выполнения с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов. 2.1.4. Принцип эффективности использования финансовых и материальных ресурсов акционерного общества. При составлении и исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества структурные подразделения акционерного общества должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного оперативными планами развития и бюджетами акционерного общества объема средств. 2.1.5. Принцип сбалансированности оперативных планов развития и бюджетов. Объем запланированных акционерным обществом расходов должен соответствовать стратегическому бизнес-плану, оперативным планам развития акционерного общества, а также суммарному объему доходов, предусмотренных бюджетами акционерного общества. 2.1.6. Принцип достоверности и сопоставимости. Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества должны детально и реалистично отражать натуральные и стоимостные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Натуральные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должны сравниваться с сопоставимыми фактическими данными управленческой отчетности акционерного общества. Периоды контроля исполнения оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества должны быть четко обозначены. Период оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должен быть сопоставим с периодом принятия и реализации управленческих решений. 2.1.7. Принцип гибкости. Система оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должна быть построена в акционерном обществе таким образом, чтобы в случае изменения значимых внешних факторов (изменение рыночной конъюнктуры и т.п.), а также существенных внутренних условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (изменение организационной структуры акционерного общества и т.п.) имелась практическая возможность в минимальные сроки скорректировать оперативные планы развития и бюджеты, а также плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 2.1.8. Принцип детализации расходов. С целью оптимизации расходов акционерного общества и повышения эффективности контроля за их использованием все статьи расходов акционерного общества I группы, доля которых превышает 5 процентов в общей доле расходов этого акционерного общества, а для акционерного общества II группы - 10 процентов, должны детализироваться в оперативных планах развития и бюджетах акционерного общества. 2.1.9. Принцип разграничения компетенции между органами управления акционерного общества в области оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Утверждение оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, их плановых значений, оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества, а также отчетов об исполнении оперативных планов развития, бюджетов и достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должен осуществлять совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества. Исполнение оперативных планов развития и бюджетов, а также достижение плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должны обеспечивать исполнительные органы акционерного общества. Совмещение вышеуказанных функций в рамках одного органа управления акционерного общества недопустимо. 2.2. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества основывается на следующих принципах: 2.2.1. Принцип внутреннего и внешнего контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества в нем создается специальный орган - ревизионная комиссия (ревизор), а также привлекается аудиторская организация (аудитор). В акционерных обществах I и II групп для эффективного осуществления советом директоров (наблюдательным советом) непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества и прежде всего за исполнением его финансового плана и бюджетов создается специальный комитет совета директоров (наблюдательного совета), ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту. В акционерных обществах, доля города Москвы в уставном капитале которых превышает 25% и отнесенных к акционерным обществам I группы в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению хотя бы по одному из критериев, для организации внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества создается контрольно-ревизионная служба. 2.2.2. Принцип независимости контрольно-ревизионного управления акционерного общества от исполнительных органов акционерного общества. В целях обеспечения независимости контрольно-ревизионного управления акционерного общества от исполнительных органов акционерного общества деятельность контрольно-ревизионного управления должна контролироваться советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества непосредственно и (или) через комитет по аудиту совета директоров. 2.2.3. Принцип полноты и своевременности отражения хозяйственных операций акционерного общества. Для формирования документов в сфере оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества хозяйственные операции должны в полном объеме и своевременно отражаться в регистрах бухгалтерского, налогового и управленческого учета. 2.2.4. Принцип своевременного представления корпоративной отчетности. Корпоративная отчетность акционерного общества должна представляться пользователям своевременно в сроки, установленные нормативными правовыми актами, уставом акционерного общества, внутренними документами акционерного общества и решениями органов управления акционерного общества. 2.2.5. Принцип контроля кредитной политики акционерного общества. Контроль кредитной политики акционерного общества должен обеспечивать дополнительный механизм контроля за деятельностью исполнительных органов акционерного общества со стороны совета директоров (наблюдательного совета) в вопросах управления заемным капиталом с целью обеспечения финансовой устойчивости и минимизации риска снижения платежеспособности акционерного общества. 3. Общие требования к системе оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества 3.1. Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества составляются на период один календарный год с разбивкой по кварталам. 3.2. В целях составления оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества утверждаются плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества на один календарный год с разбивкой по кварталам. Плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества утверждаются не позднее 1 октября года, предшествующего годовому периоду планирования. При утверждении (корректировке) оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их плановых значений акционерному обществу рекомендуется учитывать оперативные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их ориентировочные значения, утвержденные Департаментом имущества города Москвы. 3.3. На основании утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерное общество разрабатывает оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества. 3.4. В акционерных обществах I группы утверждаются следующие основные формы оперативных планов развития и бюджетов: - бюджет продаж; - бюджет расходов; - бюджет доходов и расходов; - прогнозный баланс; - план распределения прибыли с прилагаемой инвестиционной программой; - план по персоналу. 3.5. В акционерных обществах II группы утверждаются следующие основные формы оперативных планов развития и бюджетов: - бюджет доходов и расходов; - прогнозный баланс; - план распределения прибыли с прилагаемой инвестиционной программой. 3.6. Перечень основных форм оперативных планов развития и бюджетов, указанный в пунктах 3.4 и 3.5 настоящего Положения, является минимально необходимым в акционерных обществах I и II групп. Помимо указанных форм в акционерных обществах I и II групп могут утверждаться и иные оперативные планы развития и бюджеты. 3.7. Оперативные планы развития и бюджеты акционерных обществ, указанные в пунктах 3.4 и 3.5 настоящего Положения, должны иметь следующую структуру и содержание: ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |Наименование формы |Структура формы |Содержание формы | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |Бюджет продаж |1) выручка от реализации товаров |При формировании бюджета продаж | | |(работ, услуг); |выручка акционерного общества должна | | |2) объемы реализованной |быть спланирована по кварталам без | | |продукции |учета налога на добавленную стоимость | | | |в разрезе основных видов деятельности.| | | |Бюджет продаж должен содержать | | | |планируемые натуральные и стоимостные | | | |показатели объема реализуемой | | | |продукции (работ, услуг) | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |Бюджет расходов |1) себестоимость продукции; |Формируются плановые или фактические | | |2) управленческие расходы; |расходы акционерного общества, | | |3) коммерческие расходы; |сгруппированные по видам расходов в | | |4) операционные расходы; |соответствии с нормативными правовыми | | |5) внереализационные расходы; |актами в области бухгалтерского учета,| | |6) чрезвычайные расходы |а также рассчитываются аналитические | | | |коэффициенты и показатели | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |Бюджет доходов и |1) доходы; |Для формирования перечня статей | |расходов |2) расходы |бюджета доходов и расходов | | | |используется форма N 2 бухгалтерской | | | |отчетности "Отчет о прибылях и | | | |убытках", утвержденная Минфином РФ | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |Прогнозный баланс |1) активы; |Для формирования перечня статей | | |2) пассивы |прогнозного баланса используется | | | |форма N 1 бухгалтерской отчетности | | | |"Бухгалтерский баланс", утвержденная | | | |Минфином | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |План распределения |1) дивиденды; |При формировании плана распределения | |прибыли с прилагаемой |2) реинвестирование; |прибыли с прилагаемой инвестиционной | |инвестиционной |3) фонд потребления; |программой должно использоваться | |программой |4) резервный фонд |планируемое значение показателя | | | |"Чистая прибыль/убыток отчетного | | | |периода" бюджета доходов и расходов. | | | |Значение данного показателя делится | | | |между планируемой суммой дивидендных | | | |выплат, резервным фондом, фондом | | | |потребления и дивидендами | |--------------------------|---------------------------------|--------------------------------------| |План по персоналу |1) среднесписочная численность; |В плане по персоналу в поквартальном | | |2) фонд оплаты труда; |разрезе планируются: | | |3) средняя заработная плата |- среднесписочная численность | | | |персонала на календарный год в | | | |соответствии с утвержденным штатным | | | |расписанием; | | | |- фонд оплаты труда по видам | | | |установленных в акционерном обществе | | | |выплат, премий, надбавок и т.п.; | | | |- средняя заработная плата | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.8. Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества ежегодно утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества в срок до 31 декабря текущего года на следующий календарный год. При утверждении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества оценивают оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества на предмет соответствия предусмотренных ими плановых результатов плановым значениям оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Если реализация оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества не позволяет достичь установленных плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, такие оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества должны быть направлены на доработку. Если оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества позволяют достичь установленные плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, то они принимаются, однако в случае необходимости может быть проведена более глубокая экспертиза оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества с привлечением экспертов. 3.9. Контроль за достижением плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и исполнением оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) и общим собранием акционеров акционерного общества. 3.10. Периодами контроля за достижением плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и за исполнением оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества являются квартал и год. 3.11. Ежеквартальные отчеты о достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и об исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. 3.12. Годовой отчет о достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и об исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества включается в годовой отчет акционерного общества и подлежит утверждению общим собранием акционеров акционерного общества после предварительного утверждения советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. 3.13. Отчеты, указанные в пунктах 3.11 и 3.12 настоящего Положения, должны содержать следующую информацию: - пояснительную записку об исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества; - информацию о плановых и фактических значениях оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества за соответствующий период, а также показатели относительных отклонений фактических значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых; - пояснительную записку о причинах отклонений. 3.14. В ходе исполнения оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества возможна их корректировка по инициативе члена совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества или аудитора акционерного общества, исполнительного органа акционерного общества, а также иных лиц, определенных уставом акционерного общества. 3.15. Основанием для корректировки оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, их плановых значений и соответственно оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества, в частности, может быть: - установленная советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества нереалистичность плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; - изменение экономической ситуации в отрасли; - корректировка ориентировочных значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 3.16. Решение о корректировке оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их плановых значений, а также оперативных планов развития и бюджетов принимается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. 4. Общие требования к формированию кредитной политики акционерного общества 4.1. Целями кредитной политики акционерного общества является повышение эффективности управления заемным капиталом, обеспечение финансовой устойчивости и минимизации риска снижения платежеспособности акционерного общества. 4.2. Основными принципами кредитной политики акционерного общества являются: 4.2.1. Принцип минимизации стоимости заимствований. 4.2.2. Принцип доступности кредитных средств. 4.2.3. Принцип максимизации прибыли акционерного общества. 4.2.4. Принцип своевременности исполнения кредитных договоров. 4.2.5. Принцип приоритетности привлечения банковских кредитов по сравнению с привлечением заемных средств в форме выпуска долговых ценных бумаг. 4.2.6. Принцип приоритетности погашения задолженности, имеющей наибольшую стоимость обслуживания. 4.2.7. Принцип резервирования денежных средств для обеспечения забалансового обязательства. 4.3. Порядок управления заемным капиталом акционерного общества и осуществления контроля за соответствием лимитов: 4.3.1. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в ходе реализации кредитной политики в обязательном порядке рассматривает следующие вопросы: - об осуществлении акционерным обществом публичных заимствований (в форме выпуска облигаций и т.п.) и привлечении кредитов (займов) международных финансовых организаций; - о привлечении акционерным обществом заемных средств, в качестве обеспечения возвратности которых предполагается использовать внеоборотные активы. 4.3.2. В целях снижения стоимости заемного капитала и минимизации процентных расходов советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества утверждаются и по мере необходимости пересматриваются лимиты стоимостных параметров заимствования. 4.3.3. Расчет лимитов суммарного заемного капитала акционерного общества осуществляется акционерным обществом ежеквартально исходя из данных бухгалтерской отчетности и документов внутренней отчетности, содержащих прогноз движения потоков наличности. 4.3.4. Лимит заимствований денежных средств при заключении акционерным обществом договоров не должен превышать среднеквартального объема поступлений на счета акционерного общества денежных средств от реализации товаров, работ и услуг, рассчитанного по итогам квартала, предшествующего месяцу заключения соответствующего договора, с учетом поправочного коэффициента, устанавливаемого в зависимости от рейтинга кредитоспособности акционерного общества. 4.3.5. Рейтинг кредитоспособности акционерного общества устанавливается в соответствии с утвержденной советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества методикой оценки финансового состояния акционерного общества для определения рейтинга кредитоспособности. 4.3.6. Ежеквартально на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества вносится отчет единоличного исполнительного органа акционерного общества о кредитной политике за истекший квартал. 4.3.7. В случае если фактический размер суммарного заемного капитала акционерного общества превышает хотя бы одно максимально допустимое значение лимита (либо такое превышение прогнозируется акционерным обществом), в акционерном обществе разрабатывается план нормализации долговой позиции, который утверждается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. 4.4. Типовая структура положения о кредитной политике акционерного общества должна включать в себя следующие разделы: 4.4.1. Основные определения. 4.4.2. Цели кредитной политики. 4.4.3. Принципы кредитной политики. 4.4.4. Регламент управления долговой позицией акционерного общества и осуществления контроля за соответствием лимитам. 4.4.5. Методика оценки финансового состояния акционерного общества для определения рейтинга кредитоспособности. 4.4.6. Методика расчета лимитов долговой позиции. 4.4.7. Структура плана нормализации долговой позиции. 4.5. Принципы оценки финансового состояния акционерного общества: 4.5.1. Оценка финансового состояния акционерного общества предполагает анализ следующих рисков и групп их коэффициентов: - риска неликвидности активов акционерного общества (коэффициенты ликвидности); - риска снижения финансовой устойчивости акционерного общества (коэффициент соотношения собственных и заемных средств); - риска низкой рентабельности деятельности акционерного общества (коэффициенты рентабельности); - риска снижения деловой активности акционерного общества (динамика дебиторской задолженности, динамика кредиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности). 4.5.2. Расчет коэффициентов, указанных в пункте 4.5.1 настоящего Положения, осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса (форма N 1 бухгалтерской отчетности) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2 бухгалтерской отчетности). 4.5.3. На основании сравнения рассчитанных значений коэффициентов с нормативными по каждому коэффициенту определяются группа и балл. 4.5.4. На основании определенных баллов для каждого коэффициента с учетом весов, предварительно установленных коэффициентам, рассчитывается общая сумма баллов. 4.5.5. На основе рассчитанной общей суммы баллов по всем коэффициентам акционерному обществу присваивается рейтинг кредитоспособности. 4.6. Типовой план нормализации долговой позиции акционерного общества должен включать в себя следующие разделы: 4.6.1. Анализ доходов и расходов (на момент начала реализации плана нормализации долговой позиции): 4.6.1.1. Анализ динамики натуральных производственных показателей (за последние 4 квартала). 4.6.1.2. Анализ ценовой политики (за последние 4 квартала). 4.6.1.3. Структура потребителей (по группам) с указанием перечня крупнейших потребителей, имеющих долю более 1%. 4.6.1.4. Анализ платежной дисциплины (по каждому крупному потребителю за последние 4 квартала с указанием доли оплаты денежными средствами и средней величины периода времени от момента отгрузки до момента оплаты). 4.6.1.5. Перечень основных статей затрат (с долей более 1%), динамика величин этих затрат за последние 4 квартала и обоснование их текущих величин. 4.6.2. Анализ существующей кредиторской и дебиторской задолженности (на момент начала реализации плана нормализации долговой позиции): 4.6.2.1. Расшифровка крупной задолженности (по кредиторам, на которых приходится более 1% в общей сумме задолженности). 4.6.2.2. Анализ причин возникновения просроченной задолженности (момент возникновения обязательств по оплате которой отстает более чем на 3 месяца от текущей даты). 4.6.2.3. Расшифровка крупной задолженности (по дебиторам, на которых приходится более 1% в общей сумме задолженности). 4.6.2.4. Оценка перспектив истребования задолженности (по каждому дебитору) с указанием аргументов в пользу соответствующей оценки. 4.6.3. Описание предлагаемых мероприятий в области: 4.6.3.1. Оптимизации структуры управления и разграничения полномочий должностных лиц. 4.6.3.2. Улучшения качества планирования. 4.6.3.3. Увеличения текущей выручки. 4.6.3.4. Истребования дебиторской задолженности. 4.6.3.5. Управления запасами. 4.6.3.6. Управления активами (если предполагается их реализация). 4.6.3.7. Управления текущими расходами (включая оптимизацию закупок). 4.6.3.8. Управления инвестициями (необходимость осуществления, пути снижения затрат и повышения эффективности и т.п.). 4.6.4. Детализированное описание мероприятий по управлению доходами (включая мероприятия по истребованию дебиторской задолженности). 4.6.5. Детализированное описание мероприятий по управлению расходами. 5. Общие требования к формированию корпоративной отчетности акционерного общества 5.1. Формируемая акционерным обществом корпоративная отчетность должна удовлетворять как внутренним, так и внешним потребностям в информации о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и о перспективах развития акционерного общества. 5.2. Корпоративная отчетность основывается на следующих принципах: - принцип эффективности формирования корпоративной отчетности. Затраты на подготовку корпоративной отчетности акционерного общества не должны превышать экономического эффекта от ее использования; - принцип объективности и обоснованности корпоративной отчетности. Информация, содержащаяся в корпоративной отчетности, должна быть основанной на фактических данных и объективно отражать результаты деятельности акционерного общества; - принцип адресности корпоративной отчетности. Корпоративная отчетность акционерного общества должна быть доведена до пользователя с использованием наиболее эффективных средств коммуникации, а также с соблюдением в случаях, установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон, требований к ее конфиденциальности; - принцип точности корпоративной отчетности. Содержащаяся в корпоративной отчетности акционерного общества информация должна обладать необходимым уровнем точности и низкой вероятностью ошибок. Степень погрешности информации не должна превышать такого уровня, чтобы изменить решение, принимаемое на ее основе. 5.3. Основным документом корпоративной отчетности акционерного общества является годовой отчет. 5.4. Годовой отчет акционерного общества должен иметь следующую структуру: ------------------------------------------------------------------------------------ |Наименование раздела |Описание раздела | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 1. Обращение к акционерам |- основные финансовые и производственные | |председателя совета директоров |показатели отчетного года; | |(наблюдательного совета) и |- результаты инвестиционной деятельности; | |единоличного исполнительного органа |- корпоративное управление в акционерном | | |обществе в отчетный период, меры по | | |соблюдению прав и интересов акционеров; | | |- задачи, стоящие перед акционерным | | |обществом в следующем году (краткий | | |обзор) | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 2. Общие сведения, положение |- макроэкономические и отраслевые | |акционерного общества в отрасли |условия; | | |- приоритетные направления деятельности | | |акционерного общества; | | |- конкурентное окружение акционерного | | |общества и факторы риска. | | |Управление рисками | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 3. Корпоративное управление |- стратегия и перспективы развития | | |общества; | | |- принципы корпоративного управления; | | |- организационная структура и органы | | |управления акционерного общества; | | |- информация о членах органов управления | | |и контроля акционерного общества; | | |- информация о существенных фактах за | | |отчетный период | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 4. Информация об имущественном |- земельные участки в собственности | |комплексе общества |общества; | | |- земельные участки в аренде общества; | | |- недвижимое имущество в собственности | | |общества; | | |- недвижимое имущество в аренде общества; | | |- информация о совершенных за год сделках | | |с недвижимым имуществом общества; | | |- обременения имущественного комплекса | | |общества (договоры аренды, залога и т.д.) | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 5. Основные производственные |- структура и объем выпускаемой продукции | |показатели |(работ, услуг) за отчетный период; | | |- динамика выпуска продукции в разрезе | | |номенклатурных групп за последние 3 года | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 6. Основные показатели |- анализ динамики результатов | |финансово-хозяйственной деятельности |деятельности и финансового положения | |акционерного общества |акционерного общества за последние 3 | | |года; | | |- отчет о выполнении стратегического | | |бизнес-плана, оперативных планов развития | | |и бюджетов акционерного общества; | | |- отчет о достижении ключевых показателей | | |эффективности финансово-хозяйственной | | |деятельности акционерного общества | | |или причинах невыполнения с их | | |обоснованием (неэффективность | | |деятельности исполнительных органов | | |акционерного общества; внешние причины, в | | |т.ч. относятся резкие скачки цен закупок | | |и продаж (более чем на 10% в сравнении с | | |запланированным изменением цен), изменения| | | нормативно-правовой базы, форс-мажорные | | |обстоятельства; нереалистичность планов); | | |- отчет, содержащий следующую информацию: | | |финансовый результат, инвестиции в | | |основной капитал предприятий за счет всех | | |источников финансирования, в том числе | | |бюджетных инвестиций города Москвы; | | |среднесписочная численность работников | | |предприятия, фонд оплаты труда и | | |иные выплаты социального характера, | | |средства бюджета на выполнение городского | | |заказа (кроме инвестиций в основной | | |капитал); | | |- утвержденная годовая бухгалтерская | | |отчетность (формы N 1-6); | | |- налоговая декларация по налогу на | | |прибыль; | | |- аудиторское заключение | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 7. Распределение прибыли и |- информация о суммах начисленных | |дивидендная политика |дивидендов за последние 3 года и отчет об | | |их выплате; | | |- информация о доходности дивидендных | | |выплат за последние 3 года отношение | | |(размера выплачиваемого дивиденда | | |к курсовой стоимости акций) | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 8. Инвестиционная деятельность |- структура инвестиций по направлениям | | |деятельности; | | |- источники финансирования инвестиционных | | |программ (прибыль, амортизационные | | |отчисления, прочие) | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 9. Кадровая и социальная |- структура кадрового состава; | |политика |- возрастная структура работников; | | |- качественный состав работников (уровень | | |образования); | | |- ротация кадров; | | |- подготовка кадров | |---------------------------------------|------------------------------------------| |Раздел 10. Справочная информация для |Адреса, телефоны, контакты, банковские | |акционеров |реквизиты, адрес акционерного общества в | | |Internet, краткая информация об | | |аудиторе, реестродержателе и оценщике(ах) | | |акционерного общества | ------------------------------------------------------------------------------------ 5.5. Годовой отчет акционерного общества помимо сведений, предусмотренных в пункте 5.4 настоящего Положения, должен содержать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОТИВАЦИИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ ЕДИНОЛИЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, И ЛИЦ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, АКЦИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о принципах мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (далее - Положение), определяет основные подходы к системе мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, которыми должны руководствоваться Департамент имущества города Москвы как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий права по акциям, принадлежащим городу Москве, и органы исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, при реализации прав по находящимся в собственности города Москвы акциям акционерных обществ, отнесенных к акционерным обществам I и II групп в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению (далее - акционерные общества). 1.2. Настоящее Положение устанавливает: - систему мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ; - порядок определения ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, используемых для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) (далее - КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего); - порядок проведения оценки эффективности деятельности лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ; - меры воздействия, применяемые в отношении лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ. 1.3. Целью утверждения настоящего Положения является повышение эффективности деятельности акционерных обществ. 1.4. Применение настоящего Положения позволит: - установить единые принципы мотивации ответственных лиц, а также управляющих организаций (управляющих); - усилить мотивацию ответственных лиц и повысить результативность услуг, оказываемых управляющими организациями (управляющими); - повысить прозрачность системы мотивации ответственных лиц, управляющих организаций (управляющих). 1.5. Правила, установленные настоящим Положением, применяются акционерными обществами в случае утверждения соответствующих внутренних документов органами управления акционерных обществ. 1.6. В настоящем Положении приняты следующие основные термины и определения: управляющая организация - коммерческая организация, которой по гражданско-правовому договору переданы полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества; управляющий - индивидуальный предприниматель, которому по гражданско-правовому договору переданы полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества; ответственное лицо - физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа или входящее в состав коллегиального исполнительного органа акционерного общества, за исключением управляющего; акционерное общество I группы - открытое акционерное общество, в котором доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет 100%, или открытое акционерное общество, в котором доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет более 25%, но менее 100%, и отвечает критериям, перечисленным в приложении 1 к настоящему постановлению; акционерное общество II группы - открытое акционерное общество, в котором доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет более 25%, но менее 100%, и отвечает критериям, перечисленным в приложении 1 к настоящему постановлению; акционерное общество - акционерное общество I или II группы; ключевой показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - оценочный критерий, используемый для определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения достижения целей и задач акционерного общества. КПЭ - ключевые показатели эффективности; КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - стратегические универсальные, стратегические отраслевые, оперативные универсальные, оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; стратегические универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие финансово-экономическое состояние акционерного общества и утверждаемые на 3 года с разбивкой по годам; стратегические отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие отраслевую специфику деятельности акционерного общества и утверждаемые на 3 календарных года с разбивкой по годам; стратегические КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - стратегические универсальные и стратегические отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; оперативные универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие финансово-экономическое состояние акционерного общества и утверждаемые на один календарный год с разбивкой по кварталам; оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие отраслевую специфику деятельности акционерного общества и утверждаемые на один календарный год с разбивкой по кварталам; оперативные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - оперативные универсальные и оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - стратегические универсальные и оперативные универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - стратегические отраслевые и оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; плановые значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, утвержденные советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества; фактические значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - достигнутые акционерным обществом значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности по итогам исполнения стратегического бизнес-плана, оперативного плана развития, бюджета акционерного общества; ориентировочные значения КПЭ - значения КПЭ, рассчитанные органами исполнительной власти г. Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, и утвержденные Департаментом имущества города Москвы для целей определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; система мотивации - совокупность материальных и нематериальных мер, при реализации которых в отношении ответственного лица, управляющей организации (управляющего) последние приобретают заинтересованность в выполнении возложенных на них функций; отчетный период - период времени, по окончании которого осуществляется оценка эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего); плановый размер премиальной части выплат - размер премиальной части выплат, установленный в пункте 3.3.2 настоящего Положения; индивидуальный фонд оплаты труда ответственного лица - совокупность должностного оклада и переменной части выплат (премий, поощрений, дополнительных выплат) ответственному лицу, выплачиваемых за 1 месяц. 2. Принципы системы мотивации ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) Система мотивации лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, основывается на следующих принципах: 2.1. Принцип единообразия. Для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) используются КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и их плановые значения, утвержденные советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества для целей оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 2.2. Принцип значимости КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). Выбор КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) осуществляется исходя из значимости показателей для оценки эффективности управления акционерным обществом. 2.3. Принцип комплексности. Оценка эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) является комплексной. 2.4. Принцип регулярности. Проведение оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) осуществляется на регулярной основе: ежеквартально, 1 раз в год, 1 раз в 3 года. 2.5. Принцип сопоставимости. Проведение оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) осуществляется одновременно с проведением оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. 2.6. Принцип непротиворечивости. КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего), которые не должны противоречить друг другу как внутри одного отчетного периода (оперативного, среднесрочного, стратегического), так и между ними. 2.7. Принцип достаточности. Количество КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) является ограниченным. 2.8. Принцип гибкости. Оценка эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) осуществляется с учетом всех обстоятельств, имевших место в отчетном периоде. 2.9. Принцип дифференциации мер системы мотивации. Меры системы мотивации, установленные настоящим Положением, применяются дифференцированно в отношении ответственных лиц, а также управляющей организации (управляющего). 2.10. Принцип деления денежных выплат на постоянную и переменную части. Денежные выплаты ответственным лицам, управляющей организации (управляющему), осуществляемые в соответствии с настоящим Положением, состоят из постоянной и переменной частей. Постоянная часть выплачивается вне зависимости от результатов деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). Выплата переменной части зависит от результатов деятельности указанных лиц, а также иных факторов, определенных настоящим Положением. 2.11. Принцип соответствия мер системы мотивации результатам деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). Меры системы мотивации, применяемые в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) согласно нормам настоящего Положения, должны соответствовать и зависеть от результатов деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). 2.12. Принцип исключительного применения мер воздействия в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). Меры воздействия, предусмотренные настоящим Положением, применяются в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) в исключительных случаях при неэффективности применения в отношении указанных лиц иных мер системы мотивации. 3. Структура системы мотивации ответственных лиц 3.1. Система мотивации ответственных лиц включает в себя следующие меры: 3.1.1. Денежные выплаты: 3.1.1.1. Должностной оклад. Должностной оклад представляет собой фиксированный размер оплаты труда ответственного лица за исполнение возложенных на него обязанностей за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. 3.1.1.2. Премиальная часть выплат. Премиальная часть выплат представляет собой вознаграждения ответственному лицу за достижение акционерным обществом плановых значений КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). 3.1.1.3. Поощрения. Поощрения представляют собой вознаграждения ответственному лицу за достижение акционерным обществом значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с плановыми значениями КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 3.1.1.4. Дополнительные выплаты. Дополнительные выплаты представляют собой вознаграждения в форме надбавок, выплачиваемые по основаниям, предусмотренным настоящим Положением. 3.1.2. Социальный пакет. 3.1.3. Нематериальное стимулирование. 3.1.4. Меры воздействия, применяемые в отношении ответственных лиц. 3.2. Должностной оклад. 3.2.1. Размер должностного оклада ответственного лица зависит от следующих факторов: - отрасль деятельности акционерного общества; - сложность управления акционерным обществом, его техническая оснащенность; - среднерыночная заработная плата на рынке труда города Москвы в данной отрасли; - квалификация и стаж работы ответственного лица; - наличие уникальных знаний и индивидуальных деловых качеств ответственного лица; - сумма затрат на заработную плату в бюджете доходов и расходов акционерного общества. 3.2.2. Размер должностного оклада не зависит от достижения акционерным обществом установленных плановых значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 3.2.3. Размер должностного оклада ответственного лица не должен быть менее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. 3.2.4. Размер должностного оклада ответственного лица устанавливается в штатном расписании акционерного общества. 3.2.5. Периодичность выплаты должностного оклада ответственного лица определяется в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 3.3. Премиальная часть выплат. 3.3.1. Величина премиальной части зависит от следующих факторов: - размер плановых затрат на заработную плату в бюджете доходов и расходов акционерного общества; - результат оценки эффективности деятельности ответственных лиц; - результат оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества в соответствии с положениями Методики определения эффективности. 3.3.2. Премиальная часть выплачивается: - ежеквартально - в размере не более 3 должностных окладов, выплачиваемых за 1 месяц; - ежегодно - в размере не более 5 должностных окладов, выплачиваемых за 1 месяц; при этом величина ежегодной премиальной части выплат не должна превышать 3% от чистой прибыли акционерного общества за год; - 1 раз в 3 года - в размере не более 12 должностных окладов, выплачиваемых за 1 месяц; при этом величина премиальной части выплат не должна превышать 6% от чистой прибыли акционерного общества за год. 3.4. Поощрения. 3.4.1. Величина поощрений зависит от следующих факторов: - размер должностного оклада ответственного лица; - достижение лучших фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с плановыми значениями КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; - результат оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества согласно положениям Методики определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 7 к настоящему постановлению). 3.4.2. Выплата поощрений осуществляется при условии, что фактическое значение КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не выходит за пределы значений сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ от плановых. 3.4.3. Периодичность и размер выплат поощрений: - ежеквартально - не более 20% должностного оклада ответственного лица, выплачиваемого за 1 месяц; - ежегодно - не более 20% суммы должностных окладов ответственного лица за 4 месяца; - 1 раз в 3 года - не более 20% суммы должностных окладов ответственного лица за год. 3.5. Дополнительные выплаты. 3.5.1. Величина дополнительных выплат зависит от следующих факторов: - категория ответственного лица, установленная п. 3.5.2 настоящего Положения; - стаж работы ответственного лица в акционерном обществе; - квалификация ответственного лица, наличие ученой степени; - особые условия работы ответственного лица (работа со сведениями, составляющими государственную тайну). 3.5.2. Осуществление дополнительных выплат и их величина зависят от принадлежности ответственного лица к категории ответственных лиц согласно нижеприведенному перечню: 3.5.2.1. К категории "А" относятся ответственные лица акционерных обществ, отнесенных согласно Методике определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 7 к настоящему постановлению), к категории "Нормальные". 3.5.2.2. К категории "Б" относятся ответственные лица акционерных обществ, отнесенных согласно Методике определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (приложение 7 к настоящему постановлению), к категории "Проблемные". 3.5.2.3. К категории "С" относятся ответственные лица акционерных обществ, отнесенных согласно Методике определения эффективности к категории "Неудовлетворительные". 3.5.3. Размер дополнительных выплат в зависимости от категории ответственного лица составляет: 3.5.3.1. Для ответственных лиц, отнесенных к категории "А", - не более 10% от индивидуального фонда оплаты труда. 3.5.3.2. Для ответственных лиц, отнесенных к категории "Б", - не более 5% от индивидуального фонда оплаты труда. 3.5.3.3. Ответственным лицам, отнесенным к категории "С", дополнительные выплаты не начисляются. 3.5.4. Размер дополнительных выплат ответственному лицу за стаж работы в акционерном обществе, составляющий от 5 до 10 лет, не должен превышать 10% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица. 3.5.5. Размер дополнительных выплат ответственному лицу за стаж работы в акционерном обществе, составляющий от 10 до 15 лет, не должен превышать 15% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица. 3.5.6. Размер дополнительных выплат ответственному лицу за стаж работы в акционерном обществе, составляющий свыше 15 лет, не должен превышать 20% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица. 3.5.7. Размер дополнительных выплат ответственному лицу за наличие ученой степени не должен превышать: для доктора наук - 10% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица, для кандидата наук - 5% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица. 3.5.8. Размер дополнительных выплат ответственному лицу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не должен превышать: в отношении информации, имеющей в соответствии с законодательством о государственной тайне степень секретности "Совершенно секретно", - 10% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица; в отношении информации, имеющей в соответствии с законодательством о государственной тайне степень секретности "Секретно", - 5% от индивидуального фонда оплаты труда ответственного лица. 3.5.9. Суммарный размер ежеквартальных дополнительных выплат не может превышать 40% от суммы должностного оклада ответственного лица, выплачиваемого за 1 месяц. 3.5.10. Дополнительные выплаты рассчитываются на срок, не превышающий 1 года. По истечении указанного срока размер дополнительных выплат подлежит корректировке. 3.5.11. Дополнительные выплаты ответственному лицу осуществляются ежеквартально по решению уполномоченного органа управления акционерного общества. 3.6. Социальный пакет. 3.6.1. В соответствии с положениями внутренних нормативных документов акционерного общества ответственным лицам предоставляется социальный пакет. 3.6.2. Состав социального пакета определяется в зависимости от принадлежности ответственного лица к категориям, указанным в пункте 3.5.2 настоящего Положения, и иных показателей, указанных в настоящем разделе. 3.6.3. В зависимости от показателей, указанных в пункте 3.6.2 настоящего Положения, ответственным лицам могут предоставляться следующие виды социального пакета: 3.6.3.1. Социальный пакет I. Настоящий вид социального пакета предоставляется всем категориям ответственных лиц на период действия договора с ответственным лицом и включает в себя медицинское страхование ответственных лиц, оплату питания (обедов), оплату расходов на пользование мобильным телефоном. 3.6.3.2. Социальный пакет II. Настоящий вид социального пакета предоставляется ответственным лицам, относящимся к категориям "А", "Б" в соответствии с пунктом 3.5.2 настоящего Положения, ответственным лицам, имеющим высшее образование, а также ответственным лицам, стаж работы которых в акционерном обществе превышает 3 года. Настоящий вид социального пакета предоставляется ответственному лицу по решению уполномоченного органа управления акционерного общества на срок 1 год. По истечении указанного срока предоставление настоящего вида социального пакета осуществляется на основании нового решения уполномоченного органа управления акционерного общества. Настоящий вид социального пакета включает в себя услуги, указанные в п. 3.6.3.1 настоящего Положения, а также заключение акционерным обществом договора негосударственного пенсионного обеспечения в пользу ответственного лица. 3.6.4. По решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в социальный пакет I могут быть дополнительно включены следующие услуги: компенсация представительских расходов, программа повышения квалификации. 3.6.5. По решению совета директоров акционерного общества в социальный пакет II могут быть дополнительно включены следующие услуги: предоставление корпоративного автомобиля, стажировки. 3.7. Нематериальное стимулирование. 3.7.1. Меры нематериального стимулирования применяются по решению уполномоченного органа управления акционерного общества как в отношении ответственных лиц, так и в отношении управляющей организации (управляющего). 3.7.2. К мерам нематериального стимулирования относятся: - поздравление с праздниками; - организация конкурсов, проведение иных корпоративных мероприятий. 3.8. В целях мотивации ответственных лиц могут применяться иные меры, не указанные в настоящем Положении. Внутренними документами акционерного общества может быть предусмотрено осуществление оплаты труда в неденежной форме. Применение иных форм оплаты труда осуществляется в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 4. Структура системы мотивации управляющей организации (управляющего) 4.1. Система мотивации управляющей организации (управляющего) включает в себя следующие меры: 4.1.1. Денежные выплаты: 4.1.1.1. Базовая оплата. Базовая оплата представляет собой денежные средства, подлежащие уплате управляющей организации (управляющему) вне зависимости от достижения ею (им) установленных плановых значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Размер базовой оплаты управляющей организации (управляющего) определяется в индивидуальном порядке. 4.1.1.2. Переменная часть выплат. Расчет и выплата переменной части управляющей организации (управляющему) осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением для расчета и выплаты премиальной части ответственным лицам, с учетом особенностей, обусловленных характером правоотношений между акционерным обществом и управляющей организацией (управляющим). 4.1.1.3. Поощрения. Расчет и выплата поощрений управляющей организации (управляющему) осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением для расчета и выплаты поощрений ответственным лицам, с учетом особенностей, обусловленных характером правоотношений между акционерным обществом и управляющей организацией (управляющим). 4.1.2. Нематериальное стимулирование. 4.1.3. Меры воздействия, применяемые в отношении управляющей организации (управляющего). 4.2. В целях мотивации управляющей организации (управляющего) могут применяться иные меры, не указанные в настоящем Положении. Договоры, на основании которых управляющая организация (управляющий) осуществляют свою деятельность, могут содержать положения о применении штрафных и иных мер в отношении управляющей организации (управляющего). 5. Меры воздействия, применяемые в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) 5.1. При невыполнении ответственными лицами, управляющими организациями (управляющими) возложенных на них функций и недостижении установленных плановых значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества к ним соответственно применяются следующие меры воздействия: - расторжение/прекращение по решению уполномоченного органа акционерного общества договора с ответственным лицом, на основании которого последнее осуществляет свою деятельность в акционерном обществе; - расторжение договора с управляющей организацией (управляющим). 5.2. Решение о применении в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) мер воздействия, указанных в п. 5.1 настоящего Положения, принимается на общем собрании акционеров акционерного общества по предложению представителя города Москвы в органах управления акционерного общества. 5.3. Меры воздействия, указанные в п. 5.1 настоящего Положения, подлежат обязательному применению в отношении лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ, в случае, если деятельность акционерного общества оценена в соответствии с Методикой определения эффективности как неудовлетворительная или проблемная. 6. Единый реестр лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ 6.1. В целях повышения контроля над деятельностью ответственных лиц, управляющих организаций (управляющих) Департамент имущества города Москвы разрабатывает и осуществляет ведение Единого реестра лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ (далее - Единый реестр). 6.2. Единый реестр содержит следующую информацию: - наименование лица, осуществляющего полномочия единоличных исполнительных органов, и (или) лица, входящего в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ; - сведения о предыдущем опыте работы/деятельности лица, осуществляющего полномочия единоличных исполнительных органов, и (или) лица, входящего в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ; - сведения о текущем договоре с лицом, осуществляющим полномочия единоличных исполнительных органов, и (или) лицом, входящим в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ; - сведения о результатах проведения оценки эффективности деятельности лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и (или) лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ. 6.3. Ведение Единого реестра осуществляется при условии соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации об использовании персональных данных и иной информации. 7. Порядок оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) 7.1. Оценка эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) осуществляется на основании проверки соответствия фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества плановым значениям КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 7.2. В целях проведения оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) принимаются в обязательном порядке учитываются следующие КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: 7.2.1. Стратегические универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: - стоимость чистых активов; - интегральная доходность общества; - рентабельность активов. 7.2.2. Оперативные универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: - выручка. 7.3. В целях применения в отношении ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) мер системы мотивации, предусмотренных настоящим Положением, акционерное общество определяет значимость каждого КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества путем определения удельного веса КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 7.4. Удельный вес каждого КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества устанавливается уполномоченным органом акционерного общества одновременно с определением КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их значений на отчетный период. 7.5. Настоящее Положение устанавливает следующие удельные веса универсальных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (в процентах к общему удельному весу всех КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего): 7.5.1. Для стратегических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: - стоимость чистых активов - 30; - интегральная доходность акционерного общества - 40; - рентабельность активов - 30. 7.5.2. Для оперативных значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества: - выручка - 100. 7.6. По итогам оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) представители города Москвы в органах управления акционерных обществ в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах", представляют информацию об оценке в Департамент имущества города Москвы. 7.7. Департамент имущества города Москвы направляет указанную информацию в органы исполнительной власти г. Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, для осуществления оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего), на основании результатов которой Департаментом имущества города Москвы направляются соответствующие директивы представителям города Москвы в органах управления акционерных обществ. 7.8. Департамент имущества города Москвы по предложению органов исполнительной власти г. Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, через представителей города Москвы в органах управления акционерных обществ вправе инициировать включение в перечень КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества отраслевые показатели. Удельный вес таких показателей не должен превышать 30% от общего удельного веса КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). 7.9. В целях выдачи директив Департамент имущества города Москвы вправе осуществлять перераспределение удельных весов универсальных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. 7.10. Перераспределение весов КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества осуществляется по следующей формуле: vj = wi x (100% - ei) / 100%, где: j - КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; vj - удельный вес КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, рекомендованный к использованию Департаментом имущества города Москвы после введения отраслевого показателя; wi - удельный вес КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, рекомендованный к использованию Департаментом имущества города Москвы до введения отраслевого показателя; ei - удельный вес отраслевого КПЭ, установленный органами исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ. 7.11. Удельный вес КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества может быть изменен при пересмотре плановых значений КПЭ для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего). 7.12. В целях дифференциации подхода к определению мер системы мотивации, применяемых к ответственным лицам, управляющей организации (управляющему), оценка отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений осуществляется путем сопоставления их со значениями сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений, а также со значениями допустимых отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений. 7.13. Значения сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений, а также значения допустимых отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений устанавливаются на отчетный период уполномоченным органом управления акционерного общества. 7.14. В случае если отклонения фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений составляют менее значений сверхнормативных отклонений, размер денежных выплат ответственным лицам, управляющей организации (управляющему) рассчитывается с учетом величины таких отклонений. 7.15. В случае если отклонения фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности от плановых значений соответствуют значениям сверхнормативных отклонений, акционерное общество принимает решение об ограничении размера денежных выплат ответственным лицам, управляющей организации (управляющему). 7.16. Для оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) используются следующие значения допустимых отклонений: 7.16.1. Значения допустимых отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений (в процентах): - стоимость чистых активов - снижение не более 4% от плановых значений; - интегральная доходность общества - снижение не более 4% от плановых значений; - рентабельность активов - снижение не более 5% от плановых значений; - выручка - не более 5% от плановых значений; - отраслевые КПЭ - снижение не более 5% от плановых значений. 7.16.2. Значения сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых значений (в процентах): - стоимость чистых активов - снижение более 15% от плановых значений; - интегральная доходность общества - снижение более 15% от плановых значений; - рентабельность активов - снижение более 20% от плановых значений; - выручка - снижение более 20% от плановых значений; - отраслевые КПЭ - снижение более 20% от плановых значений. 7.17. Каждому отклонению фактического значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от планового значения присваивается соответствующая балльная оценка: - 100 баллов - в случае, если отклонения фактического значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от планового значения находятся в границах допустимых отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности от плановых; - 50 баллов - в случае, если отклонения фактического значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от планового значения составляют менее значений сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности от плановых, но превышают плановые значения допустимых отклонений; - 0 баллов - в случае, если отклонения фактического значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от планового значения соответствуют значениям сверхнормативных отклонений фактических значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности от плановых. 7.18. Результат оценки эффективности деятельности ответственных лиц, управляющей организации (управляющего) рассчитывается по формуле: Bперсон = vj x Bj, где: Bперсон - оценка эффективности деятельности ответственного лица, управляющей организации (управляющего); j - КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; vj - удельный вес КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества; Bj - балльная оценка отклонения фактического значения КПЭ финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества от планового значения. 7.19. Расчет размера премиальной части выплат по результатам оценки деятельности ответственного лица, управляющих организаций (управляющих) осуществляется по формуле: Pфакт = Pплан x B / 100, где: Pфакт - размер премиальной части, подлежащий выплате; Pплан - плановый размер премиальной части выплат; Bперсон - результат оценки эффективности деятельности ответственного лица. 7.20. Если деятельность акционерного общества оценена как неудовлетворительная в соответствии с положением приложением 7 к настоящему постановлению, выплата премий не производится вне зависимости от результатов полученных результатов оценки. 8. Типовая форма оценки эффективности деятельности ответственного лица по КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Отрасль |Наименование |Должность |Ф.И.О. |Ключевой |Единица |Значение |Фактическое |Удельный вес |Балльная |Результат | | |акционерного |ответственного|ответственного|показатель |измерения |допустимого |значение |КПЭ |оценка |оценки, балл | | |общества |лица |лица |эффективности | |отклонения |отклонения | |фактического | | | | | | | | |КПЭ для |КПЭ | |значения | | | | | | | | |оценки | | |отклонения | | | | | | | | |эффективности | | |КПЭ | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | | | |ответственного| | | | | | | | | | | |лица | | | | | |------------|----------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |------------|----------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|-------------| | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 7 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, АКЦИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Методика определения эффективности финансово - хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (далее - Методика), определяет порядок и критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ I и II групп, которыми должны руководствоваться Департамент имущества города Москвы (далее - ДИГМ) как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий права по акциям, принадлежащим городу Москве, и органы исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, при управлении акциями, |