О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (2007 - 2011 ГОДЫ)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 10 мая 2007 г. N 280 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика". 2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи и Российскую академию медицинских наук. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 4. Завершить реализацию мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3280; 2004, N 44, ст. 4362), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Установить, что: мероприятия федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", срок исполнения которых истекает после 1 января 2007 г. и которые включены в подпрограмму "Артериальная гипертония" Программы, осуществляются в рамках указанной подпрограммы; исполнение государственных контрактов (договоров), заключенных по состоянию на 1 января 2007 г. в целях исполнения мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы. 6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных целевых программ, направленных на предупреждение и борьбу с социально значимыми заболеваниями, учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ 10 мая 2007 г. N 280 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (2007 - 2011 ГОДЫ)" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | - федеральная целевая программа | | | "Предупреждение и борьба с социально | | | значимыми заболеваниями (2007 - 2011 | | | годы)" | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки Программы | Федерации от 11 декабря 2006 г. | | | N 1706-р | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственный | - Министерство здравоохранения и | | заказчик - координатор | социального развития Российской | | Программы | Федерации | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по здравоохранению | | заказчики Программы | и социальному развитию, Федеральная | | | служба по надзору в сфере защиты прав | | | потребителей и благополучия человека, | | | Федеральная служба исполнения наказаний, | | | Федеральное агентство по | | | высокотехнологичной медицинской | | | помощи, Российская академия медицинских | | | наук | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство здравоохранения и | | Программы | социального развития Российской | | | Федерации, Федеральное агентство | | | по здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба по | | | надзору в сфере защиты прав потребителей | | | и благополучия человека, Федеральная | | | служба исполнения наказаний, | | | Российская академия медицинских наук | |-------------------------|---------------------------------------------| | Цели Программы | - снижение заболеваемости, инвалидности | | | и смертности населения при социально | | | значимых заболеваниях, увеличение | | | продолжительности и улучшение качества | | | жизни больных, страдающих этими | | | заболеваниями | |-------------------------|---------------------------------------------| | Задачи Программы | - совершенствование методов профилактики, | | | диагностики, лечения и реабилитации | | | при социально значимых заболеваниях; | | | разработка и внедрение современных | | | методов профилактики, диагностики, | | | лечения и реабилитации при социально | | | значимых заболеваниях на основе | | | передовых технологий; | | | строительство и реконструкция | | | специализированных медицинских | | | учреждений | |-------------------------|---------------------------------------------| | Целевые индикаторы и | - доля осложнений при сахарном диабете; | | показатели Программы | средняя продолжительность жизни | | | больных сахарным диабетом I типа | | | (мужчины, женщины); | | | средняя продолжительность жизни | | | больных сахарным диабетом II типа | | | (мужчины, женщины); | | | заболеваемость туберкулезом в | | | исправительных учреждениях Федеральной | | | службы исполнения наказаний на 100 | | | тыс. человек; | | | доля случаев прекращения | | | бактериовыделения в общем числе | | | случаев бактериовыделения среди | | | населения; | | | смертность от туберкулеза на 100 тыс. | | | населения, в том числе в исправительных | | | учреждениях Федеральной службы исполнения | | | наказаний на 100 тыс. человек; | | | число вновь зарегистрированных в | | | течение года случаев заражения ВИЧ- | | | инфекцией, в том числе в исправительных | | | учреждениях Федеральной службы | | | исполнения наказаний; | | | доля ВИЧ-инфицированных беременных | | | женщин, включенных в программу | | | профилактики заражения ВИЧ-инфекцией | | | новорожденных; | | | доля больных с визуальными локализациями | | | злокачественных новообразований, | | | выявленных на I и II стадиях заболевания, | | | в общем числе больных с визуальными | | | локализациями опухоли, впервые взятых | | | на учет; | | | доля умерших от злокачественных | | | новообразований в течение года с | | | момента установления диагноза в общем | | | числе больных, впервые взятых на учет | | | в предыдущем году; | | | смертность от злокачественных | | | новообразований на 100 тыс. населения | | | (мужчины, женщины); | | | заболеваемость сифилисом на 100 тыс. | | | населения; | | | заболеваемость сифилисом в | | | исправительных учреждениях Федеральной | | | службы исполнения наказаний на 100 тыс. | | | человек; | | | заболеваемость детей сифилисом | | | на 100 тыс. детского населения; | | | заболеваемость детей гонореей на 100 тыс. | | | детского населения; | | | доля специализированных медицинских | | | учреждений, осуществляющих мониторинг | | | изменчивости возбудителей инфекций, | | | передаваемых половым путем, | | | в общем числе учреждений | | | дерматовенерологического профиля; | | | количество подростковых | | | специализированных центров профилактики | | | и лечения инфекций, передаваемых | | | половым путем; | | | заболеваемость острым вирусным | | | гепатитом B на 100 тыс. населения; | | | заболеваемость острым вирусным | | | гепатитом C на 100 тыс. населения; | | | заболеваемость хроническими вирусными | | | гепатитами B и C на 100 тыс. населения; | | | доля пациентов, охваченных бригадными | | | формами оказания психиатрической помощи, | | | в общем числе наблюдаемых пациентов; | | | доля пациентов, нуждающихся в | | | стационарной психиатрической помощи, | | | в общем числе наблюдаемых пациентов; | | | средняя продолжительность лечения | | | больного в психиатрическом стационаре; | | | доля повторных в течение года | | | госпитализаций в психиатрический | | | стационар; | | | заболеваемость сосудистыми расстройствами | | | головного мозга (цереброваскулярные | | | болезни, включая инсульт) вследствие | | | артериальной гипертонии на 100 тыс. | | | населения; | | | смертность от сосудистых расстройств | | | головного мозга (цереброваскулярные | | | болезни, включая инсульт) вследствие | | | артериальной гипертонии на 100 тыс. | | | населения; | | | охват профилактическими прививками детей; | | | заболеваемость дифтерией на 100 тыс. | | | населения; | | | заболеваемость полиомиелитом; | | | заболеваемость корью на 100 тыс. | | | населения | |-------------------------|---------------------------------------------| | Срок реализации | - 2007 - 2011 годы | | Программы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Перечень подпрограмм | - подпрограмма "Сахарный диабет" | | (государственные | (Федеральное агентство по здравоохранению | | заказчики | и социальному развитию, Федеральная | | подпрограмм) | служба исполнения наказаний); | | | подпрограмма "Туберкулез" (Федеральное | | | агентство по здравоохранению и | | | социальному развитию, Федеральная | | | служба исполнения наказаний, | | | Федеральное агентство по | | | высокотехнологичной медицинской | | | помощи); | | | подпрограмма "ВИЧ-инфекция" | | | (Федеральное агентство по здравоохранению | | | и социальному развитию, Федеральная | | | служба по надзору в сфере защиты | | | прав потребителей и благополучия | | | человека, Федеральная служба исполнения | | | наказаний); | | | подпрограмма "Онкология" (Федеральное | | | агентство по здравоохранению и | | | социальному развитию, Федеральная | | | служба исполнения наказаний, Федеральное | | | агентство по высокотехнологичной | | | медицинской помощи, Российская | | | академия медицинских наук); | | | подпрограмма "Инфекции, передаваемые | | | половым путем" (Федеральное агентство | | | по здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральное агентство по | | | высокотехнологичной медицинской | | | помощи, Федеральная служба исполнения | | | наказаний); | | | подпрограмма "Вирусные гепатиты" | | | (Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба по | | | надзору в сфере защиты прав потребителей | | | и благополучия человека, Федеральная | | | служба исполнения наказаний); | | | подпрограмма "Психические расстройства" | | | (Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному развитию, | | | Федеральная служба исполнения наказаний); | | | подпрограмма "Артериальная гипертония" | | | (Федеральное агентство по здравоохранению | | | и социальному развитию); | | | подпрограмма "Вакцинопрофилактика" | | | (Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба по | | | надзору в сфере защиты прав потребителей | | | и благополучия человека, Российская | | | академия медицинских наук) | |-------------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы | | финансирования | составляет 76393,6 млн. рублей (в ценах | | Программы | соответствующих лет), в том числе за | | | счет средств: | | | федерального бюджета - 35103,3 млн. | | | рублей; | | | бюджетов субъектов Российской Федерации | | | - 39998,9 млн. рублей; | | | внебюджетных источников - 1291,4 млн. | | | рублей | |-------------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение доли осложнений при сахарном | | результаты реализации | диабете до 28 процентов; | | Программы и показатели | увеличение средней продолжительности | | ее социально- | жизни мужчин, больных сахарным диабетом | | экономической | I типа, до 55,3 года, женщин - до 59,1 | | эффективности | года; | | | увеличение средней продолжительности | | | жизни мужчин, больных сахарным диабетом | | | II типа, до 71,5 года, женщин - до 73,5 | | | года; | | | снижение заболеваемости туберкулезом | | | в исправительных учреждениях Федеральной | | | службы исполнения наказаний до 1495 | | | случаев на 100 тыс. человек; | | | увеличение доли случаев прекращения | | | бактериовыделения в общем числе случаев | | | бактериовыделения до 79 процентов; | | | снижение смертности от туберкулеза до | | | 21,7 случая на 100 тыс. населения, в том | | | числе в исправительных учреждениях | | | Федеральной службы исполнения наказаний - | | | до 140 случаев на 100 тыс. человек; | | | снижение числа вновь зарегистрированных | | | в течение года случаев заражения | | | ВИЧ-инфекцией до 31 тыс. случаев, в том | | | числе в исправительных учреждениях | | | Федеральной службы исполнения наказаний - | | | до 1,6 тыс. случаев; | | | увеличение доли ВИЧ-инфицированных | | | беременных женщин, включенных в программу | | | профилактики заражения ВИЧ-инфекцией | | | новорожденных, до 98 процентов; | | | улучшение показателей, характеризующих | | | раннее выявление злокачественных | | | новообразований, в том числе увеличение | | | доли больных с визуальными локализациями | | | опухоли, выявленных на I и II стадиях | | | заболевания, до 73,1 процента; | | | снижение доли больных, умерших от | | | злокачественных новообразований в течение | | | года с момента установления диагноза, | | | в общем числе больных, впервые взятых на | | | учет в предыдущем году, до 27,8 процента; | | | снижение смертности от злокачественных | | | новообразований у мужчин до 171,6 случая | | | на 100 тыс. населения, у женщин - до | | | 90,1 случая на 100 тыс. населения; | | | снижение заболеваемости сифилисом до | | | 50,1 случая на 100 тыс. населения, в том | | | числе в исправительных учреждениях | | | Федеральной службы исполнения наказаний - | | | до 150 случаев на 100 тыс. человек; | | | снижение заболеваемости детей сифилисом | | | до 7,3 случая на 100 тыс. детского | | | населения; | | | снижение заболеваемости детей гонореей | | | до 11,5 случая на 100 тыс. детского | | | населения; | | | увеличение доли специализированных | | | медицинских учреждений, осуществляющих | | | мониторинг изменчивости возбудителей | | | инфекций, передаваемых половым путем, в | | | общем числе учреждений | | | дерматовенерологического профиля до 60 | | | процентов; | | | увеличение числа подростковых | | | специализированных центров профилактики | | | и лечения инфекций, передаваемых половым | | | путем, до 55; | | | снижение заболеваемости острым вирусным | | | гепатитом B до 2,7 случая на 100 тыс. | | | населения; | | | снижение заболеваемости острым вирусным | | | гепатитом C до 3,8 случая на 100 тыс. | | | населения; | | | снижение заболеваемости хроническими | | | вирусными гепатитами B и C до 36 случаев | | | на 100 тыс. населения; | | | увеличение доли пациентов, охваченных | | | бригадными формами оказания | | | психиатрической помощи, в общем числе | | | наблюдаемых пациентов до 41 процента; | | | снижение доли пациентов, нуждающихся | | | в стационарной психиатрической помощи, | | | в общем числе наблюдаемых пациентов | | | до 14,5 процента; | | | снижение средней продолжительности | | | лечения больного в психиатрическом | | | стационаре до 73,9 дня; | | | снижение доли повторных в течение года | | | госпитализаций в психиатрический | | | стационар до 17,5 процента; | | | снижение заболеваемости сосудистыми | | | расстройствами головного мозга | | | (цереброваскулярные болезни, включая | | | инсульт) вследствие артериальной | | | гипертонии до 5492 случаев на 100 тыс. | | | населения; | | | снижение смертности от сосудистых | | | расстройств головного мозга | | | (цереброваскулярные болезни, включая | | | инсульт) вследствие артериальной | | | гипертонии до 306,8 случая на 100 тыс. | | | населения; | | | сохранение 95-процентного уровня охвата | | | детей профилактическими прививками; | | | снижение заболеваемости дифтерией до | | | 0,16 случая на 100 тыс. населения; | | | исключение случаев возникновения | | | заболеваний полиомиелитом; | | | снижение заболеваемости корью до 0,8 | | | случая на 100 тыс. населения | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 1706-р, перечнем социально значимых заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, в том числе чрезмерными стрессовыми нагрузками, снижением уровня санитарно-гигиенической культуры, а также все еще высокими показателями заболеваемости, инвалидности и смертности, несмотря на реализацию федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)". Доля осложнений при сахарном диабете составляет в настоящее время 35 процентов. Ампутации конечностей проводились у 1 процента больных. Всего впервые в течение года инвалидами вследствие сахарного диабета были признаны 38,6 тыс. человек. Заболеваемость туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний составляет в настоящее время 1515 случаев на 100 тыс. человек, смертность - 153,4 случая на 100 тыс. человек, доля случаев прекращения бактериовыделения - 73,5 процента, смертность от туберкулеза - 22,6 случая на 100 тыс. населения. Число вновь зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией достигло 37,7 тыс. случаев, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - 2 тыс. случаев, доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, составила 75 процентов. Доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли составляет 67,6 процента, доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, - 31,6 процента, смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения составляет у мужчин 186,8 случая, у женщин - 93,5 случая. Заболеваемость сифилисом составляет 72 случая на 100 тыс. населения, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - 176,6 случая на 100 тыс. человек, заболеваемость детей сифилисом - 21,2 случая, гонореей - 23,4 случая на 100 тыс. детского населения. Вместе с тем доля специализированных медицинских учреждений, осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемых половым путем, в общем числе учреждений дерматовенерологического профиля составляет 15 процентов. Общее число подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, не превышает 12 в целом по стране. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами B и C составляет в настоящее время 8,6 и 4,5 случая на 100 тыс. населения соответственно, хроническими вирусными гепатитами B и C - 51,4 случая на 100 тыс. населения. Доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов составляет 5 процентов, доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов - 16 процентов. При этом средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре составляет 75,6 дня, а доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар - 20 процентов. Заболеваемость сосудистыми расстройствами головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии составляет 5776 случаев на 100 тыс. населения, а смертность от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии - 325 случаев на 100 тыс. населения. Сохраняется 95-процентный охват детей профилактическими прививками. Заболеваемость дифтерией, корью составляет в настоящее время 0,25 и 1,6 случая на 100 тыс. населения соответственно. II. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели Целями Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями. Задачами Программы являются: совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий; строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений. Программа реализуется в 2007 - 2011 годах. В рамках Программы предусматривается осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при социально значимых заболеваниях на протяжении всего срока реализации Программы. Динамика целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 1. Программа включает в себя подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония", "Вакцинопрофилактика". III. Программные мероприятия Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок. В Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе критериев, позволяющих обеспечить принятие совместных решений представителями государства и научного сообщества. Перечень объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, представлен в приложении N 2. Перечень специализированных медицинских объектов сформирован с учетом потребностей субъектов Российской Федерации в снижении заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях. Необходимым условием включения объектов в Программу являлась гарантия субъекта Российской Федерации о софинансировании строительства объектов (не менее 50 процентов сметной стоимости работ) и вводе объектов в эксплуатацию в период действия Программы, а также обеспеченность объектов проектно-сметной документацией. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 76393,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета - 35103,3 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 39998,9 млн. рублей, внебюджетных источников - 1291,4 млн. рублей. Средства внебюджетных источников привлекаются на основе участия в мероприятиях Программы некоммерческих фондов, предприятий, учреждений и общественных организаций. Объемы и источники финансирования Программы и подпрограмм, включенных в Программу, представлены в приложении N 3. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: капитальные вложения - 18932,1 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1518,2 млн. рублей; прочие нужды - 14653 млн. рублей. Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками Программы в установленном порядке. V. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи и Российская академия медицинских наук. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений. Реализация Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости социально значимыми заболеваниями, совершенствование методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации. Для управления реализацией мероприятий Программы создается координационный совет (далее - совет), формируемый из должностных лиц государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Совет осуществляет следующие функции: вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках Программы; рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы; организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на их реализацию; подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы; рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости. Совет утверждает разработанные государственными заказчиками: детализированные организационно-финансовые планы реализации мероприятий Программы; показатели мониторинга реализации мероприятий Программы. Совет возглавляет заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Положение о совете и его состав утверждаются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков Программы; подготавливает проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для выполнения Программы; ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы; подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году; ежеквартально представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом, данные мониторинга реализации мероприятий Программы; представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств; инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы; вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения; по завершении Программы представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Государственные заказчики Программы: осуществляют текущее управление реализацией Программы; составляют детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы; в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также при необходимости разрабатывают в установленные сроки предложения по их корректировке; вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы и подпрограмм, а также о совершенствовании механизма ее реализации; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы; организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы и подпрограмм, а также мониторинг осуществления программных мероприятий; организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы и подпрограмм; осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы и подпрограмм, а также заключение государственных контрактов (договоров); организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля реализации Программы, обеспечивают размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы; согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; ежеквартально представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы; при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы; представляют ежегодно, до 25 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств. VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными за 2005 год и с учетом необходимости достижения следующих показателей: снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28 процентов; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 55,3 года, женщин - до 59,1 года; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 71,5 года, женщин - до 73,5 года; снижение заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1495 случаев на 100 тыс. человек; увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения до 79 процентов в общем числе случаев бактериовыделения среди населения; снижение смертности от туберкулеза до 21,7 случая на 100 тыс. населения, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 140 случаев на 100 тыс. человек; снижение числа вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией до 31 тыс. случаев, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 1,6 тыс. случаев; увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, до 98 процентов; улучшение показателей, характеризующих раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 73,1 процента; снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,8 процента; снижение смертности от злокачественных новообразований у мужчин до 171,6 случая на 100 тыс. населения, у женщин - до 90,1 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости сифилисом до 50,1 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 150 случаев на 100 тыс. человек; снижение заболеваемости детей сифилисом до 7,3 случая на 100 тыс. детского населения; снижение заболеваемости детей гонореей до 11,5 случая на 100 тыс. детского населения; увеличение доли специализированных медицинских учреждений, осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемых половым путем, в общем числе учреждений дерматовенерологического профиля до 60 процентов; увеличение количества подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 55; снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 2,7 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C до 3,8 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до 36 случаев на 100 тыс. населения; увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 41 процента; снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 14,5 процента; снижение средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре до 73,9 дня; снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 17,5 процента; снижение числа заболеваний сосудистыми расстройствами головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 5492 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 306,8 случая на 100 тыс. населения; сохранение 95-процентного уровня охвата детей профилактическими прививками; снижение заболеваемости дифтерией до 0,16 случая на 100 тыс. населения; исключение случаев возникновения заболеваний полиомиелитом; снижение заболеваемости корью до 0,8 случая на 100 тыс. населения. Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни больных, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения социально значимых заболеваний. ПОДПРОГРАММА "САХАРНЫЙ ДИАБЕТ" ПАСПОРТ подпрограммы "Сахарный диабет" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Сахарный диабет" | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки | Федерации от 11 декабря 2006 г. N | | подпрограммы | 1706-р | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по | | заказчики подпрограммы | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба | | | исполнения наказаний | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство здравоохранения и | | подпрограммы | социального развития Российской | | | Федерации, Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному развитию | |-------------------------|---------------------------------------------| | Цели подпрограммы | - снижение уровня заболеваемости | | | сахарным диабетом, совершенствование | | | мер профилактики его осложнений, | | | увеличение средней продолжительности | | | жизни больных сахарным диабетом | |-------------------------|---------------------------------------------| | Задачи подпрограммы | - совершенствование методов профилактики | | | и диагностики сахарного диабета, | | | лечения и реабилитации больных | | | сахарным диабетом, в том числе | | | разработка и внедрение | | | высокотехнологичных методов лечения | | | заболевания и его осложнений; | | | разработка и реализация обучающих | | | программ для больных сахарным диабетом | | | по вопросам профилактики и лечения | | | сахарного диабета | |-------------------------|---------------------------------------------| | Целевые индикаторы и | - доля осложнений при сахарном диабете; | | показатели | средняя продолжительность жизни больных | | подпрограммы | сахарным диабетом I типа (мужчины, | | | женщины); | | | средняя продолжительность жизни больных | | | сахарным диабетом II типа (мужчины, | | | женщины) | |-------------------------|---------------------------------------------| | Срок реализации | - 2007 - 2011 годы | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования подпрограммы | | финансирования | составляет 6105,3 млн. рублей (в ценах | | подпрограммы | соответствующих лет), в том числе | | | за счет средств федерального бюджета - | | | 1923,9 млн. рублей, | | | бюджетов субъектов Российской | | | Федерации - 4110 млн. рублей и | | | внебюджетных источников - 71,4 млн. | | | рублей | |-------------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение доли осложнений при сахарном | | результаты реализации | диабете до 28 процентов; | | подпрограммы и | увеличение средней продолжительности | | показатели ее | жизни мужчин, больных сахарным | | социально- | диабетом I типа, до 55,3 года, женщин | | экономической | - до 59,1 года; | | эффективности | увеличение средней продолжительности | | | жизни мужчин, больных сахарным | | | диабетом II типа, до 71,5 года, женщин | | | - до 73,5 года | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма У больных, страдающих сахарным диабетом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Остается высокой распространенность угрожающих жизни и приводящих к инвалидности сосудистых осложнений сахарного диабета, в том числе диабетической ретинопатии, диабетической нефропатии и сердечно-сосудистых осложнений. Значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных сахарным диабетом. Требуется принятие дополнительных мер по обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при сахарном диабете, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных, страдающих таким заболеванием. II. Основные цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели Целями подпрограммы "Сахарный диабет" (далее - подпрограмма) являются: снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом; совершенствование мер профилактики его осложнений; увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом. Задачами подпрограммы являются: совершенствование методов профилактики и диагностики сахарного диабета, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом, в том числе разработка и внедрение высокотехнологичных методов лечения заболевания и его осложнений; разработка и реализация обучающих программ для больных сахарным диабетом по вопросам профилактики и лечения сахарного диабета. Подпрограмма реализуется в 2007 - 2011 годах. Динамика целевых индикаторов и показателей подпрограммы представлена в приложении N 1 к Программе. III. Мероприятия подпрограммы В рамках мероприятий подпрограммы предусматриваются: проведение исследований по изучению причин возникновения, механизмов развития сахарного диабета и его осложнений, совершенствованию методов его профилактики, диагностики и лечения; оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием, организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом; проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений, обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом, создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем. Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 4. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 6105,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета - 1923,9 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4110 млн. рублей, внебюджетных источников - 71,4 млн. рублей. Финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 188,7 млн. рублей; прочие нужды - 1735,2 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы представлены в приложении N 3 к Программе. V. Механизм реализации подпрограммы Государственными заказчиками подпрограммы являются Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба исполнения наказаний. Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий подпрограммы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственные заказчики подпрограммы: ежеквартально представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы; ежегодно, до 25 января, представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе выполнения работ по реализации мероприятий подпрограммы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств. Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе заключенных соглашений. Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками подпрограммы в установленном порядке. В субъектах Российской Федерации реализация подпрограммы осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом, совершенствование методов его профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации. VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2005 годом с учетом следующих показателей: снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28 процентов; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 55,3 года, женщин - до 59,1 года; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 71,5 года, женщин - до 73,5 года. Предполагаемый экономический эффект от снижения уровня заболеваемости сахарным диабетом составит 114,2 млрд. рублей. Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных сахарным диабетом. ПОДПРОГРАММА "ТУБЕРКУЛЕЗ" ПАСПОРТ подпрограммы "Туберкулез" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Туберкулез" | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки | Федерации от 11 декабря 2006 г. | | подпрограммы | N 1706-р | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по | | заказчики подпрограммы | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба | | | исполнения наказаний, Федеральное | | | агентство по высокотехнологичной | | | медицинской помощи | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство здравоохранения и | | подпрограммы | социального развития Российской | | | Федерации, Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба | | | исполнения наказаний | |-------------------------|---------------------------------------------| | Цели подпрограммы | - снижение уровня заболеваемости | | | туберкулезом, снижение уровня | | | смертности от туберкулеза | |-------------------------|---------------------------------------------| | Задачи подпрограммы | - совершенствование методов профилактики | | | туберкулеза, в том числе разработка | | | информационных программ для населения, | | | образовательных программ для больных | | | туберкулезом и контактирующих с ними | | | лиц; | | | совершенствование мер инфекционного | | | контроля туберкулеза; | | | совершенствование методов диагностики, | | | лечения и комплексных программ медико- | | | социальной реабилитации; | | | строительство и реконструкция | | | противотуберкулезных медицинских | | | учреждений и оснащение их современным | | | медицинским и технологическим | | | оборудованием | |-------------------------|---------------------------------------------| | Целевые индикаторы и | - заболеваемость туберкулезом в | | показатели | исправительных учреждениях Федеральной | | подпрограммы | службы исполнения наказаний на 100 | | | тыс. человек; | | | доля случаев прекращения | | | бактериовыделения в общем числе | | | случаев бактериовыделения среди | | | населения; | | | смертность от туберкулеза на 100 тыс. | | | населения, в том числе в исправительных | | | учреждениях Федеральной службы | | | исполнения наказаний на 100 тыс. человек | |-------------------------|---------------------------------------------| | Срок реализации | - 2007 - 2011 годы | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования | | финансирования | подпрограммы составляет 26277,8 млн. | | подпрограммы | рублей (в ценах соответствующих лет), | | | в том числе за счет средств | | | федерального бюджета - 9781,1 млн. | | | рублей, бюджетов субъектов Российской | | | Федерации - 16496,7 млн. рублей | |-------------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение уровня заболеваемости | | результаты реализации | туберкулезом в исправительных | | подпрограммы и | учреждениях Федеральной службы | | показатели ее | исполнения наказаний до 1495 случаев | | социально- | на 100 тыс. человек; | | экономической | увеличение доли случаев прекращения | | эффективности | бактериовыделения в общем числе | | | случаев бактериовыделения до 79 | | | процентов; | | | снижение уровня смертности от | | | туберкулеза до 21,7 случая на 100 | | | тыс. населения, в том числе в | | | исправительных учреждениях Федеральной | | | службы исполнения наказаний - до 140 | | | случаев на 100 тыс. человек | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма У больных, страдающих туберкулезом, решающим фактором социально-экономического характера является снижение уровня и качества жизни. Не все группы населения охвачены профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми с целью раннего выявления туберкулеза. Необходимо принятие дополнительных мер по обеспечению снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности при туберкулезе, оптимизации лечения больных туберкулезом, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений при туберкулезе, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных, страдающих таким заболеванием, в том числе путем укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения. II. Основные цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели Целями подпрограммы "Туберкулез" (далее - подпрограмма) являются снижение уровня заболеваемости туберкулезом и снижение уровня смертности от туберкулеза. Задачами подпрограммы являются: совершенствование методов профилактики туберкулеза, в том числе разработка информационных программ для населения, образовательных программ для больных туберкулезом и контактирующих с ними лиц; совершенствование мер инфекционного контроля туберкулеза; совершенствование методов диагностики, лечения и комплексных программ медико-социальной реабилитации; строительство и реконструкция противотуберкулезных медицинских учреждений и оснащение их современным медицинским и технологическим оборудованием. Подпрограмма реализуется в 2007 - 2011 годах. Динамика целевых индикаторов и показателей подпрограммы представлена в приложении N 1 к Программе. III. Мероприятия подпрограммы В рамках мероприятий подпрограммы предусматриваются: строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению; разработка и совершенствование ускоренных, высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза; разработка комплексных программ по повышению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения; разработка и апробация как программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза, так и новых методов лечения туберкулеза; разработка и апробация комплексных программ по медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом, относящихся к различным группам риска; разработка и совершенствование санитарных нормативов и мер инфекционного контроля за распространением туберкулеза; предоставление систематической организационно-методической и консультационной помощи (включая мониторинг эффективности реализации мероприятий подпрограммы) субъектам Российской Федерации профильными научно-исследовательскими институтами; создание и обеспечение функционирования системы государственного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных; обеспечение лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами; совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза; внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 5. Перечень объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы, представлен в приложении N 2 к Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 26277,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета - 9781,1 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 16496,7 млн. рублей. Финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: капитальные вложения - 2891,9 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 151,4 млн. рублей; прочие нужды - 6737,8 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы представлены в приложении N 3 к Программе. V. Механизм реализации подпрограммы Государственными заказчиками подпрограммы являются Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий подпрограммы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственные заказчики подпрограммы: ежеквартально представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы; ежегодно, до 25 января, представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе выполнения работ по реализации мероприятий подпрограммы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств. Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе заключенных соглашений. Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств в отношении строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками подпрограммы в установленном порядке. В субъектах Российской Федерации реализация подпрограммы осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости туберкулезом, совершенствование методов профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации. VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2005 годом с учетом следующих показателей: снижение уровня заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1495 случаев на 100 тыс. человек; увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения в общем числе случаев бактериовыделения до 79 процентов; снижение уровня смертности от туберкулеза до 21,7 случая на 100 тыс. населения, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 140 случаев на 100 тыс. человек. Предполагаемый экономический эффект от снижения уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза составит 201,2 млрд. рублей. Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена в улучшении качества жизни и увеличении ее продолжительности, сохранении трудового потенциала больных, формировании здорового образа жизни населения, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения туберкулеза. ПОДПРОГРАММА "ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ" ПАСПОРТ подпрограммы "ВИЧ-инфекция" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "ВИЧ-инфекция" | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки | Федерации от 11 декабря 2006 г. | | подпрограммы | N 1706-р | |-------------------------|---------------------------------------------| | Государственные | - Федеральное агентство по здравоохранению | | заказчики подпрограммы | и социальному развитию, Федеральная | | | служба по надзору в сфере защиты прав | | | потребителей и благополучия человека, | | | Федеральная служба исполнения | | | наказаний | |-------------------------|---------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство здравоохранения и | | подпрограммы | социального развития Российской | | | Федерации, Федеральное агентство по | | | здравоохранению и социальному | | | развитию, Федеральная служба по | | | надзору в сфере защиты прав потребителей | | | и благополучия человека, Федеральная | | | служба исполнения наказаний | |-------------------------|---------------------------------------------| | Цели подпрограммы | - снижение числа вновь зарегистрированных | | | случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией; | | | дальнейшее внедрение методов | | | профилактики заражения ВИЧ-инфекцией | | | новорожденных; | | | обеспечение доступности | | | антиретровирусных препаратов; | | | снижение уровня смертности больных | | | ВИЧ-инфекцией | |-------------------------|---------------------------------------------| | Задачи подпрограммы | - совершенствование методов профилактики | | | распространения ВИЧ-инфекции; | | | совершенствование методов диагностики, | | | лечения и реабилитации при ВИЧ-инфекции; | | | разработка и внедрение современных | | | антиретровирусных препаратов; | | | строительство и реконструкция | | | специализированных медицинских | | | учреждений и оснащение их современным | | | медицинским и технологическим | | | оборудованием | |-------------------------|---------------------------------------------| | Целевые индикаторы и | - число вновь зарегистрированных в течение | | показатели | года случаев заражения ВИЧ-инфекцией, | | подпрограммы | в том числе в исправительных учреждениях | | | Федеральной службы исполнения наказаний; | | | доля ВИЧ-инфицированных беременных | | | женщин, включенных в программу | | | профилактики заражения ВИЧ-инфекцией | | | новорожденных | |-------------------------|---------------------------------------------| | Срок реализации | - 2007 - 2011 годы | | подпрограммы | | |-------------------------|---------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования | | финансирования | подпрограммы составляет 9054,6 млн. | | подпрограммы | рублей (в ценах соответствующих лет), | | | в том числе за счет средств: | | | федерального бюджета - 4853,4 млн. | | | рублей; | | | бюджетов субъектов Российской | | | Федерации - 4046,2 млн. рублей; | | | внебюджетных источников - 155 млн. | | | рублей | |-------------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение числа вновь зарегистрированных | | результаты реализации | случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией | | подпрограммы и | до 31 тыс. случаев, в исправительных | | показатели ее | учреждениях Федеральной службы исполнения | | социально- | наказаний - до 1,6 тыс. случаев; | | экономической | увеличение доли ВИЧ-инфицированных | | эффективности | беременных женщин, включенных в | | | программу профилактики заражения ВИЧ- | | | инфекцией новорожденных, до 98 | | | процентов | ------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма Продолжающийся рост числа зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц в значительной мере обусловлен факторами социально-экономического характера, распространением наркомании, недостаточной информированностью населения. Необходимо увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных. Требуется изучение лекарственной устойчивости вируса иммунодефицита человека к антиретровирусным препаратам. Необходима дальнейшая разработка безопасных технологий заготовки крови и ее компонентов в целях снижения риска передачи ВИЧ-инфекции при использовании донорской крови и ее препаратов. II. Основные цели и задачи подпрограммы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели Целями подпрограммы "ВИЧ-инфекция" (далее - подпрограмма) являются: снижение числа вновь зарегистрированных случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией; внедрение методов профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных; обеспечение доступности антиретровирусных препаратов; снижение уровня смертности больных ВИЧ-инфекцией. Задачами подпрограммы являются: совершенствование методов профилактики распространения ВИЧ-инфекции; совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации при ВИЧ-инфекции; разработка и внедрение современных антиретровирусных препаратов; строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений и оснащение их современным медицинским и технологическим оборудованием. Подпрограмма реализуется в 2007 - 2011 годах. Динамика целевых индикаторов и показателей подпрограммы представлена в приложении N 1 к Программе. III. Мероприятия подпрограммы В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусматриваются: строительство и реконструкция специализированных учреждений; проведение исследований по проблеме ВИЧ-инфекции; изучение лекарственной устойчивости вируса иммунодефицита человека к антиретровирусным препаратам; разработка и клинические испытания диагностических и лекарственных препаратов с учетом молекулярных особенностей циркулирующих штаммов вируса иммунодефицита человека; разработка комплекса мер по снижению риска передачи ВИЧ-инфекции при использовании донорской крови и ее препаратов; изучение особенностей клинического течения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, разработка клинико-лабораторных критериев прогрессирования ВИЧ-инфекции и эффективности терапии; разработка новых форм мониторинга эффективности различных методов профилактики ВИЧ-инфекции; совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека; развитие единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ-инфекции. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 6. Перечень объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы, приведен в приложении N 2 к Программе. IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 9054,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета - 4853,4 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4046,2 млн. рублей, внебюджетных источников - 155 млн. рублей. Финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: капитальные вложения - 4180,7 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 142,6 млн. рублей; прочие нужды - 530,1 млн. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы приведены в приложении N 3 к Программе. V. Механизм реализации подпрограммы Государственными заказчиками подпрограммы являются Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба исполнения наказаний. Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных государственными заказчиками с исполнителями мероприятий подпрограммы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственные заказчики подпрограммы: ежеквартально представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы; ежегодно, до 25 января, представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по реализации мероприятий подпрограммы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств. Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе заключенных соглашений. Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Передача субъектам Российской Федерации материально-технических средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками подпрограммы в установленном порядке. В субъектах Российской Федерации реализация подпрограммы осуществляется за счет реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией, совершенствование методов профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации. VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в сравнении с уровнем 2005 года с учетом следующих показателей: снижение числа вновь зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией до 31 тыс. случаев, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 1,6 тыс. случаев; увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, до 98 процентов. Предполагаемый экономический эффект от снижения заболеваемости ВИЧ-инфекцией женщин репродуктивного возраста и повышения числа ВИЧ-инфицированных, получающих антиретровирусные препараты, составит 37,3 млрд. рублей. Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни больных, повышении информированности и формировании здорового образа жизни населения, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения ВИЧ-инфекции. ПОДПРОГРАММА "ОНКОЛОГИЯ" ПАСПОРТ подпрограммы "Онкология" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Онкология" | | подпрограммы | | |