О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА 2007 ГОД (Редакция на 24.08.2010) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 ноября 2006 г. N 928-ПП (ЮИАИ) Вопросы улучшения положения семей с детьми, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными для Правительства Москвы. Дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям за счет средств городского бюджета семьям с детьми предоставляются различные льготы и натуральная помощь, оказывается значительная материальная поддержка в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных городских компенсационных выплат, размеры и количество которых увеличиваются. Особое внимание уделяется социально незащищенным семьям - многодетным, неполноценным и семьям с детьми-инвалидами, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Общий объем затрат на меры социальной поддержки семей с детьми в 2006 году превысит 25 млрд. рублей. Большое внимание Правительством Москвы уделяется мерам, направленным на охрану здоровья матери и ребенка, развитие медицинской службы детства и родовспоможения, результатом которых являются устойчивые тенденции снижения младенческой смертности (с 11,8% на 1000, родившихся в 2003 году, до 8,9% в 2005 году). Ежегодно значительные ассигнования из городского бюджета направляются на обеспечение различных категорий учащихся бесплатным питанием (в 2006 году - 3400000000 рублей), летние оздоровительные мероприятия (1500000000 рублей), бесплатные школьные учебники (973 млн. рублей), ежемесячные и единовременные городские доплаты различным категориям семей. Практически 90% школ имеют доступ в Интернет, более 85 тыс. компьютеров используются в образовательном процессе. Благодаря внедрению современных информационных технологий 1514 детей обучаются дистанционно. В целях выполнения мероприятий программы бесплатного посещения музеев, выставочных залов и театров группами учащихся образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям из городского бюджета было выделено 33500000 рублей. В связи с объявлением 2007 года в столице Годом ребенка и в целях повышения престижа института семьи, обеспечения реализации мер дополнительной поддержки семей с детьми, создания благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, формирования среды, благожелательной и комфортной для жизни детей Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Комплексную программу дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год (далее - Программа) (приложение). 2. Одобрить участие города Москвы в программе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям". Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы совместно с Департаментом образования города Москвы разработать и внести в установленном порядке в Правительство Москвы до 1 марта 2007 г. план мероприятий по реализации в городе Москве программы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям". 3. Считать важнейшим направлением в деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, предприятий и организаций города реализацию мероприятий Программы, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, формирование в обществе семейных ценностей. 4. Руководителям департаментов, комитетов, управлений, префектам административных округов города Москвы: 4.1. Обеспечить разработку и утверждение в двухнедельный срок плана мероприятий по выполнению заданий и показателей Программы. 4.2. Обеспечить широкую информационно-просветительскую работу в трудовых коллективах предприятий и организаций отраслей городского хозяйства. 4.3. Представлять государственному заказчику - координатору Программы - Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы информацию за полугодие о ходе выполнения Программы с указанием финансовых затрат на ее реализацию до 20 июля 2007 г. и 20 февраля 2008 г. соответственно. 5. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы по итогам полугодия и года представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводный отчет по выполнению Программы. 6. В целях контроля за реализацией мероприятий Программы, организации просветительской работы, направленной на повышение престижа института семьи, руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы внести в Правительство Москвы до 10 декабря 2006 г. в установленном порядке проект распорядительного документа о создании Общественного наблюдательного совета за ходом реализации мероприятий Программы, включив в его состав представителей общественных и коммерческих организаций, научных и экспертных сообществ, заинтересованных отраслевых органов исполнительной власти города Москвы, префектур административных округов города Москвы, Объединения административно-технических инспекций города Москвы. 7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы: 7.1. Включить Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 7.2. Включить в Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2007 год строительство объектов, предусмотренных мероприятиями Программы, за счет и в пределах средств, выделенных в бюджете города Москвы на эти цели. 8. Департаментам, комитетам, управлениям города Москвы осуществлять финансирование мероприятий Программы в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2007 год. 9. Префектурам административных округов города Москвы разрешить использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы и привлекать спонсорские средства и средства инвесторов на реализацию мероприятий Программы. 10. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 10.1. Обеспечить в течение 2007 года: - реализацию мер по установлению и выплате дополнительных видов денежных выплат семьям с детьми, предусмотренных Программой; - широкую информационно-разъяснительную работу среди жителей города Москвы о порядке предоставления дополнительных видов денежных выплат, реализации права на иные меры социальной поддержки семей с детьми; - реализацию мер по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей; - создание оптимальной сети центров (отделений) социальной помощи семье и детям; - формирование в городе доступной для детей-инвалидов среды жизнедеятельности. 10.2. В I квартале 2007 г. подготовить и внести на рассмотрение в установленном порядке проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве". 10.3. Совместно с Департаментами образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы, ГУВД г. Москвы, Управлением федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, префектурами административных округов города Москвы разработать и представить на рассмотрение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы в I квартале 2007 года Порядок взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. 10.4. Совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы, Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве", Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации разработать и в первом полугодии 2007 г. внести предложения по оптимизации составления индивидуальной программы реабилитации для детей-инвалидов, в том числе по организации их санаторно-курортного лечения, руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы. Обеспечить учет детей-инвалидов в рамках создаваемого специализированного регистра для персонифицированного учета лиц с ограничениями жизнедеятельности и обмена информацией. 11. Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту образования города Москвы, Комитету по культуре города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы и Московской федерацией профсоюзов до 1 января 2007 г. провести анализ эффективности использования площадей учреждений образования, домов ребенка, детских санаториев и загородных дач, учреждений культуры, работающих с детьми, по назначению и внести соответствующие предложения руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы. 12. Департаменту образования города Москвы, Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы в I квартале 2007 г. в установленном порядке проект программы правового просвещения детей и подростков, оказания содействия в области применения ими своих прав. 13. Просить Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу принять необходимые меры по разработке предложений о создании в течение 2007 года ювенальных судов. 14. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы в течение 2007 года создать центры психологической помощи детям, подросткам и их семьям при государственных учреждениях с организацией работы специалистов, оказывающих бесплатные услуги. 15. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы: 15.1. Организовать разработку в I полугодии 2007 г. городской среднесрочной целевой программы преодоления социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве на 2007-2009 годы. 15.2. В двухнедельный срок внести в Правительство Москвы предложения о создании органа исполнительной власти города Москвы по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия и координации работы по вопросам детства и развития семейных форм воспитания. 15.3. Совместно с заинтересованными городскими учреждениями, службами и Московской федерацией профсоюзов до 1 июля 2007 г. разработать и утвердить в установленном порядке Положение по организации детского и семейного отдыха и оздоровления. 15.4. Организовать с 2007 года подготовку, публикацию и общественное обсуждение проекта ежегодного доклада о положении детей в городе Москве с последующим представлением в Правительство Москвы. 16. Департаменту образования города Москвы: 16.1. Совместно с Комитетами общественных связей, по делам семьи и молодежи города Москвы, Московской федерацией профсоюзов до 1 марта 2007 г. внести в установленном порядке предложения по совершенствованию системы подготовки кадров для детских оздоровительных учреждений всех типов выездного и городского оздоровительного отдыха. 16.2. В двухмесячный срок внести в установленном порядке в Правительство Москвы проект распорядительного документа о предоставлении приоритетного права при устройстве в дошкольные образовательные учреждения детей, воспитывающихся в семьях одиноких матерей и многодетных семьях. 16.3. Совместно с Комитетами по делам семьи и молодежи города Москвы, общественных связей города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы принять необходимые меры, направленные на привлечение максимального количества детей, остающихся в городе в летний период, к организованному отдыху, обеспечив системную межведомственную работу в каникулярный период кружков и секций, досуговых учреждений, физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных площадок для детей. 16.4. В IV квартале 2007 г. представить на рассмотрение Правительства Москвы проект городской целевой программы "Столичное образование-5". 16.5. Ввести с начала нового 2007/2008 учебного года в школах и учебных заведениях начального и среднего профессионального обучения факультативный курс, направленный на воспитание любви к семье и повышение ее престижа. 16.6. В трехмесячный срок внести предложения в Правительство Москвы о создании дополнительно двух кадетских образовательных учреждений, в том числе для обучения и воспитания детей-сирот. 16.7. Совместно с Комитетом физической культуры и спорта города Москвы внести в установленном порядке в Правительство Москвы в первом полугодии 2007 года проект программы развития физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста. 17. Комитету по культуре города Москвы: 17.1. До 1 января 2007 г. разработать пилотный проект организации библиотек для семейного чтения по месту жительства и внести предложения по его реализации руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы. 17.2. Совместно с Департаментом образования города Москвы и Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы до 15 декабря 2006 г. подготовить и представить на рассмотрение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения о механизмах предоставления для многодетных и малообеспеченных семей билетов (абонементов) на театрально-концертные мероприятия, проводимые в городе, на льготной (безвозмездной) основе и бесплатного посещения театров и музеев детьми из семей группы риска. 17.3. До 1 февраля 2007 г. подготовить и представить в установленном порядке проекты распорядительных документов об утверждении: - Положения о грантах города Москвы на развитие театрального и музыкального искусства, адресованного подрастающему поколению, дополнительного образования, новаций в организации культурного досуга детей; - Положения о ежегодных стипендиях (грантах Правительства Москвы) наиболее талантливым учащимся образовательных учреждений системы Комитета по культуре города Москвы. 17.4. До 1 февраля 2007 г. разработать и утвердить в установленном порядке план мероприятий по преобразованию сети детских кинотеатров в современные молодежные кинотеатральные центры с единым репертуаром и рекламной политикой для работы с детьми и юношеством. 17.5. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы проработать и внести до 1 января 2007 г. в установленном порядке в Правительство Москвы предложения по переводу старого кинопленочного фонда детского отечественного кинематографа на цифровые носители и возможности их дальнейшего использования в сети детских кинотеатров города и на телевидении. 18. Комитету физической культуры и спорта города Москвы до 1 марта 2007 г. в установленном порядке внести на рассмотрение Правительства Москвы предложения о создании и функционировании ГОУ школы-интерната спортивной направленности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 19. Департаменту здравоохранения города Москвы: 19.1. В трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Москвы проект городской целевой среднесрочной программы по развитию материально-технической базы организаций детского здравоохранения. 19.2. Разработать план мероприятий по пропаганде среди детей и родителей здорового образа жизни, проведения диспансеризации и иммунизации детского населения. 19.3. До 1 марта 2007 г. подготовить и представить на утверждение Правительства Москвы проект распорядительного документа о создании Московского центра женского и детского здоровья. 19.4. Совместно с Управлением ЗАГС Москвы организовать в 2007 году торжественную регистрацию детей в родильных домах в день выписки матери и ребенка. 20. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы: 20.1. Внести руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы до 10 февраля 2007 г. в установленном порядке проект распорядительного документа о работе "горячей линии" для жителей города, об организации мониторинга положения семей с детьми, соблюдения в городе прав ребенка и защиты его интересов, максимально возможного решения существующих проблем детства, урегулирования вопросов социально-экономического положения семей. 20.2. Совместно с Управлением федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве до 1 февраля 2007 г. внести руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по разработке и реализации программы обучения и предоставления услуг нянь московским семьям. 20.3. Совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы, Геральдической комиссией города Москвы в двухмесячный срок внести в Правительство Москвы предложения об учреждении и порядке присвоения почетного звания "Мать-героиня города Москвы". 20.4. Организовать в первом полугодии 2007 г. при Государственном учреждении города Москвы "Московская служба психологической помощи населению" консультационные кабинеты для опекунских, попечительских, приемных и патронатных семей. 21. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при разработке программы "Москвичам - доступное жилье" предусмотреть решение вопросов: - приоритетного обеспечения жилыми помещениями на возмездной основе семей, состоящих на жилищном учете и родивших тройню и более детей, а также обеспечения жильем семей, не состоящих на жилищном учете и родивших тройню и более детей, путем их участия в жилищно-строительных кооперативах, деятельность которых осуществляется при организационной поддержке города Москвы; - установления льготы, связанной с определением выкупной стоимости жилого помещения при заключении договора купли-продажи, за вычетом 30 кв. м из общей площади этого жилого помещения для семей, состоящих на жилищном учете, имеющих троих и более несовершеннолетних детей; - списания при рождении (усыновлении) ребенка части непогашенной задолженности семьи за приобретаемое в рамках городских жилищных программ жилье в объемах, принятых в Московской программе "Молодой семье - доступное жилье"; - обеспечения доступности маломобильным группам населения входов в домах-новостройках, строящихся на средства городского бюджета, за счет пандусов, подъемников и т.п., а также устройства помещений для хранения детских колясок и велосипедов; - проектирования и строительства на первых этажах многоквартирных жилых домов нежилых помещений для размещения досуговых центров для работы с детьми и подростками, пунктов проката спортивного и иного инвентаря, помещений для присмотра за детьми; - организации конкурса ТСЖ, ЖК, ЖСК, территориальных общин и домовых комитетов на лучшую организацию досуговой работы с детьми и молодежью по месту жительства. 22. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы в течение 2007 года в пределах ежегодно выделяемых средств на проведение проектно-исследовательских работ: 22.1. По технологическим заданиям Департамента образования города Москвы разработать: - проекты дошкольного образовательного учреждения; - проекты дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет); - варианты проектных решений дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида; - варианты проектных решений начальных, средних и старших профильных общеобразовательных школ. 22.2. Разработать варианты типовых проектов жилых домов массового строительства с четырех-, пятикомнатными квартирами для многодетных семей. 22.3. Разработать расчетные показатели обеспеченности помещениями для досуговой работы с детьми по месту жительства. 22.4. По технологическому заданию Комплекса социальной сферы города Москвы разработать схему размещения учреждений ЗАГС, градостроительную документацию на строительство зданий ЗАГС, дворцов бракосочетания, отвечающих современным нормам и стандартам. 22.5. В рамках проводимого конкурса на лучший проект благоустройства территории по программе "Мой двор, мой подъезд" выделить номинацию "Лучшие предложения по проекту благоустройства объектов для детей и юношества". К участию в конкурсе предложений по благоустройству дворовых территорий привлечь учащихся школ, детских садов и интернатов, домов детского творчества и ввести номинацию "Лучший проект, разработанный по эскизным предложениям школьников". 22.6. При разработке проектов планировки застройки микрорайонов города Москвы предусматривать обязательное размещение и строительство спортивных и детских площадок на дворовых территориях, приспособленных для детей различных возрастов и детей с ограниченными возможностями. 23. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг., Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы оказывать бюджетную поддержку высокоэффективным проектам по развитию производства конкурентоспособных товаров и продуктов питания для детей, средств для реабилитации детей-инвалидов, а также разработке и внедрению новых технологий, развитию системы образования, обеспечению детей и инвалидов высококачественной, комфортной, экологически безопасной одеждой, обувью. 24. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы: 24.1. Совместно с Департаментом образования города Москвы и Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы до 1 марта 2007 г. внести в установленном порядке согласованные предложения по стимулированию предоставления временных рабочих мест субъектами малого предпринимательства для старших школьников и студентов в летнее время. 24.2. При участии Московского центра развития предпринимательства и Пресс-центра малого и среднего бизнеса г. Москвы обеспечить популяризацию среди школьников старших классов основ экономики и предпринимательства через электронные и печатные СМИ. 24.3. Определить критерий по отбору субъектов малого предпринимательства, предоставляющих в необходимом количестве рабочие места для молодежи, имеющей детей, а также специализирующихся исключительно на выпуске товаров и предоставлении услуг для детей, по выделению помещений в окружных деловых центрах, строящихся в рамках Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы. 25. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы: 25.1. Организовать работу в 2007 году 29 специализированных предприятий питания для детей, в летний период 2007 года работу 80 специализированных детских кафе, включая зоны отдыха для детей с обустройством игровых площадок. 25.2. Разработать и внести на утверждение Правительства Москвы в I квартале 2007 г. проект городской программы по дальнейшему развитию системы питания учащихся образовательных и профессиональных учреждений на 2007-2009 годы. 25.3. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и префектурами административных округов города Москвы организовать на действующих специализированных ярмарках выходного дня дополнительные торговые места по продаже товаров для детей старше 3 лет. 25.4. Совместно с префектурами административных округов города Москвы обеспечить открытие в 2007 году магазинов и отделов по продаже широкого ассортимента детских товаров в предприятиях торговли. 25.5. Совместно с Департаментами продовольственных ресурсов города Москвы, образования города Москвы, науки и промышленной политики города Москвы, здравоохранения города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве разработать и реализовать в 2007 году мероприятия по обеспечению детей города Москвы экологически безопасными натуральными молочными продуктами и питьевой водой. 26. Департаменту транспорта и связи города Москвы в течение 2007 года: - завершить переоборудование эксплуатируемых на городских маршрутах автобусов ("Икарус-280") местами для размещения детских колясок; - обеспечить оборудование специально отведенных мест для пассажиров с детьми в автобусах, на автовокзалах и автостанциях. 27. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы совместно с Департаментами науки и промышленной политики города Москвы, экономической политики и развития города Москвы организовать в 2006-2008 годах работу по созданию на базе ОАО "МосМедыньагропром" молокозавода мощностью до 65 тонн в смену по производству натуральных молочных продуктов для организации школьного питания в городе Москве. 28. Департаментам потребительского рынка и услуг города Москвы, продовольственных ресурсов города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, социальной защиты населения города Москвы при заключении контрактов на поставку продуктов питания для детских учреждений включать условие о недопустимости использования мясосырья, предназначенного для промышленной переработки, продуктов животноводства непромышленной выработки, сухого молока и полученных из него пищевых продуктов, а также о проведении экспертизы в учреждениях государственной ветеринарной службы города мясосырья импортного производства. 29. Просить Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве совместно с префектурами административных округов города Москвы разработать и реализовать в течение 2007 года специальные мероприятия, направленные на: - содействие в трудоустройстве молодежи в возрасте от 16 до 18 лет; - организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 лет; - профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, трудоустройство многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, а также граждан из числа детей-сирот. 30. Префектурам административных округов города Москвы, Департаменту образования города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД г. Москвы: 30.1. В целях организации практических занятий в условиях, максимально приближенных к действительности, разработать и реализовать в 2007 году программы создания и функционирования на постоянной основе детских автогородков (из расчета один автогородок на административный округ). 30.2. Провести анализ детского дорожного травматизма в административных округах, по результатам которого в 2007 году установить искусственные дорожные неровности, и принять их на баланс ГУ Центра организации дорожного движения Правительства Москвы. 30.3. Организовать проведение в 2007 году информационно - просветительской работы, направленной на изучение детьми Правил дорожного движения, создание условий обеспечения безопасности детей на дорогах города, в т.ч. включение в учебные программы общеобразовательных учебных учреждений для учеников 1-11 классов обязательных часов по тематике безопасности дорожного движения, по привитию детям и подросткам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. 31. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с Департаментами образования города Москвы, здравоохранения города Москвы и Комитетами по делам семьи и молодежи города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы: 31.1. Провести обследование территорий учреждений и организаций, работающих с детьми, и подготовить перечень территорий, требующих создания или реконструкции наружного освещения. 31.2. Обеспечить выполнение работ по созданию или реконструкции объектов наружного освещения на территориях (п. 31.1). 31.3. Подготовить в I квартале 2007 г. предложения о внесении изменений в Городскую целевую программу развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы, обеспечивающих выполнение работ (пп. 31.1, 31.2), и направить их на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке. 32. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы предусмотреть в адресных инвестиционных программах на 2007-2009 годы выделение средств на выполнение мероприятий в соответствии с п. 31.2 настоящего постановления. 33. Департаменту территориальных органов исполнительной власти города Москвы в рамках проведения конкурса "Улучшаем свое жилище" учредить новые номинации: - "Лучшая инициатива объединения жителей группы домов или микрорайона по обустройству и содержанию детских площадок"; - "Лучшая инициатива объединения молодежи, общественных организаций по обустройству и содержанию дворовых спортивных и детских площадок"; - "Лучшая инициатива предпринимателей по обустройству и содержанию дворовых спортивных и детских площадок на уровне микрорайона". 34. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Государственному учреждению "Московский Дом национальностей" в первом полугодии 2007 г. создать общедоступный информационно-образовательный Интернет-портал, посвященный работе по воспитанию интернационализма, гражданской солидарности и толерантности у детей и молодежи. 35. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы разработать в двухнедельный срок планы: - организации выпуска посвященных Году ребенка теле- и радиопрограмм на телеканалах "ТВ-Центр", "ТВ-Столица", радиостанции "Говорит Москва", специальных еженедельных полос в московских печатных изданиях; - выпуска и направления в городские и школьные библиотеки литературы для детей в рамках городских издательских программ Правительства Москвы. 36. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы: 36.1. До 15 декабря 2006 г. представить на утверждение руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по проведению мероприятий по разделам "В области городской рекламы" и "Проведение имиджевых акций и их рекламно-информационная поддержка" Программы. 36.2. Обеспечить размещение на объектах наружной рекламы информации о мероприятиях (п. 36.1). 37. Департаменту международных связей города Москвы в месячный срок представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы план проведения мероприятий и акций с международными правительственными и неправительственными организациями, дипломатическими миссиями с целью информирования мирового сообщества о реализации Программы в городе Москве. 38. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в городских и окружных средствах массовой информации. 39. При подготовке Московского трехстороннего соглашения на 2007 год между Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и Московским объединением промышленников и предпринимателей (работодателей) включить обязательства сторон по реализации дополнительных мер по поддержке семей с детьми, предусмотренных Программой. 40. Утратил силу. 41. Утратил силу. 42. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы совместно с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы внести: 42.1. В трехмесячный срок проект обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости рассмотрения в первоочередном порядке проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве". 42.2. В первом полугодии 2007 г. в установленном порядке предложения по изменению действующего федерального законодательства по вопросам: - улучшения условий труда женщин, имеющих детей, создания системы стимулирования работодателей для приема и закрепления на работе беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей; - обеспечения гарантий сохранения места работы (должности) для женщин, занимающихся уходом за ребенком в возрасте до 7 лет; - обеспечения реализации норм и прав ребенка, в том числе принятых Генеральной Ассамблеей ООН, ЮНИСЕФ и Международной организацией труда; - усиления ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, за создание социально опасной обстановки в семье, жестокое обращение с детьми. 43. Органам исполнительной власти города Москвы, которые проводят работу с детьми и семьями, активизировать взаимодействие с общественными объединениями по совершенствованию программ помощи семьям и родителям в организации и проведении социально значимых мероприятий. 44. Предложить органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве разработать дополнительные меры по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития и становления личности ребенка, профилактике социального сиротства и развитию семейных форм воспитания. 45. Предложить руководителям предприятий и организаций всех форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Программы по внедрению социальных проектов по предоставлению адресной поддержки работающим на предприятиях родителям, имеющим троих и более детей, взявшим на воспитание ребенка или воспитывающим ребенка-инвалида, по созданию благоприятных условий для беременных женщин и матерей, вышедших из декретного отпуска, по оказанию финансовой помощи детским учреждениям; разработать меры по сохранению и укреплению ведомственной сети социально-культурных объектов, осуществляющих образовательную, оздоровительную, культурно-просветительскую и спортивную деятельность. 46. Предложить Московской федерации профсоюзов, городским организациям отраслевых профсоюзов: - обеспечить участие профсоюзных организаций в реализации мероприятий Программы; - осуществлять координацию работы организаций и предприятий по обеспечению загородного отдыха и оздоровления детей и подростков в период летних и зимних каникул в соответствии с городским социальным заказом; - разработать отраслевые программы по организации детского и семейного отдыха, обратить внимание на совершенствование организации досуга, культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий; - включать в коллективные договоры обязательства, предусматривающие сокращенную рабочую неделю на каникулярный период для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и на весь рабочий период - для женщин, имеющих детей-инвалидов; - разработать в организациях и на предприятиях систему поощрения работников за хорошее воспитание детей, возродить комиссии по содействию семье в воспитании детей и подростков; - восстановить систему шефства крупных организаций и предприятий над общеобразовательными школами, школами-интернатами, детскими домами, центрами социальной помощи семье и детям, социальными приютами, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; - эффективнее использовать сеть ведомственных социальных учреждений в целях оздоровления детей, семейного отдыха; при распределении путевок отдавать предпочтение работникам, имеющим двух и более детей. 47. Контроль за выполнением постановления возложить на руководителей комплексов городского управления и заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы. Общий контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в первом полугодии 2007 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 21 ноября 2006 г. N 928-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 928-ПП * КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА * ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, СОЗДАНИЮ * БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ * И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА 2007 ГОД * Паспорт * Комплексной программы дополнительных мер по поддержке * семей с детьми, созданию благоприятных условий развития * семейных форм воспитания и становления личности ребенка * на 2007 год ----------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | Комплексная программа | | | дополнительных мер по поддержке | | | семей с детьми, созданию | | | благоприятных условий развития | | | семейных форм воспитания | | | и становления личности ребенка на | | | 2007 год | |-----------------------------|---------------------------------------| | Основание для разработки | Постановление Правительства | | Программы | Москвы от 27 июня 2006 г. N 449-ПП | | | "О прогнозе | | | социально-экономического развития | | | города Москвы до 2010 года" | |-----------------------------|---------------------------------------| | Государственный | Комитет по делам семьи и молодежи | | заказчик - координатор | города Москвы | | Программы | | |-----------------------------|---------------------------------------| | Государственный заемщик | Департамент экономической политики | | по капвложениям | и развития города Москвы, | | | Департамент здравоохранения города | | | Москвы и Департамент образования | | | города Москвы | |-----------------------------|---------------------------------------| | Разработчик Программы | Комплекс социальной сферы города | | | Москвы | |-----------------------------|---------------------------------------| | Основные исполнители | Комплексы городского управления, | | Программы | Департамент образования города | | | Москвы, Департамент социальной | | | защиты населения города Москвы, | | | Департамент здравоохранения города | | | Москвы, Департамент международных | | | связей города Москвы, Департамент | | | потребительского рынка и услуг | | | города Москвы, Комитет по культуре | | | города Москвы, Комитет по делам | | | семьи и молодежи города Москвы, | | | Комитет физической культуры и | | | спорта города Москвы, Комитет по | | | телекоммуникациям и средствам | | | массовой информации города Москвы, | | | префектуры административных | | | округов города Москвы | |-----------------------------|---------------------------------------| | Основные цели и задачи | Формирование в городе среды, | | | доброжелательной к детям, | | | создание условий для удобного, | | | комфортного и безопасного | | | проживания детей в городе, | | | защита прав и интересов ребенка. | | | Оказание государственной | | | поддержки семьям с детьми: | | | - в области социальной защиты; | | | - в области здоровья и | | | физической культуры; | | | - в области образования и | | | занятости; | | | - в области культуры, | | | организации досуга и отдыха. | | | Повышение престижа института | | | семьи. | | | Содействие в решении жизненных | | | проблем семьям с детьми. | | | Развитие системы семейных форм | | | воспитания | |-----------------------------|---------------------------------------| | Сроки реализации | В течение 2007 года | |---------------------------------------------------------------------| | ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ | |---------------------------------------------------------------------| |------------------------------------------------ | | Объемы и источники финансирования |Тыс. руб. | | |-----------------------------------|-----------| | | 1 | 2 | | |-----------------------------------|-----------| | | Текущее финансирование | 8183442,5 | | |-----------------------------------|-----------| | | Адресная инвестиционная программа |18914115,0 | | |-----------------------------------|-----------| | | Целевое финансирование |10000000,0 | | | В том числе капвложения | 925000,0 | | |-----------------------------------|-----------| | | Из них: | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент образования города | 3809447,0 | | | Москвы | | | | В том числе капвложения | 400000,0 | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент социальной защиты | 1279589,0 | | | населения города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент здравоохранения | 2274701,0 | | | города Москвы | | | | В том числе капвложения | 480000,0 | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент международных связей | 19000 | | | города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент потребительского | 14800,0 | | | рынка и услуг города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Комитет по культуре города Москвы | 651603,5 | | |-----------------------------------|-----------| | | Комитет по делам семьи и молодежи | 269050,0 | | | города Москвы | | | | В том числе капвложения | 45000,0 | | |-----------------------------------|-----------| | | Комитет общественных связей города| 318748,2 | | | Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Комитет физической культуры и | 187923,7 | | | спорта города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Комитет по телекоммуникациям и | 75929,0 | | | средствам массовой информации | | | | города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент транспорта и связи | 379070,0 | | | города Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент жилищно-коммунального | 900,0 | | | хозяйства и благоустройства города| | | | Москвы | | | |-----------------------------------|-----------| | | Департамент финансов города Москвы| 719238,6 | | |-----------------------------------|-----------| | | Средства целевых бюджетных фондов | 39979 | | | развития территорий города Москвы | | | | (ИБФ РТО) | | | |-----------------------------------|-----------| | | Средства целевого бюджетного | 1550 | | | фонда городской рекламы и | | | | информации (ИБФГРИ) | | | |-----------------------------------|-----------| | | Средства целевого бюджетного | 5200 | | | территориального экологического | | | | фонда (ИБТЭФ) | | | |-----------------------------------|-----------| | | Всего по Программе |36082761,5 | | |---------------------------------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | Повышение качества жизни семей с | | результаты | детьми посредством значительного | | Программы | увеличения мер социальной поддержки | | | семей с детьми, в т.ч. увеличение | | | основных видов денежной, | | | натуральной и другой адресной | | | помощи семьям с детьми ежемесячно | | | на каждого ребенка: | | | для многодетных семей - более чем | | | на 3 тыс. рублей, для семей с | | | ребенком-инвалидом - на 6 тыс. | | | рублей; для приемных семей - на 9 | | | тыс. рублей. | | | Увеличение рождаемости. | | | Дальнейшее снижение младенческой | | | смертности. | | | Улучшение качественных | | | показателей здоровья детей. | | | Полное обеспечение нуждающихся в | | | детских дошкольных учреждениях. | | | Предоставление сбалансированного и | | | качественного питания для учащихся | | | образовательных учреждений и | | | студентов среднего | | | профессионального образования, | | | обеспечение режима бесплатного | | | питания для учащихся 1-4 классов | | | и всех детей из малообеспеченных | | | и многодетных семей. | | | Гарантированное получение детьми | | | обязательного среднего (полного) | | | общего образования, создание | | | условий для реализации ими права | | | на общедоступное, бесплатное | | | и качественное образование. | | | Обеспечение доступа в Интернет | | | для всех детей. | | | Создание в городе принципиально | | | новых центров, формирующих у детей | | | мотивацию к знаниям, открытиям, | | | исследованиям, предполагающих | | | реализацию механизмов поощрения | | | развития интеллекта. | | | Предоставление детям в возрасте | | | до 18 лет из многодетных семей | | | бесплатного лекарственного | | | обеспечения. | | | Обеспечение проведения 100% | | | диспансеризации детей с целью | | | качественного улучшения состояния | | | здоровья детского населения. | | | Значительное расширение форм и | | | методов проведения иммунизации | | | детского населения, оказания | | | высокотехнологичной помощи в | | | детских медицинских учреждениях и | | | родильных домах. | | | Значительное развитие семейных | | | форм воспитания: увеличение | | | количества семей с усыновленными | | | детьми, опекунских, приемных и | | | патронатных семей. | | | Увеличение в 2 раза количества | | | детей, бесплатно посещающих театры | | | и музеи. | | | Обновление на 80% музыкальных | | | инструментов для обучения детей в | | | музыкальных школах. | | | Обеспечение жилыми помещениями | | | семей, вставших на учет в качестве | | | нуждающихся в улучшении жилищных | | | условий в период до 01.03.2005 и | | | имеющих пять и более детей. | | | Увеличение объемов | | | предоставления жилья по программе | | | "Молодой семье - доступное жилье" | | | до 370 тыс. кв. м. | | | Оборудование дворовых территорий | | | детскими игровыми и спортивными | | | площадками, соответствующими | | | современным требованиям | | | комфортности и безопасности, | | | включая реализацию мероприятий | | | по беспрепятственному к ним | | | доступу для различных групп | | | детей-инвалидов. | | | Увеличение обеспеченности | | | населения крытыми объектами | | | физкультуры и спорта вблизи | | | жилья с 12% до 22% от норматива, | | | плоскостными сооружениями | | | физкультуры и спорта на дворовых | | | территориях с 70% до 80% от | | | норматива. | | | Открытие в каждом округе столицы | | | автогородка в целях приобретения | | | детьми навыков безопасного | | | поведения на улицах города | |-----------------------------|---------------------------------------| | Система организации | Основные исполнители Программы | | контроля за | анализируют и представляют отчеты | | реализацией Программы | о ходе реализации мероприятий | | | Программы в Комитет по делам семьи | | | и молодежи города Москвы, который | | | координирует и контролирует ход | | | ее исполнения и в установленные | | | сроки представляет отчет об итогах | | | реализации Программы Правительству | | | Москвы. | | | Контроль осуществляет также | | | созданный Общественный | | | наблюдательный совет за ходом | | | реализации мероприятий Программы | ----------------------------------------------------------------------- "Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия: и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры". Конвенция ООН о правах ребенка * 1. Введение Вопросы улучшения положения семей с детьми, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными для Правительства Москвы. Реализуются конкретные городские программы по социальной защите семьи, женщин и детей, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий семьям, имеющим детей. Так, только в рамках Комплексной программы мер социальной поддержки жителей Москвы, в которой предусматриваются конкретные виды и объемы мер социальной поддержки, в 2006 году на меры социальной поддержки семей с детьми запланировано более 25 млрд. руб. В 2005-2006 гг. дальнейшее совершенствование получила нормативно-правовая база по вопросам семьи и детства. Принятые законы города гарантируют москвичам, особенно малообеспеченным, получение весьма ощутимой адресной помощи в виде пособий, компенсаций и натуральных льгот. Значимыми показателями для города являются устойчивые тенденции снижения младенческой смертности, увеличения количества зарегистрированных браков и уменьшения количества разводов. Последний показатель является очень важным прежде всего потому, что стабильность брака является одним из условий повышения рождаемости. В 2005 году по сравнению с 2000 годом рождаемость в городе выросла более чем на 20 тыс. человек. Вместе с тем данные официальной статистики не являются утешительными, т.к. на каждые девять зарегистрированных браков в Москве приходится более пяти официальных разводов. В результате разводов более 18 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей. Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных семей, приводит к ограничению рождаемости. Тревожным остается факт, что московская семья малодетна, ее средний размер составляет 2,8 чел. Одной из задач объявленного Года ребенка является повышение престижа института семьи, содействие в решении жизненных проблем семей с детьми. В Конвенции ООН по правам ребенка декларируется одно из важнейших прав - право ребенка на семью, а также обязанность государства создавать необходимые условия для реализации этого права: "...семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества". Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, наше государство взяло на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются прежде всего интересами детей. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что "мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде". Это мир, в котором жизненной необходимостью является здоровое развитие детей независимо от пола, национальной и конфессиональной принадлежности. Именно неукоснительное соблюдение прав ребенка и инвестиции, как моральные, так и материальные, заложенные в ребенке, определяют будущую жизнь общества, его развитие и процветание. Реальная действительность свидетельствует о том, что далеко не всегда и не везде соблюдаются права ребенка. Мероприятия Программы Года ребенка в Москве направлены на радикальные изменения в этом вопросе. Особое внимание будет уделено реализации права ребенка на семью. Семья, являясь "ячейкой общества", призвана не только продолжать род человеческий, но и обязана воспитывать и заботиться о маленьком гражданине. Именно семья является ключевым звеном общества и лакмусовой бумажкой, которая четко отражает эффективность проводимой государственной политики. Поэтому в решении проблем семьи заложен успех экономического, социального и духовного развития и стабильности государства. Назрела необходимость совершенствования существующей системы социальной и экономической поддержки семей с детьми, правовой защищенности детей, повышения индекса качества жизни московских семей. Особую тревогу вызывает проблема социального сиротства. Только 1% детей-сирот, поступающих в дома ребенка, - это круглые сироты, остальные - социальные сироты, т.е. при живых родителях. Семейные формы воспитания остаются недостаточно развитыми. В Москве в 2005 году зарегистрировано 532 усыновления, только 26 детей взяты в приемные семьи, 126 семей осуществляют патронатное воспитание 154 детей, 9,3 тыс. детей находятся под опекой. Необходимо акцентировать внимание на проблеме абортов, которые делают молодые женщины, не думая о последствиях, - неожиданно возникшие для них проблемы в юности затем становятся проблемами медицинскими. Многолетняя информационно-просветительская работа городского и окружных центров планирования семьи и женских консультаций по профилактике нежелательной беременности повлияла на темпы снижения уровня абортов в городе. Если в 1996 году проведено 109866 операций, то в 2005 году - 34535. Также снизилось количество мини-абортов - в 2001 году - 8750, в 2005 году - 4271. Однако одной просветительской работы недостаточно для решения этой проблемы. Требуют безотлагательного решения вопросы дооснащения женских консультаций и акушерских стационаров современным медицинским оборудованием, усиления квалификационных требований к работающему в них медицинскому персоналу. Необходимо создание благоприятных условий для женщин, желающих родить и воспитать нового гражданина. Прежде всего женщины должны быть уверены в своем будущем и будущем своего ребенка. Необходимо законодательно решать вопросы предоставления ей гарантий получения образования, трудовой занятости, профессиональной переподготовки и карьерного роста. Проведенный анализ возможных причин малодетности московских семей определяет многофакторность данной проблематики - от социально-экономического положения семей до морально-нравственных позиций, которые сформировались в том числе вследствие кардинальных изменений государственной системы. Так, проведенные соцопросы свидетельствуют, что укрепляется тенденция "поздних родов" - супруги не торопятся обзаводиться детьми, не обустроив быт и не решив вопросы карьеры. Каждая третья женщина предпочитает семье карьеру, т.к. она обеспокоена возможными сложностями самореализации в трудовом процессе современного социума. Нежелание работодателей принимать на работу беременную женщину или женщину, имеющую детей, можно преодолеть через активное использование экономических механизмов поддержки семьи и деторождения, создания системы стимулирования работодателей, что возможно путем принятия соответствующих решений на законодательном уровне. Необходимы переподготовка за счет государства в случае, если период ухода за детьми продолжителен, разработка гибких индивидуальных графиков с предоставлением учебной и методической литературы консультаций преподавателей за счет государства. Законодательного решения, выделения бюджетного финансирования, подготовки квалифицированных кадров требует вопрос внедрения новых форм дошкольных образовательных учреждений, которые должны быть качественно иными, в т.ч. осуществлять прием детей на различное время - на несколько часов, полный день, а в ряде случаев круглосуточно. Причем плата за дошкольные образовательные учреждения должна быть дифференцированной и умеренной, то есть основную финансовую нагрузку должно взять на себя государство, что потребует разработки соответствующих нормативных документов. В настоящее время совмещение работы, учебы и ухода за ребенком раннего возраста возможно, как правило, только при наличии нанятой няни, что "не по карману" абсолютному большинству молодых семей, а также является своеобразной степенью риска. Должна быть организована система предоставления услуг индивидуальных нянь. При этом необходим государственный контроль за исполнением своих обязанностей и квалификационными требованиями к лицам, осуществляющим данный вид деятельности, ибо это касается детей. Весьма актуальной является решение проблемы преодоления "навязанного" убеждения, что благополучный с точки зрения материального достатка образ жизни современной семьи предполагает наличие в семье не более одного ребенка. Формирование такой позиции было обусловлено многими факторами, в т.ч. рекламируемыми в СМИ новыми "западными ценностями". Поэтому ключевой является проблема возвращения общества к традиционным устоям, прежде всего укрепление института семьи, ее благополучие и престиж материнства и отцовства. В проведенном Институтом делового администрирования (г. Зеленоград) социологическом опросе по вопросу "Совершенствование инфраструктуры города Москвы с целью создания благоприятных условий проживания семей с детьми и беременных женщин в условиях мегаполиса" отмечается, что причинами низкой рождаемости, по мнению респондентов, являются: 66% - низкие доходы населения, столько же - недостаточные гарантии государства, 59% - проблемы жилья, 51% - неуверенность в завтрашнем дне. Немаловажным фактором является неприспособленность городской инфраструктуры к нуждам ребенка, особенно маленького, беременных и молодых мам. Респонденты отмечали проблемы нехватки детских садов, неудобства общественного транспорта для детей, большого количества очередей в поликлиниках. Также были отмечены проблемы узких для колясок дверей лифтов в жилых домах, отсутствие специальных мест в магазинах, где можно было бы оставить на время детей, недостаточное количество магазинов детских товаров и скудный ассортимент товаров, доступных по ценам, отечественного производства. В качестве негативных факторов также были отмечены удаленность хороших секций и кружков, неразвитая система доступных и качественных кафе для детей, оборудованных и освещенных детских площадок, засилие порнографии и жестокости на телевидении и в Интернете. Опыт реализации программы "Молодой семье - доступное жилье" доказывает, что благоприятные жилищные условия способствуют укреплению и развитию семьи. В настоящее время в городе на жилищном учете состоят 7434 многодетные семьи, из них 6192 семьи имеет 3 детей, 939 - 4 детей и 303 семьи имеют 5 и более детей. В 2007 году все семьи, имеющие 5 и более детей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, будут обеспечены жильем. * 2. Приоритетные цели и задачи Программы 2007 год в столице объявлен Годом ребенка под девизом "Растем вместе с Москвой", а это значит, что при формировании целей и задач развития города в качестве приоритетных будут поставлены интересы и права ребенка. Программой предусмотрены мероприятия, направленные на формирование в городе атмосферы ценности семьи как наиважнейшего института общества, на повышение престижа семьи, установление существенных финансово-экономических мер поддержки, строительство и реконструкцию объектов для детей, проведение мероприятий как по месту жительства, так и массовых городских. Программа, рассчитанная на один год, призвана не только решить заложенные в ней задачи, но прежде всего дать мощный импульс для достижения новых возможностей для детей, реализации большого комплекса задач, которые позволят радикально изменить положение детей в столице. В качестве обобщенных целей выдвинуты семь правил жизни, при соблюдении которых столица должна стать городом: - реальных прав и открытых возможностей; - здоровья и спорта; - знаний и культуры; - новейших технологий; - удобным и радостным; - мира и любви; - безопасным. В основе Программы заложены основные международные нормы и принципы, определенные в том числе Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. В Программе предусмотрены: 1) дополнительные меры по поддержке семей с детьми, по созданию благоприятных условий развития и становления личности ребенка, семейных форм воспитания, по стимулированию рождаемости: - реализация комплекса мероприятий, направленного на повышение престижа и статуса семьи, с использованием возможностей СМИ, наружной рекламы и оформления города, проведением имиджевых и благотворительных акций, появлением новых художественных произведений, фильмов и т.д.; - решение вопроса обеспечения нуждающихся в детских дошкольных учреждениях, причем их сеть станет более разнообразной, в т.ч. значительно увеличатся количество и типы дошкольных образовательных учреждений. На финансирование программы ликвидации очередности из городского бюджета выделено 10 млрд. рублей. При этом будет не только совершенствоваться материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений, но и значительно повысится качество дошкольного образования и формирование условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, будут внедрены новые программы воспитания детей, в том числе раннего возраста; - увеличение в 5 раз размера единовременной компенсации при рождении, начиная со второго ребенка (с 2 тыс. рублей до 10 тыс.); - увеличение от 2 до 2,5 раза (в зависимости от категории) размера ежемесячного пособия на детей; - предоставление жилья по программе "Молодой семье - доступное жилье", при этом ежегодно объем жилья, выделяемый городом на эти цели, увеличивается на 100 тыс. кв. м. Возраст участников Программы будет увеличен до 35 лет; - совершенствование качества и объемов бесплатного питания в соответствии с рекомендациями Института питания. При этом образовательные, дошкольные, детские медицинские учреждения будут обеспечиваться экологически безопасной, качественной продукцией; 2) значительно увеличится социальная поддержка многодетных семей: - увеличение в 5 раз размера материальной помощи на приобретение школьных товаров на каждого ребенка в многодетной семье с 3 и более детьми; - введение денежной компенсации для многодетных семей за оплату жилищно-коммунальных услуг; - предоставление бесплатного лекарственного обеспечения детям в возрасте до 18 лет из многодетных семей; - освобождение многодетных семей от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях; - предоставление одному из родителей в многодетных семьях права бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте; - установление всем многодетным семьям ежемесячной компенсации в размере 50% скидки по оплате за пользование телефоном; 3) принципиально изменяются подходы к проблемам поддержки семей с детьми-инвалидами. Если сейчас выплачивается компенсация неработающему родителю, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, то со следующего года эта норма будет распространена на детей-инвалидов до 18 лет и инвалидов с детства до 23 лет. При этом размер компенсации будет увеличен более чем в 4 раза. Кроме того, одному из родителей, воспитывающих ребенка-инвалида до 23 лет, обучающемуся в образовательных учреждениях, будет предусмотрена выдача социальной карты для бесплатного проезда. При этом карта может быть использована для приобретения со скидкой покупок в магазинах, аптеках и т.д.; 4) запланированы меры поддержки для семей, где оба родителя - студенты очных отделений вузов, имеющие детей в возрасте до 3 лет: - увеличение в 3 раза размера ежемесячной компенсации на продукты питания на детей до 3 лет; 5) Программой предусмотрены мероприятия в целях развития семейных форм воспитания: - увеличение более чем в 2 раза (дифференцированно, максимально до 15 тысяч рублей) размера ежемесячного пособия на воспитание ребенка в приемной семье и в 1,3 раза - размера пособий опекунам и попечителям детей-сирот; - независимо от возраста ребенка при усыновлении будет выплачиваться единовременное пособие усыновителю на первого ребенка - 5 прожиточных минимумов, на второго - 7, на третьего и последующих - 10; - предоставление опекуну, приемному родителю и патронатному воспитателю социальной карты, которая предусматривает не только бесплатный проезд, но и возможность получения скидок при совершении покупок в магазинах, аптеках; - введение компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством); 6) в целях реализации правила Года ребенка "Город новейших технологий" предлагается: - осуществление мероприятий, направленных на обеспечение доступа в Интернет для всех детей путем расширения возможностей в образовательных учреждениях, Интернет-библиотеках, учреждениях дополнительного образования; - внедрение проекта "Школы будущего", который предполагает оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, с использованием новых педагогических методик; - введение в эксплуатацию первого этапа "Парка научных открытий" в рамках проекта создания на ВВЦ многофункционального комплекса "Город науки, образования, инноваций", начало реализации проекта по созданию научно-образовательного центра "Интеллект"; - проведение необходимых работ, направленных на реализацию городского закона "Об общем образовании в городе Москве", гарантированное получение детьми обязательного среднего (полного) общего образования, создание условий для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное образование; - для всех желающих детей-инвалидов, не имеющих возможность посещать учреждения образования, будет обеспечено обучение в дистантной форме, а все образовательные учреждения, работающие с детьми-инвалидами, будут обеспечены специализированным транспортом; - осуществление проекта "Карта учащегося"; 7) Программой предусмотрена реализация мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, развитие медицинской службы и родовспоможения, профилактику и снижение детской заболеваемости: - обеспечение проведения 100% диспансеризации детей; - внедрение в 6 детских больницах нового подхода, который заключается в создании необходимых условий совместного пребывания детей с родителями, для чего будет проведена реконструкция отделений детских городских больниц - Морозовской, Измайловской, Св. Владимира, им. Филатова, детских корпусов ГКБ N 70 и N 67; - городское здравоохранение должно выйти на новый качественный уровень оказания высокотехнологичной помощи. Для этого будут проведены дооснащение детских больниц компьютерными ЯМР-томографами, дооборудование женских консультаций и родильных домов ультразвуковыми аппаратами и биохимическими и гематологическими анализаторами, отделений новорожденных в родильных домах и детских больницах наркозно-дыхательной аппаратурой, реанимационными системами, кювезами для новорожденных; - расширение возможностей оказания специализированной помощи бездетным семьям, усиление индивидуального медицинского сопровождения москвичей, желающих иметь детей. С целью увеличения рождаемости, доступности для женщин, имеющих патологию, препятствующую наступлению беременности, проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) запланировано обеспечение женщин бесплатными лекарствами и расходными материалами; - осуществление мероприятий, направленных на значительное расширение форм и методов проведения иммунизации детского населения, активизацию информационно-просветительской работы среди москвичей; - создание в городе Московского центра женского и детского здоровья; 8) в целях максимального обеспечения возможностей для полного и гармоничного развития детей, становления ребенка как духовно богатой личности: - расширение сети учреждений культуры, библиотек и дополнительного художественного образования. Более доступными станут для детей театры и выставочные площадки. При этом учреждения культуры будут не только максимально приближены и доступны детям, но и сориентированы на организацию совместного семейного досуга, что, безусловно, будет способствовать укреплению института семьи; - увеличение в 2 раза количества бесплатных посещений театров и музеев учащимися школ; - выделение средств на постановки детских спектаклей, расширение концертной деятельности и проведение фестивалей для детей; - введение специальных ежегодных грантов города Москвы на развитие театрального и музыкального искусства, адресованного подрастающему поколению, дополнительного образования, новаций в организации культурного досуга детей; - выделение наиболее талантливым учащимся образовательных учреждений 100 ежегодных стипендий Правительства Москвы; - проведение дополнительного оснащения музыкальными инструментами для обучения детей в музыкальных школах (планируется обновить практически 80% (инструментов); - особое внимание будет уделено развитию отрасли детского кино, включая как формирование специального репертуара, так и совершенствование материально-технической базы; 9) одной из задач Программы является формирование здорового образа жизни у детей. Дополнительно к существующим планам, предусмотренным различными целевыми программами, будут построены физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты физической культуры и спорта, в том числе спортивные площадки на дворовых территориях, расширена сеть бесплатных спортивных секций для детей, увеличено количество спортивных турниров, в т.ч. дворовых. Будет достигнуто увеличение обеспеченности населения крытыми объектами физкультуры и спорта вблизи жилья с 12% до 22% от норматива, плоскостных сооружений физкультуры и спорта на дворовых территориях с 70% до 80% от норматива; введено в эксплуатацию 49 объектов клубного спорта, осуществлено строительство (реконструкция) 31 зрелищно-тренировочного и учебно-тренировочного объекта спорта высоких достижений; 10) большая роль отводится мерам по созданию условий для безопасного проживания в городе. В этих целях планируется: - разработка и реализация программы обучения поведению детей в мегаполисе, в том числе правилам поведения на дорогах и улицах, в местах массовых мероприятий; - проведение инвентаризации "детских" объектов и учреждений для оценки степени безопасности - необходимое освещение, кнопки оповещения, наличие "лежачих" полицейских и светофоров, условия для соблюдения правил пожарной безопасности и т.д.; - открытие в каждом округе автогородка, где дети будут приобретать навыки поведения на улицах города; - реализация мер, направленных на преодоление безнадзорности детей, в т.ч. увеличится охват детей временной занятостью особенно в каникулярный период, будет расширена сеть досуговых учреждений по месту жительства, разработана система мер по выявлению детей, не посещающих школу; - организация работы сети "телефонов доверия" и антикризисных подразделений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, актуализация деятельности Московской службы психологической помощи; 11) одной из важнейших задач Программы является формирование удобного и комфортного города для жизни детей, города, доброжелательного к детям. Для этого планируется создать систему обустройства домов, транспорта, учреждений образования, детских кафе и др. Так, подъезды домов, объекты социальной сферы должны быть обеспечены пандусами и специальными рекреационными зонами, обустроенными для хранения детских колясок и велосипедов. Определены меры для повышения удобства для детей на наземном транспорте и в метро. Например, в автобусах будут выделены и обозначены специальные удобные места для пассажиров с детьми, в автобусах средней и большой вместимости будет предусмотрено оборудование мест для размещения детских складных колясок. Планируется переоборудовать автобусы (типа "Икарус-280" (1511 ед.), эксплуатируемые на городских маршрутах, местами для размещения детских колясок. Значительный комплекс мероприятий будет реализован провести в сфере потребительских товаров и услуг, производства качественных и недорогих товаров для детей. Будет расширена сеть детских магазинов, детских кафе. Значительная роль отводится мероприятиям по созданию беспрепятственного доступа для детей-инвалидов. Это и увеличение общего количества специально оборудованных помещений, реализация мер по доставке детей-инвалидов к образовательным учреждениям и другим социально значимым объектам. В рамках программы "Мой двор, мой подъезд" будут оборудованы дворовые территории детскими игровыми и спортивными площадками, соответствующими современным требованиям комфортности и безопасности, включая реализацию мероприятий по беспрепятственному к ним доступу для различных групп детей-инвалидов. Особое внимание будет уделено благоустройству территорий детских поликлиник, школ; 12) успешная реализация намеченных мероприятий, направленных на поддержку семей с детьми, создание благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, зависит от трудовых коллективов города. Именно в них должны быть сформированы микроклимат и атмосфера заботы о человеке, поддержки его семьи. Немаловажную роль играет совершенствование системы социального партнерства на предприятиях, взаимных обязательств, заложенных в коллективных договорах, в т.ч. по вопросам соблюдения международных норм организации труда для женщин, имеющих детей, улучшения положения детей, развития социальной инфраструктуры. Проблемы целенаправленного развития семейной политики, соблюдения прав и интересов ребенка, безусловного сохранения объектов социальной инфраструктуры, необходимой для всестороннего становления личности детей, должны быть акцентированы и наиболее полно отражены в коллективных договорах, отраслевых, окружных и городских трехсторонних соглашениях. Важным фактором для решения демографических проблем могут служить добровольные дополнительные обязательства работодателей по социальной поддержке многодетных семей, имеющих 3 и более детей, в том числе предоставление дополнительного отпуска (в летнее время) к основному отпуску женщинам, имеющим детей возраста до 10 лет, выделение бесплатных путевок в оздоровительные лагеря по заявкам многодетных семей, выделение многодетным матерям льготных путевок санаторно-курортного лечения по показаниям врачей с оплатой проезда, выплаты ежемесячной надбавки к тарифной ставке (должностному окладу) женщинам, имеющим 5 и более детей, и др.; 13) дальнейшее совершенствование получит нормативно-правовая база: - будут подготовлены предложения в адрес МГД по внесению в порядке законодательной инициативы изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ в части усиления ответственности родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей и за создание социально опасной обстановки в семье, за жестокое обращение с детьми; - планируется разработка концепции проекта закона города Москвы по вопросам защиты прав ребенка; - будут внесены изменения в Закон города Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"; - планируется подготовить предложения в действующее законодательство с целью улучшения условий труда женщин, имеющих детей. * 2.1. Город реальных прав и открытых возможностей "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (ст. 3). "...семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества". Конвенция ООН о правах ребенка За счет средств городского бюджета семьям с детьми гарантированы различные виды денежных выплат - единовременные, ежемесячные и ежегодные, оказывается натуральная помощь и предоставляются различные льготы. Особое внимание уделяется наиболее социально незащищенным семьям - многодетным, неполным, семьям с детьми-инвалидами, студенческим и малообеспеченным семьям. Размеры действующих городских компенсаций значительно увеличиваются, также вводятся новые виды выплат, расширен контингент лиц, которым предоставляется бесплатный проезд, вводятся для различных категорий компенсационные ежемесячные выплаты за пользование телефоном и по оплате жилищно-коммунальных услуг. Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации будут осуществляться оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, выплаты по родовым сертификатам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Предусмотрены разработка и принятие программы правового просвещения детей и их родителей, по оказанию содействия в практической реализации этих прав. В учреждениях социального обслуживания будут организованы кабинеты для проведения консультаций детям и подросткам по вопросам, касающимся их прав и обязанностей. Будут созданы информационные центры юридической и психологической помощи детям, организованы "горячие линии" по правовой и юридической поддержке несовершеннолетних граждан. Для опекунских, патронатных и приемных семей создаются специальные кабинеты психологического сопровождения в Московской службе психологической помощи. Будет реализована система информирования детей, родителей, педагогов и общественности о правах детей, действующих социальных институтах, учреждениях образования, культуры и спорта. Будут разработаны специальные меры, направленные на преодоление социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрена программа психолого-педагогического просвещения "Московская семья - компетентные родители". В московских средствах массовой информации будут созданы специальные передачи и открыты специальные рубрики. Запланировано проведение цикла лекций, тематических конференций, "круглых столов" по вопросам семьи и детства, направленных на повышение престижа и благополучия семьи, утверждение ценностей семьи. Одним из основных принципов семейной политики должен стать приоритет интересов и защита прав ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального развития. Для решения этих задач предусмотрено развитие сети семейных клубов. Разработаны мероприятия, позволяющие реализовать право ребенка на дошкольное и дополнительное образование, в т.ч. для детей-инвалидов посредством введения в действие службы транспортного обслуживания и обучения в дистантной форме. Программа нацелена на формирование необходимой системы социальных услуг для семей с детьми. Вводится комплекс мероприятий, направленных на развитие семейных форм воспитания, вовлечения большего количества москвичей в решение проблем преодоления сиротства и реализацию права ребенка жить в семье. Рождение ребенка - одно из главных событий в жизни человека. В связи с этим организация торжественной регистрации рождения детей будет проводиться не только в помещениях отдела ЗАГС, но и непосредственно в родильном доме, на других красивых площадках города. Среди социальных проблем современного общества важными являются проблемы занятости, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации молодых граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Низкий уровень трудовых навыков несовершеннолетних, незаинтересованность работодателя в использовании их труда делают несовершеннолетних неконкурентоспособными на рынке труда и практически не оставляют им шансов даже на временное трудоустройство без целевой поддержки государства. Сегодня занятость подростков можно рассматривать как реальный фактор профилактики безнадзорности, наркомании, преступности. Расширится система организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и трудоустройства молодежи в возрасте от 16 до 18 лет. Одним из приоритетных направлений работы службы занятости станет содействие в трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся |