ужин - в 20 часов. Режим инсулинотерапии: перед завтраком - 6 ед. короткого инсулина и 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 6 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина и 6 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Что нужно изменить в режиме питания или введения инсулина, чтобы предотвратить гипогликемию во время прогулки? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) Оставить прежний режим и дозу инсулина и изменить содержание углеводов в рационе питания следующим образом: а) уменьшить содержание углеводов в завтрак; б) увеличить содержание углеводов в завтрак; в) увеличить содержание углеводов в обед; г) уменьшить содержание углеводов в обед. 2) Не изменять питание, но изменить дозу вводимого инсулина следующим образом: а) уменьшить дозу короткого инсулина перед завтраком; б) увеличить дозу короткого инсулина перед завтраком; в) уменьшить дозу пролонгированного инсулина перед завтраком; г) увеличить дозу пролонгированного инсулина перед завтраком. 3) Во время прогулки дать дополнительно 1 яблоко. ЗАДАЧА N 6 Пациент с сахарным диабетом должен быть с 17 до 18 часов на занятии в спортивной секции по теннису, но занятия не состоялись - заболел тренер. Режим питания во второй половине дня: полдник - 16.30 час. (+ дополнительно 1 яблоко в день занятий спортом); ужин - 19 час. Инсулинотерапия: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. У больного - состояние компенсации. ВОПРОС: - Как следует поступить в этой ситуации? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) проследить, чтобы пациент получил в обычные часы занятий спортом достаточную физическую нагрузку; 2) предложить пациенту почитать книгу вместо спортивного занятия; 3) если адекватную физическую нагрузку пациент не получит, то нужно: а) уменьшить углеводы на полдник; б) увеличить углеводы на полдник; в) не изменять углеводы в полдник. ЗАДАЧА N 7 Пациент всегда обедает после школы в 14 часов. Сегодня после уроков проводится школьный час и домой он придет в 15.30 - 16 часов. Последнее время хорошо себя чувствовал и имел хорошие показатели обмена веществ на следующем режиме инсулинотерапии: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 8 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Что Вы посоветуете сделать пациенту в данной ситуации? И почему? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) взять с собой бутерброд и яблоко и съесть их перед началом школьного часа - потому что в это время наступает "пик действия" пролонгированного инсулина, введенного перед завтраком; 2) по возвращении домой проконтролировать содержание сахара в крови и соответственно полученным показателям сделать инъекцию короткого инсулина перед обедом. ЗАДАЧА N 8 Пациент с сахарным диабетом получает перед завтраком 4 ед. короткого инсулина и 8 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина и перед ужином - 4 ед. короткого инсулина и 12 ед. базального инсулина. Отмечает, что сон беспокойный, пробуждается с трудом, до завтрака - слабость, головная боль. В трехразовом профиле мочи: с утра до обеда - глюкозурия 20 грамм; с обеда до ужина - глюкозурия 15 грамм; с ужина до утра - глюкозурия 2 грамма. Сахар крови натощак - 15,2 ммоль/л. ВОПРОС: 1) Как Вы считаете, рационально ли распределен инсулин в течение дня? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) инсулин распределен правильно; б) инсулин распределен неправильно. ВОПРОС: 2) С чем связано плохое самочувствие пациента утром? И почему? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) плохой сон, головные боли и слабость по утрам могут быть связаны с состоянием низкого сахара в крови в ночные часы в результате передозировки "вечернего" пролонгированного инсулина; б) плохое самочувствие обусловлено высокой гликемией из-за недостатка инсулина в ночное время. ВОПРОС: 3) Почему у больного высокий сахар крови натощак? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) в результате передозировки инсулина в ночные часы (феномен "постгипогликемической", гипергликемии); б) в результате дефицита инсулина в ночные часы. ВОПРОС: 4) Какая будет Ваша тактика в отношении инсулинотерапии? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) уменьшить дозу базального инсулина перед ужином; б) увеличить дозу базального инсулина перед ужином; в) не изменять дозу инсулина. ЗАДАЧА N 9 Пациенту 10 лет. Болен сахарным диабетом с 6-летнего возраста. Получает следующий режим инсулинотерапии: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 8 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина. Нарушений в режиме дня не допускает, но после обеда часто появляется слабость, головная боль, потливость, дрожь. ВОПРОС: 1) Как расценить состояние пациента после обеда? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у пациента имеются признаки высокого содержания сахара в крови; б) у пациента имеются признаки низкого содержания сахара в крови. ВОПРОС: 2) Какие меры Вы посоветуете пациенту предпринять сегодня? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) ничего не делать; б) проверить содержание сахара в крови через 1 - 2 часа после обеда; в) съесть дополнительно легкоусвояемые углеводы при плохом самочувствии. ВОПРОС: 3) Что нужно предпринять на следующий день, если содержание сахара в крови при контроле в послеобеденные часы окажется низким? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) увеличить дозу базального инсулина перед завтраком; б) уменьшить дозу базального инсулина перед завтраком; в) увеличить дозу короткого инсулина перед обедом; г) уменьшить дозу короткого инсулина перед обедом; д) ничего не изменять в дозировке вводимого инсулина. ЗАДАЧА N 10 Какие изменения в терапию сахарного диабета следует внести при присоединении интеркуррентного заболевания? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Увеличить только дозу пролонгированного инсулина. 2. К основной дозе вводимого инсулина добавить подколки инсулина короткого типа действия. 3. Уменьшить дозу вводимого ранее инсулина. 4. Оставить все без изменения. ЗАДАЧА N 11 У пациента с сахарным диабетом на фоне ОРЗ появился запах ацетона изо рта, по кето-тесту - положительная реакция мочи на ацетон. ВОПРОС: - Какую доврачебную помощь нужно оказать больному? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) увеличить дозу инсулина за счет введения дополнительных подколок инсулина короткого действия; 2) ничего не предпринимать до прихода врача; 3) отменить жиры в диете; 4) дать сливочное масло дополнительно; 5) увеличить в питании количество легкоусвояемых углеводов; 6) уменьшить в питании количество легкоусвояемых углеводов; 7) хорошо проветрить комнату; 8) дать щелочное питье; 9) сделать содовую клизму. ЗАДАЧА N 12 Пациенту 12 лет. Он болен сахарным диабетом в течение 2-х лет. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 4 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина; перед сном - 6 ед. базального инсулина. В школе во время урока физкультуры в 12 часов он почувствовал резкую слабость, мелькание "мушек" перед глазами, стали "ватными" ноги. Мальчик съел яблоко и через 10 - 15 минут почувствовал себя лучше. ВОПРОС: 1) Как Вы думаете, какое состояние отмечал у себя пациент во время физкультуры? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у больного сахарным диабетом отмечалось на физическую нагрузку состояние "низкого" сахара крови (гипогликемия); б) ухудшение самочувствия пациента можно объяснить обычной физической усталостью. ВОПРОС: 2) Нужно ли изменить дозу инсулина перед обедом, если в этот день при контроле сахара в крови перед обедом у больного отмечаются высокие показатели? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) нет, не нужно; б) пациент должен увеличить дозу короткого инсулина перед обедом в этот день соответственно показателям контроля. ЗАДАЧА N 13 Пациенту 10 лет. Он болен сахарным диабетом 3 года. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 4 ед. короткого инсулина + 6 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 4 ед. короткого инсулина; перед сном - 8 ед. базального инсулина. Уже вторую ночь его мама отмечает, что ребенок кричит во сне, на ее попытки разбудить реагирует с трудом. Утром больной просыпается с головной болью, с чувством "разбитости". При контроле сахара крови натощак уровень его = 18,7 ммоль. ВОПРОС: 1) Как Вы расцените "ночное" состояние мальчика? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) ухудшение самочувствия связано с низким сахаром крови в ночные часы; б) высокий уровень сахара крови натощак говорит о том, что доза "ночного" инсулина недостаточна. ВОПРОС: 2) Что бы Вы посоветовали сделать пациенту в отношении инсулинотерапии? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) увеличить дозу "ночного" базального инсулина на ночь; б) уменьшить дозу "ночного" базального инсулина на ночь. ЗАДАЧА N 14 Пациент болен сахарным диабетом 3 года. Сегодня в 12 часов идет на пешеходную экскурсию, которая продлится 1,5 часа. Завтрак у пациента был в 8 часов утра. Получает инсулинотерапию в следующем режиме и дозировках: перед завтраком - 6 ед. короткого инсулина + 10 ед. базального инсулина; перед обедом - 4 ед. короткого инсулина; перед ужином - 6 ед. короткого инсулина; перед сном - 8 ед. базального инсулина. ВОПРОС: - Как в этот день пациент будет себя вести? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) он уменьшит дозу короткого инсулина перед завтраком на 2 ед.; 2) пациент не будет изменять дозировку инсулина, а перед началом экскурсии съест бутерброд. Во время экскурсии может съесть яблоко или выпить 1/2 стакана сока. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ: | | "ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА" | | | | ЗАДАЧА N 1. 1) "а", 2) "а", "в", 3) "в" | | ЗАДАЧА N 2. 1) "а", 2) "б", "в", "г", "д" | | ЗАДАЧА N 3. "а", "б", "г", "д" | | ЗАДАЧА N 4. "а", "б", "г" | | ЗАДАЧА N 5. 1) "б", 2) "а", 3 | | ЗАДАЧА N 6. 1), 3) "а" | | ЗАДАЧА N 7. 1, 2 | | ЗАДАЧА N 8. 1) "б", 2) "а", 3) "а", 4) "а" | | ЗАДАЧА N 9. 1) "б", 2) "б", "в", 3) "г" | | ЗАДАЧА N 10. 2 | | ЗАДАЧА N 11. 1, 3, 5, 7, 8, 9 | | ЗАДАЧА N 12. 1) "а", 2) "б" | | ЗАДАЧА N 13. 1) "а", 2) "б" | | ЗАДАЧА N 14. 2 | --------------------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ 5 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.0 КЕТОАЦИДОЗ 2.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить пациента и его родителей проводить необходимые доврачебные мероприятия при состояниях гипогликемии и кетоацидоза. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Научить пациента и его родителей распознавать и правильно дифференцировать состояния гипогликемии и кетоацидоза. 2.2. Научить пациента и его родителей самостоятельно "выходить" из неотложных состояний. 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Ознакомить пациента и его родителей с понятием "гипогликемия": 3.1.1. Какие симптомы характерны для гипогликемии. 3.1.2. Какое содержание сахара в крови доказывает наличие гипогликемии. 3.1.3. Какие причины могут привести к гипогликемии. 3.1.4. Какие меры следует предпринять при появлении первых признаков гипогликемии. 3.2. Ознакомить пациента и его родителей с понятием "кетоацидоз": 3.2.1. Какие симптомы характерны для гипергликемии и кетоацидоза. 3.2.2. Как часто нужно контролировать содержание сахара в крови при появлении положительной реакции мочи на ацетон. 3.2.3. Какие причины могут привести к гипергликемии и кетоацидозу. 3.2.4. Какие меры следует предпринять при появлении первых признаков гипергликемии и кетоацидоза. 3.3. Выяснение у каждого пациента и его родителей: 3.3.1. Были ли у пациента и как протекали состояния гипогликемии. 3.3.2. Были ли у пациента и как протекали состояния кетоацидоза. 3.4. Решение ситуационных задач по теме "Неотложные состояния". 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.0 1. Методические карточки розового цвета - 17 шт. 2. Доска, мел. 3. Наглядное пособие: "Признаки низкого содержания сахара в крови". 4. Продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы (фруктовые соки, кусочки сахара, таблетки глюкозы). 5. Препарат "ГЛЮКАГОН". КЕТОАЦИДОЗ 2.0 1. Методические карточки розового цвета - 10 шт. 2. Доска, мел. 3. Наглядное пособие: "Признаки высокого содержания сахара в крови". 4. Ситуационные задачи - 8 шт. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - основные симптомы гипогликемии и кетоацидоза; - основные причины появления неотложных состояний. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - дифференцировать симптомы гипогликемии и кетоацидоза; - самостоятельно проводить доврачебные мероприятия при появлении неотложных состояний. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" ГИПОГЛИКЕМИЯ 1.1 ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям охарактеризовать состояние низкого содержания сахара в крови. НАПИСАТЬ на доске: ГИПО ГЛИК ЕМИЯ мало сахара в крови СПРОСИТЬ: какое содержание сахара крови считается низким? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: признаки низкого содержания сахара в крови появляются у большинства диабетиков при сахаре крови ниже 60 - 80 мг/% (3,3 - 4,4 ммоль/л). СПРОСИТЬ ПАЦИЕНТОВ: какие признаки низкого содержания сахара в крови Вы испытывали? СПРОСИТЬ РОДИТЕЛЕЙ: какие признаки низкого сахара крови у Вашего ребенка можете "увидеть" Вы? НАПИСАТЬ ОТВЕТЫ пациентов и их родителей на доске. НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ: ---------------------------------------------------------------------- | Замечает сам человек: | Замечают окружающие: | |----------------------------|---------------------------------------| | 1. Сердцебиение | 11. Бессилие | |----------------------------|---------------------------------------| | 2. Потливость | 12. Нарушение концентрации внимания | |----------------------------|---------------------------------------| | 3. Беспокойство | 13. Нарушение речи | |----------------------------|---------------------------------------| | 4. Чувство внутр. "дрожи" | 14. Агрессивность | |----------------------------|---------------------------------------| | 5. Слабость в ногах | 15. Подавленность настроения | |----------------------------|---------------------------------------| | 6. Чувство голода | 16. Беспричинный смех | |----------------------------|---------------------------------------| | 7. Злость | 17. Растерянность, потеря ориентировки| |----------------------------|---------------------------------------| | 8. Неприятный вкус во рту | 18. Сонливость | |----------------------------|---------------------------------------| | 9. Нарушение зрения | 19. Бледность лица. | |----------------------------|---------------------------------------| | 10. Головная боль | | ---------------------------------------------------------------------- ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Признаки низкого содержания сахара в крови". ПОДЧЕРКНУТЬ: признаки (симптомы) гипогликемии очень различны и не обязательно каждый раз одинаково выражены. СПРОСИТЬ: что Вы делаете, чтобы наверняка убедится в том, что эти симптомы вызваны низким содержанием сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: Вы обязательно должны проверить тест-контролем содержание сахара в крови - действительно ли он низкий. На основе собственного опыта Вы должны решить: имеется ли у Вас время на проведение контроля или Вы должны сразу что-нибудь съесть. ПОВТОРИТЬ: признаки низкого содержания сахара в крови появляются чаще всего, если сахар крови снижается до 60 - 80 мг/%! ПОДЧЕРКНУТЬ: если обмен веществ на протяжении длительного периода времени был плохо компенсирован, то признаки гипогликемии могут появиться и при нормальных показателях сахара крови - когда происходит быстрое снижение сахара крови с высоких цифр до нормальных. ПОЯСНИТЬ: если у Вас в течение длительного времени уровень сахара в крови "держался" на низких значениях, то мозг мог привыкнуть к такому содержанию сахара. В этом случае Вы можете почувствовать признаки низкого сахара крови слишком поздно - в результате "вдруг" потеряете сознание. УКАЗАТЬ: в настоящее время нет оснований считать, что на инъекциях "человеческого" инсулина чаще бывают гипогликемии. СПРОСИТЬ: опасен ли недостаток сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: небольшое снижение сахара крови от нормальных показателей неопасно. К сожалению, даже при хорошем контроле за обменом веществ могут быть 1 - 2 случая легкой гипогликемии в течение недели. Если состояния гипогликемии отмечаются часто, то пациент и его родители обязательно должны посоветоваться с врачом, чтобы выявить причины гипогликемии и, может быть, изменить план лечения. Тяжелая гипогликемия (с потерей сознания) встречается гораздо реже: по данным статистики случаи тяжелой гипогликемии отмечаются 1 раз в году у 10% больных СД 1. ПОДЧЕРКНУТЬ: родственники диабетиков обязательно должны знать и уметь применять доврачебные мероприятия "по выводу" больного из состояния низкого уровня сахара в крови. СПРОСИТЬ: что Вы делаете, если чувствуете низкий уровень сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: если Вы уверены, что ощущаете резко выраженные симптомы снижения содержания сахара в крови, то Вы должны выпить 1 стакан (200 мл) фруктового сока или стакан чая с 2 - 3-мя кусочками сахара или 1 чайной ложкой меда. После этого обязательно нужно съесть медленно усвояемые углеводы (например: кусок хлеба) или выпить стакан молока. ПОДЧЕРКНУТЬ: для "выхода" из таких экстренных случаев "вне дома" всегда имейте при себе 3 кусочка сахара! СПРОСИТЬ: когда могут возникнуть симптомы низкого сахара крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. НАПИСАТЬ на доске: - мало углеводов в питании; - введена слишком высокая доза инсулина; - пациент получил тяжелую незапланированную физическую нагрузку. ОБСУДИТЬ возможные причины низкого сахара крови: 1) мало углеводов в питании, поэтому: - нельзя "голодать"; - нельзя неправильно оценивать сахарную ценность блюд; 2) введена слишком высокая доза инсулина из-за того, что: - неправильно оценивались показатели цветовой шкалы при тест-контроле сахара крови; - перепутали утреннюю и вечернюю дозу инсулина; - инсулин по ошибке ввели дважды; 3) пациент получил "особенную" (тяжелую и незапланированную) физическую нагрузку при: - занятиях спортом; - любой физической работе, например - уборке квартиры, работе в саду. СПРОСИТЬ: что должен делать тот, кто находится рядом с Вами (родители, друзья, одноклассники), если обнаружит Вас без сознания? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и родителей. ДОПОЛНИТЬ: Действие 1-е: придать Вам стабильное положение "на боку". Действие 2-е: ввести глюкагон! ПОДЧЕРКНУТЬ: никогда не надо пытаться, когда человек без сознания, что-либо ему вливать в рот - он может захлебнуться! "Сахар под язык" не помогает! СПРОСИТЬ: кто может продемонстрировать стабильное положение "на боку"? (Если на занятии присутствуют члены семьи или друзья больных, попросить продемонстрировать эти действия их.) РАЗДАТЬ учебную и оригинальную упаковку глюкагона. ОБЪЯСНИТЬ: 1. В упаковке находятся: один шприц с дистиллированной водой и насаженной на него канюлей, а также флакон с порошком глюкагона. 2. Введите воду из шприца во флакон с глюкагоном. 3. Смешайте содержимое до полного растворения. 4. Втяните раствор глюкагона в шприц. 5. Введите раствор глюкагона в переднюю поверхность бедра, в область живота или в предплечье. УКАЗАТЬ: глюкагон можно вводить или внутримышечно или подкожно. ПОДЧЕРКНУТЬ: родственники и друзья больных, присутствующие на занятиях, должны потренироваться с учебным пособием, чтобы в экстренных ситуациях не возникало растерянности. ОБЪЯСНИТЬ: у каждого человека в специальных клетках поджелудочной железы образуется глюкагон. Глюкагон вызывает расщепление гликогена, который накопился в печени - в результате содержание сахара в крови повышается. УКАЗАТЬ: для того чтобы пациент при тяжелой гипогликемии пришел в сознание, достаточно сделать одну инъекцию глюкагона в дозе 1,0 мл. УКАЗАТЬ: после "пробуждения" диабетика от инъекции глюкагона он обязательно должен выпить 1 стакан фруктового сока (200 мл) и дополнительно съесть медленно усвояемые углеводы (например, 1 кусочек хлеба), чтобы уровень сахара в крови опять не снизился! ПОДЧЕРКНУТЬ: в случае тяжелой гипогликемии нужно обязательно вызвать врача! Помните, что самой частой причиной внезапной потери сознания при 1 типе диабета является именно тяжелая гипогликемия! УКАЗАТЬ: Вы должны своевременно заботиться о том, чтобы Вам выписывались "свежие" упаковки глюкагона (срок хранения упаковки - 1 год). СПРОСИТЬ: необходимо ли в случае легкой гипогликемии вызывать врача? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и родителей. УКАЗАТЬ: при часто возникающих у Вас состояниях гипогликемии Вам и Вашим родителям необходимо посоветоваться с Вашим врачом, чтобы выявить возможные причины этих гипогликемий и принять необходимые меры по "профилактике" подобных случаев. СПРОСИТЬ РОДИТЕЛЕЙ: всегда ли Вы можете оценить: низкий у Вашего ребенка сахар крови или, наоборот, высокий? ВЫСЛУШАТЬ ответы родителей. УКАЗАТЬ: если Вы измерили содержание сахара в крови при "предвестниках" гипогликемии - и уровень сахара в крови оказался низким, то Вы оценили состояние Вашего ребенка достаточно точно. Но нужно знать, что очень быстро после гипогликемии может определяться высокий уровень сахара крови - это обусловлено действием т.н. контринсулярных гормонов. ПОДЧЕРКНУТЬ: никогда не надо надеяться на то, что сахар в крови может повыситься только за счет действия контринсулярных гормонов. При высоком уровне инсулина в крови эта взаимная реакция невозможна! ОБЪЯСНИТЬ: высокий уровень сахара в крови при контроле в ранние утренние часы (натощак) бывает обусловлен действием контринсулярных гормонов после "ночных" (скрытых) гипогликемиях. УКАЗАТЬ: чтобы убедиться в этом, необходимо проконтролировать содержание сахара в крови в поздние ночные или ранние утренние часы (например, в 2 часа ночи - 5 часов утра). ПОДЧЕРКНУТЬ: "плохой" (беспокойный) сон, "трудное" пробуждение, головная боль по утрам - частые признаки перенесенной во сне гипогликемии. ОБСУДИТЬ возможные опасения и беспокойства пациентов и их родителей в связи с гипогликемией. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" КЕТОАЦИДОЗ 2.1 ПОПРОСИТЬ пациентов и их родителей рассказать, какие признаки кетоацидоза они знают. ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: кетоацидоз - неотложное состояние, с которым грамотные пациенты могут справиться самостоятельно. И все-таки, если у Вашего ребенка появились ярко выраженные признаки кетоацидоза, необходимо вызвать врача! ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ И ОБЪЯСНИТЬ наглядное пособие "Признаки высокого содержания сахара в крови". ПОВТОРИТЬ, как должен проводиться контроль обмена веществ при высоком содержании сахара в крови. Если показатели содержания сахара в крови превышают 240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании, необходимо исследовать мочу на ацетон! ПОДЧЕРКНУТЬ: особенно важен данный анализ, если появляются клинические признаки повышения сахара в крови, жажда, полиурия, учащенное мочеиспускание и т.п. ОБСУДИТЬ неотложные меры, которые должен предпринять пациент и его родители самостоятельно при этом состоянии: - увеличить дозу инсулина; - пить минеральную воду; - сделать содовую клизму; - открыть доступ свежему воздуху в помещение, где находится пациент. СПРОСИТЬ: что может быть причиной высокого содержания сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: 1. Слишком большое количество углеводов (при нарушениях диеты). 2. Недостаточная доза инсулина. 3. Присоединение другого заболевания. СПРОСИТЬ: когда следует повысить дозу инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: если причиной высокого содержания сахара в крови является недостаточная доза инсулина. ОБСУДИТЬ расчет повышения дозы инсулина при кетоацидозе. Например, у пациента имеются следующие жалобы: несколько дней беспокоит слабость, повысился объем мочи, появилась тошнота, ухудшились показатели контроля, зарегистрирована положительная реакция мочи на ацетон. Получает следующий режим и дозировку инсулина: 6 ед. короткого инсулина и 8 ед. продленного инсулина перед завтраком, 4 ед. короткого инсулина перед обедом, 6 ед. короткого инсулина перед ужином, 8 ед. продленного инсулина перед сном. Всего 32 ед. в сутки. Рекомендуется суточную дозу увеличить при кетоацидозе на 20%. Это составляет 6 ед. Лучше повысить дозу за счет дополнительных подколок инсулина короткого типа действия в промежуточные часы - например, в 11 часов, в 16 часов, в 6 часов утра (по 2 ед.). ДОПОЛНИТЬ: из-за высокого содержания сахара в крови увеличивается выделение сахара с мочой. При потере большого количества жидкости нужно пить минеральную воду в повышенном объеме. Кроме этого, рекомендуется сделать содовую клизму (на 1 стакан воды 1 чайную ложку соды) и открыть окна в помещении, где находится пациент. СООБЩИТЬ: высокое содержание сахара в крови и наличие ацетона в моче свидетельствуют о тяжелой декомпенсации сахарного диабета. СПРОСИТЬ: когда может возникнуть такое состояние? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: при неотложном состоянии (кетоацидозе) Вы нуждаетесь в срочной консультации врача! УКАЗАТЬ: если Вы заболели, или у Вас высокая температура - Вы должны дополнительно к основной дозе вводить инсулин! (Ориентировочно из расчета: + 20% от суточной дозы.) ПОДЧЕРКНУТЬ: в день плохого самочувствия Вам необходимо чаще контролировать содержание сахара в крови, а именно каждые 3 - 4 часа. При уровне сахара в крови выше 240 мг/% нужно определить реакцию мочи на наличие ацетона! Если сахар в крови высокий и имеется положительная реакция мочи на ацетон, то Вам необходимо повысить суточную дозу инсулина, может быть, ввести дополнительные инъекции короткого инсулина. Если содержание сахара в крови снизилось до 240 мг/%, но еще имеется положительная реакция мочи на ацетон, Вам также нужно продолжать вводить дополнительно короткий инсулин. Если содержание сахара в крови снизилось до 180 мг/% и ниже - Вам не нужно дополнительные подколки инсулина и можно съесть яблоко или другие легкоусвояемые углеводы на 1 - 2 углеводные единицы. ПОМНИТЕ: при КЕТОАЦИДОЗЕ требуется СРОЧНАЯ консультация врача! Даже если Вы самостоятельно справились с таким острым состоянием, Вам все-таки необходимо в ближайшее время посоветоваться с врачом, чтобы найти причину такого осложнения. ПОДЧЕРКНУТЬ: при присоединении любого заболевания в большинстве случаев требуется повысить дозу инсулина! СПРОСИТЬ: что может привести к коме? У Вас была когда-нибудь кома? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ОТВЕТИТЬ: при значительном дефиците инсулина в организме сахар не поступает в клетки и содержание его в крови резко повышается. Клетки испытывают энергетический голод и в качестве топлива для своей работы используют жир. Но при этом образуются вредные для организма продукты распада жира - ацетон, кетоновые кислоты. Появляется тошнота, может возникнуть рвота. Если вовремя не предпринять срочных мер, то состояние становится более тяжелым: возникает спутанное сознание и кома (потеря сознания). ПОДЧЕРКНУТЬ: диабетическая кома не наступит, если диабетик и его родные своевременно распознают симптомы высокого содержания сахара в крови и срочно примут необходимые меры! ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи. ОБСУДИТЬ полученные ответы. ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" ЗАДАЧА N 1 Выберите признаки, характерные для низкого содержания сахара в крови (гипогликемии) и характерные для высокого содержания сахара в крови: 1) внезапная слабость; 2) жажда; 3) побледнение; 4) сухость во рту; 5) чувство "внутренней" дрожи; 6) неадекватное поведение; 7) запах ацетона в выдыхаемом воздухе; 8) тошнота; 9) чувство голода; 10) потеря веса. ЗАДАЧА N 2 На приеме у врача-эндокринолога мать рассказывает: "Моя трехлетняя дочь неделю тому назад выписана из больницы, где было установлено, что она больна сахарным диабетом. Назначены уколы инсулина. Я тщательно соблюдаю все рекомендации: взвешиваю продукты для приготовления пищи, вовремя ввожу инсулин. Меня беспокоит, что девочка стала капризной, кричит по ночам. Постоянно просит есть. Ест все, что попадет под руку, даже лук. В чем дело? Может быть девочка стала нервной из-за страха перед уколами, из-за пребывания в больнице, может быть следует ее показать психоневрологу?" ВОПРОСЫ: 1) Как объяснил врач состояние девочки? 2) Какое обследование назначил врач для подтверждения своего диагноза? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) врач объяснил, что такое поведение и чувство голода возможно связаны с низким уровнем сахара в крови; б) врач назначил консультацию психоневролога; в) врач рекомендовал ежедневно исследовать сахар крови 4 раза в день и в ночные часы, а также при беспокойстве ребенка. ЗАДАЧА N 3 У Вашего ребенка, больного сахарным диабетом, в течение 3 - 4-х дней отмечается слабость, быстрая утомляемость, плохой аппетит. Он жалуется, что его подташнивает, возникают позывы на рвоту, реакция мочи на ацетон - слабо положительная. ВОПРОС: 1) Как Вы расцените такое состояние у ребенка? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) имеющиеся у ребенка симптомы связаны с гипогликемией; б) имеющиеся у ребенка симптомы связаны с гипергликемией; в) похоже, что у ребенка симптомы кетоацидоза. ВОПРОС: 2) Какие действия Вы предпримете до прихода врача? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) будете контролировать содержание сахара в крови каждые 2 - 4 часа; б) увеличите дозу короткодействующего инсулина, если при контроле содержания сахара в крови Вы определите высокие значения сахара; в) дадите щелочное питье; г) дадите сладкий чай; д) сделаете содовую клизму; е) отмените введение инсулина. ЗАДАЧА N 4 Пациентке 14 лет. Она больна сахарным диабетом в течение 3-х лет. Сейчас она беседует с одноклассницей по телефону: Пациентка: "Нина! Что нам задано по геометрии?" Нина: "Ты же была на уроке! Мечтала? Читала роман?" Пациентка: "Не знаю, что со мной было... Сидела как "под колпаком". Вокруг все как в тумане..." Нина: "Говори четче! Опять жуешь? Что-то ты толстеть начала! Давай займемся аэробикой с завтрашнего дня!" Пациентка: "Завтра воскресенье, а я и так не высыпаюсь. Встаю с ощущением вялости. Лучше я подольше посплю." ВОПРОС: - Как Вы расцените состояние больной? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) у пациентки характерные признаки низкого содержания сахара в крови; 2) у пациентки характерные признаки высокого содержания сахара в крови. ЗАДАЧА N 5 Пациент с сахарным диабетом на приеме у врача. Отрывок из беседы с врачом. Врач: "Как Вы себя чувствуете?" Пациент: "Хорошо. У меня все в порядке". Врач: "Жажда беспокоит?" Пациент: "Нет". Врач: "В весе прибавили за последний месяц?" Пациент: "Да, почти 2 килограмма!" Врач: "Беспокоит ли Вас чувство голода в течение дня?" Пациент: "Бывает, особенно после 1-го завтрака и после ужина. По утрам не хочется вставать. На занятиях часто отвлекаюсь". Врач: "Бывает ли ощущение "тумана" или "мушек перед глазами"?" Пациент: "Да". ВОПРОС: 1) Верно ли пациент оценил свое состояние в начале беседы с врачом? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) да; б) нет. ВОПРОС: 2) Какой вывод может сделать врач на основании беседы с пациентом? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у пациента имеются признаки низкого содержания сахара в крови; б) у пациента имеются признаки высокого содержания сахара в крови. ЗАДАЧА N 6 Выберите проявления, характерные: а) для дефицита инсулина; б) для избытка инсулина. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Резкая слабость. 2. Повышенная утомляемость. 3. Жажда. 4. Похудание. 5. Чрезмерная прибавка в весе. 6. Сухость кожи. 7. Расчесы на коже. 8. Сухость языка, губ. 9. "Заеды" в углах рта. 10. Потливость. 11. Повышенный аппетит. 12. Чувство "внутренней" дрожи 13. Тошнота, рвота, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. 14. Учащенные, обильные мочеиспускания. ЗАДАЧА N 7 Пациент болен сахарным диабетом в течение 8-ми месяцев. Гликемия натощак 12,5 ммоль/л. Ночью беспокойно спит, кричит во сне. В ночной порции мочи следы сахара, но реакция мочи на ацетон слабо положительная. ВОПРОС: - Чем можно объяснить появление ацетона в моче? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1. Доза инсулина недостаточна, что привело к декомпенсации заболевания и появлению ацетона в моче. 2. Доза инсулина избыточна, в результате чего возникают гипогликемические состояния и усиливается распад не только гликогена, но и жира, что и приводит к положительной реакции мочи на ацетон в утренней порции. ЗАДАЧА N 8 Пациент болен сахарным диабетом в течение 3-х лет. Получает комбинированную терапию коротко- и длительно действующих инсулинов. Неделю тому назад перенес ОРЗ с подъемом температуры, насморком, кашлем. Вчера вечером ел селедку. Сегодня жалуется, что беспокоит жажда, участилось мочеиспускание. Ощущает слабость, легкую тошноту. В окружающем воздухе - запах моченых яблок. ВОПРОС: 1) С чем связано ухудшение состояния пациента? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) с перенесенным ОРЗ; б) связано с употреблением в пищу селедки. ВОПРОС: 2) Какие доврачебные мероприятия необходимо сделать пациенту? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) увеличить суточную дозу инсулина, лучше за счет короткого инсулина; б) исследовать сахар крови и реакцию мочи на наличие ацетона каждые 4 часа; в) пить минеральную воду; г) сделать содовую клизму. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "ГИПОГЛИКЕМИЯ И КЕТОАЦИДОЗ" | | | | ЗАДАЧА N 1. Для гипогликемии - 1, 3, 5, 6, 9 | | Для кетоацидоза - 2, 4, 7, 8, 9, 10 | | ЗАДАЧА N 2. 1) "а", 2) "в" | | ЗАДАЧА N 3. 1) "в", 2) "а", "б", "в", "д" | | ЗАДАЧА N 4. 1 | | ЗАДАЧА N 5. 1) "б", 2) "а" | | ЗАДАЧА N 6. А) 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 14 | | Б) 1, 5, 10, 11, 12 | | ЗАДАЧА N 7. 2 | | ЗАДАЧА N 8. 1) "а", 2) "а", "б", "в", "г" | --------------------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ 6 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" 1.0 "ЗАНЯТИЕ С ПАЦИЕНТАМИ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ" 2.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: мотивировать пациентов на регулярные занятия спортом. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Объяснить пациенту положительный эффект регулярных занятий спортом. 2.2. Научить пациента самостоятельно оценивать свое состояние до, во время и после физических нагрузок. 2.3. Научить пациента принимать необходимые меры для профилактики гипогликемических и гипергликемических состояний, которые могут возникнуть из-за физических нагрузок. 3. ПЛАН ЗАНЯТИЙ: 3.1. Занятие спортом - необходимое звено в лечении сахарного диабета с точки зрения общеукрепляющего влияния на организм и как средство, позволяющее улучшить контроль углеводного обмена при сахарном диабете. 3.2. Какие показатели содержания сахара в крови считаются недопустимыми для занятий спортом и почему. 3.3. Как следует следить за гликемией в день занятий в спортивной секции. 3.4. Какие меры следует предпринимать при появлении симптомов гипогликемии. 3.5. Решение ситуационных задач. 3.6. Проведение практического занятия с пациентами в спортивном зале. 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ 1.0 1. Методические карточки коричневого цвета - 17 шт. 2. Доска, мел. 3. Наглядное пособие: "Влияние занятий спортом на сахар в крови". 4. Ситуационные задачи - 11 шт. ЗАНЯТИЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ 2.0 1. Методические карточки коричневого цвета - 10 шт. 2. Спортивный коврик, полотенце для рук. 3. Фруктовый сок, яблоко, сахар. 4. Часы с секундной стрелкой. 5. Тест-полоски для определения сахара крови, глюкометр. 6. Глюкагон. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - положительное влияние регулярных занятий спортом на качество жизни и на состояние углеводного обмена диабетика; - какие виды спорта не рекомендуются при сахарном диабете; - какой контроль необходимо проводить во время занятий спортом; - что необходимо предпринять при появлении симптомов гипогликемии во время занятий спортом. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ И ЕГО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - правильно выбрать время для занятий спортом; - самостоятельно оценить степень компенсации своего углеводного обмена: нет ли противопоказаний для занятий в спортивной секции; - самостоятельно проводить контроль углеводного обмена во время занятий спортом; - правильно ориентироваться в мерах, рекомендуемых для "выхода" из гипогликемических состояний. ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ 1.1 СПРОСИТЬ: что происходит с секрецией инсулина у здорового человека во время занятий спортом? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: у здорового человека при занятии спортом происходит снижение выделения поджелудочной железой. СПРОСИТЬ: что происходит во время занятий спортом у диабетика? ОБЪЯСНИТЬ: у Вас при занятиях спортом не происходит автоматического (физиологического) снижения содержания инсулина в крови: он циркулирует в "запрограммированном" количестве. Из-за этого во время занятий спортом и после их окончания содержание сахара в крови может значительно снизиться. СПРОСИТЬ: какое состояние может легко возникнуть у диабетика во время физической нагрузки? ОТВЕТИТЬ: состояние низкого содержания сахара в крови - гипогликемия! СПРОСИТЬ: что означает это для Вас? ОТВЕТИТЬ: Вам необходимо во время интенсивных физических нагрузок всегда иметь под рукой легкоусвояемые углеводы! СООБЩИТЬ: после занятий спортом организм стремится вновь заполнить свои депо-резервуары энергией, которые были "опустошены" во время интенсивной физической нагрузки. Это означает, что снижение содержания сахара в крови может быть не только во время физических упражнений, но и в течение нескольких часов после длительных занятий спортом (мышечные клетки интенсивно "забирают" сахар из крови, чтобы пополнить свои израсходованные энергетические запасы). Даже ночью и на следующее утро после интенсивных занятий спортом может иметь место низкий уровень сахара в крови. СПРОСИТЬ: кто из Вас регулярно занимается спортом? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. СПРОСИТЬ: какие проявления Вы у себя отмечали после занятий спортом? Совпадает ли Ваш личный опыт с этими выводами? СПРОСИТЬ: на что Вам необходимо обратить внимание в тот день, когда Вы занимаетесь спортом? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ОБОБЩИТЬ ответы пациентов и родителей на доске: - показатели содержания сахара в крови перед спортивными занятиями; - когда и сколько единиц инсулина было введено; - когда был прием пищи в последний раз; - уровень физической подготовленности к занятиям. ДОПОЛНИТЬ к полученным ответам: - необходимо знать содержание сахара в крови не только "до...", но также "во время..." и "после" интенсивных физических упражнений, чтобы определить: как влияют Ваши занятия спортом на уровень сахара крови; - нужно иметь "под рукой" во время занятий спортом легкоусвояемые углеводы (при появлении симптомов ГИПОГЛИКЕМИИ - съесть их!); - дозировать интенсивность и длительность физической нагрузки. УКАЗАТЬ: если у Вас запланирована НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ физическая нагрузка (не свыше 45 - 60 минут), то Вы можете дополнительно перед началом упражнений съесть легкоусвояемые углеводные продукты в объеме 1 УЕ. Если физическая нагрузка планируется в течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени (более 60 минут) - дополнительного приема углеводов перед ней может быть недостаточно для предупреждения возникновения состояния низкого сахара крови. Поэтому Вам нужно уменьшить дозу инсулина, наиболее активно действующего в часы спортивных занятий. ОБЪЯСНИТЬ: например, при запланированной спортивной игре рекомендуется снизить на 50% дозу инсулина, имеющего "пик" максимального действия во время физической нагрузки. СПРОСИТЬ: что Вы сделаете, когда собираетесь утром после завтрака в течение полутора часов поиграть в какую-нибудь спортивную игру, например в волейбол или в футбол? ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: несмотря на принятые меры "по профилактике" гипогликемии, Вам всегда необходимо "иметь под рукой" во время занятий спортом легкоусвояемые углеводы! Не забывайте проводить контроль содержания сахара в крови перед занятиями спортом и после них! СПРОСИТЬ: что Вы сделаете, если уже ввели обычную дозу утреннего инсулина, и 2 часами позже собрались в течение часа покататься на велосипеде? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: доза инсулина уже не может быть изменена. Поэтому нужно предварительно измерить содержание сахара в крови, и если содержание сахара у Вас в крови ниже 100 мг/%, то Вам нужно съесть углеводсодержащий продукт в объеме 1 углеводной единицы. ПОДЧЕРКНУТЬ: не забудьте - и во время занятий спортом Вы всегда должны иметь при себе легкоусвояемые углеводы! СПРОСИТЬ: какие легкоусвояемые продукты Вы можете съесть перед занятиями спортом? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: это зависит от вида физической нагрузки, ее продолжительности и исходного содержания сахара в крови. Например, содержание сахара у Вас в крови = 130 мг/%, а Вы сейчас будете играть в футбол. В этом случае Вам достаточно съесть перед игрой в футбол дополнительно 1 яблоко. А если у Вас планируется бег на 1000 метров (при том же исходном уровне сахара в крови), то лучше выпить 200 мл апельсинового сока (2 УЕ) из-за более высоких энергетических затрат. СПРОСИТЬ: что Вы сделаете перед легкими гимнастическими упражнениями длительностью 30 минут? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: Вам нужно измерить содержание сахара в крови и при низких показателях съесть 1 УЕ (1 яблоко). Если содержание сахара в крови нормальное или незначительно выше нормы (например, 8 - 10 ммоль), Вы не нуждаетесь в дополнительном приеме углеводов. СПРОСИТЬ: что Вы сделаете для профилактики гипогликемии, если планируете отправиться в длительный поход после завтрака? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. УКАЗАТЬ: измерьте содержание сахара в крови перед завтраком. При нормальном содержании сахара в крови нужно снизить дозу утреннего короткого инсулина и дозу утреннего базального инсулина на 50%. Взять с собой достаточное количество легкоусвояемых углеводов (например, яблоки) и перекусывать каждый час во время похода. Перед обедом (на привале) также необходимо знать содержание сахара в крови. Если уровень его нормальный, то введите половинную дозу короткого инсулина. Вечером обязательно нужно повторить измерение содержания сахара в крови и при нормальных показателях ввести половинную дозу инсулина короткого и пролонгированного действия. На следующий день доза инсулинов определяется уровнем содержания сахара в крови. ПОДЧЕРКНУТЬ: конечно, это лишь примерные рекомендации по изменению дозировки инсулинов во время длительной и достаточно интенсивной физической нагрузке. Вы должны всегда ориентироваться на СОБСТВЕННЫЙ опыт, СВОИ показатели и СВОЕ самочувствие! СПРОСИТЬ: можете Вы участвовать в спортивных соревнованиях для сдачи каких-либо нормативов? ОТВЕТИТЬ: разумеется! Пациенты-спортсмены с сахарным диабетом 1 типа добивались даже олимпийских медалей! СПРОСИТЬ: есть ли среди видов спорта "запретные" для диабетиков? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: это те виды спорта, которые вообще опасны для жизни (например, прыжки с парашютом), или те, которые требуют высоких энергетических затрат и могут привести к резкому снижению сахара в крови (например, альпинизм, подводное плавание). Вам лучше всего заниматься игровыми видами спорта: волейболом, баскетболом, теннисом. При этом, Ваши партнеры должны знать, что у Вас диабет - тогда они легко смогут Вам помочь при состоянии гипогликемии. Если у Вас имеются осложнения со стороны глаз или ног, или отмечаются повышенные цифры АД, то Вам необходимо посоветоваться с Вашим врачом о возможности занятий спортом и выбрать подходящий Вам вид физических упражнений. РАССМОТРЕТЬ с пациентами и их родителями несколько примеров по контролю содержания сахара в крови у диабетиков до и после физических упражнений - НАРИСОВАТЬ на доске таблицу с результатами контроля содержания сахара в крови до и после занятий у 4-х пациентов. ---------------------------------------------------------------------- | ПАЦИЕНТ | ГЛИКЕМИЯ ДО ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ | ГЛИКЕМИЯ ПОСЛЕ | | | | ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ | |------------|------------------------------|------------------------| | Пациент 1 | 140 | 75 | |------------|------------------------------|------------------------| | Пациент 2 | 60 | 99 | |------------|------------------------------|------------------------| | Пациент 3 | 180 | 135 | |------------|------------------------------|------------------------| | Пациент 4 | 320 | 360 | ---------------------------------------------------------------------- СПРОСИТЬ: что произошло с пациентами? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: Пациент 1 - занятия спортом привели к снижению сахара крови. Пациент 2 - перед занятиями спортом сахар крови был низкий, поэтому он до занятий съел 1 УЕ и после занятий сахар крови остался в нормальных границах. Пациент 3 - как и у 1-го пациента сахар крови после занятий спортом уменьшился. СПРОСИТЬ: что произошло с 4-м пациентом? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов и их родителей. ДОПОЛНИТЬ: у 4-го пациента содержание сахара в крови после занятий возросло. Следует помнить: если исходное содержание сахара в крови повышено, то занятия спортом могут привести к еще большему ухудшению показателей. ПОДЧЕРКНУТЬ: исходно высокий сахар крови свидетельствует о недостатке инсулина в Вашем организме. В такой ситуации Вам нельзя заниматься спортом! Нужно сначала отрегулировать Ваш углеводный обмен. ПОДЧЕРКНУТЬ: для того чтобы физкультура и спорт благотворно повлияли на контроль диабета, занятия должны быть регулярными и интенсивными. ОБЪЯСНИТЬ: улучшение показателей уровня сахара в крови наступает через 6 - 12 недель регулярных занятий при достаточно высокой интенсивности тренировок и продолжительности их не менее 1 часа. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи по теме занятия. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" ЗАДАЧА N 1 Пациент с сахарным диабетом решил заниматься в спортивной секции по плаванию. ВОПРОС: - Как Вы думаете, на чем особенно необходимо фиксировать внимание тренера и самого больного ИЗСД во время тренировки? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) уметь распознать возможные признаки низкого содержания сахара в крови; б) уметь распознать возможные признаки высокого содержания сахара в крови; в) на интенсивность физических нагрузок. ЗАДАЧА N 2 Пациент с сахарным диабетом занимается в спортивной секции: играет в теннис. ВОПРОС: - Какие меры следует предпринять при появлении признаков низкого содержания сахара в крови (симптомов гипогликемии)? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) прекратить занятия; б) продолжить занятия; в) исследовать кровь на содержание сахара в крови; г) съесть углеводистую пищу. ЗАДАЧА N 3 Определите тактику поведения пациента с сахарным диабетом в случае появления гипогликемии во время занятий в спортивной секции в утреннее время (с 10 часов до 11 часов). ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) при появлении симптомов гипогликемии прекратить тренировку и съесть легкоусвояемые углеводные продукты (например, 1 яблоко или 1 стакан фруктового сока); 2) желательно исследовать уровень сахара крови до начала тренировки, во время занятия и по окончании его; 3) уменьшить дозу короткого инсулина перед завтраком в день занятий в спортивной секции. ЗАДАЧА N 4 Определите тактику поведения пациента с сахарным диабетом в случае хорошей переносимости интенсивной физической нагрузки во время спортивных занятий в утренние часы. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) желательно исследовать уровень сахара крови до начала тренировки, во время занятия и по окончании его; 2) дозу вводимого короткого инсулина перед завтраком оставить без изменений; 3) сахарную ценность завтрака оставить без изменений. ЗАДАЧА N 5 Определите тактику поведения пациента с сахарным диабетом в случае появления во время занятий спортом в дообеденное время симптомов гипергликемии. Сахар крови после тренировки = 360 мг/%. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) прекратить занятия спортом на некоторое время; 2) исследовать сахар крови в течение дня; 3) исследовать реакцию мочи на ацетон; 4) провести коррекцию дозы инсулина соответственно показателям гликемии. ЗАДАЧА N 6 Пациенту 14 лет. Он болен сахарным диабетом 2 года. Получает комбинированную инсулинотерапию препаратами инсулина короткого и пролонгированного действия. Вечернюю инъекцию пролонгированного инсулина делает перед сном - в 21.30 час. Чувствует себя хорошо и сегодня вечером после ужина (ужинает обычно в 18.00) играл с друзьями в футбол. Однако во время игры вдруг почувствовал резкую слабость, головокружение, мелькание "мушек" перед глазами. ВОПРОС: 1) Как Вы думаете, с чем связано плохое самочувствие пациента во время игры в футбол? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) с резким снижением содержания сахара в крови; б) с повышением содержания сахара в крови. ВОПРОС: 2) Что должен был сделать пациент перед игрой в футбол? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: а) исследовать перед игрой в футбол содержание сахара в крови; б) перед игрой в футбол съесть дополнительно яблоко (1 углеводную единицу); в) ничего не делать - ведь он хорошо себя чувствовал. ЗАДАЧА N 7 Определите тактику поведения больного сахарным диабетом в случае появления признаков очень высокого содержания сахара в крови после занятий в спортивной секции. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) исследовать содержание сахара в крови перед тренировкой, во время спортивных занятий и по окончании их; 2) исследовать реакцию мочи на ацетон, особенно если зафиксированы высокие показатели содержания сахара в крови; 3) прекратить занятия спортом на некоторое время; 4) провести коррекцию дозы инсулина соответственно показателям гликемии. ЗАДАЧА N 8 Определите тактику поведения пациента в дни, свободные от занятий спортом. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) оставить без изменения режим этого дня; 2) изменить режим дня следующим образом: а) время прогулки перенести на время занятий; б) во время прогулки рекомендовать активные физические упражнения (велосипед, бег, подвижные игры и т.п.). ЗАДАЧА N 9 Определите тактику поведения пациента с сахарным диабетом в случае хорошей переносимости физической нагрузки в вечернее время (до ужина). ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) желательно исследовать уровень сахара крови до начала тренировки, во время занятия и по окончании его; 2) дозу вводимого короткого инсулина перед ужином оставить без изменений; 3) сахарную ценность ужина оставить без изменений; 4) обязательно измерить содержание сахара в крови перед сном. ЗАДАЧА N 10 Пациенту 12 лет. Он болен сахарным диабетом в течение 5 лет. Недавно начал заниматься теннисом. Занятия 3 раза в неделю с 17 до 18 часов. Ужинает - в 18.30. Обычно при контроле содержания сахара в крови перед тренировкой он составлял 140 - 150 мг/%. Но сегодня этот показатель был 110 мг/%. ВОПРОС: 1) Что бы Вы посоветовали пациенту? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) вообще отказаться от занятий спортом; 2) перед выходом на корт выпить стакан фруктового сока; 3) измерить содержание сахара в крови по окончании тренировки и в зависимости от уровня сахара в крови изменить сахарную ценность ужина. ЗАДАЧА N 11 Пациенту 15 лет. Болен сахарным диабетом 3 года. Течение диабета стабильное. Режим питания: 7.30 - завтрак, 11 час. - 2-ой завтрак, в 13.30 - обед, в 16.00 - полдник, в 19 час. - ужин, в 21.00 - 2-ой ужин. На завтра планируется первое занятие в спортивной секции настольного тенниса. Занятия будут проходить 3 раза в неделю с 17 час. до 19 час. ВОПРОС: 1) Как нужно проводить в этот день контроль сахара в крови? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) контроль сахара в крови нужно проводить перед началом, во время и по окончании тренировки; б) при хорошем самочувствии нет показаний для измерения содержания сахара в крови. ВОПРОС: 2) Что нужно сделать при признаках низкого содержания сахара в крови во время занятий? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) прекратить занятие, измерить содержание сахара в крови, съесть 1 УЕ (1 яблоко, 1 стакан фруктового сока); б) вообще отказаться от занятий в спортивной секции. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ" | | | | ЗАДАЧА N 1. "а", "в" | | ЗАДАЧА N 2. "а", "в", "г" | | ЗАДАЧА N 3. 1, 2, 3 | | ЗАДАЧА N 4. 1, 2, 3 | | ЗАДАЧА N 5. 1, 2, 3, 4 | | ЗАДАЧА N 6. 1) "а", 2) "а", "б" | | ЗАДАЧА N 7. 1, 2, 3, 4 | | ЗАДАЧА N 8. 2) "а", "б" | | ЗАДАЧА N 9. 1, 2, 3, 4 | | ЗАДАЧА N 10. 2, 3 | | ЗАДАЧА N 11. 1) "а", 2) "а" | --------------------------------------------------------------------------- ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ 2.1 ПОВТОРИТЬ: больные сахарным диабетом могут заниматься спортом столько, сколько хотят! ПОДЧЕРКНУТЬ: важно, чтобы Вы знали - каким образом активные физические упражнения влияют на содержание сахара у Вас в крови. Ведь Вы нередко выполняете обычную физическую работу (например, во время уборки квартиры или работы в саду), которая тоже влияет на содержание сахара в крови. УКАЗАТЬ: Вы уже знаете, что при физической нагрузке Ваши мышцы "потребляют" больше сахара, чем обычно. Из-за этого у Вас может резко снизиться содержание сахара в крови. Однако этого можно избежать, если Вы или снизите дозу инсулина, активно действующего во время физической нагрузки, или перед занятиями спортом дополнительно съедите 1 УЕ. Важно, чтобы во время занятий спортом Вы всегда имели под рукой легкоусвояемые углеводы (например, сладкие соки или сахар). ОБСУДИТЬ, нет ли у Вас противопоказаний для занятий спортом (высокое содержание сахара в крови, высокие цифры АД)? ИЗМЕРИТЬ содержание сахара в крови у пациентов. При низких показателях рекомендовать пациенту перед выполнением комплекса физических упражнений съесть углеводные продукты (например, яблоко). СПРОСИТЬ: имеете ли Вы при себе легкоусвояемые углеводы? ПЕРЕЙТИ в спортзал. ПОПРОСИТЬ выполнить следующие упражнения: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ "РАЗОГРЕВА" (в течение 5 минут - 30 секунд нагрузки, затем расслабление рук и ног): - легкий бег по кругу или на месте; - бег с высоким подъемом колена с нарастанием темпа; - бег с "задиранием пятки назад" и нарастанием темпа; - тот же бег, но в обратном направлении; - на месте "фехтовать" или боксировать; - "махи" руками вверх и в стороны; - расслабление рук. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ И НАПРЯЖЕНИЯ (3 минуты): - наклоны туловища в сторону с поднятой над головой рукой; - наклоны туловища к ногам с поворотом корпуса; - вращение бедрами, слегка расставив ноги: руки на бедрах, круг вращения увеличивать; - наклоны туловища к полу; - расслабление. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОЛУ (10 минут). При выполнении этих упражнений важно ровно дышать! Длительность и интенсивность этих упражнений определить индивидуально! - стоя на коленях поочередно вытягивать руки вверх; - сидя на корточках вспрыгивать с вытянутыми вверх руками; - упражнение лежа - "свеча" с разведением и сведением ног ("ножницы"). Из положения "лежа на спине": - опираясь на стопы приподнимать корпус тела. Из положения "лежа на животе": - вытягивать вместе правую ногу и левую руку вверх и наоборот (3 секунды задержаться в этом положении); - упражнение "ножницы" ногами с хлопком руками. Из положения "сидя на корточках": - вытягивать попеременно ноги вперед. Из положения "сидя": - прямые ноги поднять вверх, при этом опираясь на руки (повторить 3 раза с короткими паузами); - опираясь на руки и ноги поднять вверх корпус; - в этом положении попробовать вращать бедрами. ПОПРОСИТЬ сделать короткую передышку (2 минуты). ИЗМЕРИТЬ пульс. ОБЪЯСНИТЬ: если у Вас пульс участился, но ЧСС менее 120 в минуту, значит Вы можете повторить некоторые упражнения еще раз. Если у Вас ЧСС более 120 в минуту, Вам нужно сделать дополнительную паузу и через 1 минуту повторно подсчитать пульс. ПОВТОРИТЬ комплекс упражнений в течение 10 минут. ПОПРОСИТЬ сделать перерыв. ИЗМЕРИТЬ пульс. ВЫЙТИ ИЗ СПОРТЗАЛА. ИЗМЕРИТЬ В КАБИНЕТЕ содержание сахара в крови. ОБСУДИТЬ результаты измерений пациентов. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДИСКУССИЯ 1.0 НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ МАТЕРИАЛЫ: 1. Карточки белого цвета - 3 шт. 2. Контрольные вопросы для проверки уровня знаний пациентов или ситуационные задачи с эталонами ответов. 3. Шариковые ручки. 4. Специальная литература (книги, журналы) для диабетиков. СПРОСИТЬ: какие профессии не рекомендуется выбирать диабетикам? ОТВЕТИТЬ: Вам не рекомендуются профессии, связанные с транспортировкой людей (водитель такси, автобуса, машинист и т.п.), а также профессии, связанные с выполнением работ "на высоте" (монтажник, крановщик и т.п.). СПРОСИТЬ: какие профессии Вы бы выбрали? ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. ПОДЧЕРКНУТЬ: обучение больных сахарным диабетом контролю заболевания является в настоящее время основой эффективности его лечения. Цель такого обучения - научить Вас самостоятельно, с сознанием собственной ответственности, контролировать течение своего заболевания. Для достижения этой цели необходимо было дать Вам не только основные знания о Вашем заболевании, но и научить Вас необходимым для этого практическим навыкам. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам и их родителям решить ситуационные задачи для контроля полученных знаний. РАЗДАТЬ пациентам ситуационные задачи по различным темам. ПОДЧЕРКНУТЬ: желательно, чтобы каждый пациент самостоятельно решил предложенные задачи. ОБСУДИТЬ ответы пациентов и их родителей. СПРОСИТЬ: Ваши ожидания от обучения оправдались? Мы очень заинтересованы в Ваших критических замечаниях и пожеланиях. Включение какой темы могло бы усовершенствовать обучение? ПОКАЗАТЬ различные книги, специальные журналы для диабетиков. ПОДЧЕРКНУТЬ: если у Вас возникнут проблемы или вопросы, Вы можете в любое время обратиться к нам за помощью! ПОПРОЩАТЬСЯ с пациентами и родителями, пожелав им успехов! СПРАВОЧНАЯ ТАБЛИЦА ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ЗАМЕНЫ ПРОДУКТОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПИТАНИЯ --------------------------------------------------------------------------- | ВЫПЕЧКА 1 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Хлеб ржаной |25 |1 тонкий |0,3 |47,5 |1 ХЕ | |формовой | |кусочек | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Хлеб ржаной |50 |2 тонких |0,6 |100 |2 ХЕ | |формовой | |кусочка | | | | --------------------------------------------------------------------------- Рисунок ---------------------------------------------------------------------- Здесь и далее рисунки не приводятся. --------------------------------------------------------------------------- | ВЫПЕЧКА 2 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Хлеб |20 |1 тонкий |0,04 |60 |1 ХЕ | |пшеничный | |кусочек | | | | |нарезной | | | | | | |батон | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Булочка |20 |Половинка |0,03 |55 |1 ХЕ | |сдобная | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Крекеры |15 |5 штук | |55 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | МАКАРОНЫ, | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | КРУПЫ |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Вермишель |45 |2 столовые|0,012 |55 |1 ХЕ | | | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Каша |50 |2 столовые|0,18 |50 |1 ХЕ | |гречневая | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Каша пшенная |50 |2 столовые|0,1 |50 |1 ХЕ | | | |ложки | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | КРУПЫ | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Каша овсяная |50 |2 столовые|0,5 |60 |1 ХЕ | | | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Каша рисовая |50 |2 столовые|0,06 |45 |1 ХЕ | | | |ложки | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ОВОЩИ | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Картофельное |70 |2 столовые|0,5 |50 |1 ХЕ | |пюре | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Картофель |50 |1 средний |0,5 |45 |1 ХЕ | |отварной | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Картофель |35 |2 столовые|0,5 |45 |1 ХЕ | |жареный | |ложки | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ОВОЩИ 2 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Капуста |185 |1 столовая|1,3 |52 |1 ХЕ | |белокочанная | |ложка | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Капуста |204 |1 столовая|1,8 |59 |1 ХЕ | |цветная | |ложка | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Капуста |205 |1 столовая|1,5 |55 |1 ХЕ | |квашеная | |ложка | | | | --------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ | ОВОЩИ, ЗЕЛЕНЬ | Вес |ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)|ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | |(граммы)| | | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Салат |455 |2,3 |64 |1 ХЕ | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Лук зеленый |233 |2,1 |51 |1 ХЕ | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Лук репчатый |105 |0,7 |45 |1 ХЕ | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Перец зеленый и|213 |3,2 |42 |1 ХЕ | |красный | | | | | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Зелень петрушки|175 |2,5 |47,2 |1 ХЕ | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Огурец |445 |2,8 |55,6 |1 ХЕ | |---------------|--------|--------|---------------|--------------| |Помидор |292 |1,6 |46,5 |1 ХЕ | ------------------------------------------------------------------ --------------------------------------------------------------------------- | ФРУКТЫ 1 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Груша |90 |1 средняя |0,6 |40 |1 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Персик |95 |1 средний |0,9 |40 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ФРУКТЫ 2 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Яблоко |90 |1 среднее |0,53 |40 |1 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Банан |100 |1 штука |0,4 |45 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ФРУКТЫ 3 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Апельсин |120 |1 средний |1,7 |45 |1 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Мандарин |120 |2 - 3 |0,7 |45 |1 ХЕ | | | |штуки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Грейпфрут |140 |1/2 штуки |0,96 |50 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | СОКИ | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Апельсиновый |100 |Половина | |45 |1 ХЕ | |сок | |стакана | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Яблочный сок |90 |Половина | |45 |1 ХЕ | | | |стакана | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Томатный сок |200 |1 стакан | |34 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------- | МОЛОЧНЫЕ | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | ПРОДУКТЫ |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| | Молоко |215 |1 стакан | |125 |1 ХЕ | | пастеризованное | | | | | | |-------------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| | Кефир жирный |245 |1 и 1/3 | |140 |1 ХЕ | | | |стакана | | | | |-------------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| | Йогурт |200 |1 стакан | |130 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 1 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Картофель |50 |1 средний |0,5 |45 |1 ХЕ | |отварной | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Салат из |100 |4 ст. |0,7 |50 |0 ХЕ | |капусты | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Мясо отварное|100 |1 кусок |0 |120 |0 ХЕ | |(говядина) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 2 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Гречневая |50 |2 ст. |0,18 |50 |1 ХЕ | |каша | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Помидор |100 |1 большой |0,8 |34 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Яйцо отварное|50 |1 штука |0 |75 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 3 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Гречневая |50 |2 ст. |0,18 |50 |1 ХЕ | |каша | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Салат из |200 |4 ст. |1,5 |56 |0 ХЕ | |помидоров и | |ложки | | | | |огурцов | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Сосиска |100 |1 штука |0 |60 |0 ХЕ | |отварная | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 4 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Картофель |35 |2 ст. |0,5 |50 |1 ХЕ | |жареный | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Салат из |200 |4 ст. |1,5 |50 |0 ХЕ | |овощей | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Курица |100 |1 кусок |0 |85 |0 ХЕ | |отварная | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 5 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Рис отварной |50 |2 ст. |0,06 |60 |1 ХЕ | | | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Салат из |100 |4 ст. |0,3 |30 |0 ХЕ | |редиса | |ложки | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Котлета |100 |1 штука |0 |198 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ЗАКУСКИ 1 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Биг-мак |120 |1 штука |0,03 |150 |3 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ЗАКУСКИ 2 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Селедка |50 | |0 |75 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Лук зеленый |100 | |1,0 |36 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Масло |25 | |0 |165 |0 ХЕ | |сливочное | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Огурец |100 | |0,7 |22 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ЗАКУСКИ 3 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Колбаса |100 |1 кусок |0 |115 |0 ХЕ | |копченая | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Мясо копченое|100 |1 кусок |0 |100 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Ветчина |100 |1 кусок |0 |120 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ЗАКУСКИ 4 | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Яйцо |50 |1 штука |0 |75 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Творог |100 |4 ложки |0 |60 |0 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Сыр-брынза |100 |1 кусок |0 |230 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 6 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Курица |100 |1 кусок |0 |85 |0 ХЕ | |отварная | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Мясо |100 |1 кусок |0 |120 |0 ХЕ | |(говядина) | | | | | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Рыба |110 |1 кусок |0 |56 |0 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |ВТОРЫЕ БЛЮДА | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | 7 |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Пельмени |200 |3 - 4 |0 |120 |1 ХЕ | | | |штуки | | | | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- | ФРУКТЫ | Вес |КОЛИЧЕСТВО|ПИЩЕВЫЕ |ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ | КОЛИЧЕСТВО | | |(граммы)| |ВОЛОКНА |ЦЕННОСТЬ (ккал)|ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ| | | | |(граммы)| | | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Арбуз |110 |1 кусок |0,5 |40 |1 ХЕ | |-------------|--------|----------|--------|---------------|--------------| |Дыня |105 |1 кусок |0,6 |40 |1 ХЕ | --------------------------------------------------------------------------- |