| | |------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | | |отклонение |отклонение |отклонение |отклонение |отклонение | | | |за кв., % |за кв., % |за кв., % |за кв., % |за кв., % | |-----------------------|---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-----------------------|---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| |Неудовлетворительные |Акционерное | | | | | | | |общество 1 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 2 | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| |Проблемные |Акционерное | | | | | | | |общество 3 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 4 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 5 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 6 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 7 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 8 | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| |Нормальные |Акционерное | | | | | | | |общество 9 | | | | | | | |---------------|------------|--------------|---------------|---------------|-------------| | |Акционерное | | | | | | | |общество 10 | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Данная таблица является образцом и должна быть по аналогии разработана для стратегических универсальных КПЭ и отраслевых КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Приложение 8 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 576-ПП МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ТЭО) УЧАСТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.08.2003 N 644-ПП "Об утверждении Временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах" и Порядком представления и рассмотрения заявок на приобретение в государственную собственность города Москвы предприятий как имущественных комплексов, объектов недвижимости, объектов коммунального и инженерного назначения, пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов (предлагаемых к приобретению у третьих лиц), а также объектов интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 925-ПП, и конкретизируют требования к содержанию ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах (далее - Общество) и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для организаций, разрабатывающих ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах, ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы, организаций, выполняющих экспертизу указанных ТЭО, а также для уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, одной из функций которых является подготовка решений об участии города Москвы в хозяйственных обществах и решений о приобретении имущества в государственную собственность города Москвы. 1.3. Настоящие Методические рекомендации применяются при разработке ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах в следующих случаях: 1.3.1. При внесении имущества и (или) исключительных прав города Москвы в уставные капиталы открытых акционерных обществ при учреждении этих обществ (согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" доля государства в уставном капитале такого общества должна быть не менее чем 25% плюс одна акция). 1.3.2. При внесении имущества и (или) исключительных прав города Москвы в уставные капиталы действующих открытых акционерных обществ в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов этих обществ (согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" доля государства в уставном капитале такого общества должна быть не менее чем 25% плюс одна акция). 1.3.3. При оплате дополнительно выпускаемых (для увеличения уставного капитала) акций действующих акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, у которых город Москва имеет в собственности акции, предоставляющие более 25% голосов на общем собрании акционеров, с целью сохранения доли города в уставных капиталах этих обществ (согласно статье 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" такая оплата обеспечивается внесением в уставный капитал общества государственного имущества либо средств бюджета города Москвы). При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности города Москвы на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих обществ (согласно статье 80 Бюджетного кодекса РФ). 1.3.4. При приобретении акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ у третьих лиц за счет средств бюджета города Москвы. 1.4. Настоящие Методические рекомендации применяются при разработке ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы в следующих случаях: 1.4.1. При приобретении в государственную собственность города Москвы предприятий как имущественных комплексов или других объектов недвижимости. 1.4.2. При приобретении в государственную собственность города Москвы объектов коммунального и инженерного назначения. 1.4.3. При приобретении городом Москвой имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. 1.5. Настоящие Методические рекомендации могут также применяться при разработке технико-экономических обоснований и расчетах показателей бюджетной эффективности предоставления бюджетных кредитов (в соответствии со статьей 76 Бюджетного кодекса РФ) юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями города Москвы (хотя в этих случаях город Москва не становится участником какого-либо хозяйственного общества). 1.6. Настоящие Методические рекомендации применяются при разработке технико-экономических обоснований и расчетах показателей бюджетной эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых хозяйственными обществами с долей города Москвы в уставном капитале за счет собственных и (или) привлеченных средств. 1.7. При разработке ТЭО следует учитывать, что главное назначение ТЭО - показать и обосновать расчетами бюджетную (для бюджета города Москвы) эффективность участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. В качестве методической основы оценки бюджетной эффективности участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы используются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21.06.1999 N ВК 477 (далее по тексту - Методические рекомендации по оценке эффективности ИП), с учетом особенностей, изложенных в настоящих Методических рекомендациях. 1.8. В настоящих Методических рекомендациях приняты следующие основные термины и определения: - бюджетный эффект проекта с участием города Москвы в проекте (ЧДДбсу) - чистый дисконтированный доход бюджета города Москвы, накопленный за расчетный период и учитывающий все вызванные проектом и участием города Москвы в этом проекте притоки (поступления) в бюджет города Москвы и все оттоки (расходы) из бюджета, включая потери бюджета от предоставления налоговых и иных льгот; - бюджетный эффект проекта без участия города Москвы в проекте (ЧДДббу) - чистый дисконтированный доход бюджета города Москвы, накопленный за расчетный период и учитывающий все вызванные проектом притоки (поступления) в бюджет города Москвы и все оттоки (расходы) из бюджета города Москвы, рассчитанные исходя из предположения, что город Москва не участвует в проекте; - ежегодный чистый доход бюджета города Москвы в пострасчетный период (ЧДпп) - ежегодная разница между притоками (поступлениями) в бюджет города Москвы и оттоками (расходами) из бюджета города Москвы в пострасчетный период, приравниваемая к чистому доходу бюджета города Москвы; - бюджетный эффект участия города Москвы в проекте (Эу) - прирост бюджетного эффекта проекта, вызванный участием города Москвы в проекте, т.е. разница между ЧДДбсу и ЧДДббу; - индекс рентабельности участия города Москвы в проекте (Иру) - отношение Эу к сумме дисконтированных оттоков из бюджета города Москвы за расчетный период при участии города Москвы в проекте; - дисконтированные оттоки из бюджета города Москвы при участии города Москвы в проекте (ДОб) - приведенные к началу расчетного периода оттоки (расходы) из бюджета города Москвы за расчетный период; - терминальная стоимость (ТС) - стоимость предполагаемой продажи акций в конце расчетного периода; - расчетный период - период расчета проекта, определяется с момента начала реализации проекта до момента окончания проекта. Определяется как срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования денежных потоков, продленный на 8 кварталов; - пострасчетный период - период, следующий за окончанием расчетного периода; - показатель интегральной доходности обыкновенных акций - отношение суммы дивидендов, фактически выплаченных Обществом по 100% пакету обыкновенных акций и прироста стоимости чистых активов за i-й финансовый год к стоимости чистых активов Общества на конец очередного финансового года (только в доли города). Если пакет акций Общества оценивался независимым оценщиком и в отчетном, и в предшествующем финансовом году, - прирост рыночной стоимости пакета акций города по данным оценки. Под проектом в данных определениях понимается (в соответствующих случаях): - проект создания и функционирования нового акционерного общества, в уставный капитал которого в процессе приватизации предполагается внести имущество и/или исключительные права, находящиеся в собственности города Москвы; - проект, в целях реализации которого планируется увеличить уставный капитал действующего акционерного общества путем размещения этим обществом дополнительных акций, оплатить которые (или часть которых) предлагается городу Москве путем внесения в уставный капитал этого общества имущества и/или исключительных прав; - проект, в целях реализации которого планируется увеличить уставный капитал действующего акционерного общества (созданного в процессе приватизации и у которого город Москва имеет в собственности более 25% голосующих акций) путем размещения этим обществом дополнительных акций, оплатить часть которых с целью сохранения доли города Москвы в уставном капитале этого общества городу Москве предлагается имуществом или бюджетными средствами; - инвестиционный проект, для осуществления которого предполагается предоставление городом Москвой бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями; - проект, в рамках которого предполагается использовать предоставляемые городом Москвой субвенции или субсидии (в том числе для компенсации части купонного дохода по корпоративным облигациям); - проект, в рамках которого предполагается использовать предоставляемый городом Москвой бюджетный кредит (в том числе для компенсации части купонного дохода по корпоративным облигациям); - инвестиционный проект, осуществляемый обществом с долей города Москвы в уставном капитале за счет собственных и (или) заемных средств; - проект приобретения акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ у третьих лиц за счет средств бюджета города Москвы; - проект приобретения в государственную собственность города Москвы предприятий как имущественных комплексов; - проект приобретения в государственную собственность города Москвы движимого и недвижимого имущества, объектов коммунального и инженерного назначения и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Остальные термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, принятым в Методических рекомендациях по оценке эффективности ИП. 1.9. Анализ ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям) и Методическими рекомендациями по анализу ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы (приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям). 1.10. По итогам анализа ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы составляется заключение в соответствии с формой Типового заключения по ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям) и формой Типового заключения по ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы (приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям). 2. Основные требования к ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах 2.1. ТЭО участия города Москвы во вновь создаваемом открытом акционерном обществе должно содержать следующие разделы: 2.1.1. Резюме. 2.1.2. Обоснование необходимости создания нового Общества. 2.1.3. Суть проекта и обоснование необходимости и целесообразности участия города Москвы в Обществе. 2.1.4. Анализ рынка, концепция маркетинга и план продаж. 2.1.5. План осуществления проекта. Календарный план-график. 2.1.6. Выбор технологии и оборудования. 2.1.7. Основные строительные и архитектурно-планировочные решения (только для ТЭО, предусматривающих строительство объектов). 2.1.8. Организация производства товаров и услуг. 2.1.9. Снабжение производства материальными ресурсами. 2.1.10. Структура управления Обществом и кадры. 2.1.11. Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта с участием города в проекте создания нового Общества. 2.1.12. Сравнение расчетных показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. 2.1.13. Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города в проекте. Бюджетный эффект участия города в Обществе. 2.1.14. Расчет показателей эффективности деятельности Общества за период реализации проекта. 2.1.15. Анализ чувствительности. 2.1.16. Возможные риски и меры по их нейтрализации. 2.1.17. Выводы. 2.2. В случае создания нового открытого акционерного общества с участием города Москвы возможны следующие варианты, особенности которых должны быть отражены в ТЭО (прежде всего в расчетах показателей бюджетной эффективности участия города Москвы в Обществе) в зависимости от того, какой именно положительный эффект имеет участие города Москвы в Обществе: 2.2.1. Создание нового Общества возможно только при участии города Москвы. 2.2.2. Участие города Москвы в Обществе ускоряет его создание и (или) выход на проектные показатели работы либо дает иной положительный дополнительный эффект. 2.2.3. Участие города Москвы не влияет ни на сроки создания Общества, ни на освоение проектных показателей, ни на эффективность его работы. 2.3. ТЭО участия города Москвы в действующем хозяйственном обществе должно содержать следующие разделы: 2.3.1. Резюме. 2.3.2. Основные сведения об Обществе. 2.3.3. Описание проекта, для реализации которого планируется затратить бюджетные средства. 2.3.4. Обоснование величины и стоимости пакета акций (доли), приобретаемого городом. 2.3.5. Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта с участием города в проекте. 2.3.6. Сравнение расчетных показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. 2.3.7. Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города в проекте. Бюджетный эффект для города Москвы от участия в Обществе (проекте). 2.3.8. Расчет показателей эффективности деятельности Общества за период реализации проекта. 2.3.9. Анализ чувствительности. 2.3.10. Возможные риски и меры по их нейтрализации. 2.3.11. Выводы и предложения. 2.4. В случае приобретения городом Москвой пакета акций (долей в уставном капитале) действующего Общества также необходимо различать следующие случаи, особенности которых должны быть отражены в ТЭО (прежде всего в расчетах показателей бюджетной эффективности участия города Москвы в Обществе): 2.4.1. Осуществление инвестиционного проекта, для реализации которого Общество увеличивает свой уставный капитал и размещает дополнительные акции, возможно только при участии города Москвы. 2.4.2. Участие города Москвы в осуществлении проекта ускоряет его реализацию и (или) позволяет привлечь меньше финансовых ресурсов для его реализации. 2.4.3. Участие города Москвы в проекте не влияет ни на сроки его осуществления, ни на его финансовые показатели. 2.4.4. Дает иной положительный дополнительный эффект. 2.5. При составлении ТЭО участия города Москвы в действующем хозяйственном обществе положения настоящих Методических рекомендаций необходимо применять с учетом особенностей различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ (так, например, в случае участия города Москвы в действующем акционерном обществе в ТЭО указывается размер дивидендов, выплаченных по итогам соответствующего года, а в случае участия города в действующем обществе с ограниченной ответственностью - размер чистой прибыли Общества, распределенной среди участников Общества по итогам соответствующего года). Также при осуществлении расчетов следует учитывать, что проект приобретения акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ у третьих лиц за счет средств бюджета города Москвы подразумевает передачу данных средств продавцу, а не Обществу в отличие от иных проектов участия города Москвы в действующих хозяйственных Обществах. 2.6. Представляемая в ТЭО информация должна быть достоверной и обоснованной. Все подтверждающие материалы должны быть представлены в отдельных приложениях к ТЭО. 2.7. Расчеты показателей бюджетной эффективности проекта в целом и бюджетного эффекта проекта с участием города Москвы в проекте должны быть многовариантными, т.е. предусматривать несколько сценариев реализации проекта (как минимум трех, связанных с оценкой уровня рисков проекта: оптимистического, пессимистического и рационального), а также учитывать возможные схемы финансирования проекта. Базовый (основной) сценарий должен основываться на умеренно пессимистических оценках исходных показателей (условий). Вспомогательные (неосновные) сценарии разрабатываются с учетом вероятности наступления неблагоприятных (что особенно важно при оценке возможных рисков) или благоприятных обстоятельств для реализации проекта. Расчеты показателей бюджетной эффективности проекта в целом и бюджетного эффекта проекта без участия города Москвы в проекте также должны быть по возможности многовариантными. В этом случае для расчета бюджетного эффекта участия города в проекте берется вариант, имеющий наибольшее значение ЧДДббу с учетом уровня рисков. 2.8. Продолжительность расчетного периода должна составлять период, на 8 кварталов превышающий период окупаемости проекта. В любом случае продолжительность расчетного периода не может быть меньше сроков погашения Обществом инвестиционных и налоговых кредитов. Срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта акционерного общества, требующий реинвестирования прибыли, должен быть не более 5 (пяти) лет. При необходимости в конце расчетного периода предусматривается ликвидация имущества или его продажа (соответствующие затраты и доходы должны быть предусмотрены в расчетах). Если по завершении расчетного периода Общество продолжает свою хозяйственную деятельность, то в целях расчета бюджетного эффекта расчет ведется с позиции предполагаемой продажи городом Москвой акций (доли в уставном капитале) Общества на момент окончания прогнозного периода, хотя реальная продажа акций (доли) не происходит. Терминальная стоимость предполагаемой продажи акций учитывается в конце расчетного периода в денежном потоке как с участием, так и без участия города Москвы в проекте по следующей формуле: ТС = ЧДДпп - СК, где: СК - ставка капитализации, приравниваемая к бюджетной норме дисконта. При этом инвестиционный период следует разбивать на шаги продолжительностью в 1 квартал, а период погашения основного долга по кредитам - на шаги, соответствующие периодичности платежей, но не более чем 1 квартал. 2.9. Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Первоначально денежные потоки необходимо учитывать в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), а затем приводить все расчеты к единой валюте - рублю РФ. Применение в сводных расчетах другой валюты не допускается. 2.10. Денежные потоки проекта следует рассчитывать в прогнозных ценах (то есть ценах, учитывающих инфляцию). Учет инфляции в расчетах следует производить в соответствии с разделом 9 Методических рекомендаций по оценке эффективности ИП. Прогнозируемые темпы инфляции и ставка рефинансирования Банка России по годам расчетного периода должны приниматься по прогнозным данным Минэкономразвития РФ. В случаях когда прогнозы Минэкономразвития РФ на долгосрочную перспективу не разработаны, могут быть использованы методы экстраполяции либо иные методы расчета прогнозных показателей. Методика расчета прогнозных показателей и примененный математический аппарат должны быть подробно описаны в приложении к ТЭО. Например, можно использовать функцию Excel "Тенденция" или иные аналогичные функции. Для целей настоящих Методических рекомендаций при отсутствии соответствующих прогнозных данных Минэкономразвития РФ в расчетах допускается принимать ставку рефинансирования Банка России на минимальном уровне за последний квартал, когда ставка рефинансирования либо устанавливалась Банком России, либо был дан официальный прогноз этой ставки (например, если проект будет осуществляться в 2007-2013 годах, а прогноз ставки рефинансирования на эти годы не разработан, принимается минимальная ставка рефинансирования, установленная в течение 2006 года: 11%). Применять для расчетов текущие цены (т.е. цены без учета инфляции) рекомендуется, когда заранее известно, что все составляющие денежных потоков будут изменяться вследствие инфляции примерно одинаковыми темпами. Как правило, это возможно, когда по условиям заимствований возврат и обслуживание долгосрочных кредитов и облигационных займов осуществляются с индексацией платежей в зависимости от темпов инфляции (либо в схеме финансирования проекта долгосрочные заимствования вообще отсутствуют), при осуществлении инвестиционного проекта используется твердая договорная цена на подрядные работы и, кроме того, проектом предусматривается ежегодная переоценка основных фондов. Следует иметь в виду, что текущие цены не обязательно должны быть неизменными: их изменение может быть предусмотрено проектом, например, в результате изменения качества выпускаемой продукции, проведения гибкой ценовой политики с целью завоевания рынка сбыта и т.п. Для расчетов показателей эффективности проекта денежные потоки (сальдо потоков) следует выражать в текущих ценах. 2.11. Для целей настоящих Методических рекомендаций норма дисконта и ставка капитализации приравниваются к ставке рефинансирования Банка России: При расчете чистого дисконтированного дохода проекта (ЧДД) в рублях: - норма дисконта для инвестиций из бюджета (бюджетная норма дисконта) принимается в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату проведения расчетов; - норма дисконта на заемные средства принимается равной ставке процента за кредит по соответствующему кредитному договору (проекту договора). 2.12. В ТЭО необходимо как можно более полно отразить внешние эффекты, т.е. экономические и внеэкономические последствия, которые могут возникнуть во внешней среде в результате производственной деятельности Общества, но не отражены ни в ценах на производимую Обществом продукцию (товары, услуги), ни в затратах на ее производство. Примерами внешних эффектов являются: - изменение рыночной стоимости жилых домов и квартир в них, а также стоимости земельных участков в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия или торгового центра; - воздействие вновь организованного производства на здоровье населения; - экономия времени населения, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи; - увеличение пассажиропотока на определенных маршрутах общественного городского транспорта в связи с пуском предприятия, имеющего большую численность работающих и (или) обслуживающего большое число посетителей, увеличение требуемого количества мест парковки для легковых автомобилей рядом с этим предприятием; - снижение объемов производства и реализации у предприятий-конкурентов вновь создаваемого Общества и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений в бюджет города Москвы с этих предприятий и т.д. В случаях когда внешние эффекты поддаются количественной оценке, особенно с точки зрения изменения доходов и (или) расходов бюджета города Москвы, следует учесть эти эффекты при расчетах бюджетной эффективности проекта. 2.13. Особое внимание следует уделить обоснованности расчетов налоговой базы по налогам, уплачиваемым Обществом в бюджет города Москвы, так как от суммы этих налогов в значительной степени зависят показатели бюджетной эффективности участия города Москвы в Обществах. Алгоритм расчетов налоговой базы должен соответствовать требованиям Налогового кодекса РФ. 2.14. Титульный лист ТЭО должен содержать название проекта, реквизиты разработчика ТЭО (полное название организации, контактная информация, логотип), дату составления ТЭО в формате "месяц, год". Текст ТЭО должен быть выполнен в формате Microsoft Word, а все расчеты должны быть выполнены с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. Рекомендуется оформить расчеты в виде приложения к ТЭО, а по тексту ТЭО вставлять копии необходимых таблиц (или только части этих таблиц, содержащие результаты расчетов), конвертированные в формат Microsoft Word. Представлять ТЭО и расчеты к нему необходимо как на бумажном носителе, так и на магнитном носителе (диске). 2.15. Если в ходе реализации проекта не предусматриваются некоторые расчетные позиции (например, привлечение кредитов, осуществление производственной деятельности, приобретение оборудования и т.д.), то соответствующие разделы не включаются в ТЭО с указанием причин. 3. Типовой макет и методические рекомендации по разработке ТЭО создания открытого акционерного общества с участием города Москвы Настоящий типовой макет технико-экономического обоснования (ТЭО) предназначен для обоснования создания нового открытого акционерного общества с участием города Москвы. 3.1. Резюме. В резюме проекта создания нового Общества должны быть кратко изложены следующие основные моменты: - цель создания Общества; - суть проекта, включая виды деятельности Общества и намечаемые к производству и реализации товары, работы, услуги (далее по тексту - продукция), в том числе по городскому заказу; - социальные вопросы, решаемые проектом; - организационная схема проекта; - причины, обусловливающие участие города Москвы в данном проекте; - предполагаемая величина уставного капитала; - предполагаемый состав учредителей и их доли в уставном капитале; - виды и источники формирования вклада каждого участника в уставный капитал; - предполагаемое место расположения Общества, при необходимости сооружения новых объектов - место их расположения и площади земельных участков; - инвестиционные затраты на осуществление проекта; - источники и условия привлечения инвестиций (схема финансирования проекта); - сроки реализации проекта (организационный период, инвестиционный период, срок выхода на проектные показатели работы) и его жизненный цикл; - основные финансовые результаты проекта; - основные показатели эффективности проекта в целом (внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, дисконтированный период окупаемости); - основные показатели бюджетной эффективности проекта (бюджетный эффект проекта с участием города в проекте, бюджетный эффект проекта без участия города в проекте, бюджетный эффект участия города Москвы в проекте, период окупаемости затрат города; индекс рентабельности участия города Москвы в проекте); - показатели эффективности деятельности Общества за период реализации проекта; - основные риски, связанные с осуществлением проекта, и меры по их минимизации; - выводы по проекту. Если по проекту создания Общества предполагается осуществить строительство зданий и сооружений, то данные об инвестиционных затратах, необходимых для реализации проекта, рекомендуется привести в резюме в виде следующей таблицы: Таблица 3.1.a ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ (КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ЗА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЕРИОД), МЛН. РУБ. ------------------------------------------------------------------------------ |N | Вид инвестиций |Всего |По периодам (кварталам) | |п/п | | |жизненного цикла проекта | | | | |(1... T) | | | | |--------------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| | 1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |1. | Стоимость проектно- | | | | | | | | изыскательских работ | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |2. | Плата за землю | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |3. | Подготовка территории | | | | | | | | строительства, включая | | | | | | | | компенсационные выплаты | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |4. | Стоимость оборудования | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |5. | Стоимость строительно- | | | | | | | | монтажных работ | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |6. | Затраты на строительство | | | | | | | | объектов инженерной | | | | | | | | инфраструктуры | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |7. | Затраты на долевое | | | | | | | | участие в развитии | | | | | | | | городской инженерной | | | | | | | | инфраструктуры при | | | | | | | | получении технических | | | | | | | | условий на присоединение | | | | | | | | к инженерным коммуникациям| | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |8. | Прочие затраты на | | | | | | | | строительство | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |9. | Инвестиции в прирост | | | | | | | | оборотных средств | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |10. | Всего инвестиций | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| | | В том числе финансируемых | | | | | | | | за счет: | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |11. | Собственных средств | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |12. | Привлеченных (заемных) | | | | | | | | средств | | | | | | |----|---------------------------|----------|-----|-------|-------|----------| |13. | Вклада имущества города | | | | | | | | Москвы в уставный капитал | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Данные об основных финансовых результатах проекта создания Общества также рекомендуется представить в виде таблицы: Таблица 3.1.b ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА, МЛН. РУБ. ----------------------------------------------------------------------------- |N | Вид инвестиций |Всего |По периодам (кварталам) | |п/п | | |жизненного цикла проекта (1... T)| | | | |---------------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |1. | Объем продаж (выручка от | | | | | | | | реализации) продукции, | | | | | | | | работ, услуг (без НДС и | | | | | | | | акцизов) | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |1.1.| В том числе по горзаказу | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |1.2.| В том числе реализация | | | | | | | | платных услуг населению | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |2. | Чистая прибыль (убыток) | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |3. | Предполагаемые дивиденды | | | | | | | | по итогам соответствующего| | | | | | | | года, всего | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |3.1.| В том числе приходящиеся | | | | | | | | на долю города Москвы | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |4. | Отчисления от чистой | | | | | | | | прибыли на нужды Общества:| | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |4.1.| В фонд накопления (фонд | | | | | | | | развития производства) | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |4.2.| В фонды потребления | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |4.3.| На пополнение оборотного | | | | | | | | капитала | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |4.4.| Прочие отчисления | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |5. | Начисленная сумма налогов,| | | | | | | | всего | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |5.1.| В том числе сумма | | | | | | | | налогов, подлежащая | | | | | | | | перечислению в бюджет | | | | | | | | города Москвы | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |6. | Прочие неналоговые | | | | | | | | поступления в бюджет | | | | | | | | города Москвы | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |7. | Возврат заемных средств, | | | | | | | | включая проценты за кредит| | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |8. | Чистый дисконтированный | | | | | | | | доход проекта | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |9. | Бюджетный эффект проекта | | | | | | | | с участием города в | | | | | | | | проекте | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |10. | Бюджетный эффект проекта | | | | | | | | без участия города в | | | | | | | | проекте | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |11. | Бюджетный эффект участия | | | | | | | | города в проекте | | | | | | |----|---------------------------|--------|--------|-------|-------|--------| |12. | Индекс рентабельности | | | | | | | | участия города Москвы | | | | | | | | в проекте | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- 3.2. Обоснование необходимости создания нового Общества. Назначение раздела - посредством подробного анализа общего состояния производства товаров и услуг и потребления в той сфере, в которой новое Общество предполагает осуществлять свою деятельность, показать необходимость создания этого Общества и возможные объемы производства и реализации продукции. Для сравнения могут быть приведены данные по другим регионам страны или по наиболее развитым странам. 3.3. Суть проекта и обоснование необходимости и целесообразности участия города Москвы в Обществе. В данном разделе должны быть даны: 3.3.1. Цели создания Общества, подробное описание видов предполагаемой деятельности. Подробная характеристика и номенклатура продукции (товаров, услуг), намечаемой к производству и реализации. Отличительные качества продукции и ее конкурентоспособность в сопоставлении с той, что уже имеется на рынке. 3.3.2. Предполагаемая роль нового Общества в решении социальных, экономических, экологических и иных проблем города Москвы (в том числе предполагается ли производить продукцию по городскому заказу и оказывать услуги населению). Ожидаемые внешние эффекты от реализации проекта, как отраженные, так и не отраженные в расчетах экономической эффективности. 3.3.3. Логическое обоснование необходимости и целесообразности участия города Москвы в создании Общества с организационной, технологической, финансовой и иных точек зрения. Следует показать, что даст городу участие в данном Обществе и что даст Обществу участие города в нем (какие преимущества и выгоды получит Общество от участия в нем города). 3.3.4. Предполагаемая величина уставного капитала Общества, предполагаемый состав учредителей и их доли в уставном капитале, виды и источники формирования вклада каждого участника в уставный капитал. 3.3.5. Краткая характеристика каждого соучредителя Общества. 3.4. Анализ рынка, концепция маркетинга и план продаж. 3.4.1. Анализ намечаемых рынков сбыта продукции, маркетинговые исследования. В данном подразделе должны быть приведены: - анализ структуры рынка и выявление его сегментов (все население, население с определенным уровнем доходов, группы предприятий, государственные и региональные нужды, география предполагаемого сбыта); - объемы предполагаемого рынка сбыта и его основные характеристики (развивающийся, стабильный, сужающийся); - особенности сегмента рынка, на который ориентируется проект; - основные сведения о конечных потребителях (для крупных промышленных потребителей и оптовых покупателей). Указать, имеются ли с ними предварительные договоренности о реализации намечаемой к выпуску продукции; - динамика спроса и цен на аналогичную продукцию за последние 3-5 лет и тенденции их изменения на последующие периоды; - текущие и прогнозируемые темпы инфляции в анализируемом секторе рынка; - характер спроса (равномерный или сезонный); - сведения об основных конкурентах, их сильных и слабых сторонах; - подробная характеристика свойств продукции, намечаемой к производству Обществом, которые позволят завоевать рынок сбыта. Для проведения маркетинговых исследований рекомендуется использовать материалы государственной статистики, данные социологических опросов и выборочных опросов торгово-сбытовых организаций, коммерческую периодическую печать. Для крупных проектов необходимо привлекать к маркетинговым исследованиям специализированные маркетинговые фирмы. В этом случае отчет о маркетинговых исследованиях, составленный специализированной фирмой, должен быть приложен к ТЭО. 3.4.2. Маркетинговые мероприятия. В подразделе должны быть подробно описаны: - намечаемая организация системы сбыта (поставка товаров/оказание услуг по прямым договорам, реализация товаров через торгово-сбытовые организации, организация сети фирменных магазинов и т.д.); если предполагается использовать специализированные торговые или посреднические фирмы, то дать их подробную характеристику; - анализ альтернативных методов (программ) сбыта и обоснование выбранной программы; - методы рекламы и затраты на ее проведение, другие методы продвижения продукции на рынок; - ценовая политика и обоснование уровня цен на выпускаемую продукцию по периодам жизненного цикла проекта с учетом необходимости завоевания рынка; - возможные действия конкурентов при появлении на рынке нового производителя и предполагаемые меры противодействия; - требования к организации производства с точки зрения необходимости гибко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру спроса; - сведения о разработке новых продуктов (товаров, услуг), которые могут составить конкуренцию намечаемой к выпуску продукции, и возможные действия Общества в этих случаях. 3.4.3. План продаж (реализации) продукции. План продаж и расчет выручки от реализации продукции (товаров, услуг) необходимо представить в виде следующей таблицы. Таблица 3.4.3 ПЛАН ПРОДАЖ ------------------------------------------------------------------------------- |N | Вид расходов | Единица |Всего |По периодам (кварталам) | |п/п | | измерения| |жизненного цикла проекта | | | | | |(1... T) | | | | | |----------------------------| | | | | |1 |2 |... |T | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |1. | Продукция | | | | | | | | | (товар/услуга) 1 | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |1.1.| Объем продаж в | натур. | | | | | | | | натуральном выражении | ед. изм. | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |1.2.| Предполагаемая цена | руб. | | | | | | | | реализации с НДС | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |1.3.| Объем продаж (доходы | млн. руб.| | | | | | | | от реализации) с НДС | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |1.4.| В том числе по | | | | | | | | | городскому заказу | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |2. | Продукция | | | | | | | | | (товар/услуга) 2 | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |2.1.| Объем продаж в | натур. | | | | | | | | натуральном выражении | ед. изм. | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |2.2.| Предполагаемая | руб. | | | | | | | | цена реализации | | | | | | | | | с НДС и акцизами | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |2.3.| Объем продаж | млн. руб.| | | | | | | | (доходы от реализации) | | | | | | | | | с НДС и акцизами | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |2.4.| В том числе по | | | | | | | | | городскому заказу | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| | | И т.д. | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |3. | Объем продаж | млн. руб.| | | | | | | | (выручка от реализации) | | | | | | | | | продукции с НДС и | | | | | | | | | акцизами, всего | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| | | В том числе: | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |3.1.| Объем продаж | млн. руб.| | | | | | | | (выручка от реализации) | | | | | | | | | продукции (без НДС и | | | | | | | | | акцизов) | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |3.2.| НДС | млн. руб.| | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |3.3.| Акцизы | млн. руб.| | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |4. | Из общего объема | | | | | | | | | продаж (без НДС | | | | | | | | | и акцизов): | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |4.1.| По городскому заказу | млн. руб.| | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |4.2.| Реализация услуг | млн. руб.| | | | | | | | населению | | | | | | | |----|-------------------------|----------|------|------|-----|-----|---------| |5. | Возможная дебиторская | млн. руб.| | | | | | | | задолженность | | | | | | | | | покупателей на конец | | | | | | | | | шага (с НДС) | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- При сезонном характере сбыта дать расчет возможного объема продаж по сезонам. Для расчета сумм НДС и акцизов при необходимости могут быть использованы отдельные таблицы произвольной формы. 3.5. План осуществления проекта. Календарный план-график. В данном разделе следует: - определить требуемые объемы вложений и (или) инвестиционных ресурсов на каждом этапе реализации проекта; - определить объемы и структуру основных видов работ, увязать сроки их исполнения, показать логическую последовательность выполнения отдельных работ и этапов; - составить календарный план-график реализации проекта; - определить распределение обязанностей между участниками создания Общества по выполнению определенных работ; при необходимости должна быть разработана схема договоров между участниками, предусматривающая их ответственность. Проекты договоров должны быть приложены к ТЭО. Мероприятия данного раздела должны содержать основу для составления оперативных планов по каждому этапу, а также для мониторинга проекта. Рекомендуется рассмотреть несколько альтернативных планов осуществления проекта и обосновать выбор оптимального варианта. 3.6. Выбор технологии и оборудования. 3.6.1. Описание схем возможных технологических процессов производства товаров и услуг, обоснование выбранной технологии на основе сравнения возможных вариантов по уровню их экономической эффективности, надежности и безопасности. Подробное описание выбранного технологического процесса с указанием материальных потоков. Обоснование выбора фирм-поставщиков технологии. Использование лицензий и ноу-хау. Источники и порядок приобретения технологии. Инвестиционные затраты, связанные с приобретением технологии, и способы их оплаты (разовая оплата, постоянный процент от продаж, фиксированные ежегодные выплаты и т.д.). Для производства товаров дополнительно: попутная продукция. Отходы, методы их реализации и утилизации. Вредные выбросы и методы их минимизации. Экологическая безопасность. 3.6.2. Основное технологическое оборудование, принципиальные требования к нему. Обоснование выбора оборудования на основе сравнения альтернативных вариантов по уровню экономической эффективности, надежности, долговечности, безопасности в соотношении с прогнозируемыми объемами выпуска и реализации продукции. Подробные характеристики выбранного оборудования, включая сроки службы до капитального ремонта и полного износа. Обоснование выбора фирм-поставщиков оборудования, запасных частей и инструмента. Возможные условия поставки. 3.6.3. Затраты на приобретение оборудования в течение инвестиционного периода. 3.6.3.1. Оборудование, поставляемое по импорту и оплачиваемое валютой. Расчет оформляется в виде следующей таблицы. Таблица 3.6.3.1 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПАЕМОГО ПО ИМПОРТУ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Наименование оборудования |Количество, |Гарантийный |Цена единицы |Таможенные |НДС, ден. ед. | Транспортные | Итого цена |Сумма с НДС, | |п/п | и его назначение |шт. |срок, лет |по условиям |платежи, ден. | | расходы с | единицы, ден. |тыс. ден. ед. | | | | | |контракта, |ед. | | НДС, ден. ед. | ед. | | | | | | |ден. ед. | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |1 | Оборудование 1 | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |2 | Оборудование 2 | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |3 | И т.д. | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| | | Всего | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| | | Кроме того, комплекты | | | | | | | | | | | запасных частей, | | | | | | | | | | | поставляемые с | | | | | | | | | | | оборудованием | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |1 | Комплект 1 | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |2 | Комплект 2 | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| |3 | И т.д. | | | | | | | | | |----|---------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|---------------|--------------| | | Всего запасных частей | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3.6.3.2. Отечественное оборудование, оплачиваемое в рублях. Расчет оформляется в виде следующей таблицы. Таблица 3.6.3.2 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N |Наименование оборудования |Количество, |Гарантийный |Цена единицы |В том числе |Транспортные |Итого цена |Сумма с НДС, | |п/п |и его назначение |шт. |срок, лет |по условиям |НДС, млн. руб.|расходы с |единицы, |млн. руб. | | | | | |договора, | |НДС, ден. ед. |млн. руб. | | | | | | |млн. руб. | | | | | |----|--------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |----|--------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------| |1 |Оборудование 1 | | | | | | | | |----|--------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------| |2 |Оборудование 2 | | | | | | | | |----|--------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------| |3 |И т.д. | | | | | | | | |----|--------------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------|--------------| | |Всего | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3.6.4. Оборудование, закупаемое для замены выбывающего в период эксплуатации. В данном подразделе на основе анализа сроков службы устанавливаемого оборудования следует обосновать необходимость закупки и установки оборудования взамен выбывающего в период эксплуатации и предварительно определить источник финансирования требуемых затрат (собственные средства Общества или заемные средства). Достаточность собственных средств подтверждается в дальнейшем в расчете денежных потоков. 3.6.5. График оплаты всего закупаемого оборудования (в том числе и для замены выбывающего в период эксплуатации) необходимо представить в виде следующей таблицы. Таблица 3.6.5 ГРАФИК ОПЛАТЫ ОБОРУДОВАНИЯ, МЛН. РУБ. ----------------------------------------------------------------------- |N | Вид инвестиций |Всего |По периодам (кварталам) | |п/п| | |жизненного цикла проекта | | | | |(1... T) | | | | |--------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |1 | Импортное оборудование | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |2 | Оборудование 1 | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |3 | Комплект оборудования 1 | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| | | И т.д. | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| | | Отечественное оборудование | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |4 | Оборудование 1 | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |5 | Оборудование 2 | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| | | И т.д. | | | | | | |---|-----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| | | Всего оборудования | | | | | | ----------------------------------------------------------------------- 3.6.6. Если предполагается приобретать оборудование по лизингу, то необходимо дать подробную характеристику фирмы-лизингодателя, описать возможные условия договора лизинга и привести расчет лизинговых платежей по периодам (шагам) жизненного цикла проекта. Проектируемая сумма договора лизинга должна быть подтверждена в дальнейшем в расчете денежных потоков. 3.7. Основные строительные и архитектурно-планировочные решения. В данном разделе должны быть даны: 3.7.1. Предложения по выделению земельного участка (при необходимости). 3.7.2. Схема размещения объектов и присоединения к инженерным коммуникациям. 3.7.3. График строительства (реконструкции), если оно предусматривается проектом. 3.7.4. Сводный сметный расчет стоимости строительства по главам сводки затрат. Таблица 3.7.4 СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, МЛН. РУБ. ------------------------------------------------------------------ |Вид затрат |Всего |По периодам (кварталам) | | | |жизненного цикла проекта | | | |(1... T) | | | |--------------------------| | | |1 |2 |... |T | |----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |Затраты на строительство | | | | | | |объектов недвижимости | | | | | | |----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |Наименование 1 | | | | | | |----------------------------|--------|-----|-----|------|-------| |Нормативы по данному виду | | | | | | |затрат (СНиП) | | | | | | ------------------------------------------------------------------ 3.8. Организация производства. 3.8.1. Производственные мощности (реальная и максимальная) и номенклатура производства. Режим работы (односменный, двухсменный, непрерывный). Время работы оборудования (часов в месяц, квартал, год). Коэффициенты загрузки основного технологического оборудования при планируемом объеме выпуска продукции. 3.8.2. План производства. План производства разрабатывается исходя из необходимости обеспечить выполнение плана продаж с учетом возможного разрыва во времени между производством и реализацией продукции (создания запаса готовой продукции на складе и (или) в пути). Расчет плана производства рекомендуется представить в виде следующей таблицы. Таблица 3.8.2 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ------------------------------------------------------------------- |Наименование показателей |Единица |По периодам (кварталам) | | |измерения|жизненного цикла проекта | | | |(1... T) | | | |--------------------------| | | |1 |2 |... |T | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Вариант 1 | | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |С учетом реализации проекта:| | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Продукт 1: |натур. | | | | | |Производство |ед. изм. | | | | | |Потери | | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Продукт 2... | | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Вариант 2 | | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Без учета реализации | | | | | | |проекта: | | | | | | |----------------------------|---------|-----|-----|------|-------| |Продукт 1: | | | | | | |Производство | | | | | | |Потери... | | | | | | ------------------------------------------------------------------- 3.9. Снабжение производства материальными ресурсами. 3.9.1. Снабжение сырьем, материалами, топливом, горюче-смазочными материалами и энергоносителями. Необходимо проанализировать рынки сырья, материалов, топлива, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и энергоносителей, требуемых для производства намечаемой к выпуску продукции. Привести динамику цен и при необходимости объемы производства и потребления на этих рынках за последние 3-5 лет. Дать прогноз темпов инфляции по основным потребляемым ресурсам. При необходимости дать прогнозную оценку изменения цен, обусловленную появлением новой потребности. Такие прогнозные оценки изменения цен рекомендуется разрабатывать в случаях, когда объемы потребления Обществом материальных ресурсов будут превышать 5% от суммарного потребления этих ресурсов в Московском регионе. Дать характеристику основных предполагаемых поставщиков. Имеются ли у предполагаемых поставщиков свободные мощности для производства требуемых объемов сырья, материалов, топлива, энергоносителей. Возможно ли проведение тендеров на поставку необходимых ресурсов. Имеются ли предварительные договоренности с поставщиками о снабжении Общества необходимыми сырьем, материалами, топливом и энергоносителями. Расчет потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе, ГСМ и энергоносителях на технологические нужды необходимо представить в виде расчетных таблиц, форма которых зависит от метода нормирования и номенклатуры потребляемых ресурсов. Ниже приводятся возможные варианты расчетных таблиц. Таблица 3.9.1 РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛАХ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ, ГСМ И ЭНЕРГОНОСИТЕЛЯХ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |N | Наименование сырья и материалов с |Единица |Норма расхода |Объем выпуска | Количество | |п/п | указанием вида продукции, для |измерения |на единицу |продукции | в расчете на | | | производства которого они | |продукции | | предполагаемый | | | предназначены | | | | выпуск | | | | | | | по кварталам | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |1 | Сырье 1 для производства | | | | | | | продукции 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |2 | Сырье 2 для производства | | | | | | | продукции 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |3 | Сырье 1 для производства | | | | | | | продукции 2 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |4 | Сырье 3 для производства | | | | | | | продукции 2 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |5 | Материал 1 для производства | | | | | | | продукции 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| |6 | Комплектующее | | | | | | | изделие 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | И т.д. | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | Всего сырья 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | Всего сырья 2 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | Всего сырья 3 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | Всего материала 1 | | | | | |----|------------------------------------|--------------|--------------|----------------|-----------------| | | И т.д. | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ При наличии нескольких производств расчеты осуществляются по каждому производству. При сезонном характере производства необходимо дать расчеты потребления сырья, материалов, топлива и энергоносителей по сезонам. Кроме того, необходимо привести расчеты расхода топлива, тепловой энергии, воды и электроэнергии на бытовые нужды. 3.9.2. Снабжение запасными частями и инструментом. Необходимо определить источники и условия поставки запчастей и инструмента. При использовании импортного оборудования проработать возможность изготовления и поставки запчастей и инструмента к нему отечественными предприятиями. В случае если расходы на запчасти и (или) инструменты составляют незначительную величину в общем объеме затрат на производство, допускается определять их сумму по укрупненным нормам расхода в расчете на натуральную единицу выпуска продукции или на 1 денежную единицу оказываемых услуг (выполняемых работ). В любом случае данные о предполагаемом расходе запасных частей и инструмента должны быть подтверждены либо информацией фирм-поставщиков оборудования (технологии), либо отчетными данными предприятий, использующих аналогичные технологию и оборудование. 3.9.3. Смета материальных расходов. Выполненные расчеты расходов материальных ресурсов используются для расчета сметы материальных расходов. Расчет оформляется в виде следующей таблицы. Таблица 3.9.3 СМЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ --------------------------------------------------------------------- |N | Вид расходов |Единица |Всего|По периодам (кварталам) | |п/п | |измерения| |жизненного цикла проекта| | | | | |(1... T) | | | | | |------------------------| | | | | |1 |2 |... |T | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1 | Основные сырье и |млн. руб.| | | | | | | | материалы, всего | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | | В том числе: | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1.1 | Вид сырья или | | | | | | | | | материала 1 | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1.1.1 | Количество | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1.1.2 | Цена (без НДС) | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1.1.3 | Сумма |млн. руб.| | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |1.2 | Вид сырья или | | | | | | | | | материала 2 | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | | И т.д. | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2 | Возвратные отходы |млн. руб.| | | | | | | | (вычитаются), | | | | | | | | | всего | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | | В том числе: | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2.1 | Вид возвратного | | | | | | | | | отхода 1 | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2.1.1 | Количество | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2.1.2 | Цена (без НДС) | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2.1.3 | Сумма |млн. руб.| | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |2.2 | Вид возвратного | | | | | | | | | отхода 2 | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | | И т.д. | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |3 | Итого основных |млн. руб.| | | | | | | | сырья и материалов| | | | | | | | | за вычетом отходов| | | | | | | | | (стр. 1 - стр. 2) | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| |4 | Вспомогательные |млн. руб.| | | | | | | | материалы, всего | | | | | | | |------|-------------------|---------|-----|-----|-----|-----|------| | | В том числе: | | | | | | | |