переговоров. Важно отметить, что повышение оперативности реагирования на происшествия существенным образом влияет на рост раскрываемости преступлений. 3. Создание и подключение к верхнему уровню локальных центров мониторинга (ЛЦМ), обеспечивающих формирование первичной информации для Системы обеспечения безопасности города (СОБГ). Проведение работ по установке телевизионных камер для наблюдения в жилищном секторе города Москвы - оборудовано 62 тыс. подъездов, в районах создано 110 ЛЦМ СОБГ. В планах по развитию данной задачи - охват зарекомендовавшими себя технологиями 100% соответствующих служб города. 4. Создание главного телекоммуникационного центра (ГТЦ) и ситуационного центра СОБГ. 5. Внедрение единой независимой системы автоматизированного учета работоспособности устройств обеспечения безопасности нижнего уровня (ПАМ). 6. Начало работы по созданию пилотной зоны Системы управления мобильными нарядами ГУВД. 7. Работы по созданию АИС обеспечения деятельности опорных пунктов охраны общественного порядка в городе Москве. Основная цель внедрения системы - обеспечение правопорядка на территории города и повышения комфортности среды обитания, для чего требуется повышение эффективности работы участковых уполномоченных. Данная задача будет решаться за счет автоматизации сбора, обработки и хранения данных; автоматизации процедур подготовки и принятия решений, а также за счет автоматизации рутинной деятельности участковых уполномоченных (оформления и ведения требуемой законодательством служебной документации). Предполагается развитие данной системы в трех основных направлениях: - подключение дополнительных источников информации (ГУ ИС, БТИ, ЗАГС и др.); - организация приема обращений граждан через Интернет; - оснащение участковых уполномоченных портативными компьютерами, способными передавать всю информацию о происшествии в соответствующие дежурно-диспетчерские службы по их компетенции (пожарные и спасатели, милиция, скорая медицинская помощь, служба "Антитеррор", службы топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства и др.) для организации экстренного реагирования и оперативно обеспечивать их информацией непосредственно на обслуживаемой территории. Также следует отметить, что одной из основных задач, решаемых в рамках ГЦП "Электронная Москва", являлась задача интеграции разрозненных проектов по данной тематике, т.к. ранее работы, направленные на повышение уровня безопасности в городе, осуществлялись различными государственными заказчиками, что затрудняло их координацию и контроль выполнения на общегородском уровне. Цели и задачи направления. Основными целями развития и внедрения систем безопасности являются: 1. Обеспечение доступа к оперативной и достоверной информации (в том числе аудио- и видеоданным с камер видеонаблюдения всех уровней, включая архивную информацию) с разграничением прав доступа для всех подразделений реагирующих служб города. 2. Интеграция информационного обеспечения экстренных служб по оперативному реагированию на сообщения о происшествиях и преступлениях, поступающие от граждан. 3. Обеспечение возможности организации удобного обращения к экстренным оперативным службам по типу "одного окна". 4. Повышение оперативности реагирования на жалобы и заявления граждан. 5. Снижение трудоемкости работы по сбору, систематизации, подготовке и оформлению информационно-справочных и отчетно - статистических документов. 6. Сокращение объемов использования бумажного делопроизводства. Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи: 1. Дооснащение подразделений всех уровней в соответствии с типовыми техническими и программными решениями и подключение их в городскую мультисервисную транспортную сеть. 2. Модернизация геоинформационных систем (ГИС) для обеспечения совместимости с существующими системами во взаимодействующих ведомствах и внедрение информационной поддержки с использованием ГИС-технологий для принятия решений управления силами и средствами. 3. Повышение качества и эффективности взаимодействия оперативных служб при их совместных действиях в экстремальных ситуациях с целью уменьшения возможного социально-экономического ущерба, снижение затрат и ресурсов на экстренное реагирование, в том числе за счет создания унифицированного программного обеспечения регистрации обращений и повышения уровня информационного взаимодействия служб. 4. Обобщение информации о произошедших происшествиях, а также формирование статистических и аналитических отчетов в целом по всем поступившим вызовам, интеграция с ГИС-системой для формирования статистики по территориям. 5. Оснащение комплексом интегрального мониторинга и обработки мест массового скопления людей с выдачей информации правоохранительным органам города. 6. Разработка типового антитеррористического паспорта объекта и создание антитеррористических паспортов важных объектов Москвы. 7. Разработка и создание типовых технологий интеллектуальной обработки информации, поступающей от локальных систем безопасности, с последующим их внедрением на объектах. 8. Модернизация систем коллективного отображения информации в дежурных частях. 9. Создание Системы управления мобильными нарядами ГУВД. 10. Формирование базы знаний и оказание справочно-консультативной помощи населению и организациям по вопросам реагирования на происшествия. 11. Повышение эффективности деятельности участковых уполномоченных на основе реализации системного подхода с применением АИС обеспечения деятельности опорных пунктов охраны общественного порядка в городе Москве. 12. Обеспечение непрерывности функционирования аппаратных и программных средств, используемых в упомянутых выше программно-технических комплексах. Целевые показатели направления. 1. Сокращение времени ожидания при звонках граждан в службы "02" и "03" - не менее чем на 25% (по сравнению с 2007 г.). 2. Регистрация в электронном виде обращений граждан в органы ГУВД по телефону в службу "02" и территориальные отделы внутренних дел - 100% (в 2007 г. - 80%). 3. Сокращение времени реагирования подразделений ГУВД г. Москвы на обращения граждан - не менее чем на 20% (по сравнению с 2007 г.). 4. Оснащение автоматизированными системами мобильных нарядов ГУВД города Москвы - 100% (в 2007 г. - 0%). 5. Подключение видеокамер СОБГ к системе автоматизированного мониторинга - 100% (в 2007 г. - 60%). 6. Подключение 100% центров видеонаблюдения всех типов к верхнему уровню СОБГ через городскую мультисервисную транспортную сеть Правительства Москвы. 7. Оснащение комплексом интегрального мониторинга и обработки мест массового скопления людей с выдачей информации правоохранительным органам города - 80% объектов. 8. Увеличение срока хранения видеоинформации со всех средств видеонаблюдения до 30 суток. 3.1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство Описание направления и его значимости. По результатам реализации ГЦП "Электронная Москва" за последние годы в части решения задач информатизации и автоматизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и административного управления территорией города Москвы на сегодняшний день создан ряд функционирующих и развивающихся автоматизированных систем. Эти системы направлены на повышение качества обеспечения безопасности населения, уровня эффективности реагирования на аварийные ситуации в области ЖКХ, а также контроль и учет потребления энергоресурсов в целях повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в городе в целом. В рамках реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства проведены работы по установке в жилищном фонде общедомовых приборов учета горячего водоснабжения (ГВС), холодного водоснабжения (ХВС) и др. устройств. В настоящее время установлено 25 тыс. общедомовых приборов учета. Планируется установка 1 млн. 200 тыс. индивидуальных приборов учета, из них в 2007 году - 190 тыс. Успешно функционирует в 8 из 10 административных округов Москвы Система расчета и учета коммунальных платежей (АСУ ЕИРЦ), ежемесячно выпускающая 3 млн. платежных документов. До конца 2007 года единым программным обеспечением АСУ "ЕИРЦ" будут оснащены все ЕИРЦ, вошедшие в состав ГУ ИС округов. Кроме того, в городе создана и действует уже длительное время система объединенных диспетчерских служб (ОДС, 1116 ОДС на сегодняшний день), предназначенная для мониторинга состояния инженерного оборудования зданий и сооружений, в том числе лифтового оборудования и критических параметров энергоресурсов. Вместе с тем в ходе развития вышеуказанных систем был выявлен и ряд проблем. В частности, отсутствие в 2000-2005 годах единой политики в выборе технического решения систем телевизионного наблюдения в жилищном секторе привело к наличию разнородных систем, в том числе ряда морально устаревших, не всегда увязанных между собой и построенных на различной технической базе. Это в свою очередь привело к сложностям в эксплуатации и техническом обслуживании систем, что сказывалось на качестве и стоимости этих работ. В связи с массовой установкой приборов учета и переходом на расчеты по факту потребления возникает проблема своевременной передачи верифицированных показаний приборов для формирования платежных документов, причем без существенного увеличения нагрузки на штатных операторов ГУ ИС. В настоящее время только 5 тыс. приборов общедомового учета ресурсов подключено к автоматизированным системам снятия показаний, прошедшим метрологическую сертификацию. Существующая система ОДС является устаревшей морально, а зачастую и технически, более 500 ОДС отработали срок эксплуатации и требуют реконструкции. Многие ОДС по количеству контролируемых параметров не соответствуют требованиям сегодняшнего дня и нуждаются в модернизации. Сегодня уровень технической оснащенности, сложившийся функциональный состав, а также обособленность от других информационных систем ЖКХ объединенных диспетчерских служб окружного и районных уровней города не позволяют оперативно использовать актуальную информацию из других систем. Такое положение вещей качественно ухудшает предоставление жителям города всего комплекса жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, существует ряд важных, не до конца решенных задач, а именно: 1. Получение объективной и независимой от субъектов городского хозяйства информации для принятия эффективных управленческих решений, направленных на сокращение времени при устранении последствий чрезвычайных ситуаций, а также их раннее предупреждение. 2. Контроль использования бюджетных средств. 3. Сокращение расходов на деятельность городского хозяйства за счет оптимизации путей следования специальной техники к местам проведения работ. 4. Автоматизация процессов контроля и управления городским хозяйством за счет создания единой системы диспетчеризации, включающей в себя визуальный контроль (с помощью технических средств) за уборочной и аварийной техникой и телеметрический контроль инженерных систем обеспечения объектов городского хозяйства всеми видами ресурсов. 5. Повышение качества и оперативности реагирования на обращения жителей. 6. Повышение уровня информированности жителей по теме ЖКХ. Сегодня стало совершенно очевидно, что в дальнейшем без взаимного обмена данными узконаправленные системы будут либо все более дублировать информационные ресурсы и функции друг друга, либо станут функционально неполными и не смогут в полной мере отразить картину, происходящую в жилищном фонде, даже в границах их назначения. Дальнейшее создание и развитие узконаправленных систем в секторе ЖКХ будет только усугублять проблему взаимосвязи и избыточности. Задачи интеграции систем в единую автоматизированную систему управления, построение единой среды передачи данных, контроль принятия управленческих решений, принятых по результатам получения информации от существующих информационных систем, остаются нерешенными. Открытым остается и вопрос о создании специализированных структур - операторов данной интегрированной системы. Цели и задачи направления. Основными целями направления являются: 1. Повышение оперативности и достоверности принимаемых решений в текущих задачах диспетчерского управления: - при перспективном и краткосрочном планировании развития ЖКХ; - при локализации и устранении нештатных и аварийных ситуаций. 2. Повышение эффективности реагирования на обращения граждан. 3. Повышение информированности граждан об услугах в сфере ЖКХ. Вышеуказанные цели должны быть достигнуты посредством создания иерархической структуры автоматизированных систем как районного, так и городского уровней, предоставляющих полноценное информационное обеспечение процесса управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и мониторинга территории города, а также создание специализированного информационного портала ЖКХ. Нижним, районным уровнем структуры информационных систем должна стать Единая информационная система инженерно-технических центров районов, обеспечения безопасности и мониторинга жилищно-коммунального хозяйства (АИС ОБиМЖКХ) на основе АСОИ ИТЦ, включающей ряд подсистем, решающих вышеуказанные проблемы и осуществляющих между собой тесное информационное взаимодействие. В рамках создания АИС ОБиМЖКХ должны быть выполнены следующие задачи: 1. Создание подсистемы телевизионного наблюдения (ПТН) жилищного фонда на базе унифицированного в рамках создания АИС ОБиМЖКХ технического решения на основе АСОИ ИТЦ, что позволит выработать единую техническую политику строительства, технического обслуживания и эксплуатации, существующих и модернизируемых систем наблюдения в жилом секторе города, а также обеспечит возможность качественно повысить результаты работы СОБГ в целом. 2. Решение проблемы своевременного сбора показаний с приборов учета, которое должно быть достигнуто путем создания соответствующей подсистемы на базе ПКУЭ АСОИ ИТЦ. 3. Достижение современного уровня диспетчеризации жилищного фонда, которую планируется обеспечить путем создания Системы мониторинга инженерного оборудования зданий и сооружений на базе ПДиУ АСОИ ИТЦ. Верхним, городским уровнем структуры должна стать Единая система диспетчерских служб ЖКХ (АИС ОДС ДЖКХиБ). В рамках создания АИС ОДС ДЖКХиБ должны быть решены следующие задачи: 1. Создание программно-аппаратного комплекса АИС ОДС, состоящего из отказоустойчивого серверного узла, поддерживающего централизованную базу данных контрольных параметров (ЦБДКП), поставляемых с нижнего уровня, а также от специализированных информационных систем. 2. Создание телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей передачу данных от нижнего уровня к АИС ОДС. 3. Создание ситуационного центра для размещения основного рабочего подразделения оперативного реагирования, управления и контроля исполнения. 4. Создание аналитического подразделения, в обязанности которого входит подготовка периодической отчетности об исполнении городскими службами функциональных задач и реагирования на аварийные ситуации, а также подготовка информации для руководителей различного уровня для принятия управленческих решений. Также планируется создание специализированного информационного портала ЖКХ для населения г. Москвы, который должен решать следующие задачи: 1. Предоставление населению города Москвы полного объема информации, касающейся сферы ЖКХ, в том числе контактной, об управляющих компаниях, тарифах на услуги, графиках проведения плановых работ (ремонтных, по благоустройству территорий) и т.д. 2. Организация единой диспетчерской города Москвы, позволяющей реализовать прием заявок от населения в режиме "одного окна" через Интернет, с регистрацией обращений в карточке ЖКХ и возможностью отслеживания статуса обработки обращения. 3. Организация сервисов интеграции с ГУ ИС, в том числе получение счетов на оплату услуг, доступ к истории платежей, получение справки ГУ ИС о произведенных начислениях за ЖКУ по выбранному временному периоду, включая данные о потреблении жителями ресурсов на основе показаний общедомовых приборов учета. 4. Организация сервисов визуализации аналитических данных, включая отображение отчетных данных по округам на интерактивной карте Москвы, сведения о программах ЖКХ в городе и ходе их реализации, а также статистику аварий и устранения их последствий. Целевые показатели направления: - охват общедомовых и квартирных приборов учета ЖКХ автоматизированной системой сбора информации - не менее 90% (в 2007 г. соответственно - около 25% и 10%); - охват систем диспетчеризации зданий автоматизированной системой передачи информации - не менее 90% (в 2007 г. - около 5%); - экономия средств на эксплуатацию и модернизацию систем видеонаблюдения в жилищном фонде на 20% благодаря 100% охвату территории города единым техническим решением (АИС СОБГ и ЖКХ) на базе АСОИ ИТЦ; - сокращение времени реагирования на нештатную или аварийную ситуацию в среднем на 30%. 3.1.4. Экология, транспорт Описание направления и его значимости. Решение комплекса транспортных проблем является одной из актуальных задач городского управления. На сегодняшний день в городе зарегистрировано более 3 миллионов транспортных средств, а их ежегодный прирост достигает 200 тыс. единиц. По улично-дорожной сети города в часы пик одновременно двигаются более 200 тысяч автомобилей со средней скоростью в дневное время около 20-25 км/ч, а в центральной исторической части города - 10-15 км/ч. В ближайшие годы прогнозируется дальнейшее ухудшение транспортной ситуации в силу ежегодного роста парка автотранспорта столицы на фоне ограничений в области наращивания пропускной способности магистралей в центральной части города. В целях улучшения данной ситуации в Москве уже несколько лет реализуются различные проекты в области комплексного управления движением, в частности, телеавтоматическая Система управления дорожным движением "СТАРТ", которая выполняет следующие основные функции: 1. Координированное управление светофорными объектами (свыше 400 объектов). 2. Оперативное диспетчерское управление движением транспорта на перекрестках в экстремальных ситуациях, задание специальных режимов светофорного регулирования. Управление осуществляется в ручном режиме. 3. Телевизионный надзор за транспортной ситуацией на важнейших магистралях города (около 250 точек наблюдения). 4. Автоматическое обнаружение заторов и ДТП (на отдельных участках тоннелей). 5. Управление движением в тоннелях. 6. Накопление исторической информации о транспортных потоках в собственной базе данных (свыше 450 детекторов транспорта). 7. Информирование участников движения с помощью динамических информационных табло и управляемых дорожных знаков. Затрагивая вопросы транспорта, нельзя забывать об экологии города, которая оказывает прямое и непосредственное влияние на ключевые социально-экономические показатели развития Москвы. В целом такой интегрированный социальный показатель, как "качество жизни" в большой степени зависит от экологической и транспортной ситуации в городе. На данный момент по качеству жизни Москва существенно отстает от других мировых мегаполисов. Например, по данным компании Mercer (в 2006 г.), публикующей исследования уровня жизни в разных городах мира, Москва заняла в рейтинге качества жизни лишь 173-е место. Исходя из этого, автоматизации процессов экологического мониторинга и природоохранной деятельности в городе уделяется значительное внимание. На настоящий момент создана и введена в эксплуатацию первая очередь Комплексной автоматизированной информационной системы в области охраны окружающей среды и природопользования. Разработаны приоритетные автоматизированные регламенты информационного взаимодействия Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ДПиООС) с другими органами исполнительной власти. Создана и функционирует сеть природного мониторинга (воздух, почва, вода и т.д.). Тем не менее, существующих решений явно недостаточно для комплексного решения задачи. Так, например, число автоматических станций мониторинга воздуха на территории города не превышает 50. В большинстве случаев для мониторинга используются оборудование и методики, которые морально устарели. Все обозначенные вопросы требуют дальнейшего развития информационных систем, которые позволят в ближайшем будущем повысить качество управления транспортными и экологическими задачами города. Цели и задачи направления. В части создания Системы экологического мониторинга и развития АИС в области охраны окружающей среды и природопользования: 1. Создание сети оперативного экологического мониторинга параметров окружающей среды на основных улицах и магистралях города на базе создаваемой информационной инфраструктуры (каналы связи, коммутационное оборудование, размещение преобразователей и т.п.) системы управления дорожным движением. 2. Развитие системы информирования населения и бизнеса об оперативной экологической и транспортной ситуации в городе через систему городских порталов, информационные киоски. Создание системы информационных табло на улицах города, информирующих о наличии затруднений движения, данных экологического и метеорологического мониторинга (в т.ч. превышения ПДК), наличии свободных мест на ближайших муниципальных парковках. 3. Создание новых и совершенствование существующих автоматизированных регламентов взаимодействия с городскими и федеральными органами власти, дальнейшая интеграция существующих и вновь создаваемых информационных систем (ресурсов) ДПиООС с информационными системами города, развитие АИС ДПиООС. Целевые показатели направления: - обеспечение хранения в электронном виде 70% текущей документации ДПиООС (в 2007 г. - 10%); - 100% информационное взаимодействие АИС в области охраны окружающей среды и природопользования с информационными системами органов городской власти и других организаций города Москвы через СЭВ МЭМ (в 2007 г. - 0%). 3.1.5. Социальная защита Описание направления и его значимости. Решение задач социальной защиты населения направлено на улучшение жизни значительной части горожан за счет предоставления льгот и социальных выплат, пенсий и пособий, других видов государственных услуг (предоставление путевок), в том числе в режиме "одного окна". Решение подобных задач в условиях многообразия форм предоставляемых услуг, постоянного роста спроса на них, необходимости комплексного учета различной информации от организаций городского и федерального подчинения требует модернизации и развития используемых информационных систем. В городе созданы и функционируют информационные системы, реализованы отдельные проекты, позволяющие решать задачи социальной защиты населения города Москвы и гостей столицы: 1. С 1992 года в промышленном режиме функционирует Распределенная автоматизированная система обработки информации по социальной защите населения Москвы (далее - РАСОИ "Соцзащита" Москвы), построенная на основе единого информационного пространства и обеспечивающая: - комплексную информатизацию деятельности всех органов и учреждений социальной защиты; - ежемесячную автоматизированную выплату 6,5 млн. пособий и социальных выплат (более 50 разновидностей); - выдачу 43 документов, включенных в Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы, из них 8 документов в режиме "одного окна"; - межведомственное информационное взаимодействие со Сбербанком РФ, Банком Москвы, Управлением ЗАГС, Моспочтамтом, ГЦЖС, МГТС, районными бюро медико-социальной экспертизы, ГУП "Московский социальный регистр", ГУ ОПФР по Москве и Московской области и др. 2. С 2002 года происходило внедрение АИС "ЗАГС", на основе, которой формируется информация по 48 видам документов, выдаваемых в городе. 3. На 1500 рабочих местах сотрудников Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по городу Москве функционирует автоматизированная информационная система (далее - АИС УФМС по г. Москве), позволяющая решать задачу миграционного учета граждан и предоставлять гражданам 11 видов услуг. 4. Реализованы отдельные задачи проекта "Социальная карта москвича" (далее - СКМ), например, создана сеть приемных пунктов по оформлению СКМ (около 400). Услугами СКМ пользуются около 3 млн. жителей Москвы: организован проезд на городском транспорте с использованием СКМ, обеспечено предоставление скидок в более чем 2221 торговых точках (в том числе около 400 предприятий торговли, более 270 аптек). При этом на текущий момент технические решения и используемые аппаратные средства отдельных систем (РАСОИ "Соцзащита", АИС ЗАГС) не позволяют обеспечивать на современном уровне, в том числе в режиме реального времени, информационное взаимодействие органов социальной защиты между собой и с другими организациями города. Техническое и сервисное сопровождение таких систем требует значительных затрат. Из многочисленных приложений социальной карты москвича используется в основном только транспортное. Поставленные Правительством Москвы задачи по информационному обеспечению мер социальной поддержки инвалидов, персонифицированному учету льгот, созданию электронного документа, удостоверяющего личность, и многие другие до конца не решены. Цели и задачи направления. Учитывая необходимость технической модернизации и функционального развития существующих информационных систем, необходимо проведение следующих основных мероприятий: 1. Модернизация и развитие РАСОИ "Соцзащита" Москвы с целью: - обеспечения перевода на современную программно-технологическую платформу информационных технологий, функционирующих в управлениях социальной защиты населения районов города Москвы и центрах социального обслуживания; - реализация решения задач комплексной социальной интеграции инвалидов и лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, на основе межведомственного информационного взаимодействия департаментов социальной защиты населения, здравоохранения и образования города Москвы, Департамента труда и занятости населения города Москвы, Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и других смежных ведомств; - снижения эксплуатационных расходов на сопровождение системы. 2. Модернизация и развитие АИС ЗАГС с целью: - создания электронных архивов системы ЗАГС города Москвы; - обеспечения режима работы с электронными документами и электронными архивами в качестве основного режима; - предоставления населению возможности направления запросов, связанных с записями актов гражданского состояния, в электронной форме; - обеспечения эффективного информационного взаимодействия внутри системы Управления ЗАГС и с другими городскими организациями. 3. Развитие АИС УФМС по г. Москве с целью: - обеспечения автоматической проверки граждан по базам данных различных ведомств (УРАФ ФСБ, ЗИЦ ГУВД, ИЦ МО, ЦАСБ и ГИБДД) при постановке на миграционный учет, выдаче заграничного паспорта, выдаче вида на жительство, разрешения на трудовую деятельность и т.д.; - обеспечения возможности выдачи и учета загранпаспортов с биометрическими параметрами; - расширения перечня услуг, предоставляемых УФМС по городу Москве с использованием информационных технологий; - организации возможности предоставления гостям столицы мер социальной защиты, предоставления ряда льгот и услуг с использованием электронной карты гостя и использования ее в качестве альтернативного документа, удостоверяющего личность. Целевые показатели направления: - внедрение унифицированных решений в рамках модернизированной комплексной информационной системы Департамента социальной защиты населения во всех органах социального обеспечения - 100% организаций; - информационное обеспечение ЦОД для людей с ограниченными возможностями в центрах социального обеспечения - 100%; - обеспечение автоматизированной обработки форм-справок из ЛПУ и БМСЭ по лицам с ограничениями жизнедеятельности во всех учреждениях социальной защиты, службы занятости населения, органах управления здравоохранением, образования - 100% от объема обращений; - сокращение не менее чем на 20% затрат на технологическое сопровождение информационных систем РАСОИ "Соцзащита" и АИС ЗАГС за счет их модернизации; - обеспечение возможности подачи не менее 75% запросов в органы ЗАГС с использованием электронных форм; - обеспечение информационного взаимодействия между аппаратом Управления ЗАГС, дворцами бракосочетаний, отделами ЗАГС и городскими организациями в электронном виде - не менее 60% от общего объема; - доведение доли электронных запросов в общем числе запросов, поступающих от правоохранительных органов, органов городской власти в УФМС России по г. Москве, до 75%; - обеспечение охвата технологией "Электронная карта гостя" 60% иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в город Москву, охват 100% трудовых мигрантов. 3.1.6. Здравоохранение Описание направления и его значимости. В 2005-2007 годах основными направлениями Городской целевой программы "Электронная Москва" по отрасли здравоохранения являлись: информатизация деятельности городских специализированных медицинских служб (скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф), информатизация деятельности лечебно-профилактических учреждений, бронирование медицинских услуг на основе ИКТ, методическое обеспечение информатизации здравоохранения. В 2008 году работы по автоматизации деятельности Департамента здравоохранения города Москвы были продолжены в рамках плана информатизации города Москвы на 2008 год. Одним из ключевых результатов стало создание и внедрение комплексной автоматизированной системы управления выездными бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи (далее - Система управления выездными бригадами скорой помощи). Актуальность данной задачи подтверждается масштабом автоматизации: в городскую службу скорой и неотложной медицинской помощи Москвы поступает в среднем до 8,6 тыс. обращений в сутки, при этом выполняется 7-7,5 тыс. выездов. Для обслуживания населения ежесуточно задействовано в среднем около 850 выездных бригад, 80% из которых были оснащены современными средствами связи и подключены к центральному диспетчерскому центру к июлю 2006. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий позволило сократить время прибытия бригад на место вызова от момента его поступления в среднем на 5-7 мин., в т.ч. увеличить число вызовов, на которые бригады прибыли на место менее чем за 20 мин., с 46% до 64%. Другим важным достижением стала модернизация ведомственных систем информационного обеспечения и оперативного управления силами и средствами медицинских служб города в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и террористических актов (АИС "Медицина катастроф города Москвы"). Модернизация данной системы позволила значительно повысить оперативность работы подразделений службы экстренной медицинской помощи города за счет организации оперативного взаимодействия между ними с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. В направлении автоматизации ЛПУ были осуществлены разработка и внедрение медицинских информационных систем (МИС) ЛПУ различного типа (поликлиники, диагностический центр, больница, роддом в составе больницы), были созданы условия для поэтапного внедрения типовых подсистем нижнего уровня автоматизации в ЛПУ города. Было выполнено внедрение комплекса медицинских информационных систем нижнего уровня автоматизации ЛПУ: регистратура/приемное отделение, учет движения пациентов (для больниц), медицинская статистика, взаимодействие с АИС страховых компаний. Внедрение подобных технологий создает задел для создания единой интегрированной системы информационного обеспечения процессов управления здравоохранением на уровне города, округов и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Также следует отметить создание и внедрение ряда информационных систем, автоматизирующих конкретные прикладные задачи, таких как АИУС трансфузиологии (АИУС АИСТ), АИС Онкологической службы, АИС "Канцер-регистр", АИАС "Медицинская статистика ДЗМ", АСУ паспортизации информационных систем Департамента здравоохранения города Москвы и других. Основными проблемами автоматизации здравоохранения остаются: 1. Отсутствие механизмов оперативного и надежного обмена медицинскими документами между учреждениями здравоохранения в электронной форме. 2. Недостаточная автоматизация ряда специализированных медицинских служб города. 3. Использование в ЛПУ устаревших информационных систем и недостаточный уровень оснащенности техническими средствами. В 2009-2011 годах в качестве одного из приоритетных направлений ГЦП "Электронная Москва" предлагается обеспечить массовое оснащение ЛПУ медицинскими информационными системами и на этой основе создать инфраструктуру единой информационной среды здравоохранения города. Единичные успешные проекты комплексной автоматизации лечебных учреждений и информатизации отдельных аспектов деятельности городского здравоохранения показывают, что массовое внедрение МИС возможно только в условиях реализации общегородского плана информатизации здравоохранения и с учетом конкретных технических требований к системам, обеспечивающих их отраслевую интеграцию. Второй важной задачей должно стать обеспечение информационного обмена между учреждениями здравоохранения Москвы на базе создаваемой инфраструктуры с применением соответствующих отраслевых стандартов ведения соответствующей информации. Также планируется создание / модернизация ряда автоматизированных информационных систем (АИС) медицинских служб города, в т.ч. предназначенных для ведения различных специализированных регистров, в рамках реализации комплексной системы управления учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы. Цели и задачи направления. Основными целями направления являются: 1. Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи москвичам и гостям столицы за счет полномасштабного использования средств ИКТ. 2. Повышение эффективности работы и исполнительской дисциплины органов управления здравоохранением, врачебного персонала и других сотрудников ЛПУ. 3. Обеспечение открытости системы здравоохранения, свободное информирование граждан Москвы о работе системы здравоохранения в рамках, установленных законодательством РФ, расширение спектра информационных услуг, оказываемых населению. 4. Обеспечение руководителей различных уровней в отрасли здравоохранения города информацией, необходимой для принятия решений по оптимизации работы отрасли. Повышение оперативности взаимодействия структурных подразделений и органов управления службы экстренной медицинской помощи (СЭМП), учреждений и организаций, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и террористических актов. Для их реализации предполагается решить следующие задачи: 1. Развитие вычислительной и телекоммуникационной сети здравоохранения Москвы в рамках работ по созданию Городской мультисервисной транспортной сети. 2. Поэтапное внедрение медицинских информационных систем в ЛПУ Департамента здравоохранения города Москвы (п. 1.6.3 Программы). 3. Информатизация работы городских специализированных медицинских служб, развитие информационных систем ведения соответствующих специализированных электронных регистров (создание и внедрение комплекса автоматизированных информационных систем городских специализированных медицинских служб) - п. 1.6.2 Программы. В рамках мероприятия планируется создание/развитие автоматизированных информационных систем городских специализированных медицинских служб: - Служба крови; - Наркология; - Офтальмология; - Трансплантология; - Онкология; - Служба судебной медицинской экспертизы; - Маммология; - Фтизиатрия. 4. Создание АИС электронного надзора за ВИЧ-инфекцией, диагностическим и лечебным процессом ВИЧ-инфицированных в г. Москве (постановление Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 578-ПП "О Городской целевой комплексной программе "АнтиВИЧ/СПИД" на 2008-2009 гг."). 5. Обеспечение мониторинга информационных систем и программно - технических комплексов Департамента здравоохранения в рамках развития АСУ паспортизации информационных систем Департамента здравоохранения (п. 1.6.4 Программы): - актуализация и уточнение данных по тематике информационных систем и программно-технических комплексов Департамента здравоохранения города Москвы; - построение дополнительных аналитических сервисов по заказу комплексов Департамента здравоохранения города Москвы и Управления информатизации города Москвы; - обеспечение интеграции с сервисными ИС Управления информатизации города Москвы. 6. Создание и развитие среды электронного взаимодействия информационных систем отрасли городского здравоохранения (СЭВ ИС ОГЗ - п. 1.6.5 Программы): - разработка стандартов и интерфейсов информационного обмена для интеграции действующих и вновь вводимых в эксплуатацию медицинских информационных систем специализированных медицинских служб; - построение многоуровневой защищенной информационной среды электронного взаимодействия, обеспечивающей передачу медицинской информации между прикладными медицинскими информационными системами специализированных служб; - последовательное распространение СЭВ ИС ОГЗ по следующим направлениям: - расширение перечня предоставляемых сервисов по мере расширения перечня автоматизированных в рамках мероприятия 1.6.2 специализированных служб; - расширение перечня учреждений здравоохранения, вовлеченных в использование СЭВ ИС ОГЗ. Целевые показатели направления: - доля медицинских учреждений Департамента здравоохранения, оснащенных типовыми медицинскими информационными системами, - не менее 50% (в 2007 г. - не более 8%); - наличие актуальной и корректной информации по ИС и ПТК по 100% управлений здравоохранения города Москвы; - оснащенность не менее 90% учреждений специализированных медицинских служб специализированными МИС; - доля МИС Департамента здравоохранения города Москвы, интегрированных на основе общегородских стандартов, - не менее 50% от общего числа типов применяемых МИС к концу 2011 года. 3.1.7. Образование Описание направления и его значимости. Базовыми задачами информатизации столичной образовательной системы является автоматизация управления образовательными учреждениями, автоматизация образовательного процесса и формирование единого информационного пространства школ как части региональной системы образования. Автоматизация управления образовательными учреждениями должна способствовать повышению качества процессов образования и воспитания детей и молодежи. Глобальной целью автоматизации является поддержка процессов создания в РФ интеллектуально развитого, образованного, культурного общества с устойчивой гражданской позицией. Модернизация столичной образовательной системы предполагает не только совершенствование уже существующих механизмов и технологий, но и создание различного рода инноваций. За последние годы разработан ряд инновационных проектов, позволяющих вывести на новый уровень процессы образования, воспитания и обеспечения жизнедеятельности детей в городе и процессы функционирования образовательных учреждений. В процессе реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" в 2003 - 2007 годы созданы и продолжают разрабатываться различные информационные системы в области столичной образовательной системы. Одним из таких комплексных и инновационных проектов является проект "Карта учащегося". Основной целью данного проекта является совершенствование процессов образования, воспитания, профессиональной подготовки и жизнедеятельности обучающихся в социальной системе города с использованием технологий Smart-card. Проект "Электронная карта учащегося" является логическим продолжением проекта "Социальная карта москвича". Другим важным результатом выполнения ГЦП "Электронная Москва" стало создание Комплексной системы управления Департамента образования. На этапе создания первой очереди системы была произведена формализация информационных потоков образовательной среды, сформирована структура взаимно интегрированных банков данных, создан инструментарий для их аналитической обработки. Развитие системы предусматривает обеспечение потребностей всех уровней управления образованием города Москвы в комплексном использовании сформированных информационных массивов, автоматизацию существующих рабочих процессов, создание среды ситуационного моделирования, обеспечение образовательной сферы города системой поддержки принятия управленческих решений. Еще одним достижением стала реализация первой очереди АИС "ПрофТехОбразование", предназначенной для поддержки управления системой профессионального образования города Москвы. Полученные результаты показывают актуальность использования информационно - коммуникационных технологий в управлении этой сферой по следующим направлениям: 1. Мониторинг деятельности образовательных учреждений по целому комплексу задач. 2. Учет и предоставление управленческому звену профессионального образования актуальных данных по контингенту, кадрам, материально-техническому оснащению, комплектованию, трудоустройству выпускников и т.д. 3. Предоставление данных по производственной базе образовательных учреждений, отслеживание и анализ выпуска продукции и оказания услуг. 4. Создание единой электронной среды предоставления широким слоям населения информационных услуг о профессиональном образовании города в системе городских порталов. 5. Предоставление дистанционного образования для обучающихся, для лиц с ограниченными возможностями, педагогических кадров. Также среди результатов ГЦП "Электронная Москва" следует отметить выполненные работы по созданию цифровых электронных ресурсов, средств информатизации школьных библиотек, систем информатизации учебных заведений. На сегодняшний день столичная система образования продолжает остро нуждаться в информационных системах, предназначенных для комплексной автоматизации как управления образовательными учреждениями, так и автоматизации процессов учебно-воспитательной деятельности: урочной деятельности педагогов, системы контроля успеваемости, управления системами доставки медиа-контента, комплекса задач организации персонального образовательного пространства обучающегося. Мероприятия, планируемые в 2009-2011 годах, направлены на повышение уровня информатизации сферы образования. Цели и задачи направления. Целями данного направления являются: 1. Обеспечение информационной поддержки учебно-воспитательного и сопутствующих процессов, информатизация учреждений Департамента образования, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. 2. Повышение качества государственных услуг, предоставляемых жителям города в области образования, обеспечение открытости и доступности информации о системе образования, создание дополнительных востребованных информационных сервисов для жителей города. Для достижения данных целей планируется выполнить следующие задачи: 1. Создание и внедрение комплексной многоцелевой системы "Комплексная система управления и мониторинга системой образования", автоматизирующей процессы управления общегородской инфраструктурой, унификацию и стандартизацию технологических механизмов и программно - аппаратных решений, автоматизацию управленческих функций и комплекса систем обеспечения учебных и вспомогательных процессов в образовательных учреждениях с использованием технологий Smart-card (унифицированных с технологическими стандартами социальной карты москвича). 2. Создание единой системы идентификации обучающихся в комплексе информационных систем, автоматизирующих жизнедеятельность образовательной и социокультурной среды города. 3. Внедрение механизмов безналичных расчетов в образовательных учреждениях, в том числе учет и контроль за использованием средств, выделяемых на организацию питания обучающихся, повышение эффективности использования бюджетных средств города в системе школьного питания, обеспечение их адресного предоставления, привлечение родительских средств на дополнительное горячее питание. 4. Организацию комплексной безопасности образовательных учреждений, в том числе за счет автоматизации процессов мониторинга присутствия детей в образовательных учреждениях и оперативного информирования официальных представителей и органов правопорядка об их отсутствии. 5. Создание АИС поддержки образовательного процесса с целью дальнейшей интеграции автоматизированных систем образовательных учреждений и построение единой универсальной информационно - образовательной среды, направленной на увеличение образовательных возможностей обучающихся и повышение качества их образования, независимо от места жительства и учебы, а также позволяющей реализовать себя в образовательном учреждении любой структуры. Целевые показатели направления: - доля образовательных учреждений Департамента образования, подключенных к мультисервисной корпоративной сети и обеспеченных подключением к сети Интернет, - 100%; - количество учеников на один школьный компьютер - не более 6 (в 2007 году - 10); - обеспечение автоматизированного сбора статистики по вопросам организации и хода учебного процесса в 100% учебных заведениях; - обеспечение автоматизированного учета и анализа использования учебных библиотечных фондов во всех учреждениях Департамента образования к 2011 г.; - достижение доступности 90% информационных и образовательных ресурсов учреждения в общем объеме данных через информационную систему поддержки образовательного процесса; - предоставление информационных услуг и сервисов через единую точку входа - портал услуг и информационного обеспечения ОУ; - повышение оперативности (снижение совокупного времени на оперативную деятельность) внедрения и адаптации, дополнительных ЭОР и иных информационных ресурсов на 50%; - вовлечение обучающихся в единую образовательную информационную среду не менее 30% к 2011 г. 3.1.8. Семья и молодежь Описание направления и его значимости. Реализация государственной семейной и молодежной политики является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи и молодежи. В целях информационной поддержки реализации семейной и молодежной политики города Москвы на начало 2008 года в рамках ГЦП "Электронная Москва" создана и функционирует АИС "Молодежь" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, в составе которой действуют подсистемы: "Нормативная база", "Мониторинг отрасли", "Адресные телефонные справочники", "Управление мероприятиями", "Управление ГЦП", "Организационное управление", "Администрирование", "Служебный портал", "Управление Горзаказом". На базе вузов города Москвы для обеспечения оперативного предоставления студенческой молодежи информации о деятельности органов власти, в том числе относящейся к сфере молодежной и семейной политики, а также доступа к соответствующим государственным информационным услугам (сервисам) создаются центры общественного доступа (ЦОД). Начиная с 2008 года в продолжение работ по развитию системы информационного обеспечения семейной и молодежной политики города Москвы предусматривается разработка и внедрение автоматизированных информационных систем: "Семья" и "Студент", предназначенных для решения ряда важных задач государственной семейной и молодежной политики в городе Москве: - создание базы данных семей, нуждающихся в государственной поддержке, в том числе в обеспечении льготными путевками на отдых; - создание системы учета молодых семей в городе; - создание единого информационно-сервисного ресурса для студентов высших учебных заведений города Москвы. Цели и задачи направления. Целями данного направления являются: 1. Обеспечение межведомственного информационного взаимодействия Департамента семейной и молодежной политики города Москвы с органами исполнительной власти города Москвы и с организациями федерального подчинения для решения задачи информационной поддержки деятельности Департамента при реализации его функциональных задач. 2. Предоставление информационных сервисов жителям города Москвы в области семейной и молодежной политики. 3. Развитие центров общественного доступа на базе высших учебных заведений города Москвы для обеспечения студенческой молодежи информационными сервисами в сфере семейной и молодежной политики. 4. Мониторинг потребностей учащейся молодежи в сфере образования и профессиональной ориентации, науки, физической культуры и спорта, досуга и отдыха, занятости и трудоустройства, а также развития предпринимательской инициативы. Для достижения данных целей планируется выполнить следующие задачи: 1. Создание и внедрение Комплексной автоматизированной информационной системы Департамента семейной и молодежной политики города Москвы КАИС ДСМП в составе: - АИС "Молодежь"; - АИС "Семья"; - АИС "Студент". КАИС предназначена для реализации следующих направлений: - мониторинг проведения торгов; - формирование заявок на поставку продукции и оказанию услуг на очередной год; - формирование отраслевого горзаказа; - ведение бюджетных показателей; - ведение реестра программ; - планирование и регулирование торгов; - ведение реестра семей - получателей мер социальной поддержки; - ведение реестра мероприятий по организации отдыха семей и молодежи; - автоматизация деятельности сети центров социальной помощи семье и детям; - организация работы Центра управления доступом (ЦУД) к информационным ресурсам Департамента; - мониторинг и предоставление сервисных услуг учащимся высших учебных заведений города Москвы в сфере образования и профессиональной ориентации, науки, физической культуры и спорта, досуга и отдыха, занятости и трудоустройства, а также развития предпринимательской инициативы и творчества. 2. Разработка портала "веерного типа" сети подведомственных государственных учреждений Департамента. 3. Развитие сети центров общественного доступа на базе высших учебных заведений города Москвы. Целевые показатели направления: - создание реестра семей - получателей мер социальной поддержки - 100% (в 2007 г. - 0%); - создание реестра мероприятий по организации отдыха семей и молодежи - 100% (в 2007 г. - 0%); - автоматизация деятельности сети центров социальной помощи семье и детям - 100%; - предоставление информационно-сервисных услуг учащимся высших учебных заведений города Москвы (охват не менее 50% вузов города Москвы); - организация веб-представительств сети подведомственных государственных учреждений Департамента семейной и молодежной политики города Москвы - 100%; - внедрение унифицированных решений в рамках информационного взаимодействия КАИС ДСМП в области семейной и молодежной политики с информационными системами органов городской власти и других организаций города Москвы в соответствии с утвержденными регламентами межведомственного информационного взаимодействия через СЭВ МЭМ - 100% (в 2007 г. - 0%). 3.2. Информатизация органов управления городом 3.2.1. Учет имущества и собственности города Описание направления и его значимости. Основная задача учета и анализа городской собственности состоит в повышении эффективности, обоснованности и оперативности принятия решений органами исполнительной власти города Москвы при управлении имуществом города Москвы, в том числе сдаче в аренду земли и нежилого фонда, находящегося в собственности города, продаже земли и объектов недвижимости, управлении имуществом, переданным в оперативное управление и хозяйственное ведение ГУП и ГУ, управлении и продаже пакетов акций АО с долей города Москвы. Социальная значимость данной задачи состоит в получении существенных неналоговых поступлений в городской бюджет и обеспечении жизнедеятельности города. В процессе реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" в 2003-2007 гг. создан Единый реестр собственности города Москвы, созданы и введены в промышленную эксплуатацию следующие информационные системы: 1. ИАС "Недвижимость-2", обеспечивающая ведение реестров городской недвижимости, включая нежилые помещения, подземные инженерные коммуникации, надземные сооружения (мосты), объекты (сооружения) метрополитена и другие объекты недвижимости, создана подсистема управления технологическими процессами по управлению объектами недвижимости. 2. В рамках создания ИАС "Недвижимость-2" разработана и введена в промышленную эксплуатацию подсистема ведения балансов нежилых зданий и помещений, ориентированная на анализ эффективности использования городской собственности и прогнозирования доходов бюджета Москвы. Впервые в автоматизированном режиме сформирован баланс на 01.01.2007 (за 2006 год). С учетом ввода дополнительных данных, необходимых для баланса, время формирования составило 3 месяца (январь - март). 3. Реестры ГУП, ГУ и АО с долей города Москвы (реестр долей), обеспечивающие учет имущественных комплексов, переданных в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также пакетов акций в собственности города Москвы; аналитические подсистемы данных реестров обеспечивают поддержку принятия решений, направленных на эффективное управление городской собственностью. 4. Разработан и поддерживается городской земельный кадастр. 5. Созданы реестр собственности города в жилищной сфере и единая информационная система "Жилище", обеспечивающая выполнение Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы своих функций и задач, направленных на улучшение жилищных условий москвичей, строительство и реализацию жилой площади по городским жилищным программам. 6. Принята в опытную эксплуатацию 2-я очередь АИС Реестра единых объектов недвижимости (РЕОН), обеспечивающая информационное взаимодействие в Комплексе имущественно-земельных отношений, а также взаимодействие с информационными ресурсами Москомархитектуры и МосгорБТИ. 7. Завершается модернизация АИС МосгорБТИ, информационные ресурсы которой являются одними из наиболее востребованных в городе, как населением, так и юридическими лицами и государственными органами. 8. Для учета объектов Комплекса городского хозяйства разработана автоматизированная система учета объектов дорожного хозяйства, объектов озеленения, дворовых территорий, которая в конечном итоге предназначена для финансового планирования средств на поддержание в надлежащем состоянии всей городской инфраструктуры. Цели и задачи направления. 1. Развитие межведомственной информационной системы учета имущества и собственности города в части автоматизации административных регламентов Департамента имущества города Москвы и интеграции с системой общего делопроизводства с целью информационного обеспечения выполнения функций ДИгМ в режиме "одного окна". 2. Внедрение технологий автоматизированного управления бизнес - процессами с целью контроля и мониторинга исполнения функциональных обязанностей сотрудников ДИгМ. 3. Создание индивидуальных рабочих мест для руководителей ДИгМ с использованием инструментальных средств систем поддержки принятия решений (включая реестр недвижимости, реестры ГУП, ГУ и АО с долей города). 4. Создание реестра собственности недвижимого имущества города Москвы. Проведение выверки всех данных, перенесенных в ИАС "Недвижимость-2" из ранее эксплуатировавшихся систем по учету недвижимого имущества города Москвы. Создание электронных паспортов объектов недвижимости. Устранение противоречий между данными ДИГМ, МосгорБТИ и УФРС по г. Москве. 5. Разработка информационной системы сводных показателей анализа эффективности деятельности и использования имущественных комплексов ГУП и ГУ города Москвы в целом, а также в разрезе ведомственной подчиненности. 6. Создание подсистемы стратегического и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы по постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 576-ПП. 7. Развитие Реестра единых объектов недвижимости города Москвы с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством о кадастре объектов недвижимости и обеспечение реализации регламентов информационного взаимодействия АИС РЕОН г. Москвы с информационными ресурсами федеральных органов власти в режиме реального времени. 8. Модернизация АИС МосгорБТИ для максимального удовлетворения потребностей в данных технической инвентаризации населения города, предприятий и организаций, органов государственной власти. 9. Развитие ЕИС Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ЕИС "Жилище") с целью повышения эффективности учета и контроля жилищного фонда города Москвы, находящегося в городской собственности. 10. Развитие АИС "Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере". 11. Создание принципиально новой системы делопроизводства Комплекса имущественно-земельных отношений, интегрированной с информационными системами: "Недвижимость-2", УСОО, АИС РЕОН, ПТК "Электронный округ" и документооборотом Мэрии, с широким применением технологии управления потоками работ. 12. Развитие портальных технологий для обеспечения доступа в режиме реального времени к данным имущественно-земельного комплекса иных органов исполнительной власти города Москвы, а также внедрение интерактивных сервисов для повышения качества оказания государственных услуг. Целевые показатели направления: - доля земельных участков под объектами собственности города Москвы, зарегистрированных с использованием АИС "Реестр единых объектов недвижимости города Москвы" (АИС РЕОН), - 80% (в 2007 г. - 0%); - построение БД векторных поэтажных планов БТИ - 100% по городской собственности (в 2007 году - около 5%); - обеспечение автоматизации 80% технологических процессов Департамента имущества города Москвы по управлению нежилым фондом, находящимся в собственности города Москвы, а также связанных с оказанием государственных услуг; - время составления отчетного баланса нежилых зданий и помещений г. Москвы - не более 2 недель (в 2007 г. - около 3 месяцев); - увеличение доли электронных услуг, предоставляемых ДЖПиЖФ, - на 20% (по сравнению с 2007 г.). 3.2.2. Управление экономикой и финансами города Описание направления и его значимости. Для обеспечения экономической обоснованности проводимой в Москве социально-экономической, инвестиционной, научно-технической и финансовой политики, координации работы экономических подразделений и служб города, повышения уровня финансовой обеспеченности городских программ Правительству Москвы необходима оперативная и достоверная информация. Для этого в рамках выполнения мероприятий ГЦП "Электронная Москва" в период 2003-2007 гг. созданы и введены в промышленную эксплуатацию: 1. Система управления бюджетным процессом (АИС УБП) Департамента финансов города Москвы, обеспечивающая автоматизацию базовых функций финансового управления в условиях казначейского исполнения бюджета (в настоящее время пользователями системы являются Департамент финансов, Московское городское казначейство, 10 окружных ФКУ). 2. Единый реестр контрактов и торгов (АИС ЕРКТ) Департамента города Москвы по конкурентной политике, обеспечивающий автоматизацию процессов размещения государственного заказа города Москвы (в настоящее время пользователями системы являются все государственные заказчики г. Москвы, специализированные организации, конкурсные комиссии, Казначейство, уполномоченный и контрольные органы, Комитет по статистике и т.д., более 3500 пользователей, в том числе с ЭЦП - 1500). 3. Система единой торговой площадки (ЕТП), обеспечивающая единые нормативно-методологические подходы к процедурам размещения государственного заказа г. Москвы на городском и окружном уровнях (в 2007 г. - 1 городская, 10 окружных и 7 отраслевых торговых площадок). В настоящее время накопленная информация позволяет производить анализ состояния экономики и финансов города, эффективности использования городских ресурсов и на этой основе производить координацию работы городских, отраслевых и территориальных органов. Однако для дальнейшего развития сферы экономики и финансов города необходим переход от автоматизированного формирования базовых параметров и сводных показателей бюджетного учета к оперативному и достоверному анализу результативности всей бюджетной системы, в том числе с использованием возможностей увеличения доходов, как от бюджетных, так и инвестиционных источников. Для этого необходима увязка окружных программ социально-экономического развития, городских отраслевых программ, возможностей города по их финансированию с системой мер по развитию конкурентной среды. Это позволит обеспечить консолидацию в рамках Городского реестра объектов конкурентной среды (РОКС), реализованного в составе ЕИС Москонтроля, имеющихся и создаваемых информационных ресурсов с целью эффективного использования в интересах города накопленной в них информации: об имуществе, территории, местной промышленности, возможностей финансового и фондового рынков, инвестиций. Основными принципами РОКС должны стать: 1. Полнота и доступность данных об объектах конкурентной среды в соответствии со сферами компетенции. Обеспечение единых подходов к организации и проведению процедур подбора участников на право реализации объектов конкурентной среды. Формирование единых требований к выполнению функций контроля исполнения принятых обязательств. Цели и задачи направления. Целями реализации мероприятий данного раздела Программы являются: Создание благоприятных условий для развития конкурентной среды как основы инвестиционной привлекательности города. Конечным значимым результатом достижения данной цели является создание свободного и конкурентного рынка, обеспечивающего равные возможности для всех слоев населения и всех категорий предприятий независимо от форм собственности, как основы динамичного социально-экономического развития города Москвы и региона в целом. Обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных ресурсов. Конечным значимым результатом достижения данной цели является создание условий для функционирования системы управления бюджетным процессом города Москвы, использующей единую нормативно - правовую и методологическую базы, унифицированные технические решения для целей межведомственного и территориального информационного взаимодействия. Для достижения указанных целей в рамках ГЦП "Электронная Москва" (2009-2011 гг.) планируется дальнейшее развитие существующих и создание новых автоматизированных информационных систем в сфере экономики и финансов города, а именно: - развитие АИС УБП с целью организации единого цикла исполнения бюджета на среднесрочный период (3 года) с выделением бюджета действующих и вновь принимаемых обязательств; - развитие АИС ЕРКТ с целью внедрения принципов РОКС в практику исполнения функций государственных заказчиков путем обеспечения сквозного контроля процессов размещения и реализации объектов РОКС на различных стадиях; - разработка и внедрение ЕИС Москонтроля. Целевые показатели направления: - доля процедур государственных закупок в электронной форме должна составлять не менее 60%, в т.ч. с использованием Интернета (в 2007 г. - 1%); - обеспечение перехода на безбумажный документооборот в рамках исполнения бюджетного процесса к 2011 г. - 80% (в 2007 году - 5%); - сокращение сроков подготовки объекта РОКС для проведения торгов в два раза по сравнению со сроками 2007 года (для инвестиционных объектов - 2-3 года); - расширение объектов РОКС на сферы: рекламы, потребительского рынка, аренды недвижимости и земельных участков, продовольственного рынка (в 2007 году: городской заказ и объекты инвестиций); - количество удостоверяющих центров ЭЦП, поддерживаемых системой, - не менее 20; - 100% автоматизированное формирование типовой документации (в 2007 году - опытная эксплуатация системы); - 100% размещение государственного заказа на ЕТП г. Москвы (в 2007 году - 10%); - доля процедур в электронной форме должна составлять не менее 60%, в т.ч. с использованием Интернета (в 2007 году - 1%); - возможность получения КД и подачи заявки на участие по принципу "одного окна" (в 2007 г. только для процедур данной ЕТП); - автоматизированная оценка территории не менее 20% городских кварталов; - увеличение числа базовых и расчетных показателей на 20% с одновременным развитием используемых автоматизируемых методик (2007 г. - аналитические показатели ~ 3000, расчетные и прогнозные показатели ~ 400, аналитические отчеты и методики ~ 80). 3.2.3. Строительство и архитектура Описание направления и его значимости. В ходе выполнения ГЦП "Электронная Москва" в период с 2003 по 2007 гг. созданы и функционируют основные системы планирования, управления и контроля архитектурной, градостроительной и инвестиционно-строительной деятельности в городе Москве, обеспечивающие автоматизацию функций органов исполнительной власти, входящих в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, а также экспертных, надзорных и контрольных органов в области строительства и архитектуры. Основными из них являются: 1. Интегрированная система информационного обеспечения Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы (ИСИО КАСРР), объединяющая информационные ресурсы и информационные системы по вопросам строительства в Москве. Информационные ресурсы существенно упорядочены, поддерживаются в актуальном состоянии, используются более чем 2000 пользователей префектур, департаментов и комитетов Правительства Москвы. Система обеспечивает информационный обмен с системами Департамента города Москвы по конкурентной политике, МосгорБТИ, ДЖПиЖФ, ДЭПиР, Мосгосстройнадзора, Мосгосэкспертизы, ОАТИ, других городских организаций. 2. Системы административного и производственного электронного документооборота ОИВ, системы автоматизации функций "одного окна" Москомархитектуры, Москомнаследия, Мосгосстройнадзора. 3. Автоматизированная информационная система мониторинга реализации Генерального плана развития Москвы (АИС МРГП). 4. Градостроительный кадастр города Москвы (ИАС ГК). 5. Система ведения Единой картографической основы города Москвы (ЕГКО), являющейся стандартом ведения и распространения картографической информации. На ежегодной основе проводится аэрокосмическая съемка территории города Москвы, обработка данных дистанционного зондирования, которая позволяет поддерживать ЕГКО г. Москвы в актуальном состоянии и обеспечивать производственные процессы городских служб и организаций данными дистанционного зондирования. 6. Архив градостроительной документации (ГД) и архив проектной документации (ПД), в настоящее время ведется первичное наполнение архива документацией градостроительного планирования. 7. Системы комплексного надзора: ИАИС "Разрешения и нарушения" Мосгосстройнадзора, ИС Мосстройсертификации, ИС "Экспертиза ПСД". 8. Отдельные контроллинговые производственные информационные системы органов власти и городских организаций, в том числе: - планирования и контроля перевозки грунтов, переработки и захоронения отходов строительства и сноса; - контрольного регистра реализации инвестиционных проектов; - выявления самовольного строительства; - контроля качества строительных материалов; - контроля расходования бюджетных средств на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры; - формирования графиков и перечней разработки градостроительной исходно-разрешительной и проектной документации и строительства; - ЕИС Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы; - поддержки системы "горячих линий" для жителей города Москвы (по строительным недоделкам, по точечной застройке, по комплексной реконструкции микрорайонов). Однако для реализации функций исполнительной власти в условиях изменения законодательства, перехода к 3-5-летнему планированию и комплексной застройке, реновации городских территорий, обеспечения требуемых объемов строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры в рамках национального проекта "Доступное жилье", использования новых методов и видов проектирования и строительства подземных и высотных сооружений возрастают требования к архитектурным и градостроительным решениям, контролю качества строительных работ и расходования бюджетных средств, своевременному и публичному информированию населения и организаций. В связи с этим необходимо создать новые информационные системы, произвести развитие и интеграцию имеющихся систем и расширить число функциональных компонентов, обеспечивающих функции планирования, управления и контроля. Цели и задачи направления: 1. Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на базе информации, содержащейся в действующих системах, обеспечивающей необходимый набор сведений, регламентированный федеральным законодательством. 2. Автоматизация исполнения административных регламентов с применением портальной и сервис-ориентированной архитектуры, что позволит проводить упорядочение и реорганизацию административных процессов согласования и утверждения документации. 3. Внедрение современных технологий сбора и предоставления информации в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, обеспечение взаимодействия с информационными системами других подразделений ОИВ с использованием портальных и сервис-ориентированных технологий. 4. Расширение числа функциональных компонентов системы контроля реализации городских строительных программ, обеспечивающих: - формирование сводных адресных перечней при комплексной реконструкции микрорайонов; - видеомониторинг строящихся объектов, формирование архива результатов видеомониторинга, и интеграцию с СОБГ; - планирование, управление и контроль реализации программ строительства объектов инженерного, транспортного обеспечения и социальной сферы (школы, детские, дошкольные и лечебные учреждения, гостиницы и др.); - мониторинг состояния предприятий строительной отрасли, использования строительных материалов и конструкций промышленности московского региона. 5. Формирование электронных архивов и хранилищ данных исходной, разрешительной, нормативно-распорядительной и иной документации, формируемой и регистрируемой в Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы и Комитете государственного строительного надзора города Москвы, а также интеграция всех архивов в единый электронный архив документации. 6. Создание информационных сервисов по предоставлению информации о ведущейся и планируемой инвестиционно-строительной деятельности для населения и бизнеса, создание сервисов интерактивного взаимодействия с участниками строительного процесса. 7. Создание автоматизированной технологии формирования и ведения баз данных сводных планов градостроительных регламентов, градостроительного межевания, фактического градостроительного использования территории города Москвы. 8. Создание единого интегрированного ресурса документации Москомархитектуры и подведомственных организаций, расширение состава хранимой и обрабатываемой в информационных системах Москомархитектуры информации в соответствии с требованиями федеральной и городской нормативной базы в целях совершенствования градостроительной деятельности в г. Москве. 9. Модернизация системы информационного обеспечения деятельности Москомнаследия, включающей информационное обеспечение следующих процессов: обеспечение сохранности, контроля проведения работ по ремонту, реставрации, консервации, воссозданию и приспособлению, предотвращение нанесения ущерба недвижимым объектам культурного наследия Москвы, надзор за соблюдением пользователями (собственниками) порядка использования памятников истории и культуры. 10. Создание отраслевой системы нормативно-справочной информации. 11. Регулярное проведение аэрокосмической съемки, формирование и пополнение банка данных дистанционного зондирования города Москвы. 12. Развитие системы Мосгорстройнадзора "Разрешения и нарушения". 13. Развитие ЕИС Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы. 14. Создание и внедрение во всех организациях, участвующих в подготовке, согласовании, утверждении и реализации поставок оборудования для обеспечения объектов городского заказа города Москвы, информационной системы "Контроль обеспечения объектов городского заказа монтируемым и немонтируемым оборудованием". Целевые показатели направления: - сокращение времени подготовки и согласования предпроектной и проектной документации - не менее чем на 20% относительно показателей 2007 г.; - охват объектов госзаказа в строительстве системами контроллинга с видеонаблюдением - не менее 90% (в 2007 г. - около 5%); - полное (100%) приведение в соответствие графиков строительства инвестиционных объектов, инвестиционных контрактов и сроков, установленных правовыми и нормативными документами (в 2007 г. - порядка 50%); - полностью (100%) автоматизированный контроль в КАСРР исполнения распорядительных документов, поручений Мэра и руководителя Комплекса по вопросам градостроительной деятельности, исполнение административных регламентов в электронном виде. 3.2.4. Отраслевое управление Описание направления и его значимости. Решение задач обеспечения эффективного отраслевого управления в Москве невозможно без создания и внедрения в практику повседневной деятельности городских отраслевых органов исполнительной власти и подведомственных организаций, современных информационно - коммуникационных технологий. С целью решения данных задач в городе созданы и эксплуатируются ряд отраслевых автоматизированных информационных систем (АИС) департаментов, комитетов, управлений, инспекций, подведомственных организаций. В рамках ГЦП "Электронная Москва" по данному направлению можно отметить следующие основные результаты: 1. Для информационного обеспечения деятельности органов управления потребительским рынком в городе создана специализированная Система информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР). СИОПР представляет собой постоянно обновляющуюся базу данных всех предприятий отраслей, относящихся к потребительскому рынку по г. Москве. Сбор информации для системы СИОПР организован начиная с отделов потребительского рынка управ районов. Также в сфере информационного обеспечения Департамента потребительского рынка созданы такие системы, как ЕАС "Ритуал", АИС "Московские рынки" и ряд других. 2. В сфере управления продовольственными ресурсами в целях формирования единого информационного пространства на оптовом продовольственном рынке города, обеспечения эффективного информационного взаимодействия его участников, оперативного принятия управленческих решений органов исполнительной власти города по вопросам продовольственного обеспечения создана информационно - аналитическая система оптового продовольственного рынка г. Москвы. Система обеспечивает организацию сбора и обработки оперативной информации о состоянии московского и региональных продовольственных рынков. 3. В сфере культуры города Москвы разработана первая очередь ЕИС сферы культуры города Москвы, в том числе внедрены автоматизированные информационные библиотечные системы в 83 библиотеках филиалов централизованной библиотечной системы (ЦБС) города Москвы, внедрены автоматизированные информационные музейные системы в 24 музеях города Москвы, разработаны и внедрены в Департаменте и во всех управлениях культуры административных округов города Москвы АИС программно-целевого планирования и финансирования, создан информационный портал "Культура Москвы" с реализацией на отдельных объектах культуры города Москвы сервисов по распределенному поиску библиотечных документов и музейных экспонатов, а также по информированию о проводимых мероприятиях. 4. В сфере городского спорта разработана автоматизированная информационная система Комитета физической культуры и спорта города Москвы (АИС Москомспорта), создан интегрированный банк данных спортивной отрасли, разработаны подсистемы "Управление материально - технической базой" и "Административное управление" АИС Москомспорта, налажена система мониторинга, сбора, хранения и обработки больших массивов информации. 5. Для обеспечения деятельности Департамента науки и промышленной политики города Москвы разработана и эксплуатируется Информационно - аналитическая система "Московская промышленность". Основными задачами системы являются: формирование единой информационно-технологической среды Департамента; интеграция информационных ресурсов о предприятиях, их товарах и услугах, инвестиционных предложениях на основе портальных технологий; оперативный сбор и анализ статистической и бухгалтерской отчетности с предприятий и организаций московской промышленности; информационная поддержка принятия решений. ИАС "Московская промышленность" представляет информацию о состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая количественные и качественные характеристики тенденции развития и информацию о конкурентоспособной продукции московских предприятий научно-промышленного комплекса и ее характеристики. С учетом полученных результатов в рамках ГЦП "Электронная Москва" (2009-2011 годы) необходимо решить вопросы развития данных информационных систем в направлениях расширения их функциональности, в частности, реализации аналитических функций, механизмов мониторинга и актуализации информации, возможностей хранения больших объемов данных, интеграции и информационного взаимодействия с другими городскими информационными системами и ресурсами, в том числе федеральными, - для совершенствования отраслевого управления и предоставления электронных |