|---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Разработка и | 2001 - | Минтруд России | - | - | - | - | - | - | 0,4 | 0,2 | 0,2 | внедрение 2 | | внедрение моделей | 2002 | Минобразование | | | | | | | | | | моделей | | временного и | годы | России | | | | | | | | | | трудоустройства | | постоянного | | | | | | | | | | | | детей-сирот | | трудоустройства | | | | | | | | | | | | (временного | | детей-сирот | | | | | | | | | | | | и постоянного), | | | | | | | | | | | | | | программы | | | | | | | | | | | | | | поддержки | | | | | | | | | | | | | | работающих | | | | | | | | | | | | | | воспитанников | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Проведение | 2001 - | Минобразование | 2,4 | 1,2 | 1,2 | - | - | - | 0,5 | 0,25 | 0,25 | проведение | | всероссийских | 2002 | России | | | | | | | | | | фестивалей | | и региональных | годы | Минтруд России | | | | | | | | | | творчества | | мероприятий с | | | | | | | | | | | | детей-сирот, | | целью интеграции | | | | | | | | | | | | спортивных | | детей-сирот | | | | | | | | | | | | праздников, | | в общество | | | | | | | | | | | | выставок | | | | | | | | | | | | | | творчества | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Проведение | 2001 - | Минобразование | - | - | - | - | - | - | 0,5 | 0,2 | 0,3 | проведение | | экспертизы | 2002 | России | | | | | | | | | | экспертизы | | и внедрение | годы | | | | | | | | | | | и внедрение | | региональных | | | | | | | | | | | | отобранных | | проектов | | | | | | | | | | | | на конкурсной | | | | | | | | | | | | | | основе 8 | | | | | | | | | | | | | | регинальных | | | | | | | | | | | | | | проектов | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | | учреждений для | | | | | | | | | | | | | | детей-сирот | |---------------------|------------------------------------------------------------------------------|--------|--------|-------|-------|------------------| | | Ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новых технологий, | | | | | | | | поддержка инновационных проектов | | | | | | |---------------------|------------------------------------------------------------------------------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Оснащение центров | 2001 - | Минобразование | 0,57 | 0,19 | 0,38 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | - | - | - | оснащение | | усыновления | 2002 | России | | | | | | | | | | оборудованием 3 | | организационно - | годы | | | | | | | | | | | экспериментальны | | техническим | | | | | | | | | | | | центров | | оборудованием | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Оснащение | 2002 | Минобразование | 0,57 | - | 0,57 | 0,3 | - | 0,3 | - | - | - | оснащение | | общественных | год | России | | | | | | | | | | оборудованием | | приемных и | | | | | | | | | | | | и обучение | | консультационных | | | | | | | | | | | | специалистов | | пунктов | | | | | | | | | | | | 5 общественных | | организационно - | | | | | | | | | | | | приемных и | | техническим | | | | | | | | | | | | консультационных | | оборудованием, | | | | | | | | | | | | пунктов | | базами данных | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Материально - | 2001 - | Минобразование | 17,925 | 8,963 | 8,962 | - | - | - | - | - | - | поставка в 130 | | техническое | 2002 | России | | | | | | | | | | учреждений | | обеспечение новых | годы | | | | | | | | | | | для детей-сирот | | технологий | | | | | | | | | | | | минипекарен, | | допрофессиональной | | | | | | | | | | | | миницехов по | | и начальной | | | | | | | | | | | | переработке | | профессиональной | | | | | | | | | | | | сельхозпродукции | | подготовки | | | | | | | | | | | | компьютерных | | детей-сирот | | | | | | | | | | | | классов, | | | | | | | | | | | | | | оборудования | | | | | | | | | | | | | | для швейных, | | | | | | | | | | | | | | вязальных | | | | | | | | | | | | | | мастерских, | | | | | | | | | | | | | | автоклассов | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Материально - | 2001 - | Минобразование | 20,766 | 10,766 | 10 | 99,24 | 45 | 54,24 | 0,1 | 0,05 | 0,05 | поставка в 140 | | техническое | 2002 | России | | | | | | | | | | учреждений | | обеспечение новых | годы | Минздрав | | | | | | | | | | для детей-сирот | | технологий | | России | | | | | | | | | | автотранспорта | | и инновационных | | | | | | | | | | | | и агротехники, | | проектов | | | | | | | | | | | | оснащение | | | | | | | | | | | | | | 6 учреждений по | | | | | | | | | | | | | | технологии | | | | | | | | | | | | | | "школа здоровья" | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Оснащение домов | 2001 - | Минздрав России | 0,9 | 0,3 | 0,6 | - | - | - | - | - | - | оснащение 6 | | ребенка и | 2002 | Минобразование | | | | | | | | | | учреждений | | образовательных | годы | России | | | | | | | | | | для детей-сирот | | учреждений | | | | | | | | | | | | дидактическими | | для детей-сирот | | | | | | | | | | | | и техническими | | дидактическими | | | | | | | | | | | | средствами | | и техническими | | | | | | | | | | | | обучения | | средствами | | | | | | | | | | | | | | обучения | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Оснащение лечебно - | 2001 - | Минобразование | 5 | 2,4 | 2,6 | - | - | - | - | - | - | поставка | | профилактических | 2002 | России | | | | | | | | | | современного | | и образовательных | годы | Минздрав России | | | | | | | | | | медицинского | | учреждений | | | | | | | | | | | | оборудования | | для детей-сирот | | | | | | | | | | | | в 25 учреждений | | современным | | | | | | | | | | | | для детей-сирот | | медицинским | | | | | | | | | | | | | | оборудованием | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Проведение | 2001 - | Минобразование | 0,22 | 0,11 | 0,11 | - | - | - | 0,2 | 0,1 | 0,1 | проведение | | конкурсов | 2002 | России | | | | | | | | | | 4 конкурсов | | профессионального | годы | | | | | | | | | | | профессионального| | мастерства | | | | | | | | | | | | мастерства | | специалистов, | | | | | | | | | | | | специалистов | | работающих с | | | | | | | | | | | | учреждений | | детьми-сиротами | | | | | | | | | | | | для детей-сирот | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Проведение | 2001 - | Минобразование | 0,8 | 0,35 | 0,45 | - | - | - | - | - | - | проведение | | экспертизы | 2002 | России | | | | | | | | | | экспертизы | | и издание | годы | | | | | | | | | | | разработок и | | информационно - | | | | | | | | | | | | издание | | методической | | | | | | | | | | | | информационно - | | литературы | | | | | | | | | | | | методической | | в помощь | | | | | | | | | | | | литературы | | воспитателям, | | | | | | | | | | | | | | психологам, | | | | | | | | | | | | | | социальным | | | | | | | | | | | | | | работникам, | | | | | | | | | | | | | | специалистам | | | | | | | | | | | | | | по охране | | | | | | | | | | | | | | прав детей | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Ведение банка | 2001 - | Минобразование | 0,184 | 0,092 | 0,092 | - | - | - | - | - | - | постоянно | | данных о | 2002 | России | | | | | | | | | | обновляемый | | реализации | годы | | | | | | | | | | | банк данных по | | программных | | | | | | | | | | | | Программе | | мероприятий в | | | | | | | | | | | | в сети Интернет | | сети Интернет | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Проведение | 2001 - | Минобразование | 0,2 | 0,1 | 0,1 | - | - | - | 0,1 | 0,05 | 0,05 | оперативное | | всероссийских | 2002 | России | | | | | | | | | | управление | | организационно - | годы | | | | | | | | | | | Программой, | | методических | | | | | | | | | | | | планирование | | мероприятий по | | | | | | | | | | | | и экспертиза | | Программе | | | | | | | | | | | | работ по | | | | | | | | | | | | | | Программе | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Мониторинг | 2001 - | Минобразование | 0,54 | 0,34 | 0,2 | - | - | - | 0,3 | 0,15 | 0,15 | мониторинг | | эффективности | 2002 | России | | | | | | | | | | реализации | | реализации | годы | | | | | | | | | | | проектов, анализ | | федеральных | | | | | | | | | | | | выявленных | | и региональных | | | | | | | | | | | | проблем и | | программных | | | | | | | | | | | | методические | | проектов | | | | | | | | | | | | рекомендации по | | | | | | | | | | | | | | их устранению | |---------------------|--------------------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | | Капитальное строительство | | | | | | | | | | | |---------------------|--------------------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Завершение | 2001 - | Минобразование | 600 | 300 | 300 | 175,6 | 100 | 75,6 | - | - | - | ввод в | | строительства | 2002 | России | | | | | | | | | | эксплуатацию | | и реконструкции | годы | | | | | | | | | | | в 2002 году | | детских домов и | | | | | | | | | | | | 53 учреждений | | учреждений для | | | | | | | | | | | | для детей-сирот; | | детей-сирот и | | | | | | | | | | | | завершение | | детей, | | | | | | | | | | | | строительства и | | оставшихся | | | | | | | | | | | | реконструкции | | без попечения | | | | | | | | | | | | 16 учреждений | | родителей | | | | | | | | | | | | для детей-сирот | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|-------|-------|------------------| | Всего по Программе | | | 652,15 | 325,89 | 326,26 | 276,4 | 145,58 | 130,8 | 5,89 | 2,67 | 3,22 | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" (2001-2002 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы) ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | - федеральная целевая программа | | Программы | "Профилактика безнадзорности и | | | правонарушений несовершеннолетних" | | | (2001-2002 годы) | |--------------------------|------------------------------------------| | Дата и номер решения о | - поручение Правительства Российской | | разработке Программы | Федерации от 24 июля 1999 г. | | | N ВМ-П12-24807 о разработке проектов | | | федеральных целевых программ по | | | улучшению положения детей в Российской | | | Федерации на 2001-2002 годы | |--------------------------|------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Министерство труда и социального | | Программы | развития Российской Федерации | |--------------------------|------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство труда и социального | | Программы | развития Российской Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | | | Министерство внутренних дел Российской | | | Федерации | | | Министерство здравоохранения | | | Российской Федерации | |--------------------------|------------------------------------------| | Цель Программы | - укрепление системы профилактики | | | безнадзорности и правонарушений | | | несовершеннолетних | | | создание условий для социальной, | | | психолого-педагогической, медицинской | | | помощи и реабилитации | | | несовершеннолетних, оказавшихся в | | | трудной жизненной ситуации | |--------------------------|------------------------------------------| | Срок реализации | - 2001-2002 годы | | Программы | | |--------------------------|------------------------------------------| | Исполнители мероприятий | - Министерство труда и социального | | Программы | развития Российской Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | | | Министерство внутренних дел Российской | | | Федерации | | | Министерство здравоохранения | | | Российской Федерации | | | Министерство юстиции Российской | | | Федерации | |--------------------------|------------------------------------------| | Объемы и источники | - 218,64 млн. рублей за счет средств | | финансирования | федерального бюджета, | | Программы | в том числе на 2001 год - 109,31 млн. | | | рублей | | | средства бюджетов субъектов Российской | | | Федерации (по согласованию) | |--------------------------|------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - создание условий для обеспечения | | результаты реализации | защиты прав детей, их социальной | | Программы | реабилитации и адаптации в обществе | | | стабилизация числа беспризорных детей | | | и подростков | | | преодоление тенденции роста числа | | | правонарушений несовершеннолетних | |--------------------------|------------------------------------------| | Система контроля за | - контроль за реализацией Программы | | исполнением Программы | осуществляется в установленном порядке | | | Министерством труда и социального | | | развития Российской Федерации | | | совместно с Министерством | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации, Министерством | | | финансов Российской Федерации, | | | Министерством промышленности, науки и | | технологий Российской Федерации | ----------------------------------------------------------------------- Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению с 1995 годом на 19,5 процента увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных. 132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13,2 тыс. человек. Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли. Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. На начало 1998 года на учете в медицинских учреждениях состояло около 37 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные средства. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее именуется - Программа) в 1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действует 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации. Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом. Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Программа разработана на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-1999 годах. Цель и задачи Программы Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних; осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время; дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы; создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами; проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов. Основные направления реализации Программы Предполагается осуществить меры общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующие реализации способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности во внеучебное время. Предусматривается оснащение учреждений по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков. Намечается проведение научно-исследовательских работ в целях анализа и составления прогноза детской безнадзорности и преступности. Предполагается обобщить и распространить опыт внедрения новых моделей и форм жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально-медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 218,64 млн. рублей, в том числе на: мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 9,92 млн. рублей; государственную поддержку учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206,12 млн. рублей; научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2,1 млн. рублей; организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0,5 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для реализации ряда мероприятий Программы планируется привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Участие конкретных субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывается после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается дирекция Программы, в состав которой входят представители исполнителей мероприятий Программы. Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности реализации Программы В результате реализации мер общей профилактики (создание профильных лагерей для несовершеннолетних, поддержка клубов для детей и подростков по месту жительства и в образовательных учреждениях, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы и другие) будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность во внеучебное время, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры. Государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация. Реализация Программы позволит: стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года; увеличить до 850 единиц количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс. детей. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2001-2002 годы) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | Стоимость (млн. рублей) | | | | | | федеральный бюджет | | | | Срок | |-----------------------------| | | | исполнения | Исполнители | 2001- | в том числе | Ожидаемые результаты | | | | | 2002 |------------------| | | | | | годы - | 2001 | 2002 | | | | | | всего | год | год | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Общая и специальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | | |--------------------------------------------------------------------------------------------|------------------------------| | Создание профильных | 2001 - | Минтруд России | 2,2 | 1,1 | 1,1 | отдых и оздоровление в 4 | | оздоровительных лагерей | 2002 | Минобразование | | | | летних лагерях 1 тыс. | | для несовершеннолетних, | годы | России | | | | несовершеннолетних, | | относящихся к "группе | | органы | | | | относящихся к "группе | | риска" | | исполнительной | | | | риска" | | | | власти субъектов | | | | | | | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|-----------------------------|------------------------------| | Проведение Всероссийской | 2001 - | МВД России | источники и средства, | предупреждение детской | | операции "Подросток", | 2002 | Минобразование | предусмотренные на | безнадзорности и | | направленной на | годы | России | текущее финансирование | правонарушений | | предупреждение | | Минтруд России | | несовершеннолетних в | | безнадзорности и | | | | летний период | | правонарушений | | | | | | несовершеннолетних, | | | | | | улучшение индивидуальной | | | | | | воспитательной работы с | | | | | | подростками - | | | | | | правонарушителями | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|-----------------------------|------------------------------| | Проведение Всероссийского | 2002 | Минобразование | 1 | - | 1 | обеспечение досуга | | смотра-конкурса детских и | год | России | | | | подростков с целью | | подростковых спортивных | | органы | | | | профилактики | | клубов на базе | | исполнительной | | | | безнадзорности и | | образовательных | | власти субъектов | | | | правонарушений | | учреждений и по месту | | Российской | | | | несовершеннолетних, | | жительства | | Федерации | | | | улучшение качества работы | | | | (по согласованию) | | | | детских клубов | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Создание цикла теле- и | 2001 - | Минтруд России | 1,22 | 0,62 | 0,6 | обеспечение информирования | | радиопередач по вопросам | 2002 | Минобразование | | | | населения о состоянии | | профилактики | годы | России | | | | решения проблем | | безнадзорности и | | | | | | профилактики | | правонарушений | | | | | | безнадзорности и | | несовершеннолетних | | | | | | правонарушений | | | | | | | | несовершеннолетних | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Издание и распространение | 2001 - | Минтруд России | 1,37 | 0,5 | 0,87 | обеспечение информирования | | справочно-информационных | 2002 | Минобразование | | | | родителей | | бюллетеней, буклетов, | годы | России | | | | несовершеннолетних, | | памяток по предупреждению | | МВД России | | | | оказавшихся в трудной | | детской безнадзорности и | | Минздрав России | | | | жизненной ситуации, о | | противоправного поведения | | | | | | соответствующих службах, | | несовершеннолетних | | | | | | учреждениях и возможных | | | | | | | | видах помощи | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Проведение Всероссийского | 2001 | Минтруд России | 1,79 | 1,79 | - | разработка и внедрение 100 | | конкурса программ и | год | органы | | | | программ и проектов | | проектов превентивной, | | исполнительной | | | | профилактической и | | охранно - защитной и | | власти субъектов | | | | реабилитационной работы | | коррекционно - | | Российской | | | | | | реабилитационной работы с | | Федерации | | | | | | детьми, находящимися в | | (по согласованию) | | | | | | трудной жизненной | | | | | | | | ситуации | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Распространение опыта | 2002 | Минтруд России | 2,34 | - | 2,34 | финансовая поддержка 10 | | победителей | год | органы | | | | программ победителей, | | Всероссийского конкурса | | исполнительной | | | | проведение 3 региональных | | программ и проектов | | власти субъектов | | | | обучающих семинаров | | превентивной, | | Российской | | | | | | охранно - защитной и | | Федерации | | | | | | коррекционно - | | (по согласованию) | | | | | | реабилитационной работы с | | | | | | | | детьми, находящимися в | | | | | | | | трудной жизненной | | | | | | | | ситуации | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Создание двух федеральных | 2001 - | Минобразование | 0,6 | 0,4 | 0,2 | апробация модели центра по | | экспериментальных центров | 2002 | России | | | | предупреждению зависимости | | профилактики аддиктивного | годы | органы | | | | от алкоголя и наркотиков с | | поведения детей и | | исполнительной | | | | последующим внедрением | | подростков | | власти субъектов | | | | новых форм работы | | | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Обеспечение медицинским, | | | | | | создание в учреждениях | | бытовым, спортивным, | | | | | | профилактики | | развивающим | | | | | | безнадзорности и | | оборудованием, аудио-, | | | | | | правонарушений | | видео-, компьютерной | | | | | | несовершеннолетних | | техникой и оргтехникой, | | | | | | условий, необходимых для | | оборудованием для | | | | | | оказания своевременной | | трудовой реабилитации и | | | | | | помощи детям, обеспечения | | профессиональной | | | | | | процесса их социальной | | подготовки: | | | | | | реабилитации | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | специальных учебно - | 2001 - | Минобразование | 30 | 15 | 15 | | | воспитательных учреждений | 2002 | России | | | | | | для несовершеннолетних, | годы | органы | | | | | | центров психолого - | | исполнительной | | | | | | педагогической и медико - | | власти субъектов | | | | | | социальной помощи детям и | | Российской | | | | | | подросткам, учреждений | | Федерации | | | | | | дополнительного | | (по согласованию) | | | | | | образования | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | центров временной | 2001 - | МВД России | 8 | 4 | 4 | | | изоляции для | 2002 | органы | | | | | | несовершеннолетних | годы | исполнительной | | | | | | правонарушителей | | власти субъектов | | | | | | | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | специализированных | 2001 - | Минтруд России | 89,52 | 45 | 44,52 | | | учреждений для | 2002 | органы | | | | | | несовершеннолетних, | годы | исполнительной | | | | | | нуждающихся в социальной | | власти субъектов | | | | | | реабилитации | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | воспитательных колоний | 2001 - | Минюст России | 7 | 4 | 3 | | | | 2002 | | | | | | | | годы | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Обеспечение | | | | | | оснащение необходимым | | автотранспортом и | | | | | | автотранспортом и | | сельскохозяйственной | | | | | | сельскохозяйственной | | техникой | | | | | | техникой | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | специальных учебно - | 2001 - | Минобразование | 10 | 5 | 5 | | | воспитательных учреждений | 2002 | России | | | | | | для несовершеннолетних | годы | органы | | | | | | | | исполнительной | | | | | | | | власти субъектов | | | | | | | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | воспитательных колоний | 2001 - | Минюст России | 5 | 2,5 | 2,5 | | | | 2002 | | | | | | | | годы | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | центров временной | 2001 - | МВД России | 6 | 3 | 3 | | | изоляции для | 2002 | органы | | | | | | несовершеннолетних | годы | исполнительной | | | | | | правонарушителей | | власти субъектов | | | | | | | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | специализированных | 2001 - | Минтруд России | 50 | 25 | 25 | | | учреждений для | 2002 | органы | | | | | | несовершеннолетних, | годы | исполнительной | | | | | | нуждающихся в социальной | | власти субъектов | | | | | | реабилитации | | Российской | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | (по согласованию) | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности ибезнадзорности и | | правонарушений несовершеннолетних | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Разработка и внедрение | 2001 - | Минтруд России | 1 | 0,5 | 0,5 | методическое обеспечение | | коррекционно - | 2002 | | | | | специализированных | | реабилитационных | годы | | | | | учреждений для | | технологий и программ | | | | | | несовершеннолетних, | | социальной, медицинской и | | | | | | нуждающихся в социальной | | психолого-педагогической | | | | | | реабилитации | | реабилитации | | | | | | | | несовершеннолетних | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Разработка и внедрение в | 2001 - | Минздрав | 0,75 | 0,3 | 0,45 | методическое обеспечение 3 | | опытно-экспериментальных | 2002 | России | | | | опытно-экспериментальных | | учреждениях программ | годы | Минобразование | | | | учреждений | | социальной, медицинской, | | России | | | | | | психологической | | | | | | | | реабилитации | | | | | | | | несовершеннолетних, | | | | | | | | злоупотребляющих | | | | | | | | психоактивными веществами | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Разработка модели | 2001 | Минобразование | 0,15 | 0,15 | - | методическое обеспечение | | патронатного воспитания | год | России | | | | работы по созданию новых | | обучающихся | | | | | | форм семейного устройства | | образовательных | | | | | | | | учреждений начального | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | образования из семей, | | | | | | | | относящихся к "группе | | | | | | | | риска" | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Разработка модели | 2001 | Минобразование | 0,15 | 0,15 | - | методическое обеспечение | | постинтернатной адаптации | год | России | | | | проведения постинтернатной | | воспитанников специальных | | | | | | адаптации воспитанников | | учебно-воспитательных | | | | | | специальных | | учреждений для | | | | | | учебно-воспитательных | | несовершеннолетних | | | | | | учреждений для | | | | | | | | несовершеннолетних | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | Разработка | 2001 | МВД России | 0,05 | 0,05 | - | издание криминологического | | криминологического | год | | | | | прогноза | | прогноза основных | | | | | | | | тенденций подростковой | | | | | | | | преступности | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Организация повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушенийи правонарушений | | несовершеннолетних | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Организация курсов | 2001 - | Минтруд России | источники и средства, | повышение квалификации 500 | | повышения квалификации | 2002 | Минздрав России | предусмотренные на | специалистов с | | работников учреждений, | годы | Минобразование | текущее финансирование | использованием специальных | | осуществляющих | | России | | программ, ориентированных | | профилактику | | | | на внедрение новых | | безнадзорности и | | | | технологий профилактики | | правонарушений | | | | безнадзорности и | | несовершеннолетних, | | | | правонарушений | | обучение этих работников | | | | несовершеннолетних | | методам работы с уличными | | | | | | детьми, с | | | | | | несовершеннолетними с | | | | | | аддиктивным поведением, | | | | | | оказание психологической | | | | | | помощи детям, | | | | | | пострадавшим от насилия, | | | | | | имевшим суицидальные | | | | | | попытки | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|-----------------------------|------------------------------| | Организация курсов | 2001 - | Минтруд России | 0,5 | 0,25 | 0,25 | обмен опытом работы и | | повышения квалификации | 2002 | | | | | повышение квалификации | | работников комиссий по | годы | | | | | штатных работников | | делам несовершеннолетних | | | | | | комиссий по делам | | и защите их прав | | | | | | несовершеннолетних и | | субъектов Российской | | | | | | защите их прав | | Федерации | | | | | | | |---------------------------|--------------|-------------------|----------|---------|--------|------------------------------| | ВСЕГО по Программе | | | 218,64 | 109,31 | 109,33 | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" (2001-2002 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Одаренные дети" (2001-2002 годы) ------------------------------------------------------------------------ | Наименование Программы | - федеральная целевая программа | | | "Одаренные дети" (2001-2002 годы) | |---------------------------|------------------------------------------| | Дата и номер принятия | - поручение Правительства Российской | | решения о разработке | Федерации от 24 июля 1999 г. | | Программы | N ВМ-П12-24807 о разработке проектов | | | федеральных целевых программ по | | | улучшению положения детей в Российской | | | Федерации на 2001-2002 годы | |---------------------------|------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Министерство образования Российской | | Программы | Федерации | |---------------------------|------------------------------------------| | Основной разработчик | - Министерство образования Российской | | Программы | Федерации | |---------------------------|------------------------------------------| | Цель Программы | - создание условий для выявления, | | | поддержки и развития одаренных детей в | | | Российской Федерации | |---------------------------|------------------------------------------| | Срок реализации Программы | - 2001-2002 годы | |---------------------------|------------------------------------------| | Исполнители основных | - Министерство образования Российской | | мероприятий Программы | Федерации | | | Министерство культуры Российской | | | Федерации | | | Государственный комитет Российской | | | Федерации по физической культуре, | | | спорту и туризму | |---------------------------|------------------------------------------| | Объемы и источники | - 9,58 млн. рублей за счет средств | | финансирования Программы | федерального бюджета, в том числе на | | | 2001 год - 4,79 млн. рублей | | | 28,62 млн. рублей за счет средств | | | бюджетов субъектов Российской | | | Федерации (по согласованию) | | | 5,35 млн. рублей за счет средств | | | внебюджетных источников (по | | | согласованию) | |---------------------------|------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - увеличение числа одаренных детей, | | результаты Программы | которым оказывается государственная | | | поддержка | | | совершенствование системы работы с | | | одаренными детьми, создание условий | | | для ее устойчивого существования | | | повышение качества подготовки, | | | переподготовки и повышения | | | квалификации специалистов, работающих | | | с одаренными детьми | | | расширение сети инновационных | | | учреждений, работающих с одаренными | | | детьми | |---------------------------|------------------------------------------| | Система контроля за | - контроль за реализацией Программы | | исполнением Программы | осуществляется в установленном порядке | | | Министерством образования Российской | | | Федерации совместно с Министерством | | | труда и социального развития | | | Российской Федерации, Министерством | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации и Министерством | | | финансов Российской Федерации | ------------------------------------------------------------------------ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки. Содержащиеся в федеральной целевой программе "Одаренные дети" (далее именуется - Программа) мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов. Опыт реализации Программы в 1998-1999 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации. На основе Программы в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены региональные программы. В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция "Одаренность", в которой сделана попытка выработки общей позиции специалистов по детской одаренности. Создана и успешно функционирует поддерживаемая Программой система всероссийских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Заметнее становятся успехи российских детей и на международных олимпиадах. Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий. В рамках Программы издана библиотека "Одаренные дети", в которую вошли 17 научных, учебно-методических и практических пособий по работе с одаренными детьми. Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов - одаренных детей из разных регионов Российской Федерации. Укреплена материально-техническая база ведущих учреждений, центров, экспериментальных площадок, работающих с одаренными детьми. Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы. В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий). Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество. Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Программа предусматривает решение следующих задач: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей; осуществление поддержки одаренных детей; развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми; подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми; осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению Программы. Основные направления реализации Программы Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предусматривается развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми. Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на федеральном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции. Предусматривается внедрение инновационных моделей учреждений для одаренных детей, создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, воспитателей, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение федерального банка данных "Одаренные дети". Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 9,58 млн. рублей, в том числе на: развитие и поддержку учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми, - 2,8 млн. рублей; осуществление государственной поддержки одаренных детей - 5,98 млн. рублей; методическую работу - 0,4 млн. рублей; информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы - 0,4 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год. Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 28,62 млн. рублей и средства внебюджетных источников - 5,35 млн. рублей. Механизм реализации Программы К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Для оперативного управления Программой, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий при Министерстве образования Российской Федерации создаются исполнительная дирекция и координационный совет Программы. Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. Оценка эффективности реализации Программы В результате от реализации Программы будет увеличено число одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка, и расширена сеть учреждений, работающих с одаренными детьми, что позволит повысить творческий потенциал Российской Федерации. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Одаренные дети" (2001-2002 годы) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Срок | | Стоимость (млн. рублей) | Ожидаемые | | | исполнения | Исполнители |----------------------------------------------------------------------------------| результаты | | | | | федеральный бюджет | бюджеты субъектов | внебюджетные | | | | | | | Российской Федерации | источники | | | | | |---------------------------|--------------------------|---------------------------| | | | | | 2001- | в том числе | 2001- | в том числе | 2001- | в том числе | | | | | | 2002 |------------------| 2002 |-----------------| 2002 |------------------| | | | | | годы - | 2001 | 2002 | годы - | 2001 | 2002 | годы - | 2001 | 2002 | | | | | | всего | год | год | всего | год | год | всего | год | год | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|--------|---------------------| | Развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Целевая поддержка | 2001 - | Минобразование | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 3 | 1,5 | 1,5 | - | - | - | поддержка 5 | | всероссийских | 2002 | России | | | | | | | | | | всероссийских | | очно-заочных школ, | годы | | | | | | | | | | | школ | | работающих с | | | | | | | | | | | | | | одаренными детьми | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|--------|---------------------| | Целевая поддержка | 2001 - | Минобразование | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 3,6 | 1,8 | 1,8 | - | - | - | поддержка 4 | | работы летних | 2002 | России | | | | | | | | | | творческих | | творческих школ, | годы | Минкультуры | | | | | | | | | | школ | | лабораторий, | | России | | | | | | | | | | | | мастер-классов по | | | | | | | | | | | | | | различным | | | | | | | | | | | | | | направлениям | | | | | | | | | | | | | | образовательной | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|--------|---------------------| | Целевая поддержка | 2001 - | Минобразование | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | - | - | - | поддержка 20 | | развития | 2002 | России | | | | | | | | | | учреждений | | региональных | годы | Минкультуры | | | | | | | | | | | | образовательных | | России органы | | | | | | | | | | | | учреждений, | | исполнительной | | | | | | | | | | | | работающих с | | власти субъектов | | | | | | | | | | | | одаренными детьми | | Российской | | | | | | | | | | | | | | Федерации (по | | | | | | | | | | | | | | согласованию) | | | | | | | | | | | |---------------------|------------|-------------------|--------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|---------|--------|---------------------| | Целевая поддержка | 2001 - | Минобразование | 0,2 | 0,1 | 0,1 | - | - | - | - | - | - | поддержка 10 | | школ-интернатов для | 2002 | России | | | | | | | | | | школ-интернатов | | одаренных детей | годы | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Осуществление государственной поддержки одаренных детей | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Выделение ежегодных | 2001 - | Минобразование | 1 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - | - | - | 480 стипендий | |