МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ ПОТ РМ-007-98 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 20 марта 1998 г. N 16 (НЦПИ) УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 года N 16 СОГЛАСОВАНО письмом Госгортехнадзора России от 5 февраля 1998 года N 12/111 СОГЛАСОВАНО письмом Федерации независимых профсоюзов России от 6 января 1998 года N 109/3 Дата введения 1 июня 1998 года Правила по охране труда при погрузочно - разгрузочных работах и размещении грузов (далее - Правила) разработаны по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации на основе федерального законодательства о труде и охране труда, стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных норм и правил, санитарных правил и норм, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и других нормативных правовых актов по охране и безопасности труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке, и соответствуют требованиям Постановления Минтруда России от 01.07.93 N 129. Стандарты, положения и инструкции предприятий по охране и безопасности труда при погрузочно - разгрузочных работах подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящих Правил. Требования настоящих Правил устанавливают минимально допустимый уровень безопасности труда и являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности. Правила разработаны Инженерным центром обеспечения безопасности в промышленности. Замечания и предложения следует направлять по адресу: 117119, Москва, Ленинский проспект, 42, корп. 2 (21 - 40), Инженерному центру обеспечения безопасности в промышленности. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. В Правилах предусмотрены единые требования безопасности при производстве погрузочно - разгрузочных работ и размещении грузов для предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций) всех сфер хозяйственной деятельности, форм собственности и организационно - правовых форм, а также для физических лиц, занимающихся указанными видами работ в порядке предпринимательской деятельности. 1.2. Правила действуют на всей территории Российской Федерации и должны учитываться при строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих организаций, цехов, производств, при разработке и эксплуатации оборудования, разработке и применении технологических процессов. 1.3. Выполнение отдельных требований Правил, связанных со значительными капитальными затратами, по срокам их реализации, а также для сферы малого бизнеса и предпринимательства могут быть решены в отдельном порядке по согласованию с органом исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля по вопросам, входящим в их компетенцию. 1.4. Погрузочно - разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает безопасность работ. При использовании стационарно установленных грузоподъемных механизмов и другого производственного оборудования, при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами, определенными Федеральным законом N 116-ФЗ от 21.07.97 как опасные производственные объекты, должны выполняться, кроме того, требования промышленной безопасности, определенные этим Законом: 1.4.1. Производственная деятельность должна осуществляться на основании соответствующих лицензий и быть оформлена договором страхования риска ответственности за причинение вреда. 1.4.2. Применяемые на опасном производственном объекте грузоподъемные машины и другое производственное оборудование по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, должны иметь сертификат на соответствие требованиям промышленной безопасности. 1.4.3. Работники, занятые на выполнении работ на опасном производственном объекте, должны обладать соответствующей квалификацией, быть аттестованными в области промышленной безопасности, не иметь медицинских противопоказаний к указанной работе и быть допущены к выполнению работ в установленном порядке. 1.4.4. Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике. 1.4.5. Организации, обращающиеся с опасными веществами в количествах, указанных в приложении 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.97, должны оформить декларацию промышленной безопасности. 1.5. В Правилах содержатся основные требования по охране труда при погрузочно - разгрузочных работах и складирования грузов, на основе которых с учетом конкретных условий и в соответствии с перечнем в организации должны быть разработаны или приведены в соответствие с ними положения и инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, при этом: 1.5.1. Перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработной платы, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям. 1.5.2. Разработка инструкций должна осуществляться руководителями цехов, лабораторий, отделов и других структурных подразделений организации. Разработка инструкций должна быть организована приказом, распоряжением руководителя организации. 1.5.3. Утверждение инструкций должно производиться руководителем организации после согласования с соответствующим профсоюзным органом или иными уполномоченными работниками представительными органами и службой охраны труда, а в необходимых случаях и с другими заинтересованными службами. 1.6. Инструкции по охране труда должны выдаваться работникам или находиться на рабочих местах или других известных и доступных местах их организованного хранения. 1.7. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет и в случаях изменения технологии, оборудования, инструментов и др. Для работ с повышенной опасностью пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в три года. 1.8. У руководителя структурного подразделения, начальника участка, мастера, прораба должен быть в наличии комплект инструкций для работников по всем профессиям и видам работ. 1.9. Требования и нормы, установленные в стандартах организации, в инструкциях по охране труда или другой нормативной документации (включая конструкторскую, технологическую и др.), должны соответствовать требованиям настоящих Правил, стандартов ССБТ, стандартов и технических условий на сырье, материалы, продукцию и т.д. 1.10. Ответственность за организацию погрузочно - разгрузочных работ в организации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности. 1.11. Крановщики и их помощники, стропальщики должны руководствоваться производственными инструкциями, разработанными на основе типовых инструкций по этим профессиям, утвержденных Госгортехнадзором России, а для кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, - на основе типовых инструкций специализированных организаций, согласованных Госгортехнадзором России. 1.12. Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и других правил Госгортехнадзора России и типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России. 1.13. Работники, занятые на ремонте и обслуживании грузоподъемных машин, должны руководствоваться производственными инструкциями, разработанными в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и настоящих Правил. 1.14. Лицо, руководящее производством погрузочно - разгрузочных работ, обязано: перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно - разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается; проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ; следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ; при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности. 1.15. При пересмотре правил, стандартов и других нормативных актов, на которые в Правилах сделаны ссылки, следует руководствоваться уточненными редакциями этих документов. 1.16. Организация контроля за выполнением требований Правил возлагается на работодателя, контроль за их выполнением - непосредственно на руководителей структурных подразделений (служб) организации. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля. 1.17. Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие. 1.18. Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно - разгрузочных работах и при складировании грузов являются: загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочей зоны; прямая и отраженная блестность; расположение рабочего места на значительной высоте; движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым - болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др.; для кранов с электрическим приводом повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека; для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др. 1.19. В местах производства погрузочно - разгрузочных работ содержание вредных веществ (аэрозолей, паров) и пыли в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005. 1.20. Общие требования безопасности при проведении погрузочно - разгрузочных работ и размещении грузов устанавливает ГОСТ 12.3.009, общие требования безопасности к процессам перемещения грузов (погрузке, разгрузке, транспортированию, промежуточному; складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом устанавливает ГОСТ 12.3.020, требования охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта устанавливают ПОТ РМ-008-98. 1.21. Безопасность выполнения работ по перемещению грузов кранами должна обеспечиваться комплексом организационных и технических мер: 1.21.1. На места производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей, нахождение и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, а также при перемещении грузов подъемно - транспортным оборудованием. 1.21.2. Работники, производящие работы по перемещению грузов кранами и обслуживающие это оборудование, должны быть обучены, аттестованы, допущены к самостоятельным работам в установленном порядке в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) и др. нормативной документации, и им должны быть созданы условия для безопасного и безаварийного производства работ (климат рабочей зоны и мест производства работ, техническое и организационное обеспечение этих работ, средства защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, четкое распределение обязанностей и ответственности среди исполнителей работ и организация взаимодействия между ними, ответственность каждого за исполнение своих обязанностей и др.). 1.21.3. Доступ персонала на мостовые, передвижные консольные краны, крановые пути и проходные галереи должен определяться и регулироваться системой ключ - марка (Приложение 1). 1.21.4. Для передвижения стрелового крана его стрела должна быть приведена в транспортное положение (установкой ее вдоль продольной оси пути движения), крюк поднят и закреплен в верхнем положении. 1.21.5. Строительно - монтажные и др. работы с применением грузоподъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, предусматривающему: соответствие кранов производимой работе по грузоподъемности, высоте подъема груза, вылету стрелы; безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях; безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т.д. 1.21.6. Погрузочно - разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке. 1.21.7. При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 м, между ящиками в штабеле - 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05 - 1 м. 1.21.8. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, с указанием в ней необходимых мер для безопасного производства работ с учетом конкретного груза и объекта погрузки - разгрузки. 1.21.9. Транспортировать груз на крюке крана над рабочими местами или при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается. 1.21.10. Поднимать груз больший грузоподъемности крана запрещается. 1.21.11. Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место с исключением возможности его падения, опрокидывания, сползания. Грузы должны укладываться или устанавливаться в соответствии с требованиями при складировании конкретных грузов без загромождения проходов и с выполнением требований по удобству и безопасности их строповки и расстроповки. 1.21.12. Погрузочно - разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно - разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно - разгрузочных работах. 1.21.13. Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в зоне работы грейферных и магнитных кранов; 1.21.14. По окончании работы оставлять груз, грейфер, магнитную шайбу в подвешенном состоянии запрещается. 1.21.15. Для перевозки порошковых и сыпучих материалов должны использоваться специальные железнодорожные вагоны и автомашины типа цементовоза, обеспечивающие беспыльную загрузку, транспортировку и разгрузку этих материалов. 1.21.16. Тара для транспортирования порошковых материалов должна обеспечивать целостность упаковки на всех этапах обращения (вплоть до их применения в производстве) без промежуточных пересыпок. 1.21.17. Для транспортирования вредных и агрессивных жидких материалов должны применяться специальные цистерны. 1.21.18. Для легкозамерзающих веществ высокой вязкости должны предусматриваться системы быстрого разогрева без изменения их химических свойств и без выделения в атмосферу вредных паров и газов. 1.21.19. Для транспортирования сжиженных вредных газов (хлора, аммиака и др.) должны применяться специальные железнодорожные или автомобильные цистерны. 1.21.20. Загрузка опасных веществ, их слив или выдавливание из цистерн, а также промывка и пропарка цистерн должны осуществляться способами, исключающими контакт с ними работников или выделение в воздух вредных веществ. Перед сливом жидкостей необходимо проверить работоспособность клапана, соединяющего внутреннюю полость цистерны с атмосферой. 1.21.21. Для транспортирования сыпучих материалов следует применять непрерывный транспорт с минимальным числом пересыпок (транспортеры, элеваторы и др.); для порошковых материалов (цемента, извести и т.п.) - пневмотранспорт или транспортеры с минимальным количеством пересыпок и с применением обеспыливающих устройств; для жидких опасных веществ с расходом более 400 кг в смену - трубопроводы из арматуры, исключающей просачивание этих веществ, а при меньших расходах - в таре поставщика; для сжиженных и сжатых вредных газов с большим расходом - трубопроводы, при незначительных расходах (до 10 баллонов в смену) - в баллонах. 1.22. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности: 1.22.1. Работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика. 1.22.2. Немедленно приостанавливать работу по сигналу "Стоп" независимо от того, кем он подан. 1.22.3. Подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков. 1.22.4. Перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица. 1.22.5. Застрапливать и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе. 1.22.6. Для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления. 1.22.7. Строповку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза. 1.22.8. Груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. 1.22.9. Опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов. 1.23. Погрузочно - разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно - транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м. 1.24. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью встроенных подъемно - транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м. 1.25. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования: 1.25.1. Переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах. 1.25.2. Переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует только в рукавицах. 1.25.3. Ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами. 1.25.4. Не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины. 1.25.5. Не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п. 1.25.6. Для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Для исключения прогиба под доски следует устанавливать прочные подпорки. 1.25.7. При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг, для юношей в возрасте от 16 до 18 лет - 16 кг следующие грузы: навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.), легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой упаковке и т.п.), штучные (кирпич и т.п.), пиломатериалы (подтоварник, тес, доски, рейки и т.п.). 1.25.8. Переноска груза грузчиком допускается массой не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков. 1.25.9. Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно в течение рабочей смены - массой не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой - массой не более 10 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, должна быть не более 1750 кгм при перемещении груза по рабочей поверхности и не более 875 кгм при перемещении груза с пола. При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие для женщин не должно превышать 10 кг. 1.26. Максимальный уклон, при котором может производиться транспортирование грузов погрузчиками, не должен превышать 3 град. 1.27. Для перехода грузчиков с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры. 1.28. Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м. Сходни должны иметь планки сечением 20 x 40 мм для упора ног через каждые 300 мм. 1.29. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм. 1.30. Подмостки высотой до 4 м допускаются к эксплуатации после их приемки непосредственным руководителем работ, более 4 м - комиссией, назначаемой руководителем организации. 1.31. Погрузочно - разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны. 1.32. На складах материалов в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, по согласованию с органом Госгортехнадзора могут назначаться заведующие складами. 1.33. Не допускается выполнение погрузочно - разгрузочных работ с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно - технической документации, неисправной тары, а также в случае отсутствия маркировки и предупредительных надписей на ней. 1.34. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны иметь таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования (частичного или полного). 1.35. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе допускать запрещается. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары. 1.36. Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застропки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки. 1.37. Погруженные на открытый подвижной железнодорожный транспорт грузы должны размещаться в пределах установленного габарита погрузки, указанного на рис. 1 (*). -------------------------------- (*) Не приводится. 1.38. Грузы на площадке складирования при высоте укладки (от головки рельса) до 1,2 м должны размещаться от наружной грани головки ближайшего рельса железнодорожного или кранового пути не менее 2,0 м, при большей высоте укладки - не менее 2,5 м. 1.39. Размещение груза в крытом вагоне не должно препятствовать свободному открытию дверей, расположенных с обеих сторон вагона. Двери вагона должны, при необходимости, ограждаться досками толщиной не менее 40 мм или щитами. При открытии дверей вагона работники не должны находиться в опасной зоне возможного обрушения груза. 1.40. Для фиксации груза в кузове автомобиля или в железнодорожном вагоне должны применяться деревянные или металлические упоры, упорные рампы, щиты. Крепление груза в кузове автомобиля с применением проволоки, металлических канатов не допускается. 1.41. При загрузке автомобиля груз не должен возвышаться над проезжей частью дороги более чем на 3,8 м и иметь ширину не более 2,5 м. 1.42. Открывать и закрывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза. 1.43. К местам погрузки, расположенным на уступах и откосах с уклоном более 20 град., для прохода работников должны быть устроены лестницы с перилами. 1.44. Погрузочно - разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. 1.45. Места производства погрузочно - разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно - разгрузочных работ не допускается. 1.46. Погрузочно - разгрузочные площадки должны иметь тротуар и отбойный брус для ограничения движения автотранспорта при его подаче задним ходом. 1.47. Работы с канатами и грузовыми устройствами необходимо выполнять в рукавицах. 1.48. На погрузочно - разгрузочных операциях работы непосредственно с грузом должны производиться в рукавицах, а при применении грузоподъемных механизмов - в рукавицах и в касках. 1.49. Запор борта платформы необходимо открывать в первую очередь в середине, затем у торцов платформы. Работник при этом должен находиться на расстоянии не менее 1 м от борта платформы. 1.50. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии люкоподъемников люки полувагонов должны закрываться вручную бригадой в составе не менее трех человек: двое должны осуществлять подъем крышки люка подручными приспособлениями (на ломах), третий должен лом заводить в проушину и прижимать крышку к раме полувагона; крышка фиксируется, после чего должны устанавливаться предохранительные сектора (замки). 1.51. Запрещается работать на конвейере при перекосе транспортерной ленты или при внезапной ее остановке, а также очищать движущуюся ленту и производить уборку просыпи под транспортерной лентой или барабанами при работающем конвейере. Во время работы конвейера запрещается ремонтировать, перемещать или изменять положение фермы конвейера. 1.52. При изменении метеорологических условий, влияющих физико - химическое состояние груза (например, увеличение на токсичности), погрузочно - разгрузочные работы должны быть прекращены, о чем должно быть доложено лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. 1.53. Для перемещения грузов в организации должны быть разработаны транспортно - технологические схемы. 1.54. Для организации движения транспортных средств в организации должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения. 1.55. Скорость движения транспортных средств на территории организации должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации. В производственных помещениях максимальная скорость движения транспортных средств должна быть не более 5 км/ч. 1.56. В цехах с повышенным уровнем шума для оповещения и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации должна применяться и световая сигнализация. 1.57. Грузоотправители и грузополучатели грузов типа сосудов с газами, перевозимых автомобильным транспортом, должны иметь специально оборудованные платформы на уровне пола кузова автомобиля, обеспечивающие безопасную погрузку и выгрузку этих грузов. При прибытии автотранспорта в пункт погрузки или разгрузки груза отправитель или получатель должен потребовать, а водитель обязан предъявить путевой лист и документ на груз. 1.58. Погрузка и выгрузка грузов типа баллонов, сосудов с газами или жидкостями, а также их крепление для перевозки на автотранспорте должны производиться силами и средствами грузоотправителя или грузополучателя под контролем водителя. 1.59. Использование водителя на погрузочно - разгрузочных работах допускается как исключение в случаях, специально оговоренных в инструкции и при наличии этих условий в договоре (контракте). 1.60. Грузоподъемные и транспортные работы должны производиться с соблюдением требований пожарной безопасности путем: 1.60.1. Исключения пролива, протечек легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. 1.60.2. Исключения открытого выделения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. 1.60.3. Исключения искрообразования, источников возгорания. 1.60.4. Поддержания параметров рабочей среды в пределах, исключающих взрыв или ее воспламенение. 1.60.5. Сопровождения производственного процесса мерами предупреждения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций в комплексе с мерами защиты работников от воздействия опасных производственных факторов в этих ситуациях. 1.60.6. Возложения приказом по организации на руководителей служб, производств, цехов, участков ответственности за соблюдение противопожарных режимов и противопожарных профилактических мероприятий. 1.61. Руководители организации, эксплуатирующей краны, тару, съемные грузозахватные приспособления, крановые пути, обязаны обеспечить их содержание в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации освидетельствований, осмотров, ремонта, обслуживания и надзора в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. 1.62. Для осуществления контроля за грузоподъемными машинами и работами, производящимися с их применением, в организации должны быть назначены в установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке: специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары; специалисты, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии; работники, ответственные за безопасное производство работ кранами. 1.63. Для безопасного производства погрузочно - разгрузочных работ с использованием грузоподъемных машин администрация организации обязана обеспечить наличие на местах производства работ исправных и допущенных к эксплуатации в установленном порядке съемных грузозахватных приспособлений, тары, списка основных перемещаемых грузов с указанием их габаритно - весовых характеристик и мест зацепки, мест складирования, схем строповки; установить порядок обмена сигналами (Приложение 2), систему нарядов - допусков на выполнение работ (Приложения 3, 4), приема в эксплуатацию крановых путей (Приложение 5) и др. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ) ПРОЦЕССАМ 2.1. Погрузочно - разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, требованиями настоящих Правил и другой нормативной документации, утвержденной в установленном порядке. 2.2. Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортными средствами. Железнодорожные транспортные средства - это вагонный парк МПС, инвентарный вагонный парк организаций или у арендованный МПС парк вагонов. Водные транспортные средства используются организациями, расположенными вблизи водных путей. 2.3. Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д. Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д. 2.4. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки с применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств, указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватные приспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. 2.5. Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления. 2.6. Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузки грузов в организации должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы (Приложения 6, 7). 2.7. Схемы строповки (способы обвязки, крепления и подвешивания груза к крюку грузоподъемной машины с помощью стропов, изготовленных из канатов, цепей и других материалов) должны быть изучены стропальщиками, крановщиками и выданы им на руки под роспись и вывешены в местах производства работ. 2.8. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должно производиться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. 2.9. При отсутствии данных по массе и центру тяжести груза подъем его должен производиться только после получения данных у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Определение этих данных может быть произведено в соответствии с п. 6 Приложения 8. 2.10. При строповке грузов необходимо руководствоваться тем, что: масса и центр тяжести изделий заводской продукции должны быть указаны в технической документации на эти изделия; масса станков, машин, механизмов и др. оборудования должна быть указана на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины; масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза должны быть указаны на обшивке груза. 2.11. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наносить разграничительные полосы. 2.12. Погрузочно - разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должны производиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме на высоту не более 200 - 300 мм от уровня пола (площадки). Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки). 2.13. При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения. 2.14. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств. 2.15. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитными и грейферными кранами должна быть ограждена. Ограждение должно быть окрашено в сигнальные цвета и иметь предупредительные знаки по ГОСТ 12.4.026. 2.16. Площадки для проведения погрузочно - разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы. 2.17. Перемещение груза несколькими кранами должно производиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. 2.18. При перемещении груза авто- и электропогрузчиками с вилочными захватами груз должен быть расположен равномерно относительно элементов захвата и в соответствии с руководством по эксплуатации автопогрузчиков, при этом груз должен быть приподнят от пола на 300 - 400 мм. Максимальный уклон площадки при транспортировании грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы. 2.19. Выступание груза за пределы опорной поверхности захватов должно быть симметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорной поверхности, а положение центра тяжести груза обеспечивало бы его устойчивость на вилочных захватах. 2.20. Транспортирование тары и установка ее в штабель авто - или электропогрузчиком с вилочными захватами должны производиться по одной штуке. 2.21. Перемещение авто- и электропогрузчиками грузов больших размеров должно производиться задним ходом и только в сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку и транспортирование груза. В обязанность этого лица входит указание водителю погрузчика дороги, подача предупредительных сигналов и обеспечение безопасности при движении погрузчика. 2.22. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта (конвейеров, элеваторов и др.): 2.22.1. Укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза. 2.22.2. Подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств. 2.23. Грузы на транспортных средствах должны быть установлены (уложены) и закреплены так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение. В необходимых случаях груз должен быть закреплен. 2.24. При транспортировании тарно - штучных грузов должно применяться пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы должны быть скреплены. 2.25. Груз на поддоне не должен выступать более 20 мм с каждой стороны поддона; для прочных ящиков длиной более 500 мм это расстояние может быть увеличено до 70 мм. 2.26. Крыши контейнеров и устройства для перемещения груза должны быть очищены от посторонних предметов, грязи и др. Строповка контейнеров должна производиться в соответствии со схемой строповки. 2.27. При ручной строповке (расстроповке) контейнеров должны применяться штатные лестницы, стремянки и другие устройства, при применении которых должна быть обеспечена безопасность стропальщика. 2.28. Работники не должны находиться на контейнере или внутри контейнера во время его подъема, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах. 2.29. Лесо- и пиломатериалы необходимо грузить в транспортные средства в пакетах с учетом возможного увеличения массы поднимаемого груза за счет изменения влажности древесины. 2.30. В местах погрузки и выгрузки лесо- и пиломатериалов должны предусматриваться приспособления, исключающие развал пакетов. 2.31. Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны. При взятии сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения. 2.32. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии. 2.33. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на эстакадах, на путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков. 2.34. При разгрузке (загрузке) бункеров, башен и других емкостей сыпучими материалами в верхней части емкостей должны быть предусмотрены специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие падение работников в емкость. 2.35. Для перехода работников по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения. При перемещении по сыпучему материалу работники должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом. 2.36. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей - самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили - самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса. Это должно быть указано в расчетной таблице, разработанной специализированной организацией. Не допускается въезд автомобилей - самосвалов на неутрамбованную насыпь, а также разгрузка их с эстакад, не имеющих отбойных брусьев. 2.37. Груз должен быть размещен, а при необходимости и закреплен на транспортном средстве так, чтобы он: 2.37.1. Не подвергал опасности водителя и окружающих, не ограничивал водителю обзорности, не нарушал устойчивости транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой, не создавал шум, не пылил, не загрязнял дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, необходимо принять меры к устранению нарушений перечисленных правил. 2.37.2. Не выступал за габариты автомобильного транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня и должен быть обозначен опознавательным знаком "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета. 2.38. Загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке. 2.39. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, необезвреженной тары, крупногабаритных грузов (по ширине более 2,5 м, высотой от поверхности проезжей части дороги более 3,8 м, выступающий сзади за габарит транспортного средства более чем на 2 м), а также транспортирование грузов в составе автопоезда с двумя и более прицепами должны производиться в соответствии с РД 3112199 и другими специальными правилами. 2.40. Перед подъемом и перемещением груза должны быть проверены устойчивость груза и правильность его строповки. 2.41. При укладке груза в кузов автомобиля необходимо соблюдение следующих правил: 2.41.1. При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола кузова. 2.41.2. Штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо увязывать такелажем (канатами и др. обвязочными материалами в соответствии с нормативной документацией). Работники, увязывающие грузы, должны находиться на погрузочно - разгрузочной площадке. 2.41.3. Высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающими в пути следования, и должна быть не более 3,8 м (от поверхности дороги до верхней точки груза). 2.41.4. Ящичные, бочковые и другие штучные грузы должны быть уложены плотно и без промежутков так, чтобы при движении (при резком торможении, при трогании с места или на крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами необходимо заполнить прочными прокладками и распорками. 2.41.5. При укладке грузов в бочковой таре в несколько рядов их следует накатывать по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом должны устанавливаться пробкой вверх. Каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок, и все крайние ряды должны подклиниваться. Применение вместо клиньев других предметов не допускается. 2.41.6. Стеклянную тару с жидкостями в обрешетках необходимо устанавливать стоя. Укладка такого груза лежа запрещается. 2.41.7. Не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время перевозки. 2.41. 8. Каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове, чтобы во время движения он не мог перемещаться или опрокинуться. Движение на поворотах автомобиля - цистерны, не полностью заполненной жидкостью, должно производиться на малой скорости. 2.42. Грузы в мешках и кулях должны укладываться в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота штабеля не должна быть более 6 м. 2.43. Осмотр тары должен производиться по инструкции, определяющей порядок и методы осмотра, а также методы устранения обнаруженных повреждений и неисправностей. 2.44. Стропальщики обязаны производить осмотр тары перед ее применением. 2.45. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной, неисправной или поврежденной тары. 2.46. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования: 2.46.1. Тара не должна загружаться более номинальной массы брутто. 2.46.2. Способ загрузки должен исключать появление остаточных деформаций тары, включая местные. 2.46.3. Груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов. 2.46.4. Открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении. 2.46.5. Опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями. 2.46.6. Перемещение тары волоком и кантованием не допускается. 2.46.7. Испытание тары после изготовления пробной нагрузкой не обязательно. 2.47. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждый ящик необходимо предварительно осмотреть. Торчащие гвозди и концы железной обвязки должны быть забиты, убраны заподлицо. 2.48. При необходимости снятия ящика или кипы с верха штабеля необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть. 2.49. Укладывать ящики и кипы в закрытых складских помещениях необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 - 5 м. 2.50. Грузы в бочках, барабанах, рулонах разрешается грузить вручную путем перекатывания при условии, что пол склада находится на одном уровне с полом вагона или кузова автомобиля. 2.51. Если пол склада расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобиля, погрузка и выгрузка катно - бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одного места не более 80 кг, а при массе места более 80 кг необходимо применять прочные канаты или средства механизации. 2.52. Переноска катно - бочковых грузов на спине, независимо от их массы, запрещается. 2.53. Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно - бочковых грузов. 2.54. Перемещать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края, запрещается. 2.55. Погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих длину кузова автомобиля на 2 м и более (длинномерные грузы), должны осуществляться с соблюдением следующих правил: 2.55.1. Длинномерные грузы должны перевозиться на автомобилях с прицепами - роспусками и полуприцепами. 2.55.2. Выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.д.), как правило, должна быть механизирована. Выгрузка вручную требует обязательного применения прочных канатов, и эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками. 2.56. Платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов и должны быть оборудованы съемными или откидными стоиками, предохраняющими груз от раскатывания и падения. Стойки не должны ограничивать возможностей по увязке груза. 2.57. При перевозке длинномерных грузов (труб, балок и т.п.) длиной более 6 м их необходимо надежно крепить к прицепу. 2.58. При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы должны располагаться сверху. 2.59. Располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины запрещается. 2.60. Пиломатериал и бревна грузить на платформы автомобилей выше стоек запрещается. 2.61. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.д.) на прицепы - роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90 град. в каждую сторону. Для того, чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше, чем на прицепе - роспуске, на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза. 2.62. При погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, должны соблюдаться следующие правила: 2.62.1. Платформа кузова автомобиля, на котором перевозятся такие грузы, не должна иметь бортов, а площадь пола должна быть увеличена по обе стороны в соответствии с размером груза. 2.62.2. На передних крыльях или на бампере автомобиля должны быть установлены указатели габарита. Если перевозка осуществляется на прицепных тележках, то на ней также должны быть установлены указатели габарита. 2.63. При погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать) груз следует располагать на транспортном средстве таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое возможно низкое положение. Строповку крупногабаритных грузов необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе. 2.64. В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, не реже чем через 5 дней при интенсивном использовании, не реже чем через 10 дней при регулярном использовании и перед выдачей в работу - для редко используемых. После изготовления и ремонта стропы должны быть испытаны нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. 2.65. Осмотр стропов должен производиться по инструкции специализированной организации, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели и методы устранения обнаруженных повреждений. 2.66. При отсутствии инструкции специализированной организации браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с нормами браковки съемных грузозахватных приспособлений (Приложения 9 и 10) с регистрацией результатов в журнале (Приложение 11). 2.67. Укладка груза в полувагон, на платформу должна производиться в соответствии с нормами МПС России по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза в транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке. Загрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и др. транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия. 2.68. Сортовой металл при погрузке в полувагон должен укладываться на поперечные прокладки из досок сечением не менее 40 x 100 мм по всей ширине полувагона. 2.69. Отдельные пачки сортовой стали должны укладываться параллельно друг другу без перекашивания. Каждая пачка сортовой стали размером профиля до 180 мм должна быть увязана обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити: при длине металла до 6 м - в двух местах; при большей длине металла - в трех местах. 2.70. Каждая пачка сортовой стали размером профиля более 180 мм должна быть увязана поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити: при длине металла до 9 м - в двух местах; при большей длине металла - в трех местах. 2.71. Трубы диаметром от 111 до 450 мм должны укладываться на транспортное средство с разделением смежных рядов не менее тремя прокладками из досок сечением не менее 35 x 100 мм. 2.72. При погрузке в полувагон или на платформу железобетонных изделий и конструкций их укладка должна производиться на две поперечные деревянные подкладки из досок сечением не менее 40 x 100 мм. 2.73. При укладке конструкций в полувагон штабелями между ярусами в штабеле должны укладываться прокладки, ширина которых может быть на 40 мм меньше ширины подкладок, при этом прокладки должны располагаться по вертикали над подкладками. 2.74. Подкладки и прокладки должны укладываться равномерно по длине груза и симметрично по отношению к середине платформы или полувагона. 2.75. При погрузке или разгрузке краном полувагонов, автомашин опускать или поднимать груз при нахождении людей в полувагоне, кузове или кбине автомашины не допускается. Место нахождения стропальщика должно определяться технологической документацией и быть оборудовано в местах постоянных работ соответствующим образом (с устройством эстакад, навесных площадок и др.). 2.76. В регламентной документации на производство погрузочно - разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза. 2.77. Нахождение людей на платформах, автомобилях, в полувагонах и другом подвижном составе при погрузке и разгрузке их магнитными и грейферными кранами запрещается. 2.78. Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать: 2.78.1. Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них. 2.78.2. Возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно - транспортного оборудования. 2.78.3. Безопасность работающих на штабеле или около него. 2.78.4. Безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники. 2.78.5. Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов. 2.78.6. Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения. 2.79. Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами, отвечающими требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003. 2.80. Транспортные средства организации должны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номера организации. 2.81. Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза. 2.82. Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием. 2.83. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами по ГОСТ 31120. 2.84. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении. 2.85. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их на захватах. 2.86. Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю автопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика. 2.87. Перевозка людей допускается только при наличии на транспортных средствах сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия - изготовителя транспортного средства. 2.88. Перевозка грузчиков в кузове автомобиля, как правило, не допускается. Если по роду работы необходимо перевозить экспедиторов или грузчиков, то они должны находиться в кабине автомобиля. 3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 3.1. Места производства погрузочно - разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно - транспортных машин. Площадки для производства погрузочно - разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 град., при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3 град. Места производства погрузочно - разгрузочных работ должны быть оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026. 3.2. Подъездные пути к площадкам производства погрузочно - разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно - разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, и регулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местах разворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации. 3.3. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и др. должны быть устроены настилы или мостки для переездов. 3.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог. 3.5. Погрузочно - разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ. 3.6. На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. 3.7. Склады, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов в складское помещение и грузовыми подъемниками. 3.8. Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска или подъема грузов. 3.9. Места производства погрузочно - разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк. В случае необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение. 3.10. Метеорологические условия для производства погрузочно - разгрузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005 и соответствовать для работ в помещениях параметрам, указанным в табл. 1 и 2. Таблица 1 ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ПЕРЕХОДНЫЙ И ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОДЫ ГОДА ------------------------------------------------------------------------ | Категория | Нормируемые параметры | | работ |--------------------------------------------------------| | | температура | относительная | скорость | температура | | | воздуха, | влажность | движения | воздуха вне | | | град. C | воздуха, | воздуха, | пост. рабочих | | | | %, не более | м/с, | мест, град. C | | | | | не более | | |-------------|-------------|---------------|----------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-------------|-------------|---------------|----------|---------------| | Легкая I | 19 - 25 | 75 | 0,2 | 15 - 26 | |-------------|-------------|---------------|----------|---------------| | Средней | 17 - 23 | 75 | 0,3 | 13 - 24 | | тяжести IIа | | | | | |-------------|-------------|---------------|----------|---------------| | Средней | 15 - 21 | 75 | 0,4 | 13 - 24 | | тяжести IIб | | | | | |-------------|-------------|---------------|----------|---------------| | Тяжелая III | 13 - 19 | 75 | 0,5 | 12 - 19 | ------------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. При площади пола от 50 до 100 кв. м на работающего допускается понижение температуры воздуха вне постоянных рабочих мест против нормируемых (графа 5). 1.1. Для легких работ - до 12 град. C. 1.2. Для работ средней тяжести - до 10 град. C. 1.3. Для тяжелых работ - до 8 град. C. 2. Для работ тяжелых и средней тяжести, а также при применении системы отопления и вентиляции с сосредоточенной подачей воздуха допускается повышение скорости движения воздуха на постоянных рабочих местах до 0,7 м/с при одновременном повышении температуры на 2 град. C. Таблица 2 ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ИЗБЫТКАМИ ЯВНОГО ТЕПЛА В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА --------------------------------------------------------------------------------- | Категория | Температура воздуха | Относительная | Скорость движения | | работ | в помещении, град. C | влажность | воздуха в | | | | воздуха в | помещениях, м/с | | | | помещениях, | * при | | |---------------------------| %, не более |-----------------------| | | с незнач. | со значит. | | с незнач. | со знач. | | |---------------------------| |-----------------------| | | избытком явного тепла | | избытком явного тепла | |-----------|---------------------------|---------------|-----------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----------|---------------------------|---------------|-----------------------| | Легкая I | не более чем на | 55 при | 0,2 - 0,5 | 0,2 - 0,5 | | | 3 5 | 28 град. C | | | |-----------|---------------------------|---------------|-----------------------| | Средней | выше средней температуры | 60 при | 0,2 - 0,5 | 0,3 - 0,7 | | тяжести - | наружного | 27 град. C | | | | IIа | воздуха в 13 ч | 65 при | | | | | самого жаркого | 26 град. C | | | | | месяца, но не более | 70 при | | | |-----------|---------------------------|---------------|-----------------------| | Средней | 28 | 25 град. C | | | | тяжести - | | 75 при | 0,3 - 0,7 | 0,5 - 1,0 | | IIб | | 24 град. C | | | | | | и ниже | | | |-----------|---------------------------|---------------|-----------------------| | Тяжелая - | не более чем на | 60 при | 0,3 - 0,7 | 0,5 - 1,0 | | III | 3 5 | 26 град. C | | | | | Выше средней | 70 при | | | | | температуры наружного | 25 град. C | | | | | воздуха в 13 ч | 75 при | | | | | самого жаркого | 24 град. C | | | | | месяца, но не более | и ниже | | | | | 28 | | | | --------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------- Примечания. 1. Температура воздуха вне постоянных рабочих мест в производственных помещениях с незначительным избытком явного тепла должна быть не более чем на 3 град. C и в помещениях со значительным избытком явного тепла не более чем на 5 град. C выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца; 2. Явное тепло - тепловыделения более 20 ккал/куб. м ч; 3. Категории работ: I категория - легкие физические работы с энергозатратами до 150 ккал/ч; IIа категория - работы средней тяжести с энергозатратами до 200 ккал/ч; IIб категория - то же с перемещением тяжести массой до 10 кг и с энергозатратами до 250 ккал/ч; III категория - тяжелые физические работы с энергозатратами более 250 ккал/ч. 4. Сезоны года: теплый период - среднесуточная температура наружного воздуха 10 град. C и выше. холодный период - среднесуточная температура наружного воздуха ниже 10 град. C. 5. * - большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной. 6. В помещениях со значительным выделением влаги допускается повышение относительной влажности воздуха на 10%, но не выше 75%, при этом температура воздуха в помещениях не должна превышать 8 град. C для работ легких и средней тяжести и 26 град. C - для тяжелых работ. 7. Температуру, указанную в графах 2 и 3 при сохранении указанных в колонке 4 значений относительной влажности воздуха, допускается повышать на 3 град. C, но не выше 31 град. C и на 5 град. C, но не выше 33 град. C соответственно. 8. Для районов с повышенной влажностью допускается для теплого периода года относительная влажность воздуха в рабочей зоне производственных помещений выше указанной в табл. 2 на 10%. 3.11. В производственных помещениях с площадью пола на одного работающего более 100 кв. м температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, предусмотренные в табл. 1 и 2, должны обеспечиваться только на постоянных рабочих местах. 3.12. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК), указанных в табл. 4 и 5 ГОСТ 12.1.005, при этом: 3.12.1. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК не должна превышать единицы. 3.12.2. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ, не обладающих однонаправленным действием, ПДК остаются такими же, как и при изолированном воздействии. 3.13. Допустимые уровни шума на рабочих местах, требования к шумовым характеристикам оборудования и требования по защите от шума должны определяться ГОСТ 12.1.003. 3.14. Зоны с уровнем звука выше 80 дБ должны быть обозначены знаками безопасности, а работающие в этой зоне должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха. 3.15. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с октавными уровнями звукового давления выше 135 дБ в любой октавной полосе. 3.16. При контактах с генерирующими вибрацию объектами должны применяться меры по защите от нее как технического, так и организационного характера. 3.17. Вибрации, передающиеся на руки работающего или на рабочее место, не должны превышать предельно допустимых величин. 3.18. Работа с оборудованием, уровни вибраций которых более чем в 4 раза (более 12 дБ) превышают санитарные нормы, запрещается. 3.19. Перед производством погрузочно - разгрузочных работ на железнодорожном транспорте необходимо проверить состояние путей и стрелок. 3.20. Расстояние от оси железнодорожного пути колеи 1520 (1524) мм до зданий и сооружений должно быть не менее 3,0 м. В виде исключения и в случаях, не связанных с нарушением требований безопасности производства работ, это расстояние может быть допущено временно (до их переустройства) до 2,45 м. 3.21. Рельсовые пути в помещениях должны быть заподлицо с полом, на территории организации должны быть ровными, состоять из надежно скрепленных рельсов одного профиля. В местах погрузки (при необходимости) на путях могут устанавливаться габаритные ворота, определяющие допустимые размеры груза по высоте и ширине, а вдоль путей на уровне головки рельсов должен быть устроен настил, обеспечивающий безопасность передвижения работников. Тупиковые железнодорожные пути должны быть оборудованы упорами. 3.22. При размещении грузов не должно возникать помех естественному освещению, вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств, проходу работников, безопасному производству работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийных ситуациях и т.д. 3.23. Размещение материалов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи). 3.24. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен быть предусмотрен тротуар и отбойный брус. 3.25. Исходные материалы, заготовки, полуфабрикаты, детали, готовая продукция и отходы производства (обрабатываемые грузы) не должны оказывать вредного воздействия на работающих при контакте с ними. 3.26. При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты (как коллективные, так и индивидуальные), включая и организационные меры. Характеристика обрабатываемых грузов дана в Приложении 8. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И ТАРЕ 4.1. Производственное оборудование, применяемое при погрузочно - разгрузочных и транспортных работах, должно быть безопасным при монтаже, эксплуатации, ремонте, при использовании отдельно или в составе комплексов и технологических систем. 4.2. Общие требования безопасности, предъявляемые к подъемно - транспортному оборудованию, должны определяться ГОСТ 12.2.003. 4.3. Технология грузовой переработки грузов представляет собой систему механизированных операций, выполняемых комплексом подъемно - транспортных машин и оборудования: кранами - мостовыми, козловыми, башенными, передвижными стреловыми (пневмоколесными, автомобильными, железнодорожными), портальными; погрузчиками (авто- и электро) - вилочными и ковшовыми; транспортерами ленточными, скребковыми, шнековыми; рольгангами; конвейерами, трубопроводным транспортом; ручными тележками и т.д. 4.4. Мостовые электрические краны применяются на погрузочно - разгрузочных работах с различными грузами (единичными, в пакетах, контейнерах и др.) при их перемещении, штабелировании на открытых площадках, в закрытых складах, производственных помещениях, эстакадах и др. 4.5. Мостовые грейферные краны предназначены для подъема и перемещения сыпучих и кусковых материалов с насыпной объемной массой 0,54 т/куб. м. 4.6. Краны мостовые, оборудованные ручной талью, навешенной на пролетную двутавровую балку и передвигающейся по ней, предназначены, в основном, для погрузочно - разгрузочных работ небольших по массе и количеству грузов. 4.7. Краны козловые (полукозловые) на рельсоколесном ходу предназначены для погрузочно - разгрузочных работ на открытых площадках, имеющих подъездные железнодорожные и (или) автомобильные пути, и на перегрузочных складах при обработке различных грузов, включая штучные, насыпные, в контейнеры и т.д. 4.8. Портальные (полупортальные) краны устанавливаются на перегрузочных складах и базах, имеющих кроме железнодорожных и автомобильных подъездных путей пристани (порты) для выгрузки грузов, прибывающих водным путем. 4.9. Башенные краны, в основном, устанавливаются на строительных площадках. Производят подъемы и перемещения различных грузов (материалов) с подачей на рабочее место. Эти краны также широко применяются на погрузочно - разгрузочных и транспортно - складских работах с различными длинномерными и мелкоштучными грузами. 4.10. Стреловые самоходные краны (на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном, железнодорожном ходу) предназначены для выполнения погрузочно - разгрузочных работ на открытых площадках и рассредоточенных объектах. 4.11. Краны консольные (на колонне, настенные, велосипедные) используются, в основном, для перемещения грузов в составе технологических операций, на комплектовочно - сортировочных площадках складов, на рампах складов и др. 4.12. Краны-манипуляторы, смонтированные на транспортных средствах, предназначены для загрузки - разгрузки этих транспортных средств. 4.13. Погрузчики (автопогрузчики, электропогрузчики), оборудованные грузоподъемной рамой с вилочным захватом и дополнительными съемными рабочими органами (ковшом, безблочной стрелой, грейферным захватом, траверсами и др.), применяются для переработки малотоннажных грузов и обладают высокой маневренностью, мобильностью и производительностью. 4.14. Многоковшовые погрузчики, имеющие шнековый питатель, подающий материал на ковшовый элеватор или ленточный поворотный конвейер, применяются для погрузочно - разгрузочных операций сыпучих и кусковых материалов. 4.15. Экскаваторы одноковшовые применяются на открытых складах и карьерах при погрузке в транспортные средства сыпучих и кусковых материалов, а также при их штабелировании на открытых складских площадках. Для выполнения технологических операций находят применение краны, оборудованные специальными грузозахватными органами: краны с магнитной шайбой, краны мульдо - магнитные, краны мульдо - грейферные, краны мульдо - завалочные, краны штыревые, краны литейные, краны - штабелеры, краны посадочные, краны ковочные, краны для раздевания слитков (скрипперные), краны колодцевые и др. 4.16. Краны - штабелеры мостовые (опорные и подвесные) и стеллажные, управляемые с пола (при высоте укладки груза до 4 м) или из кабины (при высоте укладки груза от 4 до 10 м), используются для укладки мелкоштучных и тарно - штучных грузов в штабеля и стеллажи. Колонна направляющей каретки с грузовым механизмом может быть жестко закреплена и иметь поворот на 90, 180 и 360 град., а также быть телескопической. Грузоподъемные устройства, монтируемые на каретке, представляют собой, как правило, вилочные захваты с раздвижными вилами, а также телескопические, штыревые, вакуумные и др. в зависимости от вида перерабатываемого краном - штабелером груза. 4.17. Стеллажные краны - штабелеры обслуживают один или два ряда многоярусных стеллажей, расположенных по обе стороны прохода склада, и |