для завоевания позиций на внутреннем и внешнем рынках и могут участвовать в формировании новой прогрессивной структуры российской экономики, но неспособны в короткие сроки добиться успеха самостоятельно; * стимулирование высокоэффективных частных инвестиций. Работа, проводимая непосредственно с рыночными агентами, будет способствовать выявлению и поддержке "точек роста", развитию конкурентоспособного рыночного сектора, определяющего облик российской экономики. Государственная поддержка частных инвесторов будет сопровождаться жестким контролем за использованием выделяемых средств. Параллельно из хозяйственного оборота будут выводиться неэффективные, не имеющие перспектив развития предприятия и производства. При этом будут учитываться возможности сохранения старых или создания новых рабочих мест, условия поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов. Наряду с этим в меру возможностей федерального бюджета, а также с привлечением средств международных финансовых организаций Правительство Российской Федерации намерено осуществлять инвестиции в развитие систем жизнеобеспечения и социальной сферы, а также инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия, располагающие заделами на уровне или выше мировых технических достижений или имеющие перспективы значительного расширения спроса. Основным инструментом осуществления этих инвестиций останутся федеральные целевые программы и система конкурсов . В целях концентрации финансовых ресурсов и достижения эффекта в кратчайшие сроки количество одновременно реализуемых программ будет сокращаться, а отбор исполнителей предусмотренных программами мероприятий будет производиться на конкурсной (аукционной) основе с привлечением в качестве операторов банков и трастовых компаний. Государственные закупки будут сохранять свое значение как фактор формирования платежеспособного спроса на товары и услуги, необходимые для выполнения функций государства. Основными сферами прямого применения государственных закупок являются: * национальная оборона и безопасность; * создание государственных резервов; * федеральные системы инфраструктуры; * геологоразведка; * фундаментальная наука; * природоохранная деятельность; * социальная сфера и некоторые другие. Государственные закупки в указанных сферах по цепочкам хозяйственных связей будут осуществляться в той или иной степени практически во всех отраслях российской экономики. В размещении государственных заказов будет расширяться применение конкурсов и тендеров. С целью упорядочения взаимоотношений по поводу исполнения государственных заказов с 1996 года будет введено обязательное страхование контрактов между государственными заказчиками и поставщиками продукции и услуг, обеспечивающее гарантированное равномерное финансирование работ. 5.2. Стимулирование частных инвестиций Ключевые задачи государственной политики в отношении частных инвесторов (включая приватизированные предприятия) состоят в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность: 1) создать необходимую законодательную базу для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств; 2) снизить инвестиционные риски и тем самым ускорить процесс трансформации накоплений в инвестиции в виде долевого участия, гарантий и развития системы страхования; 3) содействовать мобилизации средств мелких вкладчиков институциональными инвесторами - надежными инвестиционными фондами и банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями; 4) расширить финансовую базу инвестиций за счет широкого применения на втором этапе приватизации инвестиционных торгов и привлечения к ним стратегических инвесторов; с 1995 года начать размещение на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов, выделяемых из федерального бюджета по объектам производственного назначения. По связанным инвестиционным проектам конкурсы будут проводиться для получения государственной поддержки, обеспечивающей либо прирост мощности, либо ввод конкретного объекта. Целью конкурса является минимизация затрат на реализацию проекта путем привлечения средств негосударственных источников финансирования. По несвязанным (свободным) инвестиционным проектам конкурс будет проводиться государством в целях поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов, реализация которых придаст ускоряющий импульс развитию экономики. Представляемые на этот конкурс проекты должны удовлетворять следующим условиям: * доля собственных и заемных средств, включая иностранные, частного инвестора не может быть менее 80 процентов; * доля собственных средств частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов; * срок окупаемости проектов не должен, как правило, превышать двух лет. Проекты, представляемые на конкурс, должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Среди коммерческих проектов победителями конкурса становятся те из них, которые при соблюдении изложенных выше условий обеспечивают наивысший экономический эффект. Инвестор победившего проекта имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении проекта: * предоставление государством валютно-номинированного кредита на срок не более 24 месяцев по ставке "ЛИБОР" плюс 1-7 процентов в зависимости от новизны проекта (по проектам, не имеющим аналогов в мировой практике, ставка принимается минимальной); * предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с момента начала получения прибыли от реализации проекта. Выручка от продажи этих акций направляется на дополнительное финансирование высокоэффективных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, сверх средств, выделяемых ежегодно Правительством Российской Федерации на эти цели. Участие государства в финансировании указанных проектов является важным условием устойчивого роста экономики, после чего оно может переключиться исключительно на поддержку общественно значимых проектов. Исходя из нынешней ситуации это может произойти после 1997 года. Возможности для финансового обеспечения инвестиционной деятельности расширяются с развитием ипотечного кредитования 2. Активному формированию рынка недвижимости после завершения чековой приватизации будет способствовать формирование организационно-правового и методического обеспечения оценки недвижимости и оценки стоимости нематериальных активов на принципах, принятых в мировой практике. Предусматривается унификация отечественных методик оценки недвижимости с последующим приведением российских стандартов в соответствие с мировыми. Значительной поддержкой развития рыночных отношений в инвестиционной сфере явится также широкое распространение практики лизинга дорогостоящих видов техники, позволяющей уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов для инвесторов-заказчиков и стимулировать инвестиционный спрос на соответствующую продукцию отечественных и зарубежных производителей. При развитом лизинге первоначальные вложения, необходимые для организации дела, снижаются примерно в 3-4 раза, что способствует развитию промышленности,и прежде всего малых и средних предприятий. Совершенствование методологии и практики лизинговых операций, присоединение Российской Федерации к Оттавской Конвенции о международном финансовом лизинге создадут более благоприятные возможности для использования мирового опыта. С помощью лизингового механизма будет обеспечено повышение эффективности конверсии оборонных отраслей промышленности, ускорение технического перевооружения предприятий, укрепление рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, привлечение для этих целей капитала коммерческих структур. При ограниченных возможностях поддержки финансового лизинга за счет средств федерального бюджета решающее значение будет иметь привлечение частного капитала. Стимулирование лизинговых операций будет способствовать развитию предпринимательской деятельности и соответственно увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет. Возможности для инвестиций в 1995 году и последующие годы расширятся благодаря переоценке основных фондов и индексации амортизационных отчислений, применению ускоренной амортизации. Для инвестиционной поддержки становления малого бизнеса предусматриваются более широкие возможности ускоренного списания основного капитала, что будет способствовать быстрому возврату вложенного капитала и высвобождению дополнительных средств для последующих инвестиций. Осуществление новой амортизационной политики создает реальные предпосылки для значительного увеличения объемов амортизационных отчислений в народном хозяйстве в ближайшие годы, доля которых в 1995 году составит 47-53 процента, а в 1997 году превысит 55 процентов от общего объема инвестиций, направляемых в экономику России. Реализация нового амортизационного механизма будет стимулировать развитие высокоэффективных производств. Однако реальный эффект от гибкой амортизационной политики может быть получен в случае использования названных средств строго на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятельности. Сохранение инвестиций. В целях привлечения капитала негосударственных инвесторов намечается создать механизмы защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков. Страхование отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику призвано снизить риск предпринимателей до уровня, приемлемого для владельцев частного капитала. Правительство Российской Федерации предполагает, что интересы частных инвесторов, участвующих в реализации проектов, должны быть защищены от следующих некоммерческих (политических) рисков: последствий решений органов государственной власти по ограничению прав собственности и распоряжения созданными активами и произведенной продукцией, изменений правил бухгалтерской отчетности, перевода капитала и дивидендов через границу, арбитражной процедуры. Страховая защита инвестиций будет осуществляться как по отдельным видам названных рисков, так и по различным их сочетаниям. Наравне с защитой инвестиций в объекты, которые расположены на территории Российской Федерации, система страхования будет использована в интересах российских инвесторов, действующих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Принципиальным положением является добровольность страхования инвесторов от некоммерческих рисков. Для страхования инвестиций будет создана система страховых учреждений, включающая в себя страховые компании, целевые пулы, Национальную перестраховочную компанию. Распространение на страхование инвестиций практики образования пулов, которые в качестве целевых объединений страховщиков действуют на единых условиях, тарифах, лимитах ответственности, будет дополнительно способствовать объединению и росту уставного капитала страховых компаний. Деятельность Национальной перестраховочной компании будет также служить расширению рынка страхования инвестиций, распределению рисков между субъектами этого рынка, повышению платежеспособности страховщиков. 5.3. Привлечение иностранных инвестиций Увеличение притока иностранных инвестиций станет важным фактором оживления производства и вывода экономики Российской Федерации из кризиса в 1995-1997 годах. Принятый в последнее время ряд правительственных решений направлен на стимулирование привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и предполагает, в частности, введение налоговых льгот на прибыль, освобождение от налогов и пошлин материалов, оборудования, механизмов и комплектующих изделий, ввозимых для производственного развития предприятий. Решен вопрос о порядке учета при налогообложении на прибыль курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам. Вместе с тем инвестиционный климат в Российской Федерации остается неблагоприятным из-за политической, экономической и правовой нестабильности, меняющегося законодательства, жесткой налоговой системы, не согласующейся с уровнем инфляции обменного курса рубля. Сохраняется ряд серьезных юридических и институциональных препятствий. Не решен вопрос о праве собственности на землю, не отработан механизм реализации залоговых форм для иностранных инвесторов. Слабо развита система коммерческой информации о рынке капиталов в стране в целом,в регионах, на конкретных предприятиях и в инвестиционных проектах. Дальнейшая работа по реализации принципов государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций требует разработки комплексной системы взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и информационных мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности. В комплексе разрабатываемых мер наиболее важными в 1995-1997 годах являются следующие: * закрепление национального режима осуществления иностранных инвестиций, изъятия в котором могут быть введены только федеральными законами; * введение 5-летней отсрочки для применения положений новых федеральных законов, ухудшающих условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями; * определение приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения иностранных инвестиций; * освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, являющихся вкладом иностранного инвестора в уставный капитал, в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства; * введение поощрительной таможенной пошлины (50 процентов от действующей ставки на срок до пяти лет) при ввозе товаров иностранными инвесторами в случае осуществления ими инвестиционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долларов США и выше; * создание необходимых правовых основ заключения концессионных договоров, договоров на предоставление услуг и соглашений о разделе продукции, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами; * обеспечение стабильности экономических условий концессионных и иных договоров, определенных в соответствии с действующим на момент подписания законодательством, на весь срок действия таких договоров; * замена налогов, сборов и других обязательных платежей распределением произведенной продукции между инвестором и Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации; * определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства. Привлечению иностранных инвестиций будет способствовать активизация работы с иностранными инвесторами на региональном уровне. В этой связи в 1995-1997 годах предусматриваются создание и развертывание системы информационной и консультационной поддержки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам привлечения иностранных инвестиций в регионы. В Российской Федерации уже сейчас имеются возможности привлечения иностранного капитала к реализации около 600 проектов в нефтяной и нефтехимической отраслях, лесоперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, конверсии оборонного комплекса и других отраслях с оценочным объемом инвестиций около 100 млрд. долларов США. Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций будет работа по наполнению инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и зарубежных стран конкретными проектами, а также в целях своевременной подготовки таких проектов и повышения их эффективности. Улучшение инвестиционного климата путем обеспечения правовой стабильности, облегчения налогового бремени, снижения таможенных пошлин, совершенствования управления инвестиционным процессом дает основания полагать, что объем иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации составит в 1995 году 2-3 млрд. долларов США, в 1996 году - 5-6 млрд. долларов и в 1997 году - 7-8 млрд. долларов США. 5.4. Структурные сдвиги в экономике и перспективы развития отдельных отраслей Преобразования, осуществленные в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все больше влияют рыночные силы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей, тогда как задачей структурной и инвестиционной политики государства станет лишь регулирование процесса структурных изменений. Поэтому все большее значение будут приобретать анализ и прогноз динамики объемов и структуры производства, выявление точек роста и звеньев, оказывающихся под угрозой в условиях структурного кризиса, выработка адекватных мер. Исходя из сложившейся к концу 1994 года экономической конъюнктуры и возможных объемов инвестиций можно предположить, что в 1995 году спад в промышленности замедлится, а в 1996 году прекратится. В топливно-энергетическом комплексе, металлургии и пищевой промышленности начнется рост производства. В 1997 году начнет расти в целом объем промышленной продукции. При этом в 1995-1997 годах в структуре промышленности произойдут определенные изменения. В 1997 году приостановится снижение доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме промышленного производства. Это связано как с определенной ориентацией на внешний рынок добычи сырьевых ресурсов, спрос на которые ограничивается относительно невысокими темпами роста экономики развитых стран, так и тем, что перерабатывающие отрасли, неконкурентоспособные по причине высокой ресурсоемкости, будут вынуждены снижать издержки производства. Неинфляционное увеличение спроса на внутреннем рынке и устойчиво расширяющийся сбыт как главный признак экономического прогресса возможны при условии роста эффективности производства, то есть снижении затрат ресурсов, за счет использования ресурсосберегающих технологий, повышения фондоотдачи и т.д. Из этого вытекает необходимость ориентации производства на новые эффективные ресурсосберегающие технологии и оборудование, на повышение качества продукции. Анализ конкурентоспособности продукции, издержек производства и оценка конъюнктуры рынков, структуры цен и их соотношений позволяют определить имеющие потенциальный спрос товары и соответствующие им технологии и наметить пути повышения эффективности материального производства. Перспективными направлениями развития топливно-энергетического комплекса на среднесрочную перспективу являются: * увеличение доли природного газа в суммарном производстве и потреблении энергоресурсов, углубление переработки нефти для увеличения производства высококачественных светлых нефтепродуктов, а также преодоление спада в добыче нефти и умеренный рост этой добычи; * стабилизация и постепенное наращивание добычи угля (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования и развития углеобогащения и комплексной переработки углей; * дальнейшее экономически и экологически целесообразное использование атомной и гидроэнергии; * обновление физически и морально изношенного энергетического оборудования с приоритетным внедрением газовых турбин и парогазовых установок, опережающий рост электрификации и газификации коммунально-бытовой сферы и села при общей стабилизации потребления первичных энергоресурсов и сокращении использования топлива и энергии в энергоемких отраслях промышленности; * активное использование "газовой паузы" для технологической реконструкции всех отраслей топливно-энергетического комплекса, интенсификация освоения местных энергоресурсов (гидроэнергии, торфа, отходов лесного производства, малых месторождений угля, газа, нефти и т.д.), а также ускорение освоения, в первую очередь, нетрадиционных возобновляемых и вторичных энергоресурсов (ветровой, солнечной и геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза, тепла отходящих газов и т.д.), особенно в районах с децентрализованными потребителями; * решение проблемы топливо- и энергообеспечения регионов Дальнего Востока, Забайкалья и Северного Кавказа. В нефтедобывающей промышленности следует ожидать интенсификации работ по созданию новых мощностей, которые восполнят снижение добывающих возможностей действующих скважин по мере истощения запасов разрабатываемых месторождений. Основным направлением дальнейших институциональных преобразований в отрасли будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья. Стабилизация добычи нефти возможна в 1996 году, начало же роста этой добычи - в 1997 году. В нефтеперерабатывающей промышленности для обеспечения потребностей Российской Федерации в моторном топливе и других нефтепродуктах должны проводиться реконструкция и модернизация имеющегося производственного аппарата для повышения глубины переработки нефти. Одновременно с учетом имеющихся мощностей по первичной переработке нефти физически и морально устаревшие мощности будут в рациональных масштабах выводиться из эксплуатации. Учитывая сложившееся соотношение цен на нефть и нефтепродукты, большинство предприятий отрасли без осуществления мер, позволяющих снизить издержки на производство нефтепродуктов, останутся неконкурентоспособными и не будут иметь перспектив как на внешнем, так и внутреннем рынках. Будут предприниматься меры по улучшению экологической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Газовая промышленность обладает достаточными запасами газа, позволяющими поддерживать и даже наращивать уровень его добычи. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию этой отрасли сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Эффективность функционирования этой отрасли будет повышена за счет: * создания системы сбора, транспортировки и переработки попутного нефтяного газа; * проведения реконструкции Единой системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности, развития системы подземных хранилищ; * подготовки к разработке и освоению нового газодобывающего региона - полуострова Ямал. Будет повышаться доля газа в топливном балансе страны. Развитие угольной промышленности в среднесрочной перспективе будет определяться активной работой по ее реструктуризации: * созданием конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих удовлетворение спроса на угольную продукцию при снижении финансовой нагрузки на федеральный бюджет; * увеличением объемов открытой добычи угля в восточных районах страны; * постепенным контролируемым сокращением подземной добычи; * закрытием нерентабельных шахт, в первую очередь в Подмосковном, Донецком и Кузнецком угольных бассейнах. Повышение энергетической и экономической эффективности электроэнергетики будет достигаться путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования и увеличения доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла. Другим важнейшим направлением развития электроэнергетики является внедрение на действующих электростанциях, особенно в европейской части Российской Федерации, газотурбинных установок с паровыми котлами, утилизаторами на паровых турбинах взамен устаревших паросиловых установок. Ввод новых конденсационных мощностей будет осуществляться в энергодефицитных в настоящее время регионах. Намечается сохранение объема выработки электроэнергии АЭС при повышении их безопасности, активное использование нетрадиционных видов источников энергии с целью сокращения завоза топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и повышения надежности электроснабжения. Будут продолжены работы по формированию федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии и мощности. В металлургическом комплексе в 1995-1997 годах в целях снижения издержек структурные изменения будут связаны с внедрением прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, а также заменой изношенного оборудования на действующих мощностях. Экономичность и экологичность становятся важнейшими условиями развития данного комплекса, обеспечивающими конкурентоспособность его продукции на внутреннем и мировом товарных рынках. В черной металлургии представляется перспективным внедрение в доменном производстве новых технологий и оборудования, в том числе установок для вдувания пылеугольного топлива. Это позволит снизить материальные затраты, использовать низкокалорийные и некондиционные угли и улучшить качество выпускаемой продукции. Главным направлением модернизации сталеплавильного производства будет замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали на более прогрессивные - конвертерный и электросталеплавильный с установкой оборудования для непрерывной разливки стали, агрегатов внепечной обработки и совмещенной разливки стали с прокаткой листа. Реализация указанных мероприятий обеспечит существенное снижение удельного расхода стали при выпуске готового проката черных металлов. В прокатном производстве основным направлением совершенствования структуры выпуска будет расширение сортамента и повышение качества металлопродукции за счет увеличения масштабов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трубного производства, обеспечивающее расширение сортамента стальных труб и улучшение их качества, что в первую очередь определяется высоким платежеспособным спросом на них со стороны нефтяной и газовой промышленности. В цветной металлургии перспективно укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд, что позволит компенсировать выбывающие мощности и удовлетворять имеющийся спрос на важнейшие виды цветных металлов при обеспечении приемлемого соотношения цена-качество. В ближайшей перспективе ожидается концентрация производства алюминия на эффективных предприятиях, использующих передовые энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование и выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию, а также реорганизация нежизнеспособных, убыточных предприятий. В металлургическом переделе отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий, в том числе чистых автогенных и гидрометаллургических процессов при производстве тяжелых цветных металлов, и применение обожженных анодов и электролизеров нового поколения с повышенной силой тока при выплавке алюминия. Предусматривается также внедрение новых процессов более глубокого обогащения руд, повышение качества подготовленного рудного сырья, а также увеличение выпуска готового проката цветных металлов с использованием в едином технологическом цикле непрерывных и совмещенных процессов. Структурные преобразования будут осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий и внебюджетных финансовых ресурсов. Анализ складывающейся конъюнктуры цен на продукцию металлургической промышленности (сортовой прокат, листовую сталь, заготовку для переката, чугун, стальные трубы, а также на важнейшие виды цветных металлов) позволяет прогнозировать, что в 1995-1997 годах она будет в основном конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В этих условиях производство готового проката черных металлов, стальных труб и цветных металлов в 1996 году стабилизируется на уровне предыдущего года, а в 1997 году ожидается его некоторый рост. В строительной индустрии структурные изменения будут связаны с ростом производства эффективных стеновых материалов, мелкоштучных изделий на основе местного сырья, изделий и конструкций для малоэтажного жилищного строительства и обустройства фермерских хозяйств. Совершенствование структуры цементной промышленности будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим "сухим" способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий, что позволит сократить затраты и повысить конкурентоспособность производимой продукции. В стекольной промышленности повышение конкурентоспособности продукции и снижение издержек производства во многом связано с ростом производства эффективного полированного стекла на расплаве металла, стекла тонких номиналов и стеклопакетов, обеспечивающих повышение теплофизических характеристик строительных конструкций. Реализация намечаемых структурных преобразований и прогнозируемое повышение инвестиционной активности создадут условия для стабилизации работы предприятий строительной индустрии. Качественные отечественные строительные материалы и изделия будут пользоваться на внутреннем рынке преимущественным спросом по сравнению с более дорогими импортными аналогами. В этих условиях в 1996 году ожидается стабилизация выпуска продукции на уровне 1995 года, а в 1997 году - некоторый его рост. В химической, нефтехимической, медицинской, и микро-биологической промышленности целесообразно сосредоточить усилия на повышении конкурентоспособности продукции и изменении в этих целях структуры предложения за счет повышения доли прогрессивных видов химической продукции. В промышленности минеральных удобрений наиболее актуальна модернизация действующего производства, обеспечивающая увеличение выпуска эффективных видов удобрений, переработка отходов производства фосфорных и сложных удобрений, а также организация выпуска новых, и экологически безопасных химических средств защиты растений. Будут расширяться масштабы применения эффективных технологий и оборудования для увеличения выпуска прогрессивных конструкционных пластмасс (поликарбонат, полисульфон и другие), а также полиэтилен-терефталата (сырья для выпуска полиэфирных волокон), что позволит удовлетворить потребности предприятий автомобильной, электротехнической и легкой промышленности. Перспективными направлениями, исходя из ожидаемой структуры спроса, являются: расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей с металлокордом в каркасе и брекере, организация выпуска крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, поставляемых в настоящее время из государств - участников СНГ; остановка производств, использующих энергоемкие процессы, и вывод из эксплуатации действующих мощностей по выпуску неэффективных видов химической продукции; реконструкция мощностей в целях перевода их на использование более дешевого сырья. Сохранение фармацевтической промышленности связано с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам, но более дешевых лекарственных средств при увеличении доли жизненно необходимых медикаментов в общем объеме их выпуска, в том числе препаратов для лечения сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и других заболеваний, что позволит улучшить обеспечение медикаментами населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и частично вытеснить с внутреннего рынка зарубежных конкурентов. Анализ издержек по важнейшим видам продукции позволяет сделать вывод о жизнеспособности производства полиэтилена, смолы ПВХ, полипропилена, каустической и кальцинированной соды, хлористого калия, карбамида, метанола, шин для легковых и грузовых автомобилей, полистирола, аммиачной селитры и синтетического каучука. Поэтому в 1996 году ожидается значительное замедление темпов спада производства этих товаров, а в 1997 году - рост их производства. Вместе с тем цены на продукцию предприятий по производству минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых добавок ограничивают сбыт как на внутреннем, так и внешнем рынках. С учетом складывающихся цен предложения на минеральные удобрения можно ожидать остановки ряда технологических линий, цехов по их производству, а также некоторых предприятий. Несмотря на то, что цены на основной ассортимент химических волокон и нитей вышли на уровень мировых, эта продукция в связи с сокращением производства вискозных волокон и нитей в Европе будет иметь сбыт за рубежом. С учетом прогнозируемого спроса предприятий легкой промышленности в 1996 году ожидается некоторое замедление темпов спада выпуска химических волокон и нитей, а в 1997 году - стабилизация их производства. Аналогичное положение складывается и с производством продукции шинной промышленности. Общий выпуск шин для грузовых и легковых автомобилей в 1996-1997 годах в основном стабилизируется. В лесозаготовительной промышленности наиболее перспективны: развитие в основных лесосырьевых районах заготовки древесины по соответствующей лесоводственным требованиям хлыстовой технологии с максимальным вовлечением в эксплуатацию всех ресурсов, в том числе мягколиственной древесины; внедрение и расширение сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования; развитие производств на основе химической и химико-механической переработки древесины в районах основных лесозаготовок. В деревообрабатывающей промышленности рост эффективности производства и формирование устойчивого рынка сбыта связаны с переходом на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества (конструкционные, клееные и строганые пиломатериалы и заготовки целевого назначения) с защитной обработкой и нормируемой влажности; с созданием новых мощностей по выпуску высококачественных древесных плит, в том числе древесно-волокнистых плит средней плотности и экологически чистых древесно-стружечных плит. В целюлозно-бумажной промышленности перспективны: * рост потребления лиственной и низкокачественной древесины, а также древесных отходов; * расширение использования современных высокоэффективных ресурсосберегающих и экологичных технологий в производстве полуфабрикатов, бумаги и картона, повышение качества и конкурентоспособности продукции; * осуществление мероприятий по охране окружающей среды в зоне действия крупных целлюлозно-бумажных предприятий. Реализация намечаемых мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса. Анализ конкурентоспособности отдельных видов лесобумажной продукции с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин свидетельствует, что в 1995-1997 годах будут экономически выгодны поставки на экспорт товарной целлюлозы, пиломатериалов и хвойной деловой древесины (на западный и восточный рынки), лиственной древесины из европейской части России и Тюменской области (на западный рынок), а также газетной бумаги. Одним из направлений стабилизации работы предприятий лесопромышленного комплекса будет восстановление между ними взаимовыгодных хозяйственных связей, что позволит восстановить и развить лесозаготовительные мощности и на этой основе обеспечивать поставки целлюлозно-бумажным предприятиям древесного сырья в необходимых количествах при снижении трансакционных издержек. С учетом спросовых ограничений внутреннего и внешнего рынков в 1996 году можно ожидать снижения производства лесобумажной продукции, хотя и в меньших размерах, чем в предыдущие годы, а в 1997 году - его стабилизации. В машиностроении и металлообработке с учетом оценки платежеспособного спроса целесообразно осуществить: * расширение производства современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей, в том числе для интенсификации добычи нефти и газа, повышения нефтеотдачи пластов, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах; * совершенствование структуры выпуска грузовых автомобилей по потребляемому виду топлива и грузоподъемности за счет увеличения в общем объеме производства удельного веса автомобилей с дизельными двигателями, в том числе для осуществления международных перевозок грузов, малотоннажных и специализированных автомобилей ; * создание и развитие производства конкурентоспособного станочного оборудования и инструмента; * расширение производства современных воздушных, морских и речных судов, автобусов и других транспортных средств; * расширение ассортимента строительных и дорожных машин, в том числе для малоэтажного и коттеджного строительства; * насыщение внутреннего рынка широкой гаммой современного полиграфического оборудования, включая машины для переработки текстовой и иллюстрированной информации; * развитие производства современных контрольно-кассовых машин для объектов малого бизнеса, торговли и бытового обслуживания, в том числе со считыванием штрихового кодирования и кредитных карт; * снижение издержек на производство и расширение ассортимента сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, в том числе для малых предприятий, фермерских хозяйств, а также технологического оборудования для торговли и общественного питания, текстильной и легкой промышленности. Анализ конъюнктуры рынка показывает, что в краткосрочном периоде будут конкурентоспособны на внутреннем рынке тракторы, грузовые автомобили всех марок, экскаваторы, погрузчики и автогрейдеры, некоторые другие виды машин, механизмов и оборудования, наручные часы. Правительство Российской Федерации считает необходимым оказывать поддержку авиационной промышленности, атомному машиностроению, космической программе, учитывая хорошие перспективы их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Вместе с тем технический уровень и затраты на производство предприятий, выпускающих асинхронные электродвигатели, автомобильные аккумуляторные батареи, токарные станки, формовочные прессы и другие виды машин и оборудования, не позволят им сохранить свои позиции на рынке. В 1997 году ожидаются стабилизация производства отдельных видов машиностроительной продукции и начало роста этого производства. Оборонная промышленность. В сложившейся ситуации в ближайшие годы в рамках государственных расходов на содержание армии и закупку вооружений Правительство Российской Федерации намерено решать следующие задачи: * сохранение материально-технического снабжения армии на уровне, не подрывающем ее боеспособности в наиболее вероятных вариантах военных действий; * недопущение разрушения временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного и научно-технического потенциала оборонной промышленности; * обеспечение процесса разработки новейших образцов вооружений и военной техники как основы модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение на данном переходном этапе перечисленных задач позволит по мере создания и реализации в Российской Федерации предпосылок экономического роста разработать отвечающие ее реальным возможностям и потребностям программы вооружений и мобилизационные планы на основе развертывания производственных мощностей новейшего технологического уровня. 1995 год должен стать этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию разработки и производства вооружений и военной техники на ограниченном количестве предприятий. Это позволит устранить ситуацию, при которой сравнительно небольшой объем государственного финансирования распределяется среди избыточного количества предприятий и организаций оборонной промышленности и приводит к всеобщему недофинансированию и, как следствие, всеобщему распаду. Реализация этого направления позволит сконцентрировать лучшие ресурсы военного научно-технического и производственного потенциала. Этому будут способствовать меры государственной поддержки по перемещению в точки концентрации опытно-конструкторской и производственной базы, а также соответствующих кадров (включая предоставление жилья и т.п.). Одновременно будет пересмотрена загрузка хозрасчетных предприятий Министерства обороны Российской Федерации с ликвидацией нерентабельных производств и переводом большей части работ по ремонту военной техники на предприятия-изготовители. Концентрацию оборонного заказа на ограниченном количестве предприятий следует рассматривать как временную меру, применяемую в кризисный период. По мере стабилизации экономической ситуации будет осуществлен переход к конкурсным принципам проведения оборонных исследований, разработки, опытного и серийного производства. В целях реализации реформы предприятий оборонной промышленности в кратчайшие сроки будут начаты переоформление и перерегистрация учредительных документов предприятий и организаций оборонной промышленности в соответствии со статусом каждого из них путем: * преобразования в казенное предприятие; * преобразования в государственное предприятие со статусом научно-производственного центра; * выведения из состава оборонной промышленности и акционирования. Необходимо провести неформальную углубленную экспертизу и аудит предприятий и организаций отраслей оборонной промышленности в целях выявления жизнеспособных коллективов исследователей и разработчиков, производств и опытно-конструкторской базы, которые сохранились в условиях резкого и некомпенсированного сокращения государственного оборонного заказа и других источников бюджетного финансирования. Правительство Российской Федерации намерено провести работу по определению перечня научно-технических областей, принципиально важных для поддержания обороноспособности страны и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках вооружений в соответствии с новой военной доктриной и военно-политической ситуацией в мире. Основными принципами государственной политики конверсии военного производства в оборонном комплексе и сопряженных с ним отраслях на ближайшую перспективу станут: * разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля за процессом выделения, расходования и использования государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса; * постепенный перенос акцента с прямых инвестиционных методов государственной поддержки на косвенные; * создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии оборонных предприятий; * более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии; * обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в оборонном комплексе. На основе указанных принципов будет применена следующая система организационных и институциональных мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий: * четкое определение механизма акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного комплекса, доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных заданий; * разработка системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты; * развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов предприятий оборонного комплекса с участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных начал; * максимально возможное рассекречивание необходимой для инвестора информации об объекте инвестиций в оборонном комплексе. В части организационно-финансового обеспечения конверсии предусматривается создать Государственный фонд конверсии оборонной промышленности, аккумулирующий и обеспечивающий непрерывность финансирования (в основном на возвратной основе) программы конверсии. Все это позволит в течение 1995-1997 годов осуществлять программу конверсии на предприятиях оборонного комплекса, перепрофилировать имеющиеся мощности на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции для топливно-энергетического и аграрно-промышленного комплексов, транспорта, связи и других отраслей, а также выпуска широкого спектра современных товаров народного потребления. В легкой промышленности анализ конъюнктуры цен показывает, что в отрасли, хотя и сохранится потенциал конкурентоспособности на внутреннем рынке, основной проблемой останется необходимость снижения издержек производства и расширения ассортимента продукции. Поэтому в отраслях легкой промышленности важнейшими направлениями структурной политики станут: * реконструкция и техническое перевооружение предприятий, которые создадут условия для переработки отечественного сырья с высокой эффективностью и обеспечат выпуск конкурентоспособной продукции; * перепрофилирование высвобождаемых мощностей на выпуск трикотажных и швейных изделий; * организация переработки прядильными предприятиями выпускаемой пряжи в готовые трикотажные изделия; * расширение ассортимента изделий легкой промышленности и увеличение предложения широкоразмерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи, а также качественных тканей и трикотажных изделий на основе применения новых технологий с использованием льноволокна; * совершенствование инфраструктуры рынка товаров легкой промышленности путем осуществления мер по ускорению товаро-продвижения путем развития межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок; * разработка комплекса мер по ограничению недобросовестной конкуренции, предотвращению нелегального ввоза импортных товаров и повышению действенности системы их сертификации. В агропромышленном комплексе в 1992-1994 годах, несмотря на более низкие по сравнению с другими отраслями народного хозяйства темпы спада производства, нарастали кризисные явления. Результаты хозяйственной деятельности за 1994 год оказались наихудшими за весь период экономической реформы прежде всего в зерновом и свеклосахарном производстве, рыбном хозяйстве. Устойчиво снижается производственный потенциал отрасли: снижается плодородие земель, ухудшается состояние племенного дела и семеноводства, сокращается парк техники, стареют оборудование и рыбопромысловые суда, теряют квалификацию кадры. Сельскохозяйственные производители с трудом адаптируются к жестким финансовым и спросовым ограничениям и другим объективным трудностям переходного периода. Острота кризисных явлений в сельском хозяйстве имеет объективную основу. Во-первых, сельское хозяйство является сезонным производством, что делает его наиболее уязвимым для инфляции. Во-вторых, немонопольная по своему характеру отрасль в хозяйственной деятельности постоянно должна противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально-технических ресурсов. В условиях, когда в стране в целом не достигнута финансовая и макроэкономическая стабильность, сельское хозяйство несет существенные потери, связанные с диспаритетом цен, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием, неплатежами. Агропромышленный комплекс в 1995-1997 годах будет нуждаться в поддержке со стороны государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Политика Правительства Российской Федерации будет направлена на преодоление отставания социальной инфраструктуры на селе, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе эффективной предпринимательской деятельности, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночных условиях. Исходя из сложившейся ситуации выделяются следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе: * завершение преобразования земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; формирование институтов земельного рынка; * поддержка разнообразных интегрированных агропромышленных формирований, включая перерабатывающие и обслуживающие предприятия; * кооперирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание ими кооперативов по производству, переработке и сбыту продукции, агросервису, взаимному кредиту и страхованию; * проведение санирования и реорганизации сельскохозяйственных предприятий - несостоятельных должников, обобщение и распространение опыта реорганизованных сельскохозяйственных предприятий; * организация продажи акций приватизируемых перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также вторичной эмиссии акций ранее приватизированных предприятий с размещением их среди сельскохозяйственных товаропроизводителей; * сохранение значительной доли государственного сектора в области семеноводства, племенного животноводства, внедрение передовых технологий, организация научных исследований; * развитие рыночной инфраструктуры путем создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее производства, формирования оптовых продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья. Для обеспечения намечаемых структурных преобразований предусматривается задействовать эффективный механизм государственной поддержки аграрного сектора по следующим основным направлениям: * финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, организации ветеринарного обслуживания; проведение фундаментальных научных исследований, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространения вредителей растений и охрану окружающей среды; * дотирование развития элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства; * осуществление инвестиционной политики, направленной на реализацию высокоэффективных проектов, в том числе с использованием государственных инвестиционных ресурсов, распределяемых преимущественно на конкурсной основе; * стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность агропромышленного комплекса; * оказание помощи становлению и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств; * формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета; * осуществление залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией; * развитие системы фьючерсных и форвардных контрактов; * дальнейшее сокращение степени государственного воздействия на процессы преобразования в агропромышленном комплексе; * в целях сокращения диспаритета цен применение закупочных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые для государственных федеральных нужд, и залоговых цен; * совершенствование налоговой политики, ориентация ее на стимулирование повышения эффективности сельскохозяйственного производства; * повышение уровня таможенной защиты отечественных производителей продовольственных товаров с целью достижения баланса на рынке импортного и отечественного продовольствия; * улучшение кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций агропромышленного комплекса, привлечение в аграрный сектор коммерческого капитала путем создания сельскохозяйственных кооперативных и других банков; * выравнивание условий жизни в городе и деревне за счет осуществления целевых программ по электрификации и газификации села, дорожному строительству; * постепенное осуществление передачи объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий на балансы органов местного самоуправления. Важное значение придается тому, чтобы указанные меры были направлены в первую очередь на поддержку эффективно работающих сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью предусматривается создание такого механизма предоставления агропромышленным предприятиям бюджетных средств и других видов государственной поддержки, который обеспечивал бы адресное распределение ресурсов (преимущественно на конкурсной основе) при условии обязательного обоснования потребности в них и эффективности программ. Перспективными направлениями структурной перестройки в области транспорта и связи в среднесрочном периоде будут: В области транспорта: * приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок; * развитие и улучшение состояния сети транспортных коммуникаций, пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, прежде всего для пассажирских перевозок; * повышение уровня безопасности движения и сохранности грузов при перевозках. Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы будет осуществляться путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержка пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет средств местных бюджетов. Институциональные преобразования на транспорте общего пользования будут направлены на более эффективное решение задач по поддержанию транспортных систем и на сокращение непроизводительных издержек при перевозках. Преобразования в области воздушного транспорта будут направлены на интеграцию мелких авиакомпаний и аэропортов в предприятия, объединенные на основе регионального принципа. В области связи и информатики: * техническое перевооружение и реконструкция электросвязи на базе современных цифровых систем, расширение новых видов услуг связи (волоконно-оптические системы, телефакс, видеотекст, подвижная сотовая телефонная связь и другие); * развитие системы спутниковой связи и вещания для распространения программ радиовещания и телевидения, а также телефонизации по всей территории Российской Федерации, включая удаленные и труднодоступные районы; * автоматизация и механизация предприятий почтовой связи; * развитие микроэлектроники, внедрение в различных областях экономики новых информационных технологий, средств и систем информатизации. 5.5. Инновационная и научно-техническая политика Важнейшим условием успешной реализации намеченных структурных преобразований в экономике и создания предпосылок для последующего подъема является проведение государством эффективной инновационной и научно-технической политики. Основными задачами, решаемыми в среднесрочный период в инновационной и научно-технической сферах, будут ликвидация устаревших и формирование современных технологических укладов в отраслях народного хозяйства и промышленности, стабилизация ситуации в сфере науки и структурная перестройка фронта научных исследований. Для их решения необходимы: * разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную и научно-техническую деятельность, структурное реформирование научной сферы, привлечение инвестиций в сферу науки и техники; * поддержка фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих получение новых знаний, создание, освоение и распространение техники и технологий, приводящих к кардинальным изменениям в технологическом базисе отраслей народного хозяйства; * научно-техническое обеспечение жизненно важных направлений по реализации социальных целей общества (развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды и др.); * концентрация средств федерального бюджета и иных источников финансирования на развитии приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований с учетом стратегических, экономических и социальных интересов Российской Федерации, постепенное увеличение доли расходов федерального бюджета, направляемых на финансирование науки; * расширение сферы деятельности бюджетных и внебюджетных фондов, введение системы возвратного, а также долевого финансирования научных исследований; * разработка мер экономического и организационного характера, направленных на ускорение адаптации науки и ее интеграции в новые экономические условия; * совершенствование системы координации и управления в сфере научной деятельности, в том числе между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; * усиление социальной защиты ученых и исследовательских коллективов, создание системы действенных стимулов для закрепления исследователей в сфере науки, оказание целенаправленной поддержки молодым ученым; * развитие научной инфраструктуры, включая формирование и обеспечение эффективного функционирования научно-технических центров, создание технополисов, технопарков, бизнес-центров, информационных систем; * углубление международного научно-технического сотрудничества, привлечение иностранных инвестиций, дальнейшее развитие работ по совершенствованию законодательной базы научно-технического сотрудничества, активизация деятельности по созданию единого научно-технического пространства государств - участников СНГ; * совершенствование государственной статистической отчетности в области науки и техники. РАЗДЕЛ 6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 6.1. Основные направления внешнеэкономической политики в 1995-1997 годах Либерализация внешнеэкономической деятельности является ключевым элементом в реализации основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации. Реформы во внешнеэкономической сфере, проводившиеся в последние годы, были нацелены прежде всего на более эффективное включение Российской Федерации в систему международного разделения труда и на формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными странами. В настоящее время внешнеэкономическая деятельность базируется на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство. В основе этого механизма лежат ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта специфических товаров, продукции военного и двойного назначения, а также товаров, поставляемых в рамках международных обязательств России, обязательная продажа 50 процентов валютной выручки экспортерами и использование таможенного тарифа для финансовой стабилизации и защиты внутреннего рынка от негативного влияния перехода на мировые цены и иностранной конкуренции. Несмотря на ряд издержек и объективно обусловленных отрицательных последствий форсированного "открытия" экономики, можно констатировать, что период "сжатия" внешнеторгового оборота за счет уменьшения идеологического и политического давления на внешнеэкономические связи к 1994 году завершился. Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны является устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта, что позволило значительно ослабить нагрузку на расходную часть федерального бюджета вследствие отмены импортного субсидирования. Тем самым удалось создать предпосылки для выхода из тяжелейшего валютно-финансового кризиса в среднесрочной перспективе. В нынешних условиях помимо решения такой традиционно важной задачи, как развитие экспорта - основного источника валютных поступлений и обеспечения импортных поставок, необходимо осуществлять принципиально новые функции: реализацию рыночной концепции интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей; аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для проведения структурной перестройки экономики и ее сбалансированного роста; обеспечение экономической поддержки внешнеполитических акций Российской Федерации и поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы; защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений. При этом должны быть обеспечены государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности, а также необходимый контроль в этой сфере. Дальнейшее "открытие" экономики страны следует проводить с учетом предшествующего опыта реформы внешнеэкономической деятельности, обеспечивая стыковку систем регулирования внешнеэкономического и внутрихозяйственного комплексов, а также соблюдение интересов экономической безопасности страны. Последовательная либерализация внешнеэкономических связей будет увязываться с мерами по поддержке отечественного экспорта готовой продукции, при этом мероприятия по стимулированию экспорта должны носить согласованный характер по отношению к либерализации. В течение 1995-1997 годов в регулировании экспорта предстоит осуществить переход от ограничительной политики к поощрительной, последовательно содействовать формированию прогрессивной структуры экспорта и создать соответствующую систему его государственной поддержки. Основные усилия государственных органов будут сосредоточены на стимулировании экспорта, особенно экспорта продукции с высокой степенью обработки. В этих целях Правительство предусматривает: * принять в ближайшее время Федеральную программу развития экспорта и приступить к ее реализации; * на базе созданного Росэксимбанка развивать системы кредитования и страхования экспорта. В начале 1995 года в целях регулирования внешнеэкономической деятельности уже осуществлен ряд важных мероприятий: * отменено квотирование экспорта, за исключением экспортных поставок в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации; * ликвидирован институт спецэкспортеров; * прекращены экспортные поставки для федеральных государственных нужд, имеющие целью извлечение дохода из разницы между мировыми и внутренними ценами. В ближайшее время Правительство Российской Федерации намерено осуществить ряд дополнительных мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, в частности: * внедрить конкурсный механизм определения экспортеров, осуществляющих поставки в рамках межправительственных обязательств Российской Федерации; * осуществить по мере выравнивания внутренних и мировых цен снижение экспортных пошлин в 1995 году, а в дальнейшем - и полную их отмену; * усилить контроль за внешнеэкономической деятельностью на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля, а в перспективе объединить информационные системы контроля за репатриацией валютной выручки Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Банка России, что позволит сконцентрировать усилия на обеспечении максимального поступления в страну валюты от экспорта. Либерализация внешнеэкономической деятельности должна сопровождаться неукоснительным исполнением участниками внешнеэкономических связей соответствующих нормативно-правовых актов, в связи с чем необходим эффективный контроль со стороны государства за исполнением действующего законодательства. Регулирующая роль государства будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ГАТТ/ВТО. В качестве общего правила предполагается отменить количественные ограничения по экспортно-импортным операциям Российской Федерации. Нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на экспорт и импорт, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации. Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то после отмены с 1 января 1995 г. экспортных квот они будут использоваться только в случаях, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации. Правительство не предусматривает введения никаких новых мер, ни формальных, ни фактически осуществляемых по ограничению экспорта, в том числе по принудительному контролю качества экспортируемых товаров и цен на них, а также по обязательным поставкам на внутренний рынок. Экспорт товаров на государственные нужды будет осуществляться только в рамках заключаемых межправительственных соглашений, которые не должны включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и налогов, за исключением уже существующих в соглашениях с республиками бывшего СССР, а также обязывающих положений. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено внутренние закупки производить на конкурсной основе, международные цены в соглашениях такого рода устанавливать на мировом уровне, а любые дотации четко предусматривать в федеральном бюджете. Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым, или их близких заменителей потребуется введение защитных мер, то они будут основаны на цене, точно определены, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ГАТТ/ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей. Не будет вводиться институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство Российской Федерации обеспечит соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам. В целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета все льготы по импортным пошлинам, за исключением перечисленных в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" и других законах, будут отменены. В 1995 году Правительство Российской Федерации введет единую минимальную ставку импортной пошлины посредством повышения ее до 5 процентов для всех товаров, за исключением ограниченного ряда товаров, к которым применяются нулевые ставки. Все остальные ставки будут приведены к ближайшему числу, кратному 5. Одновременно будут понижены максимальные тарифные ставки на определенные импортные товары и снижен, таким образом, разброс по уровню импортных пошлин. В 1996 году Правительство Российской Федерации намерено начать замену большей части ставок, превышающих 30 процентов, внутренними акцизными сборами. До 1 октября 1995 года Правительство Российской Федерации пересмотрит специфические ставки импортных пошлин, снизив их таким образом, чтобы они не превышали эквивалентных ставок в процентах к цене товара. Кроме того, никакие дальнейшие изменения импортных ставок не должны привести к повышению средневзвешенной ставки. Правительство Российской Федерации опубликует план дальнейшего постепенного снижения импортных пошлин в течение 3-5 последующих лет, основой которого станет снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины не менее чем на 20 процентов к 1998 году и на 30 процентов - к 2000 году при максимальной ставке соответственно в 20 процентов и 15 процентов. В целях замены специфических ставок импортных пошлин ставками в процентах к цене товара Правительство Российской Федерации в 1996 году еще раз рассмотрит целесообразность шагов в этом направлении. В 1995 году Правительство Российской Федерации завершит процесс гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары. Правительство Российской Федерации не будет вводить или ужесточать ограничения платежей и переводов по текущим международным операциям и на импорт для целей платежного баланса, вводить или видоизменять практику использования множественных обменных курсов либо устанавливать системы двусторонних платежей, которые не соответствуют статьям Соглашения с Международным валютным фондом. Важной задачей является достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений в отношении России и недопущение их в будущем. Для реализации этой задачи Правительство Российской Федерации намечает последовательно и целенаправленно работать над вступлением Российской Федерации в ГАТТ/ВТО, обеспечить соответствие законодательства Российской Федерации (в том числе вновь принимаемых актов) международным нормам и принципам, а также реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, договоренностей с США и другими странами. В целях совершенствования системы валютного регулирования, стабилизации валютного рынка и укрепления национальной денежной единицы Правительство Российской Федерации намерено: * осуществлять поэтапный переход к режиму полной внутренней конвертируемости рубля; * совершенствовать систему валютного контроля. С 1 января 1994 г. введен контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров. Для выполнения данной задачи создана сеть компьютерной связи между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и банками, уполномоченными осуществлять расчеты по экспорту. Следующим этапом совместной работы Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации будет введение в середине 1995 г. контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров, что, по предварительной оценке, позволит сократить потери страны примерно на 3-4 млрд.долларов США в год. Меры по созданию системы валютного контроля будут приниматься в 1995-1997 годах на фоне общего улучшения инвестиционного климата и экономической ситуации в целом, что позволит к концу указанного периода в основном приостановить "бегство" капитала из страны и создать условия для возврата резидентами части средств, ранее размещенных за границей. 6.2. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ За период, прошедший с момента подписания Договора о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.), ситуация в СНГ претерпела существенные изменения. В государствах Содружества заметно окрепло понимание безальтернативности взаимных связей, по крайней мере, на обозримую перспективу. Идеи сближения находят все большую поддержку в широких кругах общественности, в сознании которой период становления самостоятельных государств ассоциируется в основном с глубоким экономическим кризисом, резким обострением социальных проблем. Поэтому взаимодействие со странами Содружества становится все более конструктивным. Разработаны механизмы, с помощью которых предполагается постепенно устранить основные барьеры на пути торгово-экономического сотрудничества в виде тарифных и нетарифных ограничений, неплатежей между хозяйствующими субъектами. На это нацелены многосторонние соглашения о зоне свободной торговли и создании тройственного (Россия, Беларусь, Казахстан) Таможенного союза, многостороннее соглашение о Платежном союзе. Определенную организующую роль призван сыграть Межгосударственный экономический комитет (МЭК), решение об учреждении которого одобрено Советом глав государств 21 октября 1994 года. Вместе с тем было бы явно преждевременным оценивать современное состояние сотрудничества в целом. Происходит дальнейшее свертывание взаимного товарооборота. Доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась примерно до 20 процентов (в 1990 году - 60 процентов). Эта тенденция сохранится и в 1995 году (по прогнозу, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья возрастет на 3,8 процента, а со странами СНГ сократится на 20-30 процентов). Хроническим явлением стало невыполнение достигнутых соглашений по взаимным поставкам товаров. При этом Российской Стороной они обеспечиваются в большем объеме, чем партнерами по СНГ. Торговые отношения России со странами СНГ не сбалансированы: в 1993 году превышение вывоза над ввозом составило 38 процентов, в 1994 году - 31 процент. В 1995 году степень несбалансированности торговли в целом, видимо, несколько сократится, но само по себе это явление останется экономически весьма значительным. Крайне неудовлетворителен темп реализации соглашений, касающихся формирования нового механизма сотрудничества. Нередко интеграционные по сути проекты встречают сопротивление партнеров по СНГ. Основные интересы России в ближнем зарубежье на период 1995-1997 годов. Объективно существуют три группы интересов России в ближнем зарубежье, на реализацию которых в среднесрочном периоде должна быть нацелена проводимая ею политика: * геополитические и военно-стратегические; * экономические, гуманитарные и экологические; * интересы, связанные с защитой этнических россиян. Геополитические и военно-стратегические интересы России заключаются прежде всего в формировании благоприятного, дружественного государственного окружения на постсоюзном пространстве странами, политически стабильными и экономически благополучными. Позитивное решение этой проблемы - приоритетная стратегическая задача, важное звено гарантированного обеспечения национальной безопасности России. Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимозависимостью с государствами - бывшими республиками СССР. Экономическая политика России в отношении стран ближнего зарубежья в 1995-1997 годах будет направлена на: * развитие и рационализацию кооперационных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения; * сохранение ведущего положения на рынке СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции; * обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики; * гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаропотоки России в третьи страны; * кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производительных сил. Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе. Нормализация на взаимовыгодной основе отношений с бывшими республиками СССР необходима и для решения гуманитарных и социальных проблем проживающего там русскоязычного населения. Основная задача России в этой области - обеспечить по отношению к этому населению твердое соблюдение общепринятых принципов и норм международного права в области прав и свобод человека. В политическом и гуманитарном отношении важно также сохранять практику тесного межнационального общения, культурного и информационного обмена, свободу передвижения и контактов населения России и государств ближнего зарубежья. Необходимо восстановить роль России как ведущего центра подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-конструкторских разработок в постсоюзном пространстве. Реализация экономических интересов России в ближнем зарубежье и проведение соответствующей политики основываются на признании политической суверенности стран - участниц Содружества, а также выраженных ими интеграционных намерений и будут осуществляться в соответствии со следующими основными принципами: * углубление экономического сотрудничества и перерастание его в подлинно интеграционные отношения, осуществляемые лишь на добровольной основе и поэтапно, с использованием как двусторонних соглашений, так и многосторонних договоренностей, с соблюдением баланса интересов стран, обеспечением недопустимости нанесения экономического ущерба партнерам при гибких и дифференцированных подходах, учитывающих их заинтересованность и готовность к сотрудничеству, эффективность намеченных проектов; * активная позиция России в усилении экономической консолидации стран Содружества, включающая в себя твердость в отстаивании своих экономических интересов, прежде всего в последовательном отказе от роли финансового донора; * оказание при необходимости помощи какой-либо из стран Содружества в разумных пределах целевым назначением, с ясными экономическими последствиями и при ответственности принимающей помощь стороны; * создание условий для налаживания горизонтальных связей между субъектами рынка, использование новых форм экономического сотрудничества - совместных предприятий, транснациональных производственных, коммерческих и финансовых структур. |