основных задач социально-экономического развития; * содействовать восстановлению нарушенных и формированию новых рациональных межгосударственных и межрайонных экономических связей; * развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; * сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов - субъектов Российской Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий; * решить острые социально-экономические проблемы регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов, восстановить хозяйственный потенциал Чеченской Республики; * удержать в социально безопасных рамках уровень безработицы в крупных центрах и индустриальных районах; * принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих для этого необходимые предпосылки. Правительство Российской Федерации будет использовать разнообразные формы и методы государственного воздействия при практическом осуществлении задач региональной экономической политики. Основными формами этого регулирования являются: * использование федерального бюджета и других источников для перераспределения финансовых ресурсов между регионами; * осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации; * размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Каждая федеральная целевая программа должна иметь детально разработанный территориальный разрез. Основная часть мероприятий Правительства, оказывающих воздействие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие его интересам комплексного социально-экономического развития Российской Федерации. Так, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым (20 процентов) участием государства важно учитывать их влияние на социально-экономическую ситуацию в конкретных регионах (создание рабочих мест, развитие социальной сферы и т.д.). По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения. В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации международных экономических связей Российской Федерации в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и других "точек роста". Всемерное вовлечение во внешнеэкономические связи регионов Российской Федерации - необходимое условие их социальноэкономического развития, формирования экспортной базы, создания конкурентоспособных производств. При этом совместная работа федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна обеспечить: * координацию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе с целью максимальной реализации их экспортного потенциала; * формирование и реализацию межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности; * выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей, затрагивающих интересы соответствующих субъектов Российской Федерации. Для успешной реализации государственной региональной экономической политики предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно-экономических норм, научно-технических и проектных работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития. В 1995-1997 годах намечается: * подготовить нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления; * разработать проект закона о субъекте Российской Федерации; * законодательно-нормативно закрепить процедуру оказания мер государственной поддержки регионам; * пересмотреть структуру подразделений федеральных служб в регионах и размещение их; * шире использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, территориальные финансово-промышленные группы и другие); * обеспечить единое нормативно-правовое пространство для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации; * разработать и внедрить систему мониторинга и научных прогнозов финансово-экономического и социального развития регионов России с учетом требований рыночной экономики. Приоритетными направлениями действий Правительства на 1995-1997 годы являются укрепление экономического единства страны и поддержка регионов, оказавшихся в наиболее тяжелой экономической ситуации. 8.3. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции Основы экономического механизма федеративных отношений в России, заложенные на предшествующем этапе политических, правовых и экономических реформ, будут развиваться в направлениях совершенствования бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между бюджетами различных уровней. Будут создаваться условия, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов, в расширении финансовых возможностей федерального бюджета. Деятельность Правительства Российской Федерации будет направлена на создание такого механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации, который обеспечивал бы свободу предприятий различных форм собственности и не допускал административных ограничений в перемещении товаров, финансовых ресурсов, рабочей силы между регионами. Должны учитываться интересы регионов при принятии решений, касающихся управления федеральной собственностью, находящейся на их территории. В процессе реформирования налогово-бюджетной системы будет усилена роль рентных платежей при справедливом распределении экономического эффекта от природопользования между бюджетами всех уровней. Развитие общероссийской и межрегиональной производственной инфраструктуры останется приоритетной областью инвестиционной деятельности государства. В то же время Правительство Российской Федерации будет создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных, для развития теле- и транспортных коммуникаций федерального и межрегионального значения. Принимая во внимание, что основные элементы федеральной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, главные телекоммуникации и т.п.) являются естественными монополиями, Правительство Российской Федерации будет осуществлять контроль за их экономической деятельностью, в том числе над ценообразованием. Сохранится контроль органов исполнительной власти за формированием железнодорожных тарифов, особенно на тех транспортных направлениях, где уровень тарифов существенно ограничивает производственную деятельность регионов и межрегиональные связи. В частности, будет продолжено сдерживание роста тарифов на железнодорожные перевозки на Дальний Восток на расстояния свыше 3000 километров. Правительство будет поддерживать региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, располагающие большими возможностями объединения усилий территорий. Государственным органам и ассоциациям целесообразно сосредоточить совместную деятельность на подготовке и реализации целевых программ, использовании преимуществ межрегиональной интеграции, создании эффективных форм хозяйствования, формировании территориально-производственных комплексов и "точек роста", поддержке предпринимательства, создании при необходимости совместной собственности. 8.4. Поддержка проблемных регионов Особое внимание государство будет уделять проблемным регионам, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения. Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом. На развитие экономической базы отстающих регионов потребуются значительное время и активная поддержка государства, прежде всего в вопросах привлечения в эти регионы инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов будет оказываться социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Депрессивные районы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Российской Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Российской Федерации. Предусматривается разработка специальной федеральной программы по социально-экономическому развитию депрессивных районов, выделение в федеральных бюджетах на 1996-1997 годы необходимых средств для ее финансирования. Предусмотренные нормативно-законодательными актами методы и механизмы поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействие инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовка кадров и т.д. с целью облегчения доступа предприятий и населения этих регионов к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи будут являться основной формой поддержки депрессивных регионов. В связи с этим при разработке программы будет проведена полная инвентаризация такого рода механизмов, оценена эффективность их действия и определены возможности сосредоточения их применения преимущественно (или исключительно) в депрессивных регионах. В связи с этим предполагается: * обеспечить для предприятий депрессивных регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок; * пересмотреть преференциальный (льготный) порядок рассмотрения заявок на получение государственных кредитов (в том числе конверсионных); * предоставлять налоговый кредит в первоочередном порядке (в случаях его отмены сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов). Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, предусмотренных федеральными программами развития производственной инфраструктуры, имея в виду: * создание условий для дополнительного привлечения средств фондов занятости, используемых для переподготовки кадров, финансирования общественных работ и т.п.; * предоставление высвобождаемым работникам промышленных предприятий целевых кредитов на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков); * предоставление кредитов населению на получение образования (в том числе высшего), переквалификацию и т.д. При введении новых форм поддержки структурной перестройки будет обеспечиваться их ориентация на первоочередное применение (отработку) в депрессивных регионах (в первую очередь на сохранение и создание новых рабочих мест). Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов. Народное хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического и горно-промышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации. Особое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для коренных народностей Севера, обеспечению жизнедеятельности населения индустриальных центров, совершенствованию системы завоза товаров, переселению избыточного населения в районы, более благоприятные для проживания. Необходимо в 1995 году доработать и принять федеральную программу социально-экономического развития районов Севера. Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предопределяет необходимость принятия специальных целевых федеральных программ социально-экономического развития этих регионов, укрепления их транспортных связей с центральной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях. Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье России глубоко интегрировано с сопредельными зарубежными территориями в экономическом, культурно-этническом и демографическом плане. Поэтому посредством правовых и экономических инструментов будет поощряться стремление приграничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними областями Республики Казахстан, Украины, Республики Беларусь, других республик бывшего СССР. Учитывая прогресс в вопросах создания общего экономического пространства СНГ, намечается подготовить на межгосударственной основе предложения по нормативно-договорному оформлению приграничного сотрудничества по вопросам координации и регулирования транспортных, торговых, медицинских, культурных, информационных и других связей с прилегающими зарубежными регионами, совместного решения экологических проблем, правоохранительной деятельности и др. В предстоящий период будет законодательно определен статус проблемных регионов разного типа. ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" Mакроэкономический прогноз развития экономики в 1995-1997 годах Прогноз развития экономики на 1995-1997 годы исходит из положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". Основной вариант прогноза предполагает, что ход решения поставленных задач не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации, мировой экономической и политической конъюнктуры или другими неблагоприятными факторами. При этих условиях ожидается успешное осуществление основных целей Программы и прежде всего достижение макроэкономической финансовой стабилизации уже к концу 1995 года. В случае возникновения более жестких внешнеэкономических факторов и внешнеэкономических ограничений возможно смещение в область неблагоприятных условий развития с более медленным выходом экономики на целевые ориентиры Программы, что нашло отражение в параметрах второго варианта. Расчеты по первому варианту предполагают возможность успешной реализации мер в сфере кредитно-денежного регулирования по достижению финансовой стабилизации и снижению инфляции до 15-20 процентов в год. Устойчивое и последовательное снижение темпов инфляции повысит стабильность и предсказуемость экономической ситуации, сделает невыгодными задержки платежей, повысит доступность кредитов, сдержит рост задолженности и улучшит финансовое положение эффективно работающих предприятий. Нормализация платежных расчетов в условиях низкой инфляции исключит необходимость компенсации хозяйствующими субъектами потерь в доходах вследствие их обесценения. Можно ожидать, что этот фактор окажет понижающее воздействие на динамику инфляции издержек. Улучшатся характер и структура внутреннего спроса, стабилизируются сбережения. Расширится поле рентабельных инвестиционных проектов. Рост инвестиционного спроса и снижение относительной эффективности непроизводительных сфер приложения капиталов (за исключением покупки государственных ценных бумаг) приведут к перераспределению ресурсов в реальный сектор экономики. В результате в 1995 году существенно замедлится спад инвестиций, а в 1996-1997 годах можно ожидать их стабилизации и роста. Оживление инвестиционной деятельности будет способствовать модернизации и обновлению основных производственных фондов. На этой основе возрастет конкурентоспособность выпускаемой продукции, что инициирует процессы стабилизации общего объема производства и переход в режим роста. Предварительные прогнозные оценки развития экономики на 1995-1997 годы (Вариант 1) ------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ ------------------------------------------------------------------ Темпы прироста потребительских цен, процентов в среднем за месяц 5,0 1,5 1,0 декабрь к декабрю 80 20 15 в среднем за год 160 30 20 Темпы к предыдущему году, процентов валовой внутренний продукт 92-94 98-102 101-104 промышленность 93-95 98-102 100-104 капитальные вложения 86-88 99-103 105-110 сельское хозяйство 94-96 97-99 100-104 В начале среднесрочного периода наиболее привлекательными объектами приложения капиталов (как отечественных, так и иностранных) останутся главным образом экспортоориентированные добывающие отрасли. Это связано с запасом рентабельности, закладываемым инвесторами при расчетах окупаемости капитальных вложений, что определяется ограниченным внутренним спросом и отсутствием уверенности экономических агентов в стабильности снижения темпов инфляции. Вместе с тем переход в 1996-1997 годах к 1-2-процентной инфляции (в среднемесячном исчислении) позволит повысить надежность принимаемых экономическими агентами инвестиционных решений и расширить отраслевой спектр осуществляемых инвестиционных проектов. Можно ожидать, что в первую очередь в этот круг войдут ориентированные на внешний спрос предприятия обрабатывающих отраслей. Таким образом, к концу среднесрочного периода возрастет дифференциация финансовых и производственных результатов работы предприятий реального сектора экономики, будет создана среда, способствующая осуществлению крупномасштабных структурных преобразований в экономике страны. При оживлении производства в 1997 году увеличатся реальные доходы предприятий, населения и бюджета, что создаст основу для повышения стабильности спроса со стороны государства и сокращения бюджетного дефицита до 3-4 процентов валового внутреннего продукта. При таком размере бюджетного дефицита улучшаются условия для его покрытия за счет внутренних и внешних заимствований. Улучшение общеэкономической ситуации создаст основу для эффективного регулирования валютного курса рубля, обеспечивающего устойчивость внешнего спроса. Переход экономики в режим роста при низкой инфляции позволит при повышении инвестиционной активности сохранить потребление населения, обеспечивать его последующее расширение. Структура использования валового внутреннего продукта (Вариант 1, в ценах 1994 года, процентов) ------------------------------------------------------------------ ¦ ¦1994 год*¦1995 год¦1996 год¦1997 год¦ ------------------------------------------------------------------ Валовой внутренний продукт 100 100 100 100 Расходы на конечное национальное потребление 68 68 70 70 в том числе: домашних хозяйств 42 43 44 44 государственных учреждений и некоммерческих организаций 26 25 26 26 Валовое национальное накопление 29 26 26 28 Чистый (за вычетом импорта) экспорт продуктов и услуг 3 6 4 2 _____________________________ * Оценка Минэкономики России. Расчеты по второму варианту предполагают усиление влияния факторов, препятствующих достижению финансовой стабилизации и эффективной реализации мероприятий Программы Правительства Российской Федерации. В этом случае может быть ослаблен антиинфляционный потенциал мер в области кредитно-денежного регулирования и обострится влияние на динамику инфляции факторов, связанных с процессами трансформации структуры внутренних цен, сближения их с мировыми, а также с эффективностью использования производственных мощностей. Соответственно сдвигаются сроки достижения целевых ориентиров Программы. Процесс формирования новых соотношений внутренних цен не завершился. Сохраняются относительно низкие сравнительно с мировыми цены на энергоносители и электроэнергию, сельскохозяйственное сырье, тарифы на железнодорожные перевозки, а также на оплату жилья и коммунальные услуги, динамика которых ограничивается особенностями внутреннего спроса. При этом в настоящее время издержки производства российских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, в большинстве случаев реально выше, чем у их иностранных конкурентов. Поэтому в ближайшие годы сохранятся объективные предпосылки для повышения общего уровня цен. При низкой эффективности мер в области кредитно-денежного регулирования рост влияния указанных факторов на динамику инфляции может проявиться в большем размахе инфляционных колебаний, снижающих степень определенности при принятии хозяйственных решений экономическими агентами. Уровень инфляции, имея общую тенденцию снижения, будет выше, чем в первом варианте. Обозначившиеся в последние годы структурные сдвиги продолжатся и в дальнейшем. Экономика страны в результате воздействия спросовых ограничений со стороны внутренних потребителей и мирового рынка, а также под воздействием формирования новых относительных цен будет продолжать приобретать все большую сырьевую направленность. Предварительные прогнозные оценки развития экономики на 1995-1997 годы (Вариант 2) 1995 год 1996 год 1997 год _______________________________ Темпы прироста потребительских цен, процентов в среднем за месяц 7,0 3,5 2,0 декабрь к декабрю 125 50 30 в среднем за год 180 70 40 Темпы к предыдущему году, процентов валовой внутренний продукт 90-92 95-99 98-102 промышленность 89-91 96-98 98-102 капитальные вложения 80-85 96-100 100-105 сельское хозяйство 89-91 94-97 98-102 Инфляционное обесценение бюджетных расходов может сократить реальный спрос со стороны государства. Финансовое положение предприятий сохранится напряженным. При развитии экономики по второму варианту маловероятно существенное возрастание реального спроса со стороны населения. Он будет обусловлен воздействием инфляционного налога на дифференциацию реальных доходов и потребления населения. Можно ожидать увеличения доли доходов общества, перераспределяемой в пользу элитных слоев общества. Последние не смогут сформировать значительного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что будет сдерживать его рост и влиять на уровень безработицы. Достижение стабилизации инвестиционной деятельности станет возможным лишь в 1996 году. В этом случае основа для стабилизации и некоторого оживления промышленного производства может быть создана к концу среднесрочного периода. Динамика цен и инфляционные процессы Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в соответствии с Программой Правительства нацелена на снижение дефицита бюджета до 4-5 процентов от валового внутреннего продукта в 1996 году и до 3 процентов от валового внутреннего продукта - в 1997 году. Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. По оценке, для снижения среднемесячных темпов инфляции до 1-2 процентов в 1996 году темпы прироста денежной массы в течение первого полугодия 1996 года не должны превышать 1,5-2,5 процента в месяц при прогнозируемых темпах изменения объемов производства и валового внутреннего продукта (98-102 процента к 1995 году). В условиях достижения в 1997 году темпов инфляции в 1 процент в среднем за месяц рост денежной массы за второе полугодие 1996 года и 1997 год должен составить 2-3,5 процента в среднем за месяц при ожидаемом росте объемов производства и валового внутреннего продукта к 1996 году на 2-5 процентов. В условиях свободного ценообразования при соблюдении таких ограничений на прирост денежной массы спросовые ограничения для продавцов будут все в большей степени сдерживать рост цен. По оценке, в 1996 году уровень инфляции может составить около 20 процентов за год, или 1,5 процента в месяц, что является признаком начала финансовой стабилизации. В 1997 году инфляция составит 13-14 процентов за годовой период. Во втором полугодии 1997 г. рост цен может стабилизироваться: по оценке, уровень инфляции будет в пределах 0,5-0,9 процента в месяц. Разрабатываемые в настоящее время механизмы совершенствования регулирования цен на продукцию естественных монополий будут способствовать установлению оптимальных цен и тарифов, стимулирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и транспортных средств. В ближайшее время темпы роста будут приведены в соответствие с экономически обоснованным ростом производимых затрат, что позволит стабилизировать распределение доходности отраслей-потребителей и уровень их производства. Темпы роста цен по отдельным отраслям также начнут плавно снижаться, однако их динамика будет различна. Темпы прироста цен по отраслям топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 1996-1997 годах будут в 1,2-1,5 раза опережать средние темпы прироста цен в промышленности. На продукцию, цены на которую регулируются (газ, электроэнергия - свыше 50 процентов от объема продукции ТЭКа), опережение может быть обеспечено за счет рент, акцизов и других регуляторов цен. Такой отрыв динамики цен должен стимулировать потребителей на быстрейшее освоение ресурсосберегающих технологий и постепенно приближать структуру системы цен к пропорциям мирового рынка. Предполагается, что и в дальнейшем проводимая внешнеэкономическая политика будет способствовать сохранению положительного сальдо внешнеторгового баланса, благодаря чему темпы обесценивания рубля по отношению к доллару будут несколько ниже темпов инфляции. Этот фактор, приводящий к относительному удорожанию отечественной продукции по сравнению с продукцией зарубежных конкурентов, будет ограничивать возможности отечественных товаропроизводителей повышать цены. В связи с этим цены, прежде всего у производителей товаров народного потребления, будут расти в 1,3-1,8 раза медленнее, чем в среднем в промышленности. В этом случае для защиты отечественных производителей возможно использование умеренного протекционизма по отдельным видам продукции. Темпы роста цен на продукцию промежуточных отраслей (металлургия, химия и нефтехимия) будут в 1,05-1,25 раза ниже средних по промышленности. На продукцию, производимую для инвестиционного сектора, в 1996-1997 годах темпы роста цен будут соответствовать средним ценам в промышленности, что обусловлено расширением инвестиционного спроса. При развитии ситуации по второму варианту снижение инфляции будет происходить более медленными темпами: в 1996 году ( декабрь к декабрю ) - 51-53 процента, в 1997 году - 27-28 процентов. Соответственно при этих условиях процесс финансовой стабилизации может продлиться до конца 1996 - начала 1997 года, подъем экономики может начаться в более поздние сроки. Динамика производства Позитивные изменения в промышленном производстве будут определяться уже адаптировавшимися к рыночным условиям предприятиями и поддержкой отдельных предприятий, обеспечивающих экономическую и социальную безопасность государства. Объективно заинтересованными в реализации такого варианта являются экспортоориентированные производства, прежде всего отрасли ТЭКа, и ряд других добывающих отраслей. За счет устойчивых финансовых поступлений от экспорта их состояние будет достаточно стабильным, что создаст условия для привлечения и отечественных инвестиций. Помимо добывающих отраслей промышленности весьма эффективной сферой приложения капиталов может стать и экспортоориентированная первичная переработка сырья, особенно сопряженная с высокой экологической нагрузкой. В менее благоприятной ситуации будут находиться отрасли, выпускающие продукцию в основном для внутреннего рынка. Наибольшую угрозу представляет утрата технологического потенциала в машиностроении. В то же время формирование в среднесрочном периоде благоприятного инвестиционного климата позволит активизировать приток отечественных и иностранных инвестиций, расширить внутренний рынок и на этой основе перейти к позитивным структурным преобразованиям в материальной сфере. В 1996 - 1997 годах следует ожидать начала технического перевооружения машиностроения, пищевой промышленности и ряда других производств. Серьезным ограничением для будущего экономического роста в России является высокий уровень удельного энергопотребления. Рациональное регулирование тарифов на электро и теплоэнергию и поэтапная реализация энергетической стратегии России позволят обеспечить последовательное сокращение энергоемкости производства. Новые экономические условия будут стимулировать перепрофилирование или закрытие отсталых производств. Исходя из предусмотренных параметров первого варианта, можно ожидать стабилизацию промышленного производства в 1996 году (98-102 процента к уровню 1995 года) и его оживление к концу 1997 года (100-104 процента). Возрастут добыча газа, нефти, производство металлургической продукции, ряда видов машин и оборудования, товаров народного потребления. К 1997 году будет в основном завершен процесс адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования. По второму варианту прогноза дифференциация производственных и финансовых результатов будет существенно зависеть от микроэкономических условий деятельности предприятий. Хотя и в этом случае сырьевые экспортоориентированные отрасли находятся в более благоприятных условиях по сравнению с обрабатывающими, но это не будет так резко выражено. Общие результаты функционирования реального сектора ожидаются несколько ниже, чем в первом варианте: объем промышленного производства по сравнению с предыдущим периодом прогнозируется в 1995 году на уровне 89-91 процента, в 1996 году - 96-98 процентов, в 1997 году - 98-102 процентов. При этом наиболее неблагоприятной может сложиться конъюнктура в машиностроении (особенно наукоемком), легкой промышленности, в производстве товаров народного потребления длительного пользования, а также в пищевой промышленности. В топливно-энергетическом комплексе и других добывающих отраслях возможности экстенсивного роста производства ресурсов в среднесрочной перспективе будут исчерпываться по мере приближения внутренних цен на них к мировым и соответствующего снижения относительных преимуществ российских сырьевых отраслей. Проблема обостряется низкой эффективностью добычи и производства сырьевых, прежде всего топливно-энергетических ресурсов. При сохранении этой тенденции удорожание предлагаемых на мировой рынок сырьевых ресурсов приведет к сокращению внешнего спроса. Резервы увеличения внутреннего спроса будут ограничены финансовыми возможностями большинства предприятий и населения. Снижение экспорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов уменьшит финансовые возможности модернизации отечественных предприятий как добывающих, так и обрабатывающих отраслей за счет импортного оборудования и запасных частей, негативно скажется на возможностях по выплате внешней задолженности. В этих условиях возможности развития топливно-энергетических и сырьевых отраслей будут определяться ростом обеспеченности разведанных запасов, повышением извлекаемости из недр и качеством первичной переработки. В нефтяной промышленности прогнозируется рост объемов работ по увеличению нефтеотдачи пластов в связи с ухудшением горно-геологических условий и увеличением доли трудноизвлекаемых запасов. В связи с этим возможно увеличение производства прогрессивных технических средств, материалов и оборудования для нефтяной промышленности на предприятиях оборонного и машиностроительного комплексов. Можно ожидать расширения источников капиталовложений в российскую нефтяную промышленность за счет иностранных инвестиций не только в форме кредитов и участия в уставных капиталах совместных предприятий, но и на условиях раздела продукции. В 1996-1997 годах в условиях первого варианта прогнозируется ежегодное увеличение добычи нефти с доведением объема добычи нефти до 310-320 млн.тонн к концу периода. Вместе с тем в нефтеперерабатывающей промышленности без технологической реструктуризации и снижения издержек не представляется возможным прогнозировать стабилизацию производства нефтепродуктов. За счет реконструкции и модернизации действующих производств может быть решена проблема обеспечения потребностей в моторных топливах и других нефтепродуктах при повышении эффективности использования нефтяного сырья. Необходимой задачей при этом является повышение глубины переработки нефти с 61,4 процента в 1994 году до 66-67 процентов в 1997 году. В этом случае объем переработки нефти можно оценить с ежегодным приростом до 5 процентов, что в 1997 году составит 180-190 млн.тонн. Прогноз добычи газа исходит из умеренного и стабильного роста добычи и оценивается в 610-620 млрд.куб.м ежегодно, т.е. с выходом на уровень 1993 года. В угольной промышленности ожидается сохранение на уровне, удовлетворяющем спрос, объемов добычи энергетических и коксующихся углей за счет реконструкции и модернизации действующих шахт и разрезов и ввода в действие новых мощностей. Необходимо также проведение работ по закрытию неперспективных шахт и разрезов и переселению шахтерских семей, создание новых мощностей в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Добыча угля прогнозируется в интервале 250-270 млн.тонн. В электроэнергетике в основном за счет собственных средств предприятий прогнозируется совершенствование структуры действующих мощностей, обновление устаревших производственных фондов на тепловых электростанциях, строительство малых гидростанций, замена мазута на газовое топливо, улучшение энергоснабжения в регионах Дальнего Востока, Забайкалья, Северного Кавказа. Выработка электроэнергии в 1996 году оценивается примерно на уровне 1995 года, а в 1997 году ожидается ее небольшой прирост . В металлургической промышленности развитию отраслей препятствуют высокая энергоемкость производства, особенно в условиях роста цен на энергоносители, и узкая номенклатура производимой продукции, не отвечающая структуре внутреннего и внешнего рынков. В 1996-1997 годах с учетом увеличения спроса на металлопродукцию на внутреннем и внешнем рынках прогнозируется стабилизация производства основных видов продукции с ростом его к концу периода. Однако при сохранении существующей структуры спроса на металлопродукцию стабилизация объемов производства может быть достигнута при снижении выпуска изделий дальнейшего передела, что сузит базу реконструкции отраслей, выпускающих конечную продукцию. В химическом комплексе основные проблемы связаны с удорожанием основных компонентов производства, являющихся одновременно сырьем для выпуска продукции и обслуживающих производственный процесс. Возможно расширение производства продукции, ориентированной на внешние рынки, с учетом переноса экономически вредных производств с территории развитых государств. Однако привязка отрасли к спросу иностранных потребителей обусловливает усиление ее подверженности колебаниям мировой экономической конъюнктуры. В отраслях комплекса в основном за счет собственных средств будут проводиться мероприятия по модернизации действующих производств, увеличению выпуска прогрессивных видов удобрений, переработке отходов производства фосфорных и сложных удобрений, а также по организации выпуска новых эффективных и экологически безопасных химических средств защиты растений. В фармацевтической промышленности предполагается увеличение выпуска жизненно необходимых медикаментов, в том числе препаратов для лечения сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и других заболеваний, что позволит улучшить обеспечение ими населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. В 1996 году в целом по комплексу ожидается замедление спада выпуска продукции (до 1-3 процентов против 1995 года), при этом производство основных видов химической продукции в натуральном выражении сохранится практически на уровне оценки 1995 года. В 1997 году прогнозируются стабилизация и начало роста выпуска химической продукции. В машиностроении основные проблемы состоят в ухудшении качественного состояния и уменьшении объема его инвестиционного ядра, обусловленного сокращением спроса. Малый инновационный задел будет объективно препятствовать росту конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции, прежде всего инвестиционного назначения, на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее опасно отсечение от инвестиционной сферы отечественного машиностроения, ориентированного на конечного потребителя, с его переориентацией на покупку технологического оборудования за рубежом. В условиях повышения инвестиционной активности развитие наукоемких отраслей машиностроения (станкостроение и приборостроение), имеющих наиболее глубокий спад производства, будет зависеть от способности выдержать конкуренцию зарубежных фирм при повышении качества и снижении издержек. В противном случае возможным будет только воспроизводство устаревших образцов оборудования при общем снижении их выпуска. В 1996 году темпы падения выпуска машиностроительной продукции замедлятся и составят к уровню предыдущего года 4-10 процентов. При этом за счет наращивания выпуска пользующихся устойчивым спросом малотоннажных автомобилей возрастет в 1,2 раза производство грузовых автомобилей, а выпуск легковых автомобилей, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, электровозов и тракторов стабилизируется на уровне оценки 1995 года. В оборонном комплексе развитию производства будут препятствовать: * отсутствие финансовых возможностей для увеличения государственного оборонного заказа; * сильное влияние внешнеэкономических факторов на мировом рынке военной продукции; * высокая капиталоемкость перепрофилирования военных производств на выпуск гражданской продукции. На предприятиях оборонного комплекса предусматривается реализация мер, направленных на перепрофилирование производственных мощностей. В случае реализации Программы производство гражданской продукции в 1996 году стабилизируется на уровне 1995 года, а в 1997 году увеличится на 3-5 процентов. При этом в 1997 году доля гражданской продукции в общем объеме производства оборонной промышленности возрастет до 87-88 процентов. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности прогнозируется совершенствование структуры выпускаемой продукции за счет внедрения прогрессивных технологий, в первую очередь в лесозаготовительной промышленности, и освоения новых видов лесоматериалов, конкурентоспособных на рынках сбыта. В связи с благоприятной ситуацией, сложившейся на мировом рынке, прогнозируется увеличение выпуска бумаги, картона и товарной целлюлозы. В 1997 году выпуск лесобумажной продукции увеличится на 2-7 процентов. В отраслях лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности практически приостановится спад выпуска важнейших видов продукции. В промышленности строительных материалов будет развиваться производство эффективных стеновых материалов и мелкоштучных изделий на основе местного сырья, эффективных изделий и конструкций для малоэтажного строительства и обустройства усадебных домов, коттеджей и фермерских хозяйств, улучшится сырьевая база горнодобывающих предприятий. Можно ожидать, что отечественные строительные материалы и изделия на внутреннем рынке будут предпочтительнее для потребителей по сравнению с более дорогими импортными аналогами. В 1996 году общий выпуск строительных материалов и изделий составит 94-98 процентов от ожидаемого уровня 1995 года. В 1996 году замедлится спад производства товаров народного потребления, а по некоторым видам товаров народного потребления ожидается стабилизация выпуска (легковых автомобилей, телевизоров и др.). В 1997 году производство товаров составит 98-100 процентов к уровню 1996 года. По некоторым видам товаров ожидается рост производства. В развитии производства товаров легкой промышленности препятствием является слабая оснащенность действующих заводов для достаточно эффективной переработки отечественного сырья. В России имеется сырьевая база для производства шерстяных и льняных тканей, что при тенденции развития моды в одежде может обеспечить выпуск высококачественных и конкурентоспособных изделий как для населения с высоким уровнем дохода, так и для средних слоев населения. Но изменение относительных цен на сырье и продукцию перерабатывающей промышленности, приводящее к их диспаритету, вызывает дополнительные трудности для отрасли при использовании отечественного сырья. В 1996 году темпы снижения производства товаров легкой промышленности несколько замедлятся, но будут еще значительными, и только в 1997 году можно ожидать стабилизации производства на уровне предыдущего года. Предприятия, производящие товары народного потребления, будут испытывать на российском рынке наиболее жесткую конкуренцию со стороны зарубежных фирм. Поэтому основной проблемой остается повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента товаров. В противном случае целый ряд производств утратит рынки сбыта. В первую очередь это касается продукции легкой промышленности и товаров длительного пользования. Для развития экономики Российской Федерации серьезную проблему представляют состояние и перспективы развития сельского хозяйства как из-за имеющихся серьезных спросовых ограничений на его продукцию (в том числе конкуренции импортных товаров), так и из-за распада традиционной системы поступления материальных ресурсов в отрасль, опиравшейся на дотации и централизованную финансовую помощь. Возможности нормализации состояния сельского хозяйства будут зависеть прежде всего от стабилизации общеэкономической ситуации и расширения емкости внутреннего рынка. С учетом специфики данной отрасли необходимо сохранение определенного регулирующего воздействия государства, особенно на рынке продовольствия. Прогноз производства важнейших видов продукции представлен в прилагаемой таблице. Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическая деятельность России со странами дальнего зарубежья будет проходить под влиянием взаимодействия противоречивых факторов. Среди внутренних факторов на формировании динамики и структуры внешнеторгового оборота России в значительной степени будет сказываться несформированность системы государственной поддержки экспорта, прежде всего машинно-технического, что замедлит его переориентацию с сырьевой направленности. Внешние факторы, которые влияют на формирование объемов и структуры внешнеторговых потоков, складываются более благоприятно для России, чем это было в последние два года. Есть основания ожидать благоприятной конъюнктуры на основных мировых товарных рынках для российских товаров, что особенно важно с точки зрения возможностей наращивания экспортных поставок. Вместе с тем увеличивающийся внешний долг России, наличие дискриминационных барьеров на внешних рынках для российских товаров будут осложнять развитие внешнеэкономической деятельности. В структуре товарного экспорта из России будут доминировать топливно-сырьевые составляющие. Нефть, газ и нефтепродукты останутся и в обозримом будущем основой российского экспорта. Последовательное осуществление программы реформ, либерализация внешнеэкономической деятельности, улучшение инвестиционного климата, ожидаемый приток инвестиций в экспортоориентированные добывающие отрасли приведут к увеличению российского экспорта в 1995-1997 годах, чему будет способствовать и сохраняющаяся в этот период рентабельность экспорта по сравнению с внутренним рынком. Ожидается дальнейший рост спроса на тяжелый мазут, природный и углеводородные сжиженные газы с возможным ростом цен на эту продукцию. Рынки лесоматериалов и основных видов металлопродукции будут характеризоваться устойчивостью. По мере стабилизации экономики, увеличения платежеспособного спроса на внутреннем рынке следует ожидать снижения темпов роста экспорта топливно-сырьевых товаров в 1997 году. В структуре экспорта в 1997 году прогнозируется уменьшение удельного веса сырьевых товаров, что обусловливается как наращиванием спроса со стороны отечественной перерабатывающей промышленности, так и увеличением доли машиностроительной продукции в экспорте. Важной статьей российского экспорта будут по-прежнему металлы и драгоценные камни. В результате конверсии военно-промышленного комплекса России в ближайшие годы можно ожидать увеличения экспорта наукоемких конструкционных материалов - сплавов черных и цветных металлов, композиционных материалов, герметиков, а также дорогостоящих металлов, таких как ванадий, магний, ртуть, сурьма. Существенное влияние на повышение экономической эффективности и совершенствование структуры экспорта химической, агрохимической, нефтехимической и других отраслей промышленности окажут активизация инвестиционной политики, привлечение в промышленность необходимых отечественных и иностранных ресурсов. Химические и нефтехимические товары должны стать наиболее динамичной экспортной подгруппой обработанного промышленного сырья. В российской промышленности имеется ряд отраслей и отдельных производств, которые имеют определенные конкурентные преимущества на мировом рынке и могут вызвать изменения в структуре российского экспорта в пользу машинно-технической продукции. Прежде всего это авиакосмическая и атомная отрасли, энергетика, лазерные техника и технологии, разработка программного обеспечения для ЭВМ. Можно рассчитывать на увеличение экспорта машинно-технической продукции с 2,2 млрд. долларов США в 1995 году до 3,5 млрд. долларов США в 1997 году. Основные направления развития экспорта технического содействия на период 1995-1997 годов предполагают строительство новых объектов, расширение и модернизацию ранее построенных в Китае, Индии, Пакистане, Ираке, Египте и других странах. Импорт товаров в Россию в рассматриваемый период будет формироваться под воздействием таких факторов, как изменение структуры потребностей внутреннего рынка и платежеспособного спроса, уровня импортных пошлин, динамики курса рубля и темпов инфляции, установление предельных объемов внешних заимствований. Импорт сырья, материалов и товаров народного потребления увеличится до 21-22 млрд. долларов США в 1997 году против 18,5 млрд. долларов США в 1994 году. В этот период сохранятся закупки таких продовольственных товаров, как сахар, растительное масло и ряд других. Импорт машин и оборудования в прогнозируемый период будет формироваться под воздействием необходимости обеспечения современным технологическим оборудованием жизненно важных отраслей национальной экономики для завершения ввода в эксплуатацию ряда объектов народного хозяйства, сооружаемых на базе импортного оборудования, а также реализации принятых программ технического перевооружения различных отраслей. Прогнозируется увеличение объема поставок в рамках кооперационных связей. Можно ожидать, что объем импорта машин и оборудования за счет всех источников финансирования увеличится до 15-17 млрд.долларов США в 1997 году против 9,5 млрд.долларов США в 1994 году. Составной частью импорта в рассматриваемом периоде будут поставки товаров в счет погашения государственных кредитов, ранее предоставленных развивающимся странам бывшим СССР. Основные объемы поставок товаров традиционного экспорта ожидаются из Индии, Индонезии, Турции, Вьетнама. Объем предполагаемых строительных услуг, оказываемых инофирмами в строительстве и реконструкции объектов на территории Российской Федерации в 1996-1997 годах, прогнозируется на уровне 0,8 млрд. долларов США ежегодно. В прогнозируемый период каких-либо принципиальных изменений в географии и структуре внешнеторговых связей России не произойдет. Наибольший удельный вес во внешнеторговом товарообороте России будут занимать развитые капиталистические страны. Емкость западноевропейского рынка по топливно-сырьевым товарам позволяет в перспективе увеличить экспорт этих товаров из России. Импортная политика будет ориентирована на закупку из этих стран высокопроизводительного оборудования и машин, а также современных технологий по глубокой переработке сырья, производству товаров народного потребления. К настоящему времени удалось преодолеть спад во взаимном товарообороте со странами Восточной Европы и наметилось некоторое оживление. Однако сырьевая направленность российского экспорта в эти страны сохраняется. Динамика товарооборота России с большей частью развивающихся стран приобрела снижающуюся тенденцию, что объясняется, главным образом, прекращением экономического содействия этим странам. Вместе с тем с учетом имеющихся деловых контактов и емкого рынка для российской машинно-технической продукции, в том числе военной, перспективы стабилизации и последующего расширения объемов товарооборота с этими регионами представляются достаточно благоприятными. Социальная политика Социальная политика будет направлена на закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, создание необходимых условий для его повышения по мере преодоления кризиса, сокращение масштабов бедности, смягчение процессов дифференциации населения по уровню доходов посредством проведения умеренно жесткой политики налогообложения личных доходов населения, направляемых на потребление, стимулирование трудовой и предпринимательской активности, проведение активной политики на рынке труда, создание системы социально-экономической защиты работников наемного труда, реформирование системы социальной защиты населения на принципах адресности, недопущение снижения существующих социальных гарантий. Стабилизация доходов основной части населения, снижение темпов инфляции, создание надежного механизма защиты вкладов населения будут способствовать расширению участия населения в инвестиционных программах, включая финансирование социальных программ. С 1996 года начнется процесс восстановления денежных сбережений населения, который окажет положительное воздействие на динамику доходов населения, в первую очередь его социально уязвимых слоев. Народонаселение и миграция. По предварительным расчетам, за 1995-1997 годы численность населения сократится на один миллион человек (естественная убыль составит 2,9 млн. человек, миграционный прирост - 1,9 млн. человек). Предполагается, что в ближайшей перспективе тенденция стабилизации рождаемости закрепится. Сохранится тенденция к снижению миграционной активности населения России. Основным направлением внутрироссийских миграций останется передвижение населения из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Движение в Россию будет основным в миграционных перемещениях между государствами СНГ и Балтии. В прогнозируемом периоде сальдо миграционного обмена с этими государствами превысит 2 млн. человек. Число вынужденных мигрантов, имеющих официальный статус, в соответствии с Федеральной миграционной программой будет возрастать в среднем за год примерно на 400 тыс. человек. Занятость населения и безработица. Численность трудовых ресурсов к концу 1997 года сократится по сравнению с 1994 годом на 0,9 млн. человек в основном за счет высвобождения работников старше трудоспособного возраста и роста численности неработающих инвалидов I и II групп. По прогнозной оценке, численность занятых в отраслях народного хозяйства составит: в 1995 году - 66,8 млн. человек, в 1996 году - 65,2 млн.человек и в 1997 году - 64,3 млн. человек. Ускорится процесс перераспределения работников между различными секторами экономики. К 1997 году численность занятых на предприятиях и в организациях госсектора сократится по сравнению с 1994 годом на 11,5 млн. человек по 1 варианту и на 10 млн. человек по 2 варианту. Численность занятых в частном секторе за 1995-1997 годы увеличится на 5,6 млн. человек по 1 варианту и на 3,6 млн.человек по 2 варианту. Доля занятых в частном секторе увеличится с 34 процентов в 1994 году до 45 процентов в 1997 году по 1 варианту и до 42 процентов по 2 варианту. Ожидается дальнейшее перераспределение работников из материальной сферы в сферу обслуживания населения. Развитие секторов экономики и отраслей народного хозяйства в период до 1997 года, по расчетам, не обеспечит трудоустройство высвобождаемых работников. В этой связи увеличится численность занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве с 5,8 млн. человек в 1994 году до 7,1 млн. человек в 1997 году по 1 варианту и до 7,3 млн. человек по 2 варианту. В 1997 году возрастет численность населения, не занятого в отраслях экономики и на учебе, до 6,7-6,5 млн. человек (по 1 и 2 вариантам) против 4,4 млн. человек в 1994 году. Обострится проблема безработицы. Численность безработных в среднегодовом исчислении составит в 1997 году 4,0 млн. человек по 1 варианту и 3,5 млн.человек по 2 варианту с ростом против 1995 года на 0,8 - 0,6 млн. человек. Политика в области оплаты труда и доходов будет направлена на создание условий для ее роста путем поэтапного снятия ограничений на использование фондов потребления предприятий. Продолжится процесс монетизации бюджетов семей за счет роста расходов на услуги. Прогнозируемое в 1996-1997 годах улучшение экономической конъюнктуры будет способствовать рациональным изменениям в структуре потребительских расходов семей. Ожидается снижение доли затрат на питание при некотором увеличении их на непродовольственные товары. Прожиточный минимум населения по 1 варианту на конец 1996 года составит 360 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 1995 годом в 1,3 раза; на конец 1997 года - 440 тыс.рублей и увеличится по сравнению с 1996 годом в 1,2 раза. Среднемесячная заработная плата при этом прогнозируется в размере 534 тыс.рублей в 1996 году, 610 тыс.рублей - в 1997 году. Ожидается сокращение части населения с доходами ниже прожиточного минимума. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦--прогноз--- ¦ измерения ¦ ¦1 ва- ¦2 ва-¦1 ва- ¦2 ва-¦1 ва-¦2 ва- ¦ ¦ ¦риант ¦риант¦риант ¦риант¦риант¦риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Продукция производственно-технического назначения Электроэнергия млрд.кВт.ч 877 850 840 850 830 860 840 в % к пре- 92 97 96 100 99 101 101 дыдущему году Нефть, включая газовый конденсат млн.т 318 310 300 310 300 320 310 в % к пре- 90 97 94 100 100 103 103 дыдущему году Газ естественный млрд.куб.м 607 605 595 610 600 620 610 в % к пре- 98 99,7 98 101 101 102 102 дыдущему году Уголь млн.т 271 270 260 270 250 270 250 в % к пре- 89 99,6 96 100 96 100 100 дыдущему году --------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Показатели ¦ Единица ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ ¦ измерения ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦---прогноз--¦ ¦ ¦ ¦1 ва- ¦2 ва-¦1 ва- ¦2 ва-¦1 ва-¦2 ва- ¦ ¦ ¦ ¦риант ¦риант¦риант ¦риант¦риант¦риант ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Прокат черных металлов готовый млн.т 35,8 35 34 35,5 33,5 36 34 в % к пре- 84 98 95 101 98 101 101 дыдущему году Трубы стальные млн.т 3,6 3,3 3 3,3 2,8 3,4 2,8 в % к пре- 62 92 83 100 93 103 100 дыдущему году Алюминий первичный, включая в % к пре- 97 100 98 101 98 101 100 силумин дыдущему году Медь рафинированная в % к пре- 114 98 96 101 100 101 100 дыдущему году Удобрения минеральные (в пересчете млн.т 8,3 8 7,2 8 7 8,5 7,3 на 100% питательных веществ) в % к пре- 83 96 87 100 97 106 104 дыдущему году Волокна и нити химические тыс.т 197 195 160 195 160 210 170 в % к пре- 57 99 81 100 100 108 106 дыдущему году ----------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦---прогноз--¦ ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦ ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Автомобили грузовые тыс.шт. 162 162 162 195 190 215 200 в % к пре- 38 100 100 120 117 110 105 дыдущему году Автомобили легковые тыс.шт. 798 770 770 780 770 800 790 в % к пре- 83 96 96 101 100 103 103 дыдущему году Тракторы тыс.шт. 28,7 28 25 28 25 28,5 25,5 в % к пре- 32 98 87 100 100 102 102 дыдущему году Древесина деловая млн.куб.м 95 87 80 84 72 84 68 в % к пре- 69 92 84 97 90 100 94 дыдущему году Бумага тыс.т 2215 2300 2250 2400 2300 2500 2350 в % к пре- 77 104 102 104 102 104 102 дыдущему году ---------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цемент млн.т 37,2 34,3 32 34 31 36 33 в % к пре- 75 91 86 100 97 106 106 дыдущему году Сельскохозяйственная продукция Зерно (в весе после доработки) млн.т 81,3 80 75 77 70 80 73 в % к пре- 82 98 92 96 93 104 104 дыдущему году Скот и птица (в живом весе) млн.т 10,8 10 9,5 9,2 8,7 9,4 8,9 в % к пре- 91 93 88 92 92 102 102 дыдущему году Продукция перерабатывающей промышленности АПК Мясо, включая субпродукты 1 категории тыс.т 3156 2400 2200 2100 1900 2150 1950 в % к пре- 77 76 70 88 86 102 103 дыдущему году ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сахар-песок из сахарной свеклы тыс.т 1654 1800 1700 1900 1800 2100 1900 в % к пре- 66 109 103 106 106 111 106 дыдущему году Товарная пищевая рыбная продукция, тыс.т 2180 2200 1900 2100 1800 2200 1800 включая консервы рыбные в % к пре- 78 101 87 95 95 105 100 дыдущему году Транспорт и связь Объем перевозок (отправление) гру- млн.т 3250 2600 2510 2600 2450 2690 2520 зов транспортом общего пользования в % к пре- 73 80 77 100 98 103 103 дыдущему году Пассажирооборот транспорта общего млрд. 487 435 430 440 425 450 430 пользования пасс.-км в % к пре- 87 89 88 101 99 102 101 дыдущему году ---------------------------------------------------------------------- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (в среднегодовом исчислении) ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦---прогноз--¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва- ¦2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риан ¦риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Численность населения млн.чел. 147,9 147,8 147,8 147,5 147,5 147,1 147,1 Трудовые ресурсы -"- 84,5 84 84 83,8 83,8 83,6 83,6 Распределение трудовых ресурсов по видам занятости Занято в народном хозяйстве -"- 68,8 66,8 66,8 65,2 65,2 64,3 64,3 из них: на предприятиях и в организациях -"- 30,8 24,8 26,7 21,7 23,4 19,3 20,8 госсектора на предприятиях и в организациях -"- 13,5 14 14 14,5 14,5 14,5 15 со смешанной формой собственности в совместных предприятиях -"- 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 ------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦---прогноз--¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- в частном секторе млн.чел. 23,4 26,7 24,8 27,7 26 29 27 Учащиеся (с отрывом от производства) -"- 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 Занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие и служители рели- гиозного культа -"- 5,8 5,9 6,3 6,6 6,8 7,1 7,3 Лица, не занятые трудовой деятель- ностью и учебой -"- 4,4 5,8 5,4 6,5 6,3 6,7 6,5 Доля безработных в общей числен- ности экономически активного на- селения % 1,8 4,6 4,2 6,2 5,8 5,9 5,2 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦---прогноз--¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант -------------------------------------------------------------------------------------------------------- Объем реализации платных в % к 63,8 80 82 95 92 100 97 услуг населению предыду- щему году Производство товаров на- родного потребления -"- 74 88 83 96 91 102 97 в том числе: продовольственные товары -"- 81 86 83 98 90 102 95 винно-водочные изделия и пиво -"- 79 108 90 105 99 106 103 непродовольственные товары -"- 67 88 83 94 92 100 98 Ввод в действие жилых домов млн.кв.м 38,5 43 40 45 43 47 45 общей площади Средняя обеспеченность населения кв.м 17,5 17,7 17,7 17,8 17,8 18,1 18,1 жильем (общая площадь квартир в расчете на душу населения) ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Охрана окружающей среды ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦---прогноз--¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Объем сброса загрязненных куб.км 26,8 26,5 26,3 26,3 26 26 сточных вод в % к пре- 98,5 99 99 99 99 99 дыдущему году Объем вредных веществ, выбра- млн.т 22 21,5 21 21 20,5 20,5 сываемых в атмосферный воздух стационарными источниками в % к пре- 89 98 98 98 98 98 загрязнения дыдущему году Ввод в действие установок для тыс.куб.м 2700 2600 2600 2400 2600 2400 улавливания и обезвреживания газа в вредных вещств из отходящих час газов в % к пре- 63 96 100 92 100 100 дыдущему году Ввод в действие сооружений тыс.куб.м 1120 1100 1100 1000 1100 1000 для очистки сточных вод в сутки в % к пре- 86 98 100 91 100 100 дыдущему году -------------------------------------------------------- БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦---прогноз--¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Доходы Фонд оплаты труда трлн.руб. 168,7 320 384 385 604 434 822 Социальные выплаты -"- 55,6 130 150 160 250 185 345 в том числе: пенсии и пособия -"- 54,6 127,6 147 156,9 245,1 181,4 338 стипендии -"- 1 2,4 3 3,1 4,9 3,6 6,8 Доходы населения от предпринимательской -"- 136,6 425 456 575 806 766 1188 деятельности, от продажи сельскохозяй- ственной продукции,от операций с недвижи- мостью и кредитно-финансовых операций и другие виды доходов Всего денежных доходов -"- 360,9 875 990 1120 1660 1385 2355 -------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год Показатели ¦ Единица ¦ отчет ¦---прогноз--¦--прогноз---¦---прогноз-- ¦ измерения ¦ ¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва-¦1 ва-¦ 2 ва- ¦ ¦ ¦риант¦ риант¦риант¦ риант¦риант¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Расходы и сбережения Покупка товаров и оплата услуг трлн.руб. 239,3 575 655 744 1116 950 1650 в том числе: покупка товаров -"- 204,8 465 540 543 900 580 1240 оплата услуг и другие расходы -"- 34,5 110 115 201 216 370 410 Обязательные платежи и добровольные -"- 26,4 70 80 91 136 112 190 взносы Прирост вкладов в банках, приобретение -"- 78,3 200 220 255 372 300 485 недвижимости, облигаций государственных займов, других ценных бумаг и валюты Всего денежных расходов и сбережений -"- 344 845 955 1090 1624 1362 2325 Превышение денежных доходов населения -"- 16,9 30 35 30 36 23 30 над расходами Эмиссия в % к денежным доходам 34,7 3,4 3,5 2,7 2,2 1,7 1,3 ------------------------------------------------------------------- ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА 1995-1997 ГОДЫ ------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ ------------------------------------------------------------------ Вариант 1 Потребительские цены темпы прироста, процентов в среднем за месяц 5,0 1,5 1,0 декабрь к декабрю 80 20 15 в среднем за год 160 30 20 Темпы к предыдущему году, процентов Валовой внутренний продукт 92-94 98-102 101-104 Продукция промышленности 93-95 98-102 100-104 Капитальные вложения 86-88 99-103 105-110 производственные 81-83 96-101 102-106 непроизводственные 92-95 100-106 112-118 Продукция сельского хозяйства 94-96 97-99 100-104 Вариант 2 Потребительские цены темпы прироста, процентов в среднем за месяц 7,0 3,5 2,0 декабрь к декабрю 125 50 30 в среднем за год 180 70 40 Темпы к предыдущему году, процентов Валовой внутренний продукт 90-92 95-99 98-102 Продукция промышленности 89-91 96-98 98-102 Капитальные вложения 80-85 96-100 100-105 производственные 80-83 91-94 96-101 непроизводственные 83-89 103-109 101-107 Продукция сельского хозяйства 83-89 94-97 98-102 ________________________________ |