решении соответствующая политическая партия уведомляется в трехдневный срок со дня принятия решения. Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов 1. Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, в который он включен, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании этого заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования в течение суток исключает кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов. 2. Политическая партия вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. 3. Политическая партия в соответствии со своим уставом вправе не позднее чем за 15 дней до дня голосования исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 4. Не допускается дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов, равно как и их перемещение в указанном списке, за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов. 5. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 6. Если ситуация, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, возникла в результате отзыва политической партией без вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного федерального списка кандидатов, либо отмены судом регистрации федерального списка кандидатов, либо аннулирования регистрации федерального списка кандидатов на основании части 2, 3 или 4 статьи 91 настоящего Федерального закона (за исключением случая, когда такое аннулирование связано с выбытием кандидатов из указанного списка по вынуждающим к тому обстоятельствам), расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, взыскиваются с соответствующей политической партии. 7. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, понимаются замещение им должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, признание его судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, а также тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать федеральный список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам, в том числе в связи со смертью, кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и (или) более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов. Глава 8. ИНФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 50. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов. Статья 51. Информирование избирателей 1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, а также о кандидатах, включенных в эти списки. 2. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установленное настоящим Федеральным законом. 3. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 4. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются политическими партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии, не должна допускаться дискриминация (умаление прав) какой бы то ни было политической партии, в том числе по времени освещения проводимых ею предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. 5. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным. 6. В день голосования запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет"), до момента окончания голосования на территории Российской Федерации. Статья 52. Участие избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы 1. Избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, федеральных списках кандидатов, кандидатах, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах. 2. В период со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы до дня официального опубликования результатов выборов общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания - избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также для ответов на вопросы граждан. В этих же целях общероссийские государственные организации телерадиовещания также безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов в период, который начинается за 90 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы, и заканчивается в день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. 3. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади издания. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади издания. Данные избирательные комиссии используют указанную печатную площадь в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также для ответов на вопросы граждан. Статья 53. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения 1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, является разновидностью информирования избирателей. 2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) такие результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). 3. В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы, иных исследований, связанных с указанными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет"). Статья 54. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы 1. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий. 2. Под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации. 3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств местного бюджета, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований). 4. Под негосударственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие частей 2 и 3 настоящей статьи. 5. В зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Федеральном законе: 1) на общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договоров иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; 2) на региональные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (теле-, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 1 настоящей части; 3) на общероссийские периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации; 4) на региональные периодические печатные издания, то есть издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации. 6. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, и кандидатов. 7. Перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. 8. Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. 9. Перечни, указанные в частях 7 и 8 настоящей статьи, представляются в соответствующие избирательные комиссии не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В указанные перечни включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании: 1) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания; 2) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания; 3) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) редакции периодического печатного издания и периодического печатного издания; 4) вид и объем государственной, муниципальной поддержки (если таковая оказывалась за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы); 5) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая (таковой) имеется на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы); 6) периодичность выпуска периодического печатного издания; 7) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий). Статья 55. Предвыборная агитация 1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов; 2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 настоящего Федерального закона); 3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов; 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам). 2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов, а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно. 3. Предвыборная агитация может проводиться: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами. 4. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах. 5. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также - представители политической партии). 7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы: 1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; 2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; 3) воинским частям, военным учреждениям и организациям; 4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний; 5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса; 6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям; 7) международным организациям и международным общественным движениям; 8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. 8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица включены в зарегистрированный федеральный список кандидатов. 9. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 10 настоящей статьи. 10. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 61 настоящего Федерального закона. В случае размещения предвыборного агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется: 1) на использование политической партией высказываний кандидатов, включенных в выдвинутый ею федеральный список кандидатов, о данной политической партии, данном кандидате (данных кандидатах), включенном (включенных) в этот список; 2) на использование обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в предвыборных агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если такое высказывание было обнародовано до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования такого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано; 3) на цитирование высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) на использование изображений кандидатов; 5) на использование политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, изображений кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в этот список, со своими супругом, детьми, в том числе не достигшими возраста 18 лет, родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц. 11. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, и избирательных фондов ее региональных отделений (при их наличии). Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий и их региональных отделений запрещается. 12. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии. Статья 56. Агитационный период 1. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. 2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. 3. Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается. 4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. Статья 57. Общие условия доступа политических партий к средствам массовой информации 1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо за плату. 2. Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются: 1) политической партии, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы задолженность перед государственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных периодических печатных изданий в связи с предоставлением данной политической партии (избирательному блоку, в состав которого данная политическая партия входила) бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на проводившихся ранее выборах депутатов Государственной Думы, выборах Президента Российской Федерации; 2) политической партии, являющейся правопреемницей политической партии либо иного общественного объединения, имевших задолженность перед государственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных периодических печатных изданий в связи с предоставлением данным политической партии либо иному общественному объединению (избирательному блоку, в состав которого входили данные политическая партия либо иное общественное объединение) бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на проводившихся ранее выборах депутатов Государственной Думы, выборах Президента Российской Федерации, и не возместившей в полном объеме на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы указанную задолженность. 3. Политическая партия не вправе использовать предоставленные ей бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за другие политические партии. 4. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить политическим партиям равные условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ. 5. Общероссийские государственные организации телерадиовещания и редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации. 6. Региональные государственные организации телерадиовещания и редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации путем предоставления эфирного времени и печатной площади соответствующим региональным группам кандидатов. 7. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации путем предоставления эфирного времени и печатной площади соответствующим региональным группам кандидатов. Эфирное время и печатная площадь предоставляются указанными организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий только за плату. 8. Если в зарегистрированном федеральном списке кандидатов отсутствует региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту Российской Федерации (в том числе входящему в состав группы субъектов Российской Федерации) либо части (частям) территории субъекта Российской Федерации, то политической партии, зарегистрировавшей такой федеральный список кандидатов, эфирное время и печатная площадь в средствах массовой информации, распространяемых региональными государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий на территории данного субъекта Российской Федерации, не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных частью 18 статьи 58 и частью 10 статьи 59 настоящего Федерального закона. 9. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, вправе предоставлять политическим партиям платное эфирное время, платную печатную площадь при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных частями 10 и 11 настоящей статьи. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять политическим партиям эфирное время, печатную площадь. 10. В случае предоставления эфирного времени, печатной площади условия их оплаты должны быть едиными для всех политических партий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами. Под периодическим печатным изданием, учрежденным кандидатом (кандидатами), в настоящем Федеральном законе понимается периодическое печатное издание, учрежденное не менее чем за один год до начала проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы гражданином (гражданами) Российской Федерации, участвующим (участвующими) в выборах депутатов Государственной Думы в качестве кандидата (кандидатов). 11. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае, если выпуск первого агитационного материала с использованием эфирного времени, печатной площади состоялся ранее указанного срока, - не позднее дня его выпуска. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить политическим партиям эфирное время, печатную площадь в тот же срок должны быть представлены: 1) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации -общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий; 2) в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации -соответствующими региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий. 12. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий независимо от формы собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами такого учета, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данные этого учета в десятидневный срок после дня голосования должны быть представлены: 1) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации - общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий; 2) в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - соответствующими региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий. 13. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, независимо от формы собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, печатную площадь, по запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а региональные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий, входящие в число указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, также по запросу соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязаны представлять этим избирательным комиссиям документы, подтверждающие согласие уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам (уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам) на выполнение работ и оказание услуг на платной основе. 14. Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, от предоставления политическим партиям эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, в установленный срок. 15. Предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, региональным отделением политической партии до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади. При заключении договора на предоставление бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади политическая партия берет на себя обязательство по погашению задолженности, которая может возникнуть в случаях, предусмотренных статьей 69 настоящего Федерального закона, с указанием размера этой задолженности, определенного исходя из сведений, опубликованных в соответствии с частью 11 настоящей статьи. 16. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить указанные в частях 12, 13 и 15 настоящей статьи учетные документы о предоставлении соответственно бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади не менее трех лет со дня голосования. Статья 58. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио 1. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни в пределах периода, установленного частью 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания предоставляет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в пределах периода, установленного частью 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. 2. Бесплатное эфирное время должно предоставляться в определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. 3. Бесплатное эфирное время предоставляется для проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий (далее - совместные агитационные мероприятия) и (или) для размещения предвыборных агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов. Политическая партия, а в отношении эфирного времени, предоставляемого региональной государственной организацией телерадиовещания, также региональная группа кандидатов вправе не позднее чем за 35 дней до дня голосования отказаться от получения эфирного времени полностью либо в части эфирного времени, предоставляемого для проведения совместных агитационных мероприятий, или в части эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, сообщив об этом в письменной форме соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Указанный отказ влечет соответствующее уменьшение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением случая, указанного в части 4 настоящей статьи. 4. Половина общего объема бесплатного эфирного времени предоставляется для проведения совместных агитационных мероприятий. В случае отказа политической партии, региональной группы кандидатов в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, от участия в совместных агитационных мероприятиях объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания для проведения совместных агитационных мероприятий, уменьшается на долю, полагающуюся этой политической партии, региональной группе кандидатов. Указанная доля по письменному обращению этой политической партии, региональной группы кандидатов, поданному вместе с сообщением, указанным в части 3 настоящей статьи, предоставляется им для размещения предвыборных агитационных материалов. 5. В совместном агитационном мероприятии, проводимом в соответствии с частью 4 настоящей статьи на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания, участвуют политические партии, а в совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале региональной государственной организации телерадиовещания, - региональные группы кандидатов. Если территория субъекта Российской Федерации разделена на части, которым соответствуют региональные группы кандидатов, расчет и предоставление эфирного времени производятся раздельно для каждой из частей территории субъекта Российской Федерации. При этом региональные группы кандидатов, соответствующие группе частей территории субъекта Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации (в том числе в составе группы субъектов Российской Федерации), получают эфирное время, предоставленное для каждой из соответствующих частей территории субъекта Российской Федерации, на равных основаниях с региональными группами кандидатов, соответствующими этой части территории субъекта Российской Федерации. Если какая-либо из частей территории субъекта Российской Федерации не включена в территорию, которой соответствует региональная группа кандидатов, политическая партия, выдвинувшая соответствующий федеральный список кандидатов, не получает эфирное время, предоставленное для этой части территории субъекта Российской Федерации. 6. Даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания определяются жеребьевкой, указанной в части 11 настоящей статьи. 7. Политическая партия, региональная группа кандидатов вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии после проведения жеребьевки, но не позднее чем за пять дней до выхода совместного агитационного мероприятия в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения жеребьевки, - в день жеребьевки, сообщив об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания. В этом случае доля эфирного времени, полагающаяся этой политической партии, региональной группе кандидатов, предоставляется им для размещения предвыборных агитационных материалов, за исключением случая, указанного в части 8 настоящей статьи. 8. Если в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, в этом мероприятии могут принять участие менее двух участников, доля эфирного времени, которую каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе получить в результате такого отказа для размещения предвыборных агитационных материалов, уменьшается наполовину. 9. В случае отказа политической партии или региональной группы кандидатов от участия в совместном агитационном мероприятии позднее срока, указанного в части 7 настоящей статьи, в том числе в случае, если в результате такого отказа в указанном мероприятии может принять участие только один участник, эфирное время, предоставленное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается. 10. Бесплатное эфирное время, предоставленное для размещения агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов, распределяется соответственно между всеми политическими партиями, всеми региональными группами кандидатов в равных долях, но без учета долей, полагающихся в соответствии с частью 4 настоящей статьи политическим партиям, региональным группам кандидатов, отказавшимся от участия в совместных агитационных мероприятиях. 11. В целях распределения бесплатного эфирного времени, предоставленного для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения агитационных материалов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по завершении регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования проводят жеребьевку. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. В результате жеребьевки, которую проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием представителей общероссийских государственных организаций телерадиовещания, определяются даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий и предвыборных агитационных материалов политических партий. В результате жеребьевки, которую проводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с участием представителей соответствующих региональных государственных организаций телерадиовещания, определяются даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий и предвыборных агитационных материалов региональных групп кандидатов. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. 12. На основании протокола, указанного в части 11 настоящей статьи, составляется график распределения бесплатного эфирного времени, который публикуется соответственно в общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданиях. 13. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время для проведения предвыборной агитации политическими партиями и региональными группами кандидатов. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не должен превышать его более чем в два раза. 14. Каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе за соответствующую плату получить эфирное время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число политических партий или общее число соответствующих региональных групп кандидатов. 15. Платное эфирное время предоставляется государственной организацией телерадиовещания в период, установленный частью 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит организация телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 11 настоящей статьи. 16. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия, предусмотренные частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, предоставляют региональным группам кандидатов платное эфирное время для проведения предвыборной агитации. Общий объем предоставляемого эфирного времени определяет муниципальная организация телерадиовещания. Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждой региональной группы кандидатов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит муниципальная организация телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 11 настоящей статьи. 17. В случае, если политическая партия, региональная группа кандидатов откажутся от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода агитационного материала в эфир, а если выход материала в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению. 18. Если после распределения платного эфирного времени в соответствии с частью 15 или 16 настоящей статьи либо в результате отказа политической партии, региональной группы кандидатов в соответствии с частью 17 настоящей статьи от использования предоставленного им эфирного времени останется нераспределенное эфирное время, оно может быть предоставлено за плату политическим партиям, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени. Оставшееся эфирное время распределяется между указанными политическими партиями на равных условиях путем проведения жеребьевки. 19. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия, предусмотренные частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время для проведения предвыборной агитации на равных условиях. Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие этого требования или не выполнившие условий, предусмотренных частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять политическим партиям эфирное время для проведения предвыборной агитации. 20. В договоре на предоставление платного эфирного времени указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. 21. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени представляется в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается. 22. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации. 23. Если при использовании платного эфирного времени политическая партия или региональная группа кандидатов нарушит условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление платного эфирного времени. 24. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров, работ и услуг. 25. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных агитационных материалов. 26. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. Статья 59. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания 1. Политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, и региональные группы кандидатов имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади соответственно в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, равноценное место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные равные условия. 2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет политическим партиям или региональным группам кандидатов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах периода, установленного частью 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. Информация об общем объеме бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. 3. Общий объем бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, распределяется между политическими партиями, региональными группами кандидатов путем деления этого объема на число политических партий или региональных групп кандидатов, имеющих право на предоставление бесплатной печатной площади в данном периодическом печатном издании. 4. После завершения регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования редакция государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц проводит жеребьевку в целях распределения бесплатной печатной площади между всеми политическими партиями или региональными группами кандидатов и определения дат публикации предвыборных агитационных материалов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки. 5. Редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации политическими партиями, региональными группами кандидатов. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с частью 2 настоящей статьи, но не должен превышать его более чем в два раза. 6. Каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число политических партий или общее число соответствующих региональных групп кандидатов. 7. Платная печатная площадь предоставляется редакцией государственного периодического печатного издания в период, установленный частью 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит редакция государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 4 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. 8. Редакции муниципальных периодических печатных изданий и государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, выполнившие условия, предусмотренные частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, предоставляют региональным группам кандидатов платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Общий объем предоставляемой печатной площади определяют редакции указанных периодических печатных изданий. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 4 настоящей статьи. 9. В случае, если политическая партия, региональная группа кандидатов откажутся от использования предоставленной им для проведения предвыборной агитации платной или бесплатной печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня публикации предвыборного агитационного материала сообщить об этом в письменной форме редакции соответствующего периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению. 10. Если после распределения платной печатной площади в соответствии с частью 7 или 8 настоящей статьи либо в результате отказа политической партии, региональной группы кандидатов в соответствии с частью 9 настоящей статьи от использования предоставленной им печатной площади останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату политическим партиям, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади. Оставшаяся печатная площадь распределяется между указанными политическими партиями на равных условиях путем проведения жеребьевки. 11. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, предусмотренные частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, предоставляют политическим партиям печатную площадь для проведения предвыборной агитации на равных условиях оплаты. Указанные редакции вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не выполнившие условий, предусмотренных частью 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять политическим партиям печатную площадь для проведения предвыборной агитации. 12. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади представляется в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня публикации предвыборного агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. 13. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации. 14. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей политической партией. 15. Редакции периодических печатных изданий, публикующие предвыборные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какой-либо политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, путем изменения тиража и периодичности выхода указанных печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами. 16. Во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какой политической партии или из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения была оплачена публикация. Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы бесплатно в соответствии с частью 1 настоящей статьи, информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какой региональной группе кандидатов была предоставлена такая возможность. Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. 2. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. По заявке политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, помещение, пригодное для проведения публичных мероприятий, проводимых в форме собраний, и находящееся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или по ее поручению территориальной избирательной комиссией, для встреч представителей этой политической партии с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. 4. Если помещение, указанное в части 3 настоящей статьи, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одной политической партии, собственник, владелец помещения не вправе отказать другим политическим партиям в предоставлении помещения на таких же условиях. 5. Заявки о предоставлении помещений для проведения встреч представителей политических партий с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, в течение трех дней со дня подачи данных заявок. 6. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий. 7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодные для проведения собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется для проведения встреч представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной избирательной комиссии. Встречи представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией, при этом уполномоченные представители или доверенные лица иных политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, оповещаются о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения. 8. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 61. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов 1. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные предвыборные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. 2. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов. 3. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов, обязаны обеспечить политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления указанных агитационных материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и в тот же срок представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована эта организация, этот индивидуальный предприниматель. Организации, индивидуальные предприниматели, не выполнившие данных требований, не вправе осуществлять работы по изготовлению указанных материалов. 4. Все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. 5. Экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии иных предвыборных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. 6. Предвыборные агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. 7. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда и с нарушением требований, установленных частями 4 и 6 настоящей статьи. 8. Запрещается распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных частью 5 настоящей статьи, частью 10 статьи 55 настоящего Федерального закона. 9. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. Уполномоченные представители политических партий вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов. 10. В случаях, не предусмотренных частью 9 настоящей статьи, печатные предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев (договора с собственниками, владельцами) указанных объектов и на их условиях. Размещение указанных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, без взимания платы. 11. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. 12. Положения настоящей статьи не применяются в отношении предвыборных агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 58 и 59 настоящего Федерального закона. Статья 62. Ограничения при проведении предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы политических партий, иные предвыборные агитационные материалы, выступления представителей политических партий на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается предвыборная агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной определенной законодательством Российской Федерации форме. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни предвыборная агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Запрещается предвыборная агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. 2. Политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатам, доверенным лицам политических партий, уполномоченным представителям политических партий по финансовым вопросам, уполномоченным представителям региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования); оказывать услуги иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. 3. В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы. 4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами депутатов Государственной Думы деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы или иной символики политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда политической партии. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается. 5. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, кандидаты, доверенные лица политических партий, уполномоченные представители политических партий, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченные представители региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) политические партии, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени указанных политических партий, кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным политическим партиям, кандидатам, доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям. 6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, обязаны предоставить соответствующим кандидату, политической партии возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, политической партии в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем объем опровергаемого текста. Непредоставление кандидату, политической партии возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, и ее должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, распространения предвыборных агитационных материалов с нарушением требований частей 4 - 8, 10 и 11 статьи 61 настоящего Федерального закона, нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах. Глава 9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ Статья 63. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2. Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок |