня развития технологий на железнодорожном транспорте и других видах транспорта, динамика показателей развития трубопроводного транспорта, интенсивность инновационных разработок и уровень их использования при реализации инфраструктурных проектов. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления. Мероприятия и способы реагирования на рисковые ситуации будут определяться прежде всего в зависимости от характера источников возникновения рисков. В этой связи управление макроэкономическими рисками наиболее целесообразно осуществлять комплексно с использованием инструментов государственной поддержки, направленных на развитие российского машиностроения, совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожного транспорта, содействие реализации проектов по развитию портовой и терминальной инфраструктуры, обеспечение запланированного объема государственных инвестиций и развитие системы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Возможность снижения социальных рисков также во многом определяется степенью использования инструментов государственного регулирования, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, снижение неравномерности развития регионов и увеличение количества трудоспособного населения в них. На отраслевом уровне возможность снижения рисков социального характера будет определяться способностью обеспечить престиж профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирования мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров в сфере железнодорожного транспорта. Приоритетное значение в области снижения операционных рисков будет иметь сокращение диспропорций в структуре вагонного парка для обеспечения растущих объемов перевозок высокотехнологичных грузов, развитие железнодорожных линий на новых интенсивно развивающихся направлениях, максимальное использование новейших научно-технических разработок в области железнодорожного транспорта и внедрение инновационных технологий. Сущность реагирования на операционные риски будет заключаться в недопущении ситуаций, приводящих к возникновению необеспеченного спроса на железнодорожные перевозки по причине недостаточного оснащения техникой, инфраструктурой, необходимыми технологиями и трудовыми ресурсами. Характер реагирования на природно-климатические и техногенные риски будет формироваться исходя из результатов долгосрочных изменений природных, метеорологических и сейсмологических условий в регионах деятельности железнодорожного транспорта. Результаты наблюдений за указанными изменениями будут учитываться в качестве обязательных исходных условий при проработке технических параметров реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. Такой подход обеспечит возможность максимального снижения ущерба в случае наступления указанной группы рисков. Формируемый механизм управления рисками в долгосрочной перспективе будет одним из эффективных управленческих инструментов, направленных на бесперебойное обеспечение качественных транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта и рост доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов. Приложение N 1 к Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВАРИАНТАМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Единица | 2007 | 2015 год | 2030 год | 2008 - 2030 | | | измерения | год | | | годы | | | | |-------------------------|-------------------------|-------------------------| | | | | минимальный|максимальный| минимальный|максимальный| минимальный|максимальный| | | | | вариант |вариант | вариант |вариант | вариант |вариант | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача "Формирование доступной и устойчивой транспортной системы | | как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, | | независимости и обороноспособности страны, социально-экономического роста | | и обеспечения условий для реализации конституционных прав граждан, | | включая право на свободу передвижения" | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Плотность железнодорожной сети | км/тыс. | 5 | 5,29 | 5,29 | 5,93 | 6,2 | - | - | | | кв. км | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | протяженность линий | км | 8300 | 426 | 426 | 426 | - | - | - | | железнодорожного транспорта | | | | | | | | | | общего пользования, имеющих | | | | | | | | | | ограничения пропускной | | | | | | | | | | способности | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | строительство новых линий <1> | -"- | - | 5193 | 5193 | 10824 | 15537 | 16017 | 20730 | | - всего | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | в том числе: | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | стратегические | | - | 450 | 450 | 1796 | 3662 | 2246 | 4112 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | социально значимые | | - | 115 | 115 | 1147 | 1147 | 1262 | 1262 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | грузообразующие | | - | 1691 | 1691 | 2882 | 2969 | 4573 | 4660 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | технологические | | - | 2278 | 2278 | 4999 | 6890 | 7277 | 9168 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | высокоскоростные | | - | 659 | 659 | - | 869 | 659 | 1528 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Развитие пропускных | -"- | 144 | 2756,4 | 2756,4 | 1857,6 | 3145,6 | 4614 | 5902 | | способностей существующей | | | | | | | | | | инфраструктуры <1> | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | в том числе: | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | строительство вторых путей | -"- | 144 | 2407,9 | 2407,9 | 1767,6 | 3055,6 | 4175,5 | 5463,5 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | строительство 3 - 4 путей | -"- | - | 348,5 | 348,5 | 90 | 90 | 438,5 | 438,5 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | электрификация участков <1> | кв. км | 11 | 3918 | 3918 | 3132 | 3580 | 7050 | 7498 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | оборудование участков | км | 199 | 1851 | 1851 | 1085 | 3128 | 2936 | 4979 | | автоблокировкой <1> | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Обновление подвижного состава | | | | | | | | | | <3> | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | в том числе: | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | локомотивы | единиц | 571 | 11675 | 11675 | 10078 | 11722 | 21753 | 23397 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | грузовые вагоны | тыс. | 69,6 | 485,5 | 485,5 | 291,8 | 510,5 | 777,3 | 996 | | | вагонов | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | пассажирские вагоны | вагонов | 1099 | 10347 | 10347 | 11507 | 12717 | 21854 | 23064 | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | моторвагонный подвижной | -"- | 836 | 8710 | 8710 | 12792 | 15740 | 21502 | 24450 | | состав | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Протяженность линий | км | | | | | | | | | железнодорожного транспорта | | | | | | | | | | общего пользования, | | | | | | | | | | обеспечивающих регулярное | | | | | | | | | | движение пассажирских поездов | | | | | | | | | | (на конец периода) - всего | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | в том числе: | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | с максимальной скоростью | | 650 | 3174 | 3174 | 10898 | 10917 | - | - | | 160 км/ч и выше | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | с максимальной скоростью | | - | 659 | 659 | 659 | 1528 | - | - | | до 350 км/ч <2> | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Количество субъектов Российской | | 79 | 80 | 80 | 82 | 83 | - | - | | Федерации, обслуживаемых | | | | | | | | | | железнодорожным транспортом | | | | | | | | | | общего пользования | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Подвижность населения на | пасс.- | 1224,1 | 1344 | 1344 | 1745,5 | 1779,2 | - | - | | железнодорожном транспорте | км/чел. | | | | | | | | | | в год | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Количество поездок | чел. в год | 9 | 9,6 | 9,6 | 13,2 | 13,4 | - | - | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Погрузка грузов | млн. тонн | 1344,2 | 1758 | 1758 | 1970 | 2150 | - | - | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Грузооборот | млрд. | 2090,3 | 2677 | 2677 | 3050 | 3300 | - | - | | | тонно-км | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | Пассажирооборот | млрд. | 174,1 | 188,7 | 188,7 | 202,3 | 231,3 | - | - | | | пасс.-км | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача "Снижение совокупных транспортных хозяйственных издержек | | (железнодорожный транспорт)" | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Транспортная емкость валового | коп./рубль | 3,01 | 2,71 | 2,71 | 2,19 | 1,72 | - | - | | внутреннего продукта | | | | | | | | | | (железнодорожный транспорт) | | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача "Интеграция в мировую транспортную систему" | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Объем перевозок в международном | млн. тонн | 514,7 | 644,5 | 644,5 | 667 | 728 | - | - | | сообщении - всего | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | в том числе: | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | объем перевозок транзитных | млн. тонн | 27,1 | 40,3 | 40,3 | 62 | 76 | - | - | | грузов | | | | | | | | | |---------------------------------|-----------------|-------------|------------|------------|------------|------------|------------|------------| | пассажирооборот в | млрд. | 19,8 | 21,8 | 21,8 | 23,2 | 26,3 | - | - | | международном сообщении | пасс.-км | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |