количество молока в пересчете на установленную базисную жирность. Исходя из количества молока в пересчете на базисную жирность и закупочной цены, действующей по месту приема молока, определяется сумма, причитающаяся сдатчику. В случае продажи сдатчику молока обрата в приемо-расчетном журнале указывается его количество и стоимость, которая удерживается при расчете за молоко. Прием молока от населения производится в отдельную тару и его смешивать с молоком сельскохозяйственной организации не следует. Одновременно с записью в приемо-расчетном журнале производится запись в расчетной книжке на молоко, закупленное у населения, которая предъявляется приемщику молока при каждой его сдаче, что подтверждается подписью приемщика. Записи в расчетной книжке о количестве принятого молока, проценте фактической жирности, количестве молока в пересчете на базисную жирность и расчет за принятое молоко должны соответствовать записям в приемо-расчетном журнале на молоко. Этими же документами оформляется приемка от населения масла, брынзы и овечьего молока, для чего в них отводятся отдельные страницы. Г. Продукция подсобных (промышленных) и прочих производств 191. Продукция, полученная от переработки сельскохозяйственной продукции растениеводства (мука, соленые овощи, консервы, фруктовые и овощные соки и др.), принимается к учету на основании отчета в переработке продукции (форма N СП-28) и приложенных к нему оправдательных документов. Отчет составляется в двух экземплярах заведующим производством (мастером). Записи в отчете об израсходованных материалах и таре, а также о выходе готовой продукции (по каждому наименованию, сорту и количеству) производятся ежедневно. Отчет утверждается руководителем сельскохозяйственной организации. Отправляемая с пунктов переработки готовая продукция оформляется накладными при внутрихозяйственной передаче или товарно-транспортными накладными (ф. N 1-Т (товары)) при отправке на сторону. 192. Переработка молока в молочные продукты учитывается в ведомости переработки молока и молочных продуктов, которая составляется ежедневно в двух экземплярах заведующим (мастером) цеха (пункта) и др. Первый экземпляр ведомости с приложением приходных и расходных документов сдается в бухгалтерию, а второй остается в цехе. 193. Убой животных и птицы оформляется актом на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падеж) (форма N СП-54). Продукты убоя, а также используемые продукты падежа животных (мясо, кожи и др.) сдаются ежедневно на склад по накладной внутрихозяйственного назначения, копия которой с распиской кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы. Бухгалтерия должна строго контролировать полноту оприходования мяса, субпродуктов, кожсырья и другой продукции. При этом фактический выход продукции (мяса) по категориям и субпродуктов необходимо сопоставлять с действующими нормами выхода мяса на костях, жира-сырца и субпродуктов при переработке животных и птицы. 194. В свиноводческих комплексах убой и падеж животных на санбойне оформляется учетным листом убоя и падежа животных (форма N СП-55). В нем показываются число голов и живая масса свиней, обработанных за день, и выход продукции по видам от всех животных, а также падеж. Как правило, все животные, поступившие для убоя, должны быть обработаны в течение того же дня. В отдельных случаях, если санбойня не успела за текущий день обработать всех поступивших животных, оставшихся на следующий день животных и их живую массу показывают по строке "остаток на конец дня", а в следующем учетном листе - по строке "остаток на начало дня". В учетном листе убоя и падежа животных дается заключение ветеринарного врача о причине убоя животных по каждому участку. Если в процессе убоя будет выяснено, что продукция от какого-либо животного не может быть использована и подлежит уничтожению, ветеринарный врач обязан сообщить об этом начальнику участка, с которого поступило животное, и в бухгалтерию для перевода данных животных из раздела "Убой" в раздел "Падеж". По разделу "Падеж" показывается число голов и живая масса павших свиней, вывезенных с каждого участка, а также количество снятых на санбойне с этих животных шкур. Против строк, по которым отражается павшее поголовье по каждому участку, обязательно дается заключение ветеринарного врача о причине падежа. Учетный лист убоя и падежа животных составляется в двух экземплярах и подписывается работником, принявшим свиней с участков, работником, принявшим продукцию от убоя животных на склад, и ветеринарным врачом, подтвердившим убой и выход продукции. Учетные листы убоя и падежа животных рассматриваются и утверждаются начальником комплекса. После этого первый экземпляр учетного листа сдается в бухгалтерию комплекса. В бухгалтерии комплекса данные учетных листов ежедневно записывают в накопительную ведомость учета убоя и падежа животных. На санбойне комплекса не реже двух раз в месяц проводится контрольный убой животных в присутствии администрации для проверки выхода продукции от одной головы свиней. На учетном листе в этом случае делается отметка "Контрольный убой". 195. На птицефабриках и в специализированных птицеводческих предприятиях убой птицы оформляется производственным отчетом о переработке птицы и выходе продукции. На каждую партию птицы, направленную в убойный цех, выписывается накладная. Птица, поступившая в убойный цех, перед забоем обязательно взвешивается и на каждую партию забиваемой птицы составляется акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж) (форма N СП-54). Выход мяса показывается по количеству, массе и категориям, а также по видам птицы. 196. Полезные отходы (перо, кровь и др.) показываются по фактически собранной и сданной массе. При убое и обработке птицы на конвейере допускается массу пера показывать по нормативному выходу. В этом случае перо остается на ответственном хранении у начальника цеха до момента его сдачи в сухом виде. Получаемые неликвидные отходы показываются в акте одной строкой. При взвешивании мяса птицы, упакованного в ящики, производится скидка от фактической массы парного мяса на потери при охлаждении. Процент скидки берется по нормативам, однако убойный цех и холодильник должны систематически сверять фактические потери с нормативными, не допуская отклонений (увеличения). Количество и масса тушек, забракованных при ветеринарном осмотре, а также потери массы при охлаждении показываются в акте отдельными строками. Масса мяса птицы (с бумагой), полезных отходов, потери массы при охлаждении мяса, масса выбракованной птицы при ветосмотре и неликвидных отходов должны быть равны живой массе переданной на убой птицы и массе бумаги. Акт подписывают начальник цеха, ветврач и сортировщик. Акты проверяются технологом в части выхода продукции, соответствующей обработке и сортировке тушек по стандарту. Он же дает разрешение на допуск для реализации. Первый экземпляр акта служит основанием для оприходования продукции на складе, а второй экземпляр акта начальник цеха (бригадир) вместе с отчетом о движении материальных ценностей (ф. N 265-АПК) ежедневно представляет в бухгалтерию. Кроме того, заведующий складом-холодильником, где хранится мясо, ежедневно или за несколько дней составляет отчет по складу-холодильнику (форма N СП-30), в котором отражается движение мяса по складу на основании соответствующих первичных документов. 197. В звероводческих хозяйствах на период забоя зверей приказом руководителя организации назначается материально ответственное лицо по цеху первичной обработки шкурковой продукции, которое несет ответственность за учет и отправку шкурковой продукции на пушно-меховые базы, меховые фабрики и т.п. Поступление зверей и кроликов в цех первичной обработки оформляется накладной внутрихозяйственного назначения. Поступившие за день на убойный пункт звери и кролики записываются отдельными строками (с указанием вида зверей, раздельно по взрослому стаду и молодняку) в соответствующие графы акта на выбытие животных и птицы. В акте показываются также по соответствующим графам выход шкурок, их сорт, цвет и размеры. По истечении рабочего дня акт подписывается комиссией, назначенной на период забоя зверей и кроликов для качественной приемки продукции убойного пункта. В конце акта материально ответственное лицо по убойному пункту расписывается в приеме продукции на ответственное хранение до отправки на склад сельскохозяйственной организации. Отправка и сдача убойным пунктом товарных шкурок оформляется накладной, выписываемой убойным пунктом. Заведующий пунктом ежедневно составляет отчет о движении материальных ценностей и вместе с актами на выбытие животных и птицы и накладными представляет в бухгалтерию. На убойном пункте и на складе учет шкурок ведется в книге (карточках) складского учета раздельно по сортам, цветам и размерам. 198. Продукция и изделия других подсобных и вспомогательных производств (мельниц, мастерских, цехов и т.д.) приходуются на основании их ежемесячных производственных отчетов и накладных, выписываемых заведующими производствами (бригадирами) при сдаче готовой продукции на склад. 199. Выход продукции столовых и буфетов (готовых блюд, кулинарных изделий и т.п.) отражается в калькуляционной карточке и акте о реализации и отпуске изделий кухни, в которых записывают расход продовольственных продуктов, специй, выход готовой продукции по наименованию, количеству и сорту, ее продажу и отпуск по каждой дате отчетного периода. На абонементах на получение питания в столовых при сельскохозяйственной организации при подготовке их к продаже ставится ее штамп (печать). За абонементы, приобретенные за наличный расчет и не использованные, покупателю могут быть возвращены деньги. Д. Продукция и материалы, поступающие со стороны 200. На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). Сельскохозяйственная организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо: зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов (типовая ф. N М-1); проверять соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором; сделать в карточках или книге оперативного учета соответствующие записи о выполнении договора поставки; проверять правильность расчетов в расчетных документах; акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты); определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора; передавать документы в подразделения сельскохозяйственной организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации. Работники, заполняющие журнал учета поступающих грузов, обязаны не реже одного раза в месяц сверять данные журнала с данными бухгалтерии. В свою очередь бухгалтерия систематически осуществляет контроль за правильным ведением журнала. Зарегистрированные счета поставщиков с оправдательными документами передаются на склады. Заведующие складами следят за своевременным поступлением грузов. Если же сроки поставки товаров на склад нарушаются, то заведующий складом ставит об этом в известность руководство сельскохозяйственной организации для принятия соответствующих мер. Счета-фактуры регистрируются в бухгалтерии в установленном порядке. 201. Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов (форма N М-2а). Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. В ней должно быть указано, от кого и по каким документам следует получить ценности, срок действия доверенности. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами сельскохозяйственной организации, с приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Экспедитор (или другое лицо) обязан не позднее следующего дня после получения ценностей представить в бухгалтерию сельскохозяйственной организации товарно-транспортные накладные и другие сопроводительные документы о сдаче полученных товарно-материальных ценностей на склад. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию не позднее следующего дня после истечения их срока. В бухгалтерии ведется строгий учет выданных доверенностей. Они регистрируются в журнале учета выданных доверенностей (ф. N М-2б). Их использование строго контролируется. 202. Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и т.п.). При приемке грузов от транспортных организаций получатель грузов обязан проверить обеспеченность сохранности груза при перевозке, в частности: а) наличие и исправность на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже и т.п.) или контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), состояние транспортных средств, а также исправность тары; б) соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных документах. Во всех случаях, когда при приемке груза от транспортных организаций устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и массы груза или количества мест данным, указанным в сопроводительных документах и договорах, получатель обязан потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта. Продукция и материалы, поступившие в исправной таре, взвешиваются или подсчитываются на складе получателя. Приемка продукции и материалов от местных поставщиков производится на складе получателя, если они доставляются транспортом поставщика, или на складе поставщика, если они доставляются транспортом получателя. Ежедневно экспедитор представляет отчет о получении и доставке грузов к местам назначения с приложенными приходными и расходными оправдательными документами. 203. Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов. Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы. 204. Все материальные ценности, прибывающие в организацию, должны быть своевременно оприходованы на соответствующих складах. Если в интересах производства целесообразно направить отдельные партии продукции и материалов непосредственно в производственное подразделение, то такие партии отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение. При этом в приходных и расходных документах склада и подразделения делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом). Перечень продукции и материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в производственные подразделения, должен быть определен и оформлен приказом (распоряжением) руководителя. На стройках массовые строительные материалы, конструкции и детали, как правило, должны завозиться непосредственно на объекты строительства, минуя центральный склад. 205. Продукция, сырье и материалы, поступающие на склады сельскохозяйственных организаций, при приемке должны подвергаться тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству (счету, массе, объему) и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах. Материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) производит приемку продукции и материалов путем взвешивания, подсчета, промера и т.п. и сличает фактически принятое количество с данными, указанными в договорах на поставку (куплю-продажу), сопроводительных и платежных документах. 206. Зарегистрированные экземпляры расчетных и других документов (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т.п.) передаются соответствующему складу для руководства при приемке и оприходовании продукции и материалов. При частичном или полном отказе от акцепта складу направляются копии платежных документов с указанием, что и в каких размерах принять на ответственное хранение. В указанных случаях платежные требования (подлинные) возвращаются бухгалтерии для проверки расчетов с банком. 207. В сельскохозяйственных организациях должен быть установлен порядок оперативного контроля за поступлением сырья и материалов, а также розыска своевременно не прибывших грузов. 208. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами. Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под продукцией, материалами) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходного ордера (типовая межотраслевая форма N М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а) или накладной внутрихозяйственного назначения при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). 209. В случае перевозки грузов автотранспортом приемка продукции и материалов, поступающих в организацию, осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя. При отсутствии расхождений между фактически принятым количеством и количеством, указанным в документах поставщика, приход продукции и материалов целесообразно оформлять проставлением на поступившем документе штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в накладной или росписи заведующего складом (кладовщика). На массовые однородные грузы (известняк, уголь, песок, камень бутовый, щебень и др.), прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера (товарно-транспортной накладной) или акта замера (взвешивания) в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера (товарно-транспортной накладной), которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер (товарно-транспортную накладную). При отсутствии расхождений между фактически принятым количеством и количеством, указанным в документах поставщика, приемка и оприходование продукции и материалов может оформляться проставлением на поступившем документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере (накладной). В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера (накладной). Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (накладной). При установлении несоответствия поступивших продукции и материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика, составляют акт о приемке материалов (ф. N М-7) в порядке, установленном соответствующим законодательством. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными). При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов (ф. N М-7) в порядке, установленном соответствующим законодательством. В случае составления приемного акта приходный ордер (накладная) не оформляется. Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. 210. Товарно-материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках и т.д). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена. В случае когда материалы поступают в одной единице измерения (например, по весу), а отпускаются со склада в другой (например, поштучно, объему и т.д.), то их оприходование, хранение и отпуск отражают в первичных документах, на складских карточках и соответствующих аналитических регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Если затруднительно отражение движения такого материала одновременно в двух единицах измерения, возможен вариант перевода материала в другую единицу измерения с составлением акта перевода представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалистов других отделов (если это необходимо) и заведующего складом. В акте перевода в другую единицу измерения указывается количество материала в единице измерения, указанной в расчетных (сопроводительных) документах поставщика, и в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Одновременно определяется учетная цена в новой единице измерения. На карточке складского учета материал приходуется в единице измерения поставщика, а также в другой (новой) единице измерения со ссылкой на акт перевода. Если в расчетных (сопроводительных) документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации. На стройках железобетонные, деревянные конструкции и изделия следует учитывать по каждой марке в штуках. 211. Если в интересах производства целесообразно направлять материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом). Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации. На стройках строительные материалы, конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный) склад. 212. При приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством. 213. Приемные акты, приходные ордера, накладные на оприходование продукции и материалов и другие документы должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов. 214. Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться. В некоторых случаях, когда отдельные виды продукции и материалы находятся в процессе технической приемки (лабораторные испытания) или в силу отказа от акцепта счета, продукция и материалы принимаются на временное ответственное хранение. На принятые товарно-материальные ценности приемная комиссия составляет акт. Такие материалы должны быть своевременно записаны заведующим складом (кладовщиком) в отдельную книгу или карточку (форма N М-17). Записи в них ведутся с подразделением на "Материалы, ожидающие приемки", "Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении", а внутри этих групп - по отдельным партиям продукции и материалов. Поступающие на ответственное хранение продукция и материалы хранятся на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не могут расходоваться. После приемки товарно-материальных ценностей надлежаще оформленный акт с соответствующими документами (товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами и т.д.) передается: один экземпляр для учета движения товарно-материальных ценностей - в бухгалтерию сельскохозяйственной организации, два экземпляра - службе снабжения, один из которых предназначен для направления с претензионным письмом поставщику, другой - для оперативного учета МПЗ на складе. В случае если материалы, принятые на ответственное хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости. Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов. 215. В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями. Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя сельскохозяйственной организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) отдельными должностными лицами. Порядок такого контроля определяется в зависимости от конкретных условий их деятельности. 216. Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица. 217. Сдача подразделениями на склад материалов, внутреннее перемещение материалов оформляются накладными в случаях, когда: продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки; осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую; производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака; осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств; в других аналогичных случаях. Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов. 218. В случаях сдачи на склад грузов, полученных от местных поставщиков, по которым платежные требования еще не предъявлены, заведующий складом (кладовщик) выписывает на основании сопроводительного документа накладную в одном экземпляре. Оставляя у себя накладную, заведующий складом (кладовщик) возвращает экспедитору сопроводительный документ с отметкой об оприходовании груза с указанием даты и номера накладной. Экспедитор сдает эти документы в бухгалтерию как оправдательные документы в использовании выданной ему доверенности. В дальнейшем сопроводительные документы прилагаются к платежным требованиям. 219. Минеральные удобрения целесообразно доставлять на центральный склад или в бригады сельскохозяйственной организации по утвержденному графику с поставщиками после оформления договора. При необходимости в договоре вместе с номерами бригад указывают название населенных пунктов (при доставке транспортом поставщика). При завозе минеральных удобрений заведующий центральным складом или кладовщик (бригадир) взвешивает каждую автомашину и расписывается в получении минеральных удобрений в товарно-транспортных накладных, которые он затем возвращает шоферу-экспедитору, доставившему минеральные удобрения. Одновременно с этим заведующий складом получает от шофера второй экземпляр товарно-транспортных накладных и копию сертификата на завезенную партию удобрений. Полученные вторые экземпляры накладных вместе с сертификатом заведующий складом (кладовщик) сдает в бухгалтерию сельскохозяйственной организации. В тех случаях, когда нет возможности взвесить поступающие удобрения, массу их проверяют по количеству мешков. При несоответствии количества, сроков поставки, ГОСТа на минеральные удобрения, тару, упаковку и маркировку сельскохозяйственная организация предъявляет претензии поставщику в установленном порядке. Досрочная поставка удобрений допускается только при наличии согласия сельскохозяйственной организации. 220. Нефтепродукты, доставляемые в автоцистернах и бочках на нефтесклад от нефтесбытовых организаций, принимаются заведующим нефтескладом от лица, доставившего нефтепродукты, на основании товарно-транспортной накладной и паспорта качества нефтепродуктов, где указываются его наименование, плотность, качество, марка, ГОСТ или технические условия, которым соответствует нефтепродукт. Нефтепродукты, поступающие в железнодорожных цистернах и наливных судах, принимаются в установленном порядке комиссией на основании сопроводительных товарно-транспортных документов (накладных, паспортов). При установлении недостачи нефтепродуктов составляется рекламационный или коммерческий акт. Талоны на получение нефтепродуктов приходуются на основании накладных и счетов-фактур. 221. При поступлении в организацию нефтепродуктов материально ответственные лица обязаны: проверить соответствие поступивших нефтепродуктов по количеству, сортам и маркам, указанным в сопроводительных документах поставщика (отправителя); обеспечить полный слив нефтепродуктов, а по окончании слива осмотреть транспортные резервуары (цистерны) для проверки полноты слива; своевременно оприходовать поступившие нефтепродукты. Оприходование нефтепродуктов производят на основании сопроводительных документов поставщиков или актов о приемке материалов (типовая междуведомственная форма N М-7). Топливо, полученное в натуре, приходуют в объемном (л) выражении, а смазочные (пластичные) материалы - по массе (кг). 222. Получение нефтепродуктов по талонам производится в порядке, определенном договором. Отпуск талонов сельскохозяйственным организациям оформляет нефтесбытовая организация выпиской накладной, первый экземпляр которой вручают получателю талонов. Лица, получившие талоны, обязаны в тот же день сдать их вместе с накладной нефтебазы материально ответственному лицу, назначенному приказом руководителя сельскохозяйственной организации, для оприходования и хранения. Материально ответственное лицо, принявшее на хранение полученные от нефтесбытовой организации талоны, по требованию, подписанному руководителем и главным бухгалтером, выдает под отчет талоны водителям транспортных средств. Повторная выдача талонов производится только после сдачи полного отчета за ранее выданные талоны. Талоны на право получения нефтепродуктов выдают водителям только по предъявлении ими путевого листа, на котором диспетчер или уполномоченное на то руководителем организации лицо в строке "Выдать топливо" пишет прописью количество разрешенного к выдаче нефтепродукта по талонам согласно заданию и с учетом количества нефтепродуктов в баках при выезде на линию. Водители транспортных средств обязаны отчитаться за расход нефтепродуктов и по окончании работы сдать неиспользованные талоны уполномоченному на то руководителем предприятия лицу по ведомости возврата талонов. Лица, принимающие от водителей талоны, записывают в ведомость суммарное количество нефтепродуктов в литрах и номера сданных талонов, а в путевых листах в разделе "Движение топлива" в графе "Сдано" - суммарное количество сданных талонов в литрах и расписываются под ней. Водители расписываются в ведомости возврата талонов. 223. Спирт принимается заведующим складом (кладовщиком) при обязательном участии химика лаборатории или другого компетентного лица, специально на это уполномоченного, на основании товарно-транспортных накладных поставщика через спиртоприемные мерники с определением крепости, температуры и исчислением количества безводного спирта. В случае прибытия спирта в таре с нарушенными пломбами (печатями) каждое такое место принимается отдельно и по каждому определяется недостаток спирта. Спирт, прибывший в цистерне по железной дороге, принимает комиссия с обязательным участием принимающего материально ответственного лица, работника лаборатории и представителя незаинтересованной организации при обязательном участии представителя железной дороги. 224. Сельскохозяйственные организации приобретают медикаменты и перевязочные материалы для лечения животных, а также для использования при кастрации животных и косметических операциях; дезинфицирующие средства для проведения плановых профилактических (ветеринарно-санитарных) мероприятий (очистка и дезинфекция помещений, истребление мух, клещей, мышевидных грызунов, борьба с гнусом, противоклещевые обработки местности); антибиотики и биогенные стимуляторы для увеличения привесов и многоплодия животных; витамины и минеральные вещества для массового применения. Приобретение указанных материалов осуществляется через ветеринарные аптеки и другие организации объединения "Зооветснаб" по заявкам сельскохозяйственных организаций и рецептам ветеринарных врачей (фельдшеров) сельскохозяйственных организаций. Получаемые ветеринарными специалистами медикаменты и лечебно-профилактические средства принимаются на учет ветаптеками, ветучастками, ветлечебницами на основании накладных, счетов-фактур, товарных чеков и других документов. 225. Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке: а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи; б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость включаются: стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов; сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость); сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением. 226. Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи. Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам. Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются. 227. При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет "Недостачи и потери от порчи ценностей". Порядок списания сумм со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" производится в установленном порядке. 228. В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком. 6. УЧЕТ ОТПУСКА МПЗ В ПРОИЗВОДСТВО И ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ 229. Под отпуском кормов, семян, продуктов, минеральных удобрений, запасных частей, материалов, сырья и других товарно-материальных ценностей в производство понимается выдача их со склада (кладовой) непосредственно для скармливания скоту и птице, внесения в почву и т.п. для производства сельскохозяйственной, прочей продукции, изготовления материалов, выполнения работ (оказания услуг), в т.ч. строительно-монтажных и ремонтных работ, а также для управленческих нужд организации. Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение. 230. Стоимость материалов, отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения и из подразделений на участки, фермы, в бригады, рабочие места в аналитическом учете, как правило, определяется в оценке по учетным ценам (без учета транспортно-заготовительных расходов) или плановой себестоимости. 231. Сельскохозяйственная продукция, сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и другие материальные ценности отпускаются с центральных складов организации в зависимости от структуры организации на склады подразделений или непосредственно в подразделения организации (при отсутствии у них складов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бригадам, непосредственно на рабочие места) по массе, объему или счету в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном в данной организации. При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно). 232. Отпуск продуктов предприятиям общественного питания, детским дошкольным учреждениям, перемещение продукции, товаров и материалов из одного склада на другой склад или в другую кладовую данной организации при систематическом пополнении запасов кладовых подразделений и ферм с центральных складов оформляется накладной внутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной ведомостью (картой) (форма N М-8), выписываемых на основании распоряжения руководителя сельскохозяйственной организации. Лимитно-заборные ведомости (карты) (форма N М-8) составляются, как правило, в тех случаях, когда отпуск материальных ценностей производится по установленным нормам на планируемый объем работ в полеводстве, строительстве, при ремонте в ремонтных мастерских и т.п. 233. Продукция и материалы, полученные со склада представителем производственного подразделения, должны быть полностью сданы им и оприходованы в местах хранения или использования. 234. Отработанные нефтепродукты принимаются на нефтесклад от водителей, трактористов-машинистов на основании накладных. 235. Сдача производственными подразделениями из производства на склад материальных ценностей, изготовленных ими или переработанных, должна оформляться путем выписки накладных на внутрихозяйственное перемещение материалов. Этими же накладными оформляются также операции по сдаче отделениями, бригадами, фермами (цехами, участками и т.д.) на склад или в кладовую отделения, цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по накладным и другим документам), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака, от ликвидации основных средств, от разборки временных сооружений и т.п. 236. По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места при подтверждении их расхода они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов. 237. Стоимость материалов, отпущенных и израсходованных на производство, относящихся к будущим отчетным периодам (на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель и т.п.), зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться и в других случаях, когда возникает необходимость распределения затрат на ряд отчетных периодов. 238. Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованные на затаривание готовой продукции, не оплаченные покупателем отдельно (сверх договорной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в сельскохозяйственных ярмарках и выставках и т.д. 239. Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующим лицам, осуществляющим указанный отпуск материалов со складов (кладовых). Отпуск продукции и материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам отделений, ферм и других подразделений организации. В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей. Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации. 240. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции, сельскохозяйственные культуры, виды и половозрастные группы скота и т.п.), для производства (изготовления) которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат. 241. Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения. На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ. Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией. 242. Отпуск семян, кормов и других материальных ценностей со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты отпуска материальных ценностей в производство устанавливаются подразделениями (главными специалистами по отрасли) по решению руководителя сельскохозяйственной организации на основе соответствующих расчетов планово-экономической или других служб. Лимиты устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации (утвержденных в установленном порядке) норм расхода материалов, семян, кормов и других затрат, объемах производственных программ бригад, ферм и других подразделений с учетом переходящих запасов неизрасходованных ценностей на начало и конец месяца. Внесение изменений в лимиты отпуска материалов, семян, кормов и других затрат (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения. 243. Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (форма N М-8), требование-накладная (форма N М-11), накладная (форма N М-15). Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а. Специализированными формами являются накладная внутрихозяйственного назначения и лимитно-заборная ведомость. Образцы указанных форм утверждены Приказом Минсельхозпрода России от 26 июля 1996 г. N 215. Организация, исходя из конкретных условий деятельности может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы утверждаются учетной политикой организации и должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Лимитно-заборные карты (ведомости) предназначены для оформления отпуска товарно-материальных ценностей, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением установленных лимитов. Лимитно-заборные карты (ведомости) выписываются бухгалтерией (подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции) в двух или трех экземплярах сроком на один месяц на один или несколько номенклатурных номеров продукции и материалов и, как правило, на один шифр затрат (заказа). При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации-получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля. Лицо, осуществляющее отпуск материалов, производит взвешивание или замер отпускаемых продукции, материалов обязательно в присутствии представителя цеха, отделения, фермы и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). Отпуск продукции и материалов по лимитным картам может производиться лишь из одного заранее прикрепленного склада, только указанных в лимитных картах наименований материалов и строго в пределах количества, установленного лимитами. Лимитно-заборная карта может выписываться и в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад. В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. 244. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов. К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий (продукции) взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (то есть расходов сверх норм). При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция. При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену. 245. Выявление отклонений от норм расхода материалов в промышленных и вспомогательных производствах сельскохозяйственной организации (экономия, перерасход) производится следующими методами: а) методом документирования отклонений; б) методом учета партионного раскроя материалов; в) инвентарным методом. Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг). 246. Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных сигнальных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм. 247. Методом учета партионного раскроя пользуются для выявления отклонений от норм по каждой партии раскраиваемого материала. Там, где это необходимо и целесообразно, организуются участки централизованного раскроя материалов. Материалы, подвергающиеся резке или раскрою (листовая сталь, стеклотекстолит, кожа, текстиль и т.д.), в производстве должны учитываться не только в весовом выражении (или в погонных метрах), но и в соответствующих единицах измерения площадей (кв. м, кв. дм и т.д.). Учет партионного раскроя осуществляется в первичном учетном документе типовой формы "Раскройный лист" или "Раскройная карта", которые оформляются на каждую партию раскраиваемого материала. Они предназначены для: а) определения фактического расхода раскраиваемого материала, полученных заготовок и установления отклонений от действующих норм при раскрое по количеству и стоимости материалов, а также количества полученных отходов; б) списания расхода материалов в производство и оприходования отходов; в) выявления причин и виновников перерасхода материалов или установления экономии. В форму заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество изготовленных заготовок (деталей), количество полученных отходов, а также количество неиспользованных материалов, возвращенных на склад. Количество изготовленных заготовок (деталей) является в дальнейшем основанием для учета выработки и расчета оплаты труда. При инвентарном методе отклонения от норм выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов по отдельным участкам или по подразделению организации в целом. При этом методе на начало и конец месяца (проверяемого периода) производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах). За каждый месяц (проверяемый период) составляется отчет о расходовании материалов, в котором показываются остатки материалов на начало и конец месяца (периода), сколько получено и возвращено материалов за отчетный месяц (период), сколько фактически израсходовано, количество произведенной продукции (изделий, деталей и т.д.) или объемы выполненных работ, расход материалов по нормам, экономия и перерасход. Этот отчет с объяснениями руководителя подразделения организации о причинах отклонений от норм и принятых мерах по устранению непроизводительных расходов (мерах по экономии материалов) передается в бухгалтерскую службу для проверки и расчета стоимостных показателей (если они не показаны в отчете). 248. В каждом подразделении организации должен вестись оперативный количественный учет наличия и движения полуфабрикатов собственного производства. При полуфабрикатном методе сводного учета затрат на производство, помимо количественного учета наличия и движения полуфабрикатов собственного производства, должен вестись их системный (стоимостной) учет по соответствующим счетам учета затрат на производство. 249. Организация может устанавливать особый порядок учета отдельных видов материальных запасов. Особый порядок учета материальных запасов заключается в следующем: а) составляется перечень материальных запасов, подпадающий под особый порядок учета. В этот перечень могут включаться драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, комплектующие изделия и полуфабрикаты как покупные, так и собственного изготовления, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, спирт, дорогостоящие материальные ценности, а также сильнодействующие ядовитые вещества. В перечень могут включаться и другие материальные запасы. Перечень утверждается руководителем организации; б) материальные запасы особого порядка учета при отпуске их со складов организации в подразделения и со складов (кладовых) цехов на участки, в бригады и непосредственно на рабочие места с учета не списываются, а относятся в подотчет; в) руководителем организации утверждается список должностных лиц, имеющих право давать разрешения на отпуск (подписывать соответствующие первичные документы на отпуск), и список лиц, которым доверено их получение, и, в необходимых случаях, список лиц, которым доверено их использование в производстве; г) материальные запасы особого порядка учета списываются с подотчета подразделений организации, отдельных работников с отнесением их стоимости на счета учета затрат на производства на основании акта, составленного комиссией, назначенной руководителем организации либо руководителем соответствующего подразделения организации. В акте указываются остаток материальных запасов на начало и конец отчетного месяца (периода), движение материальных запасов в течение месяца (периода), в том числе фактически израсходовано, расход по нормам, отклонения от норм (перерасход, экономия). Одновременно комиссия проверяет фактическое наличие материальных запасов. В случаях перерасхода устанавливает причины расхода сверх норм и дает соответствующее заключение. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им на то уполномоченным. 250. Если в организации организована централизованная доставка материалов со складов организации на склады (кладовые) подразделений организации, на участки и на рабочие места, то подразделением, выполняющим снабженческие или плановые функции, составляется специальный оперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки подачи (доставки) материалов. На основе этого документа работником склада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению. Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются организацией в приказе (распоряжении и т.д.) о документообороте. 251. Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат). При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации. 252. Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, уголь и т.п.) при невозможности отпуска их по фактическому весу или объему допускается определять на основе проведения периодических, не реже одного раза в месяц, инвентаризаций остатков этих материалов, проводимых комиссией. Результаты инвентаризации оформляются актом. Расход материала определяется как разница между остатком по учетным данным к моменту проведения инвентаризации и фактическим наличием, определенным инвентаризацией. 253. Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи). Учет отходов должен способствовать обеспечению контроля за их сохранностью и использованием. Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований-накладных). 254. Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат. 255. Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации оформляется накладными на внутреннее перемещение. 256. Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации или иное подразделение (например, вычислительный центр) согласно утвержденному порядку документооборота. 257. Материалы, отпущенные обособленным подразделениям организации, состоящим на отдельных балансах, списываются с учета с одновременным отнесением их стоимости на расчеты с указанными подразделениями. 258. Материалы, отпущенные обслуживающим производствам и хозяйствам, не состоящим на отдельных балансах, списываются с учета с отнесением их стоимости на расходы указанных производств и хозяйств. Материалы, полученные от других организаций непосредственно соответствующими обслуживающими производствами и хозяйствами без завоза их на склады организации, на счетах учета материальных ценностей в бухгалтерской службе организации учитываются транзитом с последующим отнесением их стоимости на расходы соответствующих обслуживающих производств и хозяйств в корреспонденции с кредитом счетов учета материалов. Операции по приходу и расходу материалов оформляются установленными первичными учетными документами. Организация может установить для обслуживающих производств и хозяйств иной порядок учета отпущенных им материалов. Отпущенные указанным подразделениям материалы учитываются как внутреннее перемещение, то есть числятся за соответствующими производствами (хозяйствами) на счетах учета материальных ценностей, а по мере расхода этих материалов обслуживающие производства и хозяйства представляют в бухгалтерскую службу организации первичные учетные документы на расходование, на основании которых бухгалтерская служба организации списывает их с подотчета подразделения и относит на соответствующие счета учета расходов. В таком же порядке учитываются материалы, полученные от других организаций обслуживающими производствами и хозяйствами. Лимитно-заборные карты (ведомости), накладные на отпуск семян, удобрений выписываются в бухгалтерии в соответствии с планом высева семян и внесения удобрений. В лимитно-заборных картах или накладных указывается площадь посева (внесения удобрений) и норма высева семян (внесения удобрений) на единицу площади. Семена, удобрения, доставленные водителем (возчиком) на поле, передаются лицу, ответственному за посевные работы или внесение удобрений (бригадиру, агроному бригады или лицу, ответственному за работу агрегата). Для списания семян на высев и внесение удобрений составляются соответственно акт расхода семян и посадочного материала (форма N СП-13) и акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов. Акты составляются в двух экземплярах бригадиром или агрономом после окончания работы. К ним прикладываются документы, на основании которых производится списание семян или удобрений (лимитно-заборные ведомости, карты, накладные). Акты утверждаются руководителем или уполномоченным на то лицом (главным агрономом). 259. Отпуск кормов (зерновых отходов, комбикормов, сена, силоса, сенажа и др.) со складов или других мест хранения для скармливания животным производится по ведомости учета расхода кормов (форма N СП-20). Ведомости на получение кормов непосредственно для кормления животных: выписываются в бухгалтерии на основании расчета потребности кормов на предстоящий период и подписываются руководителем сельскохозяйственной организации, главным зоотехником и главным бухгалтером. В них указывается, для какого вида и группы скота и птицы предназначается корм (на каждую группу составляется отдельный документ), установленный лимит ежедневного отпуска исходя из утвержденных норм кормления в пределах общего количества кормов, разрешенных к расходованию (в пределах установленного лимита), фактически отпущенные корма (скормленные) из расчета на имевшееся поголовье. Ведомости расхода кормов выдаются бригадирам на срок, на который составлены кормовые рационы, но не более чем на месяц в двух экземплярах, из них один передается лицу, отпускающему корма, а второй хранится у получателя. Отпуск сена, силоса, сенажа и другой продукции, используемой на корм без взвешивания, не производится. Первый экземпляр указанных документов с распиской получателя кормов служит основанием для списания с подотчета кладовщика или другого материально ответственного лица отпущенных кормов. Второй - с распиской кладовщика на отпуск кормов находится у заведующего фермой, бригадира. Ведомости расхода кормов проверяются руководителем подразделения и представляются в бухгалтерию для отражения расхода кормов в журнале учета расхода кормов (форма N СП-20). 260. Корма, подвезенные с полей к местам зимовки скота и сданные на ответственное хранение непосредственно бригадам животноводческих ферм, отпускаются на кормление животных также по ведомости расхода кормов. В этом случае один экземпляр ведомости или лимитно-заборной карты (ведомости) сдается в бухгалтерию, а второй хранится у бригадира и служит документом ежедневного учета кормов, выданных на кормление животных. При этом корма отпускаются под расписку старших рабочих или других работников, обслуживающих скот. 261. Грубые и сочные корма, находящиеся в период их заготовки на таком расстояния от мест размещения скота, когда не требуется дополнительная перевалка (транспортировка в новые места хранения), отпускаются в порядке, указанном в п. 259 настоящих Методических рекомендаций. 262. Учет расходования силоса, сенажа ведется по каждому силосному сооружению, бурту или кургану. Определив несколько раз массу силоса, сенажа в тележке, вагонетке, в которых он доставляется на ферму, можно ежедневно взвешивание не производить. В целях контроля и регулирования расходования силоса, сенажа в хозяйстве ежемесячно на первое число проверяют соответствие фактического наличия силоса, сенажа учетным данным. В течение первого месяца использования силоса необходимо проверить, соответствует ли примерная масса одного кубического метра силоса, взятая при оприходовании его фактической массе. Для этого рекомендуется вырезать слой полметра или один метр по длине траншеи (бурта) на всю или половину ее длины и на всю высоту и взвесить его. Тщательно обмерив эту вырезку, вычислить ее объем и, зная массу силоса, сенажа, определить среднюю массу его в одном кубическом метре. При обнаружении недостач силоса, сенажа составляют акт, в котором указывают причины расхождений в массе: неправильное оприходование (ошибки при установлении объема, при определении массы одного кубического метра), порча кормов (вследствие неправильной закладки или использования); неточность в учете; умышленные искажения. 263. Скормленная животным зеленая масса трав, а также ботва корнеплодов, капустный лист и т.д. в конце дня записывается бригадиром по отвесам весовщика в ведомость расхода кормов, составляемую в двух экземплярах (для бригадиров растениеводства и животноводства). 264. Бухгалтерия проверяет количество кормов, указанных в ведомостях расхода кормов и в отчетах склада, кормокухни, устанавливает соответствие количества животных, указанного в ведомостях расхода кормов за каждое число отчетного месяца, поголовью, которое числится по книге учета движения животных и птицы. 265. О произведенной проверке документов на полученные и израсходованные корма бухгалтер делает соответствующую надпись в ведомостях расхода кормов. 266. Все документы по движению кормов в установленном порядке представляются в бухгалтерию после проверки с отчетами материально ответственных лиц и записями в книге (карточках) складского учета материалов и журнале учета расхода кормов. 267. Расход кормов на свиноводческом комплексе оформляется учетным листом движения животных и расхода кормов (форма N СП-48). Перед выдачей бланков учетного листа на участок бухгалтерия указывает в них виды кормов, используемых для кормления содержащихся на данном участке животных. Ежедневно в учетном листе указываются наличие кормов на начало дня, поступление и их расход за день и остаток на конец дня. Расход кормов показывается в натуральной массе и в кормовых единицах. Данные о движении кормов в учетном листе подписываются зоотехником по кормам. 268. В бухгалтерии расход кормов по участкам учитывается в журнале учета кормов (форма N СП-20). На каждый участок в журнале отводится необходимое количество листов, где по числам месяца показывается расход кормов по их видам. В конце месяца в бухгалтерии в целом по комплексу и по каждому участку составляется отчет о движении материальных ценностей, который представляется в центральную бухгалтерию. Основанием для его составления служат итоговые данные журнала учета кормов. Остаток, приход и расход кормов отражаются в отчете по их видам, по каждому участку и по свиноводческому комплексу в целом. Расход кормов по видам показывается в физических центнерах, в центнерах кормовых единиц и в стоимостном выражении (в оценке по учетным ценам). Отчет подписывается зоотехником по кормам, экономистом и начальником комплекса. Затем он используется бухгалтерией в качестве основания для списания кормов в затраты производства. 269. Отпуск запасных частей и ремонтных материалов оформляется накладной внутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной ведомостью (картой) (форма N М-8) на получение материальных ценностей или ведомостью дефектов на ремонт машины. Указанные документы составляются в двух экземплярах для заведующего складом (кладовщика) и получателя. Отпуск производится только в пределах установленного лимита. На их основании ведутся записи в карточках складского учета материалов, а в конце месяца заведующий складом составляет отчет о движении материальных ценностей. Указанный отчет может составляться только в суммовом выражении по группам и маркам машин (без перечисления наименований). 270. Заведующий нефтескладом (заправщик) отпускает горючее и смазочные материалы или выдает талоны (в литрах) в подотчет заправщикам, трактористам-машинистам и водителям по лимитно-заборным ведомостям (картам), открываемым на каждого получателя в пределах установленных лимитов. Одновременно заведующий нефтескладом (заправщик) отмечает в путевых листах, учетных листах трактористов-машинистов количество (в литрах) отпущенных нефтепродуктов. Разовый отпуск нефтепродуктов производится по накладным. Основными документами по первичному учету расхода нефтепродуктов являются путевые и учетные листы. Нефтепродукты для других производственных нужд (работа стационарных двигателей, котлов и др.) учитывают по лимитно-заборным ведомостям (картам) или накладным. Данные о количестве полученных и израсходованных нефтепродуктов переносят в сроки, установленные графиком документооборота, из путевых (учетных) листов в накопительные ведомости учета затрат. При этом в накопительных ведомостях записывают также количество нефтепродуктов по неиспользованным на начало и конец месяца талонам и остатки топлива в баках машин, закрепленных за каждым трактористом-машинистом и водителем автомобиля. Оформленные и обработанные путевые и учетные листы за каждый отчетный период подлежат сверке с приложенными к отчету лимитно-заборными ведомостями (картами) и другими документами на отпуск нефтепродуктов, ведомостью возврата талонов. Проведенные сверки подтверждает подписью диспетчер гаража или другое лицо, осуществляющее оперативный учет нефтепродуктов. Сверку можно проводить по итоговым данным накопительных ведомостей о работе автомобилей и МТП, журнала учета работ и затрат (накопительные ведомости учета затрат). Месячные итоговые данные о выдаче нефтепродуктов, отраженные в отчете о движении топлива и смазочных материалов, должны быть тождественны итоговым данным об использовании нефтепродуктов, записанным в накопительные ведомости учета затрат. В учетных и путевых листах записывают количество топлива, израсходованного фактически и по норме на выполненный объем работы. На основании этих данных определяют перерасход или экономию топлива. Бухгалтерия предприятия ведет учет нормативного и фактического расхода нефтепродуктов, а также их экономии и перерасхода каждым трактористом-машинистом и водителем автомобиля. В случае необходимости, а также в целях определения экономии или перерасхода нефтепродуктов могут быть открыты лицевые карточки водителей, которые составляют на основании соответствующих первичных накопительных документов. После обработки карточек (или машинограмм) выводят результат работы каждого водителя за месяц (экономия или перерасход). По итогам работы за квартал составляют ведомость для расчетов с водителями. Премию работникам за экономию топлива начисляют в соответствии с действующим в организации положением об оплате труда. При перерасходе отдельными водителями топлива сверх утвержденных норм составляют ведомость с указанием количества и стоимости перерасхода, которую представляют руководителю организации для принятия решения о возмещении перерасхода по вине водителей. Расходование нефтепродуктов на техническое обслуживание и ремонт тракторов, сельскохозяйственных машин, транспортных средств, обкатку двигателей, механизмов и другие производственные нужды учитывают заведующий ремонтной мастерской, механик и т.д. На затраты производства фактический расход нефтепродуктов (в литрах) списывается на основании путевых листов, учетных листов, предварительно занесенных в накопительные ведомости учета затрат. 271. Сверхлимитный отпуск семян, кормов, удобрений, горючего и смазочных материалов, строительных и других материалов на производство и их замену оформляется отдельной накладной. К сверхлимитному отпуску относятся: дополнительный отпуск при перевыполнении производственной программы, дополнительный отпуск на покрытие перерасхода, на возмещение брака и др. Сверхлимитный отпуск продукции и материалов и замена одних видов другими допускаются только по разрешению руководителя сельскохозяйственной организации или лиц, на то уполномоченных. 272. Отпуск из центрального склада подразделениям продукции и материалов, потребность в которых возникает периодически, должен осуществляться по накладным. Отпуск продукции и материалов с небольшими отступлениями против количества, затребованного по первичному документу, допускается без получения дополнительного разрешения только в тех случаях, когда такой отпуск вызван состоянием упаковки, их объемом, размером, развесом и т.п. 273. Количество отпущенных в производство массово-однородных материалов (песок, щебень, гравий, уголь и др.) при невозможности отпуска их по фактической массе или обмеру допускается определять на основе проведения периодических (не реже одного раза в месяц) инвентаризаций остатков этих материалов. Результаты инвентаризации остатков этих материалов должны оформляться постоянно действующей инвентаризационной комиссией путем составления инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. N ИНВ-3). Состав комиссии определяется приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. 274. Медикаменты (за исключением спирта), включая готовые лекарства, а также перевязочные материалы, биологические препараты, дезинфицирующие, дезинсицирующие средства списывают по актам, утверждаемым руководителем сельскохозяйственной организации, общей суммой. Спирт (ректификат и сырец), морфий, кофеин и другие ядовитые и сильнодействующие средства списываются в количественном и суммовом выражении по каждому рецепту в отдельности. 275. Продукция и материалы, утраченные в результате стихийных бедствий (наводнения, пожара и прочих чрезвычайных ситуаций), списываются по актам, составляемым специальной комиссией как чрезвычайные расходы с отнесением на счет 99 "Прибыли и убытки". В комиссию должны входить представители местных органов власти (администрации) и при необходимости страховых компаний. К акту прилагается справка метеорологической службы. Недостачи и потери от порчи продукции и материалов, выявленные при инвентаризации в местах их хранения, отражаются в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях. 276. Израсходованные на производство в растениеводстве семена, нефтепродукты, удобрения и другая продукция и материалы предварительно записываются на основании соответствующих первичных документов в журнал учета затрат. На основании этого журнала и других документов ежемесячно составляется производственный отчет по растениеводству или лицевой счет. 277. Бухгалтерская служба организации обязана: а) проверять поступившие от подразделений организации отчеты и документы; б) производить сверку отчетов подразделений организации с данными складского учета организации, а также с данными бухгалтерской службы, при выявлении расхождений производятся соответствующие исправления. О внесенных исправлениях уведомляются склады, цехи и другие подразделения, в которых установлены расхождения. В отчеты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления. При осуществлении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления должны быть внесены в используемую информационную базу; в) определять совместно с другими заинтересованными службами |